Аркона

Аркона
Я хотела творить и быть услышанной единомышленниками (Часть 1)

04.02.2022

Архив интервью

В чем секрет феноменального успеха Арконы на родине и за рубежом? И там, и здесь можно услышать как абсолютно восторженные, так и совсем нелестные отзывы о творчестве группы, которая вот уже 20 лет создает такие узнаваемые образы и переворачивает представления о пределах возможного для метал-группы из России, не самой развитой в плане музыкальной индустрии страны.
Накануне юбилейных концертов в Москве и Санкт-Петербурге я побеседовала с Машей “Scream” Архиповой и еще раз убедилась, что феномен кроется в самой Маше, ее глубоком и серьезном отношении ко всему, что она делает, и в ее особом мировоззрении. Это серьезное отношение проявилось и в том, как она отвечала на вопросы – материал получился таким большим, что для того, чтобы не «резать» прямую авторскую речь, мы были вынуждены разбить его на две части. Первая из них посвящена истокам становления ее неординарной личности…

20 лет твоей группе… Поздравляю! Думала ли ты, когда начинала, что это станет делом всей твоей жизни? 8 полноформатных студийных альбомов, концертники, DVD, бесчисленные выступления – это именно то, что ты хотела? Или просто творить, самовыражаться, идти вперед, не замечая осуждающих взглядов?


Огромное спасибо за поздравление! Да, действительно, двадцатилетний путь был долог и тернист, сейчас, оглядываясь назад, думаешь, что если бы мне сказали раньше о том, что твоя, еще только начинающая делать первые шаги группа через 20 лет будет бороздить просторы мира, разрывая своим творчеством межконтинентальное пространство, я бы покрутила пальцем у виска и назвала бы глаголящего сие простым русским жаргонным словом современности "невменько", причем без всякого зазрения совести. (Смеется).

Ты знаешь, мое творчество всегда было делом всей моей жизни. С самого начала осознания самой себя, как личности в этом мире, я ставила на первое место исключительно свое творчество. Даже будучи ребенком, я говорила об этом и знала, что именно это и есть мой путь, как бы он не повернулся в процессе жизненного путешествия, я никогда не перестала бы творить. Это просто было бы невозможно!

В действительности, в моих воспоминаниях о том времени отсутствуют какие-либо проблески того, что я могла бы стремиться или даже подумать о каком-либо успехе или статусности (если можно так назвать) своей группы, на то время она даже еще не называлась Арконой. Мне хотелось именно самовыражения, то есть, творить то, что просит моя душа и демонстрирует мой мозг. Собственно, для этого я и начала собирать коллектив, чтобы реализовать свои творческие потребности, ибо в одиночку воплотить в явь все это "безобразие", происходящее у меня в голове, было невозможно. Мечты о славе, покорении мира, завоевании трона музыкальной индустрии меня тогда не то, что не волновали, а были глубоко закопаны в подземелье моего представления о творчестве в целом. Да и не только я, а вообще никто из музыкантов никогда не поднимал таких тем, может быть, глубоко в мечтах, кто-то и представлял себе такой исход событий, но быстро опускался с небес на землю.

На самом деле все началось не 20 лет назад, а как минимум 25. Есть запись твоих первых песен, где ты еще детским голосом под гитару поешь совсем уже недетские песни. Ведь многие в этом возрасте еще в куклы играют. Когда же ты сочинила свою самую первую песню, и почему там уже были такие серьезные, мрачные тексты?

Я тебе скажу больше, все началось 38 лет назад. Как только я научилась говорить первые слова, тут же начала сочинять маленькие рифмованные строчки, из которых годам, наверное, к трем сложилось мое первое маленькое стихотворение. Оно сохранилось до сих пор, где-то в старенькой тетрадке моей мамы, записанной, конечно, от ее руки. А звучит оно так:
Вез, да вез
Перевез в колхоз
Воз на тележке вез.
Ехал на тележке
И привез орешки.
Да, такой милый, детский стишок и стал моим первым творческим выплеском. (Смеется) Потом были другие, более сложные и осмысленные стихи - про маму, времена года, домашних животных, природу, деревню, солнце, уйма поздравлений с различными праздниками...

Также с самого детства я была очень одаренной музыкально, разноплановые мелодии в моей голове меня преследовали ежечасно, в связи с этим меня решили отдать в музыкальную школу, сначала на скрипку, годом позже на фортепиано, куда мне ходить совершенно не нравилось в связи с присутствием, как тогда мне казалось, совсем не нужных, посторонних предметов - хора и сольфеджио. Но так как предметы были обязательны, посещать их было необходимо, что вызывало у меня бурю отрицательных эмоций и гнев неземной, но, что ж поделать... Тогда мне уже исполнилось 6 лет.

С нотами у меня тоже отношения не сложились, понимать я их не хотела, так же, как и учить. Соответственно, от изучения любых предложенных мне произведений я отказывалась, о чем прямо заявляла в лицо своему педагогу, однако же на каждое занятие я приносила по одному своему собственно придуманному произведению и с восторгом хвасталась учителю, что вызывало у него бурю восхищенных эмоций - так же, как и гнев неземной, но, впрочем, что ж поделать...(Смеется).

Сначала это были неполные маленькие музыкальные темы, потом они обрастали гармонически и вот, однажды, я принесла на занятие свое первое полноценное музыкальное произведение, которое назвала громким словом "Шармэн". Произведение было сыграно двумя руками, чем-то напоминало грустную колыбельную. Когда же композиция была мной сыграна, Александр Иванович, как звали моего преподавателя, после продолжительной паузы сказал: "Подобные произведения я даю в пятых классах, но так, как у нас с тобой только первый, давай на экзамен возьмем что попроще, а это я позаимствую у тебя и предложу сыграть другим". На что получил мой отказ, и вскоре я все-таки была изгнана из музыкальной школы.

Так мной была написана первая музыкальная композиция. Потом их было очень-очень много, с разными музыкальными настроениями, цветами и иллюстрациями, я взрослела, менялось сознание, мышление, проблемы в семье и вне ее нарастали с каждым днем, добавляя немалую долю уныния в мое юное сознание. Мое любимейшее немецкое старое фортепиано XIX века, которое было когда-то найдено моим дедушкой на чердаке нашей сталинской пятиэтажки, им же отреставрировано и подарено мне на день рождения, было им же и уничтожено топором на моих глазах по принципу "сам породил, сам и убью" в связи с нехваткой места в квартире. После этих событий моя карьера пианиста была завершена.

А потом случился путч 1991 года. Это очень странно, но самое адское время моей жизни кажется мне сейчас таким крылатым, непринужденным детством! По факту, это все потому, что моя мама захотела, чтобы я его запомнила таким. Легким, интересным, настоящим! А главное, беспроблемным. 1991-1993 годы моей жизни пришлись на кризис того времени, в связи с перестройкой и распадом СССР тогда жизнь никому не казалась сладкой, люди вынуждены были ждать годами невыплаченных зарплат на работах, дефицит продуктов был очень жесткий, люди выживали лишь с помощью собственного огорода, ибо это был основной продуктовый доход того времени, не считая, конечно, выдаваемую по талончикам еду. Также выживала, как могла, и наша семья, которая, в общем-то, состояла из двух человек, меня и моей мамы. Изредка помогал отец, бабушка тягала на себе 20 соток земли, которая, собственно, нас и кормила. В самые голодные времена мама, работающая тогда в зоопарке, приносила домой еду, которая предназначалась для кормления животных - рыба, крупы, бананы и т.д. Такая роскошь, конечно, была малодоступной, но ей разрешалось брать немного для себя. В скором времени из-за огромной нагрузки мама начала хворать, позже получила группу инвалидности, начались бесконечные скитания по больницам, в связи с чем она не смогла полноценно уделять время моему воспитанию, и я была предоставлена полностью сама себе.

Проблем становилось все больше, и я начала стремительно взрослеть. Мрачные думы и мысли стали преследовать меня все чаще, тут же появилась и первая невзаимная влюбленность. Ощущение одиночества, перерастающее в подростковый кризис, я пыталась сгладить тем, что постоянно выплескивала свои мысли и чувства через песни. Честно сказать, я была очень отстраненным и диковатым ребенком, сторонилась общества и любых контактов, предпочитала одиночество, в котором и проводила большую часть своего времени. Именно тогда и зародились мои первые песни с философской составляющей. Конечно же, в то время была очень модной российская эстрада, соответственно, с музыкальной точки зрения мои песни того времени можно было бы охарактеризовать модным словом "попса", впрочем, лирика на попсу абсолютно не тянула.

Первые мои серьезные композиции я тоже помню. Ими стали две песни – одна, про любовь, называлась "Капель", а вторая - философская медленная баллада "Манят звезды". Позже, эти песни я исполняла на областных подмосковных смотрах под сделанные специально для меня руководителем долгопрудненского самодеятельного ВИА Евгением Гермоновичем Архангельским фонограммы. К сожалению, эти песни сохранились тоже только у меня в голове.

Мне было 13. Я продолжала писать, записывала свои песни на старенький магнитофон, хранила кассеты. В какой-то момент времени я обнаружила на шкафу годами пылящуюся там старую акустическую гитару своей тети, которая имела на тот момент всего три нейлоновые струны, расстроенные, видимо, еще лет 10 тому назад. Так как я уже владела неплохим навыком извлекать музыку на слух абсолютно из всех предметов, которые были в моей доступности, я без проблем, расставив, как попало, свои пальцы, тут же подобрала на этих трех струнах вполне себе гармоничный аккорд. Потом еще один и еще один. Мелодия пришла сама собой. Так я написала свою первую песню из серии того самого акустического альбома, которая, к сожалению, так и не вошла в него в связи с тем, что была утеряна.  Называется она “Парус”, песня, по сути, про одиночество.
На волнах кочует парус
Одинокий парус мой...
Он стоит, как лебедь в речке,
Оторвавшись от земли
А вокруг него бесшумно
Проплывают корабли...

Когда ты поняла, что так важно иметь свое, отличное от других мнение? Знаю, что поддержка семьи всегда была важна, но ведь нелегко приходилось с одноклассниками? А школьные концерты – не для тебя? И потом, насколько сложно было найти единомышленников?

Так повелось, что свое мнение я имела при себе всегда, не ориентируясь ни на кого, я шла по своему собственному пути, который определила для себя сама. Да и не то, чтобы я не хотела ни на кого ориентироваться, просто в моей жизни никогда не было каких-то авторитетов. Так как я была предоставлена полностью самой себе, то и жизнь крутилась вокруг меня, а не я вокруг жизни. Я сама строила свое будущее так, как это видела я, а не кто-то другой. Видимо поэтому, будучи одиночкой, мне так и не удалось влиться в массу, в общепринятые рамки общества я не вписывалась, поэтому казалась для других непонятной и странной, со своими тараканами и никому не понятными желаниями и амбициями. Безусловно, мама меня всегда поддерживала, настолько, насколько она могла это сделать в тот период времени, но в связи с весьма понятными причинами, изложенными мной выше, ее практически не было рядом со мной. Я пыталась искать единомышленников везде, в том числе и в школах, которых у меня было какое-то несчетное количество. Я не уживалась ни в одной из них именно из-за странности своего поведения, одним словом, "белая ворона" в черной стае всегда обречена на смерть. Поэтому, школы я меняла, как перчатки, пытаясь найти более-менее дружелюбную среду для себя, но, так ее не найдя, решила остановиться в 5-м классе долгопрудненской школы #1, которая являлась школой по адресу моего проживания, и получить общее образование именно там.

Сказать, что школьные годы были путем через 100 кругов ада - ничего не сказать. Об этом можно написать отдельную книгу, в рамках этого интервью изложить данную информацию будет просто невозможно. Все закончилось плохо, попыткой суицида в 9-м классе, после чего меня перевели в школу для трудных подростков, где, как оказалось, были самые вменяемые дети на планете Земля. И я спокойно ее окончила и получила аттестат об общем образовании.

Соответственно, ни о каких школьных концертах, а тем более, о единомышленниках, и речи быть не могло. Я ненавидела лютой ненавистью все, что было связанно со школьными годами. Нет, конечно, у меня были подруги, но они были старше меня на 4 года, мы шатались вместе везде, были дворовые драки, мальчики, много приключений, как это обычно бывает у подростков, но они никогда не были моими единомышленниками. Да и свой внутренний мир я им никогда не раскрывала.  В результате через некоторое время наша дружба оборвалась окончательно.

Честно сказать, для меня и сейчас единомышленников не существует, если брать во внимание полный спектр этого понятия. Я до сих пор нахожусь в поиске таких людей, и, ты знаешь, они иногда, казалось бы, и находятся! На других концах планеты, в других странах, и их буквально единицы. Я очень чувствую таких людей, и мне с ними безумно хорошо и комфортно. Они умудряются понимать меня даже с моим абсолютным незнанием английского, ха-ха! Да, такие люди есть, но, как правило, у них свои жизни и судьбы, и они уходят так же стремительно, как появляются. Я могу назвать частичным единомышленником моего мужа (Сергей “Лазарь” Атрашкевич, гитарист Арконы – прим. авт.), но опять же, наши мнения во многом не сходятся, взгляды на жизнь, творческие вкусы близки, но разнятся. Несмотря на безумную любовь друг к другу, все-таки мы разные люди с разным восприятием мира. Наверное, это нас и объединяет. (Cмеется).

Cудя по той записи, талант у тебя уже проявился, и ты могла выбирать любое направление для творчества. Почему же ты не стала очередной звездой русского рока или вообще поп-музыки, например? Почему именно фолк, пэган, блэк оказались наиболее привлекательными? Ведь ты не особо увлекалась металлом в подростковые годы?

В том-то все и дело, что я не задумывалась над тем, кем мне быть или не быть. Я просто плыла по течению своего творчества, а оно уже определяло свою собственную стилистическую, если можно так сказать, стезю, по которой я и двигалась. Развитие тоже имело место быть, но видимо, так сложились обстоятельства моей жизни, что на своем пути я встретила ребят из мира тяжелого металла, которые меня туда впоследствии и привели. Я никогда не посещала никаких концертов, не было у меня и музыкальных ориентиров, кроме, возможно, радиоприемника на магнитофоне, который я все же периодически включала. Хотя нет, какие-то концерты я посещала.  Первым посещенным мной концертом было выступление Иванушек Интернешнл в 13-летнем возрасте, второе же мое пришествие на музыкальное шоу состоялось в 1999 году в мои 16 лет, это был концерт московской блэк-метал-группы Ashen Light в городе Тула. Чувствуешь стилистический скачок? (Смеется). На самом деле, я там оказалась совершенно случайно, а в моем "гитарном" творчестве на тот момент времени уже присутствовала песня с громкоговорящим названием "13-й ангел". Нет, это еще был не "хэви-метал", но уже и не "поп рок".

На концерт Ashen Light я попала благодаря своему парню, с которым мы встречались в тот момент времени. Мой парень был сыном друзей моего отца, в то время я жила вместе с отцом в его московской квартире, где, кстати говоря, и был записан акустический сборник этих песен, которые вы сейчас можете слышать. Мой парень пришел ко мне с утра и предложил поехать с ним и с его другом, которого я также хорошо знала, в Тулу на концерт группы их знакомого барабанщика. В его предложении я заметила авантюру, от которой невозможно было отказаться, а так как я еще никогда и ни с кем не выезжала из города, это приключение мне показалось шикарным вдвойне! Конечно же, когда я озвучила это папе, он запретил мне строго-настрого куда-либо ехать, но, на следующий день, собравшись втайне от папы, я вышла в коридор, крикнула, что я уезжаю и захлопнула входную дверь под уже заглушенные возмущенные крики отца.

Мы встретились на железнодорожном вокзале, и тогда я впервые увидела музыкантов с инструментами, разодетых в кожу с ног до головы, украшенных цепями и шипами, длинноволосых, крутых парней. Они мне показались неимоверными красавцами. Сидя в электричке Москва-Тула, я еще долго разглядывала каждого из них поочередно, все еще не веря в свое невероятное приключение. Именно таким было мое первое впечатление о злых металлистах. (Смеется). Я ни черта не понимала, что происходит на концерте, но их девочка-гример мне нарисовала корпспейнт, потому что мне показалось прикольным видеть сие на группе и я тоже хотела ощутить на себе что-то подобное. Таким было мое первое знакомство с тяжелой музыкой.

Где-то в это же время я знакомлюсь с молодым человеком, который также имеет непосредственное отношение к тяжелой музыке. Как впоследствии выяснилось, этот человек был вхож в тусовку группы Samhain, на концерте которой я также имела счастье присутствовать, абсолютно также не ведая, что вокруг происходит. Этот же молодой человек предлагает устроить мне сольное бардовое выступление со своими песнями где-то в московском баре художников. Несмотря на все мое сопротивление, я соглашаюсь, но не приезжаю в день концерта из-за своих собственных страхов и предрассудков, тем самым разрушив наши с ним дальнейшие отношения.

Годом позже я переезжаю в Долгопрудный и начинаю активно заниматься поиском своей команды, все еще имея под рукой свой собственный материал и 3 фонограммы на мини-диске, с которыми благополучно выступаю на Дне Города в центральном парке. После чего ко мне за сцену подошли два молодых человека, сообщили, что являются музыкантами группы Slavery (power-gothic metal) и находятся в поиске вокалистки, и предложили попробовать свои силы в их группе. У нас завязывается крепкая дружба, их дружеское окружение становится и моим впоследствии, новые друзья знакомят меня с пластинкой группы Mor, альбомом Shemhamforash и с творчеством группы Therion. Эти группы и стали моими абсолютными проводниками в мир тяжелой музыки.

Шло время, творчество мое претерпело изменения, через некоторое время я покинула Slavery и собрала свой музыкальный коллектив, которому и посвятила все свое музыкальное творчество. Музыка была уже тяжелой, стилистически она напоминала гремучую смесь, состоящую из разных ответвлений металла. Пришло время как-то нарекать группу, а так, как я родилась 9 января, к тому же еще и в воскресенье, в дату, ознаменованную событиями 1905 года, было принято решение назвать группу "Кровавая Мэри".

Чуть позже в наш состав влился барабанщик Александр "Варлок", который в то время был яро увлечен язычеством и медленными шагами привел к этому и меня. Постепенно мои песни обретали уже конкретный посыл и обрастали стилистическими и лирическими концептуальными моментами, посвященными языческому мировоззрению и всему, что с этим связано. Так в нашей группе зародился фолк-метал. А так как все-таки тот самый блэк-метал, услышанный мной на раннем этапе моего развития, оставил неизгладимый след, я решила попробовать включить в нашу музыку экстремальный вокал. Так, в принципе, и получилось сотворить то, что вы слышите сейчас.

Сейчас стали доступны фото, где ты такая хрупкая девчонка-подросток с упрямым взглядом. Что тогда творилось в твоей светлой голове, какая неведомая сила толкала на свершения? Сохранилось видео, в котором ты говоришь, что твоя вера свята, и ты гордишься тем, что воспеваешь в своем творчестве. Многое ли поменялось с тех пор в твоем мировоззрении?

Именно неведомая сила и толкала, я лишь хотела творить и быть услышанной единомышленниками. Мной двигало исключительно творчество, хотелось окунуться в него с головой и больше ничему не предаваться. Для меня то, что мы делали, было своеобразным ритуалом, своим собственным, закрытым миром, который строишь именно ты и именно для себя, но также хотелось привести в этот мир того, кому он тоже был бы небезразличен, и даже важен.

Я очень трепетно относилась ко всему, что было связано с моим познанием язычества, на тот момент времени мы толпой гоняли на разные праздники, были вхожи во множество общин, я полностью отдавала отчет своим действиям и в буквальном смысле этого слова "боготворила" свое мировоззрение. Я как будто нашла себя и после долгих блужданий в неизвестности наконец-то пришла домой. Я ведрами черпала информацию, изложенную мне или увиденную вокруг себя, и доверяла каждому, кто хоть на шаг был близок к восприятию ситуаций, происходивших со мной в те моменты. Для многих присутствовавших на этих праздничных сборах, как казалось, это ничто иное, просто игра, реконструкция или приятное времяпровождение, но я видела и ощущала в этом гораздо большее. Для меня те места до сих пор являются местами силы, ибо именно там произошло мое духовное становление.

Все, что я говорила тогда и говорю сейчас, происходит от чистого сердца, я не умею по-другому доносить свои эмоции до людей. Все, что я тогда чувствовала и во что свято верила, было изложено мной в этом видео без грамма лжи и доли иронии. Да, сейчас, может быть, это выглядит смешно или даже немного по-детски, но тогда, десятилетия назад, я искренне верила в Эпоху Сварога, в славянские Веды, воспринимала слова из книг современных языческих авторов как абсолютную истину, поглощала фактически все, что доносилось до меня как из рассказов, так и со страниц книг или экранов тематических передач. Только по прошествии определенного времени постепенно ко мне пришло более глубокое осознание происходящего, мной были разорваны шаблоны собственного восприятия современного течения, которое сейчас принято называть модным словом "родноверие".

Где-то ближе к рождению первого ребенка у меня произошло переосмысление моего мировоззрения. Опять же, именно мировоззрение осталось прежним, но оно стало более глубоким, философским, более осознанным и мудрым. Сознание всегда растет, человек находится на стадии саморазвития всю свою жизнь, это неудивительно, что взгляды меняются, приобретают более глубинный характер, более четкие очертания знаний приходят только со временем. В конце концов, мы все начинали ползать на коленях перед тем, как твердо встать на ноги. Но и, конечно, я до сих пор горжусь тем, что воспеваю в своем творчестве, и для меня все, что я делаю, по-прежнему свято.

А помнишь свое самое первое выступление (видимо, еще с проектом Кровавая Мэри) – что ты тогда почувствовала, впервые выйдя на сцену? Что это «твое»?

Возвращаясь к теме группы: я, кстати, очень ревностно относилась к тому, что кто-то пытается воздействовать на мой построенный мир, руководить им или изменять его ход событий. Я всегда старалась руководить судьбой группы самостоятельно, поэтому, когда Варлок договорился за моей спиной о самом первом выступлении, я восприняла это в штыки. Он договорился со своим другом, Александром Хаммером, лидером и идейным вдохновителем группы Крюгер, который в свое время был также вхож в независимый круг объединения нескольких общин под названием КЯТ (Круг Языческой Традиции). На тот момент, названия "Аркона" еще не было, группа по-прежнему называлась Кровавая Мэри.

Помню, что должны мы были играть перед непосредственно хедлайнером, группой Крюгер, но что-то там не получилось, и Крюгер отыграл, так нас на сцену и не выпустив. Но мы все-таки отбомбили концерт после Крюгера в абсолютно пустом зале, где оставались только наши друзья. И именно они нам предоставили такую поддержку, от которой, кажется, ходил ходуном весь клуб. Это был старый московский, всем тогда известный клуб под названием "Свалка".

Концерт как концерт. Ничего запоминающегося и из ряда вон выходящего я не припомню, наверное, потому что к сцене я была приучена с детства. Моя мама, будучи профессиональным хореографом, все время водила меня с собой на работу и на разные выступления ее танцевальных ансамблей, и уже когда мне исполнилось 3 года, я выходила  на сцену с собственным номером,  рассказывала стихотворение Анны Ахматовой "Солнце мое". Потом было очень много концертов в самодеятельных коллективах, в которых я участвовала на протяжении пяти лет. К слову говоря, на сцене я чувствовала себя как рыба в воде.

Первому демо с песней «Русь» уже тоже 20 лет. Вы традиционно исполняете ее на концертах, но что ты чувствуешь сейчас, когда ее поешь?

Ну, не буду кривить душой, эта песня, хоть и является одним из самых главных хитов Арконы, мне уже порядком надоела за 20 лет ее исполнения. Говорю от чистого сердца, мне категорически не нравится ее играть! Но по-другому мы не можем, потому что люди ее ждут -конечно, я говорю сейчас только о русскоязычной публике. Таких песен, которые, скажем так, вызывают у меня чувство усталости, на самом деле много, но это бы было странно, согласись, практически ежедневно играть одно и тоже на протяжении нескончаемых туров и по-прежнему восторгаться уже давно прожитым материалом, как ребенок. (Смеется). Словом, душа моя требует обновления репертуара, но при всем моем желании все останется по-прежнему. Концерты существуют для всех любителей нашего творчества, как позднего, так и раннего. Мы славимся тем, что у Арконы отсутствуют какие-либо стилистические рамки - тем, мне кажется, она и интересна разноплановому слушателю. Соответственно, так как все слушатели собираются на одном концерте, мы должны им предоставить разноплановый репертуар. К тому же, когда я играю концерты, я ухожу глубоко в себя и в процессе выступления абсолютно не замечаю, как пролетает та или иная песня. Поэтому и старые и новые композиции на концертах мной ощущаются одинаково.

Расскажи про свою татуировку, ведь ей тоже почти 20 лет? Правда ли что для твоего барабанщика, который ее делал, ты была первой клиенткой, и татуировка неидеальная?

Да, действительно, это правда! Мир рок-угара в моем сумасшедшем прошлом бил, так, сказать, горячей струей из подземелья хаоса моего мироздания. На одной из очередных тусовок у меня дома Варлок "под пивко" предложил мне и своей будущей жене набить татуировки. А так как мы в молодости были девушками очень отчаянными и рискованными, я была рада любой авантюре. Варлок соорудил самодельную тату-машинку из подручных материалов, заправил ее гелем из пишущей ручки и осуществил с нами свои черные замыслы. До сих пор этот "замысел" в виде кривой пантеры созерцает мир с моего плеча грязно-зеленым цветом той самой ручки.

На самом деле, татуировок было изначально две, одну мне переделал не так давно очень известный в узких кругах, безумно талантливый тату-мастер Станислав Калашников. Другая же, с пантерой, остается в планах переделки, но пока жизнь не дает мне вариантов, как, когда, а главное, с кем это можно было бы осуществить. Все-таки татуировка - это сакральная для меня тема, не хотелось бы делать такие мистические вещи у абы кого.

Название “Аркона” существует с февраля 2002 года. Часто ли тебя спрашивают, почему вы называетесь так же, как и польская блэк-метал-группа? Понятно, что в те времена интернета практически не было, и не так уж легко было о них узнать. Потом вы просто решили – пусть они пишутся латиницей, а вы кириллицей, и вопрос был исчерпан?


Да, это достаточно частый вопрос. На самом деле, когда я узнала о том, что существует польская Аркона, был уже издан альбом "Возрождение", поэтому менять название не было смысла. В конце концов, есть же группы с одинаковыми именами, одинаково известные, живут с этим без каких-либо споров, негатива и так далее. Название Аркона приходилось аж на 4 группы, известных мне на тот момент времени. Помимо нас и польской Арконы существовала одна московская группа с таким названием, которая позже стала называться "Варяг", и одна чешская. Естественно, мы не стали заморачиваться и оставили название группы таким, как оно есть. Позже нам на электронную почту пришло письмо от поляков, там стоял вопрос о том, знаем ли мы об их существовании. Мы ответили, что теперь уже знаем, а до этого не знали, и предложили вариант с разным написанием наших логотипов - мы кириллицей, они латиницей, чтоб не было путаницы. Больше мы писем от них не получали, соответственно, решили, что мы на этом сошлись. Сейчас я вижу, что они используют везде аббревиатуру своей страны, пишутся как Arkona (PL), я считаю это тоже нормальным вариантом. Но с тех пор люди уже настолько привыкли к двум Арконам, что уже сами в состоянии определить, кто есть кто. Хотя иногда я все же встречаю путаницу, нет-нет, да всплывет в нашей дискографии на каких-то ресурсах альбом или песни польской Арконы, так же, как на Facebook при добавлении нашей музыки в сториз она автоматически помечается, как Arkona (PL).

В 2004 году вышло аж 2 альбома - «Возрождение» и «Лепта». Как ты думаешь, почему Аркону сразу заметили? Ты говорила тогда, что веришь в возрождение родной веры, что оно уже близко, а что ты по этому поводу думаешь сейчас?

Честно говоря, я до сих пор не знаю, на чем основывается любовь слушателя. Для меня это секрет. Раньше существовал такой музыкальный форум, назывался он musica.mustdie.ru, так вот, после выхода эти два альбома были выложены там и сразу же получили огромный резонанс общественности. Возможно, потому что весь коллектив Rossomahaar помогал воплотить их в жизнь, или потому что стиль музыки был в то время, что называется, "на волне", или, может быть, все в совокупности сыграло немаловажную роль. Плюс все-таки альбом "Возрождение" сам по себе очень хитовый и мелодичный, хорошо реализован для дебютного альбома начинающей группы. Не знаю. Все это так и останется в потемках моих дум.

Что такое "возрождение родной веры", я сейчас не совсем понимаю, могу только представить какую-то абстрактную мертвую женщину, по имени Вера и кого-то ей родного, кто хочет ее возрождения. (Смеется). А если мыслить по существу, веры во что? Ведь мировоззрение, похожее на то, что когда-то было присуще нашим далеким предкам, не может быть верой именно во что-то или в кого-то. Мировоззрение - это не вера и не религия, мировоззрение - это взгляды на определенные вещи с точки зрения своей собственной философии. Для меня это означало и означает жить в гармонии с природой, почитать старших, блюсти законы совести и чести, чтить как светлую сторону мироздания, так и темную, взаимодействовать с природой и со всеми ее проявлениями, быть честным с самим собой, в первую очередь, гармонизировать разрушение и созидание, ведь этот нескончаемый круговорот и создает бесконечное цикличное движение не только нашего мира, но и нашей вселенной, и, смею предполагать, что-то, что сейчас принято называть антикосмосом, также работает на взаимодействии этих двух энергетических составляющих.

Но тогда эта фраза имела смысл скорее как "возвращение к исконным корням", я бы переформулировала сейчас это так. Но как было сказано, так и было, ведь строчки из песни не вычеркнешь, верно? Назовем это “возвращением к истокам”. Рано или поздно это произойдет само, без какого-либо вмешательства человека, и в это я действительно верю. Ничто не вечно в этой жизни, все входят в нее и становятся у порога выхода из нее. Младенец и старик одинаково беспомощны, но одинаково находятся рядом с порогом забвения. Младенец, пройдя свой жизненный путь, превратится в старика, чтоб его окончить; фактически, младенец возвращается в то же беспомощное состояние, из которого пришел. Так и вся наша жизнь, рано или поздно она обретет свое изначальное состояние, пройдя определенный цикл. Поэтому и возвращения к истокам нам не миновать.

В 2005 году, когда вышел третий альбом «Во Славу Великим!», вы очень выросли в музыкальном плане, отказалась от использования синтезированных инструментов, заменив их живыми (тамбурин, варган, скрипка, аккордеон, волынки, дудки), да и состав музыкантов расширился за счет участников Сварги, Alkonost и Владимира Череповского. Иметь четко выраженную фольклорную составляющую – это твоя идея? Чем знаменателен тот период?


Да, "Во Славу Великим" - это очередная веха в истории Арконы. Идея использовать живые фольклорные инструменты была нашей совместной с Сергеем, я уже и не помню, кто озвучил ее первым. Но для того, чтобы все это записать, нужно было найти кого-то, кто это смог бы сделать.

С Владимиром Череповским мы познакомились на фестивале "Из Варяг в Кельты", который проходил в нашумевшем клубе “Релакс”. Хэдлайнером были Butterfly Temple, также играли и мы, а первой группой фестиваля был фольклорный коллектив под названием Mervent, который поверг нас с Сергеем в абсолютный восторг своим мастерским владением множеством фольклорных инструментов. Мастером, исполнявшим сие безумие, и был Владимир, к которому мы подошли после концерта и предложили сотрудничество в записи нашего будущего альбома. Мы отдали ему ноты всех написанных мной партий для изучения материала и встретились с Владимиром уже в студии звукозаписи. Помню, записывая свою очередную тему на волынке, Володя назвал партии духовых гениальными, что мне очень сильно польстилою Вообще, Владимир - музыкант-виртуоз, действительно мастер своего дела. Немаловажный факт - нашего Владимира Решетникова мы нашли благодаря Владимиру Череповскому. Когда он известил нас о том, что больше не сможет быть участником нашего коллектива в связи с переездом в другую страну, он порекомендовал нам своего лучшего ученика, коим и был наш, тогда еще совсем молоденький Владимир “Волк”. С тех пор мы вместе. А Владимир Череповский внес неоценимый вклад в развитие и историю Арконы и непосредственно в альбом "Во славу Великим!".

Остальными гостями были наши друзья из озвученных выше тобой групп, которые также внесли в создание альбома свой неоценимый вклад. Непревзойденная индивидуальность каждого из них ощущается в каждой их партии. В целом, альбом получился достаточно оригинальным, легким и одновременно навороченным, мелодичным и в то же время лирическим, но абсолютно фольклорным, как музыкально, так и духовно. Веха пройдена!

Признаюсь, я впервые услышала Аркону после выхода «От сердца к небу» (2007). Помню, ходила по своим полям-лесам, слушала и удивлялась – живет где-то на этой же земле девушка, которая все это так глубоко чувствует и воспевает; а сам альбом запомнился изобилием экстремальных стилей. «Сва» тогда особенно поразила мое воображение. Похожие вопросы - «что за думы в лесах хранят кромешные ночи, серым вихрем кружа над покровом людской суеты?» - я себе тоже тогда задавала, но то, в какую форму ты их облекла, вызывало чувство гордости за соотечественников. Мимо таких текстов и музыки невозможно было пройти. И как раз в это время Аркона уже вовсю начала выступать за рубежом. Расскажи, какие у тебя сейчас самые яркие воспоминания о том времени.

Впервые мы выехали за рубеж в 2006 году, и первой страной, которую мы посетили, была Словакия. Предложение нас привезти поступило от человека по имени Дод Кмит (барабанщик словацкой группы Ancestral Volhvest), который впоследствии стал нам очень хорошим другом. В этот период времени я находилась в стадии написания альбома "От Сердца...", а собственно, песня "Сва" изначально должна была быть посвящена Карпатам, как хотел того Дод, но в результате произошел совсем другой поворот событий, и смысл песни был изменен.

Конечно, то время я бы назвала "золотым временем" Арконы, ибо тогда произошло одновременно очень много событий – от того, что я была беременна первым ребенком, до глобальных перемен в истории самой группы, начиная с открытия нами зарубежных границ и заканчивая абсолютным переосмыслением нашего творчества и внедрением в музыку новых творческих элементов. Так что, считай, что если предыдущие альбомы я записывала, будучи еще с мировоззрением юной девушки, то к этому альбому я подошла с уже полностью изменившимися творческими взглядами и зрелыми мыслями, ибо все-таки период гормональной перестройки организма во время беременности и переход от статуса девушки к статусу женщины сыграл немаловажную роль.

В этом альбоме мы впервые задействовали фольклорный белорусский женский дуэт, с которым изначально познакомились на концерте белорусской пэган-метал-группы Знич. Для записи девушек мы специально поехали в Минск, арендовали студию звукозаписи с помощью Алеся Таболича (автор, исполнитель и идейный вдохновитель группы Знич) и записали девчонок там. Неповторимые голоса, очень талантливые исполнительницы, по сей день я не встречала еще голосов, которые настолько бы поразили меня своим глубинным и мистически ритуальным исполнением! Опять же, Владимир Череповский, еще будучи в составе группе Аркона, внес свою лепту, записав потрясающий набор этнических инструментов, а оформлением нашего альбома впервые занимался известный  бельгийский художник Крис Вервимп, к которому мы обратились за сотрудничеством, Как оказалось, он тогда уже являлся большим любителем нашего творчества и с радостью согласился с нами работать.

После релиза альбома мы сделали очень масштабную презентацию в клубе “Точка”, после, весь этот концерт был издан как полномасштабный DVD "Ночь Велесова", участниками которого стали многочисленные специальные гости: Илья “Wolfenhirt” (Сварга), Александр Шмель (Рарог), Ксения Маркевич (Калевала), Велеслав Черкасов (известный деятель языческой культуры, этнограф, писатель), Валерий Наумов (группа Иван Царевич), а женские бэк-вокалы исполнили девушки Любослава и Добромила. Этот DVD стал вторым по счету, первый DVD назывался "Жизнь Во Славу" и был снят гораздо раньше, в 2005 году.

В целом, альбом "От сердца к небу" получился самым поворотным и судьбоносным в творчестве Арконы. Все, что происходило вокруг меня тогда, было скорее каким-то сном, нежели реальностью. Но все-таки это было наше реальное прошлое, с великими воспоминаниями, событиями, впечатлениями, которых было, на тот момент, конечно, невероятное множество.

(Продолжение следует...)

Официальный сайт группы Аркона: https://www.arkona-russia.com/

Интервью: KNfromSU
Фото: архив Марии Архиповой, KNfromSU
31 января 2022 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker