17.06.2010
Архив интервью | English versionКультовая немецкая спид-пауэр формация Not Fragile недаром носит такое название. Начав свою деятельность в одно время с Helloween и Running Wild, группа, исполняющая классические тевтонский металл, так и не смогла выбиться в первый эшелон звезд европейской сцены. Но, несмотря на все невзгоды и тяготы, с которыми пришлось столкнуться музыкантам, они по-прежнему остаются верны свои идеалам и продолжают радовать поклонников. На связи с нашим порталом был фронтмен и бессменный лидер коллектива Торстен Бучко, рассказавший о радостях и разочарованиях, поджидавших его за многолетнюю карьеру, о золотых деньках металла и своем актуальном творчестве.
Вы родом из Гамбурга. Этот город подарил миру такие группы, как Helloween и Gamma Ray. Расскажи, пожалуйста, о гамбургской метал-сцене середины 1980-х. Знаком ли ты с Михаэлем Вайкатом или Каем Хансеном?
Да, я лично знаком с Михаэлем Вайкатом, сейчас он и его коллега по группе Энди Дерис живут на острове Тенерифе, но у меня сложились лучшие отношения с Каем Хансеном и, конечно, с Маркусом Гросскопфом. Оба они все еще живут в Гамбурге. В начале 80-х (1982 – 1983 годы) хард-роковая и хэви-металлическая сцены развивались очень быстро, было много хороших групп: Roy Last Group, Pace, Rampage, Mania, Vengeance, Running Wild, Iron Fist (предтечи Helloween), Lake Placid & Görmany (с Ленни Вольфом из Kingdom Come), Snakebite, Airless, Caress, и не забудем упомянуть четырех ребят из Not Fragile. Естественно, среди групп в Гамбурге существовало соперничество, но между нами не было ненависти или чего-то похожего. Большинство концертов, которые мы давали вместе, проходили в дружеской обстановке. Это было очень впечатляющее время. Мы ходили на концерты один раз в неделю, а если не получалось, то давали собственные шоу или выступали вместе с группой Mania, например. Все это происходило через год-другой после большого прорыва Новой волны британского хэви-метала в 1980-1981 годах. В целом, это было восхитительно как для нас, так и для всей сцены. Великое время и большое веселье!
Гамбург – это еще и родной город для панк-групп вроде Slime. У вас никогда не было проблем с панками?
Да, ты прав. Панк имел большое влияние в Германии с 1979 по 1982 годы. Старший брат нашего первого гитарист Арнда Стронковски по прозвищу Орнс был весьма примечательной личностью на панк-сцене и в молодежном клубе “Startloch”. “Startloch” всегда был набит панками и участниками разных панк-групп, включая Slime, Paranoia, E605 и некоторых других. Там было также две репетиционные комнаты. Арнд и я тоже околачивались в этом заведении после школы, стирая пальцы в кровь за игрой в настольный футбол. Так что мы слушали все эти панк-группы, включая группу старшего брата Арнда Paranoia. Нам она нравилась – группа звучала в духе The Ramones. В те времена The Ramones были популярной и классной командой, и мы включали такие их вещи, как “Cretin´ Hop”, “Rockaway Beach”, “I Don´t Care” и “California Sun” в наш собственный сет-лист, который, в основном, в те времена и состоял из кавер-версий. В общем, никаких проблем с панками не было. У нас всегда с ними были приятельские отношения. Кстати, в 1983 году Йорн «Орнс» Стронковски в течение полугода играл с Not Fragile на концертах, пока мы не нашли нового барабанщика после ухода Хольгера Вальцерса.
Ты создал Not Fragile, когда тебе было всего 13 лет. Почему ты решил стать рок-музыкантом? Не было ли у тебя проблем в школе из-за участия в группе?
Когда мы только создали группу, мы были чертовски молоды. Музыка была самой важной вещью и стала большой частью нашей жизни. Слоняться без дела и слушать The Ramones, Van Halen, Kiss и все подряд из NWOBHM наподобие Iron Maiden и Saxon – это было волшебно. После того, как я брал уроки игры на гитаре в течение нескольких лет, настало время создать свою группу. Первыми песнями, которые мы сыграли в 1980 году, были вещь Чака Берри “Bye Bye Johnny”, “Paint It Black” Rolling Stones, “I Saw Her Standing There” The Beatles и несколько песен The Ramones, о которых я говорил выше. Мы играли все классические вещи, но как начинающие музыканты, - не очень профессионально, а иногда и просто плохо, как я сейчас думаю. Первой собственной песней, которую мы написали в 1981 году, была вещь под названием “Street Girl”. Сейчас мне остается лишь по смеяться – четырнадцатилетний парень сочинил песню с таким названием! Сумасшедшие парни, сумасшедшие времена! В 1980 году состоялось наше первое выступление на школьном празднике. Так что проблем со школой не было. До 1983 года мы дали несколько концертов в нашей школе, и они были не так уж и плохи. Но если подумать, то, наверное, стоит быть более толерантным в отношении учебы, чтобы научиться разным вещам на всю жизнь. А у нас случаись моменты, когда в голове были мысли только о группе, и было трудно хорошо писать контрольные и заниматься всеми этими уроками.
Название “Not Fragile” прекрасно походит к вашей музыке, но оно не похоже на типичное название для метал-группы. На это название вас вдохновила одноименная песня Bachman-Turner Overdrive?
Да, совершенно верно. В моей коллекции есть альбом Bachman Turner Overdrive с песней “Not Fragile”, и она мне очень нравится. После того, как мы целый год назывались “The Tigers” – боже, что за дурацкое название – настало время перемен. Так что мы решили взять название одной из песен Bachman Turner Overdrive.
Догадываюсь, что ты был большим поклонником глэм-рока, и твоими любимыми группа были Slade и Sweet.
Точно. Sweet, Slade и еще Bay City Rollers (моя первая любимая группа в 1976 году) были большой частью моей молодости. Я был очарован их цепляющими мелодиями, которые можно напеть сразу после того, как однажды услышал песню… Для меня как для композитора это стало сродни находке Святого Грааля. До сих пор я люблю слушать Slade и Sweet, в основном, в машине, когда еду на работу – не постоянно, а лишь время от времени. Это делает меня счастливым.
Что за музыку вы исполняли на ваших первых демо, записанных в 1983 и 1985 годах?
Демо 1983 года называлось “Big Brother” и содержало четыре трека. Мы записали его в студии Lamplight, где Ленни Вольф из Kingdom Come, тогда игравший в группе Lake Placid, двумя годами ранее записал свои демо, ставшие судьбоносными. В открывающем треке мы сделали очень мощный прямолинейный звук, что затем стало узнаваемым стилем Not Fragile – скорость и множество мелодий. Остальные три вещи были больше в духе хард-рока. В 1985 году группа выпустила шестипесенную демо-кассету “Made Of Metal”. Этот релиз был достаточно успешным, разошлось где-то порядка 750 копий. На кассете были очень хорошие песни - “Hard To Be Alive”, “Made Of Metal” и “Battle Eagle”. Мы до сих пор исполняем их на концертах. С ума сойти можно, но зрители все еще любят их. После выпуска этой кассеты последовал выход нескольких сборников в США, Англии и Германии с ремикшированными версиями песен с демо “Made Of Metal”.
Какие воспоминания остались у тебя о первом альбоме “Who Dares Wins”?
Много быстрой и тяжелой работы. Мы записали и смикшировали весь альбом за пять дней. Это было очень трудно, но в то время присутствовало особое ощущение, чувство своеобразной магии между участниками группы. Звук был не на высшем уровне, но прекрасно подходил к бескомпромиссным песням. После выхода “Who Dares Wins” нам приходило много сообщений от поклонников из Японии, это было прекрасное время для группы. То же самое можно сказать и про США. До сих пор у нас есть небольшая, но очень преданная фэн-база в этих странах.
Как вам пришла идея записать инструментальную вещь “Opus 7-3”? Я думаю, она лучше подходит музыкантам вроде Ингви Мальмстина. И что вообще значит “7-3”?
Мы все были поклонниками Мальмстина в то время, и Райко (Райко Эбель – гитарист группы в 1988 году, также участник III Prophecy, в которой начинал свою карьеру Михаэль Киске) сочинил этот инструментал, который можно сравнить с записями Ингви. Так что “Opus” – это серьезно, а вот “7-3” – просто прикол. Вот и все, и не стоит забивать голову на этот счет.
В 2007 году вы выпустили сборник под названием “Who Dares Wins”. Почему вы решили снова использовать это название?
Потому что мы полностью и по-особому ремикшировали оригинальный альбом “Who Dares Wins”. Это, по сути, переиздание того диска, так что в этом случае нельзя использовать другое название. А вот некоторые бонус-треки с этого альбома раньше было очень сложно найти. Они выходили на разных сборниках в течение последних семи лет. У нас было предостаточно места на CD, так что наш лейбл решил выпустить их все вместе из-за их ценности, особенно для фанатов.
Спид- и пауэр-метал были очень популярны в Германии в 80-е годы. Как ты думаешь, почему?
Не только спид- и пауэр-метал, а вообще вся метал-сцена была очень обширной и внушительной вплоть до конца 80-х. А спид- и пауэр-метал были естественным развитием идей NWOBHM и групп вроде Iron Maiden, Angel Witch, Saxon и многих других, так что все это стало успешным. И не только в Германии.
После EP “Lost In A Dream” (1989) вы записали альбом “One Way To Glory”, но он вышел только в 1993 году под названием “Hard To Be Alive”. Что произошло с группой?
Мы записали этот альбом летом 1989 года в студии Delta для маленького независимого лейбла. Все время записи у нас были отличные ощущения. Кстати, за несколько лет до этого Accept записывали в этой студии свой легендарный альбом “Breaker”. Для нас это было большое дело… Но после записи до нас стали доходить кое-какие слухи. Естественно, это были слухи о деньгах. Это был первый момент, когда многое для группы пошло наперекосяк. Компания не оплатила счета за студийную работу. Несколько месяцев мы не слышали никаких новостей от лейбла, а в конце 1989 года эта компания обанкротилась. Большую часть группы охватило разочарование, ведь у нас был контракт с лейблом и не было никакого выхода. И не было возможности выпустить уже готовый альбом. В 1991 году бывший менеджер Helloween Лимб Шнур помог нам избавиться от контракта. К сожалению, это обстоятельство не смогло залечить раны группы… А выпускать альбом в 1992 году было уже поздно. Ты не можешь снова подняться на вершину с альбомом трех- или четырехгодичной давности.
Почему в группе так часто происходили смены состава? Тебе не кажется, что они мешали развитию группы?
Отношения в группе сродни отношениям в браке. Если вы не можете выносить друг друга, и если есть много разногласий, то лучше уйти, объявить о распаде, ну что-то вроде того. Но это не было главной причиной. Некоторые из участников группы хотели делать другую музыку, другие же вообще бросили играть. Это жизнь… Но ты прав, это совсем не помогало в развитии группы.
Как ты думаешь, почему вам не удалось заключить контракт с мэйджор-лейблом в 80-е?
Это было невозможно, ведь большинство немецких пауэр-метал групп оставались на независимых лейблах и не смогли заключить сделку с мэйджором. Таковы были реалии 80-х. В конце десятилетия некоторые успешные команды вроде Helloween, Chroming Rose и Running Wild смогли заключить сделки с крупными компаниями, но и это не стало для них землей обетованной. Они все вернулись на независимые лейблы с мажорной дистрибуцией.
В 1995 году вы выпустили альбом “The Return”. Он звучит мягче, чем ваши предыдущие записи. Вы пытались привлечь внимание новых слушателей?
Выпуск “The Return” стал самой большой ошибкой, какую мы когда-либо совершали. Тогда мне казалось, что я должен сочинить несколько песен и снова окажусь при деле, но все это оказалось ерундой. Но, не допуская ошибок, ты не можешь двигаться вперед, такова жизнь.
Кажется, именно на этом альбоме вы впервые использовали акустические гитары. Новая версия “W.I.R.” потрясающе звучит в такой аранжировке! Ты никогда не думал записать акустический альбом?
Нет, у нас нет планов записывать полностью акустический альбом. Две или три акустические песни – такое возможно, но не сейчас.
После “The Return” группа снова исчезла на 6 лет. Что произошло на этот раз?
Мы записали “The Return” весной 1994 года и выпустили его осенью 1995-го. Все было похоже на ситуацию с выходом “Hard To Be Alive” несколькими годами раньше. Басист Маттиас Бельтер и гитарист Вольф Рамбатц сказали группе «До свидания» зимой 1994 года. Я начал сочинять другой материал в стиле хард-рок, кое-какие попсовые вещи. Я искал новый смысл жизни для группы. Кстати, мне были нужны новый гитарист и басист, так что в августе 1995 года к Not Fragile присоединился Диди Макель и Хайко Йенсен. Мы дали несколько концертов с новым материалом, но прежних ощущений не было. Все было очень далеко от прежнего узнаваемого стиля. Хайко ушел из группы в 1996 году, и тогда Диди, Маркус (Маркус Кён, барабанщик группы в середине 1990-х годов) решили, что если будет хоть один шанс записать еще один альбом, мы вернемся к нашему собственному стилю. Так я снова начал писать песни. Этот процесс занял много времени, чтобы вернуть нужные ощущения, чтобы сочинить новый цепляющий, скоростной и мощный материал. Это был длительный процесс со множеством песен в разных направлениях. Мы начали записывать наш камбэк-альбом в 1999 году, и это был именно тот материал, который два года спустя вышел на альбоме “21st Century Ballroom”.
Самого Диди я знаю с 1992 года. Мне очень нравилась его группа Mania. Они были на несколько лет старше нас и более профессиональны в то время. А еще они были очень дружелюбны, и это было отличным примером хороших взаимоотношений в 80-е годы. Кстати, мы открывали их концерт в гамбургском клубе “Logo” в 1985 году. Среди публики были все известные гамбургские музыканты из групп вроде Helloween, Running Wild и многих других. Это было действительно крутое шоу и отличное веселье!
В 2001 году Not Fragile вернулись на сцену с альбомом “21 Century Ballroom”. Имеет ли название диска какое-то отношение к известному гамбургскому клубу “Headbanger’s Ballroom”?
Нет, никакой связи с площадкой “Headbanger’s Ballroom” нет. Хотя об этом клубе слышали фанаты металла по всему миру. Он был небольшим, но в нем всегда была прекрасная атмосфера. Мы семь раз играли в этом прекрасном клубе. В январе 2010 года он закрылся, но снова откроется на новом месте на известной улице Рипербан в марте 2010 года.
Песня “New Generation” демонстрирует ваше негативное отношение к войне. Что вдохновило тебя на сочинение этой песни?
Трагедия Югославии, которая в середине 90-х стала ареной боевых действий.
В песне “Somebody’s Waiting” рассказывается трогательная история любви. У нее есть реальный прототип?
“Somebody´s Waiting” – это всего лишь мелодичная, скоростная и мощная песня о любви.
На вашем сайте говорится, что 2003 год стал для группы очень успешным – вышел новый альбом, получивший отличные отзывы, группа отыграла много концертов. Как ты думаешь, почему это стало возможным?
Через два года после выпуска “21 Century Ballroom” у нас появился еще один альбом под названием “Yesterday´s Heroes”. Он не был таким успешным, как предыдущий, но тоже расходился неплохо и получил немало хороших отзывов в прессе. Мы играли в качестве хэдлайнеров на фестивале “Rock am Haff”, и это было прекрасно. На нашем выступлении побывало более 1000 фанатов металла. У нас в сет-листе было отличное сочетание старых и новых вещей с добавлением некоторых кавер-версий. Большей части песен можно легко подпевать, послушав их всего один раз. Если ты исполняешь их живьем, в этом случае такой расклад просто великолепен.
В буклете “Yesterday’s Heroes” написано: “Гарантировано отсутствие клавишных, синтезаторов и миди-аппаратуры». Вы все еще используете аналоговую аппаратуру при записи альбомов?
В 80-е мы записывали пластинки только при помощи аналоговой аппаратуры, но со времен “21 Century Ballroom” все записи делаются только «в цифре».
А что ты думаешь о группах вроде Nightwish или Stratovarious, которые используют клавишные в своих песнях?
Клавишные – ключевой элемент их саунда. Так что все в порядке. Они используют клавишные, мы – нет. Никаких проблем. Без клавишных обе эти группы звучали бы совсем по-другому.
Каким образом ваша песня “Blood On The Land” попала в фильм “Nikos – The Impaler”?
Наш гитарист Марк (Марк Тринкхаус, гитарист нынешнего состава Not Fragile) является старым приятелем режиссера Андреаса Шнааса и участвует в большинстве его фильмов. В основном, он сочиняет для них музыку или помогает на съемочной площадке. Я лично не люблю кровавые ужастики. Мне больше по душе триллеры и комедии, но участвовать в чем-то подобном очень весело. Два года назад Диди, Марк и я исполнили небольшие роли в ужастике “Don´t Wake The Dead”, а сейчас Андреас Шнаас и продюсер Тимо Розе работают над новым фильмом “Karl the Butcher”. Not Fragile задействованы в этом фильме в роли гангстеров. Этот фильм немного напоминает «Безумного макса». И еще мы предоставили новую песню “Zombie Dance” для его саундтрека. Я очень воодушевлен этим фактом. Не могу дождаться, когда выйдет DVD.
Расскажи, пожалуйста, о сотрудничестве с Майком Терраной. Доволен ли ты работой, которую он проделал при записи альбома “Time To Wonder” (2005)?
Майк Террана в течение нескольких лет жил в Гамбурге, мы знали его, а он - нас. Перед записью “Time To Wonder” у нас возникало все больше и больше проблем с барабанщиком Маттиасом Мессфельдтом. Я попросил Майка помочь нам в студии с новыми песнями, и он согласился. Это было очень серьезная и великолепная работа, и у меня осталось множество отличных воспоминаний о его сотрудничестве с группой. Когда мы видимся, между нами возникает дружеская атмосфера. Он отличный парень!
А что ты можешь сказать о Ютте Вайнхольд, записавшей для “Time To Wonder” партии бэк-вокала? Я не слышал о ней уже много лет! Чем она занимается сейчас?
О, Юта до сих пор жива. Несколько месяцев я видел ее группу Acoustic Randale в клубе “The Riff”. Она не может прекратить петь, она очень сильна и великолепна. Вообще, она прекрасная женщина и мой хороший друг. Может, она запишет некоторые партии бэк-вокала для нашего нового альбома.
Ваш последний на данный момент “Scratch The Surface” (2007) звучит агрессивней, чем когда бы то ни было. Почему вы решили записать именно такой альбом?
После успешного диска “Time To Wonder” мы подумали, что нам необходимо разнообразить наш стиль, так что мы стали открыты для современного метал-саунда. Я все еще люблю эту запись, но спустя два с половиной года после выхода “Scratch The Surface” все больше и больше фэнов говорят: «Пожалуйста, вернитесь к вашему фирменному мелодичному и скоростному стилю». И то, что говорят фэны, правильно. Я обещаю, что следующий альбом Not Fragile будет содержать все элементы мелодичного спид-метала, которые так ждут все фэны и друзья.
Мне кажется, что песня “Tear Into Weekend” содержит некоторые панковские веяния. Я прав? И о чем эта песня?
Да, ты прав, в этой песне присутствуют элементы панка, но это всего лишь милая песня о девушке, которая любит музыканта.
И еще вы записали старую песню Mania “Gods Of Fire”. Я полагаю, это была идея Диди?
Да, еще семь лет назад я обещал Диди записать одну из песен Mania, и на последнем альбоме это свершилось.
Альбом вышел в 2007 году. Что произошло с группой с тех пор? Когда выйдет новый альбом?
Мы отыграли несколько концертов, ремастировали и ремикшировали нашу первую запись “Who Dares Wins” и в июне 2009 года начали работу над следующим альбомом. Мы все еще работаем над новой записью и репетируем специальный сет-лист для важного выступления на фестивале “Headbangers Open Air” в июле 2010 года. У нас будет специальный гость - Геральд «Причер» Варнеке, бывший участник Running Wild – который, сыграет с нами “Victim Of States Power”с первого альбома Running Wild. И кстати, выход нового альбома Not Fragile намечен на зиму 2010 года.
Спасибо за твои ответы! Скажи, пожалуйста, несколько слов для российских металхэдов!
Мое почтение всем читателям и российским фанатам металла. Для меня было большой честью отвечать на эти вопросы. Если есть хоть какая-то возможность для Not Fragile выступить в России, мы притащим наши задницы к вам. Храните метал-музыку! Спасибо вам всем, мои самые лучшие металлические пожелания! Торстен Бучко.
Официальный сайт Not Fragile: http://www.not-fragile.de
Константин “Hirax” Чиликин
июнь 2010 г.
(с) HeadBanger.ru