Дата 11.07.2015 |
Город Визовице (Чехия) |
Клуб Завод 'R.Jelinek' |
Организатор Pragoconcert |
Несмотря на достаточно прохладный вечер пятницы, утро субботы разбудило нас слепящим солнцем, которое уже в 9 утра вознамерилось превратить палатку в парилку. Все-таки организм человека чудовищно несовершенен: то мы жалуемся на холод, вынуждающий во время ночевок надевать на себя все имеющиеся теплые вещи и срочно покупать недостающие, то, наоборот, на жару и духоту, не позволяющие после длинного предыдущего дня отдохнуть столько, сколько хочется. Впрочем, мы же не спать сюда приехали… а кстати, зачем, на самом деле?
Вопрос этот вовсе не риторический. Если не брать в расчет второй день, то большинство играющих на «Мастерах» команд в России в недавнем прошлом бывали или собираются побывать в ближайшем будущем. При этом встретить на фестивале русских любителей тяжелой музыки не составляет особого труда – первая такая встреча состоялась у нас уже в самолете. Многие, как выяснилось, едут сюда не столько ради музыки, а, в первую очередь, чтобы насладиться фестивальной атмосферой, вкусно поесть и попить чешского пива. Что ж, такая позиция тоже вполне имеет право на существование, тем более что фестивальная атмосфера в Визовице присутствует по полной программе, да и с пивом (как и вообще с алкоголем) проблем никаких нет. Другой вопрос – местная еда, в которую мы, откровенно скажем, не въехали. Национальная чешская кухня достаточно специфична, в ней преобладают мясные блюда, разного рода колбасные изделия, причем обычно довольно-таки острые, и «просидеть» на них четыре дня по силам не каждому желудку. Предполагаю, что на фестивале действительно есть точки, где кормят так, что пальчики оближешь, но, видимо, для этого нужно «знать места», а поиск методом тыка не принес желаемых результатов. Тем более что объясниться с продавцами возможным не представляется – по-английски здесь говорят не так массово, как хотелось бы. Хотя иногда понимают по-русски, особенно представители старшего поколения. В общем, на третий день мы перешли на опробованную на других фестивалях стратегию питания – нашли городской супермаркет. Он, правда, находится от фестиваля не так близко, как на “Sweden Rock”, но зато цены в нем совершенно коммунистические.
С чем в Чехии действительно плохо, так это с торговлей винилом и компакт-дисками. Точка с таким ассортиментом была найдена всего одна (!), плюс релизы нескольких выступающих команд можно было купить на точке с официальным мерчем фестиваля, но по сравнению с привычными нам развалами на немецких или шведских мероприятиях аналогичного формата это просто слезы. Так что ехать на «Мастеров» для пополнения своей коллекции физических носителей однозначно не стоит. На этом тему причин, вынуждающих отечественных металлистов пускаться в столь дальний путь, я закрываю и перехожу к описанию событий третьего дня.
Поначалу мы намеревались предаваться праздности чуть ли не до шести вечера – дневная программа в этот день не сулила ничего особо интересного. Однако около полудня наши планы резко изменил один соотечественник, встреченный на выходе из общепитовского сектора. Он спросил: «Идете смотреть на Dymytry? На них такая толпа собралась!» Название это не говорило нам ровным счетом ничего, но мы решили, что стоит поинтересоваться – в конце концов, такие жанрообразующие в своих странах группы как венгерская Edda Muvek или наша родная Ария тоже никому за границей не известны.
Толпа перед сценой превзошла все наши ожидания – народу было почти столько же, сколько накануне на Hammerfall, причем стрелки часов не дошли еще даже до 12. Ну как тут не позавидовать белой завистью чешским музыкантам, получающим такую поддержку от своих земляков! Впрочем, коллектив со столь странным названием действительно заслуживает внимания и даже небезосновательно претендует на уникальность. Dymytry называют свой стиль «пси-кор», а по факту он представляет собой смесь весьма сурового хардкора в духе почти что Pro-Pain, более традиционного хэви-метала и национального музыкального колорита. Не меньшее впечатление производит и имидж музыкантов – все пятеро выступают в масках, несколько напоминающих Slipknot, но все-таки достаточно индивидуальных. Стоит ли говорить, что выступление Dymytry стало настоящей бомбой – даже несмотря на то, что я слышал группу в первый раз, припевы песен намертво врезались в мозг, а с каким энтузиазмом их пели зрители – это надо было видеть. При этом чуть ли не треть публики составляли люди в мерче группы, а для тех, у кого его не было, сбоку от сцены специально поставили палатку, где продавались атрибутика и диски только (!) Dymytry. Хотя «продавались», наверное, не совсем уместное слово; скорее, они сметались с прилавков – каждый раз, когда я поворачивался в сторону этой палатки, там кто-то что-то покупал. Не прошел мимо и я, заимев себе в коллекцию диск 2012 года “Neonarcis”. Рекомендую читателям по возможности с ним ознакомиться – не пожалеете, если только вы не испытываете аллергию на песни с текстами на непонятных языках. Но полного представления о выступлении группы он все равно не даст – для этого по шкалам хитовости и энергичности нужно будет сделать прибавку еще где-нибудь на 25 процентов. Однозначное открытие номер один фестиваля.
Чуть позже в этот же день выступали еще одни суперзвезды чешской сцены – пауэр-трэшеры Arakain, ведущие свою историю аж с 1982 года. Посмотреть их у нас не получилось, послушать – более-менее, но услышанное позволило сделать вывод, что «с наскока» оценить столь эклектичный материал все равно не получилось бы. Зато получилось оценить толпу – судя по тому, какая людская река выливалась из ворот феста после их сета, народу там было не меньше, чем на Dymytry. Кстати, гитарист Dymytry приходится сыном гитаристу Arakain, и обоих зовут Иржи Урбан.
Далее по программе следовал «женский» блок – целых три коллектива, полностью или частично состоящих из представительниц прекрасного пола. Первым из них на сцену вышли Crucified Barbara – шведские хард-рокерши, в далеком 2006 году открывавшие третий московский концерт Доро Пеш, но с тех пор совершенно выпавшие из моего поля зрения. За это время дискография группы приросла тремя студийными альбомами, но в музыкальном плане ничего особенно не изменилось. Шведки как играли, так и продолжают играть свой хард-рок, особо не выдающийся, но добротный, и получать от него искреннее удовольствие. Рекомендую для ознакомления с жизненной позицией группы оценить текст песни “I Sell My Kids For Rock’n’Roll” с прошлогоднего альбома “In The Red” – она там очень четко сформулирована. Постараюсь столь же четко сформулировать и свою позицию: если вам волею судеб доведется столкнуться с творчеством Crucified Barbara, не проходите мимо, оно вполне способно доставить вам несколько приятных минут. Но пристально следить за новостями об их деятельности и специально ездить на их концерты вряд ли стоит.
Выступление Blues Pills мы провели за общением с друзьями, так что я не составил о них впечатления, достаточного для того, чтобы излагать его в форме отчета. Но звуки интро Delain заставили нас чуть ли не бегом вернуться к сцене. За последние несколько лет эти голландцы выбились в высшую лигу так называемого “female fronted sympho gothic metal”, и не в последнюю очередь благодаря прекрасным живым выступлениям, на которых их материал, и без того хитовый, приобретает дополнительную дозу энергетики. Одно из таких выступлений нам удалось застать месяцем ранее в Швеции, и оно произвело настолько положительное впечатление, что мы с удовольствием пересмотрели эту программу еще раз. Правда, этого месяца отказалось достаточно, чтобы от концертного состава Delain откололась юная гитаристка Мерель Бехтолд, буквально лучившаяся энтузиазмом на сцене. Не сказать, что звучание от этого как-то пострадало – партии второй гитары просто пустили фонограммой - но в визуальном плане в рядах группы образовалась некоторая пустота, и меня не оставляло впечатление, что на сцене кого-то не хватает. В остальном же Delain отыграли прекрасный сет, вобравший большинство их хитов – от “Pristine” с дебютного альбома “Lucidity” 2006 года до “Army Of Dolls” с прошлогоднего “The Human Contradiction” - и традиционно завершившийся гимном всех инакомыслящих “We Are The Others”. Голландцы сейчас так хороши, что я даже за них беспокоюсь – смогут ли они удержать этот уровень на следующем альбоме и в следующем туре?
«Женский блок» сменился блоком швейцарским – этим субботним вечером нам предстояло услышать сразу две самые известные хард-рок-команды из страны часов и сыра. Первыми поставили Krokus – ветеранов сцены, которые обрели мировой успех еще во второй половине 70-х, а в последние лет пять переживают вторую молодость. По крайней мере, об этом говорят успехи группы в чартах родной страны, где их альбомы “Hoodoo” (2010) и “Dirty Dynamite” (2013) занимали высшую строчку. По факту же, конечно, ни о какой молодости речи не идет – на сцену вышли весьма умудренные годами люди, достаточно степенные и неторопливые. Мега-профессионалы, конечно, куда без этого. Но на резкие движения их музыка меня не сподвигла, даже несмотря на обилие хитов в сет-листе. На мой взгляд, творчество, основанное на наследии AC/DC, просто обязано быть заводным, энергичным, сносящим крышу, а к швейцарскому секстету эти эпитеты применимы в гораздо меньшей степени, чем, например, к Jackyl или Airbourne. Я уже второй раз попадаю на фестивальные выступления Krokus и второй раз ухожу с них на середине.
Вот уж кто способен снести крышу, так это выступавшие следом Gotthard. Точнее, были способны – вплоть до трагической смерти вокалиста Стива Ли в нелепой мотоциклетной аварии. К счастью, группе удалось найти Стиву замену, что, учитывая колоссальную харизму покойного фронтмена, было крайне непросто. Но нынешнюю конфигурацию коллектива с Ником Медером у микрофона трудно назвать однозначно удачной. У нее есть как свои плюсы, так и свои минусы.
Безусловно, меня очень радует сам факт того, что группа жива, активно (во всех смыслах) выступает, и что возможность послушать живьем такие великолепные песни, как, например, “Sister Moon” и “Master Of Illusion”, не ушла безвозвратно тем осенним днем на американском хайвее вместе с их бесподобным исполнителем. Да и новый материал, созданный группой уже с Ником (“Remember It’s Me”, “Get Up ‘n’ Move On”, “Feel What I Feel”), слушается вполне приятственно и вселяет надежду на успешное продолжение истории Gotthard. Но в то же время, это уже несколько другая группа. Во-первых, новый фронтмен, хоть и не отличается особой молодостью, притащил с собой в группу целый букет альтернативных вокальных веяний. Чувствуется, что рос он в значительно большей степени на Alice In Chains, чем на Whitesnake. Во-вторых, саунд Gotthard с его приходом стал постепенно утяжеляться, и на прошлогоднем альбоме “Bang!” мы слышим скорее мелодичный хэви-метал, чем классический хард-рок. Все это не так плохо, но под эти веяния подгоняется и старый материал, слушать который в такой трактовке, мягко говоря, непривычно. В довершение ко всему, некоторые песни эры Стива Ник просто не чувствует – в “Anytime Anywhere”, например, пропали все нюансы, весь характер героя, а ведь оригинал был чем-то значительно большим, чем монологом крутого парня.
Gotthard, безусловно, стоило бы раскритиковать за все перечисленное, если бы не один момент: то, как было, уже не вернешь. Как бы мы ни восхищались пением Стива, его обаянием и энергетикой, и самой группе, и ее слушателям нужно учиться жить без него. И в студии это у швейцарцев уже получается – альбом “Bang!”, на мой взгляд, не смотрится на фоне классики группы бедным родственником. Живьем у них пока все сложно, но лично я на 100% готов слушать живьем неоднозначные версии “Lift U Up” и “Said & Done”, чем не слушать вообще никаких. Особенно с учетом того, что студийные оригиналы после смерти Стива мне крайне тяжело слушать даже сейчас.
Если в пятницу официальное и реальное хэдлайнерство дня не совпадали, то в субботу двух точек зрения на этот вопрос быть не могло. Powerwolf пользуются сейчас в континентальной Европе просто колоссальной популярностью, и хотя их новейший альбом “Blessed & Possessed”, вышедший через неделю после феста, но фактически на нем уже продававшийся, не смог перегнать по части коммерческого успеха своего предшественника “Preachers Of The Night” (тот занял первую строчку в немецких чартах, так что это было физически невозможно), интерес к живым выступлениям (анти-)религиозных волков-оборотней даже прибавился. Тем более что на “Masters Of Rock” должно было состояться не просто выступление группы, а запись их первого официального DVD, и по этому поводу Powerwolf обещали представить новые, особо роскошные декорации, а также новую программу.
«Волки», как и официальный хэдлайнер предыдущего дня, в отведенное на настройку время не уложились, но собравшаяся толпа, даже несмотря на свои откровенно некомфортные размеры, терпеливо ждала, пока скрывший сцену на время подготовки занавес будет опущен. И ожидание не оказалось напрасным. Я, раньше видевший группу только на прошлогоднем фестивале “Sweden Rock”, где Powerwolf пришлось выступать под палящим солнцем перед довольно-таки настороженной аудиторией, был весьма впечатлен размахом их ночного шоу – роскошный задник, две использующиеся попеременно клавишные установки причудливой конфигурации, пиротехника… Словом, на DVD это должно смотреться очень красиво. Сама группа также пребывает в прекрасной форме, Атилла Дорн со временем лишь прибавляет в силе голоса, а дуэт братьев-гитаристов не устает носиться по сцене и принимать героические позы перед вентиляторами. Маху дал лишь барабанщик Роэль ван Хельден – после пафосного объявления заглавного трека с нового альбома и его интригующего вступления группа вдруг остановилась, потому что Роэль… забыл, как его играть. «Волки» не растерялись и попробовали сыграть его сначала, однако и в этот раз ничего не получилось. Так что DVD, если он выйдет, будет содержать только два трека с “Blessed & Possessed” – “Army Of The Night” и “Armata Strigoi”. Но зато на нем будет отличная подборка других песен Powerwolf – “Sanctified With Dynamite”, “Amen & Attack”, “Sacred & Wild”, “Werewolves Of Armenia” и, конечно же, “Resurrection By Erection”. Причем если в Швеции этот мегахит знают не слишком хорошо, то Чехия, похоже, без ума от нее так же сильно, как и я, так что хоровое пение припева получилось по-настоящему мощным и громким. Как и выступление в целом. «Волки» сейчас являются одной из самых популярных тяжелых команд на Европейском континенте, и их хэдлайн-шоу на “Masters Of Rock” – как сам его факт, так и воплощение – показали, что своего успеха немецкий квинтет полностью заслуживает.
На роль «контрольного выстрела» для тех, у кого остались силы после главной группы дня, вновь был выбран интереснейший коллектив – британские панки The Exploited, наверное, самая легендарная команда жанра после Sex Pistols. Впервые я увидел их почти 20 лет назад, в феврале 1997 года, и это было так здорово, что в последующие 10 лет я не пропускал ни одного приезда Уотти Бьюкэна и его регулярно меняющихся музыкантов в Москву. Однако со временем они стали приносить все меньше удовольствия – приоритеты отечественной публики сместились в направлении собственных вылазок на сцену, где желательно было провести как можно больше времени и как можно сильнее мешать группе, а если очень повезет, то подраться с охраной или скинуть фронтмена в толпу. По этой причине The Exploited я не видел уже лет семь, в чем в прошлом году чуть не раскаялся – Уотти прямо на сцене скрутил сердечный приступ, и будущее группы повисло на волоске. С счастью, до печального финала дело не дошло, но идти на выступление «Эксплуатируемых» нужно было обязательно – кто знает, будет ли еще один шанс?
На первый взгляд, Уотти все такой же, как и раньше – культовый ирокез, куча булавок на лице, плевки во все стороны, странноватая «нетрезвая» походка. Да и репертуар прежний – новых альбомов The Exploited мы не видели уже 12 лет, так что в основе программы лежит все тот же “Fuck The System” (2003), плюс нетленная классика 80-х типа “Let’s Start A War”, с которой начинались все посещенные мной выступления Уотти. Но как бы Уотти ни хорохорился, было заметно, что выступление дается ему с трудом. Соответственно, и энергетика в зал шла на половине мощности – вроде бы и надо прыгать и беситься, но скорее потому, что на сцене сами The Exploited, а не потому, КАК они играют. И не сказать, что Уотти не старался – напротив, он изо всех сил пытался держаться бодрячком. И где-то к середине сета «казаться» как-то незаметно превратилось в «быть» - простой, сырой и уже миллион раз слышанный панк постепенно начал нешуточно качать, заставляя зрителей отдавать в немногочисленных серкл-питах у сцены последние силы. Пик напряжения пришелся на бессмертную “Beat The Bastards” – незатейливый текст этой песни за прошедшие 19 лет не только не теряет актуальности, а напротив, становится настоящим гимном здравомыслящих, но, увы, все более малочисленных жителей планеты Земля.
«Подонков», однако, The Exploited так и не доиграли – Уотти возмутили действия секьюрити у сцены (я, правда, так и не понял, какие – охрана на фестивале практически не вмешивается в происходящее и даже при досмотре на входе откровенно либеральничает), и он прервал песню перед соло, а потом еще раз после соло. Хотя, может, это фишка такая – чтобы еще больше раззадорить народ. Так или иначе, с этого момента The Exploited уже полностью соответствовали определению, придуманному когда-то для их музыки журналистом Олегом Бочаровым – «каток, разогнанный до скорости локомотива». В зал одна за другой летели настоящие панк-гранаты – “Fuck The System”, “Porno Slut”, “Maggie” (посвящение главной «вражине» любого настоящего британского пролетария - Маргарет Тэтчер) и, конечно же, “Fuck The USA”, с которой, по меткому выражению нашего фотографа, группа вполне могла бы выступать в Кремле. Чехи, как оказалось, Америку тоже «видели в гробу и в белых тапках», так что помощь зала получилась громкой и слаженной. Не меньшую активность публика проявила на “Sex & Violence” – для исполнения этого «доисторического» номера с дебютного альбома 1981 года Уотти традиционно приглашает на сцену всех желающих, и, услышав его призыв, через барьеры ринулась чуть ли не треть оставшейся на площадке аудитории. Однако Чехия – это все-таки не Россия, так что одного музыканта или даже самого завалящего монитора со сцены сброшено не было. Ну а когда толпа более-менее рассосалась, британцы завершили сет единственной за всю их историю лирической песней – “Was It Me”, под гитарное соло в концовке которой Уотти, не прощаясь, покинул сцену. Получилась не жирная точка, а скорее многоточие, очень уместное в данных обстоятельствах. Будем надеяться, что видимся с этой легендой жанра не в последний раз.
Несмотря на то, что музыкальная программа субботы началась для нас 14 с половиной (!) часов назад, идти спать совершенно не хотелось – выброшенный на The Exploited адреналин еще бурлил в крови. Но отдохнуть было жизненно необходимо, так как впереди нас ждал еще один насыщенный фестивальный день с «самым-самым» хэдлайнером и массой других интересных выступлений. Тем, кто никогда не был на оупен-эйрах, кажется, что трое-четверо суток в таком ритме выдержать невозможно. Но на самом деле, в него втягиваешься, да так крепко, что потом очень не хочется возвращаться к обычной жизни, и чуть ли не год ждешь, когда придет время снова готовить палатку.
Сет-листы:
Delain
01. Intro
02. Mother Machine
03. Get the Devil Out of Me
04. Army of Dolls
05. Stardust
06. Pristine
07. Sleepwalkers Dream
08. The Tragedy of the Commons
09. Stay Forever
10. Not Enough
11. The Gathering
12. We Are the Others
Krokus
01. Intro
02. Long Stick Goes Boom
03. American Woman (The Guess Who cover)
04. Hoodoo Woman
05. Hellraiser
06. Winning Man
07. Eat the Rich
08. Heatstrokes
09. Easy Rocker
10. Fire
11. Quinn the Eskimo (The Mighty Quinn) (Bob Dylan cover)
12. Always Look on the Bright Side of Life (Monty Python song) (Outro)
Gotthard
01. Let Me in Katie (Intro)
02. Bang!
03. Get Up 'n' Move On
04. Sister Moon
05. Right On
06. Master of Illusion
07. Feel What I Feel
08. The Call
09. One Life, One Soul
10. Fight
11. Said & Done
12. Remember It's Me
13. What You Get
14. Starlight
15. Hush (Joe South cover)
16. Lift U Up
17. Anytime Anywhere
Powerwolf
01. Lupus Daemonis (Intro)
02. Sanctified With Dynamite
03. Coleus Sanctus
04. Army of the Night
05. Amen & Attack
06. Resurrection by Erection
07. Armata Strigoi
08. Sacred & Wild
09. All We Need Is Blood
10. Drum Solo
11. Kreuzfeuer
12. Werewolves of Armenia
13. We Drink Your Blood
14. Lupus Dei
Бис:
15. Opening: Prelude to Purgatory
16. Raise Your Fist, Evangelist
17. In the Name of God (Deus Vult)
18. Wolves Against the World (Outro)
The Exploited
01. Let's Start a War (Said Maggie One Day)
02. Fightback
03. Dogs of War
04. The Massacre
05. Chaos Is My Life
06. Alternative
07. Noize Annoys
08. Never Sell Out
09. Troops of Tomorrow (The Vibrators cover)
10. I Believe in Anarchy
11. Holiday in the Sun
12. Cop Cars
13. There Is No Point
14. Beat the Bastards
15. Fuck the System
16. Porno Slut
17. Army Life
18. Maggie
19. Fuck the USA
20. Sex & Violence
21. Punks Not Dead
22. Was It Me
Выражаем благодарность Pragokoncert за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru
Фотографии
Спрятать фото