Последние 25 отчетов

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

03.11.2023
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

Wacken Open Air 2022. Day 3 (ARCH ENEMY, DEATH ANGEL и др.)

Архив отчетов
Дата
06.08.2022
Город
Вакен (Германия)
Клуб
Вакен
Организатор

Всё хорошее в этой жизни, как известно, заканчивается (правда, говорят, что и плохое тоже). “Wacken Open Air” определённо подпадает под категорию хорошего, и вот наступило утро 6 августа – последнего дня «Вакена» в 2022 году. Мы решили не терять времени даром и получить от финала любимого фестиваля максимум впечатлений, поэтому уже в 11:30 оказались у сцены “Harder”, которую мощно топтали шотландские парни из Bleed from Within.

Возможно, это просто видимость, но кажется, что кельтские корни у музыкантов дают о себе знать: вокалист Скотт Кеннеди, барабанщик Али (типично шотландское имя, ага) Ричардсон и бывший басист, а ныне гитарист Крейг Гованс – очень характерно рыжие. Однако в музыке Bleed from Within я не услышал и намёка на происхождение. Ребята играют мощный металкор по канонам того самого 2007-го: ритм-секция лупит брейкдауны, Скотт Кеннеди орёт, а за чистый вокал отвечает второй гитарист Стивен Джонс (и, надо сказать, у него хорошо получается). И хоть музыку Bleed from Within никак не назовешь оригинальной, любителям жанра она должна нравиться, так что ничего удивительного в том, что музыкантов очень тепло принимали, несмотря на ранний час, я не вижу. Ну а Скотту Кеннеди и вовсе удалось посёрфить по толпе, как днём ранее Ханнесу Брауну. Мы же далее зацепили гамбургских рокнролльщиков Hardbone, выдававших с “Wackinger Stage” бодрую музыку в стиле AC/DC и побродили в окрестностях “Wasteland Stage”, полюбовавшись на парад пост-апокалиптических машин в духе «Безумного Макса» (см. начало фотоотчёта).

Ближе к двум часам дня нам предстояло сделать выбор: Orden Ogan на “Harder” или Энн Уилсон из легендарных Heart на “Louder”. Мы выбрали Энн и, я считаю, попали в яблочко. Поначалу, конечно, часть нашей компании, видевшая только фотографию певицы из анонса «Вакена», оказалась несколько удивлена – организаторы использовали фото, которому сейчас явно не один десяток лет. Так что между нами в самом начале выступления Энн Уилсон состоялся диалог примерно следующего содержания:
- Пугачёва вернулась к корням?
- Нам бы такую Пугачёву!
Действительно, поверить в то, что певице уже за 70, слушая её голос, совершенно невозможно (да и выглядит она всё равно гораздо моложе). Конечно, какие-то партии дались Энн не так легко, как в молодости, и кавер на “Immigrant Song”, наверное, был лишним при всей моей любви к этой композиции. Впрочем, я не уверен, что Роберт Плант сейчас справился бы лучше. В целом же всё звучало великолепно: и материал Heart, включая, естественно, «Барракуду», и современное творчество Энн (несколько песен со свежего альбома “Fierce Bliss”), и кавера на других исполнителей, среди которых, вместе с ожидаемыми Led Zeppelin и The Who, оказались и Alice in Chains с “Rooster”. Помимо собственно дивы, которая, кстати, не только пела, но и играла на флейте в “Black Wing” с нового альбома, мне бы хотелось отметить абсолютно всех инструменталистов. Они, несмотря на то что вряд ли сильно старше меня, отнеслись к классике рока очень бережно и сыграли её на породистом звуке, продемонстрировав не только замечательное владение инструментами, но и музыкальную чуткость. Жаль, что я не смог найти никакой информации об этих замечательных ребятах на официальном сайте певицы. Тем временем, час, отведённый Энн Уилсон на сцене “Louder”, стремительно пролетел, став одним из самых ярких воспоминаний заключительного дня «Вакена». Вернувшись домой, я некоторое время довольно плотно слушал Heart, а сейчас, наконец, добрался и до многообещающего “Fierce Bliss”.

Досмотрев выступление Энн Уилсон, мы стремительно переместились к сцене “Faster”. Там уже выходили на сцену Life of Agony, тёмная лошадка в нашей программе. Всё, что я знал об этой группе - они из Нью-Йорка и играют кроссовер и гранж аж с рубежа 80-х и 90-х. Перед «Вакеном» я успел послушать буквально парочку песен команды и, судя по всему, они относились как раз к более гранжевой составляющей творчества музыкантов, поэтому, когда они вышли на сцену и вдарили по толпе практически хардкором, я даже подумал, что ошибся группой. Но раздумывать об этом мне всё равно не дали – на меня повесили фотоаппарат и отправили в фото-пит. Кажется, за предыдущие два дня я натренировался – фотографии Life of Agony, может, и не дотягивают до прочих в этом отчёте, но из всех моих съёмок на этом «Вакене» нравятся мне больше всего. После моего возвращения из фото-пита у нас с коллегами возникла дискуссия: мужчина или женщина отвечает в Life of Agony за вокал? Как выяснилось, правы оказались все: раньше Мину Капуто звали Кит Капуто, но в 2011 году Кит сменил пол. Ситуация интересная - прежде, кажется, мы ни разу не видели тяжёлую команду с трансгендером в составе. Должен сказать, что поёт Мина по-прежнему отлично и вписывается в группу очень органично. Да и музыка Life of Agony оказалась приятным открытием – я давно не слышал, чтобы группа так непринуждённо переключалась между разными темпами и размерами. За это отдельный респект барабанщице (!) Веронике Беллино, единственной не оригинальной участнице состава. Основой же сет-листа Life of Agony стал дебютный альбом “River Runs Red” 1993 года, который является прекрасным образцом музыки начала 90-х, где-то тягучей, где-то стремительной и агрессивной, но самое главное – свободной от штампов, свежей и свободной.

Хотелось бы мне сказать что-то подобное про сольное творчество Тарьи Турунен, ведь именно её я фотографировал через 15 минут после окончания выступления Life of Agony. Тем более, что госпожа Турунен действительно и экспериментировать пытается (вот, и электровиолончель в аккомпанирующий состав взяла), и старается не выезжать на материале Nightwish. Так, на «Вакене» от неё не прозвучало ни одной песни авторства бывших коллег, лишь только кавер на “Over the Hills and Far Away” Гэри Мура. Его мы, впрочем, не дождались – благие стремления Тарьи, безусловно, заслуживают уважения, но их музыкальные результаты, к сожалению, не зацепили никого из нас. Так что вскоре после окончания съёмки мы на время покинули пространство перед главными сценами.

Мы не стали предаваться безделью, ведь дело близилось к 5 вечера, а в это время на “Headbangers Stage” должны были выйти Attic, сравнительно молодой хэви-металлический коллектив из Германии. Какие-то их песни в своё время показались мне неплохими, ну а оккультная направленность творчества ребят вкупе с их увлечением гримом обещали нам занятное шоу. Отчасти так оно и вышло – Attic оказались довольно комичной пародией на King Diamond, правда, пародией, судя по всему, не нарочной: сами музыканты, похоже, серьёзно воспринимают и свой нелепый грим, и красный халат на голое тело у вокалиста. Как обычно бывает, серьёзность «щей» подобных исполнителей делает происходящее ещё смешнее, так что некоторое время мы с интересом наблюдали за группой. Но поскольку музыкальная составляющая творчества Attic вживую оказалась весьма стандартным хэви-металом, к тому же, не слишком хорошо сыгранным, мы отправились на поиски еды. Позволю себе пропеть очередные дифирамбы в адрес «Вакена»: в отличие от многих фестивалей, очереди за едой или алкоголем тут редкость, а проблему представляет собой разве что разнообразие – иногда выбрать себе обед бывает действительно непросто.

Далее мы отправились посмотреть на металкорщиков As I Lay Dying на сцене «Faster». Уж не знаю, наше ли везение тому виной, или на концертах As I Lay Dying всегда звучат плохо, но уже во второй раз на моей памяти (первый был в «Космонавте») слушать эту группу живьём совершенно невозможно – разобрать что-то в этом оглушающем грохоте сможет разве что дайхард-фэн. А вот фотографии музыкантов, особенно раскачавшегося до невероятных размеров Тима Ламбезиса у Маргариты получились отличные. Обязательно посмотрите их! Мы же впервые за фестиваль столкнулись с проблемой, чем себя занять, ведь до выхода Arch Enemy на всё ту же “Faster” оставалось ещё два с половиной часа. Их мы провели, перемещаясь между пресс-зоной, сценой “Louder”, на которой зажигал Данко Джонс, понравившийся мне в этот раз гораздо больше, чем в 2015-м, а потом сценой “Harder”, где выступали Hämatom. Они нас, правда, не впечатлили, так что задерживаться мы не стали, а пошли к “Wackinger Stage”, где показывали Skyforger. Команда эта прикольная, но проблемы со звуком не обошли и их. К тому же, до выхода на сцену Arch Enemy оставалось минут 15, так что мы двинули к главным сценам. По дороге мы остановились, чтобы послушать буквально одну песню Spidergawd, выступавших на “Headbangers Stage”. Об этой норвежской группе мы до этого не знали, а жаль – они играют очень классный хард-рок, который на Discogs зачем-то обозвали “alternative psych prog”.

Наконец, пробравшись через немалую толпу, мы оказались у входа в фото-пит как раз к выходу Arch Enemy. Они начали своё выступление с “The World is Yours” и “Deceiver, Deceiver”, представлявших предыдущую пластинку «Will to Power» и самый свежий альбом “Deceivers”, на тот момент ещё даже не вышедший. К сожалению, догадаться о том, какие именно песни играют музыканты, было не так-то легко, поскольку и у Arch Enemy в начале выступления со звуком приключилась какая-то беда. Ситуация чуть-чуть улучшилась на “Ravenous”, но проследить за дальнейшей динамикой саунда не удалось – во время “War Eternal” мы покинули пространство перед сценой и стали пробираться к “W.E.T. Stage”, чтобы успеть на Brian Downey’s Alive and Dangerous – трибьют великим Thin Lizzy от одного из основателей группы - барабанщика Брайана Дауни.

Решение это на тот момент не казалось очевидным: всё-таки, Arch Enemy – одни из хэдлайнеров фестиваля, а версия Thin Lizzy образца 2012 года с Дауни, но без Сайкса (про Лайнотта я очевидным образом не говорю) мне в своё время не понравилась. Сомнений добавило и то, что в этот раз перед сценой практически не было людей. Это типично для российских локальных концертов, но на «Вакене» мы такого прежде не видели. К счастью, мы не испугались, остались у “W.E.T. Stage” и были вознаграждены сторицей: ближайший час коллектив молодых ребят под руководством Брайана Дауни исполнял классику Thin Lizzy невероятно бережно и с уважением к оригиналу. Любопытно, что музыканты выстроили программу вокруг творчества 70-х годов, проигнорировав при этом не только три вышедшие в начале 80-х пластинки, включая чрезвычайно успешный “Thunder & Lightning”, но и материал первых трёх альбомов, за исключением кавера на “Whiskey in the Jar”, вышедшего синглом в 1972-м.

Значительную часть сет-листа вполне логично заняли песни с “Jailbreak” - представить себе Thin Lizzy без “The Boys Are Back in Town”, “Emerald” или одноимённой с альбомом композиции совершенно невозможно. С остальных пластинок середины 70-х музыканты выбрали по 1–2 песни, и я не могу ничего выразить, кроме категорического одобрения по поводу прозвучавших песен. Услышать вживую, да ещё и на отличном звуке эпическую “Massacre”, душераздирающую “Still in Love with You” и волшебную в своей лёгкости “Dancing in the Moonlight (It’s Caught Me in its Spotlight)” — это сбывшаяся мечта. При этом я прекрасно понимаю, что Brian Downey’s Alive and Dangerous – это не Thin Lizzy. Но представить себе лучшее чествование памяти Фила Лайнотта и его наследия я не мог бы. Надо сказать, что подобным образом оценил трибьют не я один – если в самом начале перед сценой стояли полтора землекопа, то уже очень скоро на звуки классики Thin Lizzy собралась немалого размера толпа. После этого выступления я вполне серьёзно думал о том, как бы вернуться в Германию в октябре на планировавшийся тур Брайана Дауни с этим проектом, чтобы посмотреть полное шоу, которое, судя по всему, длится больше двух часов. Вышло так, что и сам тур отменился, и происходящее в России внесло свои коррективы – уезжать пришлось раньше, на более долгий срок и не в Германию.

Если по поводу Brian Downey’s Alive and Dangerous vs Arch Enemy я испытывал хоть какие-то колебания, то о выборе между Haggard и Powerwolf мы не раздумывали – конечно же, Haggard! К сожалению, этим немцам, несмотря на культовый статус, выделили всего лишь “Wackinger Stage”, где все музыканты, числом более десяти, едва поместились. Haggard, напомню, одна из немногих симфо-металлических групп, которые возят с собой не плэйбэки на ноутбуке, а большой ансамбль, включающий струнный квартет и дополнительных вокалистов. Похоже, такой серьёзный подход подвёл музыкантов на «Вакене»: из-за технических проблем с оборудованием Haggard задержали начало своего сета на десять минут, что в условиях жёсткого фестивального расписания неминуемо ведёт к сокращению программы. Да и звук, к сожалению, им так и не отстроили: если струнные и вообще все «неметаллические» элементы музыки Haggard звучали приемлемо, то с «роковой» частью всё обстояло плохо: бас-бочка забивала остальные инструменты, включая совершенно жутким образом перегруженные гитары. Да ещё и звуки от выступления Powerwolf на главной сцене периодически долетали и вклинивались в микс, окончательно превращая его в кашу. Поэтому я не стал смотреть выступление Haggard до конца и отправился к сцене “Louder”, где Маргарита уже должна была заканчивать снимать легенду калифорнийского трэша Death Angel.

Сейчас я немного жалею, что не подошёл к их выступлению раньше и пропустил великолепную “Seemingly Endless Time”. Но и без неё мне было, что послушать, тем более что Death Angel отстроили отличный звук, который портили разве что долетавшие со сцены “Harder” отголоски Powerwolf (выключите уже их кто-нибудь, наконец!). Да и визуальная сторона оказалась на высоте. Мне уже доводилось видеть выступления Death Angel, но на небольших сценах. На “Louder” же музыканты смогли развернуться, освоив всё её немалое пространство. Как обычно, «звёздами» вечера оказались вокалист Марк Осегеда, мастерски удерживающий внимание публики каждую секунду шоу, и очень активный басист Дэмиэн Сиссон.

Death Angel поделили свою программу между старым и условно новым материалом, записанным после реюниона, с некоторым перевесом в пользу последнего (8 песен против 5 и куска “Ultra-Violence”, сыгранного, согласно setlist.fm, в качестве интро). С учётом того, что “Mistress of Pain”, “Voracious Souls” и уже упомянутую “Seemingly Endless Time” я, увы, пропустил, для меня сет «Ангела Смерти» состоял в основном из песен пост-реюниона. Впрочем, меня это не очень-то огорчило, поскольку тут были и забойная “The Dream Calls for Blood”, и размеренная завораживающая “The Devil Incarnate”. Да и из старого материала ближе к концу прозвучали “Thrashers” c дебютника и странноватая, но очень прикольная (как и весь альбом “Frolic through the Park”) “Bored”. Ну а финальной стала “Thrown to the Wolves”, перед которой Марк Осегеда толкал очень долгую речь, прямо как Микаэль Станне днём ранее. Наверное, вместо этого можно было бы сыграть ещё одну песню, но даже так Death Angel стали для нас одной из лучших команд третьего дня «Вакена» за счёт своей мощнейшей агрессивной подачи и очень техничного исполнения.

В конце шоу Death Angel я уже мысленно прощался с «Вакеном» в этом году и периодически закрывал глаза, стараясь запечатлеть у себя в мозгу картины выступления легендарных трэшеров в частности и атмосферу фестиваля в целом. Но любопытства ради мы решили напоследок заглянуть к "Faster", где уже вовсю выступали Lordi. Эту финскую команду я за прошедшие 12 фестивальных лет видел достаточное количество раз, чтобы составить крайне негативное мнение об их живых выступлениях: всегда плохой звук, хриплое карканье Мистер Лорди, да и вообще довольно посредственная игра. Я не знаю, что случилось с Lordi за время пандемии (кроме того, что они выпустили какое-то невероятное количество альбомов), но на этом «Вакене» перед нами предстала как будто бы совершенно другая группа под прежней вывеской. Во-первых, впервые за все разы, когда мы пытались посмотреть их шоу, Lordi хорошо звучали. Видимо, благодаря этому на задний план отошли и недостатки исполнения – если они и были, то я их не заметил. Может быть, свою лепту в облагородившееся звучание внёс новый гитарист Коне, заменивший Амена в этом году. Так или иначе, Lordi жгли в прямом и переносном смысле и мы, несмотря на усталость и предстоявший ранний подъем, залипли.

К визуальной части шоу Lordi у нас никогда не было вопросов, но тут музыканты, пожалуй, превзошли сами себя, выстроив декорации, достойные Элиса Купера. Поводом для такого размаха стало, я так понимаю, двадцатилетие дебютника “Get Heavy”, с которого на «Вакене» музыканты исполнили аж семь песен. Так, например, мне очень зашла “Dynamite Tonite”, а из более нового материала понравилась, например, “Hug You Hardcore”, выполненная, как мне показалось, в духе Роба Зомби. Ну а из свежего семидискового бокс-сета “Lordiversity” совершенно замечательной оказалась “Borderline”, напоминающая о золотом веке АОРа. Кажется, надо бы ознакомиться с содержимым всех семи альбомов.

Сейчас мы, конечно, жалеем и о том, что не отсняли выступление Lordi, и о том, что дослушивали его уже из лагеря. Но в тот момент сил остаться у сцены до конца, лечь в третьем часу ночи и встать в пять утра ни у кого из нас не было. Нам предстояла долгая дорога из «Вакена» до Берлина и крайне насыщенная программа на полтора дня в столице Германии. Что касается итогов фестиваля, то этот «Вакен» оказался лучшим со времён дебютного для меня 2015 года. Мы посмотрели рекордное количество групп, получили массу удовольствия как от своих фаворитов, так и от «тёмных лошадок», да и прежде не нравившиеся мне вживую группы вроде тех же Lordi заставили нас поменять своё мнение о них. Воспоминания об этом празднике музыки не сможет у нас отнять ни один безумный политик, ну а надежда на то, что мы сможем повторить свой фестивальный опыт, помогает жить дальше.

Сет-листы:

Bleed From Within

01. I Am Damnation
02. Stand Down
03. Pathfinder
04. Alive
05. Ascend
06. Into Nothing
07. Flesh and Stone
08. Fracture
09. Afterlife
10. Levitate
11. The End of All We Know

Ann Wilson

01. Magic Man (Heart song)
02. Greed
03. Even It Up (Heart song)
04. Black Wing
05. Crazy on You (Heart song)
06. Immigrant Song (Led Zeppelin cover)
07. Rain of Hell
08. Rooster (Alice in Chains cover)
09. Barracuda (Heart song)
10. Love, Reign O'er Me (The Who cover)
11. Black Dog (Led Zeppelin cover)

Life Of Agony

01. Plexiglass Gate (Intro)
02. Respect
03. My Eyes
04. River Runs Red
05. Bad Seed
06. Scars
07. Lost at 22
08. Weeds
09. Method of Groove
10. This Time
11. Through and Through
12. Underground

Tarja Turunen

01. Dead Promises
02. Demons in You
03. Falling Awake
04. Goodbye Stranger
05. Diva
06. Victim of Ritual
07. Innocence
08. I Walk Alone
09. Over the Hills and Far Away (Gary Moore cover)
10. Until My Last Breath

Attic

01. Iudicium Dei (Intro tape)
02. Darkest Rites
03. A Serpent in the Pulpit
04. The Hound of Heaven
05. Edlyn
06. Offerings to Barbareth
07. In the Chapel (intro tape)
08. The Invocation
09. The Headless Horseman

As I Lay Dying

01. Burn to Emerge
02. Blinded
03. Through Struggle
04. Within Destruction
05. Redefined
06. The Sound of Truth
07. Forsaken
08. Shaped by Fire
09. Re-Separation
10. The Darkest Nights
11. An Ocean Between Us
12. A Greater Foundation
13. Parallels
14. My Own Grave
15. 94 Hours

Бис:
16. Separation (intro tape)
17. Nothing Left
18. Confined

Arch Enemy

01. Set Flame to the Night (Intro tape)
02. The World Is Yours
03. Deceiver, Deceiver
04. Ravenous
05. War Eternal
06. In the Eye of the Storm
07. House of Mirrors
08. My Apocalypse
09. The Eagle Flies Alone
10. Handshake With Hell
11. The Watcher
12. Under Black Flags We March
13. As the Pages Burn
14. No Gods, No Masters
15. Nemesis / Fields of Desolation
16. Enter the Machine (outro tape)
17. Vox Stellarum (outro tape)

Brian Downey’s Alive And Dangerous

01. Are You Ready
02. Jailbreak
03. Emerald
04. Rosalie (Bob Seger cover)
05. Dancing in the Moonlight (It's Caught Me in Its Spotlight)
06. Massacre
07. Still in Love With You
08. Cowboy Song
09. The Boys Are Back in Town
10. Warriors
11. Suicide
12. Waiting for an Alibi
13. Whiskey in the Jar (traditional)

Death Angel

01. The Ultra-Violence (intro)
02. Mistress of Pain
03. Voracious Souls
04. Seemingly Endless Time
05. The Dream Calls for Blood
06. Son of the Morning
07. The Devil Incarnate
08. Caster of Shame
09. The Moth
10. Humanicide
11. Absence of Light
12. Thrashers
13. Bored
14. Thrown to the Wolves

Lordi

01. Get Heavy
02. Borderline
03. The Riff
04. Naked in My Cellar
05. Hug You Hardcore
06. Hulking Dynamo
07. Dynamite Tonite
08. Not the Nicest Guy
09. It Snows in Hell
10. Hellbender Turbulence
11. Blood Red Sandman
12. Biomechanic Man
13. Devil Is a Loser
14. Who's Your Daddy?
15. Hard Rock Hallelujah
16. Would You Love a Monsterman?

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова, Павел Власов
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker