Status Quo

Status Quo
У меня восемь детей, и все они разные

01.08.2011

Архив интервью | English version

От таких интервью, как говорится, не отказываются. Ведь мы принадлежим к поколению, чье детство прошло под звуки “In The Army Now”, которая в 80-х звучала по любому телеканалу. А в 1996 году нам довелось посетить историческое выступление Status Quo на стадионе «Динамо», несомненно один из самых ярких концертов за всю нашу жизнь. И теперь, когда нам предлагают пообщаться по телефону с лидером Status Quo Фрэнсисом Росси, как можно даже подумать о том, чтобы сказать нет? Возможно, недавние диски Status Quo не относятся к числу их самых успешных работ, но прошлогодний сольный альбом Фрэнсиса “One Step At A Time” был встречен очень тепло как критиками, так и фэнами, да и новейшая работа группы, “Quid Pro Quo”, также имеет все шансы прийтись по вкусу широким массам. Из нашего интервью вы узнаете, что сам Фрэнсис думает о новой работе своего коллектива, а также о напряженном концертном графике, службе в армии и музыкальной карьере своих детей …

Пару лет назад Status Quo после очень долгого перерыва снова выступили в России. В недавнем интервью для одного российского журнала тебя спросили о впечатлениях от этих концертов, и ты сказал, что тебе очень не понравился зал, в котором вы выступали в Москве. Что не так с этой площадкой?

Да, зал в Москве мне не понравился. Мы хотели выступать в обычном зале безо всяких излишеств, чтобы на концерт пришло достаточное количество народу, но оказалось, что билеты сделали слишком дорогими. Просто Москва – как зал, так и сам город, не вызвала у меня столь же приятных чувств, как Санкт-Петербург, и я даже не знаю, почему. Я вижу, что Москва процветает и все такое, но в ней до сих пор ощущается эдакая аура неуверенности, и это меня довольно сильно раздражало. В основном, конечно, меня расстроил зал, российская публика тут не причем. С россиянами все в порядке, но сама страна пережила и до сих пор переживает как-то уж слишком много трудностей.

Действительно, билеты на концерт Status Quo стоили дороже, чем билеты на любой другой концерт на той площадке за предыдущие полгода (речь идет о клубе «Б1 Maximum», ныне «А2» - прим. пер.).

Что довольно-таки глупо. Вот так и получилось, что не так много людей смогло позволить себе увидеть нас. Группе из-за этого всегда немного неприятно. Меня раздражает, когда я выхожу на сцену, а зал полупустой. Я помню, как первый раз приехал в Москву, это было в 1988 году, и с тех пор многое изменилось, но в городе до сих пор чувствуется угнетающая атмосфера, которой нет в Санкт-Петербурге. Возможно, я что-то не правильно понял, или Москву, как и Лондон, нужно как-то по-особому прочувствовать, а я этого не смог,  - не знаю.

На твой взгляд, каковы составляющие хорошего концерта? Чем хороший концерт отличается от обычного?

Взаимопониманием между аудиторией и группой. Мы не из тех групп, которые играют для публики. У нас получается своего рода ‘услуга за услугу’ – мы направляем некое послание, и это послание возвращается к нам, мы его посылаем, и оно снова возвращается. Так все быстрее и быстрее, и генерируется единая энергия. Когда в помещении возникает такая энергия, это потрясающее чувство, люди ощущают единение, группа ощущает единении с аудиторией, и так получается фантастический вечер. Status Quo не из тех групп, которые смотрят на публику сверху вниз и играют для публики. Мы стараемся играть с публикой, так чтобы все стали участниками происходящего, и если это удается, тогда и получается хороший концерт.

Мы читали, что за всю свою карьеру Status Quo дали более 6 тыс. концертов. Что вы делаете для того, чтобы концерты не превращались в рутину?

В каком-то смысле они уже стали рутиной, но тот факт, что ты играешь перед аудиторией, сам по себе создает определенное напряжение, потому что ты выступаешь живьем и прекрасно знаешь, что что-то может пойти не так. Бывают периоды, когда музыканты начинают ощущать самодовольство или даже скуку, но, как я уже говорил, мы вступаем во взаимодействие с аудиторией – мы им что-то даем, они – нам, мы – им, они – нам. Люди так счастливы, когда мы играем песни, которые им нравится. И не важно, играл ли я эту песню уже тысячу раз или нет, перед данной конкретной аудиторией она становится новой. Будь то в Москве, Санкт-Петербурге или Мюнхене, песня обретает новизну, и ее приятно играть, ведь ты видишь счастье в глазах слушателей. Так что для нас очень просто еще раз повторить те же действия. Это как секс или прием пищи. Прием пищи практически каждый раз приятен, хотя порой и случается, что еда не приходится тебе по вкусу. То же самое с занятиями сексом – порой получается хорошо, порой не очень, но мы все равно делаем это еще раз, и еще раз, и еще.

Скоро у Status Quo выходит новый альбом, который называется “Quid Pro Quo”. Какой смысл вы вкладываете в это название? Мы, конечно, знаем прямой смысл этой фразы («услуга за услугу»), но…

А у нас она употребляется как раз в прямом смысле – мы что-то даем, нам что-то дают. Мы выпускаем альбом, люди его покупают – вот вам ‘услуга за услугу’. На английском жаргоне наши монеты уже много лет называются ”quid” – 1 тысяча фунтов будет у нас 1 тысяча квид, а пошло это как раз от выражения “quid pro quo”. Ты мне квид, а я тебе немного яиц, ты мне квид, а я тебе альбом – вот как-то так.

Новый альбом выходит на Edel Records. А что случилось с вашим собственным лейблом Forth Chord, на котором вышел ваш предыдущий альбом?

Он до сих пор работает. Этот лейбл продает лицензии другим компаниям. Только в Англии у нас с ним другая ситуация, и Fourth Chord здесь играют более значимую роль. Но это сугубо вопросы бизнеса, они никак не связаны с музыкой.

Сегодня утром мы читали интервью, посвященное твоему сольному альбому “One Step At A Time”, и там ты в частности, сказал, что очень доволен тем, что тебе не пришлось выносить свои песни на рассмотрение других участников Status Quo. Сейчас ты снова работаешь с группой – не тяжело снова вернуться к этой ситуации после той свободы, которая была у тебя при работе над сольником?

В этот раз я хотел сам продюсировать свои песни, а другие ребята сказали, что хотят работать с Майком Паксменом, и я был не против. Так что мне не пришлось снова предлагать им свои песни, чтобы они выбирали из них те, которые лучше, по их мнению, подходит для Status Quo. Я сам отобрал и записал свои песни, а затем мы сделали остальной материал с Майком Паксменом. Никаких проблем не возникло, наоборот, я считаю, что альбом получился гораздо лучше, чем обычно.

“Rock’n’Roll’n’You” – первая песня с нового альбома, которую вы представили публике. Почему был выбран именно этот трек? Он твой любимый на новом альбоме? Или он наиболее показательный, скажем так?

Честно говоря, он самый подходящий для раскрутки на радио. Вот представьте себе, как любой из номеров нашей концертной программы будет звучать с утра на радио – это же шквал скорости и неистовства. А новый сингл “Rock’n’Roll’n’You”, пусть он и звучит по радио так, как будто мимо тебя проносится машина на большой скорости, но на фоне остальных в сет-листе кажется очень медленным. Мне вообще понравилось, какой получилось эта песня, да и текст в ней рассказывает о жизни каждого из нас. У каждого из нас есть подруга или жена, и по большому счету, рок-н-ролл и подруга – вот и все, что нужно музыканту.

А как появилась обложка альбома? Кто ее нарисовал?

Насколько я помню, тот же парень, который оформил диск “In Search Of The Fourth Chord” (2007). Идея возникла у нашего менеджера, и она заключалась в том, чтобы обновить наши стандарты и кое-что немного поменять. Имея на счету 29 альбомов и, наверное, еще больше сборников, трудно придумывать каждый раз что-то новое, и я уже устал наблюдать на обложках фотографии Рика (Парфитта, гитара, вокал) и себя. Именно поэтому мне понравилась обложка “In Search Of The Fourth Chord” – это не очередная стандартная фотография. И в этот раз на обложке не совсем нормальная фотография. Для меня это своего рода бонус. Я и так знаю, как мы выглядим, и ненавижу смотреть на себя. (Дружный смех).

Почему вы решили дополнить альбом концертным бонус-CD? У вас ведь и так в дискографии немалоконцертных альбомов …

Это издание выйдет в Англии, и там такой бонус необходим. Диск скомпонован из записей с нескольких концертов, один состоялся в Мельбурне (Австралия), а где другой, я уж и не помню. Это издание нацелено на так называемых “блуждающих фэнов”, которые не всегда хорошо разбираются в дискографии Status Quo. Привлечь блуждающего фэна очень трудно, но если этот диск его привлечет – а я думаю, нам это удастся – мы хотим дать ему в комплекте концертный альбом, чтобы он был “подкован” не хуже, чем наш преданный фэн. Обычно когда мы выпускаем альбом, люди его слушают и не получают никакого представления о том, как мы звучим живьем, а с этим альбомом у них сразу появляется возможность оценить, как песни звучат на концертах. Опять-таки, мы всегда пытаемся предложить фэнам адекватный товар за их деньги. В нашем мире люди всегда стремятся получить больше товаров за ту же сумму, и мы даем им такую возможность, если это в наших силах.

Альбом завершается новой версией песни “In The Army Now”, которая уже выходила на сингле и получила совершенно полярные отклики. Многие всегда считали эту песню антивоенной, направленной против армии, а тут выходит ее новая версия, записанная в рамках благотворительной компании по сбору средств для ветеранов армейской службы …

(Перебивает). Да я думаю, все понимают, что момент в песне, когда мы поем “Oooh, you’re in the army now”, символизирует осознание реальной ситуации. Помню, когда я учился в школе, у меня был друг, который, когда у него появлялись неприятности, всегда говорил: “Вот пойду в армию” – он думал, что в армии все будет круто. Я лично знаю многих ребят, которые считают, что в армии все будет круто – там старшие товарищи и все такое, но когда такой парень однажды утром просыпается в казарме, он думает-  “ой, черт…” По этому пути прошли многие.

Мы в новостях постоянно видели репортажи о наших войсках. Мы можем поддерживать действия армии, можем быть против них, но что бы ни делали солдаты, это не их вина, их послало на это правительство. Если наш народ не поддерживает такие решения правительства, надо идти на выборы и голосовать за такое правительство, которое избавится от армии. Но поскольку пока у нас все-таки есть армия, и она принимает участие в боевых действиях, нам нужно ей помогать. Как я уже говорил, это не значит, что я поддерживаю войну и все решения правительства. Но это не значит, что я отказываюсь поддержать ребят, которых посылают на войну. И этот сингл – наше выражение поддержки.

Думаю, эту песню можно воспринимать как антивоенную, хотя некоторые считают, что это песня в поддержку войны. Я не могу сказать, что эта песня в поддержку войны, но это совершенно точно песня в поддержку солдат. Солдат обычно становится жертвой войны, разве не так? Он умирает и становится героем, но при этом он жертва. Мне вообще сложно слушать, как люди говорят о воинской славе – что славного в том, чтобы быть мертвым? Где здесь слава?

Доходы от продажи сингла “In the Army Now 2010” направляются в благотворительные фонды, которые оказывают поддержку британским ветеранам войны. А что происходит с доходами от продажи российской лицензионной версии этого сингла?

Насколько я знаю, они направляются туда же. Мы ведь британцы, хотя мы, конечно, знаем, что боевые действия ведут и другие войска – из Италии, Австрии и т.д. Изначально все затевалось для солдат, которых мы чаще всего видим по британскому телевидению. Но, конечно, всем в Европе и в России стоит задуматься о ребятах, которые идут на войну. Я на такое не способен, я слишком большой трус, и я очень уважаю тех, кто идет на войну. Опять-таки, как я уже говорил, справедливо ли посылать их туда – это другой вопрос. Если кто-то из этих ребят возвращается с войны без ноги - это не только британский феномен, такое случается и в России. Так что если мы сможем направить какие-то деньги российским ветеранам, я совершенно не против. На свете всегда найдутся люди, которые воюют прямо сейчас.

Недавно вы выпустили еще один примечательный римейк - “Whatever You Want”, записанный вместе с танцевальной группой Scooter. Как возникло столь необычное сотрудничество? Как тебе музыка Scooter?

Они сами к нам обратились. Они записали свою версию этой песни и хотели, чтобы мы тоже приняли в ней участие, и мы просто не смогли сказать “нет”. Какого-то определенного мнения о группе у меня нет, их версия этой песни мне понравилась, но это же песня Status Quo, так что я не могу ее не любить. Любопытно, что когда мы лично встретились с этими ребятами, они оказались очень вежливыми и приятными людьми. У них совсем не такой имидж, но при личном общении они все очень милые. В музыке - и в рок-н-ролле в том числе - такое случается – иногда ты занимаешься проектами, которые очень отличаются от того, что ты обычно делаешь. Преимущественно твоя деятельность находится в каких-то рамках, к которым ты привыкаешь, а потом появляется возможность сделать что-то совершенно противоположное, и ты либо соглашаешься, либо нет. Мы согласились, нам понравилось, но на этом все. (Смеется).

Для своего сольного альбома ты написал песню вместе со своим сыном Николасом, и он также входит в состав твоей сольной группы. Когда он был ребенком, ты пытался как-то влиять на его музыкальные вкусы, учить играть на гитаре? Или он до всего дошел самостоятельно?

Я пытался его учить, когда он был совсем маленьким, и он начал немного играть. Он вообще очень похож на папу и многое у меня перенял. Сейчас у меня восемь детей, и все они разные. Я его немного поучил, а потом он потерял интерес, но когда ему исполнилось лет 14, заинтересовался снова. Просто так получилось. А благодаря тому, что я его раньше уже учил, он начал не с нуля, и ему все далось гораздо легче. Совсем по-другому вышло с моими младшими детьми – дочкой Кейрой Таллула и сыном Перси. Их мама устроила для них уроки игры на пианино, кларнете и даже немного на барабанах, но они никогда не увлекались гитарой или рок-н-роллом. А в последние несколько месяцев они стали активно слушать кантри-певицу Тейлор Свифт и оба взялись за гитары. Папа им вообще ничего не показывал, но при этом они очень хорошо играют. Я не знаю, как так получилось, я и не думал, что они этим займутся, но вот ведь - занялись.

Когда Николас был совсем ребенком, я думал: “Ну, давай, расти, чтобы я мог играть вместе с тобой, чтобы мы могли говорить о музыке ”. При этом я никогда не думал, что у меня будет сольный проект, и что там будет играть один из моих сыновей, так что когда я его там вижу, мне приходится напоминать себе о том, что именно об этом я мечтал, когда был молодым папашей. “Я на сцене со своим ребенком - класс!” Мы слишком часто забываем насладиться моментом, которого долго ждали, так что я стараюсь не упускать эту возможность, когда мы вместе гастролируем.

“Quid Pro Quo” будет, как в старые времена, выпущен на виниле. Что ты думаешь о недавнем возрождении винила? Тебе больше нравится винил или CD?

Мне все равно. Если мне нравится песня, она мне нравится в любом случае, я не верю, что на виниле она будет звучать лучше. А если песня мне не нравится, то она не станет лучше, на чем бы она ни звучала. Мы все привыкли к винилу – это как с черно-белым телевидением, другого у нас просто не было. Но, конечно, когда появился цветной телевизор, он нам пришелся по душе куда больше.

Интересно, что другие поколения заинтересовались винилом. Мы до сих пор выпускаемся на виниле, у моего сольного альбома был тираж на виниле, и некоторые недавние альбомы Quo тоже на нем выйдут. Правда, я вижу в этом стремление остаться в прошлом и не более того. На самом-то деле, винил звучит хуже – это очевидный факт. У винила есть компрессия, у винила есть шум, просто мы в наши подростковые годы к этому привыкли и думаем: “Вау, так и должно быть!” Нет, не должно, просто у винила хуже качество. Некоторые считают, что “цифра” звучит слишком стерильно и чисто, однако она всего лишь точно передает вам то, что было записано. Но опять-таки, как я уже говорил, если мне нравится песня, мне все равно, на чем она звучит. Я не стану говорить: “Мне эта песня не нравится, потому что она в “цифре”, а эта песня нравится, потому что она на виниле”. Главное, чтобы мне нравилась сама песня, и тогда я куплю ее на виниле, на CD или на чем угодно.

Сейчас все стало сложнее, потому что у меня, как и у всех, вся любимая музыка в телефоне. Конечно, у меня есть виниловый проигрыватель, но если я буду покупать винил, придется «перегонять» его на ноутбук, а оттуда заливать на телефон.

В прошлому году тебя произвели в Офицеры ордена Британской империи. Что это для тебя значит?

(Вздыхает). Мне кажется, такие люди, как мы, не очень-то заслуживают такой чести. Но когда было объявлено о присуждении нам этой награды, на эту тему было столько сообщений в прессе и на телевидении, что я понял, в чем смысл. Если дать награду какому-нибудь врачу скорой помощи из Бирмингема, то его все равно мало кто знает, и сообщение об этом не будут передавать по SkyNews или BBC News. А вот если награждают меня и Рика, об этом тут же сообщают по BBC News. Многие скажут: “Какой позор, они этого не заслужили”, но другие скажут: “Замечательно, они этого достойны”. Так что мы в некотором роде внесли свой вклад в поддержание системы. Не уверен, что мы заслуживаем такой награды, но я понимаю, почему нам ее дали.

Через несколько лет Status Quo будут отмечать свое 50-летие. Вы планируете что-нибудь особенное по такому случаю?

Я планирую выкопать большую яму и в ней спрятаться! (Дружный смех). Не знаю, мы отпраздновали уже так много юбилеев. Несколько лет назад у нас был менеджер, который был готов на все ради отмечания очередного юбилея. Однако следующий юбилей у нас серьезный, это 50 лет с того момента, как я начал играть с Аланом Ланкастером (бас) и Джоном Когланом (барабаны), так что, я думаю, мы что-нибудь устроим. Например, какие-то люди сейчас пытаются снять очень подробный документальный фильм, в котором будет рассказываться обо всех этих 50 годах. Посмотрим, что получится.

Официальный сайт Status Quo: http://www.statusquo.co.uk/ 

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Интервью - Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского – Роман Патрашов
18 мая 2011 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker