Fair Warning

Fair Warning
Выйти за границы привычного

18.02.2011

Архив интервью | English version

У журналиста есть два способа организовать интервью – мониторить предложения лейблов и выбирать из них интересные группы или же проявить инициативу и вступить в переговоры с интересующими вас лейблами и группами самому. Крайне редко эти два вектора движения совпадают, но именно так и произошло в этот раз. Когда около полугода назад мы услышали последний альбом замечательных немецких хард-рокеров Fair Warning “Aura” (2009), нам он так понравился, что мы решили восстановить наши контакты с гитаристом группы Хельге Энгельке и сделать одно из тех длинных и подробных интервью, которые у нас получаются, когда мы не ограничены установленным лейблами получасовым форматом беседы. Но как раз в тот момент, когда мы обдумывали это решение, Fair Warning подписались на SPV Records и выпустили там концертный CD/DVD “Talking Ain’t Enough”, так что вожделенное интервью фактически само упало в наши руки. В 2004 году мы уже общались с Хельге – когда другая его группа Dreamtide выпустила настоящий шедевр под названием “Dreams For The Daring”. Так что в этот раз мы решили продолжить с того момента, на котором остановились шесть лет назад, и выяснить, что произошло в обеих группах с тех пор…

В 2005 году Fair Warning снова собрались после довольно длительного перерыва. Как это произошло? Что снова объединило вас четверых?


Только деньги! (Дружный смех). Конечно же, все было немного иначе. В 2000 году Fair Warning прекратили свою деятельность потому, что из группы ушел Томми (Харт, вокалист). А ушел он со словами «Ребята, СЕЙЧАС мне хочется заняться чем-то еще». Лично для меня было вполне очевидно, что это далеко не конец группы. И пока Томми занимался Soul Doctor, а я Dreamtide, мы не теряли контакта друг с другом, постоянно общались по телефону. И в 2005 мы вдруг решили: «Было бы здорово снова сделать что-нибудь вместе!». Мы встретились все вместе и решили попробовать. Так и появился альбом “Brother’s Keeper”, который вышел в 2006 году.

Когда Томми ушел, у нас не было никаких трений или скандалов. Не было такого, чтобы его все ругали, или чтобы кто-то кого-то называл мерзавцем, условно говоря. Просто Томми был не вполне доволен положением дел в Fair Warning и решил попробовать сделать что-то более удачное с Soul Doctor. А сейчас он, возможно, понял, что быть в Fair Warning не так уж и плохо. (Смеется).

Как бы ты сравнил сегодняшний Fair Warning с Fair Warning 90-х? Насколько изменились взаимоотношения внутри группы? Поменялся ли ваш метод работы над музыкой?

Нет, не думаю. Стариков уже не переделать! (Смеется). Что-то, безусловно, в группе поменялось, но это были естественные изменения, никак не связанные с тем, что у нас был перерыв. Ты становишься старше, опытнее, и ты говоришь: «Мы уже делали эти ошибки, и мы не должны их повторять». Но на личном уровне ничего не изменилось, все осталось по-прежнему.

Почему в реюнионе не участвует гитарист Энди Малечек?

Энди ушел из группы в 2000 году – еще до Томми. Скорее всего, существует две версии этого ухода. Если вы спросите меня, Уле (Ритгена, басиста) или Томми, то услышите ту версию, которую я сейчас вам расскажу, Если же вы спросите Энди, то его версия, скорее всего, будет несколько отличаться. (Смеется). Но суть заключалась в том, что у нас было ощущение, что Энди больше не интересно работать в Fair Warning. Он не приходил не репетиции, он не принимал участия во многих этапах работы над дисками, нам всегда приходилось его подталкивать: «Ну, давай, приходи и сыграй же свою партию!». Его вклад становился все меньше и меньше. Закончилось все тем, что когда у нас был уже назначен промо-тур, единственным, кто не приходил на репетиции, был Энди. В самый последний день репетиций он явился и сказал: «Ну, вот он я, что мы будем играть?». Мы спросили: «Энди, а ты песни-то знаешь? Мы выслали тебе их список уже много недель назад, но ты так и не появился!». Он сказал: «Что, правда?». Фактически, когда он появился-таки в репетиционном зале, он был совершенно не подготовлен. Тогда мы сказали: «нам нужно уйти», и оставили его в репетиционном зале. Это было днем, но когда мы вернулись ближе к ночи, он все еще не мог ничего сыграть. И тогда мы сказали: «OK, Энди, ВОЗМОЖНО, взять тебя в промо-тур будет не самой хорошей идеей». Он с нами даже ни разу не репетировал! И он сказал: «ВОЗМОЖНО, вы правы». Но когда мы вернулись, он сказал: «Раз я не поехал в промо-тур, я ухожу из группы!».

Еще один эпизод случился, когда мы решили собраться снова. У нас не было ощущения, что Энди это интересно, но Томми все-таки решил «навести мосты». Энди не принимал участие в записи “Brother’s Keeper”, но поскольку на этом альбоме предполагался документальный видео-ролик (в итоге он появился на сингле “Don’t Keep Me Waiting” – прим. авт.), мы сказали: «Раз там содержатся материалы о Fair Warning с образования группы по сегодняшний день, там должен быть и Энди». Томми договорился с ним о встрече в Берлине – чтобы он хотя бы что-нибудь сказал в камеру о Fair Warning, но в итоге он так и не появился. Так что для меня было совершенно очевидно, что он потерял к группе всякий интерес.

Что означает название альбома “Brother’s Keeper” («Сторож брату моему»)? Мы знаем, как оно толкуется в Библии, но какой смысл вкладывали в него вы?

Относительно названий альбомов в Fair Warning всегда были бурные дебаты. Действительно, это название взято из Библии, и оно означает «заботься о тех, кто рядом с тобой». Когда мы снова собрались вместе, мы сказали: «Было здорово вместе работать над альбомами, и нам стоит попробовать еще раз». Но при этом мы учли и точку зрения Томми – с которой полностью согласны – что этого очень хотят наши фэны. Мы получили от них множество писем, в которых они просили нас записать новый альбом, но я бы солгал, если бы сказал, что это было единственной причиной нашего объединения. Как я уже говорил, когда мы снова встретились, то решили попробовать еще раз, так что это желание исходило от нас самих, потому что нам нравилось работать вместе раньше, и еще потому, что все эти пять лет, которые мы не работали вместе, мы поддерживали контакт. Мы часто встречались, мы общались по телефону, или же когда Томми записывался с Soul Doctor, и у него были какие-нибудь вопросы, он всегда звонил мне. Хотя на тот момент мы уже не были коллегами, мы оставались друзьями, и мы постоянно говорили о музыке и не только. Вот об этом и говорит наше название – что мы продолжали заботиться друг о друге.

Когда вы работаете над музыкой вместе, это может быть немного сложнее, потому что иногда кто-то из вас может сказать: «Нет, мне не нравится этот момент, мне не нравится, как ты тут поешь, мне не нравится, как ты тут играешь!». Быть просто друзьями намного проще, чем работать вместе! (Смеется). Но мы никогда не переставали быть друзьями. Это сложно объяснить… Oкей, сейчас я попытаюсь привести пример, чтобы было немного понятнее. Томми живет в Берлине, а Уле, СиСи (Беренс, ударные) и - в Ганновере, который находится от Берлина в 300 километрах. Но Берлин – столица Германии, да и просто очень интересный город. Когда моему сыну было 12 или 13 лет, он сказал: «Я поговорил с Томми о том, можно ли мне как-нибудь съездить в Берлин». И он поехал в Берлин, где о нем позаботился Томми, хотя на тот момент мы уже давно не играли в одной группе. Мне кажется, этот эпизод очень хорошо характеризует наши отношения.

Начиная со второго альбома Fair Warning, вы все альбомы записывали самостоятельно. Мы понимаем, что это стоит намного дешевле, чем работа в настоящей большой студии…

Ну, не все так однозначно. Это стоит огромного количества нервов!

Хорошо, а ты лично доволен текущим положением дел, или же чувствуешь некоторые ограничения по возможностям работы над звуком?


Нет, конечно, нет! Возможности звукозаписи за последние 20 лет очень сильно изменились. Когда мы только начинали на заре 90-х, это был закат эры магнитофонов и аналоговой техники. Когда мы работали над нашим первым альбомом, то потратили очень много времени и денег на различные студии, потому что арендовать студию на продолжительный промежуток времени стоит немалых денег. Гораздо дешевле прийти в студию, сыграть там свой сет «живьем» и записать все за два дня. Это потребует намного меньших затрат. (Смеется). Но когда ты работаешь в студии над новым альбомом, то тебе бывает нужно проработать множество деталей, множество нюансов, а на это нужно время. И вот именно такие моменты мы обычно прорабатываем сами, не арендуя для этого студию. Что касается студийного оборудования, то сейчас ты, конечно, не можешь потратить 200 евро и приобрести за эти деньги профессиональную технику для звукозаписи, но если ты потратишь столько же, сколько потратил бы на две недели работы в студии, то ты получишь профессиональную технику для звукозаписи. Вдобавок ко всему, что еще хорошо отражается на звучании в крупных студиях, это собственно комнаты, размер которых особенно важен при записи ударных. Мы пытаемся компенсировать это, снимая большие дома, что имеет еще одно дополнительное преимущество. Поскольку Энди и Томми для записи приезжали в Ганновер, они там и останавливались, к тому же, у нас получается практически неограниченное пространство для записи. Так что мы не теряем практически ничего из того, что могли бы иметь, записываясь в крупной студии. У нас гораздо больше времени и возможности отработать все детали, потому что над нами не висит дамоклов меч времени. Не знаю, насколько вы знакомы с технологиями звукозаписи, но на сегодняшний день большая их часть помещается в компьютере, и имеешь ты десятимиллионный бюджет или записываешься дома, базисная система записи все равно одна – ProTools.

В 2008 году ты выпустил третий альбом Dreamtide (“Dreams And Deliver”), и он стал первым диском больше чем за пять лет, который вышел не на лейбле Frontiers. В прошлый раз ты сказал нам, что не всегда бы доволен сотрудничеством с этой компанией, особенно с учетом того, что ее представители заставили вас подготовить альтернативные версии нескольких песен с “Dreams For The Daring” (2003), которые не пришлись им по вкусу. С AOR Heaven в этом смысле было легче работать? Они предоставляли тебе достаточно свободы творчества?


Они вообще ничего ни о чем нам не говорили! (Дружный смех). И я был этим вполне доволен. Frontiers – замечательный лейбл, и им нравится, как звучит музыка, которую они издают. Но есть несколько моментов, которые меня в них не устраивают. И главный из них заключается в том, что они концентрируются на том, что они называют «мелодик-роком», что ставит их самих в заведомо узкие рамки, потому что сам стиль довольно узок. И это не только мое мнение, я неоднократно слышал его и от многих других, и всегда с ними соглашался. Мне говорили: «На Frontiers вышел новый релиз», и когда я спрашивал: «Что за группа?», мне отвечали: «Да какая разница, ведь они звучат как типичные питомцы Frontiers». Но такой подход совершенно не применим ни к Fair Warning, ни к Dreamtide. И когда однажды ты слышишь: «То, что вы здесь играете – это не мелодик-рок!», хочется сказать: «Что за черт! Меня это совершенно не волнует! Это просто хорошая музыка!». Если кому-то нравится год за годом выпускать похожие как братья-близнецы альбомы, ради бога, но это не мой вариант.

Как тебе удалось пригласить Фрэнсиса Буххольца (экс-Scorpions) для записи партии баса на “Dream And Deliver”? Он уже лет 17 не сотрудничал ни с одной группой, так как ты его уговорил?


Я пошел на вечеринку…

Отличное начало… (Дружный смех).


Ну что ж поделать, ведь все так и было! Дело в том, что Фрэнсис живет в Ганновере, и некоторое время назад мы узнали, что он хочет вернуться в музыку, начать что-нибудь делать – записываться, выступать, что угодно. Поэтому он стал играть с Ули Ротом, поехал с ним в турне, но ему всегда хотелось, чтобы Ули записал что-нибудь в духе старых Scorpions – не ретро, но хотя бы настоящий рок. Однако Ули всегда был ближе классический, «хендриксовский» стиль, так называемый «обычный» рок был ему не интересен. И на тот момент было неясно, будет ли Ули записывать такой новый альбом, который бы хотелось Фрэнсису.

И как-то раз я пошел на день рождения Клауса Ритгена, менеджера Fair Warning, и Фрэнсис тоже был там. Мы проговорили с ним несколько часов, и он сказал мне, что слышал про Dreamtide, потому что Олаф Шенкбайл, наш вокалист, в то время выступал в гастрольном составе Ули. И я сказал: «Кстати, мы как раз ищем басиста, тебе это было бы интересно?» Фрэнсис тогда не сказал ничего определенного, ответил что-то типа того, что возможно, нам стоит встретиться. Потом мы встретились в моей студии, и я включил ему несколько фрагментов для нового альбома. Я сказал: «Прослушай, здесь ты можешь сделать это и это», и буквально сразу он ответил, что ему это интересно, и что он поработает над музыкой. На следующий день мы снова встретились, и с этого-то все и началось. В конечном итоге, он работал над альбомом вместе с нами, что было для нас очень приятным опытом.

Но я должен отметить, что нашего прежнего басиста, Оле Хампельмана, мы из группы не выгоняли. Просто в 2004 году он женился, у него родилось двое детей, и он вернулся в университет, чтобы завершить свое обучение, так что на группу у него просто не осталось времени. И Фрэнсис поступил по отношению к нему очень порядочно. Когда я сказал, что место басиста в Dreamtide свободно, он ответил, что не хочет занимать чье-то место. И я ответил, что это совершенно другая ситуация, и место действительно вакантно.

Очевидно, песня “Download A Dream” имеет для тебя особенное значение, раз на “Dream And Deliver” она представлена сразу в двух версиях. Скажи, скачивание действительно представляет для тебя серьезную проблему? И видишь ли ты какие-нибудь пути ее решения?

Отвечая на вторую часть вопроса – нет, я не вижу ни одного выхода из ситуации. Музыканта, работы которого скачивают, просто обдирают как липку. (Смеется). Ничего не изменится – люди уже привыкли получать музыку бесплатно, привыкли красть. И, конечно же, это не может не отражаться на музыкантах, потому что эта беда затронула абсолютно все группы на этой планете. По мере роста объемов незаконного скачивания продажи дисков падают в тех же объемах, и это факт, от которого никуда не денешься.

Как фэн я могу сказать, что это здорово, что музыка стала так доступна. Но как музыкант, зарабатывающий музыкой себе на жизнь, я должен сказать, что нелегальное скачивание – это просто дерьмо. Но мы ничего не можем с этим поделать. Лейблы предпринимают очень вялые попытки с этим бороться, например, в Германии, когда ты хочешь посмотреть некоторые ролики на YouTube, то высвечивается сообщение: «Этот ролик заблокирован из-за нарушения авторских прав», потому что правами на него владеют, например, Sony или три других крупнейших лейбла. И что делают люди? Забивают то же название в строку поиска на Google Videos, и там все находится!

Я думаю, что и лейблы, и политики спохватились слишком поздно. Я не говорю, что все, кто скачивает музыку – преступники, но они просто не понимают, что творят. Если кто-то может получить какую-то вещь бесплатно, он это делает. С другой стороны, если у тебя проблемы с твоим соседом, он слишком шумит или еще что-нибудь, нет ничего проще, чем подняться и пристрелить его. Но ведь вы этого не делаете, потому что существуют более цивилизованные способы решения проблемы. Со скачиванием же все иначе. У людей есть техническая возможность получить музыку бесплатно, и они ее реализуют.

Чтобы что-то изменить, весь мир должен сообща установить жесткий контроль над Сетью, а я себе такого не представляю. Возможно, все это можно легализовать на той основе, на которой существует телевидение. Телевидение по сути своей бесплатно, оно выживает за счет показа рекламных роликов, и уже сейчас существуют такие музыкальные порталы, где пишут: «Вы можете слушать музыку, можете скачивать ее бесплатно, но сначала вы должны посмотреть этот чертов рекламный ролик», и таким образом они зарабатывают деньги. Не то, чтобы меня все это радовало, но нужно смотреть правде в глаза. Единственное, что в моих силах – это написать обо всем этом песню. Но весьма вероятно, что и ее будут так же скачивать, как и остальные песни. (Смеется).

На альбоме “Dream And Deliver” впервые одну из песен написал ваш вокалист Олаф. Расскажи, как получилось, что “Help Me” вошла в альбом?

Это была идея Олафа, у него на руках было только черновое демо, на котором были лишь гитара и вокал. Он спросил: «Не посмотришь, из этого что-нибудь может получиться?». Я ее аранжировал и записал еще одно демо. Олафу понравилось, тогда я сделал итоговую аранжировку, и мы с Фрэнсисом записали ее для альбома. Так что конечный результат понравился нам всем!

К сожалению, на официальном сайте Dreamtide мы так и не нашли никаких дат концертов. Означает ли это, что сегодняшний Dreamtide – исключительно студийный проект?


Надеюсь, что нет. Когда мы решили возродить Fair Warning, то и для меня, и для Томми было совершенно очевидно, что мы не забросим ни Soul Doctor, ни Dreamtide. Это была одна из причин, которая сделала работу в Fair Warning намного проще. Томми в свое время ушел из группы именно потому, что он не мог реализовать все свои идеи в рамках Fair Warning; я не ушел, но я тоже в Dreamtide чувствую себя намного свободнее. С другой стороны, в сутках только 24 часа. И я вовлечен во все этапы процесса работы над альбомом, хотя бы уж потому, что все (за исключением ударных, которые мы пишем в больших залах) записывается в моей домашней студии. Так что процесс записи отнимает у меня довольно много времени. Когда мы завершили работу над “Dream And Deliver”, у нас уже совершенно не было времени организовывать какие-то гастроли, потому что мы уже начинали работать над альбомом “Aura” (2009) Fair Warning. Фактически получилось так, что сегодня мы закончили работу над мастерами “Dream And Deliver”, а завтра уже начали работу над “Aura”. А когда альбом был завершен, мы решили, что нам нужно обязательно отправиться в турне с Fair Warning, потому что мы получили несколько очень хороших предложений. Например, нам предложили выступить на фестивале Loud Park и поехать в турне в Японию в качестве хэдлайнеров, так что мы немедленно приступили к репетициям. Когда они завершились, я, вообще-то, должен был начать работу над новым альбомом Dreamtide, но мы решили записать новый концертник. В сутках, к сожалению, только 24 часа!

Теперь перейдем к новому альбому Fair Warning “Aura”. Первое, о чем хочется спросить, это почему уже второй раз подряд на обложке альбома красуется фотография группы?

Даже не спрашивайте меня об этом! В Fair Warning это был очередной повод для жарких дебатов! Эта обложка просто чудовищна! (Дружный смех). Но если вы спросите Ули, то ему она нравится. А мне идея использовать в третий раз один и тот же прием не кажется хорошей. Второй раз подряд, но третий вообще, потому что был еще альбом “Go!” (1997), на обложке которого тоже были наши чертовы физиономии. Я говорил им: «Только не это, зачем делать то же самое с “Aura”?», так что если вы хотели услышать об этой обложке что-то хорошее, вы обратились не по адресу. Мне нравится сам альбом, музыка, но обложка ужасна!

Запись этого альбома заняла 10 месяцев, работа над “Dream And Deliver” шла и того дольше. Насколько песни менялись от первоначальной задумки до итоговых вариантов, которые вошли в альбомы? У тебя изначально есть какое-то видение песни, или же она меняется и развивается постепенно?

Здесь нет каких-то определенных правил. Есть песни, которые практически не меняются по сравнению с изначальной идеей, есть те, которые меняются довольно радикально. Оригинальное демо автора – в Dreamtide это я, а в Fair Warning это Уле и я – выносится на всеобщее обсуждение, и каждый волен изменить его по своему усмотрению, внести что-то свое. Например, на альбоме “Dream And Deliver” есть песня, которая называется “The Vow”, в которой довольно важную роль играет пение хора монахов – оно идет в начале, в конце и середине. Изначально она там вообще не планировалась. Когда мы с Олафом приступили к записи вокала, он начал дурачиться, пробуя различные варианты звучания, и я сказал: «Стоп! Подожди минутку! Это звучит очень здорово, нужно над этим поработать!». Бывает так, что ты два или три дня напряженно работаешь над песней, а потом ее радикально меняешь. То же самое и с Fair Warning. На “Aura” есть песня, которая называется “Holding On”. Уле дал мне эту песню, у меня были в отношении нее определенные задумки, и я изменил ее аранжировку. Потом я сыграл ее Уле и Томми, и они сказали: «Здорово, возможно, именно так ее и следует играть». На “Aura” также есть песня “Fighting For Your Love”: когда Уле поставил мне ее демо, я сказал: «Возможно, у меня есть идея получше – давай попробуем сделать ее немного тяжелее». Я поставил свой вариант Уле и Томми, но, к сожалению, он им не понравился. Они сказали: «Нет, это все не то!». И я ответил: «Хорошо, я сделаю так, как нравится вам, но позвольте мне гитарную партию сыграть так, как нравится мне». А потом, во время микширования, Уле повернулся ко мне и сказал: «Она почему-то все-таки не торкает!». И я ответил: «Именно об этом я вам говорил с самого начала!». Он спросил: «У тебя вроде была альтернативная гитарная аранжировка?» И я ответил: «Да, у меня есть совершенно другая версия». Итоговая версия получилось миксом моего и его варианта. Но на это ушли недели обсуждений, в течение которых песня претерпела множество изменений. Но мне кажется, что музыке это только на пользу. Так что иногда процесс получается довольно длительным. У нас не бывает такого, что мы приходим в студию, считаем до четырех и пишем готовый трек. Так в Fair Warning мы не работали никогда.

Сейчас ты сочиняешь материал для двух групп. А как ты разделяешь песни – что пойдет для Dreamtide, а что – для Fair Warning?

Я этого вообще не делаю. Когда мы ничего не записываем и не гастролируем, я обычно пишу песни и подготавливаю демки. А потом, когда кто-либо начинает готовиться к записи альбома, я просто демонстрирую свои наработки, и мы выбираем из них то, что нам всем нравится. Я не могу специально писать песню для Fair Warning или для Dreamtide, и поэтому я этого не делаю. В Fair Warning, например, даже после 20 лет совместной работы, выбор ребят меня до сих пор иногда удивляет. Я включаю какую-то композицию Уле или Томми и думаю: «Она им точно понравится», но может оказаться, что это не так. Или же я играю что-то Олафу, и он говорит: «Не думаю, что она мне подойдет». Так что я ничего не делю, я просто пишу песни и показывают их ребятам.

Нам очень понравилась пара твоих новых песен, и мы хотели поподробнее тебя о них расспросить. Первая из них – это “As Snow White Found Out” с альбома “Aura”. Что вдохновило тебя на ее написание?

Это история об одной моей знакомой девушке. Это очень милая девушка, но когда в ее жизни появляются какие-то проблемы, когда жизнь требует от нее каких-то решений, она сразу сдается. И начинает искать утешения в вине, наркотиках и прочем. Вот примерно об этом я хотел рассказать в “As Snow White Found Out”.

Ты не включал ей эту песню?

Включал, но не думаю, что она поняла, что эта песня о ней.

Вторая песня – это “Stronger” с последнего альбома Dreamtide. Как появилась эта вещь? Чтобы написать подобный текст, нужно через многое пройти…  


(Вздыхает). Ну, это в какой-то степени песня про меня самого, про то, что мне довелось испытать. Когда ты играешь музыку, всегда найдутся те, кто скажет: «Ты ничего не добьешься!». Всегда найдутся те, кому она будет нравиться, и те, кто захочет что-то изменить. Как, например, было с лейблами, которые говорили: «Это не мелодик-рок, тебе нужно все поменять!». Ничего не остается, кроме как начать писать песни об этом и о том, как ты воспринимаешь мир. На самом деле, большая часть моих песен имеет очень личный характер, это не всегда истории о любви, это мой личный жизненный опыт. Как, например, “Download A Dream” – это тот случай, когда я очень хорошо знаю, о чем говорю. Думаю, у меня вообще нет песен, которые бы как-то не соотносились с моим собственным опытом.

В Fair Warning у нас даже иногда возникают словесные баталии из-за подобных песен. Когда я приношу песни с названиями типа “As Snow White Found Out” или “Generation Jedi”, Томми порой говорит: «Что за ерунда у тебя опять в названии?» (Дружный смех). У нас были споры относительно “Generation Jedi”, это ведь не песня для вечеринки. Я ему всегда говорю: «Эта песня об этом и об этом, я могу рассказать, как ее написал и как появилось такое название», но Томми порой отвечает: «Но ведь это не рок!». Я тогда возражаю: «Кто сказал, что это не рок?! Рок – это не только песенки типа «давайте закатим вечеринку на всю ночь» и тому подобное. И если она звучит немного странно, это даже лучше, потому что мы предложим слушателям нечто оригинальное, а не то, что уже пелось миллион раз».

Мне хочется выйти за границы привычного – не в смысле начать играть какой-нибудь музыкальный экстрим, а в смысле текстов… М-м-м, это сложно объяснить… Если я пишу текст, и понимаю, что я нечто подобное уже слышал множество раз, то я его не использую.

Почему Томми ничего не пишет для Fair Warning? Ведь на альбомах Soul Doctor он указан в качестве автора…

Хороший вопрос! Когда мы снова собрались вместе для записи “Brother’s Keeper”, я сказал: «Почему бы нам всем троим не поучаствовать в создании песен?». Но Томми сказал: «Я пас. Я никогда не писал для Fair Warning, и я не уверен, что то, что я напишу, подойдет для группы». Это было очень великодушно и честно с его стороны. Он считает, что стиль Fair Warning определяют именно мои с Уле песни и его вокал. Он сказал: «У меня нет необходимости писать». Я ответил, что нам стоит хотя бы попытаться, и что возможно мы сможем найти некий компромисс, но он отказался.

Что ж, теперь перейдем ко дню сегодняшнему и вашему новому концертнику “Talking Ain’t Enough”. Во-первых, как вы попали на SPV? Нам кажется, это очень большой прогресс для группы…

Этому есть очень простое объяснение. Перед выпуском “Aura” мы перешли на AOR Heaven, потому что я уже работал с ними ранее, и потому что наш менеджмент слышал – не только от меня, но и от Томми – что Frontiers для нас не самый лучший вариант. Так что мы перешли на AOR Heaven, и было вполне логично, что я оповестил Георга Сигля, главу лейбла, что «мы хотим записать концертный DVD, а поскольку DVD это не только видеоряд, но еще и звук, то с ним в комплекте должен быть и CD». Я спросил его, может ли он это выпустить. Но Георг заинтересовался только DVD, сказав: «Люди сегодня музыку в основном скачивают, и поэтому мы вряд ли сможем продать CD. Так что это не совсем то, что бы нам хотелось». А потом мы получили предложение от SPV, в котором говорилось, что они готовы выпустить альбом в том виде, в котором он задуман.

Это только одна часть истории. Другая заключается в том, что у нас всегда был японский лейбл для Азии и европейский лейбл для Европы. И мы часто получали жалобы от фэнов, которые говорили: «На японских изданиях всегда есть бонусы, и они всегда выходят раньше европейских. Почему мы всегда получаем меньше музыки?». И когда AOR Heaven сказали нам: «Мы не готовы выпускать CD, мы выпустим только DVD», мы ответили: «Мы не можем на это пойти, потому что тогда мы снова окажемся в такой же ситуации, и не по своей вине». Однако человеку, которому нравится Fair Warning, и который покупает наши альбомы, неважно, чье это было решение - лейбла или чье-то еще. Вина все равно будет на группе, и даже если это лейбл отказывается делать нечто, чего хочет сама группа, фэны все равно будут считать, что это Fair Warning не заботятся о своих европейских фэнах. Мы сказали: «Во-первых, мы не хотим, чтобы выходил только DVD, и, во-вторых, мы не хотим, чтобы японское издание было больше европейского». И на этом наше сотрудничество с AOR Heaven закончилось. SPV же согласились выпустить “Talking Ain’t Enough” в том же виде, в котором оно выйдет в Японии – в виде CD, DVD, и их обоих вместе. Это было для нас, безусловно, самое лучшее предложение, и мы не могли от него отказаться.

Почему вы решили выпустить тройной концертник? Тебе не кажется, что целых три диска музыки будут для слушателей перебором? Особенно сегодня, когда многие только «знакомятся» с песней, прослушав ее около минуты, и переключают на следующий трек?

Но мы же никого не заставляем прослушать все три диска за один прием или даже в один день. Конечно, мы думали об этом, но длительность концертника имеет прямое отношение к тому, как он появился. После выхода “Aura” мы решили ехать в турне, тем более что мы получили очень хорошее предложение из Японии. А потом наша японская компания предложила нам: «А почему бы вам не записать DVD? Сегодня у всех есть DVD, а комбинация из музыки, звука и видеоряда намного современнее простого CD». Изначально они просили нас записать для этого DVD один из наших концертов, и нам эта идея понравилась. Ведь до этого момента у нас еще не было DVD, не считая концерта 1993 года, записанного на VHS и позднее перенесенного на DVD, но это было уже 16 лет и целых четыре альбома Fair Warning назад.

Потом мы получили предложение еще от одной японской промоутерской компании, в котором говорилось: «Мы хотим организовать для вас турне, вершиной которого должно стать ваше выступление на фестивале Loudpark». А Loudpark – один из крупнейших рок-фестивалей мира, и они предложили включить нас в свою программу на очень хорошее место, что нас очень приятно удивило – и это было то предложение, от которого мы не могли отказаться. В тот моменты мы даже не думали о том, чтобы записать это выступление для DVD, мы планировали только запись турне, в которое собирались в январе 2010 года. Но когда оказалось, что наше выступление на фестивале Loudpark все равно записано, наш лейбл сказал, что мы можем использовать также и этот материал.

Тут выяснилось, что нас несколько разное понимание термина «использовать». Мы думали, что мы просто выпустим один из тех концертов, что записали в Токио, и добавим к нему три или четыре песни с Loudpark. Но представители лейбла сказали: «Нет-нет, ведь записано все ваше выступление, так что подумайте о том, чтобы использовать его целиком». Мы прослушали запись и сказали: «Что ж, мы неплохо играем, к тому же на фестивале немного иная атмосфера, чем на обычном сольном концерте. Так что будет неплохой идеей представить слушателям Fair Warning в двух вариантах: в атмосфере фестиваля и в атмосфере сольного концерта». У нас было только одно возражение – ведь на этих выступлениях очень схожая программа, не будет ли это «слишком» для фэнов? Но нам возразили, что фэны все правильно поймут и оценят, и мы согласились.

Тут все зависит от подхода: можно сказать, что покупатель получает «слишком много Fair Warning», а можно сказать, что он приобретает «много хорошей музыки за разумные деньги». Тем более в том виде, в каком это издание вышло на SPV… Здесь тоже существует как бы две стороны медали. Японские издания ужасно дорогие, у них принято требовать 80-90 евро за издание из двух DVD и трех CD, что, на мой взгляд, перебор. Но я не могу никак на это повлиять, это политика лейбла. В Германии же SPV продает тот же комплект за 23 евро, так что, как мне кажется, фэнам просто не на что жаловаться. Когда я это увидел, я сказал: «Эй, мне нужно на что-то жить, почему вы раздаете эти диски даром?». (Дружный смех). Когда я даю интервью, и меня спрашивают «не кажется ли вам, что это чересчур?» или «вы не считаете, что это дороговато?», я могу только сказать, что это очень разумная цена. Фактически, человек получает очень много музыки по цене распродажи. Не знаю, как к этому относиться – между европейской и японской ценой колоссальная разница, но это не мое решение, и я никак не могу на это повлиять, пусть лейблы делают, что хотят, и посмотрим, что из этого всего выйдет.

В записи концертника принимали участие приглашенные музыканты – кто эти люди? Ведь там явно играет больше четырех человек…


Да, на сцене нас шестеро. С нами работает клавишник Торстен Людервальт – он постоянный участник Dreamtide и выступал с Fair Warning с самого первого концерта выхода группы на сцену. Еще у нас есть второй гитарист. Кстати, о необходимости второго концертного гитариста у нас очень часто бывает полемика – кто-то считает, что он нужен, кто-то - и я среди их числа (смеется) – что нет. Но ребята сказали: «Нет, мы хотим играть в две гитары». Ну, если большинство решило, что будет играть с двумя гитаристами, то и я спорить не стану. В 90-х мы играли вместе с Энди, но уже во время работы над “Live And More” (1998) Энди, хотя и по-прежнему входил в состав группы, был слишком болен, чтобы играть весь концерт, и нам помогал Хенни Вольтер. Мы предложили ему присоединиться к нам в нашем последнем туре, но он ответил: «Я могу поехать с вами осенью 2009-го, но с января 2010 у меня уже другие обязательства». Дело в том, что еще до нашего предложения он дал согласие участвовать в туре “Rock Meets Classic” по Германии, так что он просто физически не мог играть с нами. И тогда мы пригласили Никласа Турмана. Как гитарист, я от игры с ними обоими получаю большое удовольствие. С Хенни мы уже играли раньше, и он – настоящий рок-н-ролльщик. (Смеется). Когда речь заходит о турне, то очень много зависит от того, как вы умеете общаться друг с другом. То, что эти ребята – отличные музыканты, и так понятно. Но не менее важно, чтобы все нормально общались, чтобы получали от совместной игры удовольствие, чтобы было много смеха, юмора – тогда возникает та «правильная», нужная атмосфера. И это можно сказать и о Хенни, и о Никласе – с ними обоими было очень приятно работать.

А кстати, вы не планируете переиздать ваши ранние концертники –“Live In Japan” (1993) и “Live At Home” (1995)?

(Смеется). Спросите об этом мафию! Я уже говорил, что я с ними сотрудничаю? Нет, я ничего не говорил, а вы ничего не слышали! Все дело в том, что тогда мы были молоды, и нам были очень нужны деньги. Но мы были не только молоды и бедны, мы еще были глупы, и поэтому в самом начале карьеры Fair Warning мы имели глупость подписаться на мэйджор под названием Warner. И только после второго альбома мы осознали, что мы не получаем практически ничего – все деньги забирает лейбл. Мы откупились от контракта с Warner, но согласно подписанным нами ранее бумагам, права на вышедшие альбомы принадлежат Warner до Судного Дня.

Вот черт!

Там, конечно, не прописан дословно «Судный День», но получить обратно права крайне сложно. Я не теряю надежды еще с ними потягаться, потому что сейчас Warner уже не продают эти диски, но они до сих пор владеют правами на них. Frontiers несколько лет назад все же договорились о переиздании “Fair Warning” (1992), “Rainmaker” (1995) и DVD. Не знаю, как они этого добились, возможно, у них одна и та же материнская компания, хе-хе. Я был бы счастлив получить обратно все права и переиздать все так, как хочется нам, но с мэйджорами это очень тяжело.

Какие у вас планы на будущее? Когда можно ждать новый альбом Fair Warning? И что дальше будет с Dreamtide?

Я буду продолжать писать песни и, скорее всего, мы запишем еще один альбом Dreamtide, но на данный момент я не могу сказать точно, в какой последовательности все это будет. После записи и работы над концертником стало очевидно, что Fair Warning – отличная концертная группа, по крайней мере, с моей точки зрения. И если будет возможность в будущем году поехать в тур, мы это сделаем. Нам бы хотелось во время этого тура побывать там, где мы еще не были. Но пока еще непонятно, удастся ли нам осуществить наше желание. И с Fair Warning, и с Dreamtide все время происходит одна и та же история – мы записываем альбом за альбомом, их очень тепло принимают в Японии, они получают хорошие отзывы в Европе, но, тем не менее, наша европейская аудитория намного меньше восточной. Но нужно хотя бы сделать еще одну попытку изменить эту ситуацию. Я не знаю, удастся ли нам это, но надеюсь на лучшее.

Официальный сайт Fair Warning: http://www.fair-warning.de

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Интервью - Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского – Наталья “Snakeheart” Патрашова
22 ноября 2010 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker