Crypta
Проект всей моей жизни

18.01.2022

Архив интервью | English version

Crypta — бразильско-нидерландский коллектив, в составе которого четыре молодые артистки. И каждая из них собственным примером демонстрирует, что окончание одного творческого проекта всегда позволяет начаться чему-то новому и долгожданному. Дэт-метал-команду основали в 2019 году певица и бас-гитаристка Фернанда Лира и барабанщица Луана Даметто, долгое время игравшие в бразильской группе Nervosa. К ним присоединилась голландская гитаристка Соня Анубис, которую многие поклонники металла знают благодаря выступлениям в составе Burning Witches. Финальным аккордом в формировании коллектива стало знакомство с гитаристкой Таинóй Бергамаски, которая ранее играла фолк-метал в бразильской команде Hagbard.
Crypta — уникальное сочетание музыкальных опытов и творческих стремлений. Неудивительно, что у нас возникло множество вопросов к одной из основательниц коллектива Фернанде Лира. Сеньора Фернанда любезно рассказала нам о работе над видеоклипом "From the Ashes", желании поскорее отправиться в международное турне с дебютным альбомом Crypta "Echoes of the Soul" и теплом отношении к России.

Прежде всего хотелось бы спросить о названии вашей новой группы, ведь когда музыканты выбирают название для коллектива, они стараются отразить в нем свои творческие идеи и сообщить будущим поклонникам, чего им стоит ожидать от артистов. Почему вы решили назвать группу Crypta?

Сперва отмечу, что найти название было реально трудно, потому что сейчас все названия уже кем-то используются. Если вы заглянете на сайт Metal-Archives, увидите, что ну просто все они уже заняты. Так что подобрать название очень сложно. Тем более что нам нужно было что-то короткое. Такое, чтоб его легко было запомнить, чтоб это было просто одно слово, чтоб название было простым, насколько это возможно, но в то же время сильным. Мы перебрали множество названий, обсуждали варианты названий на португальском, на английском языке, но все же не могли найти того, что бы понравилось всем нам.
И тут Луана вспомнила один случай. Когда мы были в Чехии во время одного из наших последних турне с Nervosa, у нас был свободный день. Мы решили погулять по городу, побыть туристами, и мы обнаружили там крипты, открытые для посещения. Мы отправились на экскурсию по этим криптам, и это было очень круто. Луана вспомнила, как мы побывали там, и сказала: "Что ж, думаю, я нашла название — Crypt". Мы побывали в крипте, и это было так здорово, так в духе дэт-метала, ведь крипта — это место захоронения людей. Так что Луана сказала: "Да, это звучит весьма агрессивно и связано с дэт-металом". Но все же нам хотелось придать названию оттенок бразильской культуры, а по-португальски «крипта» — это "cripta". Так что мы смешали название на английском и португальском, и получилось Crypta. Это название было никем не занято, оно простое, агрессивное и в некотором роде связано с дэт-металом. Вот мы и решили, что оно подойдет.

Сеньора Фернанда, нам очень понравилось видео, в котором вы показываете студию Family Mob и тот уютный дом, в котором вы жили с коллегами по группе во время работы над альбомом. Вы там упомянули, что до запуска этого проекта вы никогда не виделись лично с Таинóй, а с Соней встречались всего раз или два. Как же так вышло, что четыре человека, которые толком не знакомы друг с другом, скоординировались и стали музыкальным коллективом?

Прежде всего замечу, что, конечно, я знакома со многими гитаристами, хотя девушек, играющих на гитаре, по-прежнему меньше, чем парней. Но так как мы начинали этот проект с нуля и так как на момент основания Crypta мы (Фернанда и Луана— прим. авт.) по-прежнему были в Nervosa, Crypta была для нас сторонним проектом, мы никогда не думали, что эта группа станет основной, так что мы решили: "Ладно, раз это сайд-проект и мы никуда не торопимся, давай найдем идеальных участников для нашей команды, тех, в ком действительно есть все то, что нам нужно, не только в техническом, музыкальном плане, но и в плане настроя и мотивации". У нас ушло очень много времени на то, чтобы четко определиться со всем составом, потому что мы не торопились. Мы просто решили: "Будем искать идеальных людей".
Что касается Сони, то мы с Луаной, когда создавали группу, уже знали, что позовем ее в первую очередь. Мы задали себе вопрос: "Ну что, кто у нас будет первым гитаристом?" И мы уже знали, что это будет Соня, потому что нам очень нравится ее игра в техническом плане, мы знали, что в ней есть влияние 80-х годов и что она очень креативный человек. Мы подумали, что будет здорово позвать ее в группу. И мы уже виделись с Соней пару раз, как вы и сказали.
Если говорить о Таинé, то для нас она была совершенно новым человеком. У нас не было общих друзей, я не смотрела никаких ее видеороликов в Интернете. Но все же мы знали, что она нам подходит, потому что в плане техники она играет очень хорошо, а еще у нее очень особый подход к созданию и написанию музыки. И она такая невероятно милая.
Мы просто решили, что у группы будет именно такой состав, хоть мы и не были лучшими подругами. Но, думаю, сегодня так часто происходит. Да, моя первая группа состояла из друзей, которые собрались вместе, чтоб играть музыку, но, полагаю, сейчас в большинстве групп участники не близкие друзья, а просто случайные знакомые, которых выбрали в результате прослушивания или которых уже знали по их материалам в Интернете. У меня так уже было с Nervosa — я играла там с Прикой (Амарал, гитаристкой), но ранее мы не были знакомы, я ничего не слышала о ней. И с барабанщицами была та же история, с Луаной, например. Когда мы взяли ее (в состав Nervosa – прим. авт.), я о ней ничего не слышала о Луане, не смотрела видео с ее игрой, у нас не было совершенно ничего общего. Полагаю, мы уже достаточно привыкли к такому положению дел.

Значит, Таинá просто понравилась вам как профессионал и вы написали ей какое-то письмо в духе "Привет, давай вместе играть в группе"?

На самом деле, наоборот. Это Таинá написала мне. Мы с Луаной запостили в Интернете информацию о том, что у нас намечается сайд-проект, Таинá прочла пост и написала мне. Это было примерно так: "Фернанда, ты не знаешь меня, но вот что знаю я — у тебя есть сайд-проект вместе с Луаной, я не знаю, есть ли у вас гитаристка, но я очень хочу быть в команде". Нас слегка напугал тон этого послания, мы сказали себе: "Ого, вот это напор!" Я ответила: "Да, конечно, покажи, как ты играешь, пришли мне какое-нибудь видео". И Таинá прислала мне видео, на котором она исполняет "Crystal Mountain" Death. После просмотра я могла лишь восхищенно воскликнуть "Ах!" Она исполнила композицию просто идеально. Я уже знала, что мы возьмем ее в группу, но мы не сразу приняли ее в команду, хоть и играла она прекрасно. У нас было много групповых звонков, обсуждений в WhatsApp, мы общались в групповом чате, чтобы понять, есть ли у нее тот настрой и мотивация, которые нам нужны, есть ли в ней та же энергия, что есть в нас, нам нужно было понять, приятный, спокойный ли она человек. Разумеется, мы оценивали будущую коллегу по группе не только с профессиональной стороны. Мы знали, что мы ищем в плане характера, человека какого склада мы хотели бы видеть рядом с собой. И в Таинé все это было — она была очень милой, спокойной и приятной. Поэтому да, в ней было идеальное сочетание всех необходимых качеств.

Мы полагаем, что вы с Соней Анубис могли повидаться лично на российском фестивале “Big Gun” в 2019 году. Верно ли наше предположение?


Вообще, когда проводился этот фестиваль, Crypta уже существовала. Или нет. В каком месяце был этот фестиваль? В июле?

В конце июля 2019 года.


Да, Crypta уже существовала, мы основали ее в июне 2019 года, но мы тогда официально ни о чем не объявили. На самом деле, мы хотели объявить о нашем коллективе как можно ближе к моменту выхода альбома. Но когда мы ушли из Nervosa, народ разволновался и начал задавать вопросы вроде "Ох, Боже ты мой, они вообще будут еще музыку выпускать?", так что в тот момент мы и решили заявить о создании Crypta. Однако не было никакой спешки и суеты, группу мы создали в июне 2019 года, и я помню, что нам очень хотелось повидаться на том фестивале. Мы знали, что коллективы, в которых мы играем, будут выступать там, так что для нас это была бы первая возможность повидаться лично после создания группы. Мы думали пофотографироваться вместе, пообщаться, очень ждали встречи. Но на фестивале мы так и не встретились, потому что они (Burning Witches - прим. авт.) играли в один день, а мы — в другой. Они отыграли и уехали. Так что когда мы прибыли на фестиваль, Сони там уже не было. Это было грустно.
О Соне я знаю давно, мы с Луаной уже несколько лет следим за ее профессиональной деятельностью. Я заинтересовалась ей еще тогда, когда она играла на басу в одной из своих предыдущих команд. Она тогда была совсем юной, ей было лет 17, но я уже тогда отслеживала ее творческий путь в соцсетях, она всегда мне нравилась — ее настрой, ну и все остальное. У нас получилось встретиться лично, когда Nervosa и Burning Witches играли вместе. По-моему, это было на фестивале в Швейцарии или что-то в этом роде.

Спасибо за любопытные подробности! Да, все ваши фанаты были просто в шоке, когда вы с Луаной покинули Nervosa. Мне было очень грустно, я подумала: "Бог ты мой, я же больше никогда не увижусь с этими девушками, они не приедут в Россию, они больше не играют в Nervosa".


Ну да.

Хотя вообще-то вашим поклонникам казалось, что в Nervosa у вас было все, о чем может мечтать молодой артист. Казалось, что вы, Луана и Прика Амарал были отличной командой. В одном из интервью в Интернете Прика упомянула, что это как раз вы, Фернанда, решили покинуть коллектив. Почему вы приняли столь неожиданное решение?

Да, хороший вопрос, я сама задавалась им много раз. И я так и думала обо всем этом: "Здесь у меня есть все, чего мне хотелось, все, о чем я когда-либо мечтала". Потому что я выстраивала группу, я много трудилась, чтобы в ней играть. Я построила прекрасную карьеру и создала себе отличную репутацию на метал-сцене, а это сделать непросто. Мы играли на фестивалях, в тот момент как раз анонсировали наше участие в “Wacken Open Air”, а выступить на этом фестивале было моей самой заветной мечтой. Участие в группе наконец-то стало приносить мне какой-то гастрольный доход. Так что у меня было все, и в моем сознании появилась некая дилемма. Вопрос стоял примерно так: "Здесь у меня есть все, все замечательно, именно так, как я хотела. Почему же я чувствую, что мне нужно уйти из группы?"
Но дело в том, что наши взаимоотношения... Это я решила уйти из группы, так и есть, но уже какое-то время до этого мы все понимали, что наши взаимоотношения уже совсем не клеятся. Отношения внутри коллектива были напряженными, они себя изжили, мы попросту уже не были подругами. Это нормально, так происходит во многих взаимоотношениях, верно? На работе, в дружбе — вот есть у тебя подруга, и десять лет вы с ней лучшие подруги. Но в какой-то момент вы просто больше не сходитесь характерами. Такое случается в браке, в романтических отношениях, порой отношения просто разлаживаются. Именно это и происходило в тот момент в Nervosa.
Мне было по-настоящему страшно сделать этот шаг. Мне понадобилось больше года, чтобы все взвесить и утвердиться в своем решении покинуть команду. Когда я впервые задумалась об этом, я чуть не разрыдалась, настолько я была напугана моими собственными мыслями. Я подумала: "О, возможно, мне придется уйти из группы", и я тут же стала гнать от себя эти мысли: "Нет, нет, нет, не хочу о таком думать, прочь, прочь!" Это было ужасно. Но в глубине души я знала, что так будет лучше для всех. Все мы трое знали, что отношения между нами уже не те, что прежде, что мы уже не чувствуем себя счастливыми как музыкальный коллектив. И что наша привычная схема взаимодействия уже не сработает.
Все трое это понимали, но кому-то нужно было проявить храбрость и мужество, чтобы предпринять тот шаг, который сделает лучше жизнь каждого из нас. И для меня это было сложнейшее решение, потому что Nervosa — мое детище, я трудилась в группе почти десять лет, но мне было ясно, что кто-то должен что-то сделать. Я прямо погибала от всей этой ситуации, настолько тяжело это было, но я знала, что в конце концов все обернется к лучшему. Теперь мы видим, что это был позитивный шаг. Вот у Nervosa вышел альбом, который хорошо оценили поклонники. И мы в Crypta очень рады тому, как все складывается, мы все вместе пишем музыку, все снова счастливы. Что ж, я знала, что это случится. Знала, что нам нужно пойти разными дорогами, чтоб наши пути вновь приносили нам радость.
Я понимала, что это необходимый поступок и, по правде говоря, горжусь, что я его совершила. Хоть отношения в команде уже были весьма напряженными какое-то время, но для меня переломный момент, когда я подумала: "Так, теперь я вижу, что это путь в никуда", наступил тогда, когда мы попробовали начать писать новые песни, но ничего не вышло. У нас были разные точки зрения насчет того, в каком направлении двигаться. А я очень ревностно и страстно отношусь к созданию музыки и просто не могу фальшивить в этих вопросах. Ничего не получалось, и я решила: "Что же, вот он, тот самый знак, что ничего уже не выйдет".
Теперь, когда каждый идет своим путем, Nervosa весьма быстро записали новый альбом, а мы, Crypta, очень довольны нашим музыкальным материалом. Мы уже работаем над вторым альбомом, потому что сейчас наша креативность просто зашкаливает.

Спасибо за вашу храбрость, сеньора Фернанда.


Да, да. Это было тяжело, но так было лучше для всех. В результате мы имеем два прекрасных музыкальных коллектива.

Сеньора Фернанда, как вам удалось убедить руководство лейбла Napalm поддержать ваш новый проект? Полагаем, для них это было связано с некоторыми рисками.

Дело в том, что я им на этот счет не сказала ни слова. Когда я ушла из Nervosa, мне в эмоциональном плане было очень худо, очень грустно. Когда завершаются какие-то твои взаимоотношения, остается лишь тяжело вздохнуть, так что мне действительно было плохо, самооценка покатилась вниз, но, Богом клянусь, я уже обдумывала, как бы нам организовать независимый релиз альбома Crypta. Я размышляла: "Денег у нас нет, как же нам осуществить задуманное?" Я в самом деле уже начала заниматься планированием этого вопроса.
Нужно отметить, что все девять лет в Nervosa я общалась с руководством лейбла напрямую. Я вела деловую переписку по электронной почте и занималась всем, что касалось взаимоотношений с лейблом. И у меня с их руководством сложились прекрасные отношения. Так что когда я ушла из группы, я написала им, ну, просто чтоб сказать "До свидания". Написала всей команде по электронной почте что-то в духе: "Ребята, наши пути расходятся, спасибо вам за все, что вы сделали для меня и моей группы, но мне пора, спасибо вам, еще увидимся!" И президент Napalm Records прислал мне ответ: "Когда у тебя появится демо с новым материалом, непременно пришли его мне, мне бы хотелось послушать его. Нам всем на лейбле хотелось бы его услышать". Я ответила, мол, да, конечно. Но я решила, что это он просто из вежливости.
Какое-то время я не поддерживала общение с ними. Но незадолго до того, как мы официально объявили о создании Crypta, я отправила им наши демо-записи. Однако прежде чем они успели что-то мне ответить, мы объявили о создании группы. Мы получили колоссальный отклик, народ отреагировал в духе "Да, ура!" И тут же президент лейбла прислал мне ответ, в котором сказал: "Я хочу подписать контракт с твоей группой прямо сейчас". Я чуть со стула не грохнулась, у меня едва не случился сердечный приступ, я подумала: "Чтооо?" В тот же день, когда мы впервые официально заявляем о себе как о коллективе, президент лейбла мне пишет: "Вот контракт, дайте знать, если хотели бы что-то в нем изменить, можем внести предложенные вами коррективы. Но мы хотим подписать вас как можно быстрее и объявить, что вы работаете с Napalm. Мы хотим заключить с вами контракт прямо сейчас".
Я была так счастлива! Хоть друзья и родные и говорили мне: "Конечно, именно так они и поступят", мне так не казалось, потому что уж очень мне было плохо в эмоциональном плане. Я не думала, что они захотят со мной сотрудничать. А оказалось наоборот, они заявили: "Хотим подписать контракт с твоей группой немедленно". Я была очень удивлена, и у меня словно камень с души упал. Мне так легко стало на сердце. Не только потому, что я понимала, что, работая с этими людьми, мы сможем выпустить качественный альбом, но и потому, что они мне уже почти как семья. На тот момент я работала с ними уже почти десять лет. Это долгий срок, так что я ощущаю, что между нами практически родственные отношения. Я знаю всех на лейбле, знаю, кто как работает, это не только создает эмоциональный комфорт, но и в целом мне так... проще. Если б мы решили попытать счастья на новом лейбле, понадобилось бы какое-то время, чтоб адаптироваться, со всеми познакомиться, посмотреть, как они работают. А тут чувствуешь себя как дома, тебе известно, как все устроено, так что лучше и быть не могло. Но я никогда не настаивала, не убеждала руководство лейбла, нет, в то время я была совсем не в том расположении духа. Я просто попрощалась, потом прислала демо-записи, и мне ответили, что группе прямо сейчас предлагают контракт. Для меня это было сюрпризом.

Звучит потрясающе. Вы верите в то, что Crypta станет "долгоиграющим" проектом, ну вот как Aerosmith, например? Или это просто одна из ступеней в вашей творческой жизни?

По правде говоря, я думаю, что это проект длиною в жизнь. Потому что сейчас, в особенности сейчас, во время пандемии, я обнаружила, что не могу жить без группы. Я так скучаю по сцене, вы даже не представляете! Физически скучаю по сцене, скучаю по тому, как отдаю всю энергию во время выступления, смотрю в глаза зрителям, корчу страшные физиономии. Я очень скучаю по всему этому. И мое душевное самочувствие ухудшается, я ощущаю тревогу и все в этом роде, потому что мне очень хочется снова играть концерты, выступать вживую. Во время пандемии я поняла, что просто не могу жить без группы, мне нужно быть в группе, потому что это именно то, чем я люблю заниматься. Есть и другие вещи, которые мне нравятся, но вот это единственное есть то, что я просто обожаю. Я планировала, то есть, хочу сказать, вот у меня татуировка "Nervosa" (показывает запястье правой руки — прим. авт.).

Очень красивая татуировка.

Я думала, что буду играть в Nervosa, пока не выйду на пенсию. Таков был план. Я думала: "Хочу играть в группе до конца моих дней". Потому я и сделала эту татуировку. Планы изменились, но я просто обожаю музыку и убеждена, что с Crypta я сделаю все, что в моих силах, чтобы этот коллектив просуществовал настолько долго, насколько это возможно. Потому что теперь это проект всей моей жизни. И я хочу весь опыт, приобретенный за годы в Nervosa, использовать для развития Crypta и сделать так, чтобы все заработало как следует как можно скорее. Но весь неудачный опыт, который я вынесла из Nervosa, я хотела бы преобразовать применительно к Crypta. Хочу быть уверена в том, что все, что не вышло там, непременно сработает в Crypta. Я хочу развлекаться, выступать на сцене и писать музыку, которая будет радовать людей, столько, сколько у меня это получится. Так что Crypta для меня — это определенно проект на всю жизнь. Уход из Nervosa стал для меня достаточно болезненным опытом, весь процесс был ужасным, так что мне очень не хотелось бы переживать подобное снова.

Помню ваше первое выступление в Санкт-Петербурге с Nervosa. Во время песни "Into Moshpit" вы жестом очертили круг в воздухе, и люди перед сценой образовали мошпит.

Безусловно, Россия занимает особое место в моем сердце, потому что в России мне всегда оказывают очень теплый прием. Вы с самого начала встречали меня с распростертыми объятьями. Я люблю Россию, Россия имеет для меня особое значение, и я по-прежнему отлично помню то первое выступление. Этот концерт - один из моих самых любимых, потому что это было просто безумие. По-моему, был солдаут или около того, зал был битком. И публика просто сходила с ума, в зале постоянно возникали мошпиты, это было одно из лучших выступлений. Я прекрасно помню то место, гримерные были слева, вот тут была основная часть зала, чуть выше были еще места для зрителей, а бар находился в глубине зала. Мне все в этом клубе запомнилось, он особенный. Буду рада вернуться туда.

К сожалению, тот клуб, в котором Nervosa впервые выступали в Петербурге, уже закрылся.


О, правда? Как жаль.

В Санкт-Петербурге сейчас сложные времена для музыкальных клубов. Но у нас по-прежнему есть хорошие места для концертов.

В Бразилии то же самое. У нас было столько прекрасных площадок, а теперь все закрыто. Очень печально.

Сеньора Фернанда, нам просто необходимо расспросить вас о клипе "From the Ashes". Он такой творческий, интересный, однако нам хотелось бы узнать вот что. Вы и ваши коллеги по группе сами создали сюжет видео? Нам очень понравился клип, но есть ощущение, что в нем чего-то не хватает. То есть, по сюжету вы вчетвером тащите гробы с собственными телами, затем падаете в бездну и сжигаете гробы. Похоже на завершение жизненного цикла. Я ожидала, что в самом конце клипа из праха восстанут некие рок-богини или возродятся новые четыре девушки. Но гроб сгорел, а вы просто упали в бездну. По моему личному мнению, чего-то здесь недостает. Не могли бы вы поподробней рассказать о сюжете и идее клипа?

Я на самом деле понимаю, что вы имеете в виду, однако обратите внимание на следующее. Когда мы в клипе играем, полностью экипированные в свои метал-прикиды, из могил вырывается пламя. В сценах, где мы играем на инструментах, в могилах пылают костры. Это скрытое послание, которое говорит о том, что мы возродились к жизни как металхеды, что мы исполняем музыку, пока догорают наши гробы. Метал-богини — это и есть мы в наших новых версиях. Метал-богини играют вживую, на них наши сценические наряды, они рвут и мечут, а тем временем гробы горят синим пламенем. Это символ того, что мы возродились и стали более могущественными, ведь мы играем музыку, ну и так далее. Теперь, если вы пересмотрите видео, вы обратите внимание на гробы и могилы и поймете, в чем заключается идея.
Мы разработали сюжет сами, то есть, первоначальный набросок сюжета создали мы. Но мы работали с целой командой кинематографистов. У нас был сценарист, который вместе с режиссером трудился над сценарием. Так что изначальная идея принадлежит нам, но они превратили ее в полноценный видеоклип. Идея, главным образом, была в том, чтобы видеоряд соответствовал тексту песни, ведь в нем рассказывается история о птице феникс, но также говорится и о начале и конце, об окончании жизненного цикла, о том, как пережить завершение круга жизни, как вынести тяжелые времена, о том, как конец чего-то может открыть двери для чего-то другого. В песне говорится и о нашем жизненном пути. Сколько прошлых версий самих себя нам нужно похоронить, чтобы действительно начать двигаться вперед и развиваться, в чем-то стать лучше? У всех нас есть прошлые версии себя, которые уже не существуют. Вы решаете: "Так, я оставлю тебя там, теперь я уже другой человек". Такова и была основная идея — давайте сожжем ту часть нас, что осталась в гробу, и дадим жизнь новой версии себя.
Но сколько людей, столько и мнений об этом клипе. Думаю, это здорово, ведь это и есть искусство. Порой я могу быть очень прямолинейной в текстах песен, очень четко обозначать, о чем я хочу сказать, но люди все равно интерпретируют все на свой лад. В этом магия искусства — каждый поймет его по-своему.

Спасибо, что все объяснили, дело проясняется. Сеньора Фернанда, не могли бы вы, пожалуйста, рассказать об Андре Густаву, режиссере клипа? В видеорепортаже со съемочной площадки общение участниц Crypta с режиссером выглядит так, словно вы внимаете, а он объясняет вам, куда пойти, что сказать и что сделать, будто он единолично управляет всем процессом работы. Андре Густаву знаменит как кинорежиссер в Бразилии? Расскажите об этом человеке, возможно, вы сможете перечислить названия каких-то его известных картин.

Он по большей части снимает короткометражные фильмы, сейчас он продюсирует один классный проект, но раскрыть подробности не могу, потому что эта работа еще не представлена публике. Могу сказать вот что. Андре Густаву работает в крупнейшей кинокомпании в Латинской Америке, она называется O2 Filmes. Владелец этой кинокомпании снял знаменитый фильм "Cidade de Deus" ("Город Бога"), это одна из самых известных бразильских кинолент. Так что это огромная киностудия, и Андре Густаву работает в этой кинокомпании, и она оказала поддержку съемкам нашего видеоклипа. Прежде чем снять клип для нас, он создал множество рекламных роликов для крупных фирм, а также короткометражные фильмы, один из которых называется "Карантин..." что-то там, это очень классная короткометражка. Она о том, как люди были вынуждены оставаться дома, фильм воспроизводит моменты жизни в карантине. Это очень интересно. И он хороший парень, он очень хороший парень. Наша идея для клипа была достаточно простой, ведь мы думали, что с нами на съемках будут только режиссер, один оператор и визажист. Но он поставил вопрос так: "Просто скажите, каков ваш бюджет". Я сказала ему, каковы наши ресурсы. А он ответил: "Этого хватит только чтобы оплатить буфет на съемках и зону тестов на коронавирус, но я обо всем позабочусь".
Он взялся за проект и вывел его на новый уровень. Он в самом деле превратил работу над клипом в, можно сказать, работу над кинопроектом. На съемочной площадке было почти 60 человек. Он сказал нам: "Мне нужно, чтобы вы сыграли на камеру, а остальное я беру на себя". И наш режиссер превратил весь процесс в нечто столь прекрасное, что нам оставалось лишь проявлять уважение и делать то, что он нам говорит, в том числе потому, что он опытный профессионал. Мы знаем, как играть на инструментах, первоначальная идея принадлежит нам, мы понимали, какой клип мы хотим создать, но у нашего режиссера было знание всех технических тонкостей, опыт в кинопроизводстве, так что мы сказали: "Окей! Давайте-ка мы просто заткнемся и будем слушать и делать, что вы нам скажете". И в результате получился этот изумительный видеоклип.

Звучит просто здорово. А где вы снимали клип? Честно говоря, местность в кадре напоминает окрестности какой-нибудь старой дачи в России в июле.

Да, лето и все такое.

Но в титрах указано, что съемки проводились в конце января.


Ах, ну да. Дело в том, что здесь у нас в январе как раз таки разгар лета. Во время съемок жара была почти 40 градусов, вокруг нас были все эти костры, а мы в кожаной одежде, при полном параде…

Да еще и в гриме "под мертвецов"?!


Да, жара была дикая. Мы записывали альбом и снимали клип в пригороде Сан-Паулу, там вокруг всюду лес. Если быть точной, съемки проводились на ферме. Мы ее арендовали, так что могли выполнить там все необходимые задачи. Однако это был разгар лета, было жарко, прямо как у вас в России в июле или начале августа, когда у вас самое жаркое время в году. А у нас такое вот жаркое, невероятно жаркое время выпадает на конец января.

Да, серьезное дело вы совершили. Чего стоило пройти через все эти сложности во время работы над видеоклипом! Мы понимаем, что вам было действительно трудно, спасибо, что вы справились с этим.

Нет-нет, все было классно, это было по-настоящему круто. Нам была в кайф каждая деталь творческого процесса. Трудней всего было тащить гробы, ведь они были такие тяжелые, а протащить их было действительно надо. И было так больно от этих цепей через плечо, за которые надо было тянуть, мы приговаривали: "О, больно-то как!" Вот это было самое сложное.

И в репортаж со съемок как раз попал момент с этими гробами, когда Луана просит о помощи парня из съемочной команды примерно так: "Что ж, на камеру я буду типа пытаться тянуть, но тащить гроб на самом деле будешь ты".

Да, было такое. Луана небольшого роста, миниатюрная, тащить гроб на цепи для нее было невероятно тяжело. А тот парень ей и говорит: "Так, давай-ка я тебе помогу". И Луана отвечает: "О, здорово, я притворюсь, что тащу гроб, но потащишь его ты". А он ей: "Нет же, ты тоже давай, помогай мне". В общем, вся эта история с гробами нам нелегко далась, но результат того стоил.

Сеньора Фернанда, могу я уточнить у вас одну деталь? У нас завязалась дискуссия насчет того, как правильно произносится фамилия сеньоры Таины́, Bergamaschi — там в конце звук [ш] или [к]?


Бергамас[к]и. И мне очень приятно, что вы правильно произносите имя Таинá. Между прочим, когда нам звонит кто-нибудь из Европы, ни у кого не получается произнести это имя правильно. Все говорят "Tanya, Táina", но никогда — Таинá. А у вас это здорово получается.

Ну, я ведь учу португальский.

А, да, точно.

Наверное, сложность в том, что у нас в русском языке есть слово "тайна".

А, вот оно как! Я ей передам.

И когда кто-то видит слово, похожее на "тайна", он или она может не обратить внимания на надстрочные символы и подумать: "Ну что ж, тайна значит тайна".

Да, понятно, хорошо. Тайна. Я ей обязательно скажу.

Не думайте в таких случаях, что вам кто-то хочет нагрубить, это вовсе не так.

Нет, конечно, нет. Мы понимаем, что нашим собеседникам непросто. С именем Луана тоже у некоторых возникают сложности. Ее частенько называют то Луна, то Лаура. Это нормально. Мы понимаем, что люди иногда путаются в произношении. И то же самое, например, может произойти, если я буду называть вас по имени, я тоже что-то могу напутать, это нормально. Тут речь идет о специфике произношения, так что все супер, мы к такому привыкли.

Сеньора Фернанда, у нас остался последний вопрос к вам. Вы начали гастролировать по всему миру в очень юном возрасте. Можно ли сказать, что поездки по разным странам, выступления за границей стали вашей сбывшейся мечтой, что свершилось нечто такое, о чем вы мечтали с детства? Расскажите о своих первых впечатлениях и приятных воспоминаниях, связанных с поездками в международные турне.

Несомненно, для меня это сбывшаяся мечта. Я с детства обожаю путешествовать. Я по-прежнему без ума от путешествий, это мое любимое занятие. Когда я была подростком, я ощущала в душе сильное стремление как следует поездить по миру или пожить в другой стране. Мне просто хотелось увидеть, открыть для себя мир. Когда мне было 18, я скопила немного денег — я тогда училась, так что денег у меня было не так чтобы много, но я уже копила их какое-то время — и решила: "Итак, я буду путешествовать, вот просто возьму и буду путешествовать". Как только мне исполнилось 18, я впервые поехала на фестиваль в Вакене. Это была моя первая поездка за пределами Бразилии, я отправилась в Германию и во Францию, но моей главной целью был Вакен. Дело было в 2008 году, хэдлайнерами выступали Iron Maiden, и это было потрясающе. Мне вообще всегда нравилось отправляться в какие-нибудь незнакомые края, и когда я побывала в Вакене, увидела Германию и Францию, я подумала: "Надо устраивать такое почаще".
Но, понимаете ли, Бразилия — весьма отдаленный уголок, так что вопрос с путешествиями очень непрост, особенно с учетом ситуации в местной экономике... Поездки за границу, международный туризм — это все очень дорого. Даже если речь идет о странах Южной Америки, все равно это достаточно дорого, а нам в Бразилии едва хватает денег на жизнь. Поэтому мой план, скорее, был таким: "Что ж, я бы хотела посмотреть мир, и я буду откладывать на это столько денег, сколько смогу". Я знала, что, если у меня будет обычная работа, у меня, по правде говоря, не будет возможностей осуществить мои мечты о путешествиях, о знакомстве с другими культурами. В путешествиях мне очень нравится изучать культурные особенности, пробовать местную кухню и так далее.
Когда я начала ездить на гастроли с Nervosa, наступили самые счастливые моменты моей жизни. Получалось так, что я не только путешествую, что я очень люблю, но еще и выступаю, а уж это я просто обожаю. Это просто идеальное сочетание. Именно поэтому сегодняшняя ситуация так тревожит меня, ведь те две вещи, которые я люблю больше всего, выступления и путешествия, перестали происходить. И я очень, очень благодарна каждой стране, в которой мы побывали, благодарна каждому городу, каждому организатору наших концертов, потому что все это помогает мне чувствовать себя живой. Когда я путешествую, я ощущаю, как много вокруг всего того, что выходит за пределы моей привычной жизни, сколько есть всего интересного за пределами повседневности. Это замечательное чувство.
Не знаю, любите ли вы астрологию, но, возможно, на меня влияет то, что я родилась под знаком Луны в Стрельце. Стрелец любит путешествовать по всему свету, и моя Луна в Стрельце очень влияет на меня. Так что для меня объединить профессию мечты — играть в группе — и мое главное хобби — путешествия — это просто идеальный вариант.
Наше первое выступление за пределами Бразилии состоялось в Колумбии, на сегодняшний день мы уже успели побывать там множество раз. Но в целом мне посчастливилось побывать с Nervosa в более чем 60 странах. Включая такие, как Япония, Филиппины и множество других стран, насчет которых я и подумать не могла, что когда-нибудь их посещу, однако с Nervosa мне выпал такой шанс. Это лучшее, что могло со мной произойти, и я так благодарна за это. Я могу рассказать множество историй о наших поездках в турне. Вот вы просите что-то рассказать, а с нами за эти годы в поездках приключилось столько интересных событий, что я даже не знаю, с чего начать.
Мне не терпится поехать в турне с Crypta, вновь оказаться на гастролях. Снова быть в пути, снова общаться со всеми вами, то есть, с людьми, которые приходят на наши концерты, пообщаться с публикой. Снова говорить промоутерам: "Итак, хочу, чтоб вы отвели меня в ваш любимый ресторан в городе, пожалуйста, отведите меня туда!" Я так по всему этому скучаю. По тому, чтобы бывать в новых местах, знакомиться с другими культурами, новой для меня кухней. Я очень жду, когда все это возобновится.
Не могу точно сказать, как все будет с Crypta. Все зависит от отклика слушателей — если фэнам понравится наш музыкальный материал, если они захотят пойти на наши живые выступления. Я все еще не уверена, не знаю, как все это будет происходить. Но я очень надеюсь, что все будет по масштабу, по крайней мере, близко к тому, как мы гастролировали с Nervosa. А с Nervosa у нас получилось многократно съездить в турне, мы побывали в самых разных городах и все прочее, для меня это и вправду была сбывшаяся мечта. И надеюсь, что мы (Crypta — прим. авт.) сможем сделать то же самое теперь.
В России мы (Nervosa — прим. авт.) посетили так много городов, не могу вспомнить все, потому что некоторые из названий для меня сложноваты. Но мы побывали по крайней мере в 10 российских городах. И мне не терпится приехать к вам снова. Отправиться в небольшие города, маленькие пригороды — это прекрасно, жду не дождусь.

Sempre bem-vindo! (по-португальски "Всегда добро пожаловать!" — прим. авт.)

Obrigada! (по-португальски "Спасибо!" — прим. авт.)

Сеньора Фернанда, мы хотели бы поблагодарить вас за интервью. Беседа получилась очень интересной.


Большое спасибо за эту возможность, для меня много значит, что... для меня вправду много значит то, что после всего, через что я прошла, и всего этого переходного периода... Для меня много значит, что по-прежнему есть те, кому интересно поговорить о моей работе и дать мне возможность рассказать о том, что я по-настоящему люблю. Это много значит, спасибо вам!

Com muito prazer e muito obrigada, senhora! (по-португальски "С огромным удовольствием и спасибо вам большое! — прим. авт.)

Официальный сайт Crypta: https://www.cryptaofficial.com/

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Интервью — Александра Прозорова, Ярослав Сериков
Перевод с английского — Александра Прозорова
30 мая 2021 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker