Paradise Lost
Все, что остается за спиной

24.07.2007

Архив интервью | English version

Ник Холмс, вокалист легендарной британской дум-готической группы Paradise Lost, имеет репутацию человека угрюмого и необщительного, и те, кто общался с ним в Москве в 1997 и в 2001 годах, могут подтвердить, что эта репутация во-многом соответствует действительности. Так что, когда мы брали это интервью, мы не ожидали чего-то необычного, но  Ник удивил нас всех, оказавшись очень приятным собеседником с чувством юмора. Почти невероятно, что после стольких лет исполнения мрачной музыки и тесного общения с шоу-бизнесом, который, как нам всем известно, очень жесток, Нику все еще удается получать удовольствие не только от создания музыки, но и от бесед такого рода. А может, в тот момент он просто был очень доволен последним альбомом группы “In Requiem”? Это ведь и правда очень хороший альбом, возвращающий Paradise Lost к звучанию и стилю их классических альбомов “Icon” (1993) и “Draconian Times” (1995)…  

“In Requiem” является 11-м студийным альбомом в вашей карьере. Когда вы создавали группу, ты хоть раз задумывался над тем, как может звучать ваш одиннадцатый альбом?

Нет, вообще ни разу! (Вздыхает). Достаточно сложно представить, что ты будешь делать через 11 лет, чем бы ты ни занимался – игрой в группе или чем-либо еще. Честно говоря, никто в группе не планирует будущее более, чем на год. Мы не делаем пятилетних планов, обязательных к исполнению, возможно, именно поэтому мы все еще существуем. Я помню, как мы выбирали название Paradise Lost – в то время мы были дэтовой группой, но уже тогда мне приходили в голову мысли, что может наступить день, когда мы не будем играть чистый дзт-метал. Может быть, я несколько заглядывал вперед, кто знает? Мы не слишком задумываемся на этот счет.

Многие слушатели сочли новый альбом переложением “Icon” или “Draconian Times” для XXI века. Согласишься ли ты с такой формулировкой? Вы специально хотели вернуться к некоторым старым элементам, или же это произошло само собой?

Я думаю, все, что мы делаем, всегда получается  само собой. Мы вместе уже почти 20 лет, и наше творчество всегда является отражением той точки карьеры, в которой мы находимся. Мы не возвращаемся к прошлым альбомам с целью написать для них продолжение. Для музыканта игра в группе – это непрерывный процесс обучения. Мы были довольны каждым нашим альбомом в то время, когда его записывали, и у нас не такого альбома, который я считал бы ужасным. Каждый альбом – это шаг вперед, но во всех них присутствуют общие элементы, потому что их пишут одни и те же ребята. (Смеется).

Когда вы привлекли к продюсированию вашил альбомов Риса Фулбера, все ожидали, что группа станет звучать более электронно (Рис играет на клавишных в культовом EBM составе FrontLine Assembly – прим. авт.), но с каждым альбомом, записанным с его участием, ваша музыка становится тяжелее.  Парадокс, правда? И как сильно Рис влияет на музыку и звучание Paradise Lost?

Рис много работает с музыкой, в которой доминируют клавишные, но он те такой уж ее фанат. Ему нравятся различные стили, электроникой он занимался много лет назад. Тяжелые группы ему тоже нравятся. Что же касается его вклада в музыку, то к тому моменту, когда Рис впервые слышит наши песни, они уже практически закончены, он может только сказать свое мнение или дать им оценку. Если у нас получается что-то совсем уж ужасное, то мы, скорее всего, сами это вычислим еще то того, как пригласим Риса, я надеюсь, что мы в состоянии распознать, что такое хорошо и что такое плохо. (Смеется). Но у Риса очень хороший слух и очень широкие музыкальные вкусы, причем во многом они у нас совпадают, так что он всегда отлично выступает в роли третейского судьи.

За годы вашей карьеры вы провели немало времени в студии и еще больше – в турах. Что стало для вас более утомительным и рутинным после стольких лет игры - запись альбомов или живые выступления?

Я всегда любил работу в студии, потому что ты видишь, как твои задумки воплощаются в жизнь. Я обожаю процесс записи - ты тратишь восемь или девять месяцев на сочинение альбома, а потом идешь в студию и видишь, как песни появляются на свет. Турне мне тоже нравятся, но иногда, если ты проводишь шесть или семь месяцев вдали от дома, становится тяжело. Однако, все относительно – когда ты долго сидишь дома, наоборот, возникает желание куда-нибудь уехать или снова отправиться на гастроли. Получается порочный круг, который невозможно разорвать. Я думаю, что турне начинает надоедать, когда оно длится больше 18 месяцев, но в первые несколько месяцев все замечательно.

Когда ты сочиняешь песню, ты в этот момент уже знаешь, будет ли она хитом?

Нет. Когда песня сочинена, мы записываем ее в цифровом виде на компьютере, так что уже можно определить, будет ли она выделяться на фоне остальных. Но все равно, когда песню начинает играть вся группа, результат может получиться совсем другим. Раньше было очень сложно сказать, какая песня будет лучше, чем остальные, но сейчас мы работаем над песнями до тех пор, пока наши демо не зазвучат лучше, чем альбомы у многих других. Благодаря высоким технологиям нам сейчас стало работать гораздо легче, это не сравнить с отстойными магнитофонами, на которые мы писали демо раньше, из-за чего все звучало преотвратно.

Тогда почему вы выбрали “The Enemy” первым синглом с нового альбома?

А мы ее и не выбирали, выбор сделали Century Media. Мы перестали выбирать синглы много лет назад, потому что когда специально сочиняешь сингл, находишься под огромным давлением, а нам это просто не нужно. Нам нравится писать альбомы, мы не поп- группа, хотя многие и думают по-другому. (Смеется).

Кстати, многие услышали в этой песне влияние стоунер-рока. В вашей группе кто-то увлекается стоунером?
(Вздыхает). Стоунер? Кого вы имеете в виду – Kyuss, правильно?

Да, а еще старый Cathedral.

Ну, я даже не знаю, в какой-то момент жизни мы все, наверное, слушали эту группу. Я очень любил Kyuss 10-15 лет назад, но так уж сильно никто из нас ими не увлекается. Мы хорошие друзья с Cathedral, если это считается. (Смеется).

Расскажи о концепции видеоклипа “The Enemy”. Кто ее придумал - – режиссер или группа?

Абсолютно всю концепцию придумал режиссер. Все было так - я послал ему тексты и попросил придумать такой сюжет, какой ему вздумается. Если бы я не видел его предыдущие работы, возможно, мне бы не понравился видеоряд, но я их видел и знаю, какое впечатление они производят. У него талант снимать необычных видео, мне очень нравится его творчество. На самом деле, концепция такая – нас выводят на расстрел и убивают, снова и снова (смеется), как в короткометражном фильме.    

Сейчас многие группы снимают видеоклипы в таких странах, как Сербия или Румыния, но Украина - очень необычный выбор. Неужели у вас не было возможности снять видео в другом месте?

Если бы вы знали, сколько стоит снять клип в Лондоне, вы бы не считали наш выбор необычным! (Дружный смех). Я думаю, это бы стоило нам сотню тысяч фунтов. Для многих групп съемка видеоклипа в Англии является чистейшим безумием. (Смеется).

Еще немного о видео – мы были очень удивлены, когда пару лет назад узнали о переиздании вашей старой видеокассеты “Live Death” (1989) в формате DVD.  В интервью, которое ты давал  в Москве в 2001 году, ты упомянул, что очень рад тому, что тираж кассеты давно закончился …

А я и не слышал об этом переиздании, свою кассету я давно закинул на дальнюю полку, но если ее переиздают, я ничего не могу поделать с этим. (Смеется). Я не против, меня это не волнует, тогда я просто пошутил, эта кассета – не такая уж большая проблема. Если я сяду и буду смотреть эту запись, я вряд ли получу удовольствие, но это история. Ну прыгаю я там на сцене, ну смотрится это по-дурацки, но это ведь еще не конец света.

А когда вы планируете снимать новый DVD?

Мы засняли концерт в Лондоне несколько месяцев назад, там мы сыграли лучшие композиции за последние семь-восемь лет. Мы сделали хорошую подборку песен, засняли ее и надеемся, что DVD выйдет в свет в конце этого года. Мы все еще работаем над ним.

Но ты как-то говорил, что, возможно, для этого DVD вы полностью сыграете альбом “Draconian Times”…

Мы обсуждали такую идею, но публика узнала о ней раньше, чем мы приняли решение. А в итоге мы решили этого не делать. (Смеется). “Draconian Times” – это наше прошлое, сейчас оно не так уж актуально. На мой взгляд, актуальна та музыка, которую мы делаем сейчас, и хотя мы до сих пор считаем этот диск великолепным, исполнять его полностью было бы равносильно заявлению: «Все, что мы создавали в последнее время – это чушь собачья, давайте лучше играть старье». Я не считаю, что это правильно.

Немного о визуальном аспекте группы – ваша последняя фотосессия выглядит очень необычно, вы там одеты по моде конца XIX века… (Почти что Братья Карамазовы – прим. авт.)
Да, мы этого и добивались! Когда мы записывались в Канаде, мы пошли выпить в местный бар, и там на стене был коллаж, сделанный из фотографии людей, многих из которых уже наверняка нет в живых. Ситуация показалась мне очень любопытной -  каждая фотография, на которую ты смотришь, замечательна, но все эти люди мертвы. И я подумал: «Если мы на фотосессии будем выглядеть, как эти мертвые люди, получится очень интересно». Все промо-фотографии похожи друг на друга, мы и сами в свое время немало наделали таких фоток – угрюмые люди с длинными волосами и в кожаных жакетах. Пришла пора попробовать что-то другое.

Как ты думаешь, насколько важен имидж для такой группы как Paradise Lost?

Он значит достаточно много для любой группы. Хотя это зависит от того, как ты себя позиционируешь. Я лично не слишком люблю театрализованные представления, многие группы используют их, чтобы убрать на задний план музыку, особенно когда музыка ужасна. Если использовать такой подход, то да, имидж безумно важен. Мы прекрасно осознаем это, но сами посудите – если я буду использовать, например, подводку для глаз, я буду выглядеть как женщина средних лет, и какой в этом смысл? (Дружный смех). Чтобы подводка смотрелась, нужно перекрасить волосы в черный цвет.

Обложку вашего предыдущего альбома нарисовал Сет, который раньше играл в греческой метал-группе Septic Flesh. Кто несет ответственность за новую обложку? Она сделана в очень похожем стиле…

Да, это опять работа Сета.  Я, кстати, не знал, что Сет играл в Septic Flesh, я думал, что он просто рисует. Вы, наверное, уже поняли, насколько я осведомленный человек. (Смеется). У него свой собственный стиль, его работы можно сходу отличить от многих других, и мне это очень нравится. Когда ты видишь картину и можешь на глаз определить ее автора, это говорит о качестве работы.

Каждая группа очень беспокоится об обложках своих дисков. Но случалось ли с тобой такое, что ты идешь в магазин и покупаешь какой-то альбом только потому, что тебе нравится обложка?

Я никогда не покупал альбом из-за обложки, но мы принадлежим к поколению виниловых дисков, так что когда мы в детстве ходили в магазин за дисками, дизайн и обложка были для нас очень важны. Я помню, что альбомы Celtic Frost всегда казались мне ужасными, но они привлекали меня благодаря обложке и всему связанному с ней. У них был настолько продуманный дизайн, что благодаря ему возникало ощущение целостности продукта. И мы по-прежнему мыслим теми же категориями. Я не думаю, что сейчас обложка хотя бы наполовину так же важна, как раньше, мы живем в век, когда все можно скачать из Интернета, но для нас это все еще имеет значение. Мы пытаемся ввести слушателя в атмосферу музыки, пока он читает буклет и рассматривает картинки, чтобы все части релиза собрались в единое целое.

Есть ли у Paradise Lost обложки, которые тебе не нравятся?

Хмм…(пауза) Я не фанатею ни от одной из них. Мне они нравятся, но не более того. Все мои любимые обложки украшают альбомы других музыкантов. Обложка “Believe In Nothing” (2001) получилась очень странной, но мне она до сил пор по-своему нравится. Я не думаю, что она правильно представляет группу, но, возможно, она представляет наши мозги в момент ее создания. Но я не совсем уверен…(Смеется). Хотелось бы ответить на этот вопрос, но я реально не знаю, что еще сказать.

А есть ли у вас клипы, которые тебе бы хотелось сделать по-другому?

Порой видеоклипы – это неизбежное зло. Возможно, у тебя есть идея насчет того, как ты хочешь снять видео, но приходится класть ее на полку, потому что ты полученный бюджет не позволяет достичь желаемого, и от многих планов приходится отказываться. Иногда те идеи, которые пришли тебе в голову, до предела упрощаются, и в итоге все кончается тем, что металлическая группа просто записывает на пленку процесс исполнения песни, а мне это совсем не нравится, по-моему, такие клипы очень скучны. Наше последние видео (“The Enemy”) было очень хорошо снято, при просмотре оно производит достаточно мрачное впечатление, но во время съемок мы оторвались на всю катушку. Не все наши клипы идеальны. Но в конце концов, здесь ситуация такая же, как с нашими альбомами – все, что мы делаем, отражает тот момент, в который все это происходит. По крайней мере, ничего совершенно бредового мы не снимали. (Смеется).

На протяжении вашей карьеры вы сменили немало звукозаписывающих компаний. Как вы оказались на Century Media? И как вам понравилось работать с ними?

Каждый раз мы связываем себя контрактами только на два альбома. Мы записываем два альбома, и если мы замечаем, что что-то не так, мы уходим. Уже остались в прошлом те  времена, когда группы подписывали контракты на пять-десять альбомов, сейчас контракты с лейблами гораздо короче. Century Media предложили нам хорошие условия, мы сообщили им, чего мы хотели бы добиться, они согласились с нами, они вообще относятся к нам очень хорошо. Мы довольны Century Media, работа с ними напоминает нам времена, когда мы были подписаны на Music For Nations, времена “Icon” и “Draconian Times”. Ребята, которые там работают – металлисты старой школы, и это здорово. (Смеется). Особенно по сравнению с EMI, где все молодые, яркие и попсовые.

Кто владеет правами на альбомы Paradise Lost, которые изначально были изданы на Music For Nations?

Я надеюсь, что права возвращаются к нам. (Смеется). Я не уверен, что у нас уже есть права на все диски, но потихоньку они возвращаются.

Лейбл прекратил свое существование, и эти диски непросто достать, а ведь они - классика группы…

Да, я знаю об этом, но у меня не хватает мозгов заниматься еще и этим. (Смеется). В бизнесе период удержания составляет 10 лет, так что весь совсем старый материал снова принадлежит нам.

Часть тиража нового альбома выйдет в виде винилового бокс-сета. Насколько велик сейчас интерес к винилу в Великобритании?

Я совершенно не имею представления, но могу сказать, что оформление у этого издания просто потрясающее, меня оно очень впечатлило. Если бы я был фанатом винила, я бы просто в него влюбился. У меня дома есть один экземпляр, настоящая радость для глаз. У винила определенно есть свой рынок, к тому же, я считаю, что у винила звук намного лучше, чем у CD, но, к сожалению, компакт гораздо удобнее. Если бы не было рынка, я не думаю, что кто-то бы делал такие издания.

Теперь давай вспомним ваш последний визит в Россию, состоявшийся в 2005 году. Тогда ваши концерты были достаточно странными, потому что вы выступали без гитариста Грега Макинтоша. Что случилось с Грегом? И как вы себя чувствовали на сцене без него?

Мы подписали контракты на серию концертов, а у Грега воспалился аппендицит, он нуждался в операции и времени на выздоровление, так что он не мог ездить по разным странам и выступать. Однако мы взяли на себя обязательство отыграть концерты, и мы не могли подвести людей, так что пришлось гастролировать без него. Честно говоря, выступать без Грега нам совсем не понравилось. Я чувствую себя на сцене неуютно, когда его нет рядом. Думаю, это больше не повторится. (Смеется).

А кто заменял Грега на тех концертах?

Это наш гитарный техник, он до сих пор работает с нами, правда, после того тура мы его понизили в должности, опять перевели в техники. (Смеется).

Сколько вы с ним репетировали?

Немного. Он великолепный гитарист, он может выучить песни за два или три дня. Он много играет в кавер-группах и поп-группах, он очень талантливый музыкант, он схватывает все очень быстро. (Может быть, это и правда, но не можем не отметить, что на московском концерте сольные и ведущие партии Грега в исполнении этого дарования узнавались с большим трудом – прим. авт.)

Paradise Lost является одной из немногих групп, в которых очень редко происходят изменения в составе. В группе все эти годы играют те же четверо участников, только барабанщики приходят и уходят. Как вам удается так долго оставаться вместе? Вы когда-нибудь ссоритесь?

Да, у нас как в “Spinal Tap” – барабанщики взрываются! (Дружный смех). Я не знаю, возможно, нас связывает общее чувство юмора. Мы подружились потому, что любили одну и ту же музыку, а это очень искренний способ стать друзьями. Мы не искали музыкантов на вакантные должности в группе, сначала мы были просто друзьями, а потом организовали группу. К тому же, в частной жизни мы не соседи – когда мы не в туре, мы живем в разных частях страны, далеко друг от друга. Я не знаю, у нас все как-то получилось само собой – записали альбом, поехали в тур, записали другой альбом и не успели оглянуться, а уже прошло 20 лет! (Смеется).

Как вы сейчас выбираете песни для сет-листа? 11 альбомов предоставляют огромное пространство для выбора…

Мы выбираем песни, исходя из того, какие из них лучше всего «работают» живьем. Сейчас мы исполняем материал с последних восьми альбомов, и мы уже разобрались, какие песни публика любит больше всего. С каждого альбома мы выбираем самое лучшее, но нельзя угодить каждому, после концерта всегда будут говорить: «Почему вы не исполнили эту песню?» В общем и целом, мы пытаемся исполнять те композиции, которые, как мы считаем, будут звучать отлично вживую.

Вы не планируете в обозримом будущем снова выступить в России?

Конечно, планируем! Я постоянно слежу по Интернету за графиком наших гастролей, туда постоянно добавляются новые даты, так что даже я не в курсе, где мы будем выступать, за это мы и платим нашему агенту. Но надеюсь, что в этом году мы до вас доберемся.

Официальный сайт Paradise Lost: http://www.paradiselost.co.uk

Выражаем благодарность Герриту Mopу (Century Media Records)  за организацию этого интервью.

Вопросы задавали Роман “Maniac” Патрашов, Виктория “Ewigkeit” Багаутдинова
Перевод с английского – Виктория “Ewigkeit” Багаутдинова
24 мая 2007 г.
(c) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker