Мастер

Мастер
Никто не может указывать нам, что делать

25.05.2022

Архив интервью

Группа Мастер – настоящая легенда отечественной металлической сцены. 35 лет назад музыканты, составившие костяк Мастера, ушли из уже тогда суперпопулярной Арии, чтобы играть более тяжелую и актуальную музыку. Каждый альбом коллектива, которых за прошедшие годы накопилось ровно 10 штук, считая совместный проект с Margenta «По ту сторону сна» (2006), являл собой что-то новое и не похожее ни на их предыдущие работы, ни на какую-либо другую группу. И в этот юбилейный год мы встретились с лидером группы, бас-гитаристом Аликом Грановским, единственным оставшимся в строю оригинальным участником Мастера, чтобы поговорить о последнем на данный момент альбоме – «Мастер времени» (2020).

Для начала самый очевидный вопрос: с момента выпуска «Восьмерки» (2010) прошло десять лет. Это самый длительный промежуток между альбомами в истории Мастера. Как группа провела это время, и каковы причины такой долгой паузы?

Все эти 10 лет группа Мастер, на самом-то деле, постоянно находилась в работе: концерты, гастроли, работа над новым материалом. А причины… В 2014 году я писал свой сольный альбом, и мы приостановили работу над альбомом Мастера на год, может, даже на полтора. Немаловажно и то, что поначалу были проблемы с текстами: мы очень долго ждали текстов. Потом мы несколько раз меняли репетиционные базы. Мы всегда записывались на своей базе, у нас там было оборудована студия, чтобы можно было в любое время дня и ночи записать барабаны, другие инструменты и их свести, а потом нам пришлось оттуда съехать, потому что здание планировалось сносить. Пару лет у нас были съёмные базы, где не было студии – записать было ничего нельзя. А ехать к кому-то писать наш материал мы не хотели, есть в этом определенный принцип. Да и потом, откровенно говоря, нас же никто не подгонял. Рекорд-лейблы же сейчас не существуют. То есть, существуют, конечно, но так, как они работают сейчас, можно делать и самому. Поэтому мы выезжаем на гастроли, приезжаем в Москву – что-то немножко поделаем, потом опять уезжаем. Возвращаемся опять – устали, совсем ничего не хочется делать...  Вот таким образом и прошло десять лет.

Но сейчас вы нашли наконец «свою» студию?

Сейчас у нас студия и репетиционная база – у Ивана Михайлова, MIMSound, мы там как раз и работаем.

Альбом был записан там только частично, или, найдя эту студию, вы все переписывали заново?


Нет, трекинг для альбома был сделан на старых студиях. Не удалось, к сожалению, сделать все на одном месте. Вообще, это не очень хорошо, когда трекинг разных инструментов – барабаны, гитара, вокал, бас – делается на разных студиях. Какие-то студии были даже не совсем качественные, но что поделать? Поэтому трекинг получился местами, скажем так, не очень.

Как раз с этим и были связаны проблемы со звуком в первом издании альбома?

С этим, но не только. Масса проблем, когда нет определенности в рабочей атмосфере, сложно все соединить… Может быть и брак, и все что хочешь.

Но, в конце концов, довольны ли вы тем, каким получился финальный результат?

Знаешь, всегда хочется сделать лучше. Я доволен, но понятно, что всегда можно сделать что-то лучше. В имеющихся условиях мы сделали все, что могли.

Дата релиза альбома несколько раз переносилась. Что случилось тогда, что вроде бы готовый альбом никак не мог выйти в свет?

На это были серьезные причины. Поверь, это совсем не из-за того, что мы просто не хотим. Мы думали, когда планировали релиз, что мы успеем к этому времени доделать, но не успели. В последний момент возникли серьезные технические проблемы, которые и вынудили отложить релиз.

В 2012 году, когда для сборника от портала Metalrus.ru “Монстры рока СССР: 20 лет спустя» вы сделали песню «Трудно быть первым», говорилось, что уже есть новый материал, и планируется макси-сингл. Что за песни туда должны были войти?

Думаешь, я помню? (Смеется). Это же было уже 10 лет назад! Так, попробую вспомнить. Была уже песня «Старик», «Миротворец» и что-то еще, а остальных песен еще не было. Получается, если мы в 2010-м начали работать над альбомом, то к 2012-му у нас 2-3 песни уже было, а остальные были только в разработке. Мы тогда уже решили не торопиться. Единственное, что у этих песен не было текстов еще четыре года.

А в какой последовательности вообще были написаны новые песни?

Самые первые песни, как я уже сказал, – это «Старик» и «Миротворец». Потом, по прошествии пары лет, появилась, насколько я помню, «Женщина-кошка». Затем – «Крысиный рай», «Злой век». «Демон времени» появился где-то между «Крысиным раем» и «Злым веком»... Ну а под конец уже появилась инструментальная композиция «Грань». Но между песнями были большие временные промежутки.

Почему вместо традиционного бас-соло появилась именно она, полноценная инструментальная композиция?

А почему бы и нет? Не всегда же надо шаблонно работать: если альбом, то я обязательно пишу к нему бас-соло. А здесь получилась чисто инструментальная композиция с коллективом. Она и рождалась изначально именно как инструментальная композиция с линией играющей бас-гитары внутри.

Кстати, а с чего начинается песня?

Основа – это гитарный рифф. Я в основном пишу песни на акустической гитаре, на бас-гитаре, но иногда на фортепиано. Аранжировка в основном готова процентов на 90, но каждый музыкант при окончательной доводке добавляет что-то от себя. Например, Лекс (вокал) почти всегда участвует в сочинении мелодии, мы с ним обсуждаем это. Все понемногу участвуют и в мелодиях, и в аранжировках.

На новом альбоме в практически половине вещей Лекс стоит соавтором. Это значит, что его вклад был больше, чем раньше?

Так и есть. Это хорошо, когда работает вся группа, потому что когда делает все один музыкант, когда он все сочинил, все продумал, аранжировал, а каждый инструменталист должен сыграть так, как ему сказано, то получается проект, а не группа. Проект кого-то там. А Мастер – это группа, и поэтому каждый занимается своим делом.

Почему альбом назван «Мастер времени»? Такой песни на альбоме нет, но есть песня «Демон времени»…

Никакого тайного смысла здесь нет: мы хотели его назвать «Демон времени» по песне, но потом подумали и решили назвать «Мастер времени».

Мастер времени – это повелитель времени, Master Of Time. Нет ли здесь какой-то хитрой пасхалки, что мы сами повелители своего времени, и поэтому мы можем делать альбом сколько угодно времени? (Смеется).

Если вы посмотрите наш видеоклип «Демон времени», то вы сможете сами ответить на этот вопрос. (Улыбается).

Давайте поговорим об обложке альбома. Каков в ней символизм?

А все просто. Вот этот человек (показывает на фигуру в позе мыслителя) – это Кирилл Покровский, который немало для Мастера сделал. На альбоме есть песня «Женщина-кошка», эта женщина (указывает на лежащую с книгой женщину) как раз и есть она. Вот часы как символ времени, а это персонаж, который олицетворяет это все – Демон Времени. Всё это, что есть на обложке, связано с нашими текстами и музыкальной составляющей альбома.

Если посмотреть на обложки Мастера примерно года с 2000-го, то можно увидеть, что они все яркие, многоцветные, позитивные, что ли, без черепов, костей, зомби и кровищщи. Тогда как в трэше обычно все эти символы используются активно…

Ни я, ни мои коллеги по группе никогда не следуем каким-то традициям, которые кто-то придумал до нас. Я насмотрелся на все эти альбомы с черепушками, топорами, кровью из глаз в самом буквальном смысле. Зачем нам делать так же? Это уже всё давно сочинили. Мы всегда делаем что-то новое, и никто не может указывать нам, как и что делать – в каком стиле играть, какие обложки рисовать. Мне всегда нравилось работать с людьми нестандартно мыслящими. Такими, как Кирилл Протопопов (оформлявший альбом «Песни мёртвых (1996) – прим. авт.) и Ольга Дорофеева. И Кирилл, и Ольга – оба с академическим художественным образованием, и даже заканчивали одну школу МСХШ. Лично для меня очень важно то, что они рисуют от руки. А Кирилл ещё делает очень интересные скульптуры, лично мне нравится неординарность его работ. При этом и Ольга, и Кирилл ещё хорошо разбираются в современной музыке. И это сочетание визуального и музыкального восприятия делает их работы более интересными.

На обложке новой версии альбома череп все-таки появился… Как вы это прокомментируете?


Поскольку автор обложки Ольга Дорофеева – художник с классической академической школой, то привитое ещё в детстве ориентирование на пластическую анатомию и обнаженную натуру трудно из нее изгнать. (Улыбается). Да, сначала я был против появления черепов и прочих атрибутов металлических обложек. В первом варианте оформления была отсылка к иконописи греческой школы. Для второго издания альбома было принято решение изменить оформление и звук. С первым предложенным вариантом – с черепом и мышцами на лице – я не согласился. Мне хотелось, чтобы череп был скорее маской, чем частью разлагающегося лица. А почему маской? На это есть ответ в альбоме!

Кстати, а не связана ли вот эта вот яркость обложек с вашей хипповской юностью? Хиппи ведь тоже были такими яркими, цветными...

Я об этом не задумывался, но вполне возможно, что да. Есть в этой мысли что-то... Тогда действительно было все ярко. Откровенно говоря, наши московские хиппи были не такими яркими, как хиппи из Америки. Это там было все совсем цветастое – фишки, одежда и так далее. У нас они были посмурее, но все равно по сравнению с хунвейбинами, которые ходили во всем одинаковом, они отличались очень сильно.

Хунвейбины – это то, как хиппи называли рядовых людей? Или имеются ввиду настоящие хунвейбины, «красные охранники» из Китая, истребившие миллионы ученых в годы культурной революции?

Хунвейбины – это была такая не очень хорошая шутка от хиппи. Так как известно, что хунвейбины носили все одинаковое. А в то время советские люди не могли похвастаться разнообразием в одежде: в основном, в магазинах был очень маленький выбор одежды и обуви, и из-за этого люди выглядели несколько однообразно. Хиппи, напротив, сильно отличались внешним видом: это был длинный хаер, джинсы, цветастые майки, различные фенечки и, конечно, идеология.

Давайте пройдемся по текстам некоторых песен. «Женщина-кошка» – это песня по комиксам?


Это песня Виктории Капитоновой. Если ты хочешь более правильный ответ, то тебе лучше пообщаться с ней и узнать, по комиксам это или личные переживания какие-то. Текст хороший и вполне подходит под эту композицию. Но насчет того, от чего она отталкивалась, я не знаю.

Текст песни «Старик» написал Александр Щелканов. Кто это?

Это наш старый друг и друг Андрея Большакова. Он с ним работал в компании Music Box.

А в какой последовательности появлялись тексты к песням?

Изначально были «Злой век» и «Старик» Щелканова, потом Викторией Капитоновой были написаны тексты «Миротворца» и «Демона времени», а затем «Женщина-кошка». Позже всех появились тексты Александра Елина – это «Магия» и «Крысиный рай».

К нему уже обратились из-за того, что поджимало время?

Да, можно сказать, что надо было уже заканчивать с работой. А он достаточно быстро работает и делает это очень грамотно. В самом деле, мне тексты этого альбома очень нравятся. Я же вижу - мы эти песни иногда играем на концертах, и люди поют вместе с нами, и такого провала, чтобы люди не понимали что-то, нет, наоборот – принимают отлично.

Да и вообще, сам альбом вышел отличным…

Очень сложно, когда коллективу уже много лет, выпускать хорошие альбомы. Потому что многие коллективы стараются вернуться к своему успеху, когда они в каком-то лохматом году выпустили какой-то культовый альбом. И они начинают его пародировать постоянно, возвращаться к нему, начинают думать, что на этой волне они сейчас сделают то же самое, и будет всё круто, а получается-то хуже. А Мастер наоборот - всегда проворачивается постоянно, старается быть свежее, чем было тогда. И слушатель видит, что коллектив не стоит на месте, видоизменяется, но все равно остается Мастером. Потому что все это постепенно происходит. Ты же помнишь, наш первый альбом – он такой переходный был, второй уже почти совсем трэш, а третий вообще реальный трэш был.

Но в новом альбоме все равно видны корни, например, из «С петлей на шее» - такая же динамика, которой не было, например, на «Восьмерке».

Понятно, что мы не перейдём в рэп, а будем придерживаться своего стиля. Корни никуда не деваются. В новом альбоме, например, присутствует еще и прогрессив, как и на “Maniac Party”. Но там один характер прогрессива, а здесь другой. Мы можем играть практически любую музыку. Если бы мы себя загнали в какие-то рамки, то каждый год мы бы выпускали один и тот же альбом, только хуже. Мы так не можем.

Кстати, о прогрессиве. На «Мастере времени» есть песня «Хрустальный мир», и в ней присутствует что-то от Автографа – то ли в клавишной партии, то ли просто в атмосфере…

Может быть, это из-за того, что в ней есть действительно что-то прогрессивное? Почему бы и нет? Хотя ничего общего я, конечно, не вижу, и вообще первый раз слышу о том, что эта песня похожа на Автограф. Но, наверное, можно так сравнить. В этом нет ничего плохого. Потому что Автограф – это была и есть настоящая прогрессив-рок-группа. Я в свое время был на одном из самых первых их концертов, и мне понравилось. Тогда же у нас в стране вообще были проблемы с такими, реально качественными коллективами. В основном были такие, что бренчат на гитарах и считают, что они рок-музыку играют, хе-хе.

Год спустя после первого издания альбома «Мастер времени» вышла вторая версия - с измененной обложкой и на «заводском» диске. А какие изменения произошли со звуком?


Мы убрали цифровые помехи, немного изменили баланс и сделали новый мастеринг.

Планируется ли издание нового альбома на виниловой пластинке?

В планах, конечно, это есть, но конкретики пока нет. Я бы хотел, и предложения есть. Да мы и сами можем это сделать – у нас все для этого есть.

Мастер – группа с большой историей, вы записали достаточно много альбомов, из песен с которых можно сделать несколько разных концертных сет-листов, но почему-то обычный сет-лист состоит из набора постоянно играющихся хитов плюс одна-две редкие песни.

Есть известные песни Мастера, есть не очень. В концертную программу вставляются те песни, которые проверены временем, и мы знаем, как они работают на зал. Еще я скажу, у нас не так много, по большому счету, материала. Это кажется, что много, но на самом деле это не так. Конечно, мы можем играть сет из неизвестных песен, которые на два хлопка, но… Например, мы пробовали играть англоязычные песни – люди очень плохо реагируют на них. Сейчас вышел новый альбом, и уже с него в новую программу, вне зависимости от презентации, мы вставляем новые песни, потому что среди них есть несколько потенциальных концертных хитов.

За прошедшие десять лет у группы Мастер состав практически не поменялся…

Пришел Алексей Баев (ударные). Он появился еще в 2014 году, я с ним записал мой сольный альбом, и потом время от времени мы его начали приглашать. Например, когда у нас было 30-летие коллектива, выступали два барабанщика – Гипс и Баев.

А с Гипсом что случилось?

Гипс очень сильно занят на своей основной работе и не всегда может выезжать с нами на гастроли.

И в какой момент Алексей Баев стал официальным барабанщиком Мастера?

Точный день, месяц и год я не назову. Это произошло очень прозрачно и незаметно, так как мы с ним уже работали не один раз, и ему не надо было вливаться в коллектив с нуля и учить программу.

Какова судьба многострадального видео к 30-летнему юбилею группы? Из недавнего видео-интервью я понял, что имеется некачественные видео-исходники, но не понял, продолжается ли работа по приведению их в нормальное состояние…

Ну, попытки-то есть... Но проблема в том, что каждая камера начинает со своего момента, и, например, на одной камере песня есть, а на другой ее нет, а на третьей только кусок ее. А всего камер несколько штук. Когда мы делали 20-летие, все было по-другому: все ставится в единый проект, все камеры стартуют с одного момента, и ты имеешь возможность при монтаже выбрать любой нужный тебе ракурс для каждой песни. И удачные моменты ты вставляешь в основное видео. А с 30-летием получается, что для того, чтобы что-то получилось, надо где-то искать какие-то моменты, а это большая, серьезная работа.

А если отдать профессиональным монтажерам?

Хорошо, отдали мы это кому-то. Но кто даст гарантию, что этот человек сделает то, что мне понравится? Никто. Он музыкант? Тоже не думаю. Если ты монтажер, не факт, что ты хорошо разбираешься в музыке. Я, например, понимаю, когда музыкант играет что-то, а на экране показывают не то, что он играет. Казалось бы, смотрится все хорошо, но видно, что человек «не из той оперы» все делает. Откуда монтажеру брать видеоматериал, если его там просто нету?

А хотя бы отдельные песни?

Отдельные песни, конечно, можно. Но хочется-то, чтобы целый концерт был. Ведь сам концерт очень интересный: там много людей было, необычный сет-лист, и очень обидно, что так произошло.

Осенью прошлого года Мастер делали стрим концерта в Туле, но не все смогли его посмотреть. Появится ли он в свободном доступе?


Я его не отсматривал и даже не знаю, как там все выглядит. Если он действительно хорошо сделан, то вполне возможно, что появится. Если мне не понравится, то нет. Здесь должны быть два момента – это звук и видео. Если звук будет хороший, а видео - нет, или наоборот, то он не появится. А если все более-менее, то вполне может быть. Надо отсмотреть материал. Если он более-менее ничего, то мы выложим, все посмотрим, даже я. (Смеется).

Этот год для группы Мастер юбилейный. Планируются ли помимо юбилейного концерта какие-то другие мероприятия?

Сейчас вообще очень тяжело планировать – из-за этого всего, что творится. Запланируешь что-то, а оно сорвется. Мысли есть, но не могу сказать, что это есть уже в планах. Сейчас у нас на YouTube-канале идет серия интервью со старыми участниками – с Андреем Большаковым, например. Это даже не интервью, а беседы. Мы с Андреем хорошие друзья, и поэтому человек рассказывает свои ощущения о той жизни, когда он был в Мастере, и так далее.

А сам юбилейный концерт будет в обычном формате – расширенный сет-лист, гости из старых составов? Планируются ли какие-нибудь неожиданные гости?

Не знаю пока. А какие, например, могут быть?

Например, на каком-то юбилее Артура Беркута появился Никита Джигурда, и они спели вместе «Волю и разум».

(Смеется). Ну такое-то вряд ли. Я знаю, конечно, этого артиста, но мы даже с ним не знакомы. А вот Дмитрий Губерниев может появиться.

Поклонники все надеются на появление, например, Игоря Молчанова…

Андрей Большаков попробует с ним связаться, но неизвестно, чем Игорь сейчас занимается, может, он и не играет на барабанах уже. С ним у нас контакта нет. В отличие от Кирилла Покровского. Он ко мне, к нам всегда был ближе, мы с ним были на связи постоянно. Кирилл часто приезжал в Москву по своим делам, когда был здоров. А Игорь заперся в своем мирке, в Бельгии, и почему-то не хочет оттуда вылезать…

Остался только вопрос о новом материале. Можете раскрыть подробности какие-нибудь?


Мы готовим макси-сингл. Пока могу сказать, что записаны только барабаны и бас-гитара. Песен будет несколько. Среди них есть одна песня Лени Фомина (гитара), текст к которой не был готов к моменту выпуска альбома «Мастер времени». Если бы текст был сделан вовремя, то она бы попала на альбом. А остальные песни совсем новые.

Официальный сайт группы Мастер: http://master-rockgroup.ru

Интервью - Виталий Куликов
Фото - Наталья "Snakeheart" Патрашова
13 января 2022 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker