Сергей Маврин

Сергей Маврин
Для ненависти нет времени

10.10.2023

Архив интервью

Сергей Маврин, пожалуй, один из самых необычных и непредсказуемых музыкантов нашего времени. Его творчество не вписывается в рамки классических жанров тяжелой музыки, но при этом понять, что музыка написана именно им, можно с первых нот. Можно десятки раз побывать на его концертах и каждый раз открывать для себя что-то новое. Это какая-то магия? Возможно. Магия ни с чем не сравнимой, оригинальной творческой энергии Маврика. Нам уже не единожды удавалось побеседовать с Сергеем в формате интервью, и каждый раз ему удается удивить. Не стал исключением и это разговор, тем более и повод выдался подходящий – 25-летие группы Маврин, круглая дата, время собирать поздравления, подводить итоги, покорять новые вершины, но… и здесь Сергею удалось ошеломить всех поклонников тяжелой музыки новостью о роспуске коллектива. Не самый традиционный способ отметить юбилей, не правда ли? О дне сегодняшнем и дне грядущем читайте подробнее в нашем интервью.

Группа Маврин в последнее время дает много инфо-поводов, будоражит умы поклонников тяжелой музыки. И одним из значимых событий стало переосмысление главной композиции с культового альбома «Запрещенная Реальность» (2004). Альбом, рожденный по воле Рока почти 20 лет назад, вдруг получил новую жизнь: заглавный инструментальный трек альбома обрел голос. Вернее, обзавелся текстом. Как у вас появилась такая идея? Верно ли, что на момент записи альбома, «Запрещенная Реальность» изначально планировалась в виде песни, но что-то не сложилось?

Идея появилась в поезде, когда я ехал, и стук колес, как бы банально это ни звучало, навеял какие-то слова. А мысль, которая отражена в тексте – это моё собственное мировоззрение с учётом 60-летнего уже опыта. Кто-то как-то заметил, что я этой песней «отменил» “Show Time”; так категорично я бы не выразился, но доля правды в этом есть. У меня больше нет того чувства отчаяния, которое заставило меня написать “Show Time”. И я правда считаю, что жить с правдой и смотреть (хотя бы смотреть, даже если не двигаться) в сторону солнца – это единственный правильный путь.

В рамках последнего альбома группы «Иди и Смотри» претерпел изменения еще один значимый трек с «Запрещенной реальности» (2021) - культовая композиция «Рожденные Жить», получившая название «Все не Зря». Не было ли у вас желания переосмыслить весь альбом «Запрещенная Реальность», как это делают последнее время многие ваши коллеги по цеху?

Напомню, что идея создания композиции «Всё не зря» родилась после того, как я совершенно случайно в давних архивах обнаружил первый вариант песни, которая в итоге получила название «Рождённые жить». Это была так называемая «рыба», напетая Артёмом Стыровым. Аранжировка и грув той первой версии несколько отличались от того, что я создал позже, но она тоже была по-своему хороша. И я совершенно не помню, по каким причинам я отказался от того варианта. Моей радости от случайной находки не было предела, ибо я забыл о её существовании совершенно. Практически мгновенно возникла идея написать новые слова на куплеты и оставить оригинальным припев. Перекличка времён, диалог с самим собой спустя 20 лет. Всё удалось, я считаю.

Переосмыслить всю «Запрещённую реальность»? Нет, такого желания не возникало. Альбом вполне состоялся, и моё возвращение к «Запрещённой реальности» -- это возвращение лишь отчасти. Вряд ли я тогда написал бы что-то похожее на то, что написано сейчас. А переделывать состоявшееся… в мире ещё столько несозданного. Лучше написать новое. Можно было бы создать продолжение, что-то вроде «Запрещённая реальность — 2» Но для этого мне нужно чётко понимать, что я хочу сказать именно в продолжение существующей темы.

Все поклонники группы Маврин в ожидании грядущего миньона «Хаос». На каком этапе работа? Сколько песен уже готово? Почему для нового материала был выбран именно такой формат?

Работа на этапе отчаяния. Я ничего не успеваю. Процесс написания материала чреват тем, что в ходе работы постоянно появляются новые идеи, и меня не остановить. Интро перерастает в полноценное произведение, инструментальная композиция внезапно обретает текст, текст толкает на изменение мелодии, и вот у меня уже два варианта, из которых надо выбрать… И никто не отменял концертов и проектов. Иногда невольно скучаю по карантину, когда я сидел один в студии и писал в своё удовольствие, и никаких других дел у меня не было.

Текст для новой «Запрещенной Реальности» написали вы, а кто выступит автором текстов для других композиций?


Это пока секрет. Скажу так, я написал не только этот текст для нового альбома, но сколько – подержу интригу.

На «Планете» был запущен краудфандинговый проект в поддержку «Хаоса». Довольны ли вы результатом? Какие плюсы и минусы вы видите в участии в подобных проектах?

В этот раз мне откровенно некогда заниматься ещё и «Планетой». Я не особо даже слежу, как там идут дела. Организацией занимаются пока другие люди, так что это вы мне скажите, должен ли я быть довольным, что там вообще происходит. Конечно, что-то мне известно, например, о лотах, и я на правах автора забрал себе одну сумку-шоппер с текстом «Запрещенной реальности».

На миньоне не будет инструментальных композиций. Это связано с тем, что в ближайшем будущем ожидается выход вашего нового инструментального альбома, который уже имеет название «Немое Кино»? И что за «секретный» инструментальный сингл, который ожидается в преддверии выхода альбома? Ждем эксклюзива!

Не будет, потому что они стали песнями. Что насчёт «Немого кино»… Я считаю датой начала работы над альбомом момент, когда я открываю проект и даю ему имя. Пока что композиции инструментального альбома существуют в формате зарисовок, и причина того — уже обозначенная раньше нехватка времени. Что же до эксклюзива – я решил поменять формат сочинения своей инструментальной музыки. Раньше в некоторых случаях я писал произведение полностью, а потом домысливал, какое настроение отражает музыка, чтобы дать ей имя. Теперь же хочу попробовать наоборот: сначала имя, слово, а потом уже музыкальное отображение темы.

С помощью проектов на Планете вам удалось переиздать такие альбомы, как «Запрещенная реальность» и «Химический сон». Есть ли в планах переиздать другие альбомы группы? К примеру, первые два альбома – «Скиталец» (1998) и «Неформат» (2000). Ведь на сегодняшний день они являются настоящей редкостью.

Поправлю, что пока переиздали мы лишь «Химический сон». Проект «Скиталец» уже начат, но мне не хочется переиздавать просто так, требуется ремастеринг, я это прекрасно слышу. А он… требует времени. Сам себе уже начинаю надоедать с жалобой на его нехватку.

2023 год – особенный для группы Маврин. 25 лет на музыкальной сцене – серьезный срок. Целая жизнь, полная взлетов и падений. В юбилейные даты все музыкальные коллективы стараются удивить своих поклонников – новыми альбомами, масштабными шоу, необычными туровыми маршрутами. Вы же решили пойти дальше, и удивить всех новостью, которой никто не ожидал - о роспуске группы Маврин. Несколько лет назад в одном из наших интервью вы говорили, что после ухода Артема Стырова уже были готовы к такому решению, но все обошлось. Почему же переломный момент случился именно сейчас, после 25 лет существования коллектива?

Я несколько раз за всю историю существования коллектива был близок к роспуску группы. И после очередного расставания с Артёмом, и после ухода Дмитрия Завидова (барабаны), и в процессе поиска очередного басиста и т.д. И с годами накапливалась усталость и от внезапных смен составов, и от ответственности за всё происходящее. Непредсказуемость. И если раньше я испытывал даже некоторый азарт от таких испытаний, то сейчас я просто устал от этого. Ещё 25 лет – красивая дата, может, дело в этом? Четвертьвековой рубеж и желание кардинальных перемен совпали, встретились. Знак, который я не мог не заметить. Ещё я считаю, что называть группой то, что я сейчас делаю, не совсем правильно. Это проект. И пришло время привести наименование в соответствие с реальностью, это будет честно. Для того, чтобы создать что-то новое, надо расстаться с прошлым.

Тяжело ли далось такое решение? Как восприняли новость остальные участники группы?


Тяжело… Скорее, сложно. Но я почувствовал облегчение, наконец приняв его. Остальные участники коллектива заняты в других проектах и коллективах, поэтому я никого не подставляю этим решением и не оставляю у разбитого корыта. Все при своих делах.

Стал ли предпосылкой к роспуску группы уход гитариста Юрия Алексеева, который был неизменным участником коллектива более 20 лет? Расстались мирно?


Нет, это не связанные между собой события. Расстались мы по объективной причине без ссор или каких-то выяснений, хоть и по моей инициативе. Но на то были очень серьёзные причины, которые я не хочу выносить на обсуждение.

Финалом существования группы Маврин станут юбилейные концерты в Питере и Москве 17 и 25 ноября соответственно. Чем будете удивлять? Планируется ли запись DVD?

Юбилейные концерты стали финальными по воле рока, они уже были запланированы и анонсированы, когда вдруг приобрели дополнительную значимость. Будут гости, конечно же. Съемки не планируются, хотя с точки зрения шоу-бизнеса это, наверное, было бы правильно. Но я нонконформист.

Специальными гостями на этих концертах будут вокалисты Михаил Сидоренко и Артем Стыров. Увидим ли мы еще кого-нибудь? Может быть, еще кого-то из бывших участников коллектива?


Конечно. Состав гостей в Москве и Питере будут немного различаться.

«Моя музыкальная деятельность продолжится как в инструментальном, так и в песенном формате. Но... это будет нечто совершенно иное». Вам удалось заинтриговать всех поклонников. Приоткройте завесу тайны.


Тогда какая же это будет тайна? Скажу так: ждём новый год.

Давайте немного отвлечемся от группы Маврин и поговорим о вашем участии в других проектах. Вы участвуете в творческой деятельности Виталия Дубинина, в его сольном проекте. Планируете ли вы продолжать сотрудничество с ним?

Это надо спросить у самого Виталия. Мне нравится с ним работать, так что если он что задумает и меня позовёт – я с удовольствием соглашусь.

Вы активно гастролировали с группой Ария в туре «Гость из царства теней». Как впечатления? Ностальгия не одолевает? Не мешает ли это основной вашей творческой деятельности? Увидим ли мы вас вновь на концертах «арийцев»?

Мне нравится быть именно гостем у Арии. Я б с их гастрольным графиком вообще ничего не успевал бы, а принимая участие в отдельных концертах, могу всё же совмещать. Я люблю группу Ария, и мне очень приятно, когда меня радостно встречает зал, но приоритетом для меня остается именно музыка, написание нового. Я не могу не сочинять, это как дышать и двигаться стало в какой-то момент. В «Госте» я часто присутствую, а что будет после их финального аккорда… посмотрим.

В декабре вы примете участие в концерте Артура Беркута с симфоническим оркестром. Как вы вообще относитесь ко всей этой симфонической истории? Ведь в последние годы с оркестром не выступал только ленивый.

Снова гостевое участие. Меня пригласили в интересный проект, мне понравилась идея и концепция. Плюс возможность услышать и сыграть некоторые свои произведения с симфоническим оркестром. Я уже сейчас вижу и слышу, как ведётся подготовка. Это будет шикарно.

На протяжении многих лет вы являлись ведущим программы «Железный Занавес» на радио «Юность». Несколько лет назад вы начали оцифровывать выпуски программы и выкладывать их в сеть, но на сегодняшний день ретроспектива с архивами выпусков приостановлена. Планируете ли продолжать эту работу в ближайшем будущем?

Я начал этот интернет проект с ретроспективой «Железного Занавеса» в день рождения программы, в год, когда передаче исполнилось 20 лет. Всеобщая изоляция 2020 года благоприятно повлияла именно на эту идею с ретроспективой, времени было предостаточно. Я успел красиво преподнести и разместить в сети большую половину своего архива. Затем всё вернулось на круги своя, я начал «зашиваться», и радиовоспоминания пришлось прекратить. Дальше время покажет.

Вами был анонсирован проект авторского рестайлинга легендарной советской гитары «Урал» под названием «Урал Маврина». Чем так вас вдохновил этот инструмент? Ведь, если верить гитаристам со стажем, выступать с «Уралом» крайне тяжело в первую очередь из-за его веса.

«Урал» никогда не был для меня каким-то страшным кошмаром из советского прошлого, у меня об этой гитаре самые тёплые воспоминания. Это первый настоящий инструмент, на котором я учился играть в далёких 70-х. И я понимаю прекрасно, что за последние 4-5 десятилетий к современной гитаре появились определённые требования. Высокие и вполне оправданные. Оригинальный «Урал», как и многие гитары тех лет, им не соответствуют. Поэтому идея рестайлинга легендарного инструмента заключается прежде всего в том, чтобы придать «Уралу» современные стандарты. Это не сложно.

По моим личным предпочтениям доработка нужна любой гитаре. А «Урал» мне прежде всего интересен тем, что у него старое дерево – это совершенно иной звук, который не воссоздаст ничто, кроме времени. 45-50 лет – это не просто. А насчёт веса… я бы понял, если бы речь шла о неудобстве из-за строения грифа. Но вес! Gibson Les Paul тяжелее в два раза, но никто не жалуется. Народная молва сделала из «Урала» какое-то оружие массового поражения.

Вы уже несколько лет помогаете подмосковному приюту для животных «Беригиня» и даже выпустили линейку сувениров, прибыль от продажи которых идет в помощь приюту. Расскажите об этом поподробнее.

Это то немногое, что я могу сделать. Помогают очень многие, многие хотят помочь, но не знают, как, кто-то даже не задумывается. Сувениры дают тем, кто приходит на концерт, шанс и задуматься, и помочь. Идея пришла совсем недавно, и не я её автор, но я рад оказать поддержку.

Сколько у вас сейчас домашних питомцев?


Один. Кот Эрвин. Кошка Ася, которую многие знают и любят, живёт у моих родителей, я навещаю.

Периодически на вашем теле появляются все новые и новые татуировки. Не собираетесь останавливаться на достигнутом? Ведь свободного места остается все меньше…

У меня есть ещё идея, которую необходимо воплотить, и минимум одна нога, которая это позволяет. Может, когда и остановлюсь, кто знает.

Напоследок хочется сказать, что нам очень грустно, что страница истории под названием «группа Маврин» подходит к своему завершению. Эти 25 лет прошли не зря, вам удалось оставить глубокий след в сердцах и душах тысяч людей, неравнодушных к тяжелой музыке. Песни группы будут звучать всегда, но очень жаль, что только в записи. Но, как верно вы заметили – «любой финал – это тоже начало». Начало чего-то совершенно нового, но не менее значимого. Мы хотим сказать вам огромное спасибо, за все, что вы сделали в рамках группы Маврин и не только, и желаем вам успеха на новом поприще и во всех ваших начинаниях. Пожелайте что-нибудь нашим читателям.  

Я же не ухожу со сцены. И песни будут звучать. Группы не будет, люди вообще преходящи, а музыка вечна. А пожелать бы мне хотелось мира. Мира в мире, мира в душах. Для ненависти нет времени.

Официальный сайт группы Маврин: http://www.mavrick.ru/

Интервью: Ирина Нефедова, Александр “SUMRAK” Нефедов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
9 октября 2023 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker