Оргия Праведников
Если ты не растёшь, то ты деградируешь

05.08.2021

Архив интервью

Есть на рок-сцене команды, у которых перемены в составе – обыденное дело. Но московская формация Оргия Праведников – не из таких. Поэтому внезапный уход клавишника и флейтиста Юрия Русланова после более чем двадцати лет совместной работы изумил многих поклонников. Сам Юрий уже получал слово на страницах нашего портала, но хотелось послушать и другую сторону. Так что перед очередным Днём рождения группы мы встретились с гитаристом и продюсером коллектива Алексеем Бурковым, чтобы обсудить кадровый вопрос, творческие планы Оргии Праведников и особенности записи струнных во время пандемии.

Когда в мае в Оргии Праведников случились кадровые изменения, публика обалдела, как та собака в анекдоте про охотника и корову.

Мы тоже!

Снаружи группа всегда производила совершенно монолитное впечатление: набор плотно притёртых друг к другу творческих личностей, каждый из которых на своём месте. Что же произошло? Почему ушёл Юрий Русланов?

Отвечу вам анекдотом: Два монаха жили в одной келье 25 лет, а потом вдрызг разругались, и один из них ушёл. И оставшегося спрашивают: "Почему он ушёл? Вы же были друзья". "А вы представляете, как можно жить с человеком, который хамит, не убирает за собой, вечно сжирает твою еду, не закрывает келью? Вы с таким смогли бы жить?" "Нет!" "Вот и он не смог".

Что впереди: "And Then There Were Four"? Есть ли необходимость переизобретать группу заново?

Такой необходимости нет. Оргия Праведников всегда представляла собой не группу людей как таковых, а некую идею, которая этих людей объединяет. Это даже не костяк из нас-музыкантов, не административная ячейка, не фан-клуб "Орден праведников", а это все вы и все мы, собранные вокруг некого центра. И он никуда не делся, это то, что нас объединяет. Этот центр и есть Оргия Праведников!

И как группа себя видит дальше?

Мы надеемся, что Юра через какое-то время передумает и вернётся в семью, в коллектив. (Смеётся). А дальше… Так получилось, что у нас и так была запланирована определённая работа, на которой отсутствие или наличие Юры не сказывается никоим образом. Она всё равно делалась бы без него. Сейчас на подходе два серьёзных релиза, и, может быть, будет третий…

Один из грядущих релизов – второй венок сонетов?

Да, этот проект тянулся очень давно. В 2005 году я начал писать музыку, закончил в 2009 – здоровенное мощнейшее музыкальное полотно. Написал и положил в стол, поскольку совершенно непонятно было, где оно может пригодиться. Потом Серёга написал второй венок сонетов, и стало ясно, что одно к другому подходит идеально – совпадает всё полностью, оставалось лишь кое-что допилить. Я не хотел делать как "Розариум", где была только одна гитара, и передал материал Юрке, чтобы он накидал туда идей. Юра принялся работать, добрался до одной трети и сдулся. Затем случились вторые "Сны…", и нам не до "Венка…" было. После тура, под моим давлением, Юра домучил всё до конца, получилось невыразительно, и проект опять лёг в стол. После записи альбома "Время будить королей", где-то через полгода я нашел в себе силы взяться за новый глобальный проект, забрал у Юры все материалы, впервые в жизни закупился партитурными листами, сел и переписал 95% того, что там было вообще. На данном этапе проект готов к записи. Там всё выверено, все ноты на местах, должно звучать до 22 голосов одновременно в кульминационных моментах. Крайне оригинальный проект, такого не делала вообще ни одна группа в мире.

Сергей Калугин со сцены озвучил ещё один проект – "Работу над ошибками". Расскажите о нём поподробнее.

Это будет эдакий, специфический по-оргиевски, "Бэст-оф". Дело в том, что долгие годы наши мысли опережали наши технические возможности. В результате некоторые песни оказались реализованы не в полною силу, так сказать. Только мы знаем, ЧТО могло бы из них получиться, будь у нас тогда то, что есть сейчас. Сейчас же, когда у нас своя Just Studio и гигантский опыт за плечами, мы в состоянии исправить ошибки прошлого и вдохнуть новую жизнь в эти песни.

Казалось бы, проще всего сделать инструментальную версию последнего альбома. Благо, все партии записаны, и их надо лишь пересвести.

Я жду, когда наш звукорежиссёр Иван Лубяный остынет и отдохнёт после сведения альбома "Время будить королей" и сделает эту инструментальную версию. Я на него уже несколько раз наседал, но он настолько офигел от нагрузки, которая была во время работы над альбомом, что давить на него не надо, иначе работа не будет им сделана вдохновенно.
Это ведь не просто «замьютить» дорожку вокала. Образовавшаяся дыра в центре микса должна быть чем-то заполнена. Там надо всё пересобрать, всё переделать так, чтобы всё время была какая-то смысловая непрерывающаяся ниточка от начала до конца. Это очень непростая задача, поскольку песни не были рассчитаны на это. Надо будет изгаляться. С "Пламенем изнутри" Юрий Богданов возился полгода, переделывая некоторые миксы по 10-12 раз. А если просто убрать вокал – будет крайне странное караоке или даже хуже. Так как музыка у нас полифоническая, стоит убрать один из голосов, как на передний план выйдут другие, которые скрывались за основным.

Некоторое время назад у вас съезжали соседи по студии, и вы искали новых…

Мы полгода мучились, но сейчас нашли выход из ситуации. У нас появились партнёры, и сейчас всё хорошо.

У Оргии Праведников устоявшийся творческий метаболизм: альбомы стабильно выходят раз в пятилетку. Ждать ли следующий в 2025 году?

Если Богу будет угодно, мы его сделаем, ОП никогда не ставила препятствия текущей воде. Музыка будет сочиняться, мы будем её выпускать, материал в загашнике есть. Его пока немного, на альбом не хватит, и преждевременно говорить о планах на этот счёт. А пока будем делать то, что давно запланировано – воплощать долгожданные работы вроде "Розариума II" и "Работы надо ошибками".

Как повлияет уход Юрия Русланова на создание новых песен?


В творческом процессе у нас всегда так: сначала создаются некие базовые основы будущих песен, затем пишется текст, затем снова шлифуется форма, а Юрка всегда подключался на самом последнем этапе, уже после того, как форма полностью устаканилась, текст написан, все смыслы детально проработаны, и вот только тогда ясна роль Юры, как мелодиста. Так что, у нас есть небольшой люфт времени, годика в два. (Смеётся). И я очень надеюсь, что за эту пару лет Юрка отдохнет от нас, расставит заново приоритеты и вернется к делу всей своей жизни!

А концертная деятельность?

Все концерты состоятся по плану. Вместо Юры с нами уже начал играть прекрасный флейтист Владимир Бобовников – серьёзный профессионал с образованием. На него упала большая работа – необходимость разучивать 25 песен за две недели, и он с ней прекрасно справился. Для зрителя в плане звучания группы разницы не будет.

Акустические юбилейные концерты играются расширенным составом. Кто выходит с вами на сцену?

В Питере помимо флейтиста Владимира Бобовникова с нами играют Наташа Хмелевская – виолончель, и великолепная Катя Тихонова – сопрано, жена нашего фотографа Кирилла Санталова. В Москве вместо Кати будет Алёна Юркина и Дарья Савватеева, которая записывала партию клавесина в песню "Северный ветер". Ещё будет Саня Ветхов на барабанах, да и вообще программа будет сильно иной, по сравнению с Питером.

По какому принципу выстраиваются концертные программы Оргии Праведников?


Концертные сет-листы всегда составляются исходя из многих параметров и вводных данных. Сначала надо понять, что это за мероприятие. Если день рождения, то должно быть что-то праздничное. Если это презентация альбома, соответственно, должны быть сыграны все песни с нового альбома. Возможно, в альбомном порядке, возможно, нет. Их обязательно надо добить какими-нибудь хитами. Если концерт тематический – новогодний, "Книга воскресения" или "Бал Казановы", где все песни подбирались под какой-нибудь танец, должна выстраиваться концептуальная программа. Иногда программу приходится составлять, исходя из состава музыкантов, как сегодня: две акустики, флейта, виолончель, аккордеон, немножко бас-гитары и сопрано. И что этот состав музыкантов может сыграть? У меня есть определённый список из 25 песен, из которого надо составить какую-то "деньрожденческую" программу, так, чтобы в ней был определённый смысл, определённый месседж содержался, и чтобы все музыканты были красиво представлены. Учесть, чтобы Катя не отпела на первых четырёх песнях, а потом больше не появилась, а то странно будет, или ждать весь концерт, чтобы выйти в самом конце – это тоже неправильно. То есть, много всяких параметров. Надо учитывать смысл песен, композиции должны звучать как одна песня, как будто это один непрерывный рассказ… Много условий, которые надо постараться соблюсти. Не скажу, что всегда получается выстроить всё идеально, иногда программа получается менее удачной, иногда более удачной.

Сейчас хватает групп, у которых на концерте в записи звучат хоры, оркестры, ритм-гитары, обильные клавишные. Одним словом – стена записанного звука. Вы же очень аккуратно работаете с плэйбэком…

У нас в плэйбэк отправляются партии третьего-четвёртого-пятого плана. Как правило, это что-то пэдовое, заливки струнной группы, поскольку мы не можем привезти с собой четырёх человек, чтобы 15 процентов времени концерта они играли. Это просто не вписывается в наш бюджет. "Жирная" группа привезла бы с собой струнную группу и для меньшей доли участия, но мы не можем себе этого позволить. Условно говоря, плэйбэк – это один инструмент, поскольку тембр у него один, и набор гармоник у него один, и он самый дохлый, самый слабый – на фоне живых барабанов, баса и электрогитар он теряется и звучит как шелест. Туда что ни вбивай, это будет звучать жидко и дохло. Плэйбэки мы используем как клавишный пэд. Такая вот функция у плэйбэка, и далеко не во всех песнях.

Александр Ветхов – человек занятой, и группе иногда приходится выступать с сессионным ударником. Может ли ОП играть электрические концерты без живого барабанщика?


Если речь о драм-машинке, то, конечно, нет.

Оргия Праведников любит давать концерты в одиночку. Вам не нужен разогрев, вам не интересно разогревать. Исключения бывают, но их крайне мало. Если же отбросить нынешние коронавирусные дела и предположить тур на две равноправные команды, кто лучше всего смотрелся бы на одной с вами сцене?

Теоретически я не вижу никаких проблем с подобным туром. Но для этого нужна подходящая нам по статусу и стилю группа. Я бы с радостью сыграл бы тур с ХБ – это проект Паши Фахрдинова и Алексея Вдовина, если вдруг кто не знает. Ребята просто отличные! Если такое случится, думаю, никто из нас и никто из них не был бы против.

На альбоме "Время будить королей" записался ваш сын Матвей…

Это вынужденная мера. В пандемию было никого не достать, и я припряг студентов, третий курс Шнитке. Соответственно, три скрипки, альт и Наташа на виолончели. Такой вот странный состав, поскольку одна скрипка лишняя. Но мы ей усилили средний голос, который всегда теряется в пачке. Музыканты – студенты, не сказать, что они сильные, но это лучше, чем синтезированные стрингсы, поскольку инструменты живые. Естественно, играли много дублей, я потом долго выбирал и монтировал. Но для наших целей, когда это не партии первого плана, а гармоническая заливка, нормально. Единственно, в "Телеге" в самой коде они представлены во всей красе. Если бы состав был более матёрый, было бы круче. Но, наверно, я единственный знаю, насколько, – вот настолечко. (показывает пальцами) Борьба за качество идёт по экспоненте. Ты вкладываешь гигантские усилия, а прирост в качестве минимальный. А еще мой Матюха очень здорово сыграл в композиции "Адвайта" на альте. Я сам не ожидал от него такой игры. Всё очень по-взрослому. Но это реально случайно получилось.

Выбор инструмента – это было его решение или ваше?

Поскольку я не нефтяной магнат, не торгую водкой, мне детям оставить нечего, кроме того, что я сам умею, чему научился в жизни. Я подумал, что музыкальное образование – это тоже в каком-то роде капитал, который я могу передать детям. В четыре года я отвёл его в музыкальную школу на фортепиано. Туда его не взяли, сказали, руки не подходят для этого инструмента, зато отменный слух, и предложили пойти на скрипку. Я сразу им сказал: "Ни в коем случае! Скрипка – это рак ушей, я не смогу выдержать это!". Но они смогли меня уговорить. В процессе обучения он неоднократно просился на виолончель. Ему всегда хотелось инструмент пониже. Я пытался поговорить с его педагогом, чтобы учиться параллельно, но она сказала: "Алексей Николаевич, вы знаете хоть одного скрипача, который бы ещё играл на виолончели?" Нет. "И это не просто так!”. Дело в том, что невозможно эти два инструмента сочетать, настолько разная у них постановка. Если начать все с нуля, то не будет никаких шансов на поступление. Мы, естественно, всё это с Матвеем обсудили и решили не менять коней на переправе. Еще через какое-то время Матюха спросил, что я думаю, если он пойдет по музыке. Я ему сказал, что музыкантом надо быть только в том случае, если ты не музыкантом быть не можешь. Он думал пару недель и потом сказал, что не может без всего этого, что ему нравится этот мир, эти люди, и что будет поступать. На скрипке он не тянул – беглости пальчиков не хватает, а с другой стороны, он всегда хотел инструмент пониже… Существует такое поверие, что альтисты – это неудавшиеся скрипачи. (Смеётся). Туда всегда меньше конкурс, так как мало произведений для альта написано. И в то же время, все говорят, будешь хорошим альтистом – будешь нарасхват. В итоге так и оказалось. (Смеётся). Мое это было решение или его? Не знаю… скорее сумма обстоятельств.

Матвей – старший из трёх…

У меня все трое учатся на скрипке. Средний, Петька, на конкурсах неоднократно занимает места, и есть вероятность, что он тоже пойдёт по музыке. Но я настаивать никоим образом не буду, поскольку знаю, что жизнь музыканта – это последнее, чего бы я хотел пожелать своим детям. Но если он выберет сам…

А вы сами выбрали путь музыканта, или это было решение родителей?


Родители у меня были инженерами. Они развелись, когда мне было два года, разводились очень страшно и кроваво, для меня всё это было серьёзной травмой. Мать растила нас с сестрой одна. Поэтому, когда я в 4 года попросил маму отдать меня на скрипку, она покрутила пальцем у виска и никуда меня не отдала. Потом природа взяла своё, и я пошёл учиться… на фортепиано. Проучился довольно бестолково, не повезло с педагогом. Но сразу же начал писать свою музыку, что было ценно. У меня где-то, наверно, есть ноты тех детских произведений. Потом я поступил в автодорожный институт, поскольку только туда и мог поступить, чтобы не идти в Чечню воевать. И на первом же курсе понял, что это совсем не моё. И я срочно стал что-то делать, чтобы связать свою жизнь с музыкой, и пахал очень много, чтобы попасть в какую-то группу. Была одна, вторая, третья… И всё пришло к Оргии Праведников. Занимался по 12, а то и по 16 часов в день без выходных много лет подряд. Я и до сих пор занимаюсь, так как если ты не растёшь, то ты деградируешь!

Официальный сайт группы Оргия Праведников: https://orgia.ru/

Александр "Alexx-Off" Молодяков, Виталий Куликов
лето 2021 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker