Последние 25 отчетов

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

24.11.2023
Санкт- Петербург

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

18.11.2023
Москва

ФОРСАЖ

10.11.2023
Москва

ZMEY GORYNICH

05.11.2023
Москва

АРТЕРИЯ

Wacken Open Air 2015. Day 2 (SAVATAGE, ROB ZOMBIE и др.)

Архив отчетов
Дата
30.07.2015
Город
Вакен (Германия)
Клуб
Вакен
Организатор

Второй день "Вакена" начался с мероприятий, которые стоило провести еще накануне – похода в магазин за продуктами и резиновыми сапогами для Ольги Юрьевны. По результатам наша жизнь в общем и Ольги Юрьевны в частности стала куда более комфортной и сытой, так что приподнятое настроение сопровождало нас всю дорогу до фестивальной зоны, несмотря на то, что обещанный пресс-шаттл так и не заработал.

Грязи на территории фестиваля ожидаемо прибавилось, так что путь до сцен занял у нас несколько больше времени, чем планировалось, поэтому открывавших нашу дневную программу Steve ’N’ Seagulls мы смотрели не сначала. Впрочем, это нисколько не испортило впечатление о бодрых финнах, которые успешно аранжируют рок- и метал-хиты под кантри-ансамбль в составе контрабаса, банджо, аккордеона, гитары и, разумеется, ударных. Результат звучит свежо, причем фермерам из Суоми одинаково хорошо удаются переработки и AC/DC, и "Металлики". Добавьте сюда удачный образ самой группы и яркую подачу материала, приправленную хорошим чувством юмора – и вы поймёте, почему незатейливый клип Steve ’N’ Seagulls на "Thunderstruck" "выстрелил" на YouTube. Этого кавера, правда, мы не дождались – пришлось выдвигаться в сторону "Black Stage", дабы занять места к выходу In Extremo.

Одна из главных групп немецкого фолк-метала пользуется у себя на Родине заслуженной любовью, поэтому уже минут за 20 до их выхода перед сценой собралась изрядная толпа, через которую мы не смогли пробраться в совсем уж первые ряды. Ожидание нам скрашивали дождь и выступление U.D.O. с военным оркестром, имевшее место на соседней сцене. Ни то, ни другое положительных эмоций не вызывало: дождь – потому что мокрый и холодный, ну а U.D.O. удручал неизменными попытками выехать на материале Accept в конце своего сета. "Metal Heart" и "Princess Of The Dawn" уже надоели до скрежета зубовного, честное слово. Тем не менее, я жалею о том, что не услышал исполнявшиеся тем днём "Faceless World", "Man And Machine" и другие хиты собственно герра Удо.

Похоже, смотреть In Extremo два раза в год (весной в Петербурге, летом на фестивале) становится моей традицией. По набору песен «вакеновский» сет получился скорее подмножеством концерта в "Космонавте" - 15 песен против 21, а из несыгранного в Петербурге прозвучали только "Spielmannsfluch" и "Nur ihr allein". Второй, правда, хватило, чтобы мой любимый "Mein rasend Herz" оказался лидером сета, что, разумеется, приятно. Интересно, что этот альбом авторы в большем объёме представляют именно на фестивалях – на “Summer Breeze” в прошлом году с него также сыграли три песни вместо одной-двух.

Снова повторю, что In Extremo – фестивальная команда, которая даже не на хэдлайнерских позициях впечатляет на большой сцене сильнее, чем в любом клубе. На "Вакене", несмотря на плохую погоду, раннее время выступления и отсутствие пиротехники, In Extremo заставили нас забыть нас обо всех этих невзгодах. Даже жирные и грязные краудсёрферши в костюмах жирафа (!!) не смогли испортить впечатление от "Лиама", "Ai Vis Lo Lop" и других нетленок этого маленького оркестра.

Не обошлось и без трогательных моментов – я говорю о поздравлении In Extremo c Днём Рождения группы. На сцену вынесли торт, а перед ней огромная толпа пела "Happy Birthday, dear In Extremo / Happy Birthday to you". Музыканты чисто символически попробовали торт, но большая его часть досталась зрителям, которые еще долго передавали сладкое по рукам.

Фолк-метал далёк от так называемого "аутентичного фолка" примерно так же, как последний далёк от настоящей народной музыки, но In Extremo удаётся на каждом своём концерте создать ощущение праздника, этакого уличного балагана (в хорошем, правильном смысле слова), приближаясь, таким образом, к средневековой традиции. Думаю, их предкам бы понравилось.

Понравились бы нам Dark Tranquillity, которые оставили спорные впечатления в Петербурге год назад, - неизвестно; их выступлением пришлось пожертвовать в пользу Роба Зомби по причинам, опять-таки, логистического характера. Дело в том, что Dark Tranquillity играли на одной из крытых сцен, что, с учётом затруднявшего перемещения месива под ногами, в котором, помимо нас, барахтались еще тысячи металхэдов, делало группу практически недостижимой. Туда мы бы еще добрались, но вернуться обратно на Savatage не смогли бы.

А так нам пришлось преодолеть короткий путь до соседней сцены с громким названием "True Metal Stage" и приготовиться внимать страшилкам. Я не знаток творчества Роберта Каммингса, причем от слова "совсем" - слышал несколько песен, видел пару клипов. Так что врубаться пришлось на ходу, что, впрочем, было нетрудно – музыка Роба Зомби заточена под массы и довольно проста. Это само по себе неплохо, особенно в паре с хорошим шоу.

Сам Роб в какой-то момент пожаловался на то, что его декорации и барабанная установка не доехали до "Вакена", но, честно говоря, даже так всё было довольно красочно – и рассекающий в пост-апокалиптических лохмотьях фронтмен, и размалёванный басист, сменивший за концерт дикое количество примечательных бас-гитар, и гитарист, примеривший на себя не меньшее число образов: от фрика в противогазе до фрика со светомузыкой в зубах (ну, вы поняли, какое слово тут ключевое).

Несмотря на занимательность происходящего, нас не покидало ощущение, что мы видим более индустриальную (и скромную) версию шоу Элиса Купера, воспоминания о котором не потускнели за месяц, прошедший после "Туски". Масла в огонь добавил кусочек из "School’s Out" в "Thunder Kiss ’65" – здорово, что Роб не скрывает источник своего вдохновения, но на контрасте заметно и то, что этого вдохновения не хватает для написания хитов такого же масштаба. Да, в сете были действительно цепкие песни типа "Sick Bubble-Gum", но их концентрация не достигла критической, а значит, мы вряд ли снова захотим посетить выступление мистера Каммингса. В конце концов, от того, что я предпочту снова увидеть Купера и Даймонда, а не Роба Зомби, последний мало потеряет.

Не дождавшись завершения сета Роба Зомби, мы переместились обратно к соседней "Black Stage" – места на Savatage, первопричину этого путешествия, следовало занять заранее. Тех же убеждений придерживался и фанатский интернационал вокруг нас: тут вам и латиносы, и болгары, и даже соотечественник "Савы" из Техаса.

Наконец, из динамиков зазвучало интро "The Ocean", а на экране появилась увитая розами белая гитара Крисса Оливы - совсем как та, что стояла 23 ноября 1993 года на том месте, которое обычно занимал Крисс на сцене. Джон, его старший брат и мастермайнд Savatage, заиграл на клавишах вступление "Gutter Ballet". Ее подхватывают остальные музыканты: Крис Кэффери, Джонни Ли Миддлтон, Эл Питрелли и Джефф Плэйт. Джон поёт всю песню сам, без участия Зака Стивенса, который выйдет к нам только на "Edge Of Thorns". Соло Крисса по традиции играет Кэффери - он, в отличие от Скольника, один в один снял соло покойного коллеги. На экранах зачем-то мелькая неуместная визуализация - какие-то скелеты со свечами. Что это, зачем оно здесь?...

Джон Олива покидает клавишную стойку - она ему ни к чему на "24 Hrs. Ago", песне с "Hall Of The Mountain King", последнего прямолинейного альбома Savatage. Свободный фронтмен из Джона так себе - мешает лишний вес. Впрочем, по сцене человек-гора бродит недолго - после басового прохода нужно сыграть пару пассажей на клавишах, так что он возвращается к ним.

С клавиш же начинается и "Edge Of Thorns", и к Savatage присоединяется Зак Стивенс. Кажется, что его голос звучит сильно ниже, чем в оригинальной записи, хотя на самом деле разница между ней и вакеновским исполнением - всего полтона. А вот соло Кэффери снова практически не отличить от студийного - и спасибо ему за это.  

Не все знают, что изначально "Jesus Saves", исполненная следующим номером, звучала совсем по-другому. Как - можно послушать на переиздании "Streets: A Rock Opera - Narrated Version". Ну или порыться в бонусах к другим изданиям - там она фигурировала как "DT Jesus". Мне больше по душе именно эта версия, но на "Вакене" прозвучала вторая, "классическая". Что ж, тоже здорово.

Пришла пора солировать и Элу Питрелли - "The Storm", инструментал с "The Wake Of Magellan", строится именно вокруг этого. Искрящийся дождь пиротехники подчеркивает начало основной гитарной темы, а вот визуализация на экранах (на этот раз то ли дождь, то ли душ) начинает уже порядком раздражать своей неуместностью. Но это всё цветочки по сравнению с дурацкой анимированной красноглазой горгульей на "Dead Winter Dead". Возможно, с большого расстояния она выглядела не так плохо, но вблизи производила впечатление работы неумелого школьника. Ну а во время "Hall Of The Mountain King" на экранах появились плохо прорисованные молнии. Зачем была нужна вся эта не имеющая отношения к музыке муть, мне решительно непонятно.

Но что не лезет вообще ни в какие ворота, так это то, что отыграв семь песен, Savatage покинули сцену. Небольшая пауза, во время которой на экранах продолжается вакханалия дурного вкуса, - и на соседней " True Metal Stage" появляются Trans-Siberian Orchestra (причем, говорят, со Стивом Ваххольцом из "классического" состава Savatage за барабанной установкой). Тут надо сделать ремарку - первоначально было заявлено, что Savatage и TSO будут одновременно исполнять одни и те же песни. Стоя перед "Black Stage" и слушая Savatage, свою группу №1 на фестивале (а может, и в жизни), я не очень задумывался о том, аккомпанирует ли им в данный момент TSO на соседней сцене. Ничего, очень скоро я оказался в той же ситуации, в которой находились слушатели, выбравшие TSO, на протяжении предыдущих 7 песен: под дождем, перед пустой сценой, наблюдая за происходящим с низко висящих экранов. Так, в атмосфере уныния и разочарования, для нас прошел сет TSO, которых я, вообще-то, очень люблю. И сольное выступление которых в прошлом году запомнилось мне куда больше так называемого (об этом чуть позже) реюниона Savatage.

В исполнении Trans-Siberian Orchestra прозвучали не только их собственные песни, но и, внезапно, саватажевский эпик "Turns To Me". Долгожданное возвращение блудного Savatage на "Black Stage", напротив, началось исполнением TSO-шной "Mozart And Memories" - наконец-то, на двух сценах одновременно. Почему нельзя было играть на двух сценах с самого начала и зачем вообще перегружать выступление инструменталами Trans-Siberian Orchestra – понять невозможно. Бессмысленности и беспощадности происходящему добавила замена Эла Питрелли (он остался с TSO) на Билла Хадсона: последний выглядел бы уместно в любой металкоровой банде, но никак не в составе Savatage. Когда я узнал о том, что для него еще и подписные медиаторы с логотипом Savatage напечатали, то просто обомлел. Остается надеяться, что это разовая акция, и возможные будущие концерты Savatage пройдут без него.

Две трети концерта остались позади, но вот, наконец-то, прозвучало что-то действительно неожиданное: "Morphine Child" c "Poets And Madmen", вышедшего аж 14 лет назад. Кто-то может назвать этот альбом спорным, но "Morphine Child", без сомнения, стоит в ряду лучших композиций позднего Savatage. Для меня это был пиковый момент концерта – группа наконец-то звучала как тот самый Savatage, а не расширенный состав TSO, решивший бабла ради выучить/вспомнить несколько песен своего "родителя".

Интересно, что за история лежит в основе нового альбома TSO "Letters From The Labyrinth", который выйдет в этом году. Название новой песни, исполненной следующим номером на "Вакене", интригует – "King Rurick". Это ведь явно про нашу с вами историю, между прочим. Правда, саму песню я вообще не запомнил – видимо, организм жаждал "Саватажа" и напрочь отказывался воспринимать все остальное. Чертовски жаль, что вместо полноценного сета Savatage и полноценного же сета Trans-Siberian Orchestra мы получили слепленного из двух программ Франкенштейна.

"Believe", "Chance" и "Christmas Eve (Sarajevo 12/24)", по идее, должны были бы стать кульминацией выступления Savatage, но по факту звучали (и выглядели) как часть шоу Trans-Siberian Orchestra – непонятно, например, зачем нужен второй вокалист в "Believe". Собственно, первую и третью композицию я слышал в 2014 в исполнении Trans-Siberian Orchestra, и там все это смотрелось как-то уместнее. Тем не менее, "Believe" - это "Believe", так что я проглотил всё свое недовольство и вместе с толпой пел припев: "I am the way/I am the light/I am the dark inside the night…" и далее по тексту.

Чем же закончился реюнион Savatage на "Вакене", первое выступление группы с 2003 года? Может быть, "Power Of The Night"? Или "When The Crowds Are Gone"? Или "Hounds"? Или "Strange Wings"? Нет. Вечер завершил "Requiem (The Fifth)" от Trans-Siberian Orchestra. Дальше пусть каждый сам для себя ответит, было ли это реюнионом Savatage. Мой ответ – нет. За год до этого Trans-Siberian Orchestra играли немногим меньше материала Savatage, исполняя, между прочим, "Handful Of Rain", "Hourglass", "All That I Bleed" и "This Is The Time". И это было потрясающе. Фактически, на "Вакене" сыграл расширенный состав TSO – позвали Оливу, позвали Зака, вспомнили несколько песен, прозвучавших в начале. И это тоже было бы здорово, если бы не проходило под вывеской РЕЮНИОНА SAVATAGE. Чёрт побери, да лучше бы Savatage полтора часа играли на крытой сцене без всей этой пиротехники, света, прыгающих скрипачек, вокалисток, идиотской визуализации на экранах…всего того, что не имеет отношение к, возможно, лучшей метал-музыке на свете. К музыке, которая была принесена в жертву шоу. Примечательно, что именно люди, далёкие от творчества Savatage, остались довольны их выступлением: "все хиты", "эпичнейшее шоу", "лучший концерт года" - вот что писали они потом в интернетах… Это не Savatage, друзья мои. Послушайте "Саву" как следует, поальбомно, потом сравните сет-лист с "Вакена" с сет-листами хотя бы 2001-2003 годов – и поймёте, о чем я.

Единственное, что внушает оптимизм – это сам факт состоявшейся акции. Возможно, за ней последуют полноценные выступления Savatage и, кто знает, новый альбом. В остальном же, вышеописанные два часа стали моим самым большим разочарованием на фестивале. По счастью, на этом огорчения закончились, и дальше нас ждали только радости – как запланированные, так и неожиданные. Об этом – в следующих главах.

Текст: Павел Власов
---------------------

Кажется, пока ничего не было сказано о том, где, на мой взгляд, гнездилась душа Вакена. Главные сцены с полыхающей бычьей головой в несколько десятком метров, ринг для реслинга в шатрах и собственно крытые сцены, пивносцена — все это могучее сердце-горн, качающее раскаленную кровь, натянутые жилы, плоть и все прочие органы, которые вам только хватит фантазии вообразить (хотя, как вы уже могли понять, в этом году сие «тело» было весьма космато и угрюмо). Сосредоточие душевности и сердечности же можно было обнаружить рядом с дрейфующим в грязевых заливах Wackinger Village драккаром у крепостных стен — “Wackinger Stage”. В этом году сцене решили придать более средневековый вид, окружив её деревянной оградой с условными башенками. Но, разумеется, не в башенках и ограде соль. Главное в том, что именно здесь выступали Comes Vagantes, пожалуй, одна из самых интересных средневековых групп-ветеранов Вакена, которая может зарядить вас наитрушнейшей средневековостью по самое не хочу. Если вкратце, то это четыре волынки — весьма аутентичного вида на мой неискушенный глаз, — украшенные оскаленными драконьими мордами и старательно раздуваемые бравыми молодцами в полосатых шароварах. Всё действо сопровождалось бубенцами и ухающим барабаном. И хотя мое сердце навсегда отдано виденному мною в том году фронтмену Soar Patrol с неподражаемой бородой и столь же неподражаемым драконом, реющим над килтом на спине, Comes Vagantes являли собой пусть менее воинственное, но столь же живописное зрелище. Что до репертуара, то ценители подобной музыки могли с легкостью опознать своего рода фолковые «хиты» вроде ”Ai Vis Lo Lop”. Словом, отрада глаз, услада уху. Разве что при всей бодрости и задоре такие до кончиков ногтей аутентичные мелодии сложно распробовать, если уже успел напитаться чем-то привычно тяжелым и (около)метальным.

Чего не скажешь о Ye Banished Privateers, которых мне посчастливилось несколько раз наблюдать в том году, и аж трижды — в этом. Ахой, друзья и братья, пираты ступили на наш берег! За криками «долой губернатора!», “Yarr, harr, harr says old Jack Tar” и прочим можно было позабыть, что ты на «святой земле Вакена», где суровые металлюги рубят суровый «митол» и обливаются кровью. Возможность накричаться всласть, потрясая кулаком в воздухе, с лихвой предоставила каждая песня; оставалось только выбрать, что же милее вашему сердцу — тонущий корабль (“So cut up the rope ‘cos the ship is sinking! Ship is sinking doooown”) или же бутыль рома. Или гимн Либерталии? Что до меня, то я до сих пор не определилась с фаворитами и каждый божий день слушаю пиратов со шведских берегов, мечтая повидать их еще разок в следующем году. Я пока недостаточно безумна, чтобы ради одной-единственной группы сорваться на пиратский фест (а такие проводятся), но на оба студийных альбома разорилась, а это уже само по себе событие исключительное. Впрочем — и сейчас я говорю без каких-либо преувеличений — диски оказались лишь бледным отголоском того пьянящего чада, который окутывал сначала “Wackinger Stage”, а затем “Beergarten Stage”. Это был не столько музыкальный сет, сколько мини-спектакль с полным погружением. Песни не только звучали драйвово — каждая из них была превращена в полноценную историю с кабацкими драками, ясноглазыми портовыми шлюхами, не в меру строптивыми капитанами, лихими морячками, бочками рома, конопляными канатами и морями, за которыми — как поведал нам беглый каторжник с отрубленной рукой — лежит Либерталия. Кажется, я пропустила (трижды!) нечто масштабное на главных сценах, но, знаете ли, мне немного плевать — ничего более искреннего, более живого, более веселого и яркого со мной не происходило. Yo-ho! Hi-ho! All rise against the gov'nor!

И таким было всё или почти всё, творящееся в викинговской деревне. Под вечер я, разочаровавшись группами в шатрах и соскучившись в ожидании чего-то у главных сцен, случайно набрела на Eric Fish & Friends (о чем я узнала в середине сета, развернув-таки свою отчаянно промокшую программку). У меня было ощущение, что я угодила на какой-то квартирник, где все друг друга давно знают, понимают с полуулыбки и согласно друг другу кивают. Я ни черта не поняла, о чем там Эрик так здорово шутил по-немецки и что за байки он травил на немецком же, уж тем более я не могла подпевать немецким песням (мочь-то не могла, а все равно подпевала), но я четко помню ощущение чего-то невероятно теплого, доброго и легкого. Словом, не только то здорово, что гремит с главных сцен.

Текст: Лена Пашко

Сет-листы:

In Extremo

01.    Requiem
02.    Frei zu sein
03.    Zigeunerskat
04.    Erdbeermund
05.    Himmel und Hölle
06.    Vollmond
07.    Feuertaufe
08.    Spielmannsfluch
09.    Omnia Sol Temperat
10.    Liam
11.    Nur ihr allein
12.    Unsichtbar
13.    Sängerkrieg
14.    Ai Vis Lo Lop
15.    Küss mich
16.    Rasend Herz

Rob Zombie

01.    Teenage Nosferatu Pussy
02.    Super-Charger Heaven (White Zombie song)
03.    Superbeast
04.    Get Up (I Feel Like Being a) Sex Machine (James Brown cover)
05.    Living Dead Girl
06.    Dead City Radio and the New Gods of Supertown
07.    Drum Solo
08.    More Human Than Human (White Zombie song)
09.    Sick Bubble-Gum
10.    Pussy Liquor
11.    Meet the Creeper
12.    Never Gonna Stop (The Red, Red Kroovy)
13.    Blitzkrieg Bop (Ramones cover)
14.    Enter Sandman (Metallica cover) (only half played)
15.    Thunder Kiss '65 (White Zombie song) (with Guitar Solo and "School's Out" snippet)

Бис:
16.    Dragula

Savatage / Trans-Siberian Orchestra

01.    The Ocean
02.    Gutter Ballet
03.    24 Hrs. Ago
04.    Edge of Thorns
05.    Jesus Saves
06.    The Storm
07.    Dead Winter Dead
08.    Hall of the Mountain King
09.    The Mountain (Trans-Siberian Orchestra song)
10.    Carmina Burana (Trans-Siberian Orchestra song)
11.    Turns to Me
12.    Another Way (with Russell Allen)
13.    Piano Solo
14.    Mozart and Memories (Trans-Siberian Orchestra song)
15.    Morphine Child
16.    King Rurick (Trans-Siberian Orchestra song) (First live performance of new song)
17.    Believe
18.    Chance
19.    Christmas Eve (Sarajevo 12/24)
20.    Requiem (The Fifth) (Trans-Siberian Orchestra song)

Фото: Ольга Юрьевна

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Спрятать фото

Steve 'n' Seagulls

In Extremo

Rob Zombie

Savatage

eXTReMe Tracker