Последние 25 отчетов

10.11.2018
Нижний Новгород

Extreme Torture Fest 2018 (7 H. TARGET, SWAMP и др.)

10.11.2018
Москва

VAN CANTO

10.11.2018
Москва

MORTIIS, OLD TOWER

07.11.2018
Будапешт (Венгрия)

WATAIN

07.11.2018
Санкт- Петербург

ROSS THE BOSS

06.11.2018
Москва

ROSS THE BOSS

05.11.2018
Москва

U.D.O.

31.10.2018
Санкт- Петербург

TIAMAT

29.10.2018
Санкт- Петербург

SINSAENUM

27.10.2018
Москва

CATHARSIS

27.10.2018
Москва

GRAVE, THE CROWN

26.10.2018
Санкт- Петербург

SIRENIA

24.10.2018
Москва

BUTCHER BABIES

22.10.2018
Санкт- Петербург

MONO, A STORM OF LIGHT

19.10.2018
Санкт- Петербург

FREAK KITCHEN

19.10.2018
Санкт- Петербург

CALIBAN

14.10.2018
Москва

SOULDRAINER

14.10.2018
Санкт- Петербург

KARMA RASSA

14.10.2018
Москва

ATTILA

13.10.2018
Москва

DARKWOOD, BARDITUS, AGNIVOLOK

12.10.2018
Санкт- Петербург

SODOM

06.10.2018
Москва

MAD SIN

06.10.2018
Санкт- Петербург

EISBRECHER

ROGER WATERS

Архив отчетов
Дата
23.04.2011
Город
Москва
Клуб
СК "Олимпийский"
Организатор
SAV Entertainment

Бывать в СК «Олимпийский» мне доводилось не раз и не два, и видел я здесь звезд далеко не последнего калибра – Metallica, Kiss, Оззи Осборна, Iron Maiden… Но выступление Роджера Уотерса я без колебаний отнесу к числу самых аншлаговых. И пусть к началу концертной программы зал пугающе пустовал, так что мероприятие пришлось задерживать на полчаса, но где-то после пятой песни на мою трибуну пошел такой плотный поток опоздавших, что вскоре на ней не осталось ни одного свободного места! И это при том, что сидел я далеко не в престижном секторе, а далеко сбоку.

В партере и фэн-зоне творилось то же самое – они были забиты практически до краев, а Интернет потом еще неделю гудел от недовольных постов опоздавших, которые прорывались в зал чуть ли не по полтора часа. С таким бардаком я не сталкивался в «Олимпийском» очень давно, и мне уже стало казаться, что проблема со входом в одном их крупнейших залов Москвы благополучно решена. Однако дело было лишь в отсутствии аншлагов – стоило случиться по-настоящему популярному концерту, и мы снова имеем то, на что я постоянно жаловался лет восемь назад: куча кордонов, медлительная охрана, огромные очереди и куча негатива со стороны зрителей. Возможно, стоит просто приходить на концерты пораньше, особенно в выходной день? Но с другой стороны, я представляю себя на месте какого-нибудь обитателя фэн-зоны, который отстоял в плотной толпе полтора часа до начала мероприятия и двухчасовую программу самого мероприятия, и понимаю, что этот вариант тоже подходит не всегда и не всем.

Что же привело в «Олимпийский» такую неслыханную прорву народа? Ведь Роджер Уотерс приезжает к нам далеко не в первый раз, да и сольный его состав – все-таки не совсем Pink Floyd. На то есть множество причин, первая из которых – потрясающие концерты, которые Роджер давал в Москве в 2002 и 2006 года, так что тем, кто уже побывал на них, наверняка хотелось пережить аналогичный «экспириенс» еще раз. А вторая – не стоит забывать, какое важное значение имеет для России альбом “The Wall”, которому и посвящен нынешний тур Уотерса. Если на Западе в творческом наследии Pink Floyd у него есть серьезные конкуренты (в первую очередь, это “The Dark Side Of The Moon” 1973 года, который занимает третью строчку в списке самых популярных альбомов мира, уступая лишь “Thriller” Майкла Джексона и “Back In Black” AC/DC), то для Восточной Европы «Стена» неразрывно ассоциируется с Берлинской стеной и крахом эпохи застоя, так что ее символика близка нам куда больше. Хотя на самом деле, Роджер скорее имел в виду скорее стену, отделяющую в современном мире индивидуума от окружающего его общества, и эта тема отнюдь не потеряла актуальности даже после распада социалистического лагеря. В любом случае, на сегодняшний день именно “The Wall” является самым злободневным диском Pink Floyd, в чем сходятся как критики и слушатели, так и сам автор произведения.

Еще один «кирпичик» в фундамент культовости этого альбома - раритетность его живого исполнения. Оригинальный тур в поддержку “The Wall” состоял всего из 31 концерта в четырех городах, и его организация стоила огромных денег и усилий, но зато вплоть до недавнего времени он оставался в статусе легендарного – везде можно было прочесть о невероятных по тем временам сценических декорациях и эффектах, в том числе строительстве и разрушении стены прямо по ходу концерта, но нигде нельзя было их увидеть. Поэтому возрождение такого шоу, да еще на новом технологическом уровне – это событие, которое просто невозможно пропустить.

Еще до начала концерта было понятно, что нас ждет нечто грандиозное. Огромная стена, испещренная графитти, пересекала зал «Олимпийского», оставляя брешь лишь в том месте, где располагалась сцена. Вместо задника можно было видеть пока безжизненный круг-экран – неизменный атрибут концертов Pink Floyd. Под потолком расположился целый рой колонок, обещая незабываемую звуковую панораму, но преимущественно тем, кто находился в партере и на трибунах по центру. Хотя в итоге оказалось, что даже на моей трибуне звук хорош настолько, что впору сомневаться в его «живом» характере. Впрочем, я забегаю вперед.

В половине восьмого вечера на авансцену вышли странные личности милитаристского вида, которые вынесли куклу, изображающую главного героя альбома – Пинка. На несколько секунд они застывают, потом кукла летит куда-то в сторону, вспыхивают прожектора, раздается лязг гитар и грохот барабанов – словом, начинается с детства знакомая “In The Flesh”. А когда вступительный проигрыш стихает, откуда-то из-за недостроенной стены появляется сам Уотерс…

То, что происходило на сцене дальше, описывать крайне сложно – потребовался бы пересказ концепции и текстов альбома, а также поминутный анализ проекций, декораций и поведения самого Уотерса. Но дело в том, что пересказ не даст и десятой доли эффекта, который все это производит при личном присутствии в зале. История мальчика Пинка, со временем все больше отгораживающегося от окружающего мира, а в конце концов разрушающего эту стену, превращена Уотерсом в нечто куда более глобальное, увязана с историческими событиями и нынешней политической ситуацией, но при этом имеет надвременной характер – она была актуальной в 1979 году, предельно актуальна сейчас и, боюсь, останется актуальной еще долго, если только обещанный конец света все-таки не постигнет нас через пару лет. По сути, «Стена» в ее нынешнем воплощении – это не только и не столько концерт, а мультимедийное шоу с живой музыкой и участием автора в роли ведущего. Сценическое действие с построением и разрушением стены, появление Учителя и Жены в виде огромных надувных кукол, постоянно демонстрирующиеся на стене проекции, в которых сочетаются кадры из оригинальной экранизации 1982 года и современная компьютерная графика – это лишь неполный список приемов, которые использует Уотерс.

Но не стоит думать, что музыка играет в нынешней постановке «Стены» второстепенную роль. Во-первых, не стоит забывать, что все эти декорации и проекции служат для иллюстрации и развития идей, заложенных в изначальном альбоме, и я не уверен, что они работали бы столь же эффектно, если бы любой поклонник рока не знал наизусть музыку и тексты легендарного альбома. Во-вторых, при всей мощности потока обрушивающейся на посетителя визуальной информации она не затмевает фигуру самого Роджера. Конечно, с задних трибун он виден куда хуже, чем действующие на проекциях образы, и поначалу можно подумать, что взрывающаяся в финале “In The Flesh” модель самолета или детский хор на “Another Brick In The Wall Part 2” оставят более яркое впечатление, чем сам вокалист, но очень скоро понимаешь, что это не так. Именно этот уже немолодой седовласый мужчина стоит в центре шоу, он тянет на себе всю драматургию действа; убери его со сцены и оставь проекции – и возникнет пустота (что, кстати, и происходит в “Hey You”, которая полностью исполняется группой, находящейся ЗА стеной). И не стоит забывать, что все эти песни, которые звучат из колонок, им написаны, им прочувствованы и им трансформированы в этот «спектакль», который мы сейчас имеем удовольствие наблюдать.

Впрочем, удовольствие ли? В шоу есть и острые, режущие по живому моменты – например, чудовищный марш молотков в “Waiting For The Worms” (знакомый по классическому фильму Алана Паркера) или  трехмерный эффект раздвигания стены в “Hey You” (это уже нечто свеженькое). Да и вообще шоу в целом – это вовсе не “entertainment”, это скорее попытка достучаться до внутренней сути зрителя, проникнуть к нему за стену, пробиться за наслоения ценностей и принципов, насаженных семьей, друзьями и телевидением и поставить перед ним вопросы, которых он сам, возможно, боится. Но вот можно ли назвать эту попытку удачной, я затрудняюсь сказать однозначно.

Конечно, поклонники группы, да и просто люди, слушавшие “The Wall” не на уровне «ничего музычка, красивые мелодии», должны были все понять правильно. Возможно, увиденное не перевернуло их жизнь и не открыло свет в конце тоннеля, но они хотя бы осознавали, что хочет донести до них автор. Наверняка понимание давалось легче и тем, кто воспринимает на слух английский – не стоит говорить, но я все-таки скажу, что «Стена» относится к таким альбомам, которые «сработают» от силы процентов на 40 своей мощи, если вы не читаете/слушаете его тексты. Но как воспринимали происходящее те, кто в своей жизни познакомился от силы с десятком хитов Pink Floyd, но наслышаны о том, какая это великая группа, и какие у них яркие шоу, а на концерт пришли просто полюбопытствовать? Особенно если учесть то обстоятельство, что многие из них врывались в зал в середине первого отделения, а потом еще с боем искали в темноте свои места. Насколько я понял по наблюдениям за окружающими меня людьми, их главной реакцией было недоумение. Вот яркий пример – стена достроена, играет “Goodbye Cruel World”, на стену проецируется надпись “Intermission”, и загорается свет. В зале… замешательство! Слышны возгласы: «Что, уже все?!», висит напряженное ожидание, и лишь минут через пять зрители осознают, что объявлен антракт. Хотя, казалось бы, для этого осознания им были предоставлены все логические «крючки» на всех уровнях понимания (разве что по громкой связи по-русски не сказали прямым текстом), не обязательно даже в подробностях знать сам альбом. На мой взгляд, самым лучшим эффектом, который перформанс мог оказать на таких зрителей, было бы желание после концерта в спокойной обстановке переслушать студийную запись “The Wall”, вычитать тексты (или их переводы) и попытаться понять, «что хотел сказать автор». Но какая их часть действительно этим займется по возвращении домой, а какая сядет смотреть очередной сериал или мочить монстров в очередном шутере – думаю, вопрос риторический.

Был у концерта и еще один настораживающий меня аспект. Вы (я обращаюсь к тем, кто был в тот вечер в «Олимпийском») обратили внимание, как после исполнения “Comfortably Numb” вся аккомпанирующая группа буквально за 30 секунд переместилась из-за стены на авансцену и, совершенно не «чекаясь», начала “The Show Must Go On”? А вас не насторожило, как в финале музыканты вышли на обломки стены с акустическими инструментами при полном отсутствии мониторов в поле зрения? Ну а “The Trial”, если отвлечься от его невероятного визуального воплощения, уж точно должен был вас удивить – как 68-летний мужчина мог в финале двухчасового концерта выдавать столь мощные по силе голоса и драматизму партии? Другими словами, никто точно не знает, какая часть поступавшего в порталы звука и вокала была действительно исполнена здесь и сейчас, а какая была записана заранее и воспроизведена с компьютера по аналогии с мультимедийными проекциями. Кто-то, наверное, скажет, что когда концерт – это уже гораздо больше, чем просто концерт, на такие детали не стоит обращать внимания. Другие, как, например, пользователи форума Pink-Floyd.ru, полезут скачивать из Интернета бутлеги десятка-другого концертов нынешнего тура и будут искать в вокальных партиях отличия по спектрам. Третьи будут утверждать, что сам факт того, что Роджер в свои 68 затевает столь масштабные туры, достоин лишь восхищения, а подложки сейчас не использует разве что ленивый. Но меня лично беспокоит другое – если пытаясь сломать стену, музыкант использует те же средства, которые другие использовали для ее построения, не уподобляется ли он пресловутому рыцарю, который убивает дракона и сам занимает его место?

Так или иначе, в Москве было показано шоу, аналогов которому в мире сейчас не существует, и которое, пожалуй, превосходит по размаху и по «взрывному» эффекту все предыдущие туры как самого Роджера, так и Pink Floyd. Можно критиковать лично вам не понравившиеся его аспекты, можно отрицать саму суть, заложенную в «Стене», но нельзя не признать, что это колоссальное творение, пожалуй, одно из самых выдающихся за всю историю рока, и его воссоздание на таком уровне и с такой степенью актуальности дня сегодняшнего – это Событие с большой буквы. И оно опять-таки заставляет задуматься на избитую тему – какой альбом из выпущенных в 2010 году сможет вызвать в живом воплощении такой же резонанс 30 лет спустя?

А лично для меня самым сильным потрясением стал даже не сам концерт, а просмотр фотографий с него. В 2002 году мне посчастливилось побывать на пресс-конференции Уотерса и подойти к нему на расстояние, лишь немного превышающее расстояние до монитора в момент, когда я пишу эти строки. И увидев его на фотографиях сейчас, я был просто поражен, насколько Роджер постарел за эти годы. Размышляя о том, идти или не идти на концерт, я меньше всего принимал во внимание намеки Уотерса на то, что текущий тур может стать в его карьере последним. Лишь выкладывая на сайт фотографии, я в полной мере осознал, что стал очевидцем действительно исторического события. Возможно, ничуть не менее исторического, чем культовые перформансы «Стены» в 1980-м.

Сет-лист:

Акт 1

1. Intro
2. In The Flesh
3. The Thin Ice
4. Another Brick In The Wall (Part 1)
5. The Happiest Days Of Our Lives
6. Another Brick In The Wall (Part 2) 
7. Mother
8. Goodbye Blue Sky
9. Empty Spaces
10. Back To The Wall
11. Young Lust
12. One Of My Turns
13. Don’t Leave Me Now
14. Another Brick In The Wall (Part 3)
15. Last Bricks In The Wall
16. Goodbye Cruel World

Акт 2

1. Hey You
2. Is There Anybody Out There
3. Nobody Home
4. Vera
5. Bring The Boys Back Home
6. Comfortably Numb
7. The Show Must Go On
8. In The Flesh 2
9. Run Like Hell
10. Waiting For The Worms
11. Stop
12. The Trial
13. Outside The Wall

Выражаем благодарность Дарье Минаевой (SAV Entertainment) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Спрятать фото

Roger Waters

(p)(с) 2007-2018 HeadBanger.ru, Программирование - vaneska, Monk. Дизайн - ^DiO^                                                                                                                                                                                                                                                                                       наверх

eXTReMe Tracker