Последние 25 отчетов

30.04.2024
Санкт- Петербург

ВОЛЯ И РАЗУМ

27.04.2024
Москва

VARDO, BOMBSHELL BOYS

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

SCORPIONS

Архив отчетов
Дата
01.11.2017
Город
Москва
Клуб
СК "Олимпийский"
Организатор
SAV Entertainment

Москву трудно удивить концертами Scorpions. Эти ветераны немецкого хард-рока выступают в российской столице чуть ли не ежегодно, стабильно собирая самые большие крытые площадки города, так что все желающие уже посмотрели на Клауса Майне сотоварищи раз по пять-шесть, не меньше. Все, но только не ваш покорный слуга. До даты концерта, о котором идет речь в этом отчете, мне довелось увидеть их живьем всего дважды, причем последний раз – еще восемь лет назад, когда они «раскачивали» тот же самый «Олимпийский» в компании с Элисом Купером, The Rasmus и Kingdom Come. Что интересно, несмотря на такой суперзвездный состав, народу тогда собралось значительно меньше. Сейчас же на трибунах огромного стадиона буквально яблоку было негде упасть, так что даже аккредитованных журналистов отправили в танцпартер. Кстати, спасибо, каждый раз бы так!

Почему же я так редко хожу на Scorpions? Главных причин две. Во-первых, когда какое-то событие происходит слишком регулярно, перестаешь рассматривать его как нечто, обязательное к посещению. Не попал сейчас – ничего, в следующем году схожу. А если в следующем году не получится, они все равно еще приедут. А в столице тем временем регулярно происходят концерты, которые имеют все шансы больше не повториться, так что предпочтение раз за разом отдавалось им. Ну а во-вторых, меня давно и серьезно печалила скудность «скорповского» сет-листа. Не в том смысле, что он короткий, просто в нем почти всегда присутствуют одни и те же песни, относящиеся к строго определенному периоду – 1979-1984 годам. Бесспорно, именно тогда появились на свет самые раскрученные хиты Scorpions - “Blackout”, “Holiday”, “Still Lovin’ You” и т.д., но ведь и на других альбомах у них немало замечательного материала, который очень хочется слышать живьем.

С одной стороны, музыкантов можно понять. Основной «массив» приходящей на концерты публики знает от силы десяток их боевиков и баллад и отрывается именно под них, а на все остальное реагирует в лучшем случае с любопытством, в худшем – с недоумением. Я сам был тому свидетелем, когда в 2009 году даже “Tease Me Please Me” – абсолютно, казалось бы, хрестоматийная, но выбивающаяся за временные рамки 1979-1984 годов, оказалось почти никем не узнанной и была принята на порядок холоднее, чем вся остальная программа. С другой стороны, бесконечные гастроли с программой «бест-оф» уже однажды внушили музыкантам мысль о бессмысленности дальнейшего существования группы. К счастью, из этого кризиса им удалось выйти, но ценой серьезных репутационных потерь. «Старая гвардия» окончательно и бесповоротно признала их «охотниками за наживой» и от дальнейшей поддержки отказалась.

Именно так и не осуществившееся намерение Scorpions завершить карьеру заставило меня все же задуматься о необходимости посещения их концерта хотя бы еще раз. Клаусу Майне и Рудольфу Шенкеру ведь уже по 69 лет, а в таком возрасте каждый тур может оказаться действительно последним. Вот и нынешний концерт чуть не сорвался, когда во время октябрьских гастролей по США у фронтмена нашли какую-то вредную инфекцию и уложили в постель, обещая в противном случае непоправимый ущерб голосовым связкам. Американский тур пришлось отменять, но в Россию, с которой музыкантов связывают особые отношения (если где-то еще их принимал президент, я об этом не слышал), группа все же приехала. Хотя, конечно, история с болезнью Клауса добавила мне беспокойства в отношении предстоящего зрелища. Мои коллеги, посещавшие концерты «скорпов» в последние годы, именно на вокальные кондиции фронтмена жаловались в первую очередь.

Подходя вечером 1 ноября к "Олимпийскому", я не мог не оценить прогресс в организации концертов, достигнутый за последние 15-20 лет. Помню, как на этом же самом месте я был готов убить кого угодно, пройдя четыре милицейских кордона перед шоу Элиса Купера, и выпить чего угодно горячительного, вплоть до бензина, отстояв час на морозе перед Rammstein. Теперь же стоять в очереди пришлось всего-то минут 10 - и это только тем, кому требовались браслеты в фэн-зону, обладатели же билетов на трибуны вообще проходили в здание совершенно спокойно. К сожалению, есть в "Олимпийском" и свои константы, и главная «засада» из них – это посредственный звук. Хорошо настроиться здесь теоретически можно, но в качестве примеров из собственного опыта сходу вспоминаются лишь Милен Фармер и Роджер Уотерс, у которых существенная часть партий шла в записи. Когда же на сцену выходит полностью живая группа, саунд обычно варьируется от "ужасно" до, в лучшем случае, "терпимо". Scorpions в этот раз прозвучали терпимо, однако выступавшие у них на разогреве перуанцы (!) Contracorriente каким-то фантастическим образом отстроились чище, хоть и играли на ощутимо меньшей громкости. К сожалению, это все, что я могу сказать о данном коллективе - я застал лишь последнюю его песню.

В перерыве, когда зажегся свет, моим глазам открылось впечатляющее зрелище - народ заполнил все центральные трибуны, практически не оставив свободных мест. Так что «старую гвардию», предавшую немцев анафеме после «фэйкового» прощального тура, группа может при принятии важных решений вообще не учитывать – она либо крайне малочисленна, либо успевает за пару лет сменить гнев на милость. Весьма плотно стоял и танцпол, в котором в этот раз не стали выделять привилегированную (и особенно дорогую) фэн-зону. Тем не менее, мне удалось пробраться к заграждению - пусть и довольно далеко от центра, зато с неплохим обзором как на переднюю часть сцены, так и на экраны.

Минут через 40 экраны по бокам и на заднике сцены ожили - на них пошло интро, возвещающее о том, что нынешний тур "Скорпов" носит название "Crazy World", как и альбом 1990 года выпуска. Тут впору опять обвинять группу в «наглой стрижке бабла» - из всего альбома в сет-лист попали лишь “Wind Of Change” и “Send Me An Angel”, которые и так звучат практически на каждом концерте Scorpions в России. Поэтому если кто-то пришел в «Олимпийский», рассчитывая на программу, посвященную хотя бы отчасти именно этому диску (у меня, например, он любимый из всей дискографии Клауса сотоварищи), то он жестоко обломался в очередной раз. Но ругаться, честно говоря, совсем не хотелось, ведь выступление стартовало очень мощно – с боевика “Going Out With A Bang”, очень энергичного, а главное - совсем нового. Все же сет-лист музыканты «под шумок» существенно перетрясли. Пусть в нем так и не появились песни, которые я действительно хочу услышать (“Passion Rules The Game”, например, или “White Dove”), но это все же не бесконечное повторение одной и той же программы, в основе который лежит пусть и классический, но порядком поднадоевший концертник "World Wide Live" (1985).

Совсем отказываться от «обязаловки», впрочем, Scorpions тоже не собираются, и вслед за «разгоночным» новым номером в дело пошли хрестоматийнейшие из хрестоматийных “Make It Real”, “The Zoo” с обязательным длинным соло Маттиаса Ябса на ток-боксе и инструментал “Coast To Coast” с не менее обязательным выходом Клауса на третьей гитаре. Однако затем в привычное течение концерта вклинилось попурри из песен 70-х. Сама идея попурри мне не очень нравится - я предпочел бы вместо четырех песен той эпохи, но по кусочкам, услышать две, но целиком, да и их современное исполнение мало похоже на оригиналы (“Catch Your Train”, например, довольно сильно замедлена). Но тот факт, что группа вообще вспомнила этот материал, не слишком известный усредненному слушателю, но имеющий свой круг ревностных почитателей, радует несказанно.

Еще один новый хит “We Built This House” исполняется на большом эмоциональном подъеме, и даже зал реагирует достаточно активно, хоть и не так, как, например, на "The Zoo". Затем на «язык» по центру сцены выходит Маттиас Ябс, который при поддержке ритм-секции и некоего дополнительного гитариста играет авторский инструментал “Delicate Dance”. Вообще, в шоу «Скорпов» стало достаточно много соло и инструменталов – фронтмену явно требуются паузы, чтобы перевести дух. И хотя он перемещается по сцене достаточно активно, походка выдает истинный возраст, скрытый за очками и непременной кепкой. Однако голос Клауса оказался в куда лучшей форме, чем я опасался. Да, он утратил былую звонкость, но так отчаянно «мазать» мимо нот, как это делают Ян Гиллан или Пол Стэнли, герр Майне себе не позволяет. Вообще, работают на сцене немцы на совесть, к их самоотдаче не придерешься. Хотя и чувствуется в некоторых моментах, что для них это не столько рок-н-ролл, сколько работа.

В середине сета группа делает передышку в череде забойных номеров, и все музыканты собираются на самом краю «языка» для акустического блока. Интересно, что перкуссия в этих песнях идет в записи, а для Микки Ди, которому в это время играть не на чем, выносят стул, и он просто сидит за спинами остальных. На приход Микки многие возлагали большие надежды - дескать, молодой (по "скорповским" меркам) и закаленный десятилетиями "заколачивания свай" в Motorhead барабанщик растрясет сейчас это "болото". И отчасти они оправдались - группа обрела в лице Микки мощный и стопроцентно надежный фундамент, отчего звучала в этот вечер чрезвычайно слаженно. К тому же, он совершенно точно привнес в ветеранский коллектив заряд оптимизма и хорошего настроения - все то время, что барабанщика было видно за его "кухней", улыбка не сходила с его лица.

Что же касается самого акустического попурри, то наибольшее впечатление на меня произвело не то, как оно прозвучало (хотя и здесь все было отлично), а то, как оно выглядело. Стоя у барьера справа от сцены, я смотрел на вышедших на "язык" музыкантов со спины, а за ними открывалась совершенно изумительная картина - весь "Олимпийский" от ВИП-партера до самых верхних ярусов балкона горел огоньками мобильных телефонов. Наверное, видеть это со сцены и понимать, что твоя музыка что-то значит для такого колоссального количества людей в чужой стране, которые и слова песен-то понимают через раз - это самая высшая награда для музыканта. Впрочем, и "подглядеть" это со стороны - тоже невероятная эмоция.

Однако самым эмоциональным моментом выступления стала прозвучавшая следом "Wind Of Change", казалось бы, наизусть со школьной скамьи вызубренная и уже не способная открыться с какой-либо новой стороны. А оказалось, что сейчас она воспринимается совсем не так, чем лет 10-15 назад или даже в момент своего создания. Тогда, в начале 90-х, заложенный в песню смысл казался чем-то совершенно очевидным -  ну, рухнул Железный занавес, и хорошо, но вот сейчас как-то на еду заработать надо. Сейчас же она дает мощнейший флэшбэк в те времена, когда в России было не принято чувствовать себя "в кольце окружения" и гордиться этим, когда в странах Запада не видели врагов и не называли их презрительно "гейропой", и когда никому не приходило в голову хотеть войны, терактов и прочих кар для мифических обидчиков. Особенно потрясающе музыка воспринималась, когда на экранах показывали лица пацанов и девчонок из первых рядов, а на них накладывалось изображение пацифика. Вот только интересно, какой процент из тех, кто пел вместе с Клаусом "that we could be so close like brothers", разъехался потом по домам в машинах с наклейками "Можем повторить"?

Жаль, что балладных моментов в шоу Scorpions так мало - далее вплоть до конца основного сета вновь звучали лишь боевики. Казалось бы, раз вам в силу возраста довольно тяжело скакать по сцене, почему бы не делать "привалы" почаще, тем более что среднестатистический российский зритель, в отличие от американского, знает из баллад отнюдь не только "Still Lovin' You". Однако "жечь" у Клауса сотоварищи пока что тоже получается отменно, что они и продемонстрировали, сразу же после "Ветра перемен" резко взвинтив темп еще одной новинкой - "Rock'n'Roll Band". Последний альбом у группы, может быть, и не дотягивает до уровня 80-х, но достойные песни на нем присутствуют в ассортименте, и очень здорово, что целых четыре из них попали в текущий сет-лист. А дальше московские зрители услышали то, чего еще никогда не слышали - кавер на Motorhead. Конечно, имея в составе "моторовского" барабанщика, глупо не пользоваться наследием этой легендарной группы, но еще лет пять назад, я уверен, Клаус и Руди решили бы, что народ, знающий Scorpions по радиоформатным мелдякам, в массе своей о значимости мистера Килмистера для тяжелого рока не подозревает и "фишку" не просечет. И действительно, в массе своей не просек, тем более что "Overkill" даже без характерного хриплого голоса Лемми получился самым тяжелым номером программы. Но Клаус, как ни странно, тоже спел эту песню вполне достойно, с неожиданно проявившимся "эттитьюдом", которого я у него отродясь не слышал. Еще бы пара таких сюрпризов - и я ушел бы после концерта со слезами счастья.

Однако в финале все снова стало хрестоматийно: "Blackout", "Big City Nights", уход за кулисы, а затем возвращение с - угадайте с первого раза - "Still Loving You" и "Rock You Like A Hurricane". Но пусть все это стандартно и привычно, трудно спорить с тем, что сами по себе песни классные, а когда они еще и исполняются при поддержке заполненного "Олимпийского", ворчать и плеваться крайне проблематично. Может, Scorpions пока не удалось найти золотую середину между вкусами "радиослушателей" и пожеланиями ультра-фэнов, но они определенно на правильном пути.

Общие впечатления от этого концерта сходны с теми, которые оставило у меня летнее выступление Megadeth (кстати, разогревавших Клауса и компанию в вышеупомянутом североамериканском туре). Обе группы - абсолютные профессионалы, песни которых занимают заслуженное место в истории рока, а шоу которых - Шоу с большой буквы. Но посещать их чаще, чем раз в пять-шесть лет, я смысла не вижу - уж слишком осторожны они в том, что касается "wind" и "change". Разница только в том, что у Scorpions может не быть еще пяти лет (ведь их лидерам будет уже по 74!), поэтому не исключаю, что следующий приезд самой важной группы в истории немецкого рока вновь не обойдется без моего присутствия.

Сет-лист:

01.    Crazy World Intro
02.    Going Out With a Bang
03.    Make It Real
04.    The Zoo
05.    Coast to Coast
06.    Top of the Bill / Steamrock Fever / Speedy's Coming / Catch Your Train (70's medley)
07.    We Built This House
08.    Delicate Dance (Matthias Jabs solo)
09.    Always Somewhere / Eye of the Storm / Send Me an Angel (Acoustic medley)
10.    Wind of Change
11.    Rock 'n' Roll Band
12.    Overkill (Motörhead cover)
13.    Drum Solo (by Mikkey Dee)
14.    Blackout
15.    Big City Nights

Бис:
16.    Still Loving You
17.    Rock You Like a Hurricane

Выражаем благодарность Евгении Ильичевой (SAV Entertainment) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Спрятать фото

Scorpions

eXTReMe Tracker