Последние 25 отчетов

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

Aria-Fest 2016 (АРИЯ, DIRKSCHNEIDER, ALMANAC и др.)

Архив отчетов
Дата
26.11.2016
Город
Москва
Клуб
Клуб "VK Stadium" (экс-Adrenaline Stadium)
Организатор
The Motley Concerts

У нас с коллегами-журналистами есть традиция – каждый конец ноября мы ходим на «Ария-Фест». Да, фестиваль, в успех которого никто не верил, уже стал традиционным. В нынешнем году он прошел уже в пятый раз, и хотя волей обстоятельств двухдневный формат вновь сменился однодневным, все атрибуты международного фестиваля с участием звезд жанра в этот вечер были налицо. Кроме одного – ажиотажа публики.

В моей памяти до сих пор свеж наш прошлогодний «брусиловский прорыв» через двери клуба “Stadium Live”, все подступы к которому оккупировала публика, мечтающая впервые за пять лет увидеть Валерия Кипелова на одной сцене с Арией. Конечно, в те времена, когда западный метал-артист был редким гостем за земле московской, случались в моей концертной практике приключения и посерьезнее, но за последние лет семь другого такого же ажиотажного мероприятия я не припомню. Нынешний фест явил собой полную противоположность предыдущему – никаких толп, тишь и спокойствие и в дверях, и в коридорах, и в огромном зале. Можно было хоть детей младшего школьного возраста с собой брать (что многие зрители и сделали). Единственная заминка возникла в кассах – каждому, кто поторопился и купил билет на два дня, пришлось писать заявление на его обмен и возврат части денег. С указанием, как вы понимаете, паспортных данных, собственноручной подписью и прочими атрибутами советской бухгалтерии, которая никак не хочет уходить в прошлое даже спустя 25 лет после прекращения существования породившей ее страны.

Почему в этот раз фестиваль не «прогремел»? Одной причины назвать не получится. Отчасти тому виной неопределенность с клубом, который летом закрывался за долги и открылся заново буквально за пару месяцев до мероприятия. Отчасти – такая же неопределенность с составом: если об участии Арии, Dirkschneider и Almanac было известно еще весной, то остальных двух отечественных артистов объявили совсем поздно, и, честно говоря, вряд ли они привлекли на фестиваль какой-то дополнительный контингент зрителей. Не последнюю роль сыграло и проведение летнего «Ария-феста», на котором главный информационный повод – 25-летие альбома «Кровь за кровь» - уже был использован. Ну а главным, как мне кажется, явилось то обстоятельство, что наша публика по-прежнему ходит «на имена», а не «на мероприятие». Вариант «Вакена» или «Хеллфеста», на которые десятки тысяч билетов раскупаются еще до того, когда объявят хотя бы одного участника, в Москве не проходит. Наш среднестатистический металлист категорически не ходит на фест для того, чтобы просто потусоваться в хорошей компании, а заодно и правильную музыку послушать. Можно, конечно, сослаться на цены и ассортимент бара в «Стадиуме», которые к тусовкам откровенно не располагают, но ведь и в Парк Горького, где не было проблем с доступной едой и напитками, да и погода стояла на зависть многим европейским фестам, народ не ломился. Ну, не возникает у нас пока тот самый фестивальный дух, за которым те, кто может себе это позволить, едут в Европу. А в его отсутствие на фест собираются только те, кто хочет увидеть конкретных артистов. На Арию с Кипеловым – полный «Стадиум». На Арию без Кипелова плюс «голос Accept» и еще несколько неизвестных широкой публике исполнителей - ползала.

Пока мы искали кассу (ее положение - единственное, что изменилось в клубе “Stadium” после летнего закрытия за долги), пробивались к окошку с аккредитациями через толпу страждущих обменять билеты и т.д., открывавшая фестиваль группа Коrsика (которая, к тому же, вышла на сцену на 15 минут раньше, чем первоначально планировалось) успела завершить свое выступление. Поэтому для нас мероприятие началось со второй песни группы Черный Обелиск. Полтора года назад я видел их на летнем “Moscow Metal Meeting”, поэтому особых сюрпризов от шоу не ждал, но послушать еще раз хорошую музыку всегда приятно, да и посмотреть, как работают на сцене одни из немногих ветеранов отечественной тяжелой сцены, до сих пор остающиеся в строю, никогда не будет лишним. И действительно, в плане саунда это был один из лучших сетов за весь фестиваль – даже Ария звучала похуже. Не подкачала и программа – отменная выборка хитов с двух последних альбомов и «Я остаюсь» в финале. А вот мотивации музыкантам немного не хватало. Всего за полтора месяца до этого у «Обелисков» прошел в Москве большой сольный концерт, посвященный тридцатилетию коллектива, поэтому логично предположить, что «болельщики» послушали группу именно там, а лезть из штанов, чтобы завоевывать среди аудитории «Арию-Феста» новую публику, группе с таким стажем вроде как-то не с руки. Поэтому присутствовал в сете некий элемент формальности – не очень понятно, что мы тут делаем, но раз позвали, не отказываться же. Учитывая, что отвели им на выступление всего полчаса, можно было бы по такому поводу оторваться как-то более по рок-н-ролльному.

Выступление Almanac было для меня самым ожидаемым на фесте. Не скажу, что я огромный фанат Виктора Смольского, но его новый проект, в отличие от всех остальных артистов вечера, я еще не видел, да и выпущенный в марте альбом “Tsar” оказался весьма сильным и на голову превосходил несколько последних работ гитариста с Rage. К тому же, одним из вокалистов Almanac является великолепный Энди Франк из немецких Brainstorm (не путать с попсовыми латвийцами!). Не сильно менее интересен и второй фронтмен – Дэвид Ридман из Pink Cream 69, который до Москвы, к сожалению, не доехал, однако летом я видел Энди с Brainstorm на чешском фестивале “Masters Of Rock” и еще раз убедился в том, что ему по силам заполнить собой любую сцену. Тем более что компанию Франку составляет в Almanac Жанетт Марчевка, отвечающая за женский вокал.

К сожалению, Almanac очень не повезло со звуком – такое часто случается с командами, которые, во-первых, стоят в середине длинной фестивальной программы, а во-вторых, используют в своей музыке много подкладок. Многие помнят, какое жалкое зрелище представляла собой на одном из прошлых «Ария-Фестов» Sirenia – достойная вообще-то команда, которая, увы, полностью капитулировала перед лицом коварной акустики «Стадиума». Almanac, как и норвежцы, пускают в записи изрядную долю партий – оркестр, клавишные (вообще-то живой клавишник в группе есть, но его, как и Ридмана, оставили дома) и еще, скорее всего, вторую гитару. И получают сходный результат – пусть и тяжелый, но хаотический и какой-то ватный звук, в котором вокалистов слышно хуже, чем хотелось бы, а оркестр не слышно почти совсем. Учитывая, что большинство собравшихся об участниках Almanac имели довольно отдаленное понятие, а об их музыке - вообще никакого, немцам пришлось на своем дебютном российском выступлении весьма нелегко.

И вот тут свою роль сыграла разница менталитетов. Там, где наши соотечественники, особенно имеющие пару десятков лет опыта и соответствующее самомнение, пустили бы все на самотек, гордые тевтонцы кинулись в бой с поднятым забралом. Да, у Энди колоссальная дискография с Brainstorm и Symphorce, и вообще он хорош собой, сражает девушек одним взглядом, а выживших добивает красотой и силой голоса. Да, Виктор спродюсировал и научил играть пол-Европы, сочиняет симфонии и написал для Rage такие бессмертные хиты как “Dies Irae” и “Straight To Hell”. Однако если публика их по какому-то фатальному стечению обстоятельств не знает, то это, как говорится, «челлендж», то есть, возможность завоевать эту публику. И пусть в данном случае результат получился неоднозначным, старались они красиво. Я давно не видел, чтобы Виктор получал на сцене столько удовольствия – думаю, со времен тура “Soundchaser” 12-летней давности. А Энди был пусть и не столь активен, как на концертах своей группы, все же пребывал в движении все 45 минут выступления и заставил-таки реагировать на происходящее хотя бы тех, кто стоял в непосредственной близости от сцены. Тем более когда в ход пошли старые вещи Rage, которые часть присутствующих все-таки опознала – “Dies Irae”, “Innocent” и финальная “Empty Hollow”. При этом Энди еще и превосходно «снял» вокал Пиви Вагнера – по крайней мере, ничего в его исполнении давно знакомых песен меня не ломало. Сложнее воспринимались собственные вещи Almanac - им все же нужен более разборчивый звук, чтобы оценить все нюансы. Надеюсь, что коллектив вернется к нам с полноценным сольным выступлением, и тот факт, что аккаунты музыкантов в соцсетях после возвращения на родину пестрели восторгами, дает надежду, что это станет реальностью в относительно ближайшее время.

Dirkschneider настраивались долго и придирчиво, один раз даже остановив уже начавшее звучать интро, чтобы еще что-то «докрутить» в саунде. И их старания не прошли даром – по части мощности и разборчивости звучания они превзошли в этот вечер всех. Впрочем, и по части количества публики тоже – именно во время сета Удо сотоварищи толпа у сцены достигла максимальных размеров. С одной стороны, это несколько неожиданно, ведь герр Диркшнайдер вот уже более 20 лет радует своих российских фэнов регулярными визитами, объездив всю страну вплоть до Владивостока, и не увидел его за это время только самый ленивый и равнодушный металлист. Но с другой, все логично, ведь Accept еще с 80-х являются в наших краях одной из самых «народных» тяжелых групп, уступая разве что Metallica с Rammstein, а если учесть, что нынешний сет Удо состоит из классики Accept полностью, причем, по официальной версии, он исполняет эти песни в последний раз, то интерес к выступлению становится вполне понятен.

Для многих фэнов именно голос герра Диркшнайдера – главная составляющая стиля Accept, а поскольку годы изменили его в разы меньше, чем, например, певческие кондиции Яна Гиллана, то опасаться за то, что он не вытянет что-то из классики, не приходилось. Куда интереснее было послушать, как со своими партиями справятся остальные музыканты, ведь лично для меня стиль Accept в не меньшей степени определяют гитара Вольфа Хоффманна и бас Петера Балтеса. Я уже не раз писал, что обновив несколько лет назад состав U.D.O., патриарх немецкого металла поступил абсолютно правильно – новобранцы Андрей Смирнов и Каспери Хейккинен влили новую кровь в жилы группы, и с ними она обрела очередное дыхание (впрочем, полагаю, и соперничество с вернувшимися из небытия Accept тоже сыграло свою роль). Ребята не ударили лицом в грязь и в этот раз – все знаковые риффы и соло звучали как надо, правда, несколько удивительно было видеть, что подавляющее большинство лидирующих партий отошло Андрею, в то время как на концертах собственно U.D.O. гитаристы более-менее равноправны. В любом случае, роль гитарного героя нашему соотечественнику прекрасно удается – как по игре, так и визуально. На своем месте и ветеран-басист Фитти Винхольд. Пусть он не так выдвинут на передний план на сцене и в миксе, как Балтес, но играет очень мощно и смотрится тоже весьма колоритно. Единственный, к кому есть вопросы – это Свен Диркшнайдер, сын Удо, пару лет назад занявший в группе место барабанщика. Я не умею играть на ударных, поэтому не смогу объяснить в технических терминах, что именно он делает не так, но классику Accept я слушаю с начала 90-х и знаю большинство песен 1981-1985 годов наизусть, поэтому могу сказать, что отсебятины он приносит в эти песни как-то слишком много. Ни предпоследний барабанщик Accept Штефан Шварцманн, ни предшественник Свена в U.D.O. Франческо Джовино такого себе не позволяли. Правда, из всех опрошенных мной посетителей феста это бросилось в уши только мне, поэтому будем считать, что данный минус можно игнорировать.

Куда сильнее многих расстроила усеченная программа – на увековеченном на концертнике “Live – Back To The Roots” выступлении сет Dirkschneider состоял из 24 песен, в то время как в Москве мы услышали только 15. Однако, на мой взгляд, именно такая длительность флэшбэка в Accept 80-х оптимальна – все главные хиты группы (“Metal Heart”, “Balls To The Wall”, “Fast As A Shark”, “Princess Of The Dawn”) прозвучали, а силы на хэдлайнеров еще остались. Правда, желание смотреть их выразили не все собравшиеся – когда стихли финальные звуки “Burning”, аудитория «усохла» минимум на треть. В частности, полностью исчезли зрительницы с детьми младшего школьного возраста – для такой категории зрителей многочасовые фестивали на крытых площадках все же не подходят совершенно.

Ария, как я уже писал чуть выше, главный инфоповод нынешнего года уже использовала на летнем варианте фестиваля. Тем не менее, данное выступление опять было заявлено как посвященное 25-летию альбома «Кровь за кровь». У многих по этому поводу теплилась надежда на какие-то сюрпризы – как минимум, налицо была отличная возможность реанимировать дуэтное исполнение «Штиля» с Удо Диркшнайдером, а кое-кто ждал даже Кипелова, чтобы он спел «Следуй за мной» - его авторский номер с «Крови…». На деле же музыканты просто воспроизвели свою летнюю программу, выкинув из нее одну композицию (ей крайне неожиданно оказалась «Улица роз») и все пиротехническое шоу. Расчет, видимо, делался на тех, кто по каким-то причинам не попал на июльский фест, и эта категория зрителей и вправду оказалась очень довольна. Впрочем, и я, летом выступавший в несколько нетипичной для себя роли фотографа, а сейчас получивший возможность отсмотреть все выступление в менее нервозной обстановке, тоже не расстроился. К тому же, приятно было видеть, что Владимиру Холстинину, перенесшему пару лет назад серьезнейшую операцию на спине, понемногу возвращается подвижность. Пару раз он проделывал «экскурсии» из своего угла к барабанному подиуму, что смотрелось достаточно контрастно по сравнению с его полной статичностью в прошлом ноябре. Однако в целом это выступление «арийцев» воспринималось как совершенно рядовое, словно бы они, поглощенные масштабными проектами типа пиротехнических шоу и туров с оркестром, просто не нашли времени для того, чтобы как следует его продумать. Конечно, и рядовое выступление Арии после появления в ней Михаила Житнякова – это высочайший уровень и исполнения, и материала. Но если вы были летом в Зеленом Театре, весной в «Крокусе» или год назад в том же «Стадиуме», а в этот раз на Арию не попали, то вы, положа руку на сердце, не так уж много потеряли.

Резюме: самый сумбурный и неоднозначный фест за все время проведения мероприятий под «арийским» брендом. Его несомненные плюсы – отменная энергетика Almanac и великолепный сет-лист Dirkschneider – практически уравновешиваются целым рядом мелких косяков и отсутствием какой-либо «фестивальности» в сетах отечественных групп. О потраченном вечере я не жалею ни секунды, но если у вас есть возможность сравнить фесты «там» и «тут», то дальнейшие разглагольствования с моей стороны излишни.

Сет-листы:

Almanac

01.    Tsar
02.    Self-Blinded Eyes
03.    Dies Irae (Rage cover)
04.    Hands are Tied
05.    Children of the Future
06.    Nevermore
07.    Suite Lingua Mortis III – Innocent (Rage cover)
08.    Empty Hollow (Rage cover)

Dirkschneider

01.    Intro
02.    Starlight
03.    Living for Tonite
04.    London Leatherboys
05.    Midnight Mover
06.    Breaker
07.    Winterdreams
08.    Princess of the Dawn
09.    Restless and Wild / Son of a Bitch
10.    Up to the Limit
11.    Screaming for a Love-Bite
12.    Metal Heart
13.    Fast as a Shark
14.    Balls to the Wall
15.    Burning

Ария

01.    Прощай, Норфолк
02.    Ангелы неба
03.    Раскачаем этот мир
04.    Бои без правил
05.    Кровь за кровь
06.    Бесы
07.    Антихрист
08.    Игра с огнем
09.    Не хочешь - не верь мне
10.    Атака мертвецов
11.    Точка невозврата
12.    Крещение огнем
13.    Зомби

Бис
14.    Небо тебя найдет
15.    Дай жару

Выражаем благодарность Денису Турыгину (The Motley Concerts) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Спрятать фото

Черный Обелиск

Almanac

Dirkschneider

Ария

eXTReMe Tracker