Xandria
Вселенский пожар

06.07.2007

Архив интервью | English version

И снова интервью пробудило в нас множество воспоминаний. Наша первая беседа с Лизой Миддельхауфе, вокалисткой немецкой готик-роковой группы Xandria, состоявшаяся в ноябре 2005 года, оказалась одним из самых лучших и уж точно самым личным интервью из всех, что мы когда-либо делали. А концерт, который они отыграли в Москве в июле прошлого года, стал одним из лучших концертов того года. Но история продолжается, и хоть с тех пор многое изменилось, Xandria по-пр7ежнему пишут отличную музыку, а Лиза по-прежнему остаеся одним из самых лучших собеседников, каких только может пожелать журналист. В этот раз мы решили сконцентрироваться на российском турне Xandria и их последнем альбоме “Salome – The Seventh Veil”, но, конечно же, мы не обошли вниманием и многое другое – одежду, выпивку, танцы...

Первое, что хотелось бы осудить, это ваш прошлогодний приезд в Россию. Что вам больше всего понравилось в той поездке? И какие впечатления у вас остались от страны в целом?

О, у нас осталось столько впечатлений! Мне понравились ваши люди, мне понравились девушки в коротких юбочках... (Дружный смех). Мне понравилась водка! (Новый взрыв смеха). Она не имеет ничего общего с тем отстоем, который продают в Германии. Стриптиз был просто фантастический! (Смеется). Мне понравилась Москва и Волга, правда, вода в ней оказалась очень холодной. А что мне не понравилось, так это переезды, особенно по провинции, потому что машины нашего кортежа дважды ломались из-за того, что попадали в огромные дыры в асфальте. Мне не понравилось то, что когда мы ехали через ваши леса, там не было туалетов на целые сотни километров! (Хохочет) И еще комары в ваших лесах! Я думала, что в России все время холодно, но во время нашего приезда было очень жарко. В общем, мне понравилось все, кроме тотального отсутствия туалетов.

Знаешь, один великий историк как-то сказал: «В России две беды: дураки и дороги».

(Хохочет). Ого, я не знала этого выражения! В целом, поездка произвела на меня огромное впечатление, ведь я в первый раз была в России. Помню, как я боялась эскалатора, когда мы ехали в метро. Я родом из маленького тихого городка, и хоть у нас тоже есть своя подземка, ее совершенно нельзя сравнить с тем, что я увидела в Москве. Я немного побаивалась этих длиннющих эскалаторов, я думала, как их преодолевают пьяные? Или они садятся на ступени?

Чаще всего их просто не пускают внутрь! (Дружный смех). Скажи, а вам удалось посмотреть Москву? Ведь почти сразу после выступления вам нужно было  спешить на поезд...

Мы прогулялись по Москве в первый же вечер, как приехали, и с моей стороны это было не лучшее решение, потому что я хотела выглядеть сногсшибательно и обаять всех, кого встречу, и поэтому одела узенькие туфли-лодочки – очень плохая идея, если хочешь пройти несколько километов по Москве. Еще мы зашли в какой-то клуб, я не помню его названия, но из посетителей там были только мы. (Смеется). Также мы посмотрели мавзолей Ленина, это было уже глубоко ночью, и также сделали это в полном одиночестве, но это произвело на нас большое впечатление – все эти огни и огромная пустая площадь. Я не так много чего помню, потому что... я люблю водку! (Смеется). Еще той ночью я познакомилась с одним известным русским актером, мне потом сказали, как его зовут, но я запомнила только имя – Борис, хотя, по-моему, это весьма распространенное имя, и он научил меня, как нужно правильно пить водку. Он ведущий одного из ваших каналов – пожилой полный мужчина (смеется), и все говорили мне, что он очень популярен.

Во время московского концерта ты говорила, что накануне ночью твои товарищи по группе купались голыми в Волге. Не расскажешь об этом поподробнее?

(Хохочет). Oкей! Им пришлось плавать голыми, потому что у них не было с собой никаких купальных принадлежностей. Обычно на наших концертах мы используем задники с изображением буквы X, и то же самое мы хотели сделать в Твери, но у нас не вышло, потому концерт был под открытым небом, и незадолго до его начала пошел проливной дождь. Однако днем посередине Волги мы заприметили некий плавучий деревянный островок (скорее всего, столь красочным образом Лиза описала обычный плот – прим. пер.), прямо как в «Пиратах Карибского Моря»! (Смеется). И мы решили поместить туда свой баннер, чтобы он развевался на ветру прямо за сценой, чтобы во время нашего выступления все могли его видеть. Герит (Лэмм, ударник) и Филип (Рестемайер, гитарист) сплавали к этому островку и установили там наш баннер. Это быглядело просто потрясающе, но потом начался дождь, и по техническим причинам мы так и не смогли выступить на фестивале. Если я хотя бы дотронулась до микрофона, я вполне могла бы умереть от удара током! (Смеется). Так что нам пришлось выступать в гостиничном ресторане (хохочет), а ребятам поздно ночью после выступления пришлось снова плыть на этот остров, для того чтобы снять баннер. Шел дождь, а я все это снимала на видео. Я была в своем концертном платье, зимних ботинках и теплой куртке Марко (Хойбаума, гитариста), но я все равно замерзла так, что стала просто синей. Однако Герит с Филипом оказались такими смелыми, что поплыли туда совершенно голыми, хотя температура воды была, наверное, градусов пять!  Я так волновалась, что они могут утонуть! (Смеется).

Да, ваша поездка в Россию выдалась богатой на приключения!

Да, и некоторые из них оказались совершенно фантастическими!

Следующий вопрос возник после посещения твоего московского концерта. Некоторые из песен, которые вы играете, скажем так, не совсем веселые. Наверное, их исполнение вызывает у тебя не самые приятные воспоминания. Скажи, как ты справляешься с тем, что тебе день за днем приходится во время концертов воскрешать в памяти печальные эпизоды твоей жизни?

(Вздыхает). Иногда это ранит довольно сильно, иногда мне удается дистанцироваться от этих воспоминаний. И, честно говоря, это порой заметно по моему поведению на сцене. Иногда во время исполнения песни я лишь пытаюсь вспомнить, что я чувствовала, когда ее писала, а иногда воспоминания получаются настолько яркими, что у меня слезы наворачиваются на глаза, и мне сложно с ними справится. Конечно, я пытаюсь не дать им волю, ведь такие переживания очень плохо отражаются на голосе, потому что ты уже не можешь управлять своим дыханием. Но я ведь обычный человек, иногда мне бывает грустно, иногда – весело, однако на сцене я всегда стараюсь отдаваться полностью, и неважно, какое настроение у меня на данный момент. Но, мне кажется, что те, кто хорошо меня знает, всегда могут определить, когда я в хорошем настроении – потому что веселые песни в этот день получаются более яркими, экспрессивными. В тот же день, когда на меня находит меланхолия, мне больше удаются грустные песни. Нужно познакомиться со мной поближе, чтобы понимать такие вещи самостоятельно.

Многие музыканты, особенно те, кто играет дум и готику, говорят, что они не могут слушать веселую музыку. И даже в самые грустные моменты жизни им поднимают настроение печальные песни. А что слушаешь ты, когда у тебя плохое настроение, и ты хочешь себе его поднять?

Очень хороший вопрос! Обычно в таких случаях я слушаю классическую музыку, чаще всего Моцарта, потому что мне кажется, что в его музыке очень много надежды. Она вселяет в меня веру, что в конце концов все будет хорошо. (Пауза). Наверное, вы будете надо мной смеяться, но иногда я слушаю Шакиру (хохочет), правда, это было всего несколько раз. А вообще, я очень мало слушаю музыку. Знаете, многие используют музыку как фон к своим обыденным делам, но я так не могу. Слушать музыку для меня все равно, что читать книгу. Я включаю музыку, сажусь и плыву по течению. Но, к сожалению, такое происходит нечасто, потому что у меня редко бывает достаточно времени, чтобы сконцентрироваться только на музыке. Мне нужно концентрироваться на своей собственной музыке, вот что главное! (Смеется).

Давай теперь поговорим о вашем новом альбоме “Salome – The Seventh Veil”. Он был записан в другой студии – скажи, почему вы решили отказаться от услуг Pleasure Park и обратились в Principal Studios?

Мы уже не в первый раз работаем в Principal Studios – именно там была записана половина нашего дебютника (“Kill The Sun”, 2003). Principal находится совсем рядом с нашим родным городом Билефельдом, всего в часе езды от него, а до Pleasure Park нужно ехать целых четыре часа. (Смеется). Более того, мы хотели сами продюсировать свой альбом, и в Principal Studios у нас была такая возможность. Мы решили, что настало время немного измениться – наш прошлый альбом (“India”, 2005) был очень помпезным, это был замечательный альбом, и мне он очень нравится, но когда мы начали работу над новым диском, мы сели и стали думать, в каком направлении нам двигаться дальше. И мы поняли, что больше не хотим играть в этом помпезном, романтическом, очень эмоциональном «киношном» ключе. Мы захотели вернуться к нашим корням, к самому началу, и поэтому было вполне логично физически вернуться туда, где мы записывали наш первый альбом. Это был замечательный и очень увлекательный опыт, надеюсь, что и вам понравилось! (Смеется).

Как-то, говоря об “India”, ты сказала, что тебе было нелегко «подружиться» с некотоыми из песен, которые туда входят. А как обстоят дела с “Salome” – насколько легко тебе далась работа над новымип песнями?

Мне не было нужды пытаться «подружиться» с “Salome”, потому что я сама – Саломея. (Смеется). Мне до сих пор по-своему нравится “India”, ведь каждый альбом для нас – это словно ребенок, а никто не может любить своих детей абсолютно по-одинаковому. Все наши альбомы я люблю одинаково сильно, но по-разному. “India” – это трудный ребенок (смеется), а “Salome”… знаете, это мое самое младшее дитя, и поэтому я пока не могу думать о нем иначе, как с широкой улыбкой на лице. Я слишком его люблю и горжусь им! (Смеется).

В основе диска лежит какая-нибудь концепция?

Нет, мы не хотели ограничивать себя какими-то рамками. Мы никогда не записывали концептуальных альбомов, но, пожалуй, ближе всего к этому подошли на “India”. Мне кажется, что наличие концепции очень связывает руки. Если ты хочешь положить в основу альбома какую-то идею, то ты уже не можешь сказать: «Сегодня я хочу написать о ярости!» или «Сегодня я собирась написать о любви!» или «Сегодня я хочу написать о сайентологии». (Смеется). Мы не хотели ставить себя в какие-то рамки.

А почему вы решили написать о Саломее? Ты или кто-то из группы занимались изучением Библии или древних легенд?

Это интересная история. Я – единственный католик и единственный верющий человек в группе. И я уже давно подумывала о том, чтобы воплотить легенду о Саломее в нашу музыку, но я всегда думала: «Это такая известная легенда – все будут надо мной смеяться!». Я боялась, что люди сочтут эту историю ооооочень скучной, потому что эта тема очень близка к готической сцене и всему тому, о чем обычно повествуют тексты готических групп. Но когда я рассказала о своей идее ребятам из группы, то оказалось, что они даже не слышали этой легенды! Им было знакомо это имя, но они совершенно не знали, что случилось с этой женщиной. Я была очень удивлена, так как считала, что эту легенду должны знать все. Я воспитывалась в очень религиозной семье, и для меня было совершенно естественным знать подобные вещи. (Смеется). Но ребята всего этого не знали, и мы решили написать об этом песню, потому что эта тема им показалась очень захватывающей. Да, я читала о Саломее, я читала о ней в Библии, хотя там о ней не так много написано, я читала о ней в книге еврейских сказаний, но опять-таки, там она только упомянута. Но мне очень понравился этот персонаж, она очаровательна, она грешна, она сексуальна, она инфантильна, и она исполнила первый документально подтвержденный стриптиз в истории! (Дружный смех).

В записи альбома принимал участие гостевой музыкант – Мика Тауриайнен из Entwine. Как вам пришла в голову идея использовать на паре вещей мужской вокал? И почему вы выбрали именно Мику?

В 2004 году у нас с Entwine был совмесный тур по Германии. Если не ошибаюсь, это был их первый немецкий тур и наше первое турне в качестве хэдлайнеров. (Смеется). Entwine и Xandria стали хорошими друзьями, мы уже несколько лет замечательно общаемся, и когда мы написали песню “Only For The Stars In Your Eyes”, ее рабочее название было “Finnrock” (смеется), потому что она звучала, как типичная песня финской рок-группы. Мы все время прикалывались: «О, ее нужно спеть Мике, это было бы просто великолепно!». Мы уже подумывали о том, чтобы отдать ее Entwine, но потом подумали: «А почему бы нам не спеть ее дуэтом?». И тогда мы пригласили Мику, причем это получилось так забавно, потому что в то время он как раз был в Германии, но мы этого не знали. Мы позвонили ему и сказали: «Мика, мы бы хотели снова тебя увидеть!», а он ответил: «Отлично, я как раз в часе езды от вас». (Дружный смех). Он приехал к нам в студию, мы выпили много красного вина, потому что все финны просто в восторге от наших цен – бутылка красного вина стоит у нас три-четыре евро, в то время как в Финляндии – 12 евро. Так что мы выпили много красного вина, и в конце концов он ухмыльнулся мне и спросил (имитирует пьяный голос): «Ну, Лиза, так что мне нужно спеть?». Мика вообще очень забавный. Я все время забываю, что он такой маленький, если я встану рядом, он мне будет где-то по подбородок...

А кто исполнял партии гроулинга на “Firestorm”?

Это была я!

(Удивленно) ТЫ???

Ага, я! (Смеется).

Наши поздравления! Тебя в этом фрагменте просто невозможно узнать!

Спасибо, я так этим горжусь! Мне нравится петь гроулингом, я уже много лет этим занимаюсь, но до сих пор у меня не было возможности сделать нечто подобное на наших альбомах, потому что наш продюсер всегда говорил: «Нет, Лиза, они не хотят этого слышать, они хотят слышать свою готическую принцессу!». Но этот альбом мы продюсировали сами, и я сказала: «Я хочу спеть гроулингом, и все!». Всем эта идея понравилась, но большинство слушателей не верит, что это я! (Смеется). Теперь приходится демонстрировать этот талант «вживую».

Недавно ты приняла участие в записи еще одного дуэта, на этот раз для итальянской группы The Dogma. Как ты познакомилась с этими ребятами? Благодаря тому, что у вас с ними один лейбл – Drakkar?

Да, все так и было. Drakkar предложили мне спеть с The Dogma, потому что тем потребовалась партия женского вокала. Они попросили Drakkar найти им певицу, и наш менеджер по маркетингу позвонил им и сказал: «У меня есть для вас певица, вот ее телефон!». Музыканты не знали ни моего имени, ни группы, в которой я пою, и я вообще не давала согласие на подобные вещи, лейбл просто дал им мой номер телефона. Косимо (Бинетти, гитарист) позвонил мне, мы как раз тогда были в студии, и сказал (имитирует иностранный акцент): «Привет, это Косимо из The Dogma, мне сказали, ты для нас споешь». А я вообше не ожидала, что мне кто-то позвонит и начнет изъясняться по-английски – представь: человек только что встал и даже еще не выпил кофе, и выглядит как какое-то дикое животное... «Косимо? Что еще за Косимо?» В процессе разговора мы, наконец, выяснили, что случилось, и он был рад чуть не до слез, потому что оказалось, что Xandria – одна из его любимых групп, а он сначала даже не знал, что я пою в Xandria! (Дружный смех). Я тоже была готова расплакаться, но уже потому, что была в ярости от того, что лейбл просто взял и дал кому-то мой номер. Все было очень забавно, но, к сожалению, мы с Косимо так и не встретились, потому что когда я записывала свою партию в студии, у него совершенно не было времени. У этой группы совершенно иной стиль работы, поэтому мне было очень интересно. The Dogma работают с преподавателями по вокалу, в то время как мы в Xandria никогда с ними не работаем. Хотя, может, и следовало бы... (Хохочет). У них почти идеальная техника, и их музыка выражает очень мрачные эмоции, не знаю, как еще ее описать. Она очень мрачная и гнетущая, и я очень горжусь, что они меня пригласили, хоть они и не знали, кто я такая.

Раз уж мы заговорили о Drakkar – вы ведь сотрудничаете с ними на протяжении всей своей карьеры. Что ты можешь сказать об их поддержке группы? Насколько она эффективна? И планируете ли вы и в дальнейшем работать с ними?

О, это такой трудный вопрос, мне нужно сначала связаться с менеджментом, чтобы спросить, что мне нужно отвечать! (Дружный смех). Ну что я могу сказать... Мне кажется, лейбл может быть либо удовлетворительным, либо плохим, потому что лично я не встречала ни одной группы, которая бы сказала: «Мы так счастливы, у нас с нашим лейблом нет вообще никаких проблем!». Всегда есть какие-то проблемы, и их не может не быть, потому что у группы и у лейбла изначально разные интересы. Лейблу нужно заработать денег, а мы хотим играть музыку, а это далеко не всегда совпадает. Босс нашего лейбла был свидетелем на нашей свадьбе (с Нильсом Миддельхауве, басистом), так что он почти член семьи. Нам нравятся эти люди, нам нравится то, что они делают, и мы очень довольны успехом, который мы имеем. И я думаю, мы дальше будем выпускать свои альбомы на Drakkar, хотя всегда случаются какие-то события, которые разочаровывают какую-либо из сторон, и в данном случае неважно, о какой группе и о каком лейбле идет речь. (Смеется).

Песня “Vampire” – что вдохновило тебя на ее написание? Какая-нибудь книга или фильм?

Это довольно скучная история. (Смеется). Эта песня была написана Марко, он хотел сделать что-нибудь мрачное. Марко не писал для этого альбома тексты, но он объяснил мне, как он видит ту или иную песню. Когда я начала работать над вокальными линиями и текстами к этой песне, он сказал мне: «Она должна называться “Vampire”. Напиши что-нибудь!». И я сидела и думала: «Черт, ну что я могу написать о вампирах?!». Честно говоря, я не видела совершенно никакой возможности написать что-либо, что можно было назвать “Vampire”. И тогда я крепко призадумалась... Знаете фильм «Блэйд»?

Да.

В тексте этой песни я попыталась описать мир Блэйда. Это Блэйд с улыбкой. (Смеется).

А почему Марко больше не пишет тексты сам? Ведь на первых двух альбомах он был одним из основных авторов...

В самом начале он был лидером группы, он ее оснвал и делал большую часть работы. Но потом мы перешли к демократии, и Марко этим весьма доволен, потому что теперь ему не нужно отвечать за все. Он может сконцентрироваться только на музыке. Альбом можно как бы разделить на несколько частей – в одну входят песни, которые сочинил мой муж, и они написаны полностью только им. К остальным же музыку написал Марко, а тексты – я. Еще есть две песни, которые я полностью написала сама. Но у нас никогда не было такого, что мы все сели и решили: «Каждый должен написать тексты для трех с половиной песен, а музыку – для двух с половиной!». Просто у нас получается так, как получается, у нас очень свободный стиль работы.

В песне “Beware” ты поешь “Я одеваюсь в черное с головы до пят"... Черный - действительно твой любимый цвет?

Да, потому что он меня стройнит. (Смеется). Мне нравится черный, потому что он выглядит шикарно, элегантно, роскошно. Конечно, в моем гардеробе не только черные вещи, но преимущественно я все-таки ношу черное. Еще я часто одеваю что-нибудь темнозеленое, потому что у меня зеленые глаза, или красное. Сейчас мне нравится красный, но когда у меня были красные волосы, мне он нравился гораздо меньше, потому что это выглядело очень ядовито. Вы только представьте себе сочетание – красно-оранжевые волосы и сине-красная одежда, это выглядело просто отвратительно, я не могла такое надеть. (Смеется). Я выглядела как труп. (Дружный смех).

На вашем сайте висит сообщение, что Xandria является членом Королевского Клуба Артистов (Royal Artist Club). Не расскажешь поподробнее об этой организации? Что группе дает членство в ней?

Эта замечательная идея принадлежит Nokia, которые подарили нам два телефона со встроенными фотокамерами, а также предоставили место на сервере для загрузки фотографий и коротких пояснений о том, что там изображено. Мне кажется, это замечательная возможность показать людям, чем мы занимаемся в обычной жизни, а не только во время концертов и интервью. Я бы не сказала, что «клуб» - это очень уж подходящее слово, потому что я не уверена, что наше участие можно назвать «членством», это просто сообщство людей, которые выкладывают туда свои фотографии. (Смеется). Нам тоже предложили это делать, и мы были очень польщены, потому что это была замечательная возможность общаться с фэнами, но это не настоящий клуб.

К альбому “Ravenheart” (2005) было снято целых два видеоклипа. Почему же к “India” не было снято ни одного? Не планируете ли вы сделать что-нибудь подобное к новому альбому?

(Смеется). К “India” не было снято ни одного клипа, потому что на них не было денег, и в этом абсолютно никто не был заинтересован, ведь немецкое телевидение – (шепчет) это полное дерьмо и отстой! А “India” вышла как раз в то время, когда они совершенно не хотели показывать рок-н-ролльные клипы, так что в их съемке не было никакого смысла, к тому же, они очень недешево стоят. А если их все равно никто бы не увидел, то зачем выбрасывать деньги на ветер? Забавно, что вы об этом спросили, потому что мы только что вернулись со съемки клипа на песню “Save My Life”. (Смеется). После этих съемок у меня надолго пропало желание носить изящную одежду, потому что это, оказывается, так неудобно! Вчера и позавчера мне приходилось подолгу носить корсет и туфли на шпильках, так что я могла передвигаться со скоростью не быстрее одного километра в час, просто как улитка. Но сейчас я, наконец, снова в спортивных брюках и свитере с капюшоном, и безо всякого макияжа на лице. (Смеется). Но видео будет отличное, я там исполняю роль призрака, и я буду лежать на могиле! Это очень зловещий клип, но мне понравилось сниматься в этой сцене, потому что все, что от меня требовалось – это лежать неподвижно! (Смеется). Двигатья с закрытыми глазами – мой самый большой талант! (Дружный смех).

Xandria записали четыре альбома. Тебе не кажется, что настало самое время для выпуска концертного альбома или DVD? Думаю, многие ваши фэны не отказались бы его приобрести...

(Смеется). Если бы я проводила на репетициях столько же времени, сколько я провожу, разговаривая по телефону с приятными людьми... (Дружный хохот). Не думаю, что мы в ближайшее время выпустим что-нибудь подобное, потому что... Потому что у нас замечательные студийные альбомы! (Смеется). Я не знаю, я не могу сказать. Может, выпустим, а может, и нет, но определенно не в 2007 году, и, скорее всего, не в 2008-м.

Раз уж вы не планируете выпускать DVD, то, может, мы вскоре сможем вас снова увидеть в России?
Да, мы осенью планируем снова приехать в Россию, но я пока не могу ничего сказать точно. Нам бы очень этого хотелось, да и публике мы¸ похоже, тоже понравились. Я получаю много электронных писем из России, и это очень здорово, а ребятам понравились русские девушки. (Смеется). Наше последнее турне было лучшим за последие несколько лет, мы получили от него огромное удовольствие. И я очень надеюсь, что и в этом году все получится. Но если не получится в этом году, я обещаю, что мы обязательно приедем в следующем.

Официальный сайт Xandria: http://www.xandria.de

Выражаем благодарность Айрис Бернотат (Focusion Promotion) за организацию этого интервью.

Вопросы задавали Роман “Maniac” Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского – Наталья “Snakeheart” Патрашова
17 мая 2007 года
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker