Последние 25 отчетов

18.09.2021
Москва

ALKONOST - 25 лет

03.09.2021
Москва

АРИЯ

30.07.2021
Оулу (Финляндия)

Qstock 2021 (AMORPHIS, APOCALYPTICA и др.)

03.06.2021
Санкт- Петербург

Лусинэ Геворкян - акустика

27.05.2021
Санкт- Петербург

ЭПИДЕМИЯ

27.05.2021
Москва

ULTAR

14.05.2021
Москва

MANAPART

13.05.2021
Москва

АРКТИДА

12.05.2021
Нижний Новгород

KYTOWRATH, WOMBRIPPER, FUZE

29.04.2021
Москва

MANIC DEPRESSION

23.04.2021
Москва

GRIMA

21.04.2021
Москва

VEGVISIR

09.04.2021
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

03.04.2021
Москва

WOODSCREAM

20.03.2021
Москва

КАЛЕВАЛА

27.02.2021
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

19.02.2021
Москва

ALKONOST

22.01.2021
Санкт- Петербург

BLAZING RUST

22.01.2021
Санкт- Петербург

ОМЕЛА

22.01.2021
Санкт- Петербург

АРИЯ - новогодний концерт

30.12.2020
Москва

ZMEY GORYNICH

Qstock 2021 (AMORPHIS, APOCALYPTICA и др.)

Архив отчетов
Дата
30.07.2021
Город
Оулу (Финляндия)
Клуб
Остров Куусисаари
Организатор

С предыдущего фестиваля прошло два года, а такое ощущение, что уже лет 20 ничего не происходило. До самого конца не верилось, что такое масштабное мероприятие в нынешних условиях состоится, но оно все-таки свершилось, и мы опять провели два дня на фестивале. И опять был аншлаг – даже несмотря на отмену, точнее, замену некоторых исполнителей.

Один из моментов, которые позитивно повлияли на впечатления от фестиваля - это доступность вакцинации как в Финляндии в целом, так и, в частности, в городе и провинции Оулу. С друой стороны, благополучность и социальная защищенность страны, во многом достигнутые за счет строгих правил, принятых официальными инстанциями, обернулась невозможностью приезда выступающих из других стран, где ситуация не такая спокойная, как в Финляндии. Да и некоторые финские группы были вынуждениы отменить выступления из-за того, что попали в карантин. На мои планы это не сильно повлияло - вернувшись в страну за неделю до феста, я добросовестно дождалась результатов теста, после чего получила полное право выдвигаться к острову Куусисаари. Надо сказать, что Финляндия в этом году побила все рекорды по летней температуре. Так что я пренебрегла теплой одеждой и потопала на фест налегке к самому его открытию, чтобы успеть увидеть менее известые команды. Не вижу особого смысла ходить на группы, которые и так уже много раз играли в моем присутствии.

Итак, я побежала сразу на Plutonium 74. Эта заводная команда в составе восьми музыкантов задала настрой на весь день. Тромбон, труба, перкуссия, гитара, синтезатор (естественно, “Moog”), скрипка, барабаны, клавишные - как будто из фильма Кустурицы. Только лишь одно “но” – музыка-то совсем не балканская! И даже не народная, а абсолютно безбашенная современная финская, с элементами рока, классики, регги и блюза. Конечный продукт заставит любого выделывать такие коленца, о существовании которых он даже и не подозревал. Именно так произошло и со мной. Особых кайфов добавляло пение на финском - в начале нулевых, когда я начала изучать язык и знакомиться с культурой страны, именно такого рода музыку мне посчастливилось слушать. И ведь правда – первый альбом Plutonium 74 вышел как раз в 2003 году, а последний – в прошлом. Традиции нулевых явно прослеживаются в музыке коллектива, именно тогда начались, а точнее, масштабно продолжились эксперименты по смешиванию жанров, набрали популярность электронные элементы в роке, а также стали более доступными и известными диски с разными этно-исполнителмя. Именно на таком многообразном удобрении под кислотным дождем выросли радиоактивные грибы под названием Plutonium 74. Честно говоря, разнообразия они добавили и этому фестивалю. Обычно по всем финским фестам колесят одни и те же команды, как будто бы один и тот же состав перемещается из одного города в другой. Эта неприятная тенденция касается всех жанров, поэтому я ежегодно вижу одних и тех же исполнителей, и хотя им не занимать профессионализма, их выступления уже не вызывают бурных эмоций. А менее известные, но не менее интересные артисты репетируют весь год ради того, чтобы выложится на все сто. Поэтому Plutonium 74 так завораживают своей задорностью, переходом жанровых граней и ничем не сдерживаемым полетом творческой фантазии всех музыкантов. Не последнюю роль играют и тексты песен. Вокалист читает их с особым настроем, и слова отлично накладываются на ритмичное сопровождение, сменяясь соло либо на духовых, либо клавишных. Хотелось бы видеть на фестивалях побольше таких команд, которые не боятся рушить стены между жанрами и самовыражаться таким способом. Да, они рискуют не получить популярность в широких кругах, зато обязательно зарабатывают культовый статус в узких.

Одной из групп, о которых я слышала довольно много, но никогда не видела вживую, были Lähiöbotox. В музыкальном плане - панк-рок, в вокальном - хип-хоп или рэп, исполняемый сразу двумя вокалистами. В принципе, звучало довольно интересно, и ради ознакомления со спальной финской сценой было приемлемо. Группе всего пару лет, и основали ее в промышленном районе восточного Хельсинки. В прошлом году у Lähiöbotox вышел первый альбом, заглавную песню с которого крутили по радио довольно часто. Какое отношение спальному району имеют пластические операции по введению ботокса, я так и не поняла, тем более что парням всего по 30 лет, однако они родом из семей иммигрантов, и жесткий, протестующий настрой прекрасно подходит для такого способа самовыражени. Два вокалиста и тяжелые инструменты – это само по себе интересно, а вживую, конечно, также зрелище впечатляет куда больше, чем прослушивание тех же песен на задворках торгового центра.

Группу Stam1na не просто так называют «См3таной». Такая же однородная, вязкая, белая масса, как и это их выступление. К сожалению, именно во время их сета пошел жуткий ливень, и музыкантов было довольно плохо не только слышно, но и видно, хотя живым шоу группы я всегда наслаждаюсь сполна. Они целое лето колесят по Суоми, выступая равномерно, без сюрпризов, зато на том же высоком качественном уровне. Гитарист Пекси, на мой взгляд, слишком хорош и талантлив для мелодик-дэта, который играют Stam1na. Я выросла на Obituary, Morbid Angel и Possessed, поэтому для меня такая музыка не столь привлекательна и недостаточно тяжела, но мое уважение к группе основывается также на ее концептуальных альбомах, например, “Viimeinen Atlantis” («Последняя Атлантида»), по мотивам которого вокалист Антти Хюрде Хююрюнен написал антиутопический роман, ставший бестселлером. Каждая глава этой книги соответствует определенной песне с альбома, и у него, как и у текстов Stam1na, главной темой является критика социальных проблем. Да и новый альбом у группы (“Novus Ordo Mundi”, 2021) вполне себе интересный.

Lost Society покорили металлистов старой закалки, прошедших и огонь, и воду, но оставшихся верными настоящему трэшу, безудержной напористостью и такой же олдскульной энергией. Их концерт я ожидала с особым энтузиазмом: группа играла на крытой площадке, а после того, как я замерзла под ливнем, хотелось тряхнуть сединой рука об руку с ещё более матерыми, закаленными металлюгами. Хотя последний альбом “No Absolution” (2020) не отличается особыми хитами, для меня Lost Society в первую очередь монстры живого выступления. Такого драйва, как у них, днем с огнем не сыщешь, а машину времени в далекие 80-е пока не изобрели, так что приходится довольствоваться безупречным ритмом и звуком Потерянного Общества. Бас звучал особенно отчетливо, а барабанщик работал как часы. Все воспринималось как-то свежо, бодро, четко. Хотя и в бочке меда найдется ложка дегтя – как мне показалось, в поведении музыкантов на сцене чувствовались легкие намеки на звездную болезнь. Ведь ребята так молниеносно взлетели на высокий уровень популярности, что талантливый Сами Элбанна вел себя как-то заносчиво. В имидж группы, которая взяла нас именно своей искренностью, это не вписывается.

Мое первое музыкальное интервью, которое я провела по-фински, состоялось с гитаристом Amorphis Томи Койвусаари в Питере, где они выступали еще с Паси Коскиненом на вокале. Говорят, как вы лодку назовете, так она и поплывет – за годы существования «бесформенные» претерпели многочисленные изменения не только формы, но и содержания. Те прогрессивные идеи, семена, выросшие в благоприятных финских условиях на плодородной почве, удобренной Kingston Wall и гениальным басистом Пеккой Похьола еще в 70-х, созрели и опали, как и мое былое запредельное восхищение группой. Укоренившись, а потом и закостенев в своей нынешней ипостаси, группа дает концерты один за другим, колесит по всему миру, регулярно выпускает альбомы. Но в этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, всегда можно рассчитывать на классное, мощное, добротное шоу. С другой, постоянно возникает вопрос, а где же, когда же проклюнется что-то новое, необычное, захватывающее? Ведь по определению прогрессив – это использование традицинных идей, но нетрадиционым способом. «Бесформенные» сейчас играют почти в том же составе, в которым они записали свои самые интересные вещи, так что же им мешает прогрессировать? Как будто идолы, они застыли и окаменели. А если уж никак не получается видоизмениться, тогда надо менять название, дабы не вводить нас в заблуждение.

Такие ощущения относятся ведь не только к их музыке. Много лет группа прибегает к услугам стороннего «словоплета» – после Паси все начал сочинять какой-то Пекка Кайнулайнен, и только потом переводчик, тоже финн, переводит его творения, надо сказать, довольно корявенько, на английский.

Контраст между тем, что было, и тем, что есть сейчас, потряс меня чуть ли не до слез, когда после меланхоличной “Black Winter Day” с неповторимой думовой гитарной мелодией зазвучала финальная “House of Sleep”. Как естественно и органично слушалась основная тема “Black Winter Day”, и как натянуто, скомкано, как лист бумаги с неудачным стихом казалась по сравнению с ней “House of Sleep”, в которой только отдельные элементы, например, начало, соответствовали стандартам, самой же группой себе и поставленной. Из хорошей песни слова не выкинешь, а в плохую слова не вставишь – вот такое ощущение осталось от этого концерта. Я ни в коем случае не считаю, что надо играть только старье, но можно выбрать более удачные вещи, достойные живого исполнения, которые можно было бы и играть, и слушать со стопроцентной отдачей по обе стороны сцены. Тем не менее, я с огромным уважением отношусь к этим музыкантам и с нетерпением жду их нового альбома, с интересом гадая, чего нового они понаписали за эти бурные пару лет.

Выступление Oranssi Pazuzu было для меня самым долгожданным за весь фестиваль. Площадка, на которой они выступали, называлсь «Коома» и подходила к тематике выступления как нельзя лучше. Крыша из черного материала, прямоугольной формы обстановка и звук были особенными по сравенению с другими площадками. Народ утрамбовывался под навес, прячась от дождя, который только и делал, что усиливался, но мне удалось пробраться к самой сцене, в гущу других фанатов, которые тоже хотели поколбаситься как надо. К сожалению, поскольку группы играли с небольшим перерывом, световое шоу, как на полноценном концерте, создать было сложно.

Новый альбом Oranssi Pazuzu занял четвертое место в чартах журнала “Metal Hammer”. Их музыка не только тяжелая по децибелам, но и интересная, захватывающая. В этом ядерном коктейле удачно сочетаются прогрессивные синтезаторы, убойнейшие блэковые барабаны, глубокий бас и две гитары с миллионом примочек. Вокал практически не используется, да и тот без текстов и, скорее, в качестве еще одного инструмента. Композиции, конечно же, длинные – за час было сыграно всего 8 треков. Поскольку музыка – искусство темпоральное, оно обладает даром изгибать временные потоки, и создалось ощущение, что концерт длился часа два, не меньше. Каждый трек – отдельной путешествие по психоделическим задворкам фантазии музыкантов, которые злонамеренно вводили нас не в кому, как предполагало название сцены, а, скорее, в транс.

Действительно, торжественно-симфоническое живое звучание предполагало какое-то церковное окружение, на что и указывали названия песен: «Явление», «Таинство пустоты», «Гипнотическая молитва», «Новый век технократии», «Зал правоверных», «Отголоски из-под земли», «Врата небесные»… Существует не один десяток групп, которые пытаются достичь того же уровня многогранности, сложности и насыщенности который так легко и непринужденно и слаженно получается у Oranssi Pazuzu. Органичное сочетание сложных, синкопированных ритмов, но при этом четких ударов барабанов – прекрасное средство передвижения по астральным мирам без последствий для здоровья. Но такая музыка заставляет задуматься, сколько же дней и ночей на репетициях и в студии ушло, чтобы достичь такого звучания, близкого к совершенству? Музыканты начали сдержанно, постепенно раскачивая и себя, и зал. К четвертой-пятой композиции колбасились уже все без исключения, а артистом не хватало места на небольшой сцене. Гитарист так вошел в раж, что, казалось, включил все свои многочисленные примочки сразу, чтобы выдать такую охренительную коду, что многие еще остались стоять на своих местах, как вкопанные, вошедшие в «Небесные врата», но еще не спустившиеся на бренную землю.

А для меня эмоциональным потрясением было выйти из-под темного навеса прямо к главной сцене, на которой уже танцевала какая-то посредственная финская певичка. Как ни крути, наша субкультура мощнее их поп-культуры, несмотря на явный перевес в количестве. Ну и промокнув до нитки на Amorphis, я решила поскорее смотать удочки, чтобы успеть прийти в себя, отдохнуть и явиться на следующий день вовремя к Apocalyptica.

Естественно, эти виртуозы виолончелей уже далеко ушли от простого переигрывания хитов Metallica. В этот раз с ними выступал Типе Йонсон на вокале. Видеть Apocalyptica вживую – сплошное удовольствие. Их шоу просто буквально переполнено энергией, спецэффектами, работой с публикой. Теперь я понимаю, почему они в такой прекрасной форме – ведь для того, чтобы играть на виолончели, размахивая ею над головой, требуется отличная физическая подготовка, ведь инструмент весит немало. Хотя в первой половине сета прозвучало несколько более мелодичных вещей типа “Cell-o” с нового альбома, “I’m not Jesus” или “Shadow maker”, они послужили скорее для разогрева.

Во второй половине выступления начался настоящий угар, и когда Эйкка Топпинен спросил, хочет ли публика почувствовать мощь настоящего металла, поднялся безумнейший шум, да музыканты, похоже, и сами ждали, когда же можно уже, в конце концов, оторваться под хиты молодости. “Seek and Destroy” просто взорвала площадку, став апофеозом шоу. Да и весь концерт прошел на одном дыхании, так что одного часа такого интенсивного эмоционального переживания вполне хватило, чтобы вдосталь насладиться накалом и драйвом, которые исходили от группы. Я считаю, что этот проект – одно из достояний металлической сцены Финляндии и отличный пример того, что несмотря на сумасбродность идеи, ценители найдутся на все, и именно поэтому Apocalyptica – единственные в своем роде, а другие подобные проекты – просто подражание.

Одним из новых имен на фестивале оказались Humavoid. Несмотря на то, что вокалистка одновременно и играла на «гитаре» с клавишами, ассоциирующейся у меня исключительно с ВИА «Алфавит», на концерте которых я была в глубоком детстве и которые запомнились мне какими-то поп-роковыми перепевами известных советских шлягеров, ее откровенный гроул и нервные гримасы создавали устрашающее впечатление. Но, в принципе, довольно писклявый звук, которые издавал этот клавишный инструмент, неплохо вписывался в общее хардкоровое звучание группы, опирающееся на мрачные стальные риффы а ля Meshuggah. Интересные, свежие мелодии звучали прекрасно, звук был очень четким, да и световое шоу не подкачало. Особенно отметились гитарист и барабанщик, которые добавляли прогрессивную нотку в аггрессивную тяжесть. Игра слов в названии группы обещала научно-фантастическое шоу в стиле, например, Algorithm, и, в общем-то, им удалось создать именно такой настрой. Прогрессивность подкреплялась тем, что барабанщик оказался фанатом Dream Theater и Николая Черепнина, а приджазованные соло на гитаре с 8 струнами указывали на Стравинского, ну и на то, что басист играл медиатором, можно было побиться об заклад. Под такой звуковой атакой все присутствующие быстро втянулись в происходящее, и даже яркий солнечный свет, пробивающийся под темный навес, не мешал созданию мрачной атмосферы. Техничность музыкантов, конечно, зашкаливала. Математически точные переходы и идеальная синхронизация говорили о высоком уровне подготовки, а мужской вокал отлично поддерживал гроул вокалистки. Если и искать у Humavoid ахиллесову пяту, точнее, сухожилие, то это чистоголосые моменты у вокалистки, редкие, но заметные. В целом, группа произвела на меня крайне положительное впечатление, а гвоздем программы стала “The Breathing Method”, которая прозвучала под конец шоу.

Местные легенды The Flaming Sideburns стали хэдлайнерами, похоже, не только для меня. Эти рок-н-ролльные старожилы вместо того, чтобы выйти на пенсию, как полагается всем приличным мужчинам, взяли и записали новый альбом, выпустили его в этом году и с искрометным треском обкатали на фестивале. Танцевали все без исключения, энергия шла по проводам полуакустических гитар прямо в уши, а вокалист вообще спустился со сцены и пошел, как говорится, в народ. Честно говоря, я слышала об этой команде много хорошего, но такого драйва не ожидала. Неудивительно, что местные так гордятся этим достоянием, что даже выпустили пиво с названием группы. Было даже как-то странно, когда The Flaming Sideburns закончили играть - казалось, что они были на сцене совсем недолго, хотя на самом деле провели там больше часа. За два дня зрители с непривычки изрядно умотались, но «Огненные бакенбарды» зажгли так, что у нас открылось второе дыхание. Эта группа стала самым лучшим завершением долгожданного фестиваля. А после них по традиции запустили фейерверк, который стал своеобразным напоминанием о том, что, несмотря ни на что, мы опять в сборе и с нетерпением ждем следующего супер-феста.

Сет-листы:

Stam1na

01. The Flu Hatin' Rap (Rick and Morty) (Intro tape)
02. Kadonneet kolme sanaa
03. Luova hulluus
04. Memento Mori (ateistin kiitos)
05. Gaian lapsi
06. Panzerfaust
07. Enkelinmurskain
08. Narsisti
09. Elämänlanka
10. Betelgeuse
11. Metropolio
12. Sudet tulevat
13. Kannoin sinut läpi hiljaisen huoneen
14. Sirkkeli
15. Goodbye Moonmen (Rick and Morty) (Outro tape)

Lost Society

01. Nonbeliever
02. Blood on Your Hands
03. I Am the Antidote
04. No Absolution
05. Outbreak (No Rest for the Sickest)
06. Riot
07. Into Eternity
08. Deliver Me

Amorphis

01. The Bee
02. Heart of the Giant
03. The Four Wise Ones
04. Silver Bride
05. Drowned Maid
06. Sampo
07. We Accursed
08. Wrong Direction
09. Silent Waters
10. Black Winter Day
11. House of Sleep

Oranssi Pazuzu

01. Ilmestys
02. Tyhjyyden sakramentti
03. Hypnotisoitu viharukous
04. Uusi teknokratia
05. Oikeamielisten sali
06. Värähtelijä
07. Kuulen ääniä maan alta
08. Taivaan portti

Текст: Катя Сугроб
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker