Дата 24.04.2022 |
Город Москва |
Клуб Клуб "Урбан" |
Организатор Line-Up Group |
Браслет красного цвета, повязанный на руку на входе, оказался почти «вездеходом»; с ним только в гримёрку зайти не получалось, зато по залу разрешалось курсировать во всех его сегментах. Только толку в этом не было никакого. По прибытии в клуб «Урбан» у меня оставалось минут десять, чтобы осмотреться. Занимать комфортное место для восприятия концерта пришлось сразу, и место это нашлось только где-то в районе пульта художников по звуку и свету (о них ниже будет ещё сказано отдельно; там и станет понятно, почему они Художники). Народу собралось столько, что ближе протиснуться было бы проблематично. Подниматься на VIP-балкон, судя по обилию публики, облокотившейся на его перила, тоже не имело никакого смысла.
Так я и остался внизу. Чего искать добра от добра? Хотя, конечно, люблю (чего греха таить) быть поближе к сцене, чтобы лучше видеть мимику и эмоции на лицах музыкантов. Впрочем, «Урбан» - не «Олимпийский», где с галерки удавалось рассмотреть лишь крохотные фигурки на сцене, а при плохой режиссуре трансляции концерта на большой экран многое вообще оставалось вне поля зрения. Клуб – формат более камерный, и единение одной тысячи человек, в нём собравшихся, было более ощутимым, чем иной раз в 25-тысячной толпе. Подготовленность публики, пребывающей на одной волне, даёт потрясающий эффект!
И здесь получилось именно так. Участники группы, появлявшиеся во время интродукции, в качестве которой использовалась сыгранная отсутствующим на сцене, но звучащим в плэйбэках клавишником тема песни «Поздно для любви», были встречены оглушительным рёвом и штормовой овацией. А когда грянули аккорды сыгранной уже живьём «Если жив ещё», зазвучали не стихавшие до самого финала подпевки зала. С самого начала пошли флэшмобы. В руках народа возникали то таблички, то букетики осенних листьев, то изображения ронниджеймсодиовских «коз»: креативность фэн-клуба достойна похвалы!
Благодаря такой отдаче зала и команда, следуя своему названию, была на грандиозном кураже с первых извлечённых ею нот. Все музыканты – в отличной форме. За ударными снова Алексей Путилин, у которого какое-то время тому назад были проблемы со здоровьем. Сейчас музыкант поправился, потому… Впрочем, о «потому» - немногим позднее. А пока – обещанная хвала людям за пультом. Звуком в этот вечер рулил штатный саунд-инженер Catharsis Андрей Ненадышин, потому по этой части всё было просто безупречно и волшебно. Люди, которые провели бОльшую часть времени на VIP-балконе и иногда спускались вниз, по окончании концерта сказали, что там саунд был даже лучше, чем внизу. Свет играл всеми красками. Не знаю, насколько комфортно было работать фотографам, но вся техническая команда на те пару часов, что длился концерт, погрузила собравшихся в поистине волшебную сказочную страну. Правда, для пущего комфорта и полноты погружения мне пришлось всё же сместиться на десяток метров влево. Слишком горячо обсуждали что-то, явно не относящееся к концерту, две дамы лет слегка за 30, беспрестанно распивавшие два часа кряду (!!) пиво.
Концерт был посвящён годовщинам двух альбомов, которые прозвучали в этот вечер практически целиком. Назывался он «Сердца в Атлантиде», как и третий полноформатник Гран-Куража, после которого, как мы все знаем, первый вокалист Михаил Житняков ушёл в Арию. Впрочем, говорить об этапности альбомов и даже ЕР в истории коллектива можно долго. Любой релиз этой команды достоин похвалы. А это значит, что музыканты потрудились над ними на славу. А ещё этим вечером решили отпраздновать день рождения лонгплея «Эпохи, герои и судьбы», вышедшего год назад. Таким образом сет-лист выстроился почти полностью из песен этих двух альбомов. И, что немаловажно, разбит он был на несколько частей. Чёткой концепции в этом хоть и не было, но стройности и упорядоченности шоу придавало. Начали с жизнеутверждающего боевика «Если жив ещё», продолжили духоподъёмным эпиком «Тайны странствий», «шлифанули» ежеконцертным хитом «От заката до зари» и завершили первый блок «Властью» с альбома-юбиляра, ранее вживую не исполнявшейся.
Продолжили действо вещи из «Эпох…»: «Город-призрак» и «Связаны кровью». Здесь я, пожалуй, приторможу, дабы сказать пару слов о видеосопровождении программы, создал которое основатель группы, её лидер и гитарист Михаил Бугаев. Каждая композиция имела свой оригинальный визуальный ряд. Честно признаюсь, я не визуал, и какие-то зрительные украшательства зачастую проходят у меня прямо под носом мимо глаз. Тут же, на «Городе-призраке» и «Связанных кровью», внимание было приковано к заднику, на который и проецировались те или иные слайд-шоу или движущиеся картинки. В первом случае это были изображения Припяти, во втором – галерея портретов Джона Леннона. Текст к «Связанным…» создала Маргарита Пушкина, и для неё легендарный «Битл» ценнее будет, чем Ленин для всех вместе взятых миллионов коммунистов планеты Земля. Это далеко не первый опус на слова одной из главных метал-поэтесс России, посвящённый трагически погибшему участнику ливерпульской четвёрки, и каждый из них – панегирик поэту и Гражданину мира. Также не прошли мимо моего рассеянного взора, поглощенного музыкой и качеством её звучания, видеоряды ещё ряда песен - «Адреналина», в котором экран стал монитором, отображающим кардиограмму, и на «Сердцах в Атлантиде». Но о них я расскажу в свою очередь, а пока переходим к ранее обещанному «потому» касаемо Алексея Путилина. Свои партии он играл чётко и исправно, однако после «Связанных…» уступил место Вячеславу Стосенко. Дело в том, что хоть здоровье Алексея и в порядке, на выездах в небольшие туры, которые у Гран-Куража иной раз случаются, играет Вячеслав. В двух же столицах барабанщики выступают вдвоём, меняя друг друга за «кухней». Пока один работает, второй набирается свежих сил, с которыми и выходит вновь. Фишка, добавляющая шоу очарования.
Вместе с «обновлённым» драмммером команда выдала инструментальную композицию “Salto Vitale” из одноимённого трибьюта Виталию Дубинину. Автором этих вариаций на темы риффов Арии является не кто иной, как мастермайнд Гран-Куража. А и впрямь: почему и не сыграть, дав певцу передышку!? Пётр Елфимов, конечно, монстр вокального дела, а его профессионализм позволяет рассчитать баланс сил на длительное представление, однако паузы в этом деле не лишни. Отсутствие фронтмена тем временем не повредило драматургии. По возвращении Петра случилась ещё одна концертная премьера: впервые на публике была сыграна «Эра пустоты», а следом за ней…
Кажется, в процессе повествования я упустил из внимания встречу на танцполе, где в тесноте полного зала я умудрился пересечься с поэтом Анатолием Жуковым, сотрудничающим, как и уже упомянутая ранее Маргарита Анатольевна, со многими артистами, среди которых Артур Беркут, Павел Колесник, Margenta, группа Алексеевская Площадь. Несколько его текстов осенили песни и Гран-Куража, и один из них – укладывающие слушателя на лопатки «Проклятые короли». После такого накала страстей грех было не сбросить пар, так что музыканты перешли к соло на ударных. Началось оно как ритмический отклик Стосенко на скандирование названия группы и пошло-поехало развиваться вразнос. В какой-то момент Вячеслава поддержал выскочивший на сцену Михаил, сыгравший рифф «Здесь куют металл», после чего снова скрылся, предоставив полную свободу действий барабанщику. Отыграв соло, Вячеслав откланялся, уступив место Алексею, а вышедший из-за кулис Пётр сказал по-белорусски нечто вроде того, что «на барабанах згуляў Слава Стосенко».
После лирико-ударного отступления стартовал лирический анплагд-блок. Бугаев и его коллега Юрий Бобырёв взяли в руки акустические гитары и вместе с Елфимовым и басистом Павлом Селеменевым присели в одну линию на высоких стульях. Вроде что может быть проще? Тем не менее на этом интересном месте мне показалось, что музыканты, не переодеваясь в концертные смокинги, создали обстановку филармонического концертного зала. В таком составе была исполнена «Все имена», после чего сцену покинул Бобырёв, и оставшийся квартет сыграл не совсем подходящую к сезону, что, впрочем, не делает её менее замечательной, композицию «Первый день осени», украшенную превосходным басовым соло Селеменева. Затем с залом остался один на один фронтмен. Фортепианную балладу «Волна» Пётр пел под минусовку, но, даже несмотря на эту технологическую уловку (или техническое достижение, если кому удобнее), исполнение пробрало и продрало насквозь. Вот тут я поневоле испытал радость жить с этими парнями в одну эпоху и гордость за то, что знаком с ними лично.
По завершении композиции сцена опустела, зазвучало второе интро, и вернувшееся освещение высветило людей в балахонах, которые грянули «открывашку» прошлогоднего альбома – «Царство диких людей». Экран в это время транслировал видеоклип, которые многие уже смотрели, и не раз, на YouTube. Следом – ещё пять номеров с «ЭГС». Про эту аббревиатуру вышла забавная история, похожая на байку. Общаюсь накануне с директором группы Сергеем Радаевым. Спрашиваю, будут ли продаваться на концерте компакты, имея в виду «Эпохи, герои и судьбы». Он говорит, что будут, но при этом имеет в виду «IX жизней», о котором я ни в зуб ногой, ни фиброй, ни микрофиброй души не ведаю. Позднее выясняется, что лейбл Irond выпустил этот концертник чуть ли не одновременно с «Будущим Прошлого» Catharsis, причем глава лейбла, намедни предлагавший мне приобрести «Катаров» и ряд свежих лицензионных новинок, ни пол-, ни четвертушкой, ни даже осьмушкой слова не обмолвился о «IX жизнях». Выяснив, какой ассортимент дисков будет на лотке с мерчем в клубе, спрашиваю, почём будет «ЭГС»? На что получаю в качестве ответа контрвопрос: «А что это»? Расшифровал, посмеялись, но смех смехом, а именно на этом концерте мне довелось разжиться физической копией одного из лучших альбомов 2021 года.
Новые песни, все как на подбор, одна лучше другой. Магия, шаманство, перенос в параллельные миры и измерения. Называйте как хотите, но это ирреальное ощущение преследует и неделю спустя концерта, когда руки дописывают данный отчёт. Надеюсь, не в пустоту. Однако сет на этом не закончился. У каждой группы есть свой «Дым над водой», а Гран-КуражЪ может похвастаться несколькими вещами подобного уровня. Одна из них – «Герои» из юбилейных «Сердец в Атлантиде», другая – не имеющая отношения ни к одному из чествуемых этим вечером альбомов, но столь же прекрасная «Новой надежды свет». После нее - представление команды, фото на фоне полного зала, благодарности коллегам, друзьям и близким… Как так, а где ж титульная песня концерта?
И вот на сцене – весь Гран-КуражЪ, все шестеро, кто играл этим вечером, и наконец-то из порталов полилось клавишное вступление. Момент радости, истины, трансцендентальнокомпенсаторного завершения вечера, называйте это как угодно. На заднике-экране – слайдшоу с детскими фото музыкантов. И уже по дороге из клуба домой мне подумалось, что какая-то частичка детства остаётся в каждом из тех, кто подарил зрителям этот поистине волшебный чудесный вечер. Не будь этого юношеского азарта, с которым парни и девы (особенно немало их среди авторов текстов) создавали этот материал, не получились бы песни такими драйвовыми, убедительными и цепляющими. Да пребудет Атлантиды свет с теми, кто неустанно несёт его нам почти два десятилетия. И будем надеяться, продолжит нести ещё бессчётное количество лет. И радовать подобными гигами!
Сет-лист:
01. Интро
02. Если жив ещё
03. Тайны странствий
04. От заката до зари
05. Власть
06. Город-призрак
07. Связаны кровью
08. Salto Vitale (Инструментал)
09. Эра пустоты
10. Проклятые короли
11. У ветра спроси
12. Все имена
13. Первый день осени
14. Волна
15. Царство диких людей
16. Без потерь
17. Адреналин
18. За мечтой
19. Птица небесная
20. Герои
21. Новой надежды свет
22. Сердца в Атлантиде
Выражаем благодарность директору группы Гран-КуражЪ Сергею Радаеву за приглашение на концерт
Текст: Dee Kay
(с) HeadBanger.ru