Vspolokh

Vspolokh
Мистика древнейших гор планеты

10.03.2022

Архив интервью

При всём кажущемся разнообразии музыкальных коллективов и безграничных возможностях для творчества не так легко найти что-то действительно уникальное. Иногда может зацепить лого группы или обложка альбома, в случае же с уральцами Vspolokh, само название коллектива клином врезается в память, вспыхивает в умах русскоговорящих, высвечивая самые потаенные уголки подсознания, а иностранных слушателей привлекает необычным сочетанием согласных, похожим на «шепчущее» заклинание. Проект, основанный в поселке Тугулым 17 лет назад озаряет наши души немногочисленными яркими релизами и редкими концертами. Монументальные сценические образы, медитативные по структуре песни и необычнейшие инструменты на концертах запоминаются темной атмосферой и порождают много вопросов. 11 марта долгожданные гости с Урала появятся в Москве (впервые), а 13 марта - в Санкт-Петербурге. Накануне концертов на наши вопросы ответил Вел, бессменный лидер и единственный постоянный участник Vspolokh.

Vspolokh – очень уважаемый коллектив, и немного жаль, что заслуженную славу вы приобрели только в довольно узких кругах (например, среди музыкантов). В чем основная причина –в географической удаленности, нежелании светиться в СМИ или, может, осознанном возведении себя в ранг «группы для особо посвященных»?

Причина, не в последнюю очередь, в довольно долгом нежелании делать акцент на какой-либо пиар. Несмотря на то, что сайт у группы есть практически с основания, паблик в ВК появился буквально совсем недавно, а робкую рекламную кампанию запускали лишь единожды, и то не агрессивную, ограниченную, чтобы набрать хоть немного вменяемых подписчиков. Да и вообще, основной прирост их числа происходил после выступлений, коих в последнее время стало чуть больше. На Facebook профиль группы появился много раньше, поэтому там участников больше. Тем не менее, основной упор мы делаем на публикации в ВК, в том числе потому, что русскоговорящие лучше вникают в суть и концепт русскоязычного творчества, причём дело не только в языке лирики. На географию выступлений удалённость от центров влияет в первую очередь. Львиная доля их приходится на наш Уральский регион. Везти группу куда-то дальше 500 км для большинства организаторов является проблемой.

Когда вы только образовали Vspolokh, было ли желание погромче заявить о себе? Или просто хотелось прославлять славянских богов и превзойти в этом деле многие другие русские группы, для которых тогда настало благодатное время? Что именно, свойственное только Vspolokh, хотелось явить миру?

Ну, скрывать не буду, что подъём соответствующей волны групп в то время тоже повлиял на создание Vspopokh, но это не было первичным триггером, так как на тот момент существовала Смага. В отличие от многих коллективов, существовавших в то время (из тех, что я знал и слышал), наше творчество было несколько иным в плане музыки. У нас было мало свойственных пэган-группам музыкальных мотивов и мелодий. Разумеется, подобных групп было достаточно на сцене, но именно музыкально, читай, «мелодически», мы хотели отойти от большинства. В лирике, конечно же, сходства имелись. Хотя, оценивая лирику демки «Сумерки» по прошествии лет, мне всё же видны отличия, пусть они и не лежат на поверхности. Некий налёт обречённости, отдалённо касающийся современных наших посылов, ощущение «последнего слова эпохи» мне видятся в текстах песен, несмотря на сопутствующую раннему творчеству определённую наивность. «Я иду в тот край, где горящи земи, найду мой дом. <..> Мох мне постель. И вздремнуть мне б прилечь».

Что было первичным – желание произвести на свет что-то новое в музыкальном плане, отличное от уже существовавших Cernunn (позже Смага), или идеологическая составляющая, ведь на тот момент вы были основателями местной языческой общины?

Скорее, первое, о чём я упомянул выше. То, к чему мы стремились духовно, отражалось не в музыке, а во внемузыкальной деятельности. В творчество выливались эмоции от той деятельности, те излишки энергии, которая нас переполняла.

Само название Vspolokh сильное чисто фонетически, трудно такое не заметить, как и это природное явление. Если отбросить сентиментальности по поводу того, насколько волшебно всполохи смотрятся на небе, сразу ли появилось это максимально удачное видение своего логотипа, с О в центре, так прекрасно подходившей, чтобы в неё вставлять разные языческие символы?

Нет, не сразу. Первый вариант был другой. Он, кстати, присутствовал только на самиздатной демке, последний экземпляр которой был подарен на концерте с Elderwind прошлой осенью. Когда был заключён договор с немецким издателем, логотип был изменён, ибо далеко не везде в Европе можно было напечатать обложку с подобным лого, тем более в Германии. Поэтому новый вариант логотипа, вернее, черновую его версию, предложил сам издатель, но есть основания считать, что его нарисовал не он, а дизайнер из Румынии, с которым впоследствии мы стали сотрудничать. Новый логотип я доработал, изменив начертание букв, добавив ветки с ростками, и вписал руну в центр.

Как так вышло, что с одним из основателей, Лютобором, вы прошли вместе самый тернистый путь от записи демо «Сумерки» до постоянных поисков то басиста, то барабанщика, но когда пришло время записывать первый полноформатный альбом, ему была отведена совсем незначительная роль?

У него происходили сильные изменения в жизни. Скорее всего, это повлияло, тем более, он тогда был несовершеннолетним, со всеми вытекающими. Ко всему прочему, по ряду причин он не мог уделять много времени группе после издания демки, поэтому он оставил нас. Но мне удалось уговорить его хотя бы на такое небольшое участие, и даже этому я был рад. Реальные же мотивы его ухода мне до сих пор не известны; он не говорил, я не спрашивал, и этого было довольно. Но по истечении лет мне всё ещё это интересно, и при случае надо будет спросить за чашкой чая.

Живя пусть и в крупном, но все же отдаленном поселке, насколько сложно было собрать, наконец, уже более-менее стабильный состав? Участвуют ли они в творческом процессе, или при написании песен это больше one man band?

Да, было сложно, конечно. Но на заре становления у нас не было задачи выступать, соответственно, меня это смущало постольку-поскольку. Более-менее стабильный состав оформился как три человека, с одним я был знаком давно, он был в составе Cernunn, со вторым познакомился в целом случайно. Этого было достаточно, чтобы записать дебютник. Затем сменился басист, который пришёл из Смаги, на тот момент практически переставшей существовать. Когда решили впервые выступить, я обратился к Люту, чтобы он составил нам компанию вторым гитаристом. Это было первое и последнее его появление на сцене. К концерту в Питере в 2013 году нам снова потребовался второй гитарист, и мы пригласили участника живого состава Cernunn, после чего он уже присоединился к нам и остается в составе по сей день. Как видите, вокруг меня вращались по сути одни и те же люди. Я единственный постоянный участник Vspolokh, поэтому исторически так сложилось, что я же и являюсь автором всего, и навряд ли это изменится в будущем. Остальные участники, конечно же, принимают участие, но не конкретно в написании песен или текстов (за очень редким исключением). Мы многое выносим на обсуждение из того, что касается группы, и каждый вносит ровно тот вклад, который считает нужным и уместным, каждый тонко чувствует грань своей компетенции в том или ином вопросе, поэтому у нас крайне редко возникают разногласия.

Как началось сотрудничество с немецким лейблом Purity Through Fire, который сам только появился в 2010 году? Почему не стали больше ничего выпускать самостоятельно? Не было ли это определенным риском (все же речь идет о совершенно новом лейбле), и что хорошего это принесло?

Началось всё с того, что мы стали рассылать самиздатовские демки по почте разным издателям - и к нам, и в Европу. Мало кто откликнулся, и среди них был молодой Hammermark Art, который через несколько лет перевоплотился в PTF, то есть активное ядро, по факту, осталось унаследованным. Так что рисков тут не было, просто добавилось дополнительное соглашение в связи с новой вывеской, только и всего. И то был хороший толчок для нас, особенно с учётом весьма сомнительного качества демки. Наверное, немец увидел какой-то потенциал. Качество изданий нас всегда вполне устраивало, а то, что промоция была не особенно сильной, мне было плевать, ибо андеграунд и вот это вот всё. Конечно, сейчас в этом плане PTF немного продвинулся вперёд, но его сфера почти не распространяется на Россию и страны СНГ, это в какой-то степени расстраивает, но то, что он отвечает за качество изданий на физическом носителе, для меня первично, да и спрос на нас вовсе не велик в этом отношении. Тем более, в наше время цифровая дистрибьюция впереди всего, а компакты и винил ценителям артефактов не проблема достать. В планах на данный момент издать у него на виниле «Печаль о Прошлом» и «Помре». После того, как мы издадим третий полноформат, наши обязательства перед ним закончатся. Продолжим ли мы сотрудничать или уйдём к отечественному издателю, мы пока не знаем.

«Печаль о прошлом», вышедшая в 2010 году на PTF - уже зрелая, профессиональная работа с живыми ударными, использованием народных инструментов и ярко-выраженным собственным стилем. Какие именно инструменты там присутствуют, были ли какие-то, изготовленные самостоятельно?

У меня имелось больше инструментов, чем присутствует на том альбоме, не все были использованы во время записи. Особенного ничего, мы записали несколько ирландских вистлов, также бубен, изготовленный на заказ мастером из Хакасии, алтайский хомус (варган). В одной из песен была задействована собственноручно изготовленная флейта из рябины, с нестандартным строем, она до сих пор у меня в коллекции.

«Печаль о Прошлом», - довольно концептуальный альбом о смутных временах крещения Руси. Строчки «Мудрости Древних нить мы сберечь не смогли» вобрали в себя основной посыл. В чем именно заключается «Мудрость Древних», и по прошествии времени гнетет ли все еще печаль по поводу утраты их веры?

Я не умудрённый старец, поэтому непросто сказать, в чём она заключается. Конечно, все мы склонны идеализировать прошлое, но есть вещи, ценность которых веками не меняется. Часть мудрости и лежит в понимании их, сохранении, следовании им. Это и духовный стержень. В современном мире он зачастую сломан, либо его изначально в людях нет - и такое бывает. И дело не столько в утрате какой-либо веры или религиозных воззрений, сколько в утрате понимания важности того глубинного ядра духа и забвения традиции в широком смысле.

Когда вы начали увлекаться альпинизмом, и сколько участников группы разделяют это увлечение? И главное – как это сказалось на изменении мироощущения и соответственно, перемене тематики песен?

Горами мы увлеклись десять лет назад. С тех пор двое из Vspolokh иногда пропадают там. Барабанщик в основном по части горного туризма, я же пошёл дальше, в скалолазание и альпинизм, поэтому бываю в горах чаще. Например, почти сразу после мартовских концертов в столицах мне снова предстоит путь по каменным тропам и скалам Южного Урала. Естественно, подобное увлечение серьёзным образом отразилось на нашей музыке, ибо величие горных ландшафтов сурового Урала не может не тронуть глубин души творческого человека. Единожды испытав незримое дыхание каменных исполинов древности, ты никогда не сможешь забыть его. Наверное, не каждый способен ощутить нужные флюиды, всем природа даёт немного разные впечатления, но мне повезло оказаться в своих первых горах в нужное время, в нужном месте и в подходящем состоянии духа. В горах Урала я повзрослел. На многое стал смотреть иначе, близкие отмечали, что даже характер изменился (это в тридцать-то лет).

Воспевание сурового Уральского края слышится уже в «Вечности» с альбома 2010 года, далее на сплите «У Камней Замшелых...» (2013) повествование о сгинувших в горах странниках становится преобладающим. Связано ли это с неким разочарованием в родноверческой деятельности и желанием уйти от людей подальше в горы, несмотря на неприветливость края?

Не сказал бы, что это так уж связано. Внешнее ушло во внутреннее, но духовно мало что изменилось. Форма может поменяться, при этом оставив суть в глубине. А уход в горы можно рассматривать как наркотик, иногда такое ощущение складывается, когда долго не удаётся туда вырваться хотя бы на пару дней. Там получаешь то, чего никогда не сможешь обрести здесь. Можно долго спорить, зачем люди ходят в горы, в походы, но чаще сводится всё к тому, что это перезагружает психику. Лично же мне кроме перезагрузки необходимо преодоление как путь, как процесс, поэтому чем суровее, тем лучше. Дождь, туман, ветер, непогода, снега и холод. Более того, мистика древнейших гор планеты питает меня, и на мгновения мне кажется, что я дома.

Всполох начали активно выступать к 2013 году в России и в 2016-м появились в Чехии на фестивале “Hell Fast Attack”. Что за энтузиасты пригласили вас туда, и почему впечатления остались не самые положительные?

Первый концерт Всполоха прошёл в 2012 году, а в 2013-м мы представляли сплит в Питере. В Чехию нас пригласили организаторы HFA при содействии нашего издателя. Тянуть в Европу с Урала группу проблемно по финансам, но фестиваль был достаточно масштабным, и нам смогли оплатить большую часть дороги. По уровню организации всё было достойно, а некоторое недовольство у нас только к самим себе, в основном. Сказывалось отсутствие сценического опыта на тот момент. Я точно не помню, которым по счёту это было наше появление на сцене, но точно в первой десятке, если не в пятёрке.

Альбом «Печаль о прошлом» содержит абсолютно шедевральные композиции, например, «Вечность» и «Зов», а также красивейший инструментал «Долгие лесные тропы Руси». При написании второго альбома не возникало ли чувство, что сложно будет превзойти свои же гениальные работы? И почему потребовалось аж 10 лет, чтобы выпустить второй альбом «Помре»?

Сам я просто считаю альбом сильным, на тот момент. И когда пришло время создания нового, мы ощущали необходимость сделать как минимум не хуже, для нас самих планка была весьма высока, и мы это обсуждали, но в итоге нам удалось записать альбом на новом уровне, при этом не повторяясь. Альбом должен был выйти (точнее, планировался к записи) ещё в 2016 году, но тогда мы только часть черновиков успели подготовить. А на следующие три года я выпал из музыкальной жизни по семейным причинам. Втягиваться обратно было непросто, конечно. И даже те шесть лет – это довольно большой промежуток времени. Но мы говорим только тогда, когда есть что сказать, не ранее. Будет это шесть лет или два года - не важно.

Удалось ли наконец осуществить все задумки с использованием многообразия редких инструментов типа окарины и диджериду?


Кроме названных, на альбоме звучат уникальные в подобной музыке экземпляры, такие как пимак и бансури. Вообще, я не склонен использовать электронные инструменты в качестве музыкальных подложек в пределах композиций. Стараюсь обойтись реальными инструментами, сплетая их с горловым пением, тем более с синтами я практически не умею работать. На «Помре» можно услышать много таких подложек, похожих на клавиши, и даже в паре рецензий кто-то писал о синтах на альбоме, но на самом деле это бансури и горловое пение. К слову, не весь написанный материал вошёл в «Помре», кое-что осталось в столе, до поры до времени.

На «Помре» чувствуется сильное влияние уральского мифологического наследия, и весь альбом посвящен суровым аспектам самых древних гор планеты, безжалостным к бренной плоти. Особое внимание уделяется хтонической глубине бездны сумрачных топей. Можно ли сказать, что Vspolokh заняли свою собственную нишу в блэк-метале не только в музыкальной, но и в лирической составляющей? Есть ли гордость по этому поводу?

Не буду лукавить, определённая гордость есть. Не думаю, что мы некие уникумы в этом смысле, есть проекты схожей тематики, просто их мало. Какое место на блэк-метал сцене мы занимаем, не нам судить, но ярлык «Урал Хтоник» нам, что говорится, зашёл. И он отражает если не концепт, то настроение, которое мы ощущаем при создании песен. Это не совсем та самая «русская хтонь», о которой нынче стало модно говорить, близко, да не то. Хтонические существа, таящиеся в глубинах гранитных недр Урала, их незримое присутствие, даже запах каменной пыли – всё говорит нам о том, что есть где-то там, внутри, что ждёт своего часа, не в прямом смысле, но в метафизическом. Третий полноформатник будет ещё ближе к ним. А одна из песен с него будет нами представлена на ближайших концертах, включая мартовские столичные.

Все чаще встречается мнение, что блэк-метал (возможно, наряду с фолком) – самый «приближенный к земле» жанр. Должен ли присутствовать определённый «дух», чувство, связанное с природой, чтобы блэк-метал был таковым? Находясь в горах, какие ритмы и мелодии возникают в голове, и есть ли ощущение присутствия неких сил, которых мы должны бояться и чтить?

Не обязательно. Блэк-метал изначально всё-таки, считаю, не обладал таким свойством. Но жанрово он очень разветвился впоследствии, хорошо это или не очень. Есть мнение, что поджанры, подобные нашему, вообще не следует считать блэк-металом как таковым. Тем не менее, их великое множество, поэтому добавляют уточнения разного рода. Мы, находясь в дикой природе гор, чувствуем нужную нам некоторую хтоничность, поэтому уточнили так. Творчеством я пытаюсь транслировать те вибрации, которые вызывают во мне глубокие резонансы. Часто бывает, что происходящее вокруг раскачивает что-то внутри, и через какое-то время осознаёшь это в виде странных мелодий, которые прямо переложить в ноты крайне сложно, но, когда приходит время, становится возможным облечь их в музыкальную форму. Те, что менее странные, в итоге идут в песни, риффы, мелодии. Остальное, не поддающееся оформлению в музыку, может войти в виде шумов, атмосферных зарисовок, как это было, например, на «Помре» в качестве интерлюдий между песнями.

Сегодня многие музыканты считают важным передать в своём творчестве определённое ощущение и порой даже философию. На данном этапе существования Vspolokh какие ощущения хочется передать слушателям в первую очередь?

Хочется передать ощущение быстротечности жизни, её бренность и тлен. Не стоит только рассматривать его в чёрных тонах, это не тот посыл, даже если он так выглядит. Стоит смотреть между строк. Каждый может увидеть разное, и мы не стремимся подать какую-либо философию, но даже в смерти нужно видеть жизнь, как бы дико это не представлялось.

С выходом «Помре» произошла радикальная смена имиджа группы – вместо лаконичных черных рубашек, не отвлекающих от музыки, у вас теперь образ истлевших призраков прошлого, оживших на болотине. Есть ли в этом некий коммерческий расчет, желание сделать шоу максимально эффектным и запоминающимся?

Конечно. Раз мы начали более активно выступать, это должно выглядеть менее скучным, проще говоря. Жанр часто предполагает определённый сценический облик. Это всегда вовлекает, даже среди похожих на первый взгляд коллективов можно найти много интересного. К тому же, зачастую малозаметные детали вносят свой характер, имеют своё назначение. Зрители приходят на концерты в первую очередь смотреть, ведь послушать и повникать они могут и со студийной записи, и это правильно. Поэтому не стоит недооценивать то, как выглядит на сцене та или иная группа, в современных жанрах не классического блэк-метала это всё-таки важно. В особенности если обличие сочетается с музыкой.

Многие узнали о Vspolokh благодаря трансляции выступления группы в Тюмени на канале Black Metal Promotion, и надо отдать должное всем причастным – это видео выдающегося качества, где все, от освещения и ракурсов до качества звука продумано до мелочей. Это задумывалось как переход на новый уровень узнаваемости? Почему именно в Тюмени желания совпали с возможностями?

Мы серьёзно готовились к этой трансляции. Был сценарий, инструкции для операторов, осветителей, звукорежиссёра, мультикамщика. Нам хотелось для самих себя поднять планку, и вместе с этим транслировать это действие на более широкую аудиторию. Чтобы BMP одобрил трансляцию у себя на канале (у него есть определённые требования), за день до этого нам пришлось произвести пробную, его устроило качество, а мы выдохнули. Поэтому Тюмень стала максимально подходящей площадкой, ибо она домашняя, и мы заранее свезли весь реквизит, аппаратуру, настроили звук, видео и свет.

Сейчас налицо небывалый подъем отечественной метал-сцены и, не побоюсь этого выражения, кто только не вылезает из своих болот с новыми релизами. Может ли Vspolokh со своей 17-летней историей дать фору молодым исполнителям, и, в целом, идет ли конкуренция на благо?


Подъём радует хотя бы тем, что он есть. Если ещё и в качестве рост, это совсем отлично. Конкуренция не ощущается нами, во всяком случае, мы ладим со многими соседскими группами, а остальные либо далеко, либо жанры не в полной мере пересекаются.

Как этот подъем ощущается, работая в собственной Lykantropia Studio? Появилась ли студия в 2002 году исключительно для личных проектов? Как развивалась с тех пор, является ли она основным местом работы или это не связано с коммерческой выгодой? Что нового вы пытаетесь привнести, допустим, ремастерингом альбома Branikald “Хмель мизантропии” (1998) и как относитесь к мнению, что настоящие ценители музыки не слушают ремастеры?

Lykantropia появилась изначально под личные нужды, но со временем обросла материально, я много учился, наработался определённый опыт, но так сложилось, что большая часть студийного времени уходит на реставрацию и ремастеринг, причём чаще всего это не блэк-метал вовсе, а различные роковые жанры, в основном 90-х и 2000-х. Мне приходилось слышать жуткие ремастеры, но лично от себя я, как правило, не привношу ничего в звучание и зачастую лишь выполняю техзадание от заказчика. Но если задание абстрактное, то стараюсь сделать ремастеринг максимально бережно, не меняя кардинально звук, а лишь подчёркивая лучшее и ретушируя неудачное, плюс устраняю технические косяки, конечно же. Тем более, очень часто мне в работу попадают записи, которые либо вообще никогда не издавались, либо издавались только на лентах или кассетах, причём за давностью лет в сети есть лишь сомнительного качества оцифровки. Поэтому бывает так, что единственный шанс услышать первоисточник зависит от моей работы с исходниками, которые иногда добываются заказчиком с большим трудом. Занимаюсь студийной работой в свободное время, поэтому то, что я делаю, не связано с извлечением прибыли. Все заработанные средства идут на оборудование и инструменты работы. Насчёт любителей/нелюбителей ремастеринга скажу лишь одно. Если у ценителя есть убеждения слушать первопресс, это хорошо, никто не спорит, таковы предпочтения, и их незачем обсуждать, но есть индивидуумы, которые в принципе не против ремастированных изданий, но при этом таковой от Abbey Road считают безвкусицей. Что ж, не мне судить.

11 марта Vspolokh впервые выступит в Москве. Ожидать ли нам такого же захватывающего атмосферного шоу, как получилось на BMP в Тюмени? Будут ли задействованы элементы оккультизма и шаманизма? У вас свой штатный звукорежиссер, является ли это гарантией отличного звука?

Я не знаю, насколько удастся повторить шоу, но оно будет, хотя и не обязательно в таком же виде. Шаманизма будет немного, но посмотреть будет на что, будьте в первых рядах! Штатный звукорежиссёр не всегда ездит с нами, мы точно не знаем, будет ли он в этот раз. Но его присутствие нас всегда выручает, он знает материал, он знает, когда и что в песнях, то есть, его опыт заточен под нас, в некотором роде. Особенно это актуально на тех шоу, где мы используем много этнических инструментов. На грядущих концертах их не будет, так как мы не уверены в том, что наш звукореж будет с нами, и немного упростили в этом смысле программу. Но тем не менее, она от этого не пострадает, уверены.

В связи с закрытыми границами в последние два года многие стали обращать внимание на самобытные отечественные группы, доселе им неизвестные. Можете ли выделить среди них реально интересные команды, но при этом недооцененные? Чего бы хотелось пожелать себе и им в ближайшем будущем, а также слушателям, как совсем новым, так и давно преданным?

Конечно же, сходу могу назвать уральскую команду Eisflammen, которые умело сочетают сырость классического блэк-метала с атмосферной мелодикой и глубиной. Тысячу раз переслушивал их альбом, и каждый раз мурашки по коже. Остальные коллективы либо мало мне знакомы, либо и так достаточно на слуху. Хотелось бы дальнейшего роста сцены, как локальной, так и по всей стране. Самородков много, но их нужно искать. Иногда они здесь, рядом, но их не замечаешь. Удачи вам и благоденствия.

Официальная страница Vspolokh в ВК: https://vk.com/vspolokhural

Интервью: KNfromSU
Фотографии предоставлены участниками группы Vspolokh
9 марта 2022 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker