Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

Wacken Open Air 2017. Day 2 (MEGADETH, TRIVIUM и др.)

Архив отчетов
Дата
04.08.2017
Город
Вакен (Германия)
Клуб
Вакен
Организатор

Господи, храни пончики и горячий чай! Когда у тебя впереди более чем 12-часовой «рабочий» день, да еще и безвылазно в резиновых сапогах, такие приятные мелочи с утра здорово поднимают боевой дух. Ведь грязь за ночь никуда не делась, а народу прибавилось – второй день фестиваля “Wacken Open Air” сулил еще больше групп, еще больше фотографий и еще больше сюрпризов. На этот раз наша делегация поделилась поровну и почти не пересекалась на фестивальном поле, каждый из нас смог выбрать то, что ему ближе и интереснее. Усаживайтесь поудобнее и приготовьтесь узнать, какая группа в прямом смысле зажгла сцену, какой коллектив оказался в силах остановить дождь и кто стал истинной вишенкой на торте по мнению обоих пишущих авторов.

На этапе формирования личного расписания я поставила жирный вопросительный знак напротив Lacuna Coil – для выступления им выделили полдень, а это рань по меркам фестиваля. Однако почувствовав удивительную бодрость с утра, я решила, а почему бы и не посмотреть на итальянцев, тем более недавний визит в Россию прошел мимо меня? Кроме того, хотелось реабилитировать эту, в общем-то, достойную группу в своих глазах после концерта в 2014 году. Тогда впечатление от «Лакуны» было изрядно подпорчено звуком в клубе «Космонавт», а на таких фестивалях, как Вакен, подобные проблемы если и случаются, то редко. Внушительная толпа перед сценой, похоже, решила поддержать меня в моих начинаниях. Хотя кого я обманываю, ради Кристины Скаббиа можно было и к девяти утра приползти… С 2014 года группа успела сменить черные около-готичные наряды на заляпанные кровищей белые, выпустить новый альбом и вжиться в роли, соответствующие его концепции, а это, ни много ни мало, тематика сумасшедшего дома. Но самое главное – музыканты не растеряли ни своего профессионализма, ни задора. Я все так же придерживаюсь мнения, что Lacuna Coil невероятно хороши на сцене, особенно когда на этой сцене созданы все условия для качественного выступления. Как именно оценивать альбом “Delirium” – дело сугубо личное, однако я уважаю концептуальный подход, да и отрицать то, что Lacuna Coil держат высокую планку и умудряются сохранить свой узнаваемый стиль, просто невозможно. Это хорошо заметно вживую: одинаково отлично качают и такие философско-лиричные вещи, как “Ghost in the Mist”, и уже классические песни типа “Nothing Stands in Our Way” с боевым кличем “We fear nothing, we fear nothing”, послушно скандируемым толпой. Хотелось мне, конечно, услышать “You Love Me ’Cause I Hate You”, но в условиях сокращенного сета от нее отказались – что ж, быть может, и правильно, все-таки для выбранного Lacuna Coil темпа выступления она была бы чересчур медитативной.

Час пролетел незаметно, и кто-то скажет, что этого было мало, но итальянцы успели насытить аудиторию своей энергетикой. В отличие от 2014 года, на Вакене я смогла полюбоваться на всех участников группы, и в первую очередь на ключевых фигур: на этот раз Кристина и Андреа были действительно партнерами на сцене, дополняя друг друга не только вокально, но и визуально (наконец-то мне не обидно за синьора Ферро!). Ну и не могу не отметить, что Скаббиа, как говорится, «могет» и в свои 45 (!) способна преподать молодняку пару уроков не только по исполнительскому мастерству, но и как остаться такой красоткой. Ну и, конечно, она все еще тонко чувствует публику и без труда ею руководит – да и как не покориться, когда с такой очаровательной улыбкой тебя просят замолкнуть хотя бы на минутку? В заключение хочется передать ментальное «пять» техникам, благодаря прямым рукам которых Lacuna Coil звучали просто отлично. С легким сердцем могу признать, что было приятно стать частью их европейского тура – все-таки радостно, когда мнение о группах меняется в лучшую сторону.

А дальше меня ждали – аж сердце замирало – Clawfinger! Что, вы не разделяете мои восторги? Как же прошла ваша альтернативная юность?.. Если вкратце, то эти шведы чуть ли не единственные, кого я уважаю и серьезно воспринимаю в рэп-метале. Своим появлением они разнообразили шведскую тяжелую сцену, хотя путь их к мировому слушателю был долгим – и пока Clawfinger переплывали океан, многие уже успели занять новую нишу. В 2013 году они заявили о прекращении творческой деятельности, сославшись на простую необходимость зарабатывать на жизнь, а с помощью музыки этого у коллектива сделать не получалось – неудивительно, по-моему, сейчас рэп-метал переживает не лучшие времена. Разовые выступления Clawfinger на европейских фестивалях после такого заявления становились эксклюзивными, ведь никто не мог поручиться, что после очередного выступления ребята не свернут контору окончательно. Так что не увидеть Зака Телла и компанию на Вакене я просто не могла.

Не покидало ощущение, что я обязательно испытаю конкретный диссонанс – не люблю я молодящихся пенсионеров, которые все еще пытаются играть то, из чего выросли. К счастью, вместо этой печальной картины перед публикой предстали люди, которые с юмором и почтением относятся к своим годам и результатам деятельности. Причем с довольно уместным, хоть и не изысканно-английским юмором. «А сейчас мы сыграем песню с нового альбома… Который вышел 10 лет назад, ахахаха!» – публика, конечно же, не обижалась на такие ремарки и с удовольствием возвращалась «в свой 2007-й». Пожалуй, единственным пафосно-комичным моментом в выступлении Clawfinger был модный костюм фронтмена – от него, как и положено от цветов профилактики на телевидении, рябило в глазах, но все это чистой воды стеб, конечно же – над зомбоящиком и поколением, им воспитанным. Сам же господин Телл явно придерживается мнения, что надо быть проще и решать насущные проблемы – вот, например, зарядил дождь, и «только мы вместе с вами и вашей поддержкой сможем разогнать его». Дождь, к слову, разогнали, но сдается мне, что тучи просто решили убраться подальше от демонстрируемого Теллом пузика («Мои года – мое богатство!»). Даже закончили выступление – увы, довольно короткое – Clawfinger в своем стиле: «Мы же не хэви-металлисты, сейчас и правда будет последняя песня! Серьезно, последняя». Тем не менее, что называется, было мало, но от души – просто посмотрите фотографии, и поймете, что весело отрываться можно в любом возрасте.

Уже по возвращении домой я узнала, что у шведов вышел новый сингл “Save Our Souls”, который на Вакене исполнен не был. Видать, совсем мужиков достал творящийся в мире беспредел, а Clawfinger умеют копаться в острых и даже скандальных темах. Что ж, ничего революционного в музыкальном плане они уже не сделают, но узнаваемого звука, фирменного вокала и многолетней истории за плечами хватит Clawfinger, чтобы слушатели заинтересовались новым материалом – а там и разговоры о свежем полноформатнике недалеко…

От одних старичков переходим к другим – Grave Digger. Как справедливо заметил один из наших авторов, следивший за группой в прямом эфире, предпочтение в выборе песен отдалось периоду Уве Лулиса, нынче играющего в Accept. И это, полагаю, вызвало некоторое возмущение не только у нашего коллеги, но и у других истинных фанатов – ведь Accept не дают бедняге раскрыться и сыграть лишнюю ноту, в то время как на сцене с бывшими соратниками Уве мог бы показать себя по полной! Что ж, «забитым» и расстроенным музыкант накануне не выглядел, так что оставим придворные интриги. Grave Digger вообще решили не заострять внимание ни на слишком раннем материале, ни на самом свежем и отдали этим периодам минимум места в сет-листе, сосредоточившись на самых востребованных публикой композициях. И все бы хорошо, но для меня выступление Grave Digger развалилось на части из-за неудачного звука и дыма, затянувшего всю сцену настолько сильно, что ни барабанщика, ни – что уже совсем печально – Риппера видно не было. Не найдя, за что бы зацепиться глазу или слуху, я решила отдохнуть и сет дослушивала, праздно рассекая по фестивальному полю.

Абзац, посвященный следующей группе, тоже будет не особо большим, только уже по прямо противоположной причине – Sonata Arctica, несмотря на нашу недавнюю встречу на «Туске», не заставили меня скучать. Мое впечатление от этой группы строится исключительно на теплых к ней чувствах, и я только радовалась очередной возможности послушать финнов, тем более что сет-лист несколько отличался от хельсинского. Конечно, в моем личном рейтинге не все их работы занимают высокие строки, и если окидывать взглядом творчество Sonata Arctica целиком, то период начала нулевых кажется мне наиболее успешным. Но Тони Какко сейчас в отличной форме (да, он выглядит лучше, чем даже на некоторых промо-фотографиях пятилетней давности!), сет-лист включает в себя такие нежно любимые вещи, как “FullMoon”, “Tallulah” и “8th Commandment”, а значит нет причин быть недовольной. Несколько нелепый внешний вид фронтмена (давайте признаем, что Тони не является эталоном стиля) с лихвой компенсировался его лучезарностью: Какко – один из тех, кто от природы обладает каким-то кармическим обаянием. Но, надо отдать должное, выбор в пользу синей футболки был удачным, все-таки красный ему не идет. Что же касается технической составляющей, мое мнение не поменялось: Sonata Arctica должным образом справляются со своим материалом, хотя чего еще ожидать от заслуженных ветеранов пауэр-метала?

Следующие полтора часа я провела как типичный посетитель фестиваля – заняв место поближе к сцене ради предстоящего выступления. А таких умников достаточно. Это время пришлось коротать, внимая звукам с соседней площадки, на которой народ развлекали Saltatio Mortis, в очередной раз наведшие меня на мысли о том, как же сильно в Европе любят своих. А в Германии вдвойне любят своих, играющих фолк-метал. И ничто не способно смутить этих непробиваемых немцев – ни откровенная схожесть с In Extremo (что, в сущности, не есть минус, конечно), ни слабосильный вокалист (не вокалом, так рельефным торсом порадовал!). Публика все равно будет в прямом смысле носить их на руках, а решиться броситься в толпу может себе позволить лишь тот, кто на сто процентов уверен в своем успехе. Такая народная любовь, пожалуй, иногда даже ценнее, чем статус хэдлайнера всего фестиваля.

А вот сейчас многие проклянут меня, узнав, кого я променяла на следующую в моем отчете группу. Честное слово, я бы очень хотела оказаться у соседней сцены, на которой играли Paradise Lost! Павел не даст соврать, что я люблю и мистера Холмса в отдельности, и весь коллектив в целом, тем более после концерта в Питере увидеть англичан снова было бы очень кстати – и вы обязательно узнаете из второй части отчета, насколько крутым было их выступление. Но фестивальное расписание требует жертв, и я решила реабилитировать в своих глазах еще одну группу, в 2014 году оставившую несколько смешанные впечатления – и речь идет об американцах Trivium. Тот концерт в Питере нельзя назвать действительно удачным: в разгар тура был заменен барабанщик, а звук в том же «Космонавте» оставлял желать лучшего – и в результате на какое-то время они выпали из поля моего зрения. Но вернулись с новым альбомом “Silence in the Snow”. Встречен публикой он был неоднозначно – этого не отнять, но лично для меня стал окончательным аргументом в пользу Trivium. Уж не знаю, что сделал Мэт Хифи с самим собой, но на этом лонгплее он зазвучал куда интереснее, и все сложилось – и музыка, и вокал. Конечно же, вполне ожидаемо, что сет-лист все равно состоял почти только из «старых» вещей, хотя порадовала группа и вообще свежей вещью “The Sin and the Sentence”. Она перед этим полтора дня дразнила меня в промо-ролике с экранов у сцен, но вот эта вещь перед нами, вживую – и знаете, зашло! Хотя, чувствую, Trivium обвинят в «опопсении» (уже под новыми видео на YouTube появляются комментарии типа «Верните In Flames их риффы!»)…

Однако же вернемся к самому выступлению, которое для меня прошло в попытках сохранить свою голову и свою технику целыми – все-таки встать во второй ряд было отчаянным решением. После я еще какое-то время вытряхивала из объектива комки грязи, прилетевшие с сапог краудсерферов. А было их очень прилично; честно говоря, я даже не думала, что в Европе у Trivium такая сильная фан-база. Меня и до сих пор не покидает ощущение, что Trivium – это еще мальчишки, а тем временем группе скоро уж 20 лет, она выступает на крупнейших площадках мира и сотрудничает с именитыми лейблами. Однако при этом Хифи будто сам только начинает осознавать масштабы случившегося. С каким воодушевлением он призвал поддержать через пару часов его кумиров Emperor, тыкая себя в грудь – мол, вот, я и футболку их надел, с каким неподдельным удивлением наблюдал, как мужик с огнетушителем боролся с пламенем, постепенно распространявшимся по сцене после очередного «плевка» огнем… Пожалуй, единственный момент, который я не смогла для себя прояснить: а справляется ли Мэт со своим вокалом так же хорошо, как на записи? То ли место было неудачное, то ли его вывели не достаточно громко, то ли просто толпа заглушала – во всяком случае, соседи по ряду очень старательно орали прямо у меня над ухом, а на последней песне не выдержала и я сама.

Заряд адреналина потом мне очень пригодился. Оказавшись в первом-втором ряду, ты не задумываешься, что оттуда еще нужно выбираться – а это, скажу я вам, задача не из легких, когда ты на фестивале-стотысячнике. Тем не менее, в тот вечер я предприняла еще одну вылазку к самой сцене – ради Megadeth. Мои коллеги расставили приоритеты иначе и наслаждались во время моего бдения сетом Emperor – и правильно! Я тоже это делала, хоть и у соседней площадки. Но не буду раскрывать всех подробностей нашей вечерней программы, скажу лишь, что под конец второго фестивального дня нас с Павлом ожидал один из самых приятных сюрпризов «Вакена» – а сойтись во мнении с коллегой бесценно!

Текст: Ольга Юрьевна
--------------

Второй день фестиваля, в отличие от первого, начался для нас рано - в 11 утра на сцены "Вакена" выходили Memoriam и Kadavar, а до того нам еще надо было успеть в пресс-тент. По дороге из кемпинга я услышал некоторые недостающие подробности своего предшествующего дня от наших соседей-немцев, но, пожалуй, оставлю их за рамками этого отчёта и перейду непосредственно к живописанию выступления британцев Memoriam.

Memoriam, ежели кто не в курсе, это проект, образовавшийся на руинах великих Bolt Thrower, моей, пожалуй, самой любимой дэтовой группы. Принципиальные, как и всегда, "Болты" решили не продолжать свою деятельность после смерти барабанщика Мартина Кирнса, и Memoriam - это дань памяти Мартина: здесь на вокале Карл Уиллетс из, собственно, Bolt Thrower, за барабанами - один из предшественников Кирнса Энди Уэйл, на басу - ни кто иной, как леворукий Фрэнк Хили из других английских классиков - Benediction, а на гитаре - Скотт Фэйрфакс, поигравший вживую с теми же Benediction, а также отметившийся на басу в Cerebral Fix, тоже не последней формации на сцене Туманного Альбиона.

В этом году Memoriam выпустили дебютник "For The Fallen", который и музыкально, и эстетически наследует творчеству Bolt Thrower, однако, скажем честно, до работ последних не дотягивает: записан он на каком-то жидком звуке, да и "сонграйтинг" производит слабоватое впечатление, по крайней мере, в студийном варианте. Впрочем, у "Болтов" соперников не было и нет, а другой возможности увидеть Карла Уиллетса, моего любимого дэтового гроулера, с развалом Bolt Thrower не предвидится. Так что вопрос о том, идти ли на Memoriam на "Вакене", передо мной просто не стоял.

Публики перед сценой собралось немного - похоже, многие из тех, кто любят Bolt Thrower, ни сном, ни духом про какой-то там Memoriam. Музыкантов, впрочем, это обстоятельство не смутило - с первых нот на нас обрушился мощный, тягучий дэт на хорошем (наконец-то) звуке. Карл Уиллетс был приветлив, шутил между песнями, и никакой разницы в его отношении к зрителям здесь или на многотысячной "Туске", где мне четыре года назад повезло увидеть "Болтов", я не заметил.

Собственный материал Memoriam (а исполнялся в основном он, из "Болтов" сыграли лишь "Spearhead") вживую оказался на удивление неплох. Видимо, впечатление от прослушивания "For The Fallen"испортил прежде всего звук. Живьем же Memoriam прозвучали плотно, а риффы Скотта Фэйрфакса, изначально показавшиеся мне довольно банальными, со сцены воспринимались весьма убедительно. Периодически даже возникало то ни с чем не сравнимое ощущение, что на тебя надвигается танк, которое всегда сопровождает меня, когда я переслушиваю "Those Once Loyal" или "Mercenary". Танк, правда, порой пробуксовывал - Энди Уэйл оказался не самым ровным барабанщиком и местами кривил. Правда, делал это неизменно с оттягом, по олдскулу, так что это даже не напрягало.

45 минут, отведенные Memoriam, пролетели незаметно, и вот мы уже гуляем по метал-маркету под звуки вышедших на "Harder Stage" Lacuna Coil. Звуки эти не трогают наши сердца, и потому мы спешим в деревню - прогуляться, выпить-закусить и пополнить продовольственные запасы нашего кемпинга. Историю про то, как мы в процессе выполнения этой миссии оказались на похоронах я, пожалуй, тоже опущу. Так или иначе, могильщиков нам хватило, а потому шоу Grave Digger было принесено в жертву отдыху, и на фестиваль мы вернулись к сету шведов Grand Magus, которым организаторы отвели "Headbanger Stage".

Из динамиков звучит музыка из кинофильма "Конан-варвар", занавес падает - и на сцену выходит пауэр-трио: Джей-Би (вокал/гитара), Фокс (бас/бэк-вокал) и Людвиг Витт (ударные). Начало сету положено чрезвычайно бодрое - "I, The Jury" с одного из самых толковых альбомов "Магусов" - "Hammer Of The North". Вообще сет-лист музыканты составили грамотно, без перекоса в сторону недавнего и не самого, на мой взгляд, удачного альбома "Sword Songs", хотя сыграть "Steel Versus Steel" и не сыграть "Triumph And Power" с одноименного альбома - это преступление.

Grand Magus, группа, поначалу напропалую мешавшая стоунер и дум, уже лет пять как взяла курс на тру-хэви-метал а-ля ранний Manowar. Путь этот, что характерно, привёл ДжейБи сотоварищи к успеху - уже третий их альбом выходит на мэйджоре Nuclear Blast, а толпы перед сценой неуклонно растут. Так, пространство перед "Headbanger Stage" было заполнено аж до входа под тент - неплохо так для команды, которая в 2010 году играла на чешском “Masters Of Rock” с утра, собрав несколько рядов слушателей.

Я видел "Магусов" в четвёртый раз, и предыдущие два достаточно подробно описаны в отчётах с фестивалей "Summer Breeze" и "Rock Hard" 2014 и 2016 годов соответственно. Добавить что-то к уже сказанному мне будет сложно - музыканты по-прежнему хорошо играют отличные, простые и понятные песни. Определение "meat & potatoes", данное ДжейБи собственной музыке в интервью нашему порталу, очень точное - Grand Magus нарежут вам простое блюдо, вкусное и нажористое. В наш век пост-метала, джента и прочих поджанров с тремя приставками многие, мне кажется, изголодались по чему-то подобному. Поэтому неудивительно, что хор из финальной "Hammer Of The North" толпа продолжила скандировать, даже покидая крытую площадку.

Далее перед нашей командой стоял чрезвычайно непростой выбор - Trivium или Paradise Lost? Мне, например, в равной степени было и интересно, и боязно посмотреть обе эти группы: интересно потому, что и тех, и других я слушаю (или слушал, в случае Trivium), а боязно из-за того, что и единственное виденное мной выступление Trivium и один из двух посещенных сетов Paradise Lost были, скажем так, не очень. В итоге мы разделились: Маргарита, которой я безмерно благодарен за фотографии Memoriam и Grand Magus, вместе с нашим товарищем отправились смотреть Trivium на "Faster Stage", а мы с камрадом - Paradise Lost. Заодно мы впервые дошли до "Louder"-сцены, которая раньше называлась понятнее и веселее - "Party Stage".

И есть мнение, что мы угадали. Нам повезло буквально со всем, на что жаловались наши коллеги, выбравшие Trivium: со звуком, с сет-листом и с вокальной формой фронтмена. Но не будем забегать вперёд, а, напротив, сделаем небольшое отступление в прошлое. Как я уже говорил, до этого дважды видел Paradise Lost - года четыре назад в Петербурге и пару лет назад в Хельсинки. Первый из этих двух концертов мне очень понравился, а второй иначе, как провальным, назвать не смогу - тогда было плохо всё: и, традиционно для клуба "Circus", звук, и вокальная форма Ника Холмса, и новый барабанщик Вальтери Вайрянен, который на тот момент совершенно не чувствовал музыку "Парадайзов", в отличие от заслуженного Адриана Эрландссона.

Но, о диво, на "Вакене"с первой же "No Hope In Sight" всё стало на свои места. Звук британцам нарулили чуть ли не один из лучших за весь фестиваль, похудевший и слегка побрившийся Холмс практически везде попал в ноты, а перед мистером Вайряненом теперь можно снимать шляпу, настолько в кассу он стал играть (с техникой у финского вундеркинда и раньше проблем не было).

Сет-лист Paradise Lost на "Вакене" представлял собой довольно причудливую мешанину, в которой соседствовали "One Second", ознаменовавшая собой начало "депешмодовского" периода в творчестве группы, и краеугольная не только для "Парадайзов", но и для дэт-дума вообще "Gothic". Нашлось место и песням с еще не вышедшей на тот момент "Medusa" (о том, что альбом слили в сеть за пару недель до фестиваля, мы тактично умолчим): "The Longest Winter" и непривычно быстрой "Blood and Chaos". Последнюю, если не ошибаюсь, музыканты исполнили впервые. Таким образом, за час с небольшим, отведенный меланхоличным англичанам, мы совершили путешествие, в свое время занявшее у музыкантов почти 30 лет, да еще и прикоснулись к не наступившему на тот момент будущему. Кому-то, возможно, хотелось бы большего стилистического единообразия - но не мне. Вообще, выступление Paradise Lost стало для меня не только одним из "хайлайтов" фестиваля, но и однозначно лучшим из трёх концертов этой группы, которые мне довелось посетить. Поэтому не удивительно, что сет The Headcat, ради которых мы изначально собирались пораньше покинуть пространство перед "Louder", оказался за бортом нашей программы.

Тем не менее, до "Beer Garden Stage", где выступали вышеупомянутые рокабилльщики, заменившие покойного Лемми на Дэвида Винсента (ex-Morbid Angel), мы всё же дошли. И случилось это сразу после сетов Paradise Lost и Trivium, когда наша воссоединившаяся компания отправилась слушать келтик-панк в исполнении The O'Reillys And The Paddyhats. В отличие от прошлогоднего снега, эти оголтелые немцы не теряют своей актуальности уже второй год подряд: год назад мы аж дважды посетили их выступления на "Вакене", в этом году удалось только один раз, но и его, что называется, хватило.

Келтик-панк, пожалуй, стиль довольно парадоксальный - несмотря на то, что половина песен у каждой жанровой группы по-любому будет про Ирландию, самые известные келтик-панк команды базируются в Штатах (Flogging Molly, Dropkick Murphys), а менее известные представители разбросаны по всему миру. У нас, например, есть Garlic Kings, ну а у немцев вот The O'Reillys And The Paddyhats (и не только они, конечно).

Я, в свою очередь, всё это многообразие воспринимаю выборочно: Dropkick Murphys и "Гарлики", например, меня особо не трогают, а вот Flogging Molly и The O'Reillys я с удовольствием слушаю не только на концертах, но и дома. Почему так выходит - загадочно, но, в любом случае, на живых выступления последние из перечисленных великолепны. У них прекрасно всё, начиная от интро, взятого из культового художественного фильма "Святые из трущоб", и заканчивая пляшущим ту самую джигу Райаном О'Лири. А песни типа "Barrels Of Whiskey" или "Black Sails" лягут вам на ухо, даже если вы слышите их впервые.

Помимо собственно келтик-панка и единственного хорошего пива на фестивале (и это НЕ "Becks"), выступление The O'Reillys запомнилось ещё вот чем: на наших глазах секьюрити натурально извлекли из грязи двух абсолютно чумазых пассажиров, которые иначе, боюсь, в этой грязище бы захлебнулись. Фотографии граждан вы можете обнаружить в первой секции фото-отчета за этот фестивальный день...да-да, это те самые очень грязные люди со спущенными штанами.

Ну а нам пришлось ретироваться в сторону "Faster Stage", чтобы приготовиться к выступлению легендарных Emperor. Появление именно этой команды в фестивальном лайнапе решило для меня вопрос о целесообразности посещения "Вакена-2017": три года назад я вынужден был пропустить сет норвежцев на "Туске", о чем горько жалел. И вот судьба предоставила мне второй шанс, которым я не преминул воспользоваться.

В этом году реюнион Emperor приурочен к двадцатилетию альбома "Anthems To The Welkin at Dusk". Это мало того, что культовый, так еще и вполне слушабельный лонгплей (что по меркам "трунорвиджнблескметал" того времени - настоящее чудо), однако по-настоящему он раскрывается именно в живом исполнении. В этом я теперь абсолютно уверен. При этом, честно говоря, я мало что запомнил из выступления Emperor. То есть, я не смогу рассказать вам, какие позы принимали музыканты, что говорил между песнями Исан и тому подобное - для этого, в конце концов, есть видео-трансляция с концерта. И дело тут не в алкоголе или невнимательности. Вживую Emperor произвели на меня совершенно фантастическое впечатление - это музыка как будто бы не из этой вселенной. Наверное, настолько же "не отсюда" звучали концерты Death - но, к сожалению, этого я уже никогда не узнаю.

В отличие от прочих столпов норвежского блэка, в музыке Emperor нет ни злобы, ни набившей оскомину мизантропии - только холодная, почти космическая красота. Здесь царят непростые гармонии, скрим Исана сменяется его же чистым вокалом, которому вторит рекрутированный на клавишные Эйнар Солберг из Leprous, и всё это становится одним целым с вечерним небом "Вакена", которое озаряют огненные столбы, рвущиеся от сцены к облакам. Вот уж действительно, "Nightspirit/spirit/embrace my soul".

Я затрудняюсь провести грань, которая делит музыку на ремесло и искусство, но уверен в одном: то, что делают Emperor - это искусство. И, несмотря на то, что музыканты уже никогда, скорее всего, ничего не запишут под этим названием, через два года нас ждёт юбилей "IX Equilibrium", который, надеюсь, станет поводом для очередного реюниона. Впрочем, пока что не завершён реюнион текущий, и тур в поддержку "Anthems To The Welkin at Dusk" продолжается: в следующем году Emperor уже заявлены на "Netherlands Deathfest", "Bloodstock" и "Party San Open Air". Если вы ещё не видели норвежцев с этой программой - вы знаете, что делать.

Следующим номером в нашем расписании значилась группа, чьи альбомы рубежа 80х-90х я не постесняюсь назвать гениальными - речь идёт о Megadeth. К сожалению, вряд ли кому-то придёт в голову спорить с тем, что те времена, когда риффы Дэйва Мастейна задавали тон на всей трэш-метал сцене, прошли безвозвратно. Постоянно меняющиеся составы, пара ярких альбомов и еще десяток неплохих песен - так я бы охарактеризовал судьбу Megadeth после развала состава с Элом Питрелли (да-да, а вовсе не с Марти Фридманом, как вы все подумали). Впрочем, некоторые куда более известные деятели "Большой Четвёрки" с начала 90-х выпустили и того меньше годноты.

Тем не менее, на вакеновское выступление Megadeth я возлагал определённые надежды. Мне категорически не понравилось то, что я увидел два года назад на петербургском концерте "Меги" в "А2", причем во многом из-за довольно топорной игры барабанщика Криса Адлера (Lamb Of God). А вот сменивший его Дирк Вербурен, напротив, еще в Soilwork запомнился мне своей любовью ко всяческой "мелочи" и барабанным фишкам, которые, по моему глубокому убеждению, должны присутствовать в довольно изящной музыке Megadeth.

Что ж, бельгийский барабанщик справился замечательно, превзойдя, с моей точки зрения, и своего более титулованного предшественника, и Шона Дровера, которого, чего уж там, не критиковал только ленивый (вообще говоря, зря, три года назад в "Авроре" состав с Дровером и Бродериком произвел на меня очень хорошее впечатление). Кико Лоурейро, в свою очередь, окончательно влился в коллектив, так что теперь уже совсем не стесняется и рисоваться на сцене (что хорошо), и добавлять ненужного поливалова в соло Фридмана (что плохо). Что касается Дэйва Эллефсона, то он по-прежнему постоянная величина в современной "Меге": практически не меняется внешне, хорошо играет и неплохо поёт.

А вот Рыжий Дэйв постарел. Резко и сильно. Всего два года пролетели с того выступления в "А2", но вместо совсем не упитанного мужчины в самом расцвете сил на сцену вышел побитый сединой ветеран с порядочно обрюзгшей и заросшей щетиной физиономией. К счастью, время по-прежнему щадит и вокальную форму (куда уж хуже, скажут многие, и будут неправы), и гитарную игру Мастейна. И уж над чем время точно не властно, так это над классикой, составившей значительную часть сет-листа Megadeth: "Hangar 18", "Wake Up Dead", "In My Darkest Hour", "Sweating Bullets", "Tornado Of Souls"... Даже материал с непонятно любимой многими "Дистопии" вживую оказался не таким порожняком, как на альбоме. Особенно это касается "Poisonous Shadow" - похоже, в свое время я просто не осилил альбом до нёё. Песня-то правда хорошая.

Дослушать выступление Megadeth, впрочем, мне не удалось - пяти минут, заложенных организаторами между выступлениями американских трэшеров и Candlemass, мне не хватило бы, чтоб добраться от "Harder" до "W.E.T. Stage", даже если бы под ногами лежал асфальт, а не 30 сантиметров вязкой грязи. А потому сразу после "Tornado Of Souls" я стал пробираться к выходу из "инфилда".

Честно говоря, я толком не знал, чего ждать от выступления Candlemass на «Вакене»: мои любимые альбомы этой группы записаны с Робертом Лоу, и я прекрасно знал, что в этом туре будет исполняться не материал с них, а песни с культового “Nightfall”. Последнее, впрочем, выглядело хорошей возможностью расслушать классику Candlemass с приятным моему уху вокалом Матса Левена. Да простят меня дай-хард фэны, но вот это вот мелкое вибрато Мессайи Марколина я так и не смог заставить себя полюбить.

А вот к чему я совершенно точно не был готов, так это к тому, что на "W.E.T. Stage" в составе Candlemass выйдет Лейф Эдлинг - басист и мастермайнд этих культовых думстеров. Лейф, ежели вдруг кто не знает, уже три года не выступает ни с Candlemass, ни с Avatarium (из них, впрочем, он недавно и вовсе ушёл) в результате переутомления. Так что я очень сильно удивился, увидев Лейфа на сцене, и даже протёр глаза - но нет, мистер Эдлинг никуда не исчез со сцены. Более того, Лейф стал выглядеть намного лучше, чем на тех живых видео, которые были сняты незадолго до его вынужденного ухода.

Матс Левен же и вовсе превзошел все мои ожидания. Помню, что на трансляции с «Вакена-2013» песни из репертуара Роберта Лоу давались Матсу с трудом - было видно, что в некоторых местах ему просто слишком низко петь. С песнями Мессайи таких проблем не возникло - Матс великолепно спел весь сет, при этом не копируя весьма спорную манеру Марколина, а выдав по-настоящему крутой вокал с приятной хрипотцой. Такой “Nightfall” мне понравился куда больше оригинала. Остается надеяться, что Candlemass выпустят концертник по мотивам этого тура, дабы такое прочтение классики осталось не только в нашей памяти.

Звук Candlemass нарулили отличнейший: громкий, плотный, как стена, и при этом очень сбалансированный по уровням инструментов и голоса. Однозначно, это был лучший саунд, который я слышал на крытых сценах «Вакена» за все эти три года, да и со звуком на главных сценах он вполне мог потягаться. Ну а про само выступление шведов я могу сказать следующее: музыканты не сыграли ни одной моей любимой песни, но при этом оказались настолько хороши, что их сет на «Вакене» не смогла затмить ни одна группа - ни до, ни после.

А вот Psychotic Waltz, занявшие соседнюю “Headbangers Stage” сразу после выступления Candlemass, меня расстроили. Я очень ждал эту культовую американскую прог-метал формацию, которая отличается от рафинированного прога типа Dream Theater примерно так же, как книги Филипа Дика отличаются от среднестатистической фантастики. Я не спроста привел в пример творчество именно этого писателя - Psychotic Waltz, которые, насколько мне известно, никогда не обращались к его произведениям, похожи на него «кислотностью» и нотами безумия, то и дело проскальзывающими в музыке. Короче говоря, название у Psychotic Waltz меткое.

В общем, ждал я, ждал Psychotic Waltz - и дождался. В программе имелись: отвратительный звук, на котором я далеко не сразу мог понять, какую песню вот сейчас начали играть американцы, и не попадающий в ноты Бадди Лэки. И если первый косяк можно записать в актив звукорежиссёру, то второй, увы, остается на совести вокалиста. В итоге меня хватило до конца “I Remember”, которую я пропустить ну никак не мог, а после этого я перестал терзать и себя, и своих спутников, и мы отправились в кемпинг.

Текст: Павел Власов

Сет-листы

Lacuna Coil:

1. Ultima Ratio
2. Spellbound
3. Die & Rise
4. Heaven's a Lie
5. Blood, Tears, Dust
6. My Demons
7. Ghost in the Mist
8. Trip the Darkness
9. Enjoy the Silence (Depeche Mode cover)
10. Our Truth
11. Nothing Stands in Our Way
12. Zombies
13. The House of Shame

Clawfinger:

1. The Price We Pay
2. Recipe for Hate
3. Nigger
4. Rosegrove
5. Biggest & the Best
6. The Truth
7. Do What I Say

Grave Digger:

1. Healed By Metal
2. Killing Time
3. The Dark of the Sun
4. Knights of the Cross
5. Lionheart
6. The Ballad of Mary (Queen of Scots)
7. The Round Table (Forever)
8. Excalibur
9. Morgane le Fay
10. Rebellion (The Clans Are Marching)
11. Heavy Metal Breakdown

Sonata Arctica:

1. We Are What We Are
2. Closer to an Animal
3. The Wolves Die Young
4. FullMoon
5. Paid in Full
6. I Have a Right
7. Tallulah
8. Black Sheep
9. 8th Commandment
10. Life
11. Don't Say a Word (with Vodka outro)
12. Outro

Grand Magus

01.    Intro: Anvil of Crom (Conan the Barbarian)
02.    I, The Jury
03.    Varangian
04.    On Hooves of Gold
05.    Steel Versus Steel
06.    Like the Oar Strikes the Water
07.    Forged in Iron – Crowned in Steel
08.    Iron Will
09.    Hammer of the North

Paradise Lost

01.    No Hope in Sight
02.    Pity the Sadness
03.    One Second
04.    Gothic
05.    The Enemy
06.    Faith Divides Us - Death Unites Us
07.    Embers Fire
08.    Say Just Words
09.    True Belief
10.    Blood and Chaos
11.    Beneath Broken Earth
12.    Enchantment
13.    The Longest Winter
14.    The Last Time

Trivium:

1. Rain
2. Watch the World Burn
3. Strife
4. Down From the Sky
5. Until the World Goes Cold
6. The Sin and the Sentence
7. Built to Fall
8. A Gunshot to the Head of Trepidation
9. Kirisute Gomen
10. Silence in the Snow
11. Like Light to the Flies
12. In Waves

Emperor

01. Intro - Alsvartr (The Oath)
02. Ye Entrancemperium
03. Thus Spake the Nightspirit
04. Ensorcelled by Khaos
05. The Loss and Curse of Reverence
06. The Acclamation of Bonds
07. With Strength I Burn
08. The Wanderer

Бис:
09. Curse You All Men!
10. I Am the Black Wizards
11. Inno a Satana
12. Opus a Satana (Outro tape)

Megadeth

01. Prince of Darkness (Intro tape)
02. Hangar 18
03. Wake Up Dead
04. In My Darkest Hour
05. The Threat Is Real
06. Sweating Bullets
07. Conquer or Die!
08. Lying in State
09. Poisonous Shadows
10. Trust
11. Fatal Illusion
12. Tornado of Souls
13. Dystopia
14. Symphony of Destruction
15. Mechanix
16. Peace Sells

Бис:
17. Holy Wars... The Punishment Due
18. Silent Scorn (Outro tape)

Candlemass

01. Intro (Gothic Stone)
02. The Well of Souls
03. Codex Gigas
04. At the Gallows End
05. Samarithan
06. Intermission (Marche Funebre)
07. Dark Are the Veils of Death
08. Mourners Lament
09. Bewitched
10. Outro (Black Candles)

Фото: Маргарита Стефанкова, Катерина Сорокопудова, Ольга Юрьевна

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации

(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Спрятать фото

Memoriam

Kadavar

Lacuna Coil

Clawfinger

Grave Digger

Sonata Arctica

Grand Magus

Trivium

Paradise Lost

Apocalyptica

Architects

Emperor

Megadeth

Candlemass

Marilyn Manson

Psychotic Waltz

eXTReMe Tracker