Последние 25 отчетов

14.01.2023
Санкт- Петербург

Depressivefest (PSILOCYBE LARVAE, ВО СКОРБЯХ, ЯКОРЬ)

02.01.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

30.12.2022
Москва

АРИЯ

10.12.2022
Санкт- Петербург

THEODOR BASTARD

18.11.2022
Санкт- Петербург

ТАЙМСКВЕР

13.10.2022
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

06.10.2022
Москва

MECHANICAL MAN

30.09.2022
Москва

SMORODINA REKA

22.09.2022
Санкт- Петербург

GRIMA

17.09.2022
Москва

BJARLA, SMORODINA REKA и др.

02.09.2022
Москва

DJ Dero (ex-OOMPH!)

20.08.2022
Санкт- Петербург

СЛОТ

07.08.2022
Москва

CATHARSIS

06.08.2022
Вакен (Германия)

Wacken Open Air 2022. Day 3 (ARCH ENEMY, DEATH ANGEL и др.)

05.08.2022
Вакен (Германия)

Wacken Open Air 2022. Day 2 (IN EXTREMO, HYPOCRISY и др.)

03.08.2022
Вакен (Германия)

Wacken Wednesday 2022 (AVANTASIA, EPICA, ONSLAUGHT)

Tuska Open Air 2022. Day 3 (DEFTONES, KREATOR и др.)

Архив отчетов
Дата
03.07.2022
Город
Хельсинки (Финляндия)
Клуб
Поле Сувилахти
Организатор
Finnish Metal Events Oy

Возвращаться к летним фестивалям спустя несколько месяцев, в которые не было сил складывать буквы в слова, а слова в предложения, странно. С другой стороны, такие воспоминания дают надежду, что когда-нибудь весь этот кошмар закончится. Итак, «Туска», день третий.

Как это обычно бывает, воскресная программа «Туски» стартовала для нас довольно поздно – мы оказались у входа на фестиваль без чего-то три под завершающие аккорды финских мелодик-металкорщиков Sacred Dimension, которые открывали главную сцену. Мы же устремились под тент – там ожидалась Sonata Arctica. Мне уже доводилось видеть этих финнов живьём, но в этот раз хотелось сделать это не на бегу, а обстоятельно, от начала и до конца. В целом, так оно и вышло, если не считать довольно поганого звука, в котором доминировали барабаны, а всё остальное превратилось в кашу. Тем не менее, музыканты старались, а все недостатки звучания Тони Какко сглаживал своей харизмой. Перед “Kingdom for a Heart” с дебютного альбома “Ecliptica” он поинтересовался, кто в зале родился после 2000 года, что было особенно забавно, учитывая то, что воскресенье – это единственный день, когда на «Туску» пускают детей, немалое количество которых сидело в этот момент на плечах своих родителей. «Эта песня старше вас, ребята!». Наряду с “Kingdom for a Heart” ярко прозвучала “FullMoon” с той же «Эклиптики» и “Don’t Say a Word” с “Reckoning Night”. Не то, чтоб группа не сочинила с 2004 года ничего хорошего, но всё же первые альбомы «Сонаты» ассоциируются у меня с теперь уже классикой хорошего европейского пауэра и, конечно, собственной беззаботной юностью. Setlist.fm говорит, что именно “Don’t Say a Word” стала последней композицией на «Туске», но у меня-то все ходы записаны – финальной была чудесная вещица под названием “Vodka”, которую орал весь зал.

Сразу после Sonata Arctica мы переместились к главной сцене, где найти себе удобное место оказалось гораздо сложнее, чем, например, на Mercyful Fate днём ранее. «Кто же пользуется такой популярностью в Хельсинки?» - спросите вы. «Девин Таунсенд», - отвечу я. Действительно, слегка безумный канадец, похоже, сильно расширил свою фан-базу в Финляндии за прошедшее десятилетие. Помимо фан-базы, за это время существенно расширилась и дискография маэстро – пяток студийных альбомов в рамках Devin Townsend Project и Casualties of Cool, пара концертников и компиляция старых записей. Ну а если копнуть в творчество Таунсенда поглубже, то можно и вовсе сломать себе мозг. Я, например, не знаю, в чем разница между Devin Townsend, Devin Townsend Band и Devin Townsend Project. А вы? Так или иначе, сет-лист группы состоял из вещей, вышедших под всеми тремя вывесками. И, конечно, без парочки треков Strapping Young Lad тоже не обошлось. В остальном же всё было примерно так, как и всегда на концертах Девина – прог-метал, где-то интеллектуальный и холодный, где-то саркастический и стёбный, перемежался специфическим юмором автора. «Вам песню о моём экзистенциальном кризисе или о яйцах?» - спрашивает нас Девин, после чего звучит “March of the Poozers”. До сих пор ломаю голову, про что из этих двух вариантов она была. Не обошлось и без лирики – в этот раз музыканты сыграли балладу “Deep Peace”. Не “In-Ah!” с Аннеке ван Гирсберген, как пять лет назад на «Туске», но тоже хорошо.

Если мистера Таунсенда я наблюдал живьём уже в четвёртый или пятый раз, то вот следующим номером в нашей программе шла группа, которую я давно мечтал увидеть. Более того, именно она стояла под номером 2 в списке моих приоритетов на «Туске» сразу после Mercyful Fate. Возможно, читатель удивится, но речь об американских стоунерщиках High on Fire. К их творчеству я уже давно дышу неровно, ведь оно удачно совмещает в себе моторхэдовских напор, грязный и мощный звук, лирику чуть ли не в духе эпик-метала и, конечно, совершенно завораживающие обложки.

К сожалению, всё вышеперечисленное относится к студийному творчеству High on Fire, а в живое исполнение на «Туске» перекочевал только грязный звук. Грязный – и очень громкий. Коди Уиллис (кстати, я сильно удивился, узнав, что раньше он играл в Melvins) не играл на барабанах – он их избивал. Примерно таким же насилием над инструментами и ушами слушателей занимались его коллеги по группе. Слушать это было тяжело, так что мы решили дойти до сцены “Inferno” и посмотреть, как там идут дела у Stratovarius. К сожалению, звук там оказался не сильно лучше, так что мы вернулись на выступление High on Fire и встали как можно дальше от сцены – так это можно было хоть как-то слушать. Я очень хотел дождаться заключительной “Snakes for the Divine” - и дождался. Первое, что сделал с этой композицией Мэтт Пайк – это запорол божественное (извините за каламбур) гитарное вступление, ну а дальше продолжил превращать в руины вокальные партии, включая супер-хитовый припев. Ну что ж, по крайней мере, мне было не жалко уходить.

«Kreator построили коммунизм на отдельно взятой сцене», - такой была наша первая мысль, когда мы увидели сценические декорации. Действительно, такому количеству красных полотнищ и красного вообще всего могла бы позавидовать первомайская демонстрация времён СССР. Увиденное, честно говоря, насторожило, поскольку с недавних времён подобная символика энтузиазма у меня не вызывает. Да и в целом больших ожиданий по поводу сета немецких первопроходцев трэша у нас не было – сильных выступлений от них мы не видели лет пять, а хороших альбомов – и того больше (когда там “Phantom Antichrist” вышел?). К счастью, не все сюрпризы – неприятные, и в этом мы скоро убедились.

Звучит интро “Patriarch”, по краям сцены стоят люди в чёрных робах и масках то ли демонов, то ли зомби и держат дымовые шашки, а из-за кулис появляются музыканты: Милле Петроцца, Фредерик Леклер, Сами Юли-Сирнио и Юрген Райль. Kreator заходят с козырей – первой же звучит “Violent Revolution”, которая долгое время в прошлом закрывала шоу группы. К слову о шоу – на «Туске» было именно оно. Помимо сценических декораций, команда привезла с собой много пиротехники, так что полыхало и бабахало дай боже. Я даже забеспокоился, как там чувствуют себя фотографы в фото-пите. К счастью, тревожился я зря, тем более что в этот раз группе нарулили отличный звук как прямо перед сценой, так и во всех других точках поля.

Удивительно, но сёркл-пит по-настоящему закружился не во время “Violent Revolution”, а на следующей свежей “Hate Uber Alles”. Не могу сказать, что мне сильно нравится эта песня, равно как и одноимённый альбом, но живьём она прозвучала крепко. То же самое я могу сказать про вскоре сыгранную “Satan is Real”. Впрочем, из материала, выпущенного за последнюю десятилетку и сыгранного на «Туске», мне больше всего зашла “Hail to the Hordes”. Это ж прямо Manowar какой-то! Перед “Enemy of God” Милле раскачал толпу на первую «стену смерти», а сёркл-пит вырос до действительно внушительных размеров и не прекращал своё движение вплоть до финальной “Pleasure to Kill”. Не смогли остаться в стороне и мы с товарищем, в результате чего заключительную часть концерта мы провели попеременно в пите и прямо перед сценой, как следует набегавшись и прооравшись.

Kreator выступили настолько круто и мощно, что, признаюсь, слушать что-то после них уже не очень хотелось. Тем не менее, мы пошли к тенту, где уже собралась рекордная толпа желающих посмотреть на украинцев Jinjer. Надо отдать должное и публике, и организаторам фестиваля – поддержку и украинцы, и в Jinjer в частности получили заметную: мы видели массу людей в благотворительном фестивальном мерче в цветах флага Украины, и, конечно, в футболках Jinjer “We want our home back”. Что касается нас, то мы были готовы услышать со сцены малоприятные реплики по поводу России и русских, однако этого не произошло: Татьяна Шмайлюк один раз адресовала свою речь лично мистеру Путину, и всё. Можно представить, какое я испытал удивление, прочитав после фестиваля в известной российской соцсети о том, что на «Туске» Jinjer призывали убивать русских, а кругом была толпа агрессивных украинцев. До сих пор не знаю, отрабатывал ли комментатор денюжку с фабрики ботов или посетил какую-то альтернативную «Туску» в своём скрепном мире.

Закончим с политикой, скажем пару слов и о музыке. Творчество Jinjer мне не очень близко, я не фанат джента и тому подобной математики, однако должен признать, что за три года, которые прошли с предыдущей «Туски», где Jinjer также выступали, группа очень прибавила. Особенно это касается Татьяны, которая, конечно, умница и красавица, да и петь стала гораздо более впечатляюще. Мы не посмотрели весь сет украинцев до конца, но то, что видели, нам очень понравилось.

На что мы променяли половину сета Jinjer? Ответ банальный – на поздний обед. К сожалению, даже музыкальным журналистам иногда нужно есть. Итак, мы сидели на склоне дорожной насыпи рядом с фестивалем, выпивали и закусывали, параллельно размышляя, идти ли нам на Deftones. С одной стороны, мы с Маргаритой уже видели этих мужчин на французском “Hellfest” в 2018 и не слишком впечатлились. С другой стороны, почти три года без концертов не прошли даром, и мы решили попробовать ещё раз. И, чёрт побери, поступили верно.

Сразу скажу, что я не разбираюсь в творчестве Deftones от слова совсем, поэтому названия песен, исполненных на «Туске», за исключением парочки, мне ни о чём не говорили. Но воспринимать музыку это никак не помешало, и главное, что я хочу отметить – это КАЧ. Именно так, заглавными буквами. Музыканты так прокачивали толпу, что по сравнению с ними Korn, закрывавшие первый день фестиваля, - просто дети. Ну а про всякие более поздние дарования, которые явно вдохновлялись творчеством Deftones, и говорить не приходится. Всё-таки, старая школа лучше всех практически в любых жанрах. На сцене, кстати, действительно творился олдскул: в частности, музыканты выставили старые добрые стэки вместо модных нынче «Фракталов» и тому подобных процессоров, а Фрэнк Дельгадо менял на своём диджейском пульте самые настоящие пластинки.

Лично мне сложнее всего было свыкнуться с вокальной манерой Чино Морено, которая довольно далека от того, к чему я привык. Однако я в любом случае отдаю должное Чино как харизматичному фронтмену, который, к тому же, очень просто держит себя на сцене. «О, я сначала подумал, что это у вас тут американские горки», - пошутил Чино, указывая на бывший газгольдер на фестивальной территории. Не забыл вокалист и о других командах, выступавших в воскресенье, особенно отметив Kreator и Девина Таунсенда, чем приятно меня удивил. Да и вообще Deftones нам понравились настолько, что мы, поначалу решив уйти пораньше, вернулись обратно к сцене и досмотрели весь сет.

Так закончилась «Tuska-2022». В отличие от многих предыдущих версий этого фестиваля, в этом году организаторам удалось не только собрать по-настоящему сильный состав, но и распределить его между тремя днями так, что каждый из них получился интересным. Удачным нововведениями стали и расширение пространства, и появление ещё одной открытой сцены – хочется верить, что «Туска» и дальше будет проходить в таком формате. И, конечно, мы надеемся в следующем году снова оказаться на поле Сувилахти. Сейчас это выглядит практически невероятным, но запретить нам мечтать, к счастью, не могут никакие государственные деятели.

Сет-листы:

Sonata Arctica

01. Always Look on the Bright Side of Life (Monty Python song) (Intro tape)
02. The Wolves Die Young
03. The Last Amazing Grays
04. Paid in Full
05. I Have a Right
06. Kingdom for a Heart
07. Tallulah
08. FullMoon
09. The Cage
10. Don't Say a Word / Vodka Outro

Devin Townsend

01. Failure (Devin Townsend Project song)
02. Kingdom
03. By Your Command
04. Aftermath (Strapping Young Lad song)
05. Regulator
06. Deadhead (The Devin Townsend Band song)
07. Deep Peace
08. March of the Poozers
09. Love? (Strapping Young Lad song)

High On Fire

01. Turk
02. Spewn From the Earth
03. Madness of an Architect
04. Speedwolf
05. Cyclopian Scape
06. Carcosa
07. Fertile Green
08. Rumors of War / DII
09. Baghdad
10. Blood From Zion
11. Fury Whip
12. Snakes for the Divine

Kreator

01. The Patriarch (Intro tape)
02. Violent Revolution
03. Hate Über Alles
04. Phobia
05. Satan Is Real
06. Hordes of Chaos (A Necrologue for the Elite)
07. Hail to the Hordes
08. 666 - World Divided
09. Awakening of the Gods
10. Enemy of God
11. People of the Lie
12. Mars Mantra (Intro tape)
13. Phantom Antichrist
14. Strongest of the Strong
15. Flag of Hate
16. Pleasure to Kill

Jinjer

01. Call Me a Symbol
02. On the Top
03. Pit of Consciousness
04. I Speak Astronomy
05. Disclosure!
06. Judgement (& Punishment)
07. Perennial
08. Teacher, Teacher!
09. Home Back
10. As I Boil Ice
11. Sleep of the Righteous
12. Pisces
13. Vortex
14. Colossus

Deftones

01. Pompeji (outro tape)
02. Genesis
03. Rocket Skates
04. Be Quiet and Drive (Far Away)
05. My Own Summer (Shove It)
06. Tempest
07. Swerve City
08. Digital Bath
09. Around the Fur
10. Headup
11. You've Seen the Butcher
12. Sextape
13. Diamond Eyes
14. Rosemary
15. Bloody Cape
16. Change (In the House of Flies)
17. Ohms
18. Lotion
19. 7 Words

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

Текст: Павел Власов
Фото: Маргарита Стефанкова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker