Последние 25 отчетов

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

ВО СКОРБЯХ

Архив отчетов
Дата
18.12.2021
Город
Москва
Клуб
Арт-площадка "Peak Sound"
Организатор

Концерт рыбинской группы Во Скорбях нигде не анонсировался, и попали на него либо те, кто с 2009 года не прекращал мечтать о воскрешении этого незаурядного проекта и все это время следил за их каждым шагом, либо те, кто прознал о нем случайно, чуть ли не по «сарафанному радио». Тем не менее, билеты разлетались как горячие пирожки, и за неделю до выступления в продаже их уже не осталось. Организаторы планировали сделать мероприятие эксклюзивным и камерным, выбрав небольшую площадку “Peak Sound”. Причины назывались разные – от возможных ковидных ограничений до более чем десятилетнего перерыва, во время которого группа не выступала.

Еще в далеком 2006 году музыканты из разных коллективов (Опричь, Bog Morok и др.) решили поэкспериментировать и совместить славянский погребальный плач с тяжелым депрессивным звучанием. Автор задумки - вокалист Яромир, историк по образованию, который давно собирал славянский фольклор и черпал вдохновение в самой скорбной области этнографии. За основу названия было взято древнерусское «Во СкОрбех» с ударением на первый слог, которое должно было сохраниться и в итоговом варианте. Единственный альбом, также названный "Во Скорбях”, включал 5 протяженных композиций, в основе которых была история о потере кормильца-батюшки, а также плач об умершем ребенке.

Так зародился новый, уникальный поджанр - славянский фолк-фьюнерал-дум с аутентичными напевами, медленными темпами, тяжелым скорбным звучанием гитар и народных инструментов, плюс электроника. Возможно, для неподготовленных ушей такая музыка покажется чем-то запредельным, но именно это и привлекло собравшихся в “Peak Sound” в середине декабря, когда ночами длинными невольно думаешь о смерти и увядшей природе.

”Peak Sound” встретил меня небольшой очередью на входе, кирпичными стенами и крутой лестницей, по всем законам андеграундного заведения уходящей вниз, где необычайно радушные секьюрити помогли разместить мою одежду – все вешалки давно были заняты, как в гостях. Сие душевное место уже было битком набито зрителями, тягостно ожидающими начала и не сдающими занятых позиций, однако внезапно зазвучавший “Гиннунгагап” от Therion создал атмосферу веселого хаоса и помог мне протиснуться к самой сцене. Под радостные напевы “Мидгарда” уже можно было довольствоваться своим новым местом в «срединном мире людей», разглядывая низкие потолки, очень маленькую, но уютную сцену и разношерстную публику, начинавшую выказывать неудовольствие от подневольного прослушивания жизнерадостных шведов. К началу “Асгарда” многие уже начали заметно нервничать, но большинство не роптали, учитывая, что другого разогрева не планировалось. И вот, затмив собой все еще воспеваемый мир богов, на сцену вышли гитарист Морок и новый барабанщик. Противостояние между небесным городом и миром скорби длилось всего пару минут, последний одержал верх, и наконец, воцарилась гробовая тишина. На сцене появился весь состав Во Скорбях.

Под холодное звучание электроники полилось реальное погребальное пение сельской жительницы “ Ой, матушка, тошно мне...”, приправленное завываниями непонятных существ. Оно перешло в “Несчастие”, где Яромир зычно просил собравшихся добрых людей не осуждать его унылый голос, после чего тут же проявил свои лучшие способности – чистый вокал звучал безупречно, а переход на гроулинг был внезапным и драматичным. Пришло самое время упомянуть прекрасное создание, настоящее украшение сцены, которое притягивало к себе взгляды с самого начала, но именно в дуэте с Яромиром служило усладой не только для глаз, но и для ушей. Этот контраст утробного гроула и высокого женского вокала поведал нам о том, что «велико несчастие случилося», «родный батюшка…распрогневался» и оставил всех «горегорькими» сиротами. Советую ознакомиться с полным текстом песни, чтобы проникнуться тем, как отныне кто-то может спать «не по-старому… да не по-прежнему».

За “Несчастием” логично последовала, пожалуй, моя самая любимая композиция “Сироты”. Необычайно светлая мелодия, в которой есть что-то исконно древнерусское, звучала особенно возвышено на фоне очень низких гитарных строев, да и темп был заметно бодрее. Искренне, одухотворенное пение девушки вкупе с гневными, отчаянными воплями Яромира повествовало о том, как «запустело наше живье», и мне показалось, что «захолодело» не только в их былинном «хоромном строеньице» но и в душах собравшихся; впрочем, это был холод, несущий свет. Всех присутствовавших, включая меня, болтало взад-вперед, как «от ветра шатаяся в чистом поле». Перед сценой стояли самые преданные слушатели; когда Яромир стал им плакаться, что он «без заступы, без обороны», их братские объятия тут же его утешили, и он, в знак благодарности, дал им прокричать в микрофон – «Одни-одиноки, сироты!»

Ритуальная песнь “Батюшка” в двух частях – это нечто трансцендентное. Описание восхождения на три ступени в потустороннем мире оставило ощущение некоторой неловкости, как при вынужденном наблюдении за человеком, который не может справиться с горем и надеется на воскрешение близкого. Здесь Яромиру потребовалась определенная степень актерского мастерства - не каждый смог бы настолько вжиться в роль, чтобы обезумевшими от горя глазами смотреть на публику и никого не видеть, при этом вопрошая пустоту «Али как еще?». Не обошлось без ощущения некой театральности действа и долгожданного облегчения, когда к герою пришло смирение, и он признал, что «с того да со светушку не выходят-то выходцы»    

В противовес страданиям Яромира выступал басист Пересвет – самый рок-н-рольный человек в группе. Именно он призывал зал аплодировать, когда это было уместно, и всем своим видом выражал кайф от игры на любимом инструменте. Иногда это напоминало весельчака, который ненароком затесался на поминки, но смотрелось довольно органично, особенно когда он создавал тандем с Мороком, и они не находили лучшей поддержки в горе, кроме как помогать друг другу прижимать струны. Еще один гитарист, присоединившийся к группе в 2021 году, был сосредоточен на игре и стоически выносил разноцветные клубы дыма, идущие прямо на него из дымовой машины. Зрители скорбели и радовались одновременно. Удалые ребятушки у сцены при любой возможности продолжали утешать всех попавшихся под руку своими крепкими объятиями; девушка пела все лучше и завораживала все больше своей редкой в наши дни естественной красотой и женственностью – в общем, все было зрелищно и проникновенно.  

“Прощание” (старый трек, не вошедший в альбом) звучало не менее интересно. Все действо вершилось около 50 минут, что, конечно же, было недостаточно для всех собравшихся. Скандируя «спасибо», зрители требовали продолжения. На что Яромир, положа руку на сердце, ответил: «Да у нас и правда больше нет ничего!!!», и когда пошли призывы повторно сыграть что-нибудь из уже прозвучавшего, с отчаянием крикнул «Это так не делается» и слезно пообещал вернуться очень скоро с новым материалом.

Когда-то прекращение деятельности Во Скорбях стало существенным разочарованием для отечественной дум-сцены, и вот пришло время возрадоваться их воссоединению, и, похоже, сами музыканты были этим довольны не меньше, чем зрители. Возлагаем надежды на то, что окрыленные успехом Во Скорбях скоро выпустят нечто не менее достойное и самобытное, и нам не придется годами ждать их следующего выступления. Отдельное спасибо организаторам, не побоявшимся всяческих рисков в такое непростое время и обещавшим, что в следующий раз на такое мероприятие попадут все желающие. Будем следить за анонсами!

Сет-лист:

1. Интро (Ой, Матушка, Тошно Мне)
2. Несчастье
3. Сироты
4. Батюшка I
5. Батюшка II
6. Прощание  

Текст: KNfromSU
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker