Thyrfing

Thyrfing
В своем собственном темпе

31.05.2022

Архив интервью | English version

Несравненные шведы Thyrfing с 1995 года подают пример того, как должен звучать настоящий скандинавский викинг-метал. Все эти годы группа была довольно активной, особенно в плане живых выступлений, а насыщенное звучание их нового альбома “Vanagandr” (2021) только подтвердило их способность выдавать напористый и колоритный материал. Мало того, Thyrfing наконец решились отснять свои первые видеоклипы и даже начать варить свой собственный эль. Примечательно, что “Vanagandr”, в котором 8 песен, стал восьмым по счету альбомом, вышедшим после восьми летнего перерыва! А учитывая тот факт, что в общей сложности именно за эти 8 лет я была на 8 выступлениях Thyrfing в разных странах, я не могла не побеседовать с ними о том, о сем. Обычно на вопросы отвечает гитарист и основатель группы Патрик Линдгрен, но в этот раз к нам также присоединились барабанщик Деннис Экдаль, гитарист Фредрик Хернборг и вокалист Йенс Риден. Жаль, что с нами не было одного из основателей, басиста и теперь уже клавишника Thyrfing Йоакима Кристенссона, но зато охотно вызвался ответить на вопросы первый вокалист Томас Вээненен, который был участником Thyrfing до 2006 года.

Прежде всего, мои поздравления – “Vanadangr” стал одним из самых значимых релизов 2021 года. Альбом получился успешным, а сами вы довольны отзывами? Оправдались ли ваши ожидания?

Патрик: Спасибо! Да, пока что отзывы преимущественно положительные. Похоже, что и давние поклонники, и новые слушатели пришли к единому мнению, что альбом очень сильный.

Почему понадобилось аж 8 лет, чтобы записать 8-й по счету альбом? Пандемия помешала, или вы просто никуда не торопились?


Деннис: Мы просто двигались в своём собственном темпе и не так уж страдали от пандемии, ведь забронировать студию стало даже проще, чем раньше, и в целом можно было не особо напрягаться.

Новость о брендированном эле Thyrfing стала для меня приятной неожиданностью. Кому принадлежит идея начать варить свой собственный эль? Его можно купить в Systembolaget (государственный монополист на рынке алкоголя в Швеции – прим. авт.), и останется ли он в продаже хотя бы на несколько лет? Это хорошая реклама для группы или, скорее вы хотели порадовать своих поклонников?

Патрик: Идея исходила от нас. Мы обратились к нескольким возможным партнерам по сотрудничеству, и довольно быстро мы вышли на пивоварню Tempel Brewhouse. Да, его можно купить в шведском Systembolaget, и, судя по всему, теперь и в Финляндии. Посмотрим… пока есть интерес и он хорошо продается, наверное, так будет и дальше. С нашей стороны было несколько причин: с одной стороны, нельзя отрицать, что собственное пиво имеет некий романтический оттенок, а кроме того, это, конечно, может быть хорошим рекламным ходом… так что, я бы сказал, сочетание всего этого и приятного занятия для себя. В наши дни в этом нет ничего редкого, скорее наоборот, брендированный алкоголь становится всё более распространенным, но все равно это милая вещица, которую хочется поставить на полку.  

Чего вам больше всего не хватало из-за того, что вы не могли гастролировать во время пандемии? Обрадовались, что можно снова выступать?


Патрик: Мне нравится почти все, что связано с гастролями… репетиции, совместное времяпрепровождение, путешествия, сами выступления, хотя, ясное дело, самое лучшее из этого – собственно играть. Так что, да, я очень скучал по ним, и было здорово вернуться на сцену!

У вас было много шоу по всему миру…о каких сейчас самые яркие воспоминания?

Фредрик: Мы получаем кайф от большинства наших совместных приключений. Лично мне лучше всего запоминаются большие фестивали и шоу в экзотических местах. “Wacken”, “Party San” и “Summer Breeze” были потрясающими. А самые сильные впечатления оставили наш первый визит в Россию в 2013 году, Бразилия и круиз “70 000 Tons Of Metal” – такое не забывается.

Альбом “Vanagandr” на концертах этой весной исполнялся вами полностью. Каково было играть абсолютно новые песни после длительного перерыва? Их хорошо принимали?

Патрик: Да, это была палка о двух концах. Наше первое выступление за 2 года, к тому же с новым материалом и, вдобавок ко всему, весь альбом целиком. Но думаю, всё получилось, мы неплохо подготовились и справились настолько хорошо, насколько могли надеяться. Наша задумка исполнить альбом целиком получила только положительные отклики. Возможно, это одна из тех идей, которые больше привлекательны для самих групп, чем для их фанатов, хе-хе… сыграть последний альбом от начала до конца. Но, полагаю, в нашем случае это было обоснованно, ведь мы много лет исполняли старые песни и ничего не выпускали, поэтому теперь, когда у нас наконец-то появился новый альбом, мы решили, что просто обязаны дать ему шанс прозвучать живьем.

Я познакомилась с вами в 2013 году в Москве. Тогда как раз вышел альбом “De Ödeslösa”, а ваш клавишник Петер Леф покинул группу, поэтому его я никогда не видела. Но вы пятеро до сих пор вместе. Вы все так отличаетесь по характеру, и у каждого совсем разный жизненный опыт, поэтому хотелось бы спросить - насколько важно для группы иметь общие ценности? Кстати, какие именно?

Патрик: В группе действительно должен существовать некий обобщенный «кодекс», которому все следуют, чтобы что-то получалось. В основном это касается того, к чему группа должна стремиться, чего достичь и как добиться успеха. Ели вы не можете прийти к соглашению по этим вопросам, в долгосрочной перспективе всё будет очень сложно, и это, вероятно, самая распространенная причина, по которой группы распадаются или меняют участников. Мы далеко не лучшие в мире по формулированию таких ценностей, целей или руководящих принципов, но, похоже, в нынешнем составе мы обходимся без серьезных трений, ведь мы вместе уже 9 лет.

Как и многие, я могу разделить историю группы на две эпохи – первая с Томасом на вокале, вторая – когда в 2007 году его сменил Йенс. Томас, ты сам бы стал делить свою жизнь на «с Thyrfing» и «после ухода из группы»?

Томас: Да, однозначно. Несмотря на то, что в мою эпоху Thyrfing не так уж часто ездили в туры или записывали альбомы, группа всё равно была огромной частью моей жизни. Мы тусовались вместе, даже когда не репетировали и не занимались чем-то другим, напрямую связанным с Thyrfing. Но я переехал и поселился в пяти часах езды от остальных участников Thyrfing еще до того, как ушел из группы, поэтому совместно проводить время стало получаться намного реже. Так что в моей жизни есть «до и после» по нескольким причинам, и они связаны не только с Thyrfing, но и с местом, где я живу, с работой и с детьми. Мне всегда было жутко сложно вспоминать, в каком году в моей жизни происходили разные события, поэтому я очень благодарен, что можно прикинуть: «О, это был тот самый год, когда мы записали ‘Valdr Galga’», а затем проверить в буклете, когда это было. С тех пор, как я ушел, у меня уже нет такого преимущества.

Тогда, в 2013 году я намеренно искала песни на шведском языке, которые не только отражали бы историю вашей страны, но и представляли бы то огромное социокультурное пространство, где вы жили и творили. Каково быть послом шведской культуры посредством музыки и текстов?

Патрик: Честно говоря, я никогда не мыслил о себе или о нас такими категориями… но если это правда, то этим можно гордиться. Мы всегда стараемся относиться к текстам и языку в целом с максимальным уважением, и когда кто-то воспринимает это в положительном ключе, я очень рад.

Мелодии и ритмы Thyrfing очень узнаваемы. В них есть явное влияние шведского языка, который сам льется, как песня, очень мелодичный, с высокими и низкими тонами. Как эта связь воспринимается вами?

Патрик: Это очень интересное наблюдение, о котором я никогда не задумывался. Наверное, потому что я смотрю на это «изнутри». Изначально так сложилось, что у Thyrfing были как шведские, так и английские тексты, но в последние годы с преобладанием шведских. Поэтому я всегда был уверен, что язык является частью «нашего звука», но скорее в целом, чем исходя из его тональных свойств. Так что да… хорошее замечание и наблюдение, которое действительно может быть правдой.

“Vanagandr” – уже третий альбом, где вы обошлись вообще без английских текстов. Несомненно, шведский лучше передаёт всю атмосферу, но не расстроило ли это фэнов? Например, очень хочется знать, о чем песня “Håg och minne”, и ведь нельзя просто пропустить текст через интернет-переводчик, особенно если речь идёт о мифологических персонажах.

Патрик: Совсем не расстроило. По крайней мере, я слышал намного больше положительных отзывов, чем негативных. Конечно, можно порассуждать о том, что с коммерческой точки зрения тексты на английском произвели бы лучший эффект, а может, было бы наоборот, невозможно сказать. В любом случае, делать что-то из коммерческих соображений никогда не было нашей сильной чертой. (Смеется).

Среди русских групп появилась тенденция нанимать профессиональных переводчиков, чтобы напечатать в буклетах альбомов тексты и на русском, и на английском для лучшего понимания их смысла. Вы никогда о таком не думали? Или считаете, что преданные фэны сами переведут, а остальным это просто не нужно?  

Патрик: Честно говоря, я не думаю, что мы когда-нибудь этим займемся. По-моему, наши тексты просто нельзя достойно перевести. Это не рассказы с линейным сюжетом от точки А до точки Б, которые можно переводить буквально. К тому же большая часть текстов получилась такими, какие они есть, именно из-за шведского языка и тона, и сюда также стоит отнести игру слов, рифмы и т.д. В переводе, ясное дело, все это потеряется. Я видел несколько переводов, сделанных фанатами, и хотя я не могу пожаловаться на качество собственно перевода, результат, на мой взгляд, просто не имеет смысла и не представляет никакой ценности для кого-либо.

“Vanagandr” в целом получился несколько менее мрачным и более оптимистичным. Некоторые сравнивают этот альбом со старым викингом, почивающим на лаврах в Вальгалле и распевающим свои героические песни. Есть ли в этом доля правды?

Патрик: Да, соглашусь. Не знаю насчет оптимизма, так как это все равно довольно мрачный альбом во многих отношениях, но общее ощущение и настрой определенно более воодушевляющие и мощные по сравнению с другими альбомами, которые мы записали во второй половине карьеры группы.

Для меня “Vanagandr” – это такое торжество скандинавских мифов и сказаний, откуда многие узнали о Фенрире, однако вы выбрали менее известное имя того же самого волка. Никлас Сундин, 20 лет назад оформлявший ваш альбом “Vansinnesvisor”, в этот раз просто потрясающее изобразил волка в оковах. Теперь этот волк, väntan på slutet (в ожидании конца – прим. авт.) – ваш новый символ? А что со старым логотипом группы – мечом Tyrfing: вы решили от него отказаться?


Патрик: Это и правда символ нового альбома, но что же касается группы в целом, не знаю. Наверное, все же нет. Если честно, нам пришлось немного помучиться с визуальной концепцией, прежде чем у нас что-то получилось. Дело в том, что волк – существо, до ненормального часто встречающееся в оформлении металлических альбомов. В определенный момент мы даже немного устали от всего этого и чувствовали, что загнали себя в некий угол, но, к счастью, как только мы снова связались с Никласом, он подкинул несколько отличных идей в эту концепцию, и нам удалось ее воплотить. Я не говорю, что вышло нечто сильно оригинальное и уникальное, но, на мой взгляд, нам удалось привнести в нее свой собственный штрих, который очень хорошо подходит альбому. Что касается старого лого и меча… не скажу, что мы забросили его навсегда, и, скорее всего, он снова появится в каком-то виде в будущем. Но в этом релизе мы хотели показать нечто более простое и яркое, и чтобы имя волка лучше выделялось.

Йенс, как считаешь, сейчас группам приходится конкурировать за интересное оформление, потому что люди уделяют больше внимания визуальной стороне, чем раньше? Или это возвращение к истокам, как было до появления интернета, когда альбомы покупали, судя о них только по обложке?

Йенс: Мы разработали новый логотип Thyrfing главным образом потому, что старый было слишком сложно прочитать в некоторых ситуациях, например, на фестивальных афишах. И лично я считаю, что новый логотип лучше подходит к нашему звучанию. Но мне нравится и старый логотип во многих отношениях. Когда дело доходит до обложки и визуальных эффектов, я думаю, что мы, по крайней мере, я лично, немного старомодны и ценим физические копии альбомов, поэтому мы искренне хотим, чтобы они выглядели красиво. Я не особо задумывался о том, как изменилась роль обложки альбома в наши дни по сравнению с временами, когда еще не было стриминговых сервисов… Но, думаю, каждый элемент «презентации» альбома имеет свою важность. Каждый способ заинтересовать потенциального слушателя хорош, и сюда относятся и иллюстрации, и логотип, и фотографии, и сценическое шоу и так далее.

Какие преимущества вы получили благодаря тому, что с недавних пор ваши релизы издаёт крупный шведский лейбл Despotz?


Деннис: Пока что Despotz очень поддерживают нас во всем, у них отличные идеи, и они готовы многое делать для продвижения как физических, так и цифровых релизов. Одно из основных преимуществ в том, что они из Швеции и интуитивно понимают нас намного лучше. Они хотят заниматься нашим продвижением, но в то же время по-настоящему уважают нашу искренность.

Почему вы меняли издателя почти после каждого альбома? Не потому ли, что многие лейблы хотели только заработать на вашем творчестве и почти ничего не делали для продвижения своих групп? Однако с Despotz Records вы решились на новый шаг – отсняли два видеоклипа. Это лейбл сподвиг вас на это и профинансировал съемки?  


Патрик: Если честно, раньше нам не очень-то везло с лейблами. Мы выпустили первые четыре альбома на Hammerheart Records, и дела шли более-менее. Но после четвертного альбома она свернули свою деятельность и заранее проинформировали нас, что им не по карману издать еще один альбом Thyrfing, и посоветовали нам начать поиски другого издателя, так что это решение было не совсем нашим. На Regain Records у нас вышло два альбома, и после этого лейбл прекратил существование, поэтому, опять же, это был не наш выбор. С NoiseArt Records, издавшим ”De ödeslösa”, мы пришли к обоюдному согласию, что мы не очень-то подходим друг другу, поэтому прекратили сотрудничество без конфликтов. Сейчас мы на Despotz, и пока что между нами всё хорошо. Они также приобрели права на издание наших первых шести альбомов, так что не стоит и говорить, что в этот раз мы надеемся на более долгосрочное сотрудничество. И да… они однозначно были той движущей силой, заставившей нас снять те два видео.

Деннис, тебе часто приходится вести переговоры с внешними партнерами о делах группы. Как ты вышел на Патрика Уллеуса, и кому вообще пришла в голову идея впервые в истории Thyrfing снять видео?

Деннис: Если говорить о видеоклипах, мы обсуждали эту идею всей группой, и долго совещались по поводу того, с кем работать. И у меня, и у Патрика был контакт с Патриком Уллеусом, которому понравились наши идеи и музыка, поэтому он захотел поработать и над нашими клипами. Я думаю, что в наше время важно иметь видеоклипы, и если вы собираетесь их снимать, лучше делать это качественно!

Гордитесь результатом? Стоило ли ждать 20 лет, чтобы получить возможность снимать настолько профессионально? И в целом, испытывают ли сейчас музыканты все большую необходимость виуализировать свои идеи? Правда ли, что образы, лежащие в основе музыки, имеют большую ценность в нашем «новом цифровом» мире?

Патрик: Да, я очень доволен ими, и, честно говоря, они оказались именно такими, какие мы надеялись получить. Действительно, есть такое ощущение, что видео-контент (не только традиционные музыкальные клипы, но и видео в целом) с каждым днем становится все более и более необходимым. Неизвестно, будет ли спрос продолжать расти, или в какой-то момент произойдет отскок. Однако, как и во всем остальном, все зависит от того, какие у вас цели, что вы хотите изобразить, и чего вы хотите достичь. Я лично никогда не был против видеоклипов, но твердо настаивал на том, что если мы когда-нибудь ими займемся, то это должно быть что-то действительно стоящее, а не просто ролик для галочки. Теперь у нас, наконец, появилась возможность сделать это вполне удовлетворительно, так что да, я очень этому рад.

Йенс, ты профессиональный фотограф со своим узнаваемым стилем, снимавший почти все известные экстремальные метал-группы Швеции. Легко ли было полностью доверить съемку видео Thyrfing другим профессионалам? Не было ощущения, что они выполняют твою работу?

Йенс: Для альбома "Vanagandr" мы решили работать с талантливыми людьми, которыми мы очень восхищаемся, и которые, по нашему мнению, выдают очень качественный продукт - например, музыкальные клипы. И мы им доверились, так что ни я, ни остальные участники группы не вмешивались в их творческий процесс. Конечно, первым делом мы объяснили им наши идеи и представления, но потом мы просто дали им работать, как они сочтут нужным. Когда ты пытаешься держать все под слишком жестким контролем, это риск – ты ведь знаешь поговорку «Слишком много поваров испортят суп…». Если постоянно вмешиваться и не давать артисту возможность реализовывать собственное видение, результат может легко превратиться в беспорядочную смесь идей и мнений слишком большого количества людей, а в этом нет ничего хорошего.

Меня особенно очаровало видео “Järnhand”. Бохусская крепость — просто потрясающее место. Вы выбрали его, потому что крепость 14 раз осаждали, но ни разу не взяли?

Патрик: Хе-хе… твоя идея мне очень нравится, звучит очень романтично, но, на самом деле, для выбора этой локации было много других причин. Мы имели четкое представление об атмосфере, которая нам была нужна, и при этом нужно было учитывать такие факторы, как бюджет и логистику, так что в итоге мы остановились на этой крепости как на самом приемлемом варианте. Так или иначе, я думаю, эта крепость идеально соответствовала нашему видению, так что в итоге все нормально.

Томас, я была так рада видеть тебя на праздновании 20-летия Thyrfing в Стокгольме и вот теперь на видео “Döp dem i eld” — именно тебе там пришлось пройти крещение огнём. Насколько важно для тебя время от времени участвовать в том, что делает группа?

Томас: Я бы не стал использовать слово «важный» - для меня это большая честь и радость. Мы все по-прежнему друзья, как нынешние, так и бывшие участники Thyrfing, кто-то ближе, кто-то нет. Я бы сказал, что приоритетом для меня является возможность проводить время с друзьями. Большинство тех, кому за 40, знает, что когда появляются работа и семья, находить время для дружеской компании становится всё сложнее. Поэтому если Thyrfing где-нибудь выступают, и у меня есть возможность туда сходить, для меня всегда в приоритете возможность потусить, немного посмеяться и много выпить. Если появляется подходящий повод для того, чтобы принять более активное участие, я считаю это для себя честью. Думаю, было бы скучно и бессмысленно, если бы я появлялся в качестве приглашенного вокалиста каждый раз, когда Thyrfing выступают в Швеции, так как Thyrfing — это группа, которая сильнее в настоящем, чем когда-либо была в прошлом, но для юбилея подобного рода это имело смысл. А вот съемки видеоклипа были для меня в первую очередь тусовкой. Они проходили примерно в часе езды от моего дома, так что накануне мы сильно напились вместе в гостиничном номере, а на следующий день, пока группа делала всю основную работу, я опять пил и развлекался. Идеальное разделение труда.

Эти два видеоклипа неплохо передают ту атмосферу, которую вы создаете на сцене. Может, таким образом вы пытались компенсировать отсутствие живых выступлений во время пандемии?

Патрик: Не совсем. Я считаю, что лучшие музыкальные клипы — это те, где вы можете почувствовать некую связь с группой и так или иначе увидеть, как артист исполняет песню. Конечно, атмосфера, сюжетная линия и другие составляющие тоже могут быть важны, но для того, чтобы я сохранил интерес, мне необходима какая-то привязка к группе или артисту, которые исполняют эту песню. Он обычно пропадает, если на экране только актеры или статисты, или только природа, пусть даже это натурные съемки, и все это никак не связано с исполняемым произведением.

Йенс, ты человек контрастов – такой хороший парень в жизни, но зверь во время шоу, прямо как Джекилл и Хайд. Почему ты считаешь нужным быть таким устрашающим на сцене?


Йенс: Я думаю, что наш музыкальный жанр – это выражение силы, агрессии, смерти и ужаса. И я хочу показать своим сценическим перевоплощением ту личность, которая находится в том же состоянии и переживаниях, что и музыка. Проще говоря, я хочу сделать шоу, которое понравилось бы мне самому, если бы я был в толпе. Вне сцены, как ты говоришь, я не такой, потому что не считаю, что подобное отношение и поведение необходимы. Так что, на мой взгляд, и «Йенс на сцене», и «Йенс вне сцены» - это части моей личности. Большую часть времени я просто нормальный человек, который верит в необходимость вежливого и дружелюбного поведения. А когда приходит час выходить на сцену, я вхожу в сценический образ и становлюсь мистером Хайдом.

Похожий вопрос по поводу текстов: быть таким позитивным в реальной жизни, но петь об освобождении, которое подарит смерть, мизантропии и тёмной стороне жизни в целом – это просто атрибут жанра, или ты действительно вкладываешь в эти слова много смысла?

Йенс: Я бы сказал, и то, и другое. Наш жанр посвящен темным сторонам жизни, и я считаю, что более или менее необходимо придерживаться канонов и создавать соответствующие тексты. Это также хорошо мне подходит и на более личном уровне. Как и у всех, у меня есть положительная, «счастливая» сторона моей личности, но есть и более темная сторона. И с такой лирической тематикой я могу выразить словами некоторые из более мрачных мыслей, обитающих внутри меня.

Вы, наверное, знаете, что некоторые площадки, где я вас видела, сейчас закрыты (например, “Nosturi” в Хельсинки, “Rock House” в Москве, где вы играли дважды). А как дела с концертными площадками в Швеции? Пострадали ли они от пандемии, джентрификации или чего-то еще?

Патрик: Я, возможно, не самый подходящий человек, кому надо задавать этот вопрос, но мне кажется, что, как ни удивительно, скорее всё наоборот. Некоторые заведения действительно закрылись, но это, скорее всего, было еще до вспышки болезни. А незадолго до (или во время) пандемии открылись новые места, и кажется, что сейчас для группы нашего ранга выбор площадок в Швеции (по крайней мере, в Стокгольме) лучше по сравнению с тем, что было, скажем, пять лет назад.

Мне посчастливилось видеть вас и в небольших клубах, и на крупных фестивалях, и я определенно отдала бы предпочтения клубным шоу. На мой взгляд, песни Thyrfing не подходят для дневного света. Хотя вы однажды играли на Вакене, но сцена находилась в ангаре, так что солнечный свет туда не проникал, так ведь? А сами вы какие площадки предпочитаете?

Патрик: Мне на самом деле нравятся любые. Хотя я, пожалуй, соглашусь, что для атмосферы Thyrfing больше подходят шоу клубного формата (или, по крайней мере, в помещении или в темноте), я также получаю удовольствие от выступлений на большом фестивале при дневном свете. Такое выступление просто приобретает другую атмосферу с акцентом на другие вещи, но я думаю, что нашей группе подходит и она.

Ваше первое выступление в Москве в 2013 году мне очень запомнилось, в частности, потому что когда звучала “Kamp”, на сцену вышла Маша из Арконы. Я знаю, что Маша приложила некоторые усилия, чтобы организовать первое шоу Thyrfing в России, и с тех пор вы хорошие друзья. Насколько важно для вас создавать прочные связи между разными группами, особенно на международном уровне?

Патрик: Я бы сказал, что это важно, как и в случае любых других связей. В наши дни участники группы более вовлечены во все, что происходит вокруг группы, и в то, что вообще происходит… совсем не так, как в мифах о классических рок-группах, когда музыкант мог просто сидеть в самолете или гостиничном номере, а другие люди устроят все за него. Так что любое взаимодействие, нетворкинг и т.д. с другими группами и их участниками почти во всех случаях является положительным моментом. Хотя трудно сказать, насколько именно это важно. Что же касается того случая, о котором ты говоришь - Маша, ясное дело, значимая личность (особенно на российской сцене), так что ее слова имели определенный вес.

Как вы думаете, вы принадлежите к определенному сообществу единомышленников в Швеции? Månegarm, Ereb Altor, Netherbird, Skogen -  лишь некоторые из групп, которые вы часто поддерживали. Вы бы назвали метал-сообщество в Швеции скорее единым или разобщенным?

Патрик:
По моему опыту последних лет, у нас довольно расслабленная и «здоровая» атмосфера… по крайней мере, среди групп и людей нашего поколения, с которыми мы общаемся. Большинство этих людей одного возраста, находятся в похожей жизненной ситуации, имеют схожий опыт. Отсюда довольно схожее понимание вещей, да и ожидания тоже. У нас не происходит таких «драм», которые, насколько я понимаю, случаются среди молодых групп, и которым мне доводилось иногда быть свидетелем в 90-х. В каком-то смысле все группы индивидуальны и занимаются своими делами, но также существуют некоторые «негласные правила» и общее понимание, и от этого жизнь становится проще и непринужденнее. Если есть что-то, что ты можешь сделать, чтобы помочь другому, не ставя под угрозу свои собственные дела, обычно ты это делаешь. (Смеется).

Фредрик, насколько я понимаю, ты всю жизнь живешь в Стокгольме. Как там сейчас с метал-сценой? Тебе нравится ходить на концерты и открывать для себя новые группы?


Фредрик: Это верно. На самом деле у метал-сцены Стокгольма огромный потенциал, но там не хватает хороших площадок. Многие из них закрылись в последние 10 лет, но скоро я надеюсь увидеть подъем концертной деятельности. Я стараюсь ходить на все шоу, на которые могу попасть. Но когда дело доходит до новой музыки, это не ко мне. Я слушаю только свои любимые альбомы Iron Maiden и Morbid Angel.

Мы все непременно хотим услышать новые песни с “Vanagandr”, но в 2022 году альбому “Vansinnesvisor” исполняется 20 лет. Собираетесь ли вы как-то отпраздновать эту дату? Может быть, вы включите в сет больше песен с этого альбома и пригласите специальных гостей (например, Томаса, как вы сделали на 20-летии Thyrfing)?

Патрик: Да, согласен, эта дата заслуживает особого внимания и отмечания. К сожалению, на данный момент конкретных планов на этот счет нет, а этот год, кажется, пролетает, как никогда быстро … но посмотрим. Еще не поздно.

В первый раз, когда я увидела вас в Швеции, это случилось в Уппсале сразу после Дня святой Люсии, и у меня остались незабываемые впечатления. Сначала я наблюдала за шествием детей и молодежи, принимавших участие в этом шведском празднике, а затем шоу Thyrfing в дружелюбном уютном зале. А как насчет молодых шведов вообще, есть ли у них желание сохранять и продвигать свою культуру?

Патрик: Трудно ответить. Я предполагаю, как и везде, кто-то что-то делает, а что-то нет. Во многом я как бы оградил себя от конкретной молодежной культуры в последние годы… но обычно все согласны с тем, что молодежь испорчена и ни на что не годится, верно? (Улыбается). Посмотрим… У меня самого есть дети, которые скоро вступят в возраст участия в культурных мероприятиях по собственной инициативе, так что посмотрим… Может быть, лет через пять я лучше отвечу на этот вопрос.

Неужели у вас нет нового поколения групп, которые гордятся своим наследием и готовы использовать скандинавскую мифологию в своих работах, как вы делаете до сих пор?


Патрик: Не знаю, если честно. Наверное, есть, но я ужасно плохо отслеживаю новые проекты. По крайней мере, мне не попадалось ничего, что бы снесло мне крышу. Я уверен, что что-то упускаю, но, с другой стороны, это неизбежно.

Томас, ты с детства металлист и до сих пор увлекаешься этим, собираешь винилы и вообще эксперт в этой области. Изменился ли твой вкус в музыке и каковы твои предпочтения сейчас?

Томас: Я далеко не эксперт, я просто покупаю то, что мне нравится. Мои вкусы примерно такие же, какими были всегда: 95% металла и хард-рока большинства (не всех!) видов, от классики 70-х до блэк-метала, а потом 5% почти всего остального, кроме чересчур сложной фигни типа джента, джаза… и всего остального, что звучит так, будто писалось с калькулятором в одной руке и ProTools в другой. Думаю, самое большое отличие от того времени, когда мне было 13 лет, заключается в том, что мне, как и большинству взрослых, все труднее понимать новые группы. Последней новой группой, которая мне понравилась, были Havukruunu. Что касается моих предпочтений в целом, я мог бы составить список из сотен групп, но чтобы дать некоторое представление о моем вкусе, я бы назвал W.A.S.P., Metallica, Judas Priest, Iron Maiden, King Diamond и Mercyful Fate, Ophthalamia, Dissection, Funeral Mist, Bathory, Marduk, Watain, Arckanum, Primordial, Moonsorrow, Black Sabbath, Danzig, Morbid Angel… А, черт, я могу продолжать и продолжать.

Как вам этот новый тренд - выпускать альбомы на кассетах? Почему вы решили сделать всего 100 экземпляров “Vanagandr” на кассетах - для вас это своего рода эксперимент? И если это скорее сувенир, чем носитель, тогда, может, стоит сделать и карандаш с символикой Thyrfing, чтобы перематывать пленку?

Патрик: И саму идею издать альбом на кассетах, и формат издания придумал лейбл. Честно говоря, мы понятия не имеем, какой формат востребован у людей в наши дни, но да, я заметил, что, похоже, это новый «тренд»… Но кроме как в качестве сувенира, я не очень вижу, как их использовать. То есть, я осознаю, что для нашего поколения кассеты несут некий ностальгический оттенок, особенно если мы и в самом деле слушали кассеты в молодости, но для людей, которые тогда ещё даже и не родились… Или они и правда используют их как аудионосители? Тогда, наверное, мы должны сделать и карандаши, раз уж мы этим занимаемся. Вдруг кто-то ненароком захочет их использовать для письма от руки? (Смеется).

Пара слов о ваших сайд-проектах. Деннис, как и многие барабанщики, ты больше, чем кто-либо в группе, участвовал в самых разнообразных проектах. Наиболее заметные - Raise Hell (почему ты ушел оттуда в 2014 году?), а недавно я узнала, что ты присоединился к Heljarmadr – чего вообще ожидать от этого проекта?

Деннис: Ну, когда я ушел из Raise Hell, я как раз присоединился к Thyrfing, и на тот момент я посчитал, что одной группы достаточно. Когда я был моложе, я мог одновременно играть в пяти-шести группах, но если ты не зарабатываешь на жизнь музыкой, очень трудно найти время для более чем одного проекта. Андреас (Heljarmadr) — мой хороший друг, и когда он спросил меня, не мог бы я сыграть на его альбоме, я был польщен! (Смеется). Мы оба очень заняты, я с Thyrfing, а он - в Dark Funeral и Grà. Так что я надеюсь, что мы вместе запишем потрясающий альбом, а потом посмотрим, как далеко это зайдет!

Фредрик, есть ли новости о твоей дэт-метал-группе The Curse? У нее вроде как «активный» статус, но особо ничего не происходит, почему так?

Фредрик: The Curse, вероятно, уже больше не будут играть. Мы расстались по разным личным причинам. Мы славно поработали, и я до сих пор горжусь EP, который мы записали. Теперь, когда у меня есть свободное время от работы, семьи и Thyrfing, я помогаю группе Nox Vorago из Гётеборга закончить сочинение материала для их третьего альбома. Надеюсь, в ближайшее время мы сможем начать его записывать. Если вы поклонник симфо-дэта, вам стоит послушать их предыдущие альбомы.

Йенс, ещё до Thyrfing ты был в Naglfar, а сейчас ты с ними ладишь? И для меня особенно дорог Dead Silent Slumber — как ты относишься ко всему тому, что ты делал более 20 лет назад?


Йенс: Я горжусь своим прошлым и всеми предыдущими группами и проектами, в которых я так или иначе участвовал. Альбом Naglfar ”Vittra” всегда будет особенным для меня, потому что это был первый альбом, в котором я участвовал. И думаю, он не потерял актуальности после всех этих лет.

Патрик, ходили слухи, что проект Twilight of the Gods может возродиться…

Патрик: Да, возможность снова начать что-то делать обсуждалась не раз… Думаю, в последний раз (по крайней мере, когда я принимал участие в разговоре) это было прямо перед пандемией. Так что, произойдет ли это когда-нибудь, и буду ли я участвовать, я не могу точно сказать. Никогда не нужно ничего исключать, но, по крайней мере, на данный момент для меня это кажется маловероятным.

И последнее: я удивилась, узнав о девушке из Москвы, которая отважилась прорваться за новый «железный занавес» и приехать весной на ваше шоу в Швецию через Беларусь и Литву. Говорят, было бы желание, а возможность найдется, но прямо сейчас это практически невозможно. Вы знакомы со многими русскими — как вы думаете, есть ли у нас некие черты характера, типа решительности, стойкости или что-то еще, что может помочь нам пережить эти трудные времена?

Патрик:
Ну, ничего плохого в целом о русских я сказать не могу… от тех, с кем я знаком лично, у меня остались одни только положительные воспоминания и впечатления. И я предпочитаю, чтобы это оставалось так, а не основывалось на высказываниях других. Но точно так же мне трудно или, скорее, невозможно сравнивать черты характера и свойства одних с другими… Я стараюсь этого избегать. Но, учитывая ситуацию, да, будем надеяться!

Официальный сайт Thyrfing: https://www.thyrfing.com/

Интервью, перевод с английского и концертные фотографии - KNfromSU
май 2022 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker