Последние 25 отчетов

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

03.11.2023
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

SMORODINA REKA

Архив отчетов
Дата
30.09.2022
Город
Москва
Клуб
Glastonberry Pub
Организатор

Вспомнилась вдруг фраза из «Бриллиантовой руки»: «На его месте должен был быть я…». Такое могли подумать музыканты группы Alkonost, потому что в этот вечер в Glastonberry планировался именно их концерт. Но они до Москвы так и не доехали в силу объективных причин, которые официально нигде не декларируются. В знак уважения к команде Андрея Лосева не стану о них говорить и я, хотя в курсе, почему вечером накануне Всемирного дня музыки в «Гластоне» их заменила группа Smorodina Reka.

Саша Сидорова сотоварищи – замена вполне достойная, даже несмотря на то, что музыка «Смородины» существенно отличается от той, что выдают отцы отечественного фолк-пэган-метала. С Александрой я дружу уже лет пять, рецензировал пару релизов с её участием, но живьём «Смородину-реку» повидать не привелось. Только и слышал-читал на их выступление отзывы, и все сплошь хвалебные, так что накануне я предчувствовал нечто вроде гештальта и предвкушал закрытие оного. И вот в означенный час я прихожу в большой зал «Гластона». На входе во второй этаж поздоровался с одним из основателей матерных затейников Х** Забей Карабасом, который со своим актуальным проектом Несу Разности выступал параллельно в малом зале. Признавшись, как на духу, что пришёл внимать не ему, зашёл в большой зал.

Перед началом концерта из порталов по традиции лилась музыка. Звучали песни Alkonost - возможно, ради утешения тех, кому такая замена облила сердце кровью. Таких если и было, то крайне мало, потому что народу было в этот вечер... Своеобразный антирекорд: столь пустынного танцпола в «Гластоне» мне доселе видеть не приходилось. Данный печальный факт и его политическую подоплёку не стану подкреплять аналитикой. Пусть каждый думает, что хочет, я же считаю, что оркестр должен играть, а музыкальные обозреватели сие действо – обозревать. Посему – перейдём к музыкальной части концерта.

Первыми на сцену вышли спецгости – Arealin. Группой состав, аккомпанировавший Алине “Arealin” Чернявской, назвать можно условно. На данном этапе жизненного развития певице и клавишнице помогают друзья-сессионщики. Первым делом Алина кинула клич залу, не найдётся ли среди присутствующих гитариста? Даже при столь скромном количестве народа, которого на весь зал набралось хорошо если пятьдесят человек, доброволец нашёлся. Им стал Андрей Хочунский, которому и вручили шестиструнный инструмент. Вручить – вручили, но не подключили. В зале таки были фотографы, поэтому гитарист на сцене нужен был, да извинит меня инкарнация Arealin за такую метафору, скорее ради декорации, а не для функционала. Тем более материал у группы – не такой, который можно было бы сыграть с наскоку без репетиций. Открывшая программу мелодекламативная композиция «Откровения детства» стала своеобразным интро. Дальнейшие вещи в подавляющем большинстве имели географическую тематику. И она оказалась более чем разноплановой: мечтательно-созерцательные «Лаос» и «Граница Камбоджи», медитативная «Гергети», заводная «Карелия», на которой Алина распела столь незначительную аудиторию, умудрившись поделить её на две половины зала.

Когда критик-обозреватель видит впервые того или иного доселе неизвестного артиста, внутри начинает работать механизм ассоциаций: кого тебе напоминают музыканты. По первости Алину мой саркастичный разум уподобил Селин Дион, обильно вкусившей молодильных яблок. Басист Андрей Ранько – покушавшего того же фрукта Стина Могенсена, с тем отличием, что участник классического состава Royal Hunt играл на четырёхструнном инструменте, а Андрей – на шестиструнном. Что же касается барабанщика Даниила Ростовцева – он чётко и безупречно отстучал свои партии. Ну и теперь – об эмоциональном пике вечера, каковым стала пронзительная песня «Белгород». Написать подобное – полдела, надо подкрепить исполнением. И тут всё оказалось в соответствии: певица не могла сдержать слёз. Слушая такое, невозможно не проникнуться посылом и остаться равнодушным. Заставить слушателя сопереживать может только настоящий артист. И такое лично для меня не могло не стать открытием и откровением. По завершении композиции я в полубессознательном состоянии возопил «Браво». И осознал это, когда услышал сам себя будто со стороны. Точку в программе Arealin поставила философская и светлая композиция «Всё пройдёт», и это не был кавер на всенародный хит Михаила Боярского или на вариацию на эту тему от Инструкции По Выживанию, также известной по перепевке Гражданской Обороны.

В перерыве между выступлениями я решил познакомиться с фотографами, запечатлевавшими действо. Хоть для нашего портала приоритетны в отчётах тексты, остановленные фотографически моменты концерта в качестве иллюстрации материалу не повредят, а, напротив, украсят. В процессе общения договорился с Екатериной Ершовой, которую поздравляю с дебютом на Headbanger.

После недолгих перестановок на сцену вышла Smorodina Reka. Всемером. Поимённо: Сергей Ефимовых (ударные), Юрий Митюнин (лидер-гитара), Станислав Воробьёв (виолончель), Фёдор Ветров (альт), Александра Зайпольд (бэк-вокал), Алексей Виноградов (акустическая гитара, вокал) и, собственно, фронтледи - Александра «Рысь» Сидорова. «Смородина», названная в честь реки, разделяющей (по славянской мифологии) миры живых и мёртвых, выдала отменную порцию дарк-фолка. Не выходящего за рамки жанра, но по-своему уникального. Саунд в целом не отличался от альбомного, но здесь ему колоссальной поддержкой была живая энергетика команды. Звук в зале был прекрасный, чего не сказать о мониторных линиях. После нескольких номеров в начале программы музыканты просили звукорежиссёра кого-то добавить, а кого-то убавить. Играли, видимо, как в том анекдоте, «по приборам», то есть по памяти и интуиции. Однако профессионализм брал своё: в зале всё звучало стройно и органично.

Программа выступления представляла собой практически всё на сегодняшний день наследие «Смородины». Прозвучал целиком альбом «Предвестье», оба обнародованные на сегодняшний момент сингла и сюрприз, о котором я расскажу чуть позже. Открыли выступление несколько авторских номеров. Впрочем, аранжировочные транскрипции народных песен, переосмысленных Александрой Сидоровой и Алексеем Виноградовым, уже воспринимаются услышавшими и расслушавшими их как собственные творения. Первоисточники, конечно, никуда не делись, и их никто не отменял, но они – будто вещи из совсем другой реальности. Добавление скандинавских распевов в русские народные темы воспринимается гармонично и органично. Это подчёркивает, что ничего несовместимого в этом мире нет. Взаимопроникновение культур – вот что может помочь сплотиться человечеству лучше, чем все миротворческие войска с оружием в руках. Авторские творения «Смородины» произрастают из корневой русской традиции, поэтому их, не будучи уверенными в происхождении, легко принять за народные.

Между песнями Александра проводила экскурс в историю коллектива и самих этих песен. Как ни крути, а группа, которая не прожила первой пятилетки собственной истории, пока находится на этапе становления. Не факт, что аудитория, посетившая пока немногочисленные выступления «Смородины», большинство которых было фестивальными сетами, была одной и той же. Поэтому ремарки, произнесённые Сашей, были более чем уместны. Они не превращались в долгие лекции, а раскрывали суть сказанного в нескольких десятках слов. Дальше шла музыка. Сидорова – в центре внимания в силу своей харизмы и силы голоса. Временами она брала в руки инструмент, напоминающий как тюркский бубен, так и ирландский боуран. Отменно завораживающим басом поддерживал фронтледи Алексей Виноградов, он же - главный композитор коллектива. Юрий Митюнин и Фёдор Ветров радовали слух невероятными соло, гитарными и альтовыми соответственно. Причём Юрий менял инструменты… когда успевал? Вроде глянешь на него – играет на акустике. На минуту, или ещё того меньше, перевёл взгляд в сторону – он уже с электрической… Станислав Воробьёв в силу универсальности виолончели выдавал на ней и соло, и компенсировал отсутствие баса. В силу того, что на концерте «Смородины» я был впервые, не могу сказать, последнее – перманентная черта живых выступлений коллектива или же рядовое явление, ставшее исключением.

Теперь – о том, что стало сюрпризом: на самой последней, назовём её генеральной, репетиции группа сделала кавер одной из композиций Alkonost – «Листопад». Надо было видеть одну из посетительниц концерта. Приметил сию миловидную деву я ещё до выхода Arealin. Она сидела в VIP-зоне и распевала песни татарстанской группы вместе с ней, звучавшей в порталах. На «Листопаде» барышня эта оттягивалась, самозабвенно приплясывая и распевая вместе с музыкантами. Перепевка получилась удачной и интересной, даже невзирая на то, что идея сделать эту вещь возникла, когда до концерта оставалось меньше недели. А могло ли быть неинтересно? Если что – группа более чем удачно переосмыслила, да ещё и с переводом на русский язык, вещи гельветов и скандинавов, прозвучавшие и в этот вечер. Переосмыслить русскоязычных татар оказалось творческим вызовом, принятым и выдержанным на отлично. Smorodina Reka – высокопрофессиональный коллектив, послужные списки участников которого усомниться в их профессионализме не дадут.

В начале статьи я обещал договорить начатое о гештальте. Закрыть-то его закрыл, да вот ведь… Подсел! Проняло!!! Настолько, что выработалось нечто вроде зависимости – желание впредь по возможности посещать каждый гиг. И не только «Смородины», но и Arealin.

Сет-листы:

Arealin
1. Откровение детства
2. Лаос
3. Граница Камбоджи
4. Гергети
5. Карелия
6. Белгород
7. Всё пройдёт

Smorodina Reka
1. Стень
2. Древо
3. Древнею тропой
4. Стрела
5. Вечер
6. Листопад (Alkonost cover)
7. Калинка
8. Полюшко
9. Ворон
10. Роза (Eluveitie cover)
11. Пророчество (Wardruna cover)
12. Колыбельная

Выражаем благодарность Георгию Чернову (Medio Modo) за предоставленные аккредитации

Текст: Dee Kay
Фото: Екатерина Ершова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker