Mortifer

Mortifer
В сторону света

24.07.2012

Архив интервью

*** АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ - 2002 ГОД *** Российская трэш-сцена начала 90-х и трэш-сцена сегодняшняя – две совершенно разные вещи. Практически все современные трэш-группы появились на свет несколько лет назад, а те музыканты, которые радовали нас в эпоху перестройки и гласности, сейчас уже давно канули в лету. Почему – сложный вопрос, который лучше задавать самим музыкантам, если вы, конечно, их где-нибудь отыщете. Ну а мы пока представляем вашему вниманию интервью с одним из тех, кто cумел выстоять в борьбе с суровой российской действительностью 90-х и продолжает играть любимую музыку. Сергей Новиков, вокалист и гитарист костромской трэш-команды Mortifer, в частности, может похвастаться такими достижениями, как релиз виниловой пластинки “Euthanasia” еще в далеком 1993 году, а также несколькими альбомами, изданными на компакт-дисках, и кучей концертов в самых разных уголках страны. Но Mortifer не останавливаются на достигнутом – в самое ближайшее время группа выпустит новый альбом “Total Darkness”…

(ОТ РЕДАКТОРА - 2012 ГОД: Те из наших читателей, кто давно следят за деятельностью HeadBanger.ru, знают, что сайт возник не на пустом месте. К моменту его создания все его авторы имели за плечами несколько лет работы в других сетевых и печатных изданиях. За тот период мы подготовили и опубликовали большое количество материалов, однако часть из них в силу разных причин в настоящее время либо недоступна в Сети, либо доступна не полностью. Пятилетие нашего ресурса - самый подходящий момент, чтобы оглянуться назад и снова представить их вниманию читателей. Зачем? Во-первых, потому что некоторые из этих бесед имеют большое значение для нас лично. А во-вторых, мы знаем, что к ним есть интерес со стороны публики...)

Когда в 1988 году ты основывал Mortifer, ты представлял себе, что группа просуществует 16 лет? Вообще, какие амбиции и планы в отношении музыки были у тебя в тот момент?


Ну, начнём с того, что Mortifer основали мы с Толиком Чеботарём. Мы с 1984-1986 с ним вместе играли в обычной группе при медучилище, а потом я ушёл в армию, где и возникла мысль по приходу собрать группу, исполняющую хэви-метал. Там, в армии, я играл в доме офицеров на танцах и иногда сочинял подобие наших будущих песен и тексты. Мы, естественно, постоянно переписывались и обсуждали планы о том, каким будет наше времяпровождение, когда я вернусь. Толик тогда работал на заводе и тоже продолжал играть на барабанах, причем там была новая установка Super Amati, что очень радовало, ведь повсюду вместо барабанов был один хлам. Ну и когда я вернулся, практически сразу мы начали репетировать и каверы, и что-то своё. Басист и мой однокашник (мы учились в техникуме в одной группе) Александр Каменщиков тоже работал на этом заводе и сам попросился в группу. Вот так собственно и возник будущий Mortifer. Правда, название это мы взяли несколько позднее, где то в конце 1989 года. Ну а насчёт амбиций, то конечно же, их совсем не было. Тогда вообще исполнять нечто жужжаще-кричащее было на грани фола, вот мы, слушая “фирму”, просто пытались кроме этого ещё и сами что-то поигрывать, не более. А ведь тогда и известны-то были практически только Ария, Мастер, Чёрный Кофе, ну и некоторые чуть менее известные. Так что мы вовсе не планировали стать выступающей, известной группой, да ещё и записывать свои опусы. Я помню отчетливо то, что я сказал самому себе тогда: «Поиграю где-то лет до 35 максимум, а потом поставлю гитару в угол и всё.» Увы, этого почему то не случилось, а только продолжилось с новой энергией.

Как реагировали твои родители и друзья на твое решение серьезно заняться музыкой? И были ли проблемы с властями и компетентными органами? Ведь исполнение такой музыки в то время было чревато большими проблемами…


Абсолютно нормально реагировали, да и вообще, именно запрещали слушать “вопящую” музыку только году в 1978, т.к. мои родители были убежденными коммунистами и считали это тогда чем-то антисоветским. А потом всё утихло очень быстро, даже магнитофон сами купили. Ну а с властями у нас проблем никогда не было, и с органами тем более. Помню, мы наоборот уже в 1989-м прошли аттестационную комиссию из филармонии и получили право выступать, причем мы тогда исполняли уже свой материал. А позднее сотрудничали с афганцами, выступали со своим аппаратом (который нам умудрились купить “добрые люди”) на благотворительном фестивале памяти воинов афганцев. Так что, думаю, врагов общества в нас никто не видел (Смеется.)

Вы были первой группой в Костроме, игравшей тяжелую музыку в конце 80-х, или в то время существовали и другие металлические группы? В целом, не мог бы ты сравнить ситуацию с тяжелым роком в Костроме тогда и сейчас?

Да, действительно, именно в Костроме мы были первыми и единственными не один год, хотя в соседнем Волгореченске (небольшой городок в 30 км от Костромы) была одна очень хорошая группа, причем, без преувеличения, играли они даже по сегодняшним меркам очень профессионально. Ну а сейчас в Костроме вообще очень много групп, а непосредственно тяжёлую музыку исполняют не менее 5-6 команд.

Чем сейчас занимается ваш первый барабанщик Анатолий Чеботарь? Почему он ушел из группы?

Анатолий в данный момент является барабанщиком и лидером брутал-дэт-группы Barbarity, которая в этом году выпустила дебютный альбом на More Hate Prods. Кстати, я записывал трэки для этого альбома и проконтролировал общий саунд на начальном этапе сведения данного релиза, в буквально через 3 дня мы начинаем работу над вторым альбомом уже в моей студии. Так что Толик полон энергии и сил, и, самое важное, он такой же металхэд, как и тогда, и до сих пор слушает самую тяжелую музыку, которая есть вообще на свете. Ну а ушёл он вот почему. Мне многие задают этот вопрос, хотя ничего оригинального я тут не придумаю. Буквально через месяц после того, как мы отыграли на разогреве у Kreator в 2000 году, и к тому же практически через 2 месяца после выхода нашего диска “If Tomorrow Comes”, он позвонил мне и спокойно сказал, что устал и хочет отойти от музыки. То есть, вообще просто не играть. Я, по сути, давненько замечал апатию к этому у него, но он, по всей видимости, просто не хотел меня расстраивать и плыл по течению. Ну, я сразу же сказал, хорошо ли он подумал, т.к. я к этому был, по сути, готов, и все к этому и шло. Я скажу больше, что и сам я испытывал некую прохладу к игре, т.к. не видел какого-то смысла в продолжении. Тем не менее, я предупредил его, что я сразу же позвоню Косте (Каменщикову) и предложу ему место драммера. Ну, и Толик, подумав, сказал, чтоб я делал так, как захочу, лишь бы это не повлияло на наши с ним дружеские отношения. Так что мы были и остаёмся друзьями. А с другой стороны, теперь каждый при своём деле, и надо сказать, что никто в этой ситуации не потерял. Толик спустя пару лет всё ж таки вновь стал играть, да ещё и свою любимую музыку. Он хоть и любит трэш и Mortifer в частности, но любовь к бруталу и всякого рода патологической музыке у него с детства. Его родной отец был военным-патологоанатомом. (Смеется.)

На некоторых Интернет-сайтах дискография Mortifer начинается с альбома «Белая смерть» 1989 года. Что это за альбом? Он вышел еще под названием Князь Серебряный или уже под названием Mortifer?

Действительно, это демо вышло под названием Князь Серебряный, но впоследствии мы уже указывали его как Mortifer для упрощения, ведь к материалу приложили руку те же люди, так для нас разницы, конечно, нет.

Как вам удалось получить контракт с лейблом Death City Records? Переписать весь материал с демо “Euthanasia” заново было их условием, или вы не были довольны звучанием оригинального демо?

Мы сами были сильно обрадованы, когда нам предложили записать виниловый диск. До сих пор почему-то винил вызывает какие то особые чувства, другие, нежели маленький CD. Тем более, сам знаешь, что издаться на виниле тогда могли единицы из-за дорогого производства и тщательного отбора, да и групп, конечно, было намного меньше, чем сейчас. А предыстория такова. Мы своими силами записали это демо, причем я уже тогда делал очень хороший саунд, практически не имея под руками ничего особенного. Писали все целиком от начала песни и до конца без остановок на кассетные магнитофоны. И вот я отправил демо на BIZ Enterprises, на котором в то время вышел альбом Чёрного Обелиска, с которыми мы тогда выступали пару раз. Практически через неделю мы получили предложение приехать и записать альбом в московской студии. Дело в том, что шип ленты в кассетнике, утроенный перенакладками, да и вообще низкая скорость движения этой самой ленты не могут дать того, что дает аналоговый студийник и пульт Saundcraft. (Смеется.) Ну а тогда очень следили за качеством и сами издатели, и, конечно, ГОСТ (Государственный стандарт) на заводе-изготовителе грампластинок. Посему нам выделили деньги, и мы записали материал по-новому. Хотя низкий бюджет сказался – общий звук, конечно, очень качественный, но сам саундпродюсинг, особенно гитар, на моём демо гораздо лучше.

“Euthanasia” – пожалуй, ваш самый экстремальный альбом, на нем есть заметное влияние дэта, чего нет на более поздних работах. Почему в дальнейшем вы решили отказаться от брутальных элементов и перейти к чистому трэшу? Тебе перестал нравиться дэт?

Ха, впервые слышу. Ты первый, кто сказал что, там есть что-то от дэта, хотя по идее, наверное, это правда, просто я сам, видимо, не объективно воспринимаю. А насчет поздних записей, думаю, мы просто старались и стараемся сделать все максимально тщательно и с течением времени стали играть как бы менее отрешённо, нежели раньше. Думаю, наверное, поэтому. Но, по сути, мы старались оставаться такими же. А дэт мне особо и не нравился, лишь единичные группы. Хотя сейчас я всё же стал понимать эту музыку.

Нет ли планов переиздать “Euthanasia”? Сейчас этот винил в продаже найти практически невозможно…

Да планы-то есть, только вот прав нет, и выкупить их не на что. Хотя всё может быть, кто знает. И самое удивительное, что несмотря на официальный контракт и проданный тираж в 5000 дисков, мы всё равно ничего не получили. Помню, только взяли для своих нужд дисков 100 или 150. У меня, кстати, осталось ещё штуки 2-3.

Ваш следующий релиз “Blind Faith” (1994) нам послушать не удалось. Насколько эта запись отличается от того варианта, который увидел свет на компакт-дисках в 2002 году? На компакте записаны только старые песни с демо, или там есть и новые вещи?

Запись отличается прежде всего тем, что новый вариант записан уже после ухода Толика с новым драммером и гитаристом. Соответственно, есть небольшие изменения в аранжировке ритм-секции. Просто я сразу сказал Косте, что он может изменить партии, если захочет. Хотя, следует отметить, что Костя, будучи старым нашим фэном, не стал ничего менять, добавив лишь там, где было необходимо, 2 бочки, дабы сделать композиции более плотными. Ну а из песен там практически то же самое, с добавлением новой на тот момент “Please Your Master” и кавера Ramones. А медляк “Don’t Say Never” с демо-варианта мы уже выпустили на “If Tomorrow Comes” (2000), причем тоже перезаписанный.

В чем причина того, что в 1995-1999 годах Mortifer практически не проявлял активности? И что заставило вас вернуться к активной деятельности?

Да мы, честно говоря, просто не стремились тогда ни к чему. Я женился и соответственно вообще не думал, что что-то меня заставит вновь серьёзно обнадёжиться будущим Mortifer, но, тем не менее, репетиции все так же проходили, и материал постепенно писали.

Известны ли тебе цифры продаж дисков “If Tomorrow Comes” и “Blind Faith”? Какой альбом лучше продавался? И какой из них кажется удачнее лично тебе?

Ты знаешь, я уверен, что никто из музыкантов никогда не знает точные цифры продаж. Поэтому ответить, какой лучше продавался, я просто не могу, к тому же, какая, по большому счету, разница, если самый большой разовый тираж русской группы составляет 1000 экземпляров. О допечатках тиража я не слышал, да, уверен, и не услышу. Нам же говорят, хотя, возможно, так и есть, что русские группы по определению не востребованы, соответственно, продать более 500-1000 дисков они просто не в состоянии. Но, по крайней мере, дело с этим идёт на лад, и мне кажется, ситуация должна скоро измениться.

В промежутке между этими альбомами у вас появился второй гитарист. В чем причина расширения состава? Насколько изменилась из-за этого работа на концертах и в студии?

Второй гитарист и барабанщик пришли вместе в один день. До этого Александр (Кукин) и Костя 7 лет играли в дэт-группе Extinction. Ну а причина проста – ведь мы, по сути, должны были начать разучивать песни заново, поэтому я и решил усилить гитарный саунд и разнообразить партии ритм-гитар, раз уж подвернулся такой случай. Ну а на концертах, естественно, звук стал намного плотней. Также Саня здорово помогает мне в студийной работе и как гитарист, прописывая свой канал ритма, и как сопродюсер. То есть, у меня просто появилась возможность посоветоваться, что и как нам лучше подойдёт.

Несколько вопросов про твой сольный проект Х Фактор. Какая из песен на этом альбоме самая старая, а какая – самая новая? В него вошел весь ранний материал Mortifer, или остались еще какие-то композиции, которые ты не стал переписывать?

На альбоме только одна новая песня – «В Сторону Света», я её написал специально, чтоб показать, что могу и спустя 10 лет сочинять неплохие вещи в этом ключе. Ведь тот материал, по сути, является трудом группы, и я многое использовал при записи этого сольника. Просто сами композиции сочинил я, но аранжировки мы делали тогда, конечно, вместе. Я лишь по-новому переработал их и сыграл с учетом 10 летнего приобретенного опыта. Материал был очень хорош, чтоб лежать в кассетном варианте, вот я и решил сделать из него сольный альбом, т.к. под рамки Mortifer он так или иначе не подходил, да и записаться сразу возможности не было, вот я и перезаписывал эти вещи постепенно у себя на работе в студии ТВ.

Некоторые песни Х Фактор вы исполняли на концертах Mortifer. Насколько их концертные варианты отличаются от студийных? Вы утяжеляете эти песни или оставляете, как есть? И как принимают этот материал фэны трэша?

Это было лишь один раз и то по предложению Жени Аксенова, который устраивал тот фест и промоушн этого диска. А играли мы их, конечно, с обычным нашим саундом, причём я и пел тогда их очень злобно. Кто-то даже сравнивал с In Flames русского образца. (Смеется.) А вообще этот альбом получил только положительные отзывы, и я, честное слово, не слышал плохих отзывов ни от кого, как ни странно. Ведь обычно 20-50% оценок у любой, наверное, группы являются негативными. Тем более обидно, что этот диск так и не переиздан до сих пор. Но в данном случае это поправимо, т.к. права принадлежат мне. Думаю, я сделаю всё возможное, чтоб этот альбом кто-то выпустил снова.

Самый удивительный для нас трек на этом альбоме – кавер “Fly Away” Mad Max. Ты поклонник этой группы и немецкого хэви 80-х в целом? Нет ли планов записать еще что-нибудь из классики немецкой сцены, недостаточно хороши известное фэнам в России, например, какую-нибудь песню Stormwitch?

А как вы могли слышать этот кавер, ведь на релизе его нет, и был он только на мастер копии? (Смеется.) Конечно, я большой поклонник Mad Max и немецкого хэви 80-х. Насчет записать что-либо из каверов – думаю, их уже хватит, мы и так это делаем достаточно часто, хотя из Stormwitch я бы с удовольствием сыграл хоть весь альбом “Tales Of Terror” или песенку “Sword Of Sagon”, но для этого, конечно, немало времени нужно, да и не стоит игра свеч.

С точки зрения сегодняшнего дня, считаешь ли ты правильным решением участие в трибьюте Арии? Насколько появление Х Фактор на этом трибьюте оправдало твои ожидания? В частности, удалось ли таким образом улучшить продажи диска Х Фактор?

Решение об участии также принимал Евгений Аксенов, и я, конечно, был не против, хотя, на самом деле, я никогда не был в числе людей, слушающих Арию, просто в начале нашего пути они были одной из немногих групп, которые открыто начали играть хэви-метал для народа, т.е. у них были концерты, и это, конечно, возводило их в ранг русских звёзд ещё тогда. А ожиданий никаких не было. Записал песню («Встань, страх преодолей») и отправил. Ну конечно, когда диск вышел, было приятно несомненно, кто спорит. А насчет продаж Х Фактор – опять же, я не имею понятия, да и не интересовался. Я получил свои 100 копий, как это обычно делается по взаимному согласию, и всё.

Нет ли планов продолжить сольную деятельность? Стоит ли в обозримом будущем ждать второго альбома Х Фактор?

У меня есть 2 песни, очень клёвые, но я никаких планов относительно Х Фактор вообще не строю, хотя по идее было б здорово записать ещё один альбом. Важно иметь время для сочинения нового материала, а оно все уходит на Mortifer. Ну а записать его на сей раз проблем нет никаких. Так что кто знает, поживём, увидим.

У тебя есть собственная студия SPN Records. Расскажи, насколько она успешна, кто в ней пишется, и с командами каких направлений ты работаешь. Запишешь ли ты рэп-команду, если она захочет у тебя писаться?

Ты знаешь, это всё же громко сказано. Студия есть, но об успехе говорить рано, а ко всему прочему, я и не планирую успех в полном смысле. Это небольшая студия, которая  направлена на запись разного рода “живой музыки”, причём не за большие деньги, что очень подходит для музыкантов, исполняющих металл. Ну а вообще, какая разница, если тебе платят. Если хотят записать рэп, и я это могу сделать, то почему бы и нет.

Приносит ли студия достаточные деньги, чтобы отбить затраты на ее содержание и как-то прокормиться? Приходится ли тебе работать где-то еще? Кстати, если не ошибаемся, ты одно время работал на местной телекомпании – чем ты там занимался?

Студия только-только начала функционировать для других, и пока о каких-то прибылях разговора нет. А содержания как такового не требуется. Я арендую нашу базу для записи трэков, а всё остальное я делаю дома. Конечно, в данный момент я нигде не работаю, т.к. заниматься записью и работать просто нереально, но вот если денег хватать не будет, придётся что-то искать обычное, а студию использовать только для себя и редких заказчиков. Ну и конечно, любой альбом в таком случае будет делаться гораздо дольше. А до этого я действительно отработал на РТР-Кострома в должности звукорежиссёра 8 лет.

Многие называют альбом “Blind Faith” русским ответом Kreator. Как ты к этому относишься? Раздражают ли тебя частые сравнения с западными трэш-звездами?

Я вот что скажу по этому поводу. Рьяным фэном Kreator я лично никогда не был, особенно в те годы, ведь материал для “Blind Faith” сочинялся в 93 году, а они как раз изменили свой стиль с “Renewal”. Но я прекрасно помню, как я впервые услышал их “Cause For Conflict” спустя год после нашей записи и сказал: «Надо же, как это похоже по характеру на наш “Blind Faith”!». То же самое произошло когда я услышал свой наилюбимейший Testament – “The Gathering”. Первая вещь с него мне сильно напомнила нашу “Dance With Death” с того же “Blind Faith”. Я не отрицаю, что мы всегда хотели быть не хуже западных групп этого жанра, но чтобы конкретно кто-то из них сильно влиял на наше творчество – нет. Хотя со стороны видней, и если кому-то так кажется, то пусть так и будет. Мы по этому поводу не переживаем. (Смеется.)

На “Blind Faith” у вас впервые появилась песня с русским текстом – «Пушечное мясо». Почему вы решили петь на русском, и почему на новом альбоме “Total Darkness” весь материал снова исполняется на английском языке?

Понимаешь, эта вещь просто хорошо поётся на русском, и её просто решили исполнить именно на родном языке, и тогда в 94-м, и в 2001 во время перезаписи. Она и тогда прижилась без конфузов, и сейчас её постоянно просят исполнить на концертах. Это своего рода изюминка, но в целом, мы всегда пишем на английском. Я считаю, что если тебе и суждено чего- то стоить в этом бизнесе, то и материал должен быть на мировом языке. А то, что я также люблю петь и на родном языке, было запечатлено на Х Фактор. Ещё интересно, что фирмачей совершенно не обломал русский язык на этом альбоме, скорей даже наоборот. Просто рецензии на него оттуда были очень положительными.

В конце прошлого года Metal Agen анонсировали выход вашего концертника “Live Faith”, однако он так и не увидел свет. В чем причина? Выйдет ли этот диск когда-нибудь? Записан ли он вообще, и если да, то где?

Мастер-копия с записью этого концертника была передана лейблу ещё года два назад и даже более. И несмотря на то, что это все делалось в сжатые сроки, т.к. нас просто торопили, мол, давайте, скорей пишите, этот материал потом почему-то отодвигался в сторону, а фирма издавала другие релизы. Мы спустя какое-то время сильно разозлились, т.к. мы совсем не были настроены на выпуск концертника, но нас убедили в том, что это было бы кстати, и мы проделали немалый труд для его записи и, главное, компьютерного сведения. Запись была сделана в Ярославле, но потом нам пришлось сильно с ней повозиться, чтобы звук соответствовал продукту для продажи. Потом все-таки действительно пошла какая-то реклама, но в конце концов мы уже записали новый альбом и практически встали перед выбором, что издавать. Конечно, решили издать новый, хотя в конечном счете, все пришло к тому, что мы попросту решили не подписывать новый контракт совсем. В данный момент официально заявлено, что “Live Faith” издан не будет. Во всяком случае, для нас это не явилось чем-то столь неожиданным, просто это было и так очевидно. Но как говорится, что ни делается - всё к лучшему.

Почему вы приняли решение уйди с Metal Agen/Soyuz? Где выйдет новый диск Mortifer?

Просто мы были не готовы рискнуть и подписать новый долгосрочный контракт. Мы живём в России, и прогнозировать свою деятельность на долгие годы мы не можем. Любая группа должна иметь возможность поиска лучших условий для своего развития. Выпустил альбом, посмотрел, что лэйбл сделал для его рекламы и продвижения на рынок. Понравилось – работай дальше. Нет – уходи и ищи снова. Сейчас появилось больше издающих компаний, но главное, уверен ли ты в себе, чтоб отказаться от того, что есть, и снова начать искать. Я в этот раз просто решил внять словам своих коллег по группе и сделать так, как они хотели. И мы вновь окунулись в поиски, как и ранее в 92-м и 99-м годах. И вот, буквально на днях нами было подписано соглашение на издание нашего нового альбома “Total Darkness” с крупным российским метал-лейблом CD-Maximum. Альбом должен появиться в продаже уже в ноябре.

У “Total Darkness” просто великолепная обложка. Как она появилась? Ты предлагал свои идеи художнику, или Иван Брагин все придумал самостоятельно? Есть ли у этой обложки какой-то скрытый смысл?

Иван сам предложил такую идею, и мы согласились, хотя сомнения поначалу, конечно, были, но я человек взрослый и понял его мысли сразу. К тому же он читал наши тексты и тоже имел свое видение того, что должно быть изображено. Так почему бы не предоставить человеку возможность не просто сделать заказ, а всё-таки подойти к этому творчески? А смысл обложки прост – надо представить себя стоящим на коленях, сползя с этого кресла, и вы поймёте что такое настоящий тотальный мрак, это не просто страшные зарисовки, а настоящий, человеческий мрак. И главное, никаких черепов и цветов – только чёрное и белое. Вообще, живой человек, но не имеющий возможности двигаться, видеть, слышать и т.п., испытывающий массу чувств, таких как боль, страх, беспомощность, по- моему, чувствует внутри себя такой мрак, что не дай бог кому это испытать. Я видел такое рядом с собой очень близко и долгое время, поэтому я согласился с обложкой сразу. К тому же, она идеально подходит и к самому тексту. Да и просто эта обложка прекрасно символизирует всё вышеописанное.

Расскажи поподробнее о том, что нас ждет на новом альбоме. Как изменилась ваша музыка со времен “Blind Faith”? Отличается ли звучание? Есть ли на новом диске песни, которые ты мог бы выделить?

Ну вот, пошли сложные вопросы. (Смеется.) На новом альбоме всех ждёт всё тот же Mortifer, но, я бы сказал, ещё более зрелый, мощный. Музыка, как мне кажется, изменилась в лучшую сторону, а особенно звук. Я впервые слышу то, чего пытался добиться ранее. И уверен, что мне лично этот саунд будет нравиться всегда, несмотря на время. Причем мне также впервые не хочется ничего изменить или добавить ни в продюсирование, ни в сами песни. Просто я сам всё сделал так, как хотел из того, что имелось в моём распоряжении на данном этапе. Возможно, к следующей записи удастся что-то улучшить, хотя это уже будет касаться скорей марки струн и пластиков для барабанов, не более. Остальным мы удовлетворены полностью. Теперь наша музыка звучит так, как задумывалась изначально. А песни выделить абсолютно не могу, они все одинаково для нас хороши. Уверен, фэны трэша воспримут новый альбом прекрасно. Что самое необычное, так это то, что мы снова записали медленную балладу с ломовым припевом, и хотя мы спрашивали многих, стоит ли её вставлять в альбом, никто не высказал отрицательного мнения.

На этом диске ты впервые работал с авторами текстов «со стороны». В чем причина?

Ты знаешь, я никогда не брезговал чужими текстами и наоборот, часто просил помощи, т.к. зачастую есть люди, делающие это лучше, чем я или кто-нибудь из нас. С другой стороны, лично я не всегда имею достаточно идей для их написания, и если появляется возможность использовать помощь авторов со стороны, я только рад этому.

Если не считать “Blind Faith”, который, так или иначе, является старым материалом, пауза между вашими работами составляет четыре года. В чем причина таких задержек – вы медленно пишете материал, или материала много, но возникают проблемы с его записью и реализацией?

Да нет, материала много не бывает, ведь мы не имеем возможности репетировать постоянно, у всех основные работы и семьи. С другой стороны, мы не были обременены контрактами, которые требуют выпусков альбомов в определённые сроки. В данный момент работа идёт побыстрее. Альбом ещё не вышел, но уже есть 4 новых вещи целиком, правда, без текстов, и кое-какие наработки. И это всего за 3 месяца, так что потенциал нормальный. Причем вещи действительно стоящие. Ну а с записью и реализацией пока проблем не было. Самое главное, мне кажется, и не только у Mortifer, а вообще - нет материального стимула. Ведь музыкант вкладывается и творчески, и финансово, а потом просто живет надеждой. Когда это первый альбом, то понятно, что надо делать следующий, чтоб дело не встало. Но в нашем случае торопиться делать пятый (а для меня уже будет шестой) совершенно не стоит. Он запишется, когда придёт время. Поэтому мы просто делаем все так, как получается по времени, без суеты и гонки. Но реально, я думаю, новый альбом может быть готов через 1,5-2 года.

Насколько часто вы сейчас даете концерты? Вообще, интересна ли тебе как владельцу студии концертная деятельность?

Нет, концерты, к сожалению, очень редки. Ну а играть перед публикой, конечно, здорово, особенно когда все проходит гладко. Я имею в виду подготовку мероприятия. Ведь ни для кого не секрет, что организация и аппаратура оставляют желать лучшего. А насчет владельца студии, опять же, это слишком громко сказано. У меня есть набор оборудования для нормальной записи и есть помещение, где время от времени я могу производить саму запись. Так что как таковой постоянно функционирующей студии, в которой я постоянно нахожусь, нет. С другой стороны, мои услуги вполне подходят и по качеству, и по финансам многим, особенно учитывая тот факт, что кроме того, что я знаю как хорошо записать группу, я ещё и сам музыкант и понимаю тяжёлую музыку. Ведь зачастую люди, работающие на профессиональном оборудовании, не увлекаются металлической музыкой. Поэтому все наши русские метал-студии сейчас небольшие, а владельцы их, как и я - сами музыканты групп, которые не имели возможность записать свой материал. Но постепенно приходил опыт, и люди начинали вкладывать свои кровные в первую очередь как раз для того, чтобы записаться самим.

Мы видели ваше выступление на Супер-Трэш-Фесте в Москве в конце 2003 года и были весьма удивлены очень «свободным» поведением ваших фэнов. Как обычно реагируют на ваши концерты фэны в Костроме? Не мог бы ты вспомнить самый дикий или курьезный случай из своей концертной практики?

Да я и сам был удивлён, особенно когда пытаются поливать музыкантов пивом или дёргать за микрофонную стойку во время пения. У нас мы всегда брали пару знакомых внушительного телосложения, и подобных случаев просто быть не могло. В столице мы гости и поэтому безропотно терпим выходки пьяных идиотов. И ещё, у нас в городе очень много наших фэнов, причем совершенно разных возрастов, и они, конечно, ведут себя на концертах значительно уважительней, более, я бы сказал, по-западному. Т.е. приходят и внимательно послушать, и оторваться. Хотя и в Москве было несколько нормальных сэйшнов, но этот мы и сами запомнили не с лучшей стороны. (Смеется.) А насчет курьёзных случаев, помню один. Mortifer выступали в 92-м году (мы ещё до выхода “Euthanasia” ездили выступать и были уже неплохо известны) в Бресте, причем дважды в один год, и оба раза нас селили в один и тот же номер одной и той же гостиницы. Так вот, наш директор Серёга (царствие ему небесное) был полненького телосложения, и когда мы разобрались, кто на какой кровати спит, он, слегка разбежавшись, лег на неё как бы слёту. И что ты думаешь – сломал ножку этой самой кровати. (Смеется.) Ну а когда сдавали номер, он её как то приставил. В общем, сошло нам это с рук. И вот через полгода мы снова получили номер, этот же. Серёга посмеялся, проверил что ножки все целы, потом походили побродили, покурили. Ну и он как-то неловко и уже не специально увалился, видно, резковато. Кровать легла. Ну, мы переглянулись и долго ржали. Не помню точно, но вроде слегли тогда обе ноги с одной стороны, и штраф на этот раз пришлось заплатить при сдаче.

Существует ли, на твой взгляд, в России трэш-сцена? Какие бы российские трэшевые коллективы ты выделил? И что нужно сделать для того, чтобы трэш стал у нас более популярным?

Я думаю, ты и сам знаешь, что на виду долгое время кроме нас и Мастера в этом направлении никого и не было, но мы особенно не парились о направлении и играли всё ту же музыку без оглядки, как говорится. Сейчас интерес к стилю возникает всё больший, хотя уверенности нет, что трэш будет востребован, как раньше. А выделил бы я Shah. Они были безукоризненны и профессиональны. Также из старых составов могу назвать Чёрный Обелиск, Мастер с Андреем Большаковым, Hellraiser. Из групп сегодняшнего дня - Manic Depression, Stalwart, Diversia. Остальных пока не слышал, не довелось. Плюс сейчас ведётся работа в моей студии по записи дебютника ивановской группы Murk Exhorbitance и скоро начнётся запись второго альбома Barbarity. Я уверен, эти альбомы тоже будут сильными, хотя это уже более брутальная музыка, нежели просто трэш. А для популярности нужна поддержка прессы и ТВ, и если специализированная пресса будет делать все, чтобы стиль и группы были востребованы, это произойдет. Насчет ТВ сложнее, т.к. группы должны иметь хотя бы более-менее стоящие клипы, а у нас это сделать сложновато, хоть и возможно. Но в целом, вопрос просто абстрактный, и, думаю, ответить на него конкретно невозможно.

Насколько Mortifer известны за рубежом? Получаешь ли ты какие-нибудь отклики от западных фэнов или журналистов? Не пытались ли вы подписать контракт с какой-нибудь западной фирмой?

Не знаю конкретно, насколько, но думаю, немного известны. Письма иногда приходили. Помню с австралийским школьником переписывался, он писал, что у него в школе уже 10 наших фэнов. (Смеется.) Как-то из Японии письма получал. В гостевую на новый сайт тоже из нескольких стран писали. Видишь ли, по сути, если будут там наши диски продавать, будут и письма, но пока доходят всего десятки копий, ничего особенного ждать не приходится. А подписаться за кардоном мы, конечно, пытались в 94-м, но безуспешно. Massacre тогда очень хорошо отреагировали, но им нужна была качественная запись в студии. Мы же отсылали все на кассетах. Сейчас я тоже отправлял наш новый промо-диск по нескольким адресам, но скорей просто для ознакомления, т.к. подпись там сейчас просто ни к чему. В России в данный момент есть несколько лейблов, которые могут и сами реализовывать там наши альбомы, если ты конкретно там вообще нужен. А ещё важен момент, что русская группа даёт концерты в России, и никто, кроме русского лейбла, ей не обеспечит посещаемость путем промоушна и продажи дисков. Подписавшись там, получишь, возможно, какую-то финансовую выгоду, но небольшую. А насчёт выехать туда играть – это просто бред, по-моему. Одни рабочие визы для одного выезда обойдутся группе большей суммой, нежели роялти с целого альбома. У многих групп в России есть подобные бредни, слышать которые порой смешно. Навязчивые идеи и не более. С другой стороны, если кто вам и даст возможность туда выехать и сыграть мини-тур, к примеру, так это именно наш родной лейбл, который успешно провел с помощью партнёров с западного лейбла промоушн вашего альбома и вместе с этой самой западной конторой организовал выезд команды. Других путей нет, но главное, мы к этим сказкам не стремимся. Мы просто делаем своё дело, вообще не думая ни о чём, пока нам это интересно. Ну и конечно, для нас сейчас важен только вопрос взаимовыгодного сотрудничества с лейблом. Игра в одни ворота, т.е. выпуск альбома ради выпуска уже просто неинтересна и надоела.

Каково, на твой взгляд, будущее Mortifer? Будешь ли ты продолжать выступать и записываться еще 16 лет?

Честно говоря, я не могу и не хочу загадывать. Тупо продолжать делать музыку ради того, чтоб просто продолжать и не остановиться, думаю, бессмысленно. А в целом, сейчас мы в своей наилучшей форме, и надеюсь, что запал останется ещё надолго. Важно сейчас, как ни странно, здоровье. Просто раньше как-то не задумываешься над этим и просто губишь его годами, но приходит время, и ты понимаешь, что его отсутствие может поставить крест на многом. Так что когда тебе под сорок, зарекаться не стоит. Главное, чтоб исполнять такую музыку на протяжении долгих лет, нужно быть физически здоровым. Это уже проверено. (Смеется.)

И последний вопрос: что заставляет тебя заниматься музыкой все эти годы? Как тебе удалось пройти через все трудности и не сдаться, не стать «нормальным человеком»?

Да по сути, мы все как раз нормальные. Имеем семьи, детей, работу и в дополнение ещё и группу. А музыка - это просто как алкоголизм или наркотики, избавиться можно, но сложно. Только играя музыку, не получаешь такого негатива, как от вышеупомянутых пристрастий, но в целом, у нас это уже хронически, вот и занимаемся. Некоторые к нашим годам покупают машины и возятся с ними, а мы с гитарами и барабанами. Я называю это профессиональное хобби.

Официальный сайт Mortifer: http://www.mortifer.cjb.net

Роман “Maniac” Патрашов, Феликс “the Comrade” Яковлев
18 сентября 2004 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker