Сергей Маврин
Перезагрузка, обнуление, все сначала

22.10.2021

Архив интервью

Сергей Маврин - гитарист, чья музыка всегда выходит за рамки общепризнанных канонов металла. Он всегда в теме и всегда другой. Поэтому его творчество - инструментальное, в составе собственной группы или в компании друзей-музыкантов - всегда вызывает неизменный интерес со стороны любителей тяжелой музыки. И вот в ближайшее время увидит свет совершенно новый концептуальный альбом группы Маврин "Иди и Смотри". Пока поклонники не спят ночами в ожидании долгожданного релиза (а как же иначе, ведь предыдущий полноформатный альбом группы вышел 6 лет назад), мы связались с Сергеем и поговорили о новой пластинке, взаимоотношениях в группе и непростой жизни рок-музыканта в наше время.

Сергей Константинович, мы очень рады, что наша беседа наконец-то случилась. И первой темой, которую хочется обсудить, конечно же, является новый долгожданный альбом группы Маврин, получивший название «Иди и смотри». Предыдущий полноформатник группы вышел в свет в уже далеком 2015 году. Таких перерывов между релизами у вас еще не было. С чем связана столь длинная творческая пауза?


На самом деле мой творческий процесс не останавливался ни на миг. И эти 6 лет не были пустыми. Синглы, миньоны, инструментальный альбом, DVD с 20-летия группы, интернет-релизы, кавер-версии, сайд-проекты и т.д. Минимум по две новинки в год у меня выходило. Номерной альбом группы, да, я не торопился выпускать. Не было ни идей, ни желания. Всё это появилось в начале 2020 года. Значит, так было надо, так распорядились звёзды. Я никогда не спорю с ними. (Улыбается).

Поклонники группы в нетерпении. Приоткройте завесу тайны - каким будет новый альбом? Чем он будет отличаться от предыдущих релизов? Как ведется работа над ним?

Работа над музыкальной частью альбома была завершена 20 октября 2021 года. Чуть больше, чем полтора года ушло на его создание. Да, он снова получился другим, как и все мои прежние работы, но в тоже время в стиле группы. Одна из главных особенностей именно нового альбома - это многочисленные отсылки в прошлое. И в музыке, и в текстах. Сделано это было преднамеренно. Ибо я в какой-то момент явно осознал потребность сделать остановку, оглянуться назад. Задаться вопросом - многое ли изменилось в твоём внутреннем мире и в мире вокруг тебя за 20 с лишним лет размышлений на весьма непростые темы? И этот взгляд назад прослеживается красной строкой через весь альбом. О двух произведениях хочется сказать особо.

«За северным ветром». По сути, это продолжение истории «Героя асфальта». Про него же целый сериал написан с 1987 года. (Смеется). И в последней серии он с нашей с Виталием Дубининым подачи позволил себе расслабиться, отдохнуть и поразмыслить о прошлом. Мелодрама. Мы же снова отправили его в путь. Снова боевик, домой, за северным ветром.

«Всё не зря». Не так давно в своём архиве я обнаружил первый вариант песни «Рождённые жить». Находка меня поразила и привела в неописуемый восторг, ибо я совершенно напрочь забыл о той первой версии. А ведь песня изначально планировалась именно в таком виде, хоть и с не существующим ещё на тот момент текстом. И вместо того что бы выставить находку в своих соцсетях как аудио раритет, я загорелся выпустить эту версию в чуть доработанном виде на новом альбоме. Что и сделал, написав для куплетов новые слова, оставив при этом неизменным припев. Смысл текста – тот же самый взгляд назад, разговор с самим собой спустя 20 лет…

На альбоме будет 11 песен. Тексты песен традиционно написаны Анной Балашовой? Все ли песни исполнит Евгений Колчин, или нам ждать приглашенных гостей?

11 композиций и один бонус. Большая часть текстов написана Анной Балашовой, есть совместные работы, и есть отдельно мои. В этом плане всё как обычно. Гостей совершенно однозначно приглашать на этот альбом я не планировал изначально. Их было более чем достаточно за последние 6 лет. Женя спел всё сам, как и было задумано.

Пластинка получила название «Иди и Смотри». Почему именно так? Расскажите поподробнее.

Начало работы совпало с приходом ковида и первой жёсткой изоляцией. Я человек эмоций, как в том анекдоте – что вижу, то и пою. (Смеется). И во всём происходящем я явно увидел первого из четырёх всадников апокалипсиса. Того, кто сеял мор, войну, голод и смерть. Так же явно я понимал, что он не вот тебе первый раз тут появился. Он орудует на планете, скорее всего, не одну сотню, тысячу лет. По человеческим меркам это много, а по измерениям мироздания - это миг. Ведь ни войны, ни мор, ни голод, ни смерть ни на секунду не покидают землю в течении огромного времени. Не прав я? Оглянитесь назад в обозримую историю, без розовых очков... Я всё это принимал во внимание, насколько сам мог понять, но всадник в моём представлении был очевиден. На эмоциях от этих ощущений была написана первая песня и текст к ней, в котором я всё же дал понять, что не всё так и плохо, как представляется. И конец света - это, на самом деле, его начало. «Всё было, и Земля и Небо видели такое и не раз» (с) Я не стал вкладывать эти слова в уста вокалиста и вокалистки (а в припеве произведения предполагалась именно певица) и оставил эту композицую инструментальной. Мрачное и торжественное настроение делают её этаким саундтреком к апокалипсису. Но текст, тем не менее, будет в буклете альбома. И чуть позже мною было принято решение назвать сам альбом «Иди и смотри» Таким образом это произведение стало заглавным.

Сам же альбом каким-то мистическим образом получился весьма концептуальным, хоть я и не планировал того изначально. Всё сложилось само. Да, тема апокалипсиса главенствует, но не столь планетарного масштаба, а внутреннего, своего персонального, личного. Перезагрузка, обнуление, всё сначала.

Планируете ли провести презентацию альбома? Ведь в связи с непростой эпидемиологической ситуацией и повсеместным переносом крупных концертов на более поздние, а то и не определенные сроки, проводить презентацию дело, мягко говоря, непростое. Планируется ли тур в поддержку альбома?

Да, сейчас что-либо планировать очень сложно. И, скорее всего, будет ещё сложнее. Но мы, невзирая ни на что, будем готовиться и стремиться к тому.

На небезызвестном сайте Планета.ру вами был запущен проект по сбору средств на новый альбом. Многие музыканты, запуская проект, находятся только на начальном этапе создания альбома, и «горящие» сроки стимулируют творческую активность. Вы же ведете работу над пластинкой уже больше года, а проект запущен совсем недавно. Почему?

Проект на Планете - это большая ответственность перед людьми, акционерами. Как я могу предлагать им то, чего ещё нет? Поэтому все наши нечастые аналогичные действия на Планете предавались огласке уже после того, как всё было придумано и большая часть материала записана.

Заявленной суммы удалось достичь уже через две недели, что говорит о том, что поклонники с нетерпением ждут новый материал. Вы ожидали такого позитивного отклика?


Если честно, я всегда готов к любому результату. Но да, и в этот раз всё прошло более чем успешно и спасибо огромное всем, кто нас поддержал!

Альбом «Иди и Смотри» выйдет в цифровом формате и на традиционных физических носителях. Вместе с тем, сейчас модно возвращаться к корням и выпускать виниловые пластинки и даже аудиокассеты. Ничего подобного не планируется?

Ну, к магнитофонной ленте-то я плотно вернулся ещё 6 лет назад. Все мои релизы с того времени проходили через ленту, прежде чем появиться на CD и в цифровом виде. И для меня это не мода, это часть моей безумной звукорежиссуры. (Смеется). Один из наших самых известных альбомов «Химический сон» 2001 года - это тоже звучание магнитофонной ленты. Для меня это нечто сродни культу с некоторых пор. Звучание и привкус ленты не заменил ещё ни один плагин, ни одна программа. А винил? Да, планируем, есть идеи на следующий год.

В связи с успешным сбором средств вы решили «гулять так гулять», сделать настоящий сюрприз для поклонников и перевыпустить культовый альбом "Химический сон" в честь его двадцатилетия в формате диджибук с многостраничным буклетом. Как родилась такая идея?

Ну да, раз мы так быстро справились на Планете с основной задачей, и у нас ещё оставалось время, мы решили провести его с пользой. Почти все наши пластинки в оригинальном издании давно закончились, что естественно. Но диски продолжают пользоваться пусть небольшим, но спросом. И у нас очень часто спрашивают и просят переиздать «Химический сон» и «Запрещённую реальность». Оставшееся на Планете время и потенциальные возможности позволили нам запустить акцию на допечатку и приобретение альбома «Химический сон». И она тоже прошла успешно.

Последние несколько лет, многие музыканты привлекают к работе симфонические оркестры и переосмысливают свое творчество в новом ключе. Вам эта идея не близка? Как вы относитесь ко всей этой симфонической истории?


Идея не близка мне ни разу именно в концертном варианте. Хотя бы потому, что это до дыр заезженная фишка, которой сто лет в обед. Хорошо озвучить оркестр и метал-команду? Это очень сложно, я ещё такого не слышал. Плюс ко всему, это весьма недешёвая затея. Да и вообще, зачем усложнять себе выступления? Симфонизма в моей музыке более чем достаточно.

Оформлением альбома будет заниматься та же команда, что и на альбомах «Неотвратимое» и «Маврин XX лет». Уже есть какие-нибудь мысли или задумки? Или вы полагаетесь только на видение автора?


Да, та же команда, но с привлечением художников. Оформление ещё в процессе.

Возникают ли разногласия при записи альбома? Ведь этот релиз станет первым полноформатником группы с голосом Евгения. Не мешает ли его работа в его собственной группе Hardballs?

Абсолютно никаких разногласий, всё гладко. Более того, к написанию нескольких мелодических линий на уже существующие свои гармонии и записанные рифы я привлекал Евгения. И всё прошло успешно. Параллельные проекты кого угодно не мешают. Если бы такое случалось, мы бы расставались.

Раз уж мы заговорили о вокалисте. Казалось бы, Евгений Колчин только недавно вступил в ряды группы, а на самом деле с его прихода прошло уже 5 лет. По прошествии стольких лет можно ли сказать, что Евгений полностью влился в коллектив?

Конечно, влился давно. У меня с некоторых пор поменялись взгляды на свою же группу. Я вижу и рассматриваю наш ансамбль как коллектив сессионных музыкантов-единомышленников, которые собираются в нужные моменты на репетиции, концерты и делают слаженно общее дело. У каждого есть ещё свои проекты, группы и т.д. Главное, чтобы одно не мешало другому. И меня это вполне устраивает. Хотя, например, лет 15 назад я себе такого и представить бы не смог. Но сегодняшнее время предполагает новые правила.

Теперь давайте поговорим о днях минувших. Группа уже 3 года выступает без бас-гитариста. Открыта ли на данный момент вакансия басиста? И кто будет записывать бас-гитару на альбоме?

На самом деле никто из нас не испытывает никакого дискомфорта из-за отсутствия в составе группы бас-гитариста. Ответственность за бас на записях в студии всё равно все эти годы с самого начала лежала на мне, равно как и за клавиши, синтезаторы. Ничего не поменялось и на новом альбоме. Я привык, и меня устраивает результат, хоть это и гораздо более трудозатратный процесс для меня опять же. Но данный стиль работы позволяет мне до мелочей продумывать абсолютно все музыкальные партии, звучащие в музыке, и проверять на совместимость всё от барабанов до вокальных линий. А схема, применяемая на концертах, при которой вместе с нами звучат записанные мной же в студии клавиши и бас - она тоже далеко не новая. Я практиковал её в 1998 году на репетициях ещё только зарождающейся своей команды, пока у нас не было бас гитариста. Мы играли вдвоём с барабанщиком, а звучание было как у группы с оркестром. Получается, что с чего я начинал, к тому и пришёл. Я вполне допускаю, что в будущем ситуация вдруг поменяется, и в группе окажется бас-гитарист, которому я действительно буду доверять и верить, что он никуда не свалит внезапно. Пока что моя нервная система, которую пошатнули четыре ухода музыкантов за короткий срок, не позволяет мне такой роскоши. (Смеется).

Кроме бас-гитариста, в том же году группу покинул барабанщик Дмитрий Завидов, прослуживший в группе почти 10 лет. Уход Дмитрия произошел накануне празднования 20-летия коллектива. Место за ударной установкой занял Данила Наумов, выучив всю программу в кратчайшие сроки. Как вы оцениваете Данилу как участника группы и человека в целом?

Данила тогда в 2018 году совершил невозможное, выучив огромную программу в кратчайший срок. Можно сказать, что благодаря ему тот юбилейный концерт вообще состоялся. Ибо после внезапного ухода Димы я забил на всё и распустил команду. Я не верил в то, что кто-то сможет выучить наш сет, да и желание продолжать двигаться дальше исчезло. Но появился Даня, который справился и вернул охоту играть. С ним комфортно, и он замечательный и перспективный барабанщик.

2020 год выдался непростым для всех и для музыкальной индустрии в частности. Концертная жизнь была парализована, многие коллективы проводили концерты в онлайн-формате. Почему группа Маврин не побаловала своих поклонников подобным шоу? Чем занимались на карантине?

С онлайн-концертами как-то в тот раз не получилось. Отчасти потому, что я весь карантин проводил в студии. И мне, честно говоря, ситуация с изоляцией была на руку. Ничто не отвлекало, никуда не нужно было идти, ехать. Всё отсеялось, осталась только студия. Я ликовал порой. (Смеется). Что-то мне подсказывает, что представится ещё возможность наверстать упущенное.

В 2021 году, к счастью, все постепенно начало возвращаться на круги своя. Концертная жизнь началась. Одним из самых необычных концертов группы Маврин в этом году стал концерт на корабле по Москва-реке. Вы уже «морской волк» со стажем, а ваши коллеги отправились в плавание впервые? Какие впечатления от концерта?

О да, учитывая то, что я ежегодно уже много лет играю на корабле в Рязани, московский корабль лишь добавил красок в мои речные маршруты. Прекрасный новый формат концертных выступлений. Коллеги тоже в восторге. (Смеется).

С 2000 по 2008 годы вы вели передачу «Железный занавес» на радио Юность, а сейчас активно оцифровываете архивы. Как родилась такая идея? Работа для души? Нет ли желания попробовать себя снова в роли радиоведущего на каком-нибудь онлайн-радио, например? Как поживает Кузьмич? (Общий смех).

Идея провести ретроспективу радиопрограммы «Железный занавес» в интернете родилась летом 2020 года. И в этом случае изоляция не при чём. В том году моей радиопередаче, которая продержалась в эфире с 2000 по 2008 годы, исполнилось 20 лет. Это и послужило поводом. У меня дома все эти годы хранится весь огромный архив прошлых выпусков. И я решил каждую субботу выкладывать у себя на странице VK по три передачи прошлых лет, соблюдая хронологический порядок. Так же, как и раньше – каждую субботу в 22.30. Держусь уже полтора года почти. Половина архива пройдена. Всё это исключительно для души, конечно. Заниматься этим снова всерьёз…? Онлайн радиостанции…? Нет. Я знаю и помню, что такое настоящее радио, с мешками бумажных писем, с огромным охватом и аудиторией. Пусть оно прекрасным останется в памяти, а не вот это вот всё. (Смеется).

Последний инструментальный альбом у вас вышел тоже достаточно давно - в 2017 году. Когда порадуете своих поклонников очередным релизом? Копите новый материал?

Даже если я не коплю новый инструментальный материал, он каким-то образом копится сам. (Смеется). По законам моего жанра следующий альбом должен быть гитарный.

В начале этого года у вас с Виталием Дубининым вышел совместный сингл «Герой Асфальта 2021», который до сих пор не даёт спокойно спать как поклонникам группы Ария, так и её ненавистникам. Как родилась идея переосмыслить главный арийский хит в таком нестандартном ключе? Как оценили новую версию остальные причастные «арийцы»?


Изначально идея принадлежала Виталию. Я с удовольствием поддержал. Мы не сговариваясь сошлись во мнениях, что это должна быть спокойная, облегчённая версия по музыке, но с теми же словами и мотивом. Как я уже говорил выше, «Герой асфальта» - это сериал. Он был молод и горяч, он разбивался и воскресал, он уходил на войну и возвращался с неё. Но он тоже просто человек, и он имеет право на остановку, на переосмысление своего пройденного пути. Произнести те же самые слова с высоты прожитых лет... Он имеет право на сиюминутную усталость, в конце концов. Именно это мы хотели вложить в очередную серию. Я предложил версию аранжировки а-ля эдакий утяжелённый Pink Floyd. Далее совместно прорабатывали нюансы. Мне очень понравилось то, что мы сделали. Коллеги наши искренне, надеюсь, тоже оценили (Смеется).

И в завершении нашей беседы хотелось бы узнать какие ещё грандиозные сюрпризы ждут поклонников от группы Маврин? Может, мы что-то упустили или не знаем?


Сюрприз на подходе, да. Мы сняли клип на нашу песню «Поединок». В оригинале 2014 года эту композицию спел Артём Стыров, но для клипа нам пришлось перезаписать её с голосом Жени. Оба варианта хороши по-своему. Ещё одним поединком стало больше. (Смеется). Необычный сценарий, постановка, театр, актёры, масштабные съёмки… Больше ничего не скажу. Отснятый материал монтируется, клип появится в сети в ноябре-декабре. Скоро!

Официальный сайт группы Маврин: http://mavrick.ru/

Ирина Нефедова, Александр "SUMRAK" Нефедов
21 октября 2021 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker