Последние 25 отчетов

03.08.2017
Вакен (Германия)

Wacken Open Air 2017. Day 1 (ACCEPT, EUROPE и др.)

25.07.2017
Москва

MEGADETH

23.07.2017
Москва

DUNKELHACHT

14.07.2017
Санкт- Петербург

COMBICHRIST

13.07.2017
Москва

COMBICHRIST

12.07.2017
Санкт- Петербург

MIKE PORTNOY'S SHATTERED FORTRESS

11.07.2017
Москва

MIKE PORTNOY'S SHATTERED FORTRESS

06.07.2017
Санкт- Петербург

THE DILLINGER ESCAPE PLAN

05.07.2017
Москва

THE DILLINGER ESCAPE PLAN

02.07.2017
Хельсинки (Финляндия)

Tuska Open Air 2017. Day 3 (MASTODON, APOCALYPTICA и др.)

02.07.2017
Москва

METAL CHURCH

01.07.2017
Хельсинки (Финляндия)

Tuska Open Air 2017. Day 2 (HIM, AMORPHIS и др.)

01.07.2017
Москва

SUICIDAL TENDENCIES

30.06.2017
Барселона (Испания)

Rock Fest Barcelona 2017. Day 1 (AVANTASIA, RUNNING WILD и др.)

30.06.2017
Хельсинки (Финляндия)

Tuska Open Air 2017. Day 1 (SABATON, DEVIN TOWNSEND PROJECT и др.)

29.06.2017
Санкт- Петербург

MICHAEL ANGELO BATIO

24.06.2017
Москва

EVANESCENCE

23.06.2017
Санкт- Петербург

EVANESCENCE

23.06.2017
Москва

OVERKILL

22.06.2017
Санкт- Петербург

OVERKILL

18.06.2017
Клиссон (Франция)

Hellfest 2017. Day 3 (SLAYER, EMPEROR, CORONER и др.)

17.06.2017
Клиссон (Франция)

Hellfest 2017. Day 2 (KREATOR, APOCALYPTICA и др.)

16.06.2017
Клиссон (Франция)

Hellfest 2017. Day 1 (IN FLAMES, SABATON, BEHEMOTH и др.)

14.06.2017
Санкт- Петербург

PAPA ROACH

Ария Фест 2013 (АРИЯ, RAGE, CATHARSIS и др.)

Архив отчетов
Дата
09.11.2013
Город
Москва
Клуб
Клуб "Stadium Live"
Организатор
The Motley Concerts

Концертной жизни Москвы уже несколько лет может позавидовать любая европейская столица: если позволяют средства, смотреть западных звезд можно по 3-5 раз неделю. В одном лишь аспекте мы отстаем – в России совершенно не проводятся серьезные металлические фестивали. Как таковые фестивали у нас, конечно, есть, но они, во-первых, полистилистические, и, отправляясь, например, на «Нашествие» с целью послушать Арию, ты автоматически получишь в комплекте кучу рокапопсовиков, а во-вторых, они расположены во многих часах езды от Москвы, и говорить о каком-либо комфорте для посетителей там не приходится. Что же касается фестивалей под крышей, то за последние лет 15 в Москве было проведено только одно мероприятие подобного плана – пресловутый “Hammersound Fest” 2008 года, чуть не кончившийся крахом: площадка не выполнила свои обязательства перед устроителями, а выступающие группы переругались между собой, что вылилось в колоссальную задержку программы, огромные очереди и окончание сета Blind Guardian в районе половины второго ночи.

Тем не менее, идея все это время витала в воздухе, да и спрос на нее среди публики присутствовал: кто же откажется послушать за один присест сразу несколько отечественных и мировых звезд. И кому же браться за ее реализацию, кроме как флагману российской тяжелой сцены – группе Ария? Благо, у них и опыт имеется: в 2010 году коллектив отмечал свое 25-летие колоссальным концертом в «Олимпийском», на котором собрались все ныне действующие проекты бывших «арийцев». Тот концерт прошел удачно не только в коммерческом плане (собрался практически полный зал), но и в техническом: все намеченные выступления состоялись, задержек не было, несмотря на плотный график, да и со звуком и светом в тот вечер все удалось. Так что неудивительно, что три года спустя идея получила свое развитие – новый «Ария-фест» было решено сделать не специализированным, а «общечеловеческим», то есть, просто свести на одной большой площадке несколько хороших и популярных групп и устроить для аудитории настоящий большой металлический праздник.

Тем не менее, определенная тематичность в подборе артистов для мероприятия присутствовала. Ярче всего она проявилась в приглашении на фестиваль украинской команды Symfomania, значительную часть репертуара которой занимают песни Арии, правда, переаранжированные для полностью инструментального полу-академического состава: две скрипки, виолончель, арфа, плюс клавишные и ударные. Название Rage тоже знакомо практически любому «арийцу» - именно с этой немецкой группой команда Владимира Холстинина и Виталия Дубинина ездила по России в 2000 году, а гитарист Виктор Смольский в течение полутора лет выступал и записывался с еще одними представителями «арийской» семейки – группой Кипелов.

Два других участника фестиваля также не вызывали никаких вопросов – если выбирать российские металлические группы, имеющие свою преданную аудиторию и опыт выступлений на больших площадках, то трудно найти кого-то, лучше соответствующего этим критериям, чем Catharsis и Черный Обелиск. «Темной лошадкой», таким образом, оставались только норвежские симфо-готик-металлисты Sirenia, но и они попали на «Ария-фест» не с улицы: организаторы фестиваля, компания The Motley Concerts, параллельно делала им тур по России и предложила хэдлайнерам их кандидатуру. Так или иначе, группа имеет на мировой сцене серьезное имя, да и в Москву приезжает уже в четвертый раз. Ну и стилистическую нишу она заполняла удачно – привносила определенную струю готичности в преимущественно хэви-металлический состав участников.

Несколько больше вопросов вызывало место проведения фестиваля – клуб “Stadium Live”, безусловно, самый крупный из клубов Москвы и обладает неплохой пропускной способностью, но его звуковые кондиции частенько провоцируют шквал критики. Я раньше был в нем дважды, на Guns N'Roses и The Smashing Pumpkins, и звук оба раза был, скажем так, средненьким, но одно дело – сольный концерт, для которого можно отстраиваться хоть с 10 утра, а другое – фестиваль с шестью командами и достаточно непохожей музыкой. Впрочем, перед тем, как критиковать, стоит принять во внимание, что аналогичной по вместимости площадки в городе просто нет, а более вместительные подразумевают другой уровень арендной платы. И, кстати, не гарантируют качественного звука – например, Iron Maiden этим летом звучали в «Олимпийском», как из бочки.

В том, чтобы выступать первым, есть свои плюсы - в частности, меньше нервотрепки перед сетом и возможность играть именно на том звуке, который вы опробовали на саундчеке. Но больше все-таки минусов, и главный их них связан с тем, что значительная часть зрителей просто не успеет подтянуться к началу вашего сета. Вот и после данного феста на каждого, кто хвалил Черный Обелиск за безупречно отстроенный саунд, найдется хотя бы один посетовавший на то, что первую группу не застал или простоял всю их программу в очереди на вход. Ко второй категории отношусь и я – когда мне удалось попасть на площадку, сцену уже готовили к выходу следующей группы. Печально, но если учесть, что похожую «супер-сокращенную» программу Дмитрия Борисенкова и компании я уже видел на 25-летии группы Мастер в прошлом году, это не такая уж страшная потеря. «Обелисков» все-таки интереснее смотреть с полноценным сетом.

Киевлянки Symfomania – единственные из участников феста, кого мне не доводилось видеть живьем ранее. И я ничуть не пожалел, что приложил достаточно большое количество усилий, чтобы успеть на них в этот раз. Безусловно, сама идея «струнного прочтения» метал-боевиков не нова – Apocalyptica реализуют ее с переменным успехом вот уже полтора десятка лет. Но у Symfomania достаточно отличий от прототипа, чтобы отвергнуть все обвинения в клонировании финской формулы. Во-первых, в группе всего одна виолончель, а основную нагрузку несут на себе две скрипки. Во-вторых, переработке подвергаются творения не западных звезд, а нашей родной Ария, которую в таком варианте раньше уж точно никто не исполнял. А в-третьих, свой отпечаток накладывает полностью женский состав группы, тем более что ее участницы не стесняются подчеркнуть свое обаяние соответствующими костюмами – у кого-то они ближе к классическим, а у кого-то вполне рокерские. К тому же, киевлянки вообще не используют вокал, что позволило залу не только послушать интересные версии с детства знакомых хитов – от «Улицы роз» до «Осколка льда» - но и от души поиграть в «караоке». Напрягало в сете Symfomania только два момента: некоторая нехватка низких частот в миксе (Apocalyptica не зря играют в четыре (!) виолончели, а здесь она была только одна) и постоянно маячащий на сцене видео-оператор, который регулярно заслонял от публики самых красивых девушек. Но в целом, большое спасибо «арийцам» за приглашение на фестиваль этой команды. Да и вообще за то, что сделали свой праздник столь разнообразным, оставаясь при этом в рамках жанра.

Самый сложный момент любого фестиваля, особенно проходящего на одной сцене – это «пересменка», когда аппаратуру только что отыгравшей группы нужно оперативно убрать, а аппаратуру следующих выступающих разместить, подключить, проверить и подстроить. Еще нужно учесть, что все эти действия проводятся в достаточно нервозной обстановке, когда публика сгорает от нетерпения, а российская техника имеет замечательное свойство ломаться в самый неподходящий момент. Тем не менее, организаторам «Ария-феста» уже во второй раз удается добиться от музыкантов и их персонала практически идеального соответствия графикам – даже к концу вечера отставание от заявленной программы составило всего-то 20 минут, притом что на «пересменки» отводилось не более получаса.

Несмотря на такой стахановский темп, кем-то было решено, что такие «длинные» паузы между развлечениями публике ни к чему, и заполнять их был призван ведущий. В этом качестве выступал Илья Буц, экс-редактор российской версии журнала “Billboard”, а ныне автор портала ДрагМеталлы. Не хочется ругать коллегу, тем более что его конферанс – далеко не худший из виденных мной на московских сценах, но если что-то и напрягало меня на фестивале, так это как раз периоды «межсезонья», когда хочется перевести дух, обсудить происходящее с друзьями, да и просто дать отдых барабанным перепонкам, а в место этого тебя из колонок колошматят по голове криками «Ария!», «Хэви-метал!» Те европейские фестивали, на которых мне довелось побывать (“Wacken Open Air”, “Sweden Rock”, “Bang Your Head”), конферанс задействуют по минимуму или обходятся вообще без него – и ничего, народ не скучает. Мне могут возразить, что Илья выполнял как минимум одну важную функцию, которую без него выполнять было бы некому – проводил розыгрыш именных инструментов Владимира Холстинина, Сергея Попова и Виталия Дубинина, но, положа руку на сердце, неужели кто-то пришел на фестиваль специально для того, чтобы получить на халяву гитару? На мой взгляд, от традиции «массовиков-затейников», укоренившейся у нас с советских времен, давно пора отказываться.

Следующее выступление стало самым спорным за весь фестиваль, и те, кому оно понравилось, остались в меньшинстве. На то есть как объективные, так и субъективные причины. Начнем с того, что сам стиль симфо-готик-метал, в котором работают Sirenia, достаточно далек от вкусов большинства посетителей мероприятия, а собственная аудитория норвежцев, если и появилась в «Стадиуме», то визуально себя не слишком выдавала. Своеобразна и форма живой презентации их музыки – все многообразие студийных альбомов Sirenia на сцене передают четыре человека (хрупкая вокалистка Айлин, суровый и весьма пышных размеров гитарист и гроулер Мортен Веланд, а также помогающие им второй гитарист и барабанщик), а все остальное – то есть, хоры, клавишный оркестр, бэки Айлин и даже бас-гитара – идет в записи. Наконец, сама Айлин – вокалистка на любителя: судя по всему, она призвана символизировать красоту хрупкости (или хрупкость красоты), отсюда и соответствующий «осторожный» вокал, и некоторая неуверенность в движениях, контрастирующие с угаром и бруталом, которые демонстрируют остальные трое мужчин.

Впрочем, ко всему этому я был готов – норвежцев я видел до этого дважды, и если датская «секс-бомба» (в плане одежды и размеров) Моника Педерсен, певшая в Sirenia на их первом московском концерте в феврале 2007 года, является полной противоположностью Айлин в плане сценической подачи, отчего тот концерт запомнился мне в первую очередь ее неугомонностью, то в последний раз пару лет назад все было практически так же, как сейчас. Что отличалось в «Стадиуме» – так это какая-то небрежность в отстройке, проявленная не то музыкантами, не то их техниками. Когда после длительного интро вступили гитары, оказалось, что одну из них слышно только из мониторов, а когда Мортен подошел к микрофону, выяснилось, что тот… забыли подключить. Конечно, шнур ему оперативно воткнули, а гитару вскоре «вытащили», но она тут же задавила собой ведущий вокал. Словом, звук у Sirenia был самым худшим за весь фестиваль, а в сочетании с некоторой неестественностью, изначально присущей творчеству группы, выступление норвежцев вызывало определенный диссонанс восприятия – музыка красивая и по-своему хитовая, вокалистка красивая и поет по-своему неплохо, мастермайнд колоритный и по-своему брутальный, но все это вместе заставляет меня, вторя Станиславскому, восклицать «не верю!» Веланда и его коллег все-таки лучше слушать в домашних условиях, хотя яркие моменты в виде суперхита “The Other Side” и композиции «былинных времен» “My Lost Lenore”, сочиненной Мортеном еще для своей предыдущей группы Tristania, в шоу однозначно присутствовали.

Если от Sirenia я, как говорится, не ждал подвоха, то участие Catharsis в фестивале изначально вызывало у меня определенную тревогу. Как человек, следящий за группой с 2000 года и видевший ее на сцене, наверное, более десятка раз, я считаю, что лучшие их времена именно как концертного коллектива остались в 2003-2004 годах, когда музыканты выступали преимущественно по маленьким клубам, но как же мощно и органично они тогда звучали! Переход «Катаров» на большую сцену привел к тому, что они прибавили в профессионализме, но растеряли значительную часть естественности, а без нее рок-звезда превращается в видимость рок-звезды, и смотреть на нее становится, скажем так, сложновато. Тем не менее, в этот раз Catharsis преподнесли настоящий сюрприз – такого удовольствия от их выступлений я не получал, наверное, лет пять. Возможно, причиной этого стал возврат к материалу прорывного альбома «Имаго», которому в этом году исполняется 10 лет, и снова слышать со сцены такие до боли знакомые номера как «Дальше – тишина», «Воин света», «Имаго», оказалось удивительно приятно. Еще одно возможное объяснение – на фесте «Катары» не были главной группой, поэтому им не было нужды «сдавать экзамен» перед поклонниками, и они просто получали от игры кайф. Поклонники моментально поймали настроение музыкантов и ответили им взаимностью – пожалуй, именно Catharsis удостоились на фесте самого теплого приема. В концовке «Крыльев» Олегу Жилякову даже удалось посадить всю фэн-зону на корточки, а потом заставить дружно подпрыгнуть – развлечение, привычное для модерн-металлических и хардкоровых концертов, но для тру-металлистов и пауэрщиков, судя по всему, совершенно незнакомое. Олег вообще в этот вечер смотрелся великолепно, да и в вокальном плане оказался на высоте – более низкая и хриплая манера пения, свойственная более поздним вещам Catharsis (их них на фесте прозвучали только «Не зарекайся» и «Иной»), отлично подходит и для старого материала, а в аккомпанемент его «вписали» куда более грамотно, чем обоих вокалистов предыдущей группы. Вот и считай теперь, что российские музыканты в плане профессионализма проигрывают «фирмачам»! По крайней мере, в данном случае все было с точностью до наоборот.

В отличие от норвежцев, выступавшее следом немецкое трио свою аудиторию на фест однозначно привело, даже несмотря на то, что с момента предыдущего выступления Rage в Москве прошел всего год. Коллектив с почти 30-летней историей обрел в России культовый статус еще в начале 90-х, хотя все попытки вынести его на более широкую аудиторию успехом так и не увенчались. Не помог ни совместный тур с Арией, ни деятельное участие Виктора Смольского в группе Кипелов в один из самых сложных периодов ее существования. Опять-таки, виной тому сразу несколько факторов – это и радикальные отличия Rage от Арии как на музыкальном, так и на чисто эмоциональном уровне, и откровенная непредсказуемость последних альбомов в плане качества материала, когда за великолепным “Strings To A Web” (2010) вдруг следовал блеклый и невыразительный “21” (2012). Тем не менее, великолепных песен в творчестве Пиви Вагнера и компании хватит на несколько непересекающихся сетов, а большая сцена дает возможность развернуться и показать себя во всей красе. Что и было сделано – Rage превосходно отстроились и отыграли потрясающе мощную часовую программу, которая, как и ожидалось, не всем пришлась по душе, но «уважать себя заставила». Единственное, что мне осталось непонятно, так это принцип составления сет-листа – такое впечатление, что песни выбирались методом тыка, и безусловные боевики типа «Paint The Devil On The Wall” или “Higher Than The Sky” соседствовали с такими проходными номерами, как “Beauty” и “Drop Dead”. Да и начинать программу с эпической среднетемповой “Empty Hollow”, после чего зачем-то бросать ее на середине – ход совсем не очевидный. Впрочем, нельзя не сказать спасибо музыкантам за возвращение в сет «русской народной» песни “Don’t Fear The Winter” аж 1988 года выпуска, а также за совершенно сокрушительную “Down”, неожиданно исполненную вместе с гитаристом Владимиром Тупиковым из последнего состава E.S.T. Не далее как в этот момент стало понятно – с творческой точки зрения фестиваль состоялся.

А что же с коммерческой целесообразностью? Информацией о количестве проданных билетов я не владею, но «на глаз» могу сказать, что народу было очень много, порядка пяти тысяч человек. Пришедшим к началу фестиваля даже пришлось потолкаться в очереди на вход – для «Стадиума» ситуация из ряда вон выходящая. При этом находиться в зале было вполне комфортно, плечо соседа чувствовалось, но давки даже перед сценой не наблюдалось, а это немаловажно, когда имеешь дело с фестивалем, и в закрытом помещении приходится проводить несколько часов. Порадовала и атмосфера – несмотря на то, что далеко не все посетители горели желанием слушать все выступающие группы, никого не пытались закрикивать, сгонять со сцены или каким-то еще образом выражать свое неуважение. Напротив, ни одна группа не осталась без поддержки, а те зрители, кому происходящее на сцене «не катило» вообще никак, вполне могли с пользой для себя провести время в баре – он хоть и дорогой, но там есть что выпить (в отличие, например, от бара в “Arena Moscow”). Впрочем, сильно пьяных людей я в зале не заметил даже под конец сета Арии.

Группа, которая дала фестивалю свое имя и которая его, собственно говоря, организовала, совершенно ожидаемо выступала последней и получила больше всех времени – почти полтора часа. «Арийская» программа предсказуемо началась с интро с прибывающим паровозом, за которым последовала «Горящая стрела», открывающая все концерты группы в последние полтора года. А дальше начались сюрпризы – целая охапка классических песен («Раскачаем этот мир», «Ангельская пыль», «Король дороги»), которые Москва с вокалом Михаила Житнякова еще не слышала. На мой взгляд, появление нового фронтмена в Арии – это самое лучшее, что случилось в российской тяжелой музыке за последние несколько лет, и снова слышать классику отечественного металла на концертах в нормальном исполнении – мало с чем сравнимое удовольствие, особенно для человека, который знает и любит группу уже 23 года. Несмотря на то, что Ария в этот раз звучала немного грязнее, чем на последних трех московских концертах, Михаил отпел эти песни если не безупречно, то очень близко к тому, а его вокал в «Короле дороги» абсолютно не отличим от кипеловского: можно закрывать глаза и представлять себе, что ты на концерте Арии году эдак в 1997-м. Музыканты даже решились на воскрешение «Баллады о древнерусском воине», что привело к тому, что в Интернете несколько дней после фестиваля велись жаркие дебаты о том, вытянул ли Михаил «ту самую» ноту в концовке. Жаль только, что из «арийского» сета выпали все номера с последнего альбома «Феникс» - прекрасно, что группа снова исполняет свои нетленки так, как они должны звучать, но и о дне сегодняшнем забывать не стоит.

Фестивали подобного рода обычно завершаются небольшим джем-сейшном, когда музыканты разных групп выходят на сцену вместе и играют какую-нибудь «самую-самую» песню из собственного или чужого репертуара. Помня, что на совместный концерт Rage и Кипелова в «Лужниках» в 2006 году завершился коллективным исполнением “Jawbreaker” Judas Priest (если кто не знает, это прототип «арийской» «Встань, страх преодолей»), я очень ждал чего-то подобного и в этот раз – и не ошибся. Финалом фестиваля стала «Дай жару», на которой к Арии присоединились Виктор Смольский на гитаре и Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска на вокале, а в середине песни из-за кулис с микрофоном выбежал и Пиви Вагнер. Кто-то счел такое завершение мероприятия недостаточно грандиозным – ну, не Вудстокский джем, конечно, но для финала эта песня очень подходит. «Мы из праха восстанем, мы не станем играть в чужие игры» - эти строки, написанные Маргаритой Пушкиной в 1989 году, для Арии сейчас актуальнее, чем когда-либо.

В те времена, когда Ария с Валерием Кипеловым во второй раз достигла пика популярности, ее часто упрекали в том, что лидер российской тяжелой сцены ничего не делает для развития этой сцены и никак не помогает молодым коллективам. Эти упреки были во многом справедливы – Ария тогда существовала сама по себе, обособленно от всей металлической братии, и даже такой распространенный во всем мире способ раскрутки молодых дарований, как их приглашение в тур в качестве разогрева, не практиковала. Что ж, лучше поздно, чем никогда – очевидная успешность первого «Ария-феста» дает все основания надеяться на то, что продолжение не за горами, а его формат дает прекрасную возможность представить заслуживающие внимания группы более широкой аудитории, чем та, которую они могли бы привлечь рассылкой спама в соцсетях или выступлениями в пустых клубах. Ну а тем, чьи ожидания фест не оправдал по причине отсутствия какого-то супер-эксклюзива вроде джема Арии и Symfomania, хочется сказать следующее: перед тем, как исполнять трюки на велосипеде, нужно научиться на нем ездить. Пока «арийский» фестиваль только-только «поехал»: все заявленные группы выступили, отыграли по графику, с приемлемым звуком, на комфортной площадке и при стечении достаточного количества зрителей. О «трюках» можно будет задуматься в следующие разы, когда будет накоплен успешный опыт, когда фестиваль сам по себе перестанет быть диковинкой, и когда по его окончании не будет удивленных возгласов из серии «Ух ты, ведь получилось!» А там, глядишь, и в Европу за нормальным фестивальным сервисом не придется ездить. Хотя до этого нам, конечно, еще «пилить и пилить»…

Сет-листы:

Sirenia

01. Ducere Me in Lucem
02. Seven Widows Weep
03. Profound Scars
04. My Destiny Coming to Pass
05. Meridian
06. My Lost Lenore (Tristania cover)
07. The Other Side
08. The Path to Decay

Catharsis:

01. А(o)men
02. Кто ты?
03. Имаго
04. Не зарекайся
05. Танцуй в огне
06. Дальше - тишина
07. Воин света
08. Иной
09. Крылья

Rage

01. Empty Hollow
02. Paint the Devil on the Wall
03. Great Old Ones
04. Feel My Pain
05. Refuge
06. Drop Dead!
07. Suite Lingua Mortis VIII – Beauty
08. Higher Than the Sky
09. Set This World on Fire
10. Soundchaser
11. Down (с Владимиром Тупиковым)
12. Don't Fear the Winter

Ария

01. Интро (Паровоз)
02. Горящая стрела
03. Раскачаем этот мир
04. Крещение огнем
05. Ангельская пыль
06. Король дороги
07. Ночь короче дня
08. Колизей
09. Осколок льда
10. Улица роз
11. Баллада о древнерусском воине
12. Дай жару (с Виктором Смольским, Пиви Вагнером и Дмитрием Борисенковым)

Выражаем благодарность Алексею Кузовлеву (The Motley Concerts) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
(с) HeadBanger.ru

(p)(с) 2007-2017 HeadBanger.ru, Программирование - vaneska, Monk. Дизайн - ^DiO^

eXTReMe Tracker