09.09.2010
Архив интервью | English versionВ наш век высоких технологий все происходит так быстро, что этому не успеваешь даже удивиться. Раз – заводишь аккаунт на фейсбуке, и там указываешь свои любимые команды. Два – узнаешь как можно больше про фестиваль Bang Your Head в Германии. Три – знакомишься с людьми со всего мира, которые тоже туда едут. Четыре - один из них, узнав в тебе фаната Jon Oliva’s Pain оказывается их промоутером. Пять – через день ты стоишь около гостиницы в Балингене, где нашел себе приют Горный Король перед фестивальным концертом, и не веришь своему счастью. Джон Олива – монументальная личность, человек-гора (в прямом и переносном смысле) выглядит устрашающе только на первый взгляд. Затем улыбается, как истинный джентльмен, целует руку даме, и терпеливо выслушивает даже самые корявые английские лингвистические конструкции, обстоятельно отвечая на все поставленные вопросы.
Вы первоначально планировали поехать в турне в поддержку вашего последнего альбома “Festival” весной. Но затем все отложилось до осени, и ваше выступление на фестивале “Bang Your Head” будет одним из первых после выхода альбома. Что послужило причиной этому?
Я не знаю. (Смеется). Если бы я знал причины, я бы сказал тебе. Просто многое не сложилось: графики занятости у людей не совпали, плюс появились дела с Trans Siberian Orchestra, которыми мне надо было заняться. Это просто одна из тех вещей, что так часто случаются в этом бизнесе.
Свою роль сыграл и финансовый вопрос. И у нас не было достаточно времени, потому что я занимался TSO. У меня не было возможности все толком подготовить, чтобы успеть до весны, и я просто вынужден был отложить тур, иначе он прошел бы не очень хорошо.
Не думаете ли вы, что отсутствие концертов в поддержку нового альбома может повредить его продажам?
На самом деле, нет. Люди покупают мои записи, потому что они меня знают. У меня есть моя собственная аудитория, которая со мной уже целую вечность. Поэтому, я, по правде сказать, не сильно волнуюсь. Я просто люблю записывать альбомы. И если ситуация складывается так, что есть возможность поехать куда-нибудь и сделать пару-тройку шоу – хорошо. Но ты знаешь, я лучше выступлю на летних фестивалях, перед большей толпой. Это намного эффективнее. Чтобы выступить перед таким же количеством людей, перед каким я сыграл на прошлой неделе (фестиваль Graspop Metal Meeting – прим. авт.), мне пришлось бы отыграть 50 клубных концертов!
Сейчас каждый жалуется на снижение продаж альбомов из-за нелегального скачивания музыки в интернете. Как сильно это вредит вашей команде?
Ну, это вредит всем. Люди на самом деле не понимают этого. Маленьким группам это вредит гораздо сильнее, чем большим, известным командам. Половина твоего дохода внезапно исчезает. Ты привык получать определенную сумму денег каждый год, выпуская альбом, и вдруг от нее остается ровно половина! Конечно, у Интернета есть и хорошие стороны, потому что больше людей могут ознакомиться с командой, но если говорить о продажах и цифрах, то происходящее сейчас очень удручает. Хотел бы я разрешить эту проблему, но не могу. Я сдаюсь.
“Festival” - ваш четвертый альбом с Jon Oliva’s Pain. Не могли бы вы описать процесс работы над ним? Были ли какие-нибудь от записи предыдущих трех альбомов?
Да, отличий было много, потому что весь материал для диска был написан, когда мы были в турне. Я много сочинял, пока мы были на гастролях, в то время как предыдущие альбомы писались дома. У меня есть домашняя студия. Но почему-то этот альбом совпал по времени со всеми этими фестивалями прошлым летом. Я установил небольшую звукозаписывающую систему в задней части автобуса и многое записывал, пока мы ездили с места на место. Да у нас и не было другого выбора. Либо мы работали таким образом, либо нам пришлось бы ждать, пока мы доберемся домой. И мы решили: «Ну, а почему бы и нет? Давайте попробуем».
Многие песни сочинялись на гитаре, потому что я, по понятным причинам, не мог поместить фортепиано в автобус. Ну вот, я и сочинял на гитаре. Я думаю, именно поэтому альбом получился более тяжелым. На нем почти нет песен, написанных на фортепиано или клавишных. Только лишь последняя песня, баллада, была сочинена за фортепиано. Это и есть большое отличие от предыдущих альбомов. Они были написаны в студии, этот же был сочинен в трубе на колесах. (Смеется).
У вас в группе два гитариста, плюс вы и сами играете на гитаре.
Ага.
Но при этом на большинстве ваших альбомов присутствуют приглашенные гитаристы…
Да, я много играю. Возможно, я и есть самый весомый гость на этом альбоме, потому что я играю на гитаре в каждой песне, за исключением одной. Я также сыграл несколько соло. Все потому, что я сочинил многие песни на гитаре, и когда мы стали разбирать их, работать над ними, мои партии в них так и остались. Даже мои собственные гитаристы сказали: «Когда ты играешь, все звучит лучше. Так что играй сам и на записи». Вот так все и случилось. Они тоже везде играют, но я записал много ритм-гитар, акустических гитар, слайд-гитару, всякие странные звуки… Короче, я много всякой дряни наиграл на этом альбоме. (Смеется).
Тем не менее, на этом альбоме указаны и приглашенные гитаристы – Тим Моррос, Дана Пайпер…
Это мои друзья, которые записали пару нот, просто несколько секунд материала. Было прикольно. Я просто хотел, чтобы они засветились на этом альбоме, потому что никто из них не появлялся на альбомах ранее. Я говорил им: «Ну, вот тут… ты играешь вот это…» И все вышло очень хорошо! Я был очень рад.
С каждым альбомом Jon Oliva’s Pain становятся более экспериментальными. Есть ли предел в ваших экспериментах?
На самом деле, нет.
То есть, у нас есть шанс однажды услышать на вашем альбоме рэп иди рэйв?
Нет, рэп вы точно не услышите. Но вам предстоит услышать целую охапку странностей. Я только начал быть странным. Я только-только открыл эту дверь странностей и, должен сказать, за ней много всего прикольного! Там есть много классных штучек, которые мы можем сделать. Музыка должна расти, как цветок, как дерево. А когда дерево наконец-то вырастает до своих пределов, оно умирает. (Смеется). Так что, я надеюсь, я пока что не на вершине этого дерева.
В октябре вы будете снимать первый DVD Jon Oliva’s Pain в Тильбурге (Голландия). Хотя вы и сдвинули даты турне, вы все еще планируете съемки в Тильбурге. Что делает этот город и этот зал таким особенным для вас?
Дело как раз в зале. Он был спроектирован для такого рода концертов. Я сэкономлю тысячи и тысячи долларов благодаря тому, что мне не придется завозить аппаратуру в место, для этого не предназначенное. Это место спроектировано для видеосъемок. Вся аппаратура уже подвешена на потолке. Поэтому это совершенно логичный выбор. А прямо за углом есть великолепная кофейня, что никому не вредит. (Смеется).
На вашем сайте я видела очень интересный анонс. 12 мая вы проводили «семинар по сочинению песен» во Флориде.
Да, это было круто!
Можете ли вы описать это событие в нескольких словах? Что вы там исполняли?
Это трудно описать. Просто это было весело. Собралась небольшая группа людей, может быть, человек 75. Я исполнял кое-какой материал, отвечал на вопросы и показывал некоторые вещи с различными настройками и т.д. На самом деле было странно, потому что я никогда до того времени ничего подобного не делал. Но результат мне понравился. Я подумал: «Было круто. Может быть, стоит сделать это еще разок». Все подробности можно посмотреть на YouTube. (Смеется).
А что за публика пришла на это мероприятия?
Самая разная. Там были и пацаны, и совсем взрослые люди, от двадцати лет до пятидесяти.
На ”Festival” снова присутствуют песни, в которых вы использовали музыку, написанную вашим братом Криcсом Оливой. Вы уже сделали три альбома, используя его риффы – остался ли у вас еще какой-нибудь нереализованный материал его авторства?
Очень мало. Может быть, несколько кассет, пять или шесть, где-то так… Я, кажется, использовал уже все. Это, конечно, печально, но всему рано или поздно приходит конец. Мне еще повезло, что я вообще нашел этот материал, и теперь фэны смогли его услышать. По сути, единственная причина, почему я сделал это, заключается в том, что иначе фэны бы никогда не услышали то, что написал Крисс. Но сейчас у меня осталось совсем немного. Может быть, достаточно, чтобы включить его идеи в еще один альбом. Но, вероятно, это всё.
Несколько лет назад сообщалось, что вы работаете над музыкой к фильму, и что бонус-треки к альбому “Maniacal Renderings”были написаны как раз для него…
Да, один из них. Но фильм так и не был снят, он обанкротился еще в процессе производства. Дело было так: мне позвонили из моей издательской компании и сказали: «Тут один человек хочет встретиться с тобой в Нью Йорке на шоу ТSO». Я с ним встретился, и он оказался очень приятным мужчиной. Он сказал: «Я снимаю фильм, и для финальных титров мне нужна песня в стиле Джона Леннона». Я сказал: «Здорово!. Он спросил: «Сможешь сделать?» И я сказал: «Конечно». Я сочинил песню и сыграл ее – ему очень понравилось. А месяц спустя фильм оказался банкротом. (Смеется). Ну, что тут поделаешь?
В этом году в продаже появился новый сборник Savatage под названием “Still The Orchestra Plays”. Это хороший релиз, но кто составлял для него трек-лист? Я спрашиваю, потому что несколько очевидных хитов Savatage, таких как “Believe” и “Jesus Saves”, там отсутствуют.
Мы выбрали их на свой вкус. Выбор делался так, чтобы сборник лучше всего показал многогранность и мастерство музыкантов, да и просто содержал хорошие песни. У нас так много материала, из которого можно выбирать. Так что, скажу я тебе, это было нелегко.
После выхода этого сборника было объявлено, что бэк-каталог Savatage будет в очередной раз переиздан. В чем смысл этого издания? SPV уже переиздавало эти диски 10 лет назад, и я полагаю, их еще можно купить…
О, этого я не знаю. Я не звукозаписывающая компания. Они приобрели этот материал, и у них есть право делать с ним все, что они захотят. Они попросили меня сделать для них какие-нибудь бонусы, и я это сделал, так что сейчас у них в распоряжении 14 акустических бонус-треков. Куда они их поместят – это их дело. Я не знаю. Я думаю, что причина данной ситуации в том, что последняя компания, которая имела права на эти альбомы, перестала их печатать. А Пол (О’Нил, продюсер Savatage) хочет, чтобы диски были в магазинах, и поэтому он подписал контракт с Edel. Сейчас эти альбомы доступны, и люди, у которых их нет, могут их заполучить.
Разговоры о новом альбоме Savatage идут уже многие годы, и с выпуском “Still The Orchestra Plays”поднялась новая волна слухов. Хотелось бы услышать информацию от первого лица – вы действительно планируете возродить Savatage?
Господи, нет, нам альбомом мы не работаем. Зато TSO будут выступать здесь в марте-апреле, и есть вероятность, что я буду выходить на сцену и исполнять кое-какой материал вместе с парнями в конце вечера. Но это пока не подтверждено. Это просто идея, которую мы обсуждаем, когда думаем о том, как сделать всех счастливыми и покончить с вопросами ко мне о реюнионе Savatage. Таким образом, люди смогут увидеть Trans-Siberian Orchestra и немного Savatage в конце вечера. Что-то типа мини-реюниона под занавес шоу.
Это все, что мне известно на эту тему. Пока ничего не подтверждено, и это все, что мне сказали. В любом случае, группа никогда полноценно не соберется вместе. Возможна только какая-то разовая акция, после которой каждый будет доволен, а мы сможем сказать: «Ну вот, вы смогли увидеть Savatage, каким он был в 90-х». И это действительно все, что я могу сделать.
Еще один вопрос, связанный с песней “Believe” – кому пришла в голову идея перезаписать ее для последнего альбома TSO “Night Castle” (2008)?
Да всем. Потому что она прозвучит в одном из мюзиклов, над которым мы работаем. Нужно было ее воскресить и найти парня, который бы ее спел.
А почему ты сам ее не спел?
Потому что я не смогу делать это на Бродвее. Новая версия предназначена для бродвейского мюзикла. Парень, который поет ее (Тим Хокенберри), будет выходить с ней на сцену каждый вечер. Кроме того, нам был нужен кто-нибудь с более театральным, более бродвейским типом голоса, чем у меня. Я все же рок-вокалист.
Моя версия песни прекрасна, я ее обожаю. Я бы пел ее каждую ночь. Но для того проекта, в котором мы ее используем, этот парень подходит лучше. Он поет так, как нужно для спектакля. Но никто этого не поймет, пока не увидит всю постановку. Я видел некоторые ее фрагменты и работал некоторыми фрагментами. Поэтому я понимаю, что он хочет сделать, что Пол хочет сделать. Я думаю, это сработает! Я очень впечатлен.
Альбомы Trans-Siberian Orchestra в большинстве своем посвящены христианским темам. И с Jon Oliva’s Pain у вас есть несколько песен о вере, как, например, “The Answer”. Может быть, вопрос несколько личный, но все-таки я его задам: в какой момент жизни вы стали христианином? Вам привили веру родители? Или это произошло позже, когда вы уже были состоявшимся музыкантом?
Я всегда им был. Я родился католиком. Просто это неотъемлемая часть жизни. А я на самом деле пишу о жизни - о том, что происходит вокруг, о том, что я вижу, будь то религия, война, политика, сирены или горные короли. Многие песни, возникшие у меня в последнее время, имеют под собой реальную основу.
Я не делаю это нарочно. Слова появляются сами по себе, я просто их записываю. И затем они отчасти диктуют направление, в котором я продвигаюсь. Как будто немного подталкивают тебя вниз с холма. «О, ладно, я понимаю. Я напишу об этом». И затем этот ком нарастает.
В комментариях к песне “The Evil Within” в буклете альбома “Festival” вы написали, что песня была навеяна одним из многих ваших ночных кошмаров. Вы знаете причину, почему вам снятся кошмары? Часто ли вещи, которые вы видите во сне, вдохновляют вас написать что-нибудь?
Даже когда я был маленьким, мне всегда снились кошмары. Я думаю, это связано с тем, что в детстве я много смотрел старые фильмы ужасов. Но у меня всегда была очень яркая ночная жизнь. Мне часто снятся сны. Каждую ночь. Иногда это приятные сны, иногда нет. А иногда сон поражает тебя столь сильно, что ты просыпаешься в каком-нибудь гостиничном номере, хватаешь блокнот и ручку и начинаешь записывать: «Боже, вот это мне приснилось… И еще это». Так и возникает вдохновение для песни.
Не знаю, почему они мне снятся, может быть виновата плохая китайская еда. (Смеется).
Все это происходит в подсознании. Во многом они связаны с тем, что происходило днем, что ты смотрел по телевизору или прочитал в газета – все это записывается в подсознание. И когда ты идешь спать, все эти вещи выходят на передний план. Не знаю. Странно это. Я еще никогда не пытался объяснять свои сны. Но у меня их действительно много.
В нашей стране было время, когда к нам не хотела приезжать практически ни одна заграничная группа. Теперь же у нас играют все, но не Jon Oliva’s Pain. Что нужно для того, чтобы вы все-таки приехали к нам на парочку концертов?
(Смеется). Много денег! На самом деле, я попросил своих людей разузнать на эту тему, но никаких предложений так и не поступило. Может быть, меня там никто не любит. (Смеется).
Я наводил справки на тему того, как выступить у вас, потому что я всегда хотел побывать в России. Но я так и не получил ответа ни от кого, заслуживающего рассмотрения. Это очень дорого – приехать и выступить у вас, а платят за это очень немного. Так что нужно вывернуться на изнанку, чтобы хотя бы заплатить по счетам… Я уже говорил, что не буду переживать, если я не получу никаких денег за выступление, но мне все равно нужно оплатить автобус и зарплату своей команде. Но мне говорят: «Ну, ты знаешь, мы можем заплатить тебе… ну, 50 долларов и галлон молока». (Смеется). Нет, я так не могу.
Официальный сайт Jon Oliva’s Pain: http://www.jonoliva.net
Выражаем благодарность Фроде Йонсруду за организацию этого интервью
Интервью и перевод с английского: Angelion_Li
Вопросы также составлял Роман Патрашов
16 июля 2010 г.
(с) HeadBanger.ru