Последние 25 отчетов

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

03.11.2023
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

BJARLA, SMORODINA REKA и др.

Архив отчетов
Дата
17.09.2022
Город
Москва
Клуб
Клуб "Урбан"
Организатор
Madstream Booking

Мрачные времена требуют мрачной музыки. Идущей из глубин веков, но актуальной и сегодня. Леденящей душу, но позволяющей слушателю с достоинством встречать обрушивающиеся на него напасти. Ну а пока предчувствие всеобщей угрозы еще не материализовалось в угрозу доподлинную, самое время собираться вместе. На миру, как говорится, и смерть красна. Видимо, примерно такой логикой руководствовалось промоутерское агентство Madstream Booking, устроив под самый конец домобилизационной жизни мини-фестиваль отечественного дарк-фолка, причем аж в двух столицах. За один вечер можно было познакомиться сразу с несколькими видными представителями различных сегментов сцены, представлявшими также сразу несколько российских регионов – компанию москвичам Smorodina Reka и Bjarla составили Рабор из Костромы и Лёдъ из Кирово-Чепецка.

16 сентября вся эта тусовка выступала в Петербурге, а на следующий день оккупировала московский клуб «Урбан». Хотя эта площадка открылась в начале нынешнего года и уже успела принять несколько больших концертов, включая юбилей Арконы, мне бывать здесь еще не доводилось. Дело в том, что «Урбан» за каким-то хреном оказался в авангарде столичных борцов с коронавирусом, с момента открытия введя у себя тотальный контроль QR-кодов. Ну да ладно, недаром же народная мудрость гласит, что кто старое помянет – тому глаз вон. Но при этом добавляет, что кто забудет – тому оба.

Так или иначе, клуб оказался вполне уютным, звук – достойным, а цены в баре – приемлемыми. Не подкачал и народ, собравшись на мероприятие в достойном количестве, хоть и без фанатизма, так что танцпол оказался заполнен где-то на две трети. А что самое приятное, аудитория с готовностью воспринимала всю звучащую со сцены музыку, несмотря на определенный стилистический разброс в лайн-апе. Хотя однозначный хэдлайнер, причем не тот, кто играл последним по расписанию, на концерте все же был. Но о нем – в свое время.

Первыми же на сцену вышли гости из Костромы. За не столь уж продолжительный период существования проект под загадочным названием Рабор (ударение на последний слог) проделал внушительный стилистический путь, превратившись из камерного данжн-синт-акта до почти что фольклорного ансамбля, имеющего на вооружении колесную лиру, лютню, разнообразную перкуссию и еще более разнообразный набор дудочек. Желающих отследить эту эволюцию в записи я отсылаю к пяти авторским альбомам проекта, однако на этом концерте исполнялся совсем другой, еще не изданный материал – обработки народных песен и стихов, как общеизвестных («Вьюн над водой», «Знаю, ворон, твой обычай»), так и тех, что куда менее на слуху у среднестатистического слушателя. Звучит все это весьма внушительно, аранжировки детально проработаны, а если добавить к инструментальному арсеналу Рабора столь же впечатляющий вокальный арсенал, то получается мощнейший эффект даже для совершенно неподготовленного слушателя. Конечно, русское народное наследие в таких трактовках лишается существенной доли «русскости» и приобретает некий пан-европейский окрас, оказываясь в одной лиге с работами коллективов типа Heilung или Wardruna, однако данжн-синтовое прошлое проекта все же обеспечивает ему более чем ощутимую оригинальность. И хотя я подозреваю, что в больших дозах такая музыка может восприниматься с трудом, в 45-минутном фестивальном формате она зашла на ура. Отличное начало вечера.

Ввиду большого количества участников мероприятия организаторы задали ему весьма жесткое расписание: всем группам, кроме последней, выделялось по три четверти часа, на пересменки между ними – 15 минут. Удивительно, но этот график выдерживался безукоризненно до самого конца вечера. А еще не могу не отметить, что фоном во время настройки звучали Bathory викинговского периода, в очередной раз подчеркивая близость фолковой и тяжелой сцен.

Smorodina Reka – самый молодой из выступавших в этот вечер коллективов, его первый концерт состоялся менее двух лет назад. Однако именно они интересовали меня больше всего. Их дебютный и пока единственный альбом «Предвестье» был высоко оценен в нашей редакции, и я тоже попал под впечатление, до глубины души проникшись неожиданными трактовками, казалось бы, набивших оскомину фолк-стандартов типа «Полюшка» или «Калинки». Однако вживую этот проект талантливой вокалистки Александры Сидоровой, знакомой многим по группам Zmey Gorynich и Рарогъ, мне до этого не попадался. Надо сразу сказать, что в концертном варианте творчество Smorodina Reka звучит несколько не так, как в студии. Не отказываясь полностью от электронной подложки, они стараются исполнять большинство партий на живых инструментах, за счет чего саунд группы становится ближе к фолк-року. Что ж, такой подход тоже имеет полное право на существование, да и странно было бы с таким внушительным составом (две гитары, скрипка, электровиолончель, полная ударная установка) отводить ведущую роль «минусам».

Основу сета Smorodina Reka составили номера с «Предвестья», к которым были добавлены недавние синглы «Стрела» и «Древнею тропой». Как и на альбоме, программа началась с авторских вещей, а ближе к середине группа перешла к общеизвестным, но внезапно открывающимся с совсем других сторон композициям. Я хорошо помню свою первую реакцию на коллектив: в начале прослушивания диска - умеренный интерес, под конец – полный восторг. И очень похоже, что многие зрители в этот вечер познакомились с Smorodina Reka впервые, потому что во второй половине сета группу принимали заметно теплее, чем на первых номерах. Хотя и мои личные фавориты Александра и ее музыканты оставили на сладкое: предпоследним номером прозвучал русскоязычный кавер на Eluveitie, а последним – зловещее прочтение «Колыбельной» Лермонтова.

Любой рассказ о Smorodina Reka будет неполным, если не написать несколько слов об их создательнице и вокалистке. Что меня всегда впечатляло в Александре (помимо, конечно же, великолепных вокальных данных) – это ее способность быть разной в каждом из своих проектов. Причем это касается не только вокала, но и имиджа; хотя я несколько раз видел Александру вживую со Zmey Gorynich и Sky Too High, здесь я даже не узнал ее во время настройки и понял, что это та самая фронт-леди, только когда она не подошла к микрофону в центре сцены. И я при всем своем желании не смогу сказать, в каком из амплуа она смотрится и слушается убедительнее.

Выходу на сцену следующих гостей предшествовали настоящие приключения. Как и все остальные группы, дуэт Лёдъ ехал в Москву на поезде из Питера, и музыканты, находясь под впечатлением от только что отыгранного концерта, забыли в вагоне уникальный инструмент – тальхарпу, трехструнную скандинавскую лиру собственного изготовления. К счастью, под рукой оказалась замена – аналогичный инструмент, заказанный одной из московских поклонниц дуэта, которая просила о его вручении лично. Что музыканты и сделали, но только после того, как отыграли на нем весь сет. А потом нашлась и потерянная тальхарпа, в итоге вернувшаяся к своим владельцам, но понервничать всем пришлось изрядно.

История самого коллектива тоже весьма любопытна. В первой половине десятых годов фронтмен Сергей Александров (он же Алтай) играл фолк-метал в группе Сны Бенджамина которая выпустила два альбома, но особого успеха не добилась. Тогда он решил начать все заново, полностью отказавшись от тяжелой составляющей – его новый проект сочетает мощную электронную подложку с экзотическим звучанием этнических инструментов. Сам Алтай параллельно с пением играет на колесной лире, дудочке и бубне, а его партнер Гималай, укутанный на сцене в какое-то рубище с капюшоном, отвечает за ту самую тальхарпу. На счету Лёдъ два полноформатных альбома, и молва о проекте уже прокатилась от самых окраин до Москвы, где летом этого года дуэт даже выступал сольно.

Несмотря на наличие на сцене всего двух человек, выступление Лёдъ смотрелось очень впечатляюще: энергичный фронтмен в центре, загадочная закутанная фигура с диковинным инструментом и смычком (!) справа, а позади – экран, беспрестанно транслирующий идеально соответствующие музыке образы. Звучит дуэт также весьма мощно, и хотя бОльшая часть музыки идет с ноутбука, живые инструменты хорошо слышны в миксе, а основную мелодическую нагрузку несет вокал, так что получаются не просто атмосферные зарисовки с второстепенным текстом, как это нередко бывает у такого рода артистов, а полноценные песни с четкой структурой и запоминающимися припевами. Я затрудняюсь сказать, пришла ли значительная часть присутствующих специально на Лёдъ, или же суровая сибирская музыка Алтая и Гималая сходу проняла аудиторию, но публика устроила дуэту прямо-таки королевский прием, растрогавший Алтая буквально до слез. Что ж, музыканты его вполне заслужили – у них есть и оригинальность, и хитовость, и чувства. И хотя творчество Лёдъ все же достаточно специфично и неподготовленным слушателем воспринимается труднее, чем те же Smorodina Reka, прозвучавшие в финале «Хребет Урала» и «Холод – хэй» способны убедить даже самых прожженных скептиков. Разгоряченная (простите за каламбур) публика совершенно не хотела отпускать музыкантов, так что стало совершенно очевидно, что с официальным хэдлайнером организаторы все же слегка не угадали. Тем не менее, фестивальный формат возможности выйти на незапланированный бис не предусматривал.

После той бури эмоций и восторгов, которую вызвало выступление Лёдъ, я опасался, что зал «Урбана» к выходу Bjarla существенно опустеет. Однако все оказалось не так страшно – кое-кто, конечно, счет свою программу на этот вечер выполненной, но зияющих пустот перед сценой все же не образовалось. Bjarla – еще один любопытный коллектив, работающий на стыке жанров: на традиционную русскую фолк-роковую основу, не столь уж далеко отстоящую от, например, Мельницы, они «прививают» к ней массу самых разных этнических элементов и используют не менее широкий круг языков (русский, английский, шведский), а иногда обходятся и вовсе без языка, одними вокализами. Не менее любопытен и подход Bjarla к изданию своего творчества – за пять лет существования группа не выпустила ни одного полноформатного альбома, зато имеет в своем активе кучу синглов и EP, и этого оказывается достаточно как для того, чтобы получить самое топовое «эфирное время» на фестивале, так и для того, чтобы заполнить его 14 треками общей продолжительностью почти час.

Среди исполненного Bjarla в этот вечер – и энергичные фолк-роковые боевики, и напевные баллады, и эмбиентные композиции; пожалуй, из всех представленных на мини-фестивале артистов именно официальные хэдлайнеры оказались наиболее разнообразными. Отдельное браво вокалистке Александре “Poison Ivy”, демонстрировавшей впечатляющее владение голосом на протяжении всей программы, но особенно поразившей меня вокализами в “Aurora Borealis”. Не отставали и ее коллеги-инструменталисты, кстати, тоже преимущественно с «тяжелым» бэкграундом, задействовавшие не только стандартный рок-инструментарий, но и дудочки, колесную лиру, тальхарпу и т.д., уже ставшие привычными в контексте вечера, но вообще-то весьма нетривиальные. Но то ли я уже подустал от такого количества фолка, то ли дело все же в самой группе, но столь же целостного впечатления, как предыдущие артисты, Bjarla на меня не произвели. Их полистилистическая программа словно распадалась на мелкие кусочки, из которых у меня так и не получилось собрать уникальное лицо именно этого коллектива. Хотя если бы последовательность выступающих коллективов составлял я, она, скорее всего, осталась бы точно такой же. Хотя у Bjarla хватает и мрачных, и таинственных, и даже откровенно зловещих моментов, в целом они все же оказались наиболее светлой группой вечера, завершив мероприятие на достаточно позитивной ноте. А в нынешние апокалиптические времена всем нам очень нужна надежда на что-то хорошее хотя бы в отдаленной перспективе.

Фестивальные традиции, как я уже неоднократно писал, приживаются на отечественной почве очень плохо – чаще всего публика либо приходит на одного-двух артистов, а остальных явственно игнорирует, либо не приходит вовсе, да и организовывать их – дело сложное и чреватое множеством косяков. Однако успешное проведение таких мероприятий, как нынешнее, когда и все заявленные группы отыграли по расписанию, и со звуком и светом не наблюдалось никаких напрягов, и зрители были представлены в достойном количестве, показывает, что не все так плохо в королевстве российском. Конечно, надеяться на локальный «Готик-Треффен» было бы сейчас чистым безумием, но повторение сегодняшнего ивента в аналогичном формате где-нибудь через год кажется мне затеей отнюдь не безнадежной.

Сет-листы:

Рабор
01. Знаю, ворон, твой обычай
02. Батюшка Егорий
03. Полуночница
04. Благословеньице
05. Вьюн на воде
06. Уж ты девица
07. Где Купала ночевала

Smorodina Reka
1. Стень
2. Древо
3. Древнею тропой
4. Стрела
5. Вечер
6. Калинка
7. Полюшко
8. Ворон
9. Роза (Eluveitie cover)
10. Колыбельная

Bjarla
01. Khors
02. Новый конунг
03. Над туманами
04. Воитель
05. Курганы
06. Aurora Borealis
07. Snostorm
08. Kulning
09. Bifrost
10. Starkadr
11. Sol
12. Karjala
13. Голос севера
14. Битва

Выражаем благодарность Madstream Booking за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker