Последние 25 отчетов

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

GRIMA

Архив отчетов
Дата
23.04.2021
Город
Москва
Клуб
Клуб "Aglomerat"
Организатор
Madstream Booking

Сибирский коллектив Grima сегодня по праву можно назвать олицетворением настоящего русского атмосферного блэка. Нет, это не очередная команда из серии “блэк а-ля рюс” или ещё одна NSBM-поделка... это именно такой атмосферный блэк, к которому бы в идеале подошла строчка, написанная Александром Сергеевичем Пушкиным более 200 лет назад: “Здесь русский дух. Здесь Русью пахнет”. Такого рода самобытную музыку на блэк-металлической основе ещё во второй половине 90-х начала взращивать соседняя Украина - сначала в лице Nokturnal Mortum, затем, уже в начале нулевых появились Drudkh и Dub Buk, а сегодня данный процесс в этой стране развивается по принципу “далее-везде”. 1914, Khors, Kroda, Zgard, Kzohh - я могу назвать не менее десятка украинских команд, снискавших славу как обширными турами по Европе, так и контрактами с зарубежными лейблами.

В России проблем с блэк-металом не было никогда, были лишь сложности сделать из него что-то по-настоящему самобытное (хотя интересные, однако безуспешные попытки заинтересовать своим материалом зарубежные лейблы были ещё в конце 90-х у Sunchariot, T.H.R.O.N. и Ashen Light). Сибирский атмосферно-блэковый коллектив Grima стал, похоже, первым, кому не только удалось подписать контракт с финским лейблом Naturmacht Productions, но и создать довольно внушительную фан-базу как в России, так и за рубежом. В качестве доказательства тому, что после этого дела у Grima пошли лишь в гору, можно привести два сухих факта: альбом 2017 года “Tales Of The Enchanted Woods” получился настолько убедителен, что его включил в свой топ-лист сам Гарм из Ulver, а последняя студийная работа “Rotten Garden”, увидевшая свет в январе этого года, стала одной из топовых позиций лейбла ещё на стадии предварительной продажи.

Всё вышеперечисленное привело к тому, что в прошлом году Grima из чисто студийного проекта братьев-близнецов Глеба и Максима Сысоевых (выступающих в Grima под таинственными псевдонимами Вильгельм и Морбиус) трансформировалась в полноценный концертный состав. Их первое появление в Москве, состоявшееся в самом конце ноября прошлого года, прошло с таким успехом, что поклонники жаждали продолжения банкета чем скорее, тем лучше. Ждать долго не пришлось – меньше чем через полгода красноярские кудесники атмосферного блэка вернулись в столицу в рамках куда более обширного тура, состоявшего из 12 ритуальных церемоний, и названного по аналогии с новым альбомом “Rotten Spring Tour”.

Мрачная атмосфера запаздывающей весны, хмурое серое небо и дождь, ливший в Москве практически непрерывно весь день, подогревали предвкушение новой встречи с Grima еще больше. Шелестящие и мокнущие под проливным ливнем ветви деревьев и кустов как будто говорили: “Обязательно посети сегодняшний концерт, и приятное послевкусие вкупе с незабываемыми впечатлениями останутся с тобой на долгое время!” Как в воду глядели…

Как в воду глядели и музыканты Grima, вновь попавшие в яблочко при выборе разогревающего коллектива. На роль саппорта красноярские гости традиционно предпочитают избирать не “себе подобных”, а отличающуюся по стилистике команду, но способную создать оптимальную для такого рода событий атмосферу. В этот раз таким коллективом стал Aarsland – проект вокалиста и гитариста суровой и холодной блэк-металлической формации Devilgroth Руслана Измаилова. В рамках данного проекта Руслан исполняет совершенно иную музыку, представляющую собой симбиоз фьюнерал-дума и дроун-блэка. Пред концертом я послушал пару треков Aarsland в студийном варианте, и они мне совершенно не зашли. Однако вживую проект произвел совсем другое впечатление. Руслану удалось заворожить слушателей уже первыми ультразамедленными фьюнеральными риффами стартовой композиции “Nagovor”, длящейся более девяти минут. Народ словно находился в трансе, слушая гитарные переборы Руслана, а также его вокальную эквилибристику, в которой сочетались глубокий гроул и чистый вокал. Всё вместе это реально напоминало фьюнеральную литургию, а зрители выступали в роли обалдевших свидетелей такого вот отпевания усопших. Несколько зажжённых свечей на сцене только лишь усиливали этот эффект. В такую музыку следует вникать и погружаться, рубилово и угар устраивать под неё абсолютно нереально. Но Руслан подавал свои произведения настолько мощно, что после каждого исполняемого трека, когда он поднимал вверх свою гитару, плотно набитый зал клуба отвечал интенсивными аплодисментами. Три из четырёх исполненных композиций были взяты из любимого многими альбома “Rasputin”, а более бодрая и интенсивная закрывашка “Ochishchenie”, которая посвящена эпидемии чумы в России в 1654 году, зашла присутствующим не меньше как за счет перформанса, так за счет своей актуальности своей в нынешние времена. Aarsland – это тот самый случай, когда проект нужно слушать исключительно живьём, поэтому если концерты с его участием будут проходить ещё, стоит подумать об их посещении. Только настроение должно быть соответствующим.

За что стоит сказать отдельное спасибо и организаторам, и коллективам-участникам, так это за то, что концерт шел строго по графику, выложенному накануне во встрече ВК, причём с точностью до минуты. Ровно в девять вечера сцена озарилась тёмно-синим свечением, и под звуки атмосферного инструментального вступления, представляющего собой завывание вьюги в полярную ночь (или полярный день, точно не знаю), перед публикой предстали четверо музыкантах в уже ставшим известным имидже – черные балахоны, сшитые из лохмотьев, и причудливые маски из коры деревьев на лицах. Добро пожаловать в колючие и холодные (но оттого не менее притягательные) миры Grima! Восторг захлестнул зрителей сразу же, но поскольку и народу пришло ощутимо больше, чем на прошлое выступление, и число поклонников творчества группы увеличилось после релиза нового альбома, в этот раз обошлось без приколов вроде возгласа из толпы: “А что так печально”? В “Агломерате” собрался народ “в теме”, так что когда через полторы минуты завывание вьюги уступило место колючим гитарным риффам и грозовым раскатам барабанов композиции “Blizzard” (это, кстати, трек с прошлого альбома), ликование зрителей сменилось взрывом угара, градус которого по ходу сета сибиряков только возрастал. Этому способствовали и притягательная атмосфера, и чарующая и действительно красивая музыка группы, и сценическое поведение вокалиста Вильгельма, который ни разу за всё выступление не вышел из образа – все его действия на сценических подмостках, будь то взмах руки или нависание подобно призраку над зрителями первых рядов, смотрелись настолько натурально и значимо, что пару раз я еле сдерживался, чтобы не заорать во весь голос любимую фразу Станиславского: “Верю”!

В музыке Grima нет антихристианских текстов, а повествовательная и умная лирика посвящена лишь природе Сибири - лесам, горам, реке Енисей и миру животному, в этих местах обитающему. Лишь в песне “Mourning Comes At Sunset” с нового альбома можно найти брошенную как бы вскользь строчку: “Крест не имеет силы здесь/Одинокие срубы льют слезы ручьями”. Сравните это с тем, как описывается животный мир в новом треке “Cedar And Owls”, где группе также удалось создать потрясающую музыкальную игру контрастов, скомбинировав мощные блэковые тремоло и забойные бласт-биты с потрясающей по красоте акустической вставкой в середине композиции. Текст песни явно написан от лица сов (“Они недвижно будут так сидеть и ждать прощальный час/Когда рассвет восстанет с прежней силой/И солнце опрокинет мрак”), а в музыке присутствуют вставки их уханья. Стоит сказать отдельное спасибо звукачу за качественно отстроенный саунд, в котором не провалился ни один из перечисленных выше компонентов, а также световику клуба – фотографировать при таком свете было бы очень тяжело, но для передачи атмосферы Grima он подходил оптимально. В каких бы оттенках музыканты группы ни представали, будь то кроваво-красные тона, или темно-синие, или вовсе гремучая смесь разнообразных цветов, всё это стопроцентно соответствовало музыку и исполняемым композициям.

Градус зрительского отрыва возрос до максимума, когда перед старинной вещью “Devotion To Lord” Вильгельм вспомнил, что также умеет играть и на шестиструнном инструменте, и весь оставшийся сет Grima отыграли в три гитары, ещё больше увеличив мощь своей ледяной музыки. С этого момента реакция зрителей была однозначной, варьировалась лишь степень угарности: кто-то летел “камнем вниз на дно”, иные же воспаряли “птицей в небеса”, а слэм на танцполе вообще не прекращался.

С уверенностью можно сказать, что перформанс Grima практически ничем не уступал выступлению какой-нибудь именитой зарубежной блэковой команды. Музыканты идеально чувствовали себя в избранных образах и ролях, не давая ни единого повода для скуки, тоски и кислых мин на лицах собравшихся. Поэтому после того как затихли последние аккорды “Grom”, и Grima изобразили фальшивый уход за кулисы, весь зал вполне ожидаемо не поверил этому, и стены клуба содрогнулись от криков “Ещё!”. Группа вернулась на сцену и исполнила на бис еще два хита со старых альбомов – магическую “Ritual” и “The Moon And Its Shadows”, одну из визитных карточек этих сибирских “лесных братьев”, поскольку в тексте упоминается “Грима великий владыка леса”, давший название группе.

Я не случайно начал отчёт с анализа степени самобытности украинских и российских блэковых коллективов, им же хочу и закончить. Очень часто бывает так, что степень присутствия атмосферы, колорита и индивидуальных черт в музыке напрямую зависит от страны и даже города, откуда группа родом. Так, я сильно сомневаюсь, что упомянутые в начале текста Nokturnal Mortum и Drudkh делали бы такую же музыку, если бы появились где-то за пределами Украины, или альбомы Zgard были бы пропитаны неповторимой атмосферой Карпатских гор и хребтов, не проживай бы лидер и идейный вдохновитель данного проекта Яромысл в тех местах. Второй московский концерт Grima лишь упрочил мое убеждение в том, что такую атмосферную музыку способны создавать лишь люди, в Сибири родившиеся и ныне там живущие. Говорят, что для сочинения своих песен братья Сысоевы зачастую отправляются в леса и на прочие природные ландшафты Красноярского края, и я охотно этому верю. Да и не только я – недаром альбомы Grima, включая недавно вышедший “Rotten Garden” производят фурор, и количество поклонников группы растёт, в том числе, и за рубежом. Уверен, что по окончании локдауна лейблу вполне по силам устроить Grima и тур по Европе, и если он состоится, музыкантам вполне по силам стать “второй Арконой” - разумеется, не в плане стилистики, а по части известности на мировой арене.

Сет-лист Aarsland:

01. Nagovor
02. Otrechenie
03. Tainstvo
04. Ochishchenie

Сет-лист Grima:

01. Blizzard
02. At The Foot Of The Red Mountains
03. Mourning Comes At Sunset
04. Siberian Sorrow
05. The Shrouded In Darkness
06. Devotion To Lord
07. The Shepherds Of The Mountains And Plains
08. Enisey
09. Cedar And Owls
10. Rotten Garden
11. Grom

Бис:
12. Ritual
13. The Moon And Its Shadows

Выражаем благодарность Madstream Booking за предоставленные аккредитации

Текст: Дмитрий “Ward” Куликов
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker