Последние 25 отчетов

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

Ария-Фест 2015. День 1 (АРИЯ + гости, AVATAR)

Архив отчетов
Дата
28.11.2015
Город
Москва
Клуб
Клуб "VK Stadium" (экс-Adrenaline Stadium)
Организатор
The Motley Concerts

Благое дело организации металлических фестивалей в России хоть и сдвинулось в последние годы с мертвой точки, но движение это дается всем сопричастным с большим трудом. Так, прошлогодний «Ария-Фест», несмотря на отменный состав участников (Hammerfall, Edguy, Accept), принес организаторам финансовые результаты, очень далекие от ожидаемых. Что поделать, в отличие от европейских «собратьев по разуму», отечественные металлисты ходят не на тусовку и не на «ивент» под раскрученным брендом, а на совершенно конкретных артистов. Поэтому в этом году промоутеры решили не экспериментировать, а посвятить весь фест коллективу, название которого вынесено в его название. Тем более что объективный повод для этого имелся – самой известной российской металлической группе исполнилось 30 лет.

Впрочем, расстраиваться здесь особо не о чем, ведь дата действительно колоссальная. За эти годы Ария испытала все взлеты и падения, которые только могут выпасть на долю рок-коллектива: зарождение в судьбоносном для страны 1985 году, череда перестроечных побед второй половины 80-х, уход в подполье на фоне экономического краха начала 90-х, триумфальное возвращение на стадионы на стыке тысячелетий, «развод» с казавшимся незаменимым Валерием Кипеловым, тягостная «жизнь после смерти» с Артуром Беркутом и новый взлет, начавшийся уже в нынешнем десятилетии с появлением у микрофона Михаила Житнякова. На территории нашей страны, наверное, не найдется ни одного металлиста, который бы никогда не слышал Арии, и хотя у многих со временем появлялись другие кумиры, есть и те, кто пронес теплые чувства к этой группе практически через всю сознательную жизнь. Как, например, автор этих строк, для которого увлечение тяжелой музыкой и началось с видеоклипа «Улица роз», случайно увиденного по телевизору под самый конец 1988 года.

Сам по себе концерт Арии трудно назвать из ряда вон выходящим событием – они случаются в Москве каждый год. Но по случаю юбилея музыканты придумали целый ряд эксклюзивов, которые не увидишь на рядовых выступлениях. Второй день празднования, растянувшегося на два дня, был отведен под возрождение программы «Классическая Ария», которая до этого исполнялась всего несколько раз еще в «кипеловский» период, а на первый день были приглашены экс-участники коллектива – Сергей Маврин, Сергей Тереньтев, Алик Грановский, Александр Манякин и, конечно же, Валерий Александрович Кипелов, который для большинства поклонников до сих пор остается идеальным «арийским» фронтменом. И хотя это далеко не первый реюнион Арии с мятежным вокалистом (до этого бывшие коллеги уже воссоединялись на праздновании 20-летия альбома «Герой асфальта» в 2007 году и на 25-летии группы в 2010-м), за минувшее с тех пор время успело подрасти уже новое поколение поклонников, никогда не видевшее Арию в таком составе, да и старые фэны отнюдь не были настроены пропускать столь редкую возможность тряхнуть стариной. Результат – совершенно неслыханный аншлаг в “Stadium Live”, клубе-«девятитысячнике», где столько народу не собирали ни Slayer с Anthrax, ни Judas Priest, ни даже Guns N’ Roses. При этом цены на билеты ближе к дате мероприятия вполне можно было назвать не иначе как «космическими»!

Чем больше народа, тем больше сложностей со входом - об этом расскажет вам любой меломан, имеющий какой-никакой опыт посещения концертов в Москве. Однако для «дверей предержащих» скопление народа у стен площадки, похоже, каждый раз становится сюрпризом. Вот и в этом раз им не удалось сделать хотя бы то минимальное, что можно сделать для облегчения участи зрителей при аншлаге – открыть вход вовремя. Конечно, что такое 40-минутная задержка для тех, кто выжил, например, на концерте Арии 2002 года в Зеленом Театре или на концерте Кипелова 2003 года в Лужниках, но этого оказалось достаточно, чтобы отдельная очередь из ВИПов, которым за отдельные деньги был обещан первоочередной запуск, смешалась с рядовыми фанатами, и получившаяся толпа обмотала клуб кольцами, больше напоминающими смертельный захват питона. Не буду описывать подробности нашего «брусиловского прорыва» через горнило «Стадиума» (в конце концов, по сравнению с вышеупомянутыми концертами начала нулевых это действительно сущие пустяки), но если бы не соответствующая задержка и самой программы вечера, фотографий с выступления Avatar наши читатели бы не увидели. А мы бы, в свою очередь, не увидели самого выступления, т.к. если по-честному вставать в конец очереди, в ней можно было легко провести часа полтора.

Участие Avatar – по сути, единственное, что оправдывало фестивальный статус мероприятия, но сам этот выбор трудно назвать однозначным. На счету этих шведов уже пять студийных альбомов, однако в России они практически не известны – не только в кругах поклонников Арии, но и вообще. Действительно, выдающимся их прочтение модерн-мелодик-дэт-метала можно назвать лишь с большой натяжкой. Зато в зрелищности шведам не откажешь – каждого из музыкантов отличают яркий грим и стильные костюмы, а особенно в этом преуспел фронтмен Йоханнес Екерстрем, одновременно напоминающий Элиса Купера и своего земляка Йоакима Берга из Hardcore Superstar. Но подлинные причины попадания Avatar на столь почетное по российским меркам место стали мне ясны, только когда группа вышла на сцену. Вряд ли музыканты сами это понимали, но их, по сути, кинули «на растерзание» толпе, которая, во-первых, пришла смотреть на Арию и только на Арию, а во-вторых, в массе своей вообще не воспринимает столь экстремальную музыку. Практически любая российская команда, независимо от ее известности, опытности или стилистической уместности, была бы в этой ситуации просто согнана со сцены. Однако Avatar оказались закаленными бойцами, за годы туров и фестивалей накопившими немалый опыт завоевания публики «с нуля». Они были настолько полны решимости «порвать» зал, что у них это, по большому счету, получилось. По крайней мере, скандирование «А-ри-я, А-ри-я» я слышал во время их сета лишь однажды, а все остальное время огромнейшая толпа в худшем случае уважительно смотрела и слушала, а в лучшем – рубилась от души. И пусть никакого желания продолжать знакомство с творчеством Avatar у меня так и не возникло, я не могу не отдать им должное – в плане сценической подачи у этого квинтета есть чему поучиться всем без исключения виденным мной отечественным артистам.

В перерыве между выступлениями, пока техники убирали со сцены аппаратуру шведов, из-за кулис появился главный бич «Ария-Фестов» - ведущий. И пусть вменяемого конферанса я не слышал ни на одном из предыдущих мероприятий под этой вывеской, в этот раз его маразматичность просто зашкаливала. Честно говоря, личность ведущего я не выяснял, но сложилось впечатление, что это человек, очень далекий от тяжелой музыки, однако изо всех сил стремящийся показаться металлистам «своим в доску», отчего выглядящий на редкость гротескно и глупо. Металлисты, впрочем, тоже отличились: на вопрос ведущего, выпили ли собравшиеся перед тем, как послушать любимую группу, «нет» прозвучало из зала раза в два громче, чем «да». Я, только что отошедший в этот момент от бара, чуть пивом не поперхнулся. Ну, право слово, это рок-н-ролл или детский утренник?

К счастью, приготовления перед сетом Арии не затянулись, и где-то через полчаса из колонок зазвучало оркестровое попурри, уже знакомое мне по предыдущему «арийскому» юбилею, а на экранах пошел видеоряд с архивными съемками всех 30 лет истории коллектива. В 2010 году это вступление стало для меня одним из самых эмоциональных моментов всего юбилея; со «второго захода» эмоции, конечно, притупились, но нельзя было не прийти в восторг, когда вся 9-тысячная толпа слаженно запела на хорошо известный мотив «Я любил и ненавидел, но теперь душа пуста…» Это действительно всенародная любовь, и вызывающие ее артисты заслуживают подлинного восхищения.

Но вот интро доиграло, а на сцене наконец-то оказались сами виновники торжества, бодро открывшие свой сет отменным боевиком «Через все времена» с последнего на сегодняшний день альбома. В который уже раз напишу, что приход Михаила Житнякова подарил Арии новую жизнь – с ним она снова начала смотреться уверенным в себе коллективом, в котором каждый участник чувствует себя на своем месте и понимает, почему он здесь находится. Более того, с Михаилом группа может исполнять совершенно любую вещь из своего обширного репертуара, не боясь, что какие-то партии фронтмен не вытянет или прозвучит в каких-то песнях нелепо. Эту широту возможностей и способность их реализовать Ария и демонстрировала в следующие 75 минут. Из новых песен прозвучали также «Ангелы неба», «Точка невозврата» и «Феникс», из периода с Артуром Беркутом – «Колизей», «Крещение огнем» и зачем-то «Меченый злом», а из «кипеловской» классики - «Обман», «Штиль» и куча других замечательных номеров. Особо хочу отметить исполнение «Паранойи», которую я не слышал живьем лет, наверное, 18 - со времен тура в поддержку альбома «Ночь короче дня» (1995). Прекрасная программа, что ни говори, оставившая кучу положительных впечатлений. Подпортить эти впечатления пытался кашеобразный саунд, однако Ария относится к небольшому числу коллективов, которые как-то ухитряются «прозвучать» даже на площадках с неоднозначной акустикой. Если мне удавалось в начале нулевых получать удовольствие от их выступлений даже в таком кошмарном месте, как Ледовый дворец ЦСКА, то «стадиумовский» звук, хоть и далекий от идеала, испортить мне праздник был явно не способен.

Зато кайф ощутимо обламывала видимая невооруженным взглядом усталость музыкантов, особенно на контрасте с выступлениями двух-трехлетней давности. Тогда группа, только-только сменившая фронтмена, выходила на сцену «наступать и побеждать», а сейчас, как мне показалось, очень многое в шоу уже стало для них рутиной. Возможно, сказывается тот факт, что осенью Ария откатала большой тур, после которого сразу же принялась за репетиции перед юбилеем, и на само выступление сил у них осталось уже совсем немного. И уж совсем грустно было смотреть на Владимира Холстинина, который весь концерт провел на одном месте с правого края сцены, делая максимум два-три шага в сторону. Все знают, что в 2014 году гитарист столкнулся с серьезными проблемами со спиной, перенес операцию и долго после нее восстанавливался, однако в начале 2015-го Владимир бодро рапортовал, что все трудности позади. Однако либо восстановление затянулось, либо проблемы обострились снова, но впечатления здорового человека он совсем не производил, хотя улыбался, пожалуй, даже больше обычного.

Отыграв 12 песен в текущем составе, «арийцы» наконец-то решили вспомнить о тех, кто стоял у истоков коллектива. К сожалению, повод для этого оказался весьма грустным – летом из Бельгии пришло известие о смерти клавишника Кирилла Покровского, который играл на первых двух альбомах Арии и сочинил для нее знаменитейший инструментал «Мания величия». В его память на экране была пущена еще одна нарезка из архивных кадров (ничего подобного я раньше не видел и даже не подозревал о том, что такие реликты существуют), а аккомпанементом послужила фонограмма песни «Реквием». С одной стороны, немного жаль, что был выбран именно такой способ помянуть Кирилла: «Реквием» - немногих песен с альбома «Феникс» (2011), которые никогда не исполнялись на концертах, и я был бы счастлив послушать ее хотя бы в формате «живой вокал под клавишную минусовку», но музыканты, судя по всему, решили, что Михаил у микрофона будет отвлекать внимание на себя, и в этой логике есть свой резон.

Как бы ни было трагично произошедшее с Кириллом (это ведь первая смерть в «арийской семейке»), все печали оказались забыты, как только барабанноое вступление Макса Удалова возвестило о начале песни «Раскачаем этот мир», а у микрофона оказался долгожданный Валерий Кипелов! Самый почитаемый вокалист на российской тяжелой сцене пребывал в прекрасном настроении и – что самое главное – в прекрасной вокальной форме; по крайней мере, спел он на порядок лучше, чем год назад на фестивале “Moscow Metal Meeting”, где я едва не сбежал, зажав руками уши, после его исполнения «Мертвой зоны». Сейчас же получасовой сет Кипелова с Арией был совершенно безупречен, как будто бы разбросанные части паззла наконец-то встали на свои места. Единственную ложку дегтя вносило осознание того, что четыре песни из шести («Осколок льда», «Бой продолжается», «Баллада о древнерусском воине», «Улица роз») уже звучали в той же конфигурации на прошлом юбилее. Впрочем, это, наверное, придирки. Куда серьезнее – и как этого можно было бы избежать, я не знаю – то обстоятельство, что если в 2010 году выход Кипелова воспринимался как эмоциональный взрыв, как откровение, как шторм на фоне трехбалльного волнения, то сейчас он вызывал скорее чувства из серии «ага, интересно». Ведь при всем уважении к Валерию Александровичу, Ария сейчас прекрасно себя чувствует и без него.

Без кого Ария действительно не смогла бы обойтись, так это без своих поэтов. И в этот раз, в отличие от 25-летия, у них получилось не только поприсутствовать в зале, но и выйти на сцену. Маргарита Пушкина представила коротенькое стихотворение, посвященное юбилею, а Александр Елин прочитал – разумеется, вместе с хором фанатских голосов - текст песни «Здесь куют металл». Что забавно, при этом он время от времени подглядывал в мобильный телефон, хотя любой поклонник расскажет вам эти слова наизусть, даже если его разбудить в 5 утра после жестокой пьянки. Впрочем, писалась эта классическая вещь 29 лет назад – раньше, чем большинство поклонников появилось на свет - так что Александру такая забывчивость просительна.

Сами «арийцы», однако, никого не забыли, и с первыми аккордами «Тореро» на сцену вышли практически все их бывшие коллеги, кто мог и хотел на нее выйти. Конечно, собрать абсолютно всех не удалось – Игорь Молчанов давно живет в Бельгии, Андрей Большаков почти столь же давно считает концерты не богоугодным делом, а Артур Беркут находится со своей бывшей группой в состоянии юридического конфликта. Но и без них зрелище получилось очень эффектным - четверо гитаристов, двое басистов, две барабанные установки и два вокалиста – действующий и классический. При этом Валерий и Михаил за счет сходства во внешности и манере поведения порой были неотличимы друг от друга, из-за чего создавалось впечатление, что на сцене находятся сразу два Кипеловых. В Сети после концерта было сломано немало копий на тему того, кто кого «перепел», но мне из зала показалось, что со своими партиями отменно справились оба. Другой вопрос, что во время предыдущих реюнионов «арийцы» старались дать вокалистам отдельные роли (вспомните, например, сногсшибательный дуэт Валерия и Артура в «Игре с огнем» на DVD «Герой асфальта – 20 лет»), а в этот раз получился скорее джем-сейшн, где произвольный набор музыкантов играет произвольный набор песен, которые просто всем нравятся и «вообще классика». Хотя определенная логика в выборе песен все-таки присутствовала – авторство каждого из четырех исполненных «толпой» треков принадлежит кому-то из гостей: «Тореро» - Грановскому, «Грязь» - Тереньтеву, «Следуй за мной» - Кипелову, а «Герой асфальта» - Маврину. Исходя из услышанного на пресс-конференции за пару месяцев до концерта, участие «экс-арийцев» я представлял себе несколько по-другому, ну да ладно, я согрешу против истины, если скажу, что получившееся было мне не в кайф.

В то же время, если только не вдаваться в совсем уж оголтелый фанатизм, то рано или поздно приходится задаться вопросом, а не слишком ли многое мы готовы простить музыкантам на фоне радости по поводу их редкого и недолгого воссоединения. Конечно, легко судить о столь масштабном празднике со стороны и тоном видавшего виды критика бурчать: «Вот здесь надо было сделать по-другому». Но так или иначе, по ходу празднования у меня не единожды возникало впечатление, что музыканты идут по пути наименьшего сопротивления. То есть, теоретически они могли бы разучить какие-то неожиданные эксклюзивы, но зачем, когда текущая программа и так хороша? Зачем менять исполняемые с Кипеловым песни, когда публика будет в восторге и от прежних? И так далее.

Скорее всего, моя беда в том, я не могу не сравнивать «арийское» 30-летие с их 25-летием. Тот первый «Ария-Фест» был настолько интересен, настолько здорово организован и воспринимался с таким эмоциональным подъемом, что он и по сей день кажется образцом празднования юбилеев. Нынешнее шоу на его фоне кажется немного «бардачным», немного упрощенным и, что самое печальное, не столь эмоционально ярким. Но я прекрасно понимаю крики радости со стороны поколения «арийских» поклонников, выросшего за последние пять лет, равно как и со стороны тех, кому пять лет назад не довелось засвидетельствовать свое почтение юбилярам лично. Если бы меня не было в 2010 году в СК «Олимпийский», я сам кричал бы вместе с ними.

Но и для «бывалых» вроде меня в «Стадиуме» в этот вечер было немало интересных поворотов сюжета и ярких моментов. Даже если счет посещенных вами концертов Арии идет на десятки, вы наверняка еще немало лет будете с удовольствием вспоминать, как Валерий Кипелов подкидывает микрофон в средней части «Раскачаем этот мир», «празднуя» отлично взятую высокую ноту, или как Сергей Попов прыгает вокруг на голову возвышающегося над ним Сергея Терентьева во время финального общего джема. Конечно, можно пойти стариковским путем и начать с ностальгией вспоминать свой первый концерт или свою первую пластинку, но я не для того хожу на концерты, чтобы потом в очередной раз сетовать на то, что 30 лет назад трава была зеленее, а девушки сговорчивее. Главное, что и 30 лет спустя моя любимая российская группа жива, более-менее здорова, более-менее активна и устраивает для поклонников такие праздники, а поклонники не оставляют их без внимания. Наш бой продолжается, и, как показывает опыт зарубежных коллег, 30 лет – далеко не предел.

Сет-листы:

Avatar:

01.    Intro
02.    Hail The Apocalypse
03.    Let It Burn
04.    Vultures Fly
05.    Get in Line
06.    Bloody Angel
07.    Tsar Bomba
08.    Paint Me Red
09.    Smells Like A Freakshow

Ария:

01.    Оркестровое интро
02.    Через все времена
03.    Ангелы неба
04.    Колизей
05.    Паранойя
06.    Меченый злом
07.    Точка невозврата
08.    Феникс
09.    Обман
10.    Крещение огнем
11.    Ночь короче дня
12.    Штиль
13.    Небо тебя найдет
14.    Реквием (+ видеохроника с К. Покровским)
----------
Сет с Валерием Кипеловым
15.    Раскачаем этот мир
16.    1100
17.    Осколок льда
18.    Бой продолжается
19.    Баллада о древнерусском воине
20.    Улица роз
--------
21.    Стихи Маргариты Пушкиной и Александра Елина
-----------
Сет с с В. Кипеловым, С. Мавриным, С. Терентьевым, А. Грановским, А. Манякиным
22.    Тореро
23.    Следуй за мной
24.    Грязь
25.    Герой асфальта

Бис:
26.    Дай жару

Выражаем благодарность The Motley Concerts за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
© HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker