Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

OOMPH!

Архив отчетов
Дата
04.11.2015
Город
Москва
Клуб
Клуб "Bud Arena" (ex-Ray Just Arena)
Организатор
Eventation

Празднование четвертьвекового юбилея Oomph! не могло обойти стороной Россию, страну, где это немецкое трио любят не менее страстно, чем на родине. Если это утверждение кому-то кажется голословным, я рекомендую поискать в сети кадры, на которых запечатлена очередь, выстроившаяся перед входом в клуб “Ray Just Arena” вечером 4 ноября. Я уже видел Oomph! на этой же площадке, и уже тогда в зале было не протолкнуться, но сейчас, похоже, народу пришло еще больше. И ведь это не первый, а уже пятый визит немцев в Москву, причем интервалы между ними редко превышают два года. Поистине, если народ русский какого-то музыканта полюбит, то это всерьез и надолго. Чаще всего на всю жизнь.

К чести Деро, Крэпа и Флюкса, почивать на лаврах они категорически отказываются, и в ситуации, когда большинство других групп предпочли бы «монетизировать» прошлые достижения, они продолжают работать, не покладая рук. Поводом для нынешнего визита группы в Россию стала не только круглая дата, но и совершенно новый альбом, причем вновь очень сильный и успешный. “XXV” вернул трио в немецкий Топ-10, до которого оно чуть-чуть не дотянуло с противоречивым “Die Wahnsinns fette Beute” (2012), что давало все основания рассчитывать на то, что нынешнее шоу Oomph! не станет повторением концерта трехлетней давности. Какой же музыкант откажется от удовольствия играть новые вещи, когда они успешны не меньше миллион раз сыгранных старых?

На самом деле, шоу Oomph! оказалось гораздо более новым, чем я мог себе предположить. Но с разогревом они экспериментировать не стали – концерт открыла та же русская пианистка, которая выступала с немцами в прошлый их приезд, мной пропущенный. 10 минут пианинных импровизаций, на мой взгляд, никак не вяжутся с тематикой мероприятия и с собравшейся на него публикой, но, во-первых, это были всего 10 минут, а во-вторых, после классических симфоний перед выступлением Paradise Lost и рэгги перед The Sisters Of Mercy я уже готов к любым сюрпризам. Хорошо хоть, что шансон не поставили – и на том спасибо.

Однозначный плюс такого разогрева заключался в том, что подготовить после него сцену для хэдлайнеров можно за считанные минуты. Поэтому ожидание, в такой плотной толпе не слишком комфортное, я при всем желании не могу назвать томительным. Всего полчаса – и немецкое трио на сцене. Вот тут сюрпризы начались по-настоящему. Для начала оказалось, что Oomph! приехали в расширенном составе – Деро, Флюкса и Крэпа сопровождали целых четверо музыкантов – басист, клавишник и целых два барабанщика. Не скажу, правда, что звук так уж кардинально отличался от концерта трехлетней давности, когда на сцене было на два человека меньше, но стремление группы сделать выступление максимально живым заслуживает только похвалы. Особенно в ситуации, когда многие и басистом жертвуют, чтобы снизить расходы.

Инструментальные изыски, впрочем, этим не ограничивались – в дополнение к постоянно играющим ударникам, палочки регулярно брал в руки и фронтмен Деро, специально для которого рядом с микрофоном были поставлены два барабана. Ни для кого не секрет, что именно Деро записывает ударные на всех студийных дисках Oomph!, но вживую он до этого ограничивался только ролью фронтмена, которая в данной группе весьма затратна энергетически – вокалисту приходится не просто петь, но и изображать лицом, телом и передвижениями описанные в песнях эмоции. И тем не менее, как говорится, привыкли руки к топорам, а посему в каждой второй песне Деро отводил душу, изо всех сил колошматя по своей скромной установке. Опять-таки, не скажу, что это сильно обогатило саунд, но визуально сделало и без того яркое шоу еще интенсивнее.

Со словом «яркий» я, правда, погорячился – в отличие от предыдущих концертов Oomph!, запечатленных на фотографиях у нас на портале, свет в этот раз не вызывал ничего, кроме желания выругаться. Всю сцену заволакивал тусклый сумрак, из которого прожекторы прицельно подсвечивали лишь Деро – видимо, цель была добиться максимального контраста между ним и «скучным окружающим миром». Я, конечно, не жду от группы света и декораций, сопоставимых по эффектности с Rammstein, но хочется хотя бы более ясно видеть происходящее на сцене. К тому же, не совсем понятно, зачем выставлять на сцену больше музыкантов, если при этом погружать их в полумрак.

К счастью, слово «яркий» в полней мере применимо к программе выступления. Музыканты не только представили целых пять песен с “XXV”, но и прошлись практически по всем предыдущим студийным альбомам, вплоть до одноименного дебютника 1992 года, оставив за бортом лишь “Sperm” (1994). При этом для исполнения “Mein Herz” и “Der neue Gott” Крэп и Флюкс переключились с гитар на специально вытащенные синтезаторы, и на два трека зал погрузился в атмосферу олдскульного EBM, с которого эта группа начинала свою карьеру. “Auf Kurs” с альбома “Monster” (2008), напротив, была сыграна почти в акустике и с живым аккордеоном. Ну а остальной материал – патентованная «новая немецкая жесткость», в отцы которой с полным основанием записывают себя сами музыканты.

Я сильно опасался, что в программе не найдется места песням с ”Die Wahnsinns fette Beute” – этот юмористический и самоироничный диск не нашел понимания у существенной части аудитории, однако  у меня он со временем стал у меня чуть ли не самым любимым. Но нет – музыканты не только сохранили в сете “Unzerstörbar” и “Bis der Spiegel Zerbricht”, но и добавили “Kleinstadtboy”, которую я живьем еще не слышал. Ирония и самоирония всегда были важной частью творчества Oomph!, и было очень приятно видеть, что группа не отказывается от нее даже перед лицом возмущения общественности. Но если говорить об иронии, то не могу, тем не менее, отметить «царапнувший» меня на концерте момент. Те из присутствовавших, кто знает немецкий язык, наверняка оценили шутку Деро перед “Mein Herz” («Мое сердце»): он предложил публике назвать самую первую песню группы, и, якобы услышав из первых рядов “Mein Schwanz” (“Мой», простите, «конец»), притворно возмутился: «Да как вам не стыдно?! Ведите себя прилично!» Так вот, эта же шутка, слово в слово, была произнесена двумя днями ранее на концерте в Нижнем Новгороде. Равно как и не было импровизацией исполнение рефрена из поп-хита “Unbelievable” в ответ на очередную волну восторгов толпы. Такие моменты заставляют в очередной раз задуматься о том, где у «мастодонтов» рок-сцены заканчиваются реальные эмоции и начинается отработанный годами профессионализм.

Не будем, однако, раздувать из мухи слона, тем более что шоу Oomph! как раз и построено так, что, несмотря на общую развлекательную направленность, отдельные моменты должны заставлять зрителя задумываться. Вот, скажем, “Der neue Gott” – что это: китч и «кидание пальцев» обиженного на весь мир подростка или же смелый вызов щупальцам религии? Год написания песни указывает на первое, однако контекст, в котором она исполняется сейчас и здесь – на второе. И таких неоднозначностей в творчестве немцев всегда было более чем достаточно. Не знаю, как у нас, а на родине они обязаны этому своим успехом ничуть не меньше, чем хитовым песням и харизме Деро. Поэтому меня в свое время весьма насторожил отчет моей коллеги о прошлом московском концерте Oomph!: неужели действительно группа стала привлекать у нас преимущественно тинейджерскую аудиторию и ориентироваться на нее? Упрощать, другими словами, свой образный язык и «мессидж».

Оказалось, что переживал я напрасно. То есть, не то чтобы совсем напрасно, ведь отправляясь на концерт Oomph!, надо быть готовым к тому, что фронтмен может вести себя как угодно – например, всю дорогу рассказывать зрителям о том, как сильно он чувствует их любовь, и что у него от нее вот-вот родится ребенок (реальные события 2010 года). Но мне, видимо, везет: когда я нахожусь в зале, Деро проявляет себя с лучшей стороны и грань хорошего вкуса не переходит. Ну а что касается аудитории, то  глупо было бы спорить с тем, что на Oomph! у нас приходят в большинстве своем не ровесники музыкантов и даже не мои ровесники. С другой стороны, мне довелось несколько лет назад посетить московский концерт Green Day, и после него понятие «подростковая аудитория» приобрело для меня совершенно новое значение. Так или иначе, никаких скидок на молодость публики немцы не делали. Лучшее доказательство этому – сет-лист: «левым» людям, пришедшим попрыгать под “Augen auf!” или “Gott ist ein Popstar”, однозначно были бы неинтересны ни EBM-древности, ни ерничество времен “Die Wahnsinns…” Но поддержку публики, пусть и не такую ошеломительную, находили и эти вещи. Так что моя единственная претензия к зрителям заключается в том, что их было уж слишком много. Если тенденция к росту популярности Oomph! после каждого их вояжа в наши края продолжится, то в следующий раз их нужно будет везти, как минимум, в “Stadium Live”.

Впрочем, говорить о следующем разе применительно к этому коллективу – все равно что гадать на кофейной гуще. Каждый их тур не похож на предыдущий, и предсказывать, какие еще безумства придут в голову Деро и его коллегам, совершенно бесполезно. По этой же причине не стоит расстраиваться из-за того, что из программы в этот раз выпало несколько всенародно любимых хитов типа “Sex hat keine Macht” – они вполне могут оказаться в сет-листе на следующий год. Я вот уже давно мечтаю услышать живьем свою любимую “Supernova” – ну что ж, помечтаю еще немного. А вот пожелание со стороны наших фотографов вполне реально и осуществимо – ну включите же на сцене свет, donnerwetter!

Сет-лист:

01.    Alles aus Liebe
02.    Labyrinth
03.    Träumst Du
04.    Mein Schatz
05.    Das weisse Licht
06.    Mein Herz
07.    Der neue Gott
08.    Unzerstörbar
09.    Als wärs das letzte Mal
10.    Wunschkind
11.    Jede Reise hat ein Ende
12.    Bis der Spiegel Zerbricht
13.    Jetzt oder nie
14.    Niemand
15.    Mitten ins Herz
16.    Unter diesem Mond
17.    Auf Kurs
18.    Sandmann
19.    Gekreuzigt
20.    Augen auf!

Бис 1:
21.    Kleinstadtboy
22.    Gott ist ein Popstar
23.    Outro

Бис 2:
24.    The Power of Love / Das Letzte Streiholz / Fieber

Выражаем благодарность Марине Лапкиной (Eventation) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker