Therion

Therion
Готический каббалист

12.03.2009

Архив интервью | English version

Когда речь заходит о влиятельнейшем шведском симфо-металлическом коллективе Therion, в первую очередь вспоминается имя Кристофера Йонссона. Именно Кристоферу принадлежит главная заслуга в успехе Therion, ведь он сочиняет для группы почти всю музыку и уверенно ведет разношерстный и постоянно меняющийся состав музыкантов своей группы на протяжении почти 20 лет. Тем не менее, свою руку к достижениям Therion приложили руку и несколько других личностей, среди которых в первую очередь стоит назвать Томаса Карлссона, который с середины 90-х отвечает за тексты коллектива. Томас редко оказывается в поле зрения поклонников группы, он никогда не выходит с Therion на сцену, а интервью с ним, мягко говоря, крайне редки. Но его имя прекрасно известно в несколько другой области – он является основателем магического ордена “Dragon Rouge” и видным ученым, который выпустил несколько книг по расшифровке рун и готической магии. Зная, что Томас предпочитает оставаться в тени, мы никогда даже не пытались выйти с ним на связь, хотя тексты к таким альбомам Therion, как “Lemuria / Sirius B” (2004) и “Gothic Kabbalah” (2007) вызывают очень сильное желание поближе пообщаться с их автором. И такая возможность у нас появилась, когда из печати вышло русское издание книги Карлссона «Адулруна. Готическая Кабалла». Результат нашего общения сейчас перед вами…

Известно, что ты познакомился с Кристофером Йонссоном в 1990 году, однако начал писать тексты для Therion только несколько лет спустя. С чего началось ваше творческое сотрудничество, и по каким причинам ты подключился к сочинению текстов на музыку Кристофера?


Кристофер спросил меня, не хотел бы я заняться сочинением текстов, потому что тексты Therion так или иначе были посвящены темам, с которыми я связан самым непосредственным образом. Он подумал, что у меня лучше получится раскрыть эти темы в текстах песен. Все эти годы мы являемся близкими друзьями, мы активно сотрудничаем и обсуждаем, какие темы лучше всего подходят для каких песен.

От российских металлических групп, работающих с авторами текстов «со стороны», мне не раз доводилось слышать о трудностях, которые возникают при «подгонке» текстов под музыку, так что для достижения результата, который устроит обе стороны, тексты приходится по нескольку раз полностью переписывать. Сколько версий текста ты обычно пишешь для песни Therion?


Объем работы очень велик, и трудно сказать, сколько времени это занимает в среднем. Я начинаю с черновой версии и вношу в нее изменения, пока не получится окончательный вариант. В этом процессе много этапов – сначала я предварительно знакомлюсь с песней, пытаюсь понять ее специфические особенности, затем выбираю подходящую тему, потом облекаю ее в слова и подгоняю их под музыку.

Ты однажды сказал: «Тексты и музыка приходят из одного источника – мифов и магии». В связи с этим, ты считаешь себя создателем чего-то нового или же своего рода проводником, который приносит в наш мир то, что уже существует в другом месте?

Я бы сказал, что передаю в наш мир то, что уже где-то существует, но разумеется, я оставляю на результате своей работы и собственный креативный отпечаток.

Ты следишь за современным положением дел в тяжелой музыке? Есть ли среди металлических групп авторы текстов, чьи работы представляют для тебя интерес или служат источниками вдохновения?

У меня много друзей, которые играют в металлических группах, но я бы, к сожалению, не назвал себя хорошо осведомленным человеком. Тем не менее, я знаю, что на этой сцене много талантливых музыкантов и авторов текстов. В частности, шведская группа Saturnalia Temple основана моими друзьями и членами эзотерического ордена “Dragon Rouge”, так что их весьма любопытные тексты и музыка в значительной степени вдохновлены магией. Я написал один текст для шведской дэт-блэк-металлической группы Nefandus, и корни этой группы также глубоко уходят в магию.

На тяжелой сцене достаточно групп, которые утверждают, что выражают в своей музыке и текстах оккультные воззрения. Разумеется, для многих из них это просто мода, юношеский интерес, а то и просто глупость, но есть и группы, по крайней мере, на первый взгляд, кажутся мне искренними в том, что они делают. Какие группы, работающие с оккультной тематикой, кажутся тебе убедительными? Что ты скажешь, например, о греках Necromantia?

Я не знаю предысторию большинства групп, так что мне сложно сформировать о них определенное мнение, но Necromantia кажется мне серьезным эзотерическим коллективом, далеко продвинувшимся по пути магии. А кроме того, это замечательные музыканты.

Название Therion в первую очередь ассоциируется с Кристофером, в то время как ты сам остаешься в тени, хотя твой вклад в альбомы Therion весьма существенен. Что ты ощущаешь, когда приходишь на концерт Therion (кстати, как часто это случается?) и видишь, как полный зал фанатов поет: “Powers of Thagirion / Watch the Great Beast to be…”?


Я довольно редко хожу на концерты, но мне, разумеется, очень льстит, когда я вижу восторженных фэнов Therion, подпевающих моим текстам.

Для тебя имеет значение, как твои тексты воспринимаются и интерпретируются аудиторией? Есть ли в твоих песнях какое-либо «послание» или «идея», которую ты стремишься передать слушателям? Будет ли справедливым утверждение, что одна из целей твоего участия в Therion – вызвать у слушателей интерес к магии, оккультизму или философии?


Нет, я не пытаюсь пропагандировать какую-то конкретную философию, но я надеюсь вызвать у слушателей интерес к темам, которые я затрагиваю в текстах. Я знаю, что довольно много поклонников Therion начали изучать мифологию и эзотерические науки под впечатлением от моих текстов.

На альбоме “Sirius B” есть две песни, тематика которых связана с Россией. Давай начнем с песни “The Voyage of Gurdjieff” – каково твое мнение о Георгии Гурджиеве и его философии? Оказал ли он на тебя какое-либо влияние?

Да, некоторые элементы философии Гурджиева оказали на меня влияние. Я разделяю его идею «самосоздания», «саморазвития» и пробуждения путем работы над собой. Я считаю такие его работы, как «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда я есть», крайне интересными для чтения, хотя его философию я по большей части изучал по трудам его ученика П.Д. Успенского. При этом я не являюсь последователем Четвертого пути (именно так называется его система), но многие из ее элементов я считаю очень ценными.  

Еще один персонаж из русской истории, о котором упоминается в текстах этого альбома – это Распутин, которому посвящена песня “The Khlysti Evangelist”. Не обижайся, но русский текст в начале этой песни звучит, мягко говоря, коряво, поскольку он, насколько я знаю, был переведен девушкой из Эстонии, где русский уже не является широко распространенным языком. Чем обусловлен столь странный выбор переводчика? Ведь ты и Кристофер обычно подходите к сотрудничающим с вами людьми с очень строгими требованиями …

Печально слышать, что строчки на русском звучат не слишком точно. На это мне нечего возразить, потому что я не принимал никакого участия ни в записи, ни в выборе переводчика. Но спасибо за информацию. В следующий раз, когда на альбоме Therion появятся строчки на русском, они, я надеюсь, будут более точны.

В продолжение разговора о России – в феврале свет увидело русское издание твоей книги «Адулруна. Готическая Каббала», которая стала первой твоей работой, издающейся на русском языке. Насколько эта книга поможет тем, у кого после прочтения текстов альбома Therion “Gothic Kabbalah” возникло множество вопросов? Что общего у альбома и книги, помимо названия?

Книга и тексты альбома тесно связаны и проистекают из одного источника. Книга является ключом для понимания текстов альбома “Gothic Kabbalah”. Как книга, так и тексты песен основаны на оккультной философии шведского придворного мага Иоганна Буреуса (1568 - 1652). Он являлся учителем короля-воина Густава II Адольфа и создал систему, которую он назвал «готической кабалой». Согласно его точке зрения, племена готов происходят из Скандинавии, а руны можно интерпретировать как кабалистические символы, описывающие основы вселенной. В его системе много загадок. Вдохновляясь трудами швейцарского алхимика Парацельса, он утверждал, что необходимо найти три сокровища, и когда кто-то сможет это сделать, весь мир изменится. Скорее всего, он выражался образно и имел в виду духовные сокровища.

Как ты представляешь себе читателей своих книг? Другими словами, кому бы ты их рекомендовал?


Это довольно-таки академическая книга, но я думаю, что ее должен прочитать любой, кто хочет понять тексты “Gothic Kabbalah”. На мой взгляд, она будет интересна тем, кто увлекается оккультизмом и/или историей. Однако это не практическое эзотерическое пособие, в отличие от моей книги «Каббала, Клифот и готическая магия», которая описывает заклинания, ритуалы и практические магические действия.
 
Существует достаточно распространенная точка зрения, которая заключается в том, что истинная магия должна храниться в тайне, и если выставить ее на обозрение публики, она утратит силу. Ты же, напротив, описываешь магические ритуалы в подробностях. Ты не согласен с изложенной выше точкой зрения, или же в «Каббале, Клифоте и готической магии» рассказывается лишь об основах магии, а более «продвинутые» этапы ее постижения держатся в секрете?

Я считаю, что истинная магия сама по себе является тайной. Не имеет значения, говоришь ты о ней или пишешь, потому что ее воздействие находится за гранью общеизвестного. Я не вижу никакого смысла в том, чтобы делать сохранение магии в секрете самоцелью. Для того, чтобы постичь секреты магии, требуются годы упорного труда, и моя роль как автора заключается в том, чтобы помочь преданным адептам найти путь к секретам магии, однако я никак не могу повлиять на то, придет ли к ним откровение и наступит ли у них просветление. Этот процесс происходит внутри каждого конкретного человека.

Помимо Therion, ты участвуешь в группе Shadowseeds, которую ты называешь «музыкальным проявлением некоторых аспектов нашей магической деятельности». Ты не мог бы как-то описать музыку этого проекта или порекомендовать какие-то варианты того, как ее достать (скачивание пиратских mp3 с Интернена – не в счет)?

Это магический музыкальный проект, которым я занимаюсь вместе с Томми Эрикссоном, моим другом и коллегой по ордену “Dragon Rouge”. Это пассивный проект, который появляется тогда, когда он связан с определенными эзотерическими процессами. Его последнее появление связано с длительной работой над готической каббалой Буреуса, и Shadowseeds стали музыкальным выражением этой работы. Мой первый текст, основанный на готической каббале, был написан именно для произведения Shadowseeds. Лучший способ послушать музыку проекта – найти страничку Томми на MySpace. Он также является «мотором» групп Lapis Niger и Saturnalia Temple.

Shadowseeds уже давно не выступали и не записывались. Ты планируешь в обозримом будущем возрождение этого проекта? Или, может, у тебя в планах есть сотрудничество с какими-либо другими музыкантами?

Мы обязательно продолжим создание музыки, но я не знаю, когда. Это магический проект, который во многом выходит за рамки нашего сознательного контроля. Но я верю, что ждать следующего альбома осталось не очень долго.

Какую музыку ты предпочитаешь слушать дома? Хэви-метал, что-нибудь близкое по стилю к Shadowseeds или что-то еще?

Я слушаю множество жанров музыки. Мне нравится ранний блэк-метал, например, Bathory, или эзотерический металл вроде Dio. Я очень люблю ранние альбомы Mercyful Fate и King Diamond. Я слушаю музыку своих друзей и коллег по занятиям магией, в частности, Saturnalia Temple и Kaamos. Когда я пишу, я слушаю дарк-эмбиент, например, Arcana и Raison d'Etre, а также такие группы, как Ain Soph, Blood Axis и Fire + Ice. Люблю классическую музыку, и хотя может создаться впечатление, что я пытаюсь польстить российским читателям, но большинство моих любимых композиторов – русские. Один из них – Александр Николаевич Скрябин, а еще мне очень нравится музыка Стравинского и всех представителей «Могучей кучки» (Цезарь Кюи, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Милий Балакирев). Я также слушаю много фолка, особенно восточного. А еще должен по секрету признаться, что иногда слушаю современную коммерческую музыку, хотя и пытаюсь это отрицать. (Смеется).

Воздействие музыки на людей уже много веков является предметом дискуссий. В Средние века музыкантов сжигали на костре за использование так называемого «дьявольского интервала», а в наши дни по обвинению в подстрекательству к самоубийству через музыку в суд были вызваны Judas Priest. На твой взгляд, какой силой воздействия обладает музыка? Можно ли намеренно повлиять на чью-то жизнь или образ мыслей при помощи песни или последовательности аккордов?

Я считаю, что силу воздействия музыки невозможно переоценить. Музыка – самый сильный аргумент в поддержку не-нигилистического и не-дарвинистского мировоззрения. Музыку невозможно объяснить при помощи простой теории Дарвина. Музыка иррациональна, но в то же время она является неотъемлемой частью человеческой натуры. Музыка обладает способностью открывать ворота в другую реальность, музыка может вызывать революции и войны, но в то же время помочь установлению мира и любви. Я разделяю точку зрения древних пифагорейцев, которая заключается в том, что вселенная имеет в своей основе музыку.

Возвращаясь к теме России – ты однажды сказал, что очень интересуешься славянской мифологией. Что ты думаешь о ситуации в современной России? Ты когда-нибудь был у нас в стране?

К сожалению, я никогда не был в России, но в ближайшем будущем я определенно туда съезжу. Мне очень нравится российская культура, и я надеюсь узнать побольше о русских легендах и традициях.

Сколько жителей России состоят в ордене “Dragon Rouge”? Нет ли у ордена планов построить храм в России или какой-либо другой славянской стране?

Не знаю. Поскольку я являюсь основателем “Dragon Rouge”, некоторые из моих коллег изъявили желание освободить меня от части административных обязанностей, но я не думаю, что у нас сейчас много русских, хотя надеюсь, что с выходом книги ситуация изменится. Как только у ордена будет прочный фундамент в России и других славянских странах, мы бы хотели построить там храм.

Еще к вопросу о планах – ранее сообщалось, что запись нового альбома Therion начнется в 2009 году. Каким темам будут посвящены песни Therion в этот раз?


Пока это секрет.

А чем лично ты планируешь заняться в ближайшем будущем? Не собираешься написать еще какие-нибудь книги, в частности, работу о Лилит, которую ты упоминал в одном из интервью несколько лет назад?


В скором времени я получаю докторскую степень в Университете Стокгольма, и моя следующая книга, судя по всему, станет полу-автобиографическим повествованием о моих ранних опытах с оккультизмом. Тем не менее, я пока не могу сказать точно - возможно, перед этим я напишу еще одну книгу.

В завершение интервью не мог бы ты сказать несколько слов читателям HeadBanger.ru и потенциальным читателям твоих книг в России?

Надеюсь, что вам понравится то, что вы прочтете. Возможно, мне доведется встретиться с некоторыми из вас лично.

Официальный сайт Therion: http://www.megatherion.com
Официальный сайт ордена “Dragon Rouge”: http://www.dragonrouge.net
Официальный сайт издательства “Darkhon”: http://www.darkhon.com

Выражаем благодарность Варраксу (издательство “Darkhon”) за организацию этого интервью

Роман ”Maniac” Патрашов
20 февраля 2009 г.
(c) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker