The Grotesquery
Дэт-метал, грязный и простой

13.04.2022

Архив интервью | English version

Роджер «Рогга» Йоханссон… Мы говорим «Рогга» - и подразумеваем олдовый скандинавский дэт-метал, мы говорим «скандинавский дэт-метал» - и подразумеваем Роггу! Десятки групп и проектов из серии «50 оттенков старого доброго дэт-метала», добрая сотня коллабораций – как с никому не известными ноунэймами, так и с вполне именитыми персонажами типа Феликса из Crematory или Дэйва Ингрэма из Benediction… трудоспособности этого шведского гитариста-мульти-инструменталиста может позавидовать любой музыкант! Злые языки, правда, утверждают, что весь материал авторства мистера Йоханссона – не что иное, как тотальный самоповтор, что вся эта безмерная куча проектов похожа друг на друга подобно близнецам, но, конечно же, это не так. Понятное дело, что объять в одном материале весь творческий багаж Рогги просто нереально, поэтому в рамках пристрелочного интервью было решено побеседовать об одном из самых интересных (и, увы, уже не существующим) проектов с его участием – мистическом The Grotesquery.

Ты помнишь, как познакомился с Кэмом Ли из Massacre? И как возникли первые мысли о сотрудничестве с ним?


«Мосты» между нами навел один общий друг. Изначально планировалось, что он появится в качестве гостя в нескольких песнях моей группы Revolting, но вместо этого мы решили попробовать сделать что-нибудь вместе. Так и появился проект The Grotesquery.

Продолжим тему знакомства с Кэмом историей The Grotesquery - расскажи, как появилось название проекта, как формировался состав?


Название, если не ошибаюсь, впервые появилось в нашей с Кэмом переписке по электронной почте. Я назвал что-то «гротескностью», на что он ответил: «Слушай, классное же слово, думаю, нам надо так назвать группу». Что же касается состава, то ранее я уже работал и с Брюньяром (Хелгетуном, барабаны) и с Йоханом (Берглундом, бас), так что предложить им присоединиться к нам в новом проекте было нетрудно, и они согласились.

Что в The Grotesquery обычно являлось отправной точкой для создания новой песни – полные потустороннего ужаса тексты Кэма или твои гитарные риффы?

Как и у большинства дэтовых групп, сначала я писал музыку, затем Брюньяр и Йохан придумывали свои партии, после чего материал наконец-то попадал к Кэму, чтобы он внес свой вклад. По ходу всего этого процесса он придумывал историю и писал тексты, так что когда была готова музыкальная часть, он подгонял слова к музыке. А еще он делал все интро.

Кстати, а то, что делал один из вас, могло быть скорректировано другим – допустим, он советовался с тобой по поводу лирических концепций ваших альбомов? Или «в этот раз я пишу историю про освежеванную невесту!» - и всё, обсуждению не подлежит?

Теоретически мы могли возражать друг другу, но на практике такого почти никогда не случалось. Кэму чаще всего нравится музыка, которую я пишу, а у меня никогда не возникало ощущений, что какая-то из придуманных им вокальных партий, что называется, ни в какие ворота. Так что нам всегда очень легко работалось вместе.

Остальные члены группы привносили какие-то свои идеи? Может быть, предложения по саунду, по развитию сюжета в текстах или структуре композиций?

Ну, Брюньяр и Йохан играли такие партии ударных и баса, какие хотели, так что в значительной степени благодаря их вкладу эти альбомы получились такими, какие они есть. Иногда я представлял себе партии барабанов совсем другими, не такими, какие придумывал Брюньяр. Но в конечном итоге оказывалось, что его идеи всегда лучше. (Смеется).

Музыке The Grotesquery свойственная некая кинематографичность – временами кажется, что играет брутальный саундтрек к какому-нибудь фильму ужасов начала 80-х. Кто у вас в проекте главный по аранжировкам, и как ты сам относишься к старым-добрым ужастикам?

Да, в этом и заключается вся суть The Grotesquery! Чтобы тебе казалось, что это какой-то фильм, чтобы ты по-настоящему втянулся в концепцию и историю, которая рассказывается на альбоме. Все интро делал Кэм, у него прекрасно получаются эти звуки как будто из фильмов ужасов, а потом мы вставляли их в альбомы. А я пытался сделать риффы и мелодии одновременно и привязчивыми, и тяжелыми, чтобы они вписывались в концепции Кэма. Я обожаю старые фильмы ужасов, я вырос на хорроре 80-х, так что это мой любимый жанр кино.

Давай теперь побеседуем о каждом альбоме отдельно. Дебютный релиз “Tales Of The Coffin Born” (2010) впечатляет миксом олдового шведского дэта и его американского «коллеги», пропитанного тёмной атмосферой оккультизма – пожалуй, это самый злой ваш альбом. Согласен с этим?

Да, определенно. Это мой любимый альбом. Мне кажется, на дебютном альбоме у нас все работает идеально. Я не хочу сказать, что потом все перестало работать, но для меня это действительно особенный альбом.

Как ты конструировал саунд The Grotesquery, какие ориентиры держал в уме при работе над “Tales…”, на что планировал делать ставку в тот момент?

У нас на самом деле и не было каких-то ориентиров, мы просто хотели, чтобы это был дэт-метал, эпический и одновременно тяжелый, чтобы в нем были простые риффы, которые туда хорошо вписывались, и чтобы в нем обязательно присутствовали мелодии.

Следующий альбом, “The Facts and Terrifying Testament of Mason Hamilton: Tsathoggua Tales“ (2012), звучит, во-первых, более чисто – его продюсировал отлично справившийся со своей работой Дэн Свано…

Да, совершенно согласен, у Дэна свой стиль работы, и поэтому звук сам собой стал другим. У некоторых этот альбом любимый, но есть и те, кто предпочитает дебютник. Так или иначе, это убойный альбом.

…а во-вторых, в нём больше зловещих мелодий, а Кэм поёт более разнообразно. Чего вы хотели добиться, работая над этим релизом?

Мы хотели, чтобы альбом был другим, чтобы там было больше всего, и чтобы песни больше отличались друг от друга. Мне кажется, у нас получилось. Это альбом «широких взглядов», в нем много непохожих на дебютник моментов.

На “Curse Of The Skinless Bride” (2015) вы вернулись к более грубому, олдскульному звучанию – судя по тому, что Дэна Свано вновь сменил ваш старый знакомый Ронни Бьёрнстром, сотрудничеством со Свано вы остались недовольны?

Нет, мы просто хотели снова работать с Ронни, потому что я считаю, что его саунд подходит The Grotesquery лучше всего. Как я уже сказал, многие не соглашаются и считают, что второй альбом – самый лучший, но сами мы сошлись во мнении, что хотим вернуть Ронни и его характерный саунд.

Этот альбом особенно богат на различные звуковые спецэффекты и жутковатые интермедии, а также на мелодичные проигрыши (один “This Is The End” чего стоит!) и чуть ли не дэт-н-ролльные ритмы – скажи, Рогга, что повлияло на тебя, как на композитора, в тот раз? Уж не незримое ли присутствие той самой проклятой невесты?

Ха-ха, да уж... Ну, мы всегда хотели задействовать в The Grotesquery что-то новое. Нам казалось, что мы можем взять любую идею или рифф, и они подойдут. Поэтому-то у нас и используется столько разных элементов, ведь в конечном итоге все равно получался стопроцентный The Grotesquery. В этом весь кайв этого проекта.

Кстати, а вокальное студийное трио в лице Сасквотча Санчеса, Элайны Гуль и Борхеса Ли – это что за персонажи?


Ха-ха, без понятия! Это знает только Кэм. Могу скзать лишь, что Элайна – его девушка.

После выхода “Curse Of The Skinless Bride” вы покинули Cyclone Empire и подписались на Xtreem Music. В чём причина, почему не стали продолжать дальнейшее сотрудничество с «Империей», и чего интересного вам предложил Дэйв Роттен?

Cyclone Empire отказались с нами работать и в итоге практически пропали из вида... Я и не знаю, что на самом деле с ними случилось – думаю, экономические трудности, как обычно. Мы с Дэйвом из Xtreem Music дружим уже много-много лет, так что его лейбл прекрасно нам подошел.

Ну, и ваша лебединая песня – “The Lupine Anathema” (2018). Лично я считаю этот альбом сильнейшим в дискографии The Grotesquery, аккумулирующим в себе все сильные стороны проекта – продуманный, неистовый, горький, наполненный леденящей атмосферой и реально запоминающимися мелодиями…


Серьезно? Это очень круто. Для нас это выбивающийся из ряда альбом, но не вписывается в трилогию первых трех альбомов.

Первый вопрос – куда опять делся Ронни, и почему с альбомом пришлось работать вашему басисту Йохану Берглунду? Саунд-то по итогу получился совсем шведский…

Ну, у Йохана есть собственная студия, и он захотел свести альбом, на что остальные сказали: «Конечно, давай». Мне кажется, получилось очень хорошо, хотя и совсем не похоже на саунд Ронни.

Второй – как родились проигрыш в “Under The Curse Of The Full Moon” и восхитительные соло в “By Feral Ways” и в финальной части “Dark Cry Of The Wolf”? Тут ты прямо-таки превзошёл самого себя в плане мелодизма.

Нет, это не я, все соло на этом альбоме играет Кьетил (Льюнгхауг) из Paganizer. Я, как обычно, сыграл все мелодичные партии, но соло как таковые – это работа Кьетила, а он превосходный гитарист.

В этот раз, помимо Кэма, в написании текстов поучаствовали некие Мелисса Лейсон, Мишель Гарза и Тони Блэкк. Скажи, что это за люди, и как так вышло, что мистер Ли вообще допустил кого-то постороннего до написания лирики?

Я опять не знаю ответа. Думаю, он просто хотел, чтобы свой вклад внес кто-то новый, и поэтому позвал их.

К слову, а тебе самому какой релиз The Grotesquery нравится больше всего в плане текстов? Истории из гроба, Тсатоггуа, Невеста или волки-оборотни?


Я люблю дебютник во всех отношениях. Там такая крутая история – роды в гробу, вся эта концепция, от которой бегут мурашки по телу. Мне кажется это наша лучшая работа, Кэм придумал для нее совершенно убойную историю.

Меня очень впечатлило оформление альбомов The Grotesquery – например, буклет для “Tales Of The Coffin Born” похож на настоящий старинный манускрипт, а от обложек мороз по коже! Судя по всему, ты весьма серьёзно относится к визуальной стороне вашего с Кэмом творчества. Поведай, как вы отыскали вашего уже практически штатного художника Туркку Рантанена?

Я и Туркка дружим и работаем много лет, так что когда нам понадобился кто-то, с кем мы могли бы обсудить концепции, и кто бы мог оформить весь буклет и обложку, долго искать не пришлось. Туркка превосходен, у него много убойных идей. То, что он для нас придумал, получилось, на мой взгляд, просто превосходно.

Судя по последней информации, сейчас проект приостановлен – и это после такого сильного альбома! Что послужило причиной этого печального решения?..


Да, действительно, проект больше не существует. Мы решили, что после того, как трилогия была завершена, нам нужно начинать следующую трилогию, но остались не совсем довольным тем, что у нас получилось. “The Lupine Anathema” никак не тянул на начало чего-то нового, он в куда большей степени воспринимался как окончание чего-то старого. Такое иногда бывает – проект сам подсказывает тебе, что больше здесь сказать нечего.

Скажи, а есть хотя бы призрачный шанс, что вы с Кэмом когда-нибудь расконсервируете The Grotesquery?

Я не скажу, что это невозможно. Быть может, однажды у нас появятся идеи, и мы сделаем ему перезапуск.

Хотя, положа руку на сердце, мне кажется, что многие идеи из The Grotesquery нашли своё развитие на новом альбоме Massacre… что скажешь?

На самом деле, ничего подобного. У The Grotesquery был полностью готов еще один альбом, но теперь из него получится следующий альбом Echelon.

Уверен, этот вопрос тебе задавали уже тысячу раз, но всё-таки: как ты определяешь, к какому проекту будет принадлежать та или иная новая композиция? Понятное дело, что музыка того же Putrevore и, допустим, Those Who Bring the Torture совершенно разная, но тем не менее?

Да я и сам не знаю. (Смеется). Обычно я осознанно и целенаправленно пишу для какого-то определенного проекта. Но иногда песни в итоге оказываются в других проектах, так тоже часто бывает.

А как ты обычно работаешь над новым материалом? Строго поальбомно - пока не закончил придумывать музыку для одного проекта, ни на что другое не отвлекаешься, - или, наоборот, можешь писать песни сразу для десятка разных релизов?

Обычно я решаю начать работу над каким-то альбомом и неделю-две для него пишу. Но иногда я просто придумываю пару песен, а потом решаю, куда они лучше подойдут. Да, могут писать одновременно для многих проектов. Это не проблема, часто так даже лучше.

Кстати, а вот такой вопрос: человеку, любящему дэт-метал, но по стечению обстоятельств не знакомому с твоим творчеством, какие проекты и альбомы в качестве условного резюме ты порекомендовал бы в первую очередь? С чего бы посоветовал начать погружение в «дэт-метал-вселенную Рогги Йоханссона»?

Возможно, стоит попробовать "Dead Unburied" Paganizer, "Bolted to the Cross" Ribspreader, а затем мой сольник "Entrance to the Otherwhere" и "The Grand Chamber" Dead Sun. Тогда, когда вы уже будете иметь представление, чем я занимаюсь, возможно, стоит попробовать и что-нибудь пожестче, например, "Macabre Kingdom" Putrevore, ха-ха.

«Технический» вопрос – гитары какого производителя и какой марки ты используешь, и почему?

Я играю на гитарах SKG (Serpent King Guitars). Эти гитары делает Генри Саттлер из God Dethroned, и они реально лучшие из всех, что у меня когда-либо были. По ощущениям близки к Jackson. У меня их три штуки, модель Stratus6. Всем, кто хочет убойную и недорогую гитару, настоятельно рекомендую заценить SKG.

Ты не думал создать собственный лейбл, что-то типа Rogga Records, собрав на нём все свои проекты? Или опасаешься, что организационные вопросы не оставят времени на творчество?


Да, возможно, несколько раз такая мысль приходила мне в голову, но потом я представляю себе объем работы… Реально, это отняло бы у меня слишком много времени, которое я лучше потрачу на семью и на создание музыки.

И напоследок – поведай нам о своих дальнейших планах: над альбомами каких своих проектов и групп ты сейчас работаешь, чем порадуешь в обозримом будущем?

На самом деле, новыми альбомами многих моих групп - Paganizer, Ribspreader, Dead Sun, Echelon, Furnace, а еще, я надеюсь, будет и новый сольный альбом!

Большое спасибо за интервью, Рогга! Надеемся пообщаться с тобой в ближайшем будущем и о других твоих проектах! А пока – скажи пару напутственных слов нашим читателям.


Если вам нравится дэт-метал, грязный и простой, зацените мой материал! Спасибо!

Официальная страничка The Grotesquery: https://www.facebook.com/THEGROTESQUERY

Интервью – Алексей “Panzer” Арбузов
Перевод с английского – Роман Патрашов
февраль 2022 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker