Юрий Русланов
Свободный и легкий

26.07.2021

Архив интервью

Интервью хочется делать по-разному. С одними артистами достаточно пообщаться по электронной почте: ты им список вопросов, они тебе файл с ответами. С другими подходит телефонный разговор: вроде бы живьём, но при этом не надо смотреть собеседнику в глаза. С третьими стоит вступить в видеосвязь. Оргия Праведников – коллектив, с которым хочется общаться живьём, общаться здесь и сейчас. Благо, отличный повод для общения нарисовался ещё в конце прошлого года, когда у группы вышел шестой альбом "Время будить королей". И тут на желания журналистов стали накладываться обстоятельства: то эпидемиологическая обстановка в стране такая, что клубы прикрывают и концерты переносят, то модная хворь, будь она неладна, подкашивает музыкантов, то ещё чего. Когда же Оргия Праведников добралась до наших краёв с презентацией альбома, мы не упустили возможности обстоятельно пораспрашивать обо всём флейтиста/клавишника Юрия Русланова. Интервью было готово к публикации, но тут наш собеседник неожиданно для всех покинул группу, которой отдал два десятка лет. Мы взяли паузу, а затем вновь пообщались с Юрием и задали ему совсем иные вопросы. Таким образом, представленное вам интервью состоит из двух частей.

Часть первая, коллективистская.
В ней Юрий Русланов, участник коллектива, рассказывает о создании альбома Оргии Праведников "Время будить королей", рокировке барабанщиков, новогодних песнях и многом другом.

Альбом "Время будить королей" вышел ещё осенью и с тех пор презентован в обеих столицах. Какова реакция публики на новую работу Оргии Праведников в записи и живьём?

Мы не ожидали, что интернет столь благосклонно примет новый альбом: практически нет отрицательных отзывов! Да, было несколько неадекватов, но это те исключения, которые скорее подтверждают тенденцию. А на концертах нам и самим исполнять "Королей" сложнее, чем предыдущие альбомы. Материал получился вдумчивее и глубже, он требует большего погружения и понимания, как это исполнять! Сочиняя материал и записывая его на диск, мы всегда продумывали, как будем играть это вживую. Но на этот раз мы не стали заморачиваться, а творили как бог на душу положит! Мы не ограничивали себя ни в чем: орган – так орган; колокола – так колокола; клавесин – значит, живой клавесин. И по стилистике на этом альбоме мы решили себя ни в чём не сдерживать: что прёт, то и прёт. Индия? Индия! Хотим фолию – пусть будет фолия! Битбоксер? У нас теперь есть даже битбоксер! (Смеётся). Что хотим, то и творим – отпустили себя. Эта свобода и дала возможность развернуть всю палитру звуков, которой нам всегда хотелось! Но это и реальная проблема для живого исполнения. Потому, некоторые песни мы можем исполнять только с "плейбэком", проигрывая с записи те партии, которые мы физически не способны сыграть своими силами на концерте. А потому и восприятие людей на концерте тоже изменилось – первые исполнения публика стояла и слушала. И, видимо, так и будет, пока это не станет такой же "классикой", как и большинство наших хитов, которые все уже выучили, и под которые слэмятся и пляшут.

А было ли какое-то отличие в сочинении песен для этого альбома от того, что было раньше?


"Оргиевские" вещи рождаются долго и мучительно – большой материал, хочется всё довести до идеала. Творчество идёт довольно долго, и музыки пишется больше, чем попадает в альбомы. И то, что ещё лежит на дисках компьютеров, на листочках или на диктофоне, это раз в пять больше, чем вы слышите. И часто происходит так, что какая-то тема не попадает туда и лежит, ждёт своего часа. Технология нашей работы такова, что, работая над следующей композицией, мы обязательно пробегаемся глазами и ушами по старым наработкам, и какая-нибудь пусть даже попсовая темочка может вынырнуть оттуда. В частности, могу сказать, что заглавная тема во "Времени будить королей" была написана мною лет 15 назад. Я написал её в совсем другом варианте, полупопсовом, и она долго у меня лежала в столе. Когда мы начали работать над аранжировкой, Лёха – а у него великолепная память на музыку – говорит: "Так, у тебя ведь была весёлая темочка. Доставай!" Взяли и вставили.

"Время будить королей" – первый "незасвеченный" альбом Оргии Праведников. Песни с него практически не игрались на концертах и не выкладывались в сети.

Во-первых, мы специально их берегли, поскольку хотели "бомбу". Во-вторых, это было связано с общей тенденцией к понижению количества концертов. Чем концертов меньше, тем меньше нужно играть свежака. Благодаря этому мы в кои-то веки позволили себе не засветить новые вещи, чтобы их доработать. Да, "Звёзды идут сквозь нас" показывали – дважды играли, "Время будить королей" светили, Серёга на сольниках светил что-то по чуть-чуть. Но общая тенденция была – приберечь, чтобы жахнуло.

Даже бутлегов в сети практически не было…


Мы резко отрицательно относимся к бутлегам. Когда в угоду слушателю мы спойлерим новые вещи, мы всегда просим: "На концертах не пишите, не выкладывайте, не делайте западло тем, кто не был на концерте". И надо сказать, что это как правило срабатывает.

А в чем еще отличие этого альбома от прочих, на ваш взгляд?


С этим альбомом для нас был своего рода эксперимент, поскольку он построен не так, как все предыдущие альбомы. Все они содержали 10 треков, и все были мощными. А на этот раз треков 14, и среди них несколько инструменталок. Но глубина этих вот инструменталок ничуть не меньше, чем у остальных песен. Ведь у нас как: все композиции появляются из какого-то музыкального зерна, сначала идёт музыка, а потом либо серёгина песня туда добавляется, либо Серёга пишет текст. И эти инструментальные композиции – это те самые зёрна, из которых потом появляются наши полотнища, обрастая творческой энергией всех остальных. Но этот музыкальный зародыш сам по себе интересен и самодостаточен. И мы решили показать, как он выглядит в виде ребёнка, который потом вырастает в большую композицию.

То есть, существует вероятность, что через альбом-другой из этих инструменталок родится что-то другое?

Тут есть такой Уроборос, сам себя кусающий: мы в этих вещах уже процитировали те вещи, которые есть на альбоме. Если внимательно послушать, темы, которые там звучат, можно найти во всех остальных вещах. Скажем, в "Мысе Брана" звучит тема из "Время будить королей", а в "In Nomine Patris" звучит ещё одна тема в "Выше облаков". Кусочками, маленькими цитатками.

Кстати, а идея компоновки трек-листа от относительно лаконичных вещей к более эпическим была изначальной?

Нет, такой задачи не было. Альбом, как и любой акт творчества, призван вести слушателя от начала к концу. Задача, которую мы ставим перед собой – это изменить слушателя так, чтобы человек, который начал слушать альбом и который закончил, отличались друг от друга, и, желательно, в лучшую сторону. Последовательность песен подчинена решению той же задачи. Определение этой последовательности – тоже творческий процесс, и каждый раз он происходит чуть иначе. Как правило, это проруб Алексея Буркова. Лёха обладает бесспорным талантом видеть наше творчество целиком и со стороны, несмотря на то, что он, как и мы все, непосредственный участник внутреннего процесса. Но из нас такого таланта ни у кого нет, а у него есть!

С новым альбомом Оргия Праведников открыла новую страницу в своем творчестве…

Новый альбом – всегда новый этап. Для нас альбом "Время будить королей" получился немного другим. Я по своим ощущениям могу судить, что после "Солнца" или "Снов…" всегда было чувство, что записали, свели, отмастерили, выпустили альбом, но всё равно где-то чуть-чуть не дожали. Вот здесь и здесь можно было сделать лучше. А с новым альбомом пока локти не кусаем. Всё, что хотели, всё и сделали. Есть ощущение достигнутого очень высокого процента реализации. Хотя, пару дней назад нашли один совсем маленький, но косячок…

В сведении?

Нет, косячок аранжировочный. Это первый альбом, который мы сводили сами, и для нас это очень важный момент. До этого все наши альбомы сводил Юрий Иванович Богданов – прекрасный человек, профи высочайшего уровня, но всё-таки он вносит своё, и не всегда нам это нравится настолько, чтобы сказать, что мы хотели именно этого. На этот раз альбом на нашей же студии сводил звукорежиссёр, который нас писал, наш чудесный и нами же воспитанный Ванечка Лубяный. И по сведению, и по звуку мы смогли добиться именно того, чего хотели от этого альбома, от этого звука, от этих песен, от этого сведения. Юрий Иванович только мастерил. Низкий ему поклон – он сделал всё ещё лучше, и это круто! Но изначально вся музыка, аранжировки, запись и звуки были сделаны так, как нам хотелось, и на том уровне, на котором нам хотелось. Поэтому для нас этот альбом – сферический конь в вакууме, вот то, что прямо совсем хотелось. Этим он принципиально отличается от всех остальных. А по музыке и по внутреннему содержанию это тоже наша удача и наша радость, поскольку мы смогли занырнуть на ту глубину и совместить текстуальную составляющую, смысловую составляющую с музыкальной на том уровне, на котором хотелось, практически на всех вещах.

А насколько сложно в этот раз шёл процесс сочинения текстов?

На этот раз Серёгу мы не ждали. Мы использовали какие-то серёгины наработки изначальные – у него были готовые песни. Серёга не заморачивается и пишет сейчас текст на три-четыре аккорда, поскольку понимает, что мы потом всё равно всю музыку переделаем. Кроме "Телеги" ("От неба до земли") – там очень много красивой серёгиной музыки в чистом виде. Серёга тоже композитор и пишет музыку вместе с нами. Другое дело, что его основная ответственность на тексте. Основные блоки текстов были готовы к моменту начала аранжировок, но всё равно – тексты дорабатывались даже на записи вокала. Скажем, текст "Прыгай в огонь" дописывался непосредственно перед микрофоном. Серёга записывает – не прёт, не идёт, и вот в процессе записи находится правильная строчка и загоняется прямо в чистовой мультитрек, в финальный вариант записи. Так сказать, "с пылу, с жару".

Несколько лет назад на концертах игралась песня "Ледоход", написанная на стихи победительницы поэтического конкурса, где Калугин был почетным членом жюри. Он даже объявлял на концерте, что это песня для нового альбома.

По-моему, таких планов на "Ледоход" у нас не было... Музыка там наша, скажу даже больше – моя. И, действительно, нам очень понравились стихи. Песня случилась, мы её играли. Но вряд ли будем к ней возвращаться. Хотя, может быть, и вспомним.

В процессе работы над аранжировками каждый музыкант отвечает за свой инструмент или волен распоряжаться партиями коллег?

В первую очередь, конечно же, каждый отвечает за свои партии, но консультативные обсуждения обязательны и происходят постоянно. К тому же, довольно часто мы просто меняемся партиями, особенно в концертном исполнении. Так в "Advaita" за меня на клавишах играет Серёга Калугин, а я иногда пою за нашу сопрану. (Смеётся).

На "Времени будить королей" очень занятный бонус-трек "Женя, стоп!". Кто-то считает, что это своеобразное продолжение зоопарковской песни "Вперёд, бодхисатва", другие высказывают мысль, что "Женя…" перекликается с "Что ты имела в виду" Несчастного Случая.

Интересное мнение!.. (Смеётся). Однозначно, это веселуха. Как говорилось в советские времена: "Музыканты шутят". У нас на альбомах всегда есть какая-то такая веселушка, которой хотелось порадовать людей. Мы глубоко самокритичны, хоть и пафосны, и специально сделали её даже не бонусом, а скрытым треком, не более того.

То есть, идея закончить альбом на высокой ноте вас не устроила?

А он на высокой ноте – на "Северном ветре" – и закончился.

А тот, кто не успел вынуть диск из проигрывателя…


Получает немножко радости! (Смеётся).

Когда года два с половиной назад выходил инструментальный диск "Пламя изнутри", часть народа надеялась, что вторым CD на "Королях…" будет инструментальная версия альбома. На издании для акционеров «планеты», например.

Мы планируем сделать такой релиз, поскольку нам самим хочется похвастаться музыкой. Все же в первую очередь слушают серёгин вокал, а когда серёгиного голоса нет, есть возможность послушать и что-то кроме него. "Пламя изнутри" получило довольно сильный резонанс, и нам понравилась реакция. Также люди обращаются к нам и просят музыку для фильмов или сериалов, и надо дать им не песни, а саундтреки. Вот, с Сергеем Лукьяненко, например, сейчас завязалась история…

Это с фантастом, автором "Дозоров"?

Да. Для нового кинопроекта по Лукьяненко, сериала "Осенние визиты", мы перезаписали "Радость мою" ("Ничего нет прекраснее смерти"). Это одна из тех вещей, которые изначально у нас реально не получились, и мы знали, что она была не ахти: мы не умели играть, не понимали, что и как. И Лукьяненко она в той версии не устроила. Поэтому мы переделали её, и она вошла во вторую серию. Может быть, когда-нибудь даже сделаем целый альбом ремейков, а может, будем по песне куда-то вставлять.

Как был вставлен "Rex" во вторые "Сны…"?

Творческий процесс – штука довольно живая, и песни, которые мы записали на "Оглашенных…", на "Дверях…", на "Уходящем солнце", мы писали с тем уровнем музыкального сознания, с тем уровнем подхода к технике, с тем уровнем понимания аранжировок, который был у нас раньше. Но всё развивается, и песни, которые вышли в те времена, сейчас уже осознаются и играются совершенно иначе. И у нас есть такие пунктики, которые в старых песнях недореализованы, причём, у каждого из нас эти пунктики разные. И с "Рексом" у нас была недореализация. Есть ещё несколько композиций, которые мы хотели бы перезаписать.

Но пока переписали сольного калугинского "Казанову". А почему именно его и именно сейчас?


Каждый свой большой концерт мы стараемся сделать концептуальным, чтобы он был чему-то посвящён. Есть "деньрожденские" концерты, есть новогодние концерты, а есть концерты, которыми мы либо открываем, либо закрываем сезон. И эти концерты мы стараемся приурочить к какому-то либо внутреннему событию, как выход альбома, либо как мы делали "Книгу воскресения" – достаточно концептуальный концерт. И возникла идея "Бала Казановы" – концептуальной истории с кучей цитат, с приглашёнными музыкантами, с видеорядом, идея большого-большого шоу. И к этой истории возникла идея переаранжировать "Казанову". А раз получилась совершенно офигенная, "жирная" электрическая аранжировка, то почему бы её и не вставить в альбом?! Так "Казанова" туда попал. Но это скорее от рук идёт, а не от творчества.

Все альбомы писались одним и тем же составом. Разве что Александр Ветхов приходил-уходил, и сейчас у него минимум третье возвращение в группу. Что первично и что вторично – возвращение Александра или уход Зака Хеммы?

Это произошло почти одновременно. Зак ушёл неожиданно для нас, хотя, надо отдать ему должное, сделал это очень вовремя. Не в смысле, что мы это ждали этого, а он дождался лета, чтобы нас не подставить с концертами, и в это время появился Сашка, сказав, что у него начались проблемы с работой, ради которой он ушёл от нас. Сашка ушёл оттуда, в это время от нас ушёл Зак, и они просто заменили один другого. Солнце с Луной сложились так, что мы вообще не страдали из-за этого. Уйти – было решение Зака. Насколько я знаю, он сейчас вообще барабанами не занимается. Он ушёл в спорт, играет с кем-то, но уже не на том уровне, на котором он работал с нами.

Помнится, был концерт, на котором они даже играли вдвоём.

Это был день рождения группы два года назад. Мы поставили две установки, и они играли сперва по очереди, а потом вместе, а начало сезона мы играли уже с Сашкой.

Насколько различаются подходы Зака и Александра?


Они разные. Зак моложе, у него современный жёсткий подход. Он мощный, ровный и более прямолинейный, чем Сашка, барабанщик. Сашка – поэт, и он бласт-бит ногами в темпе 200, как Зак, играть не может. Ему это, правда, и не надо никогда… К тому же, Саша очень отличается от многих барабанщиков тем, что у него джазовая школа. У него отец – джазовый барабанщик, Сашка учился джазу, но душа у него рокерская, и рисунки у него более утончённые, более замороченные, что обычно рокеры не делают. И вот наконец-то на этом альбоме Сашка проявился как джазовый барабанщик! "От бога до земли" он играет щёточками на тройничке, всё как по классике. Мы специально для этой песни поставили в студии маленькую установочку.

Есть ли на альбоме что-то принесённое Александром, и осталось ли что-то от Зака?

Зак прекрасный музыкант и композитор, и влияние его, конечно же, осталось на альбоме: какие-то рисунки, какие-то фишки. Довольно много вещей мы с ним успели аранжировать, но Сашка многое и переделывал. Осталась аранжировка "Казановы" – Сашка играет практически ноль в ноль. Но там аранжировка изначально была сделана Тёмой, и Зак играл во многом тёмины придумки. Бласт-бит в конце "Казановы" – это придумал Зак. Сашка сыграл по-своему, но это осталось. Я помню, как Сашка приехал ко мне на студию и на электронных барабанах записывал демо альбома. "Солнце из небытия" он переделал полностью, Зак его играл по-другому. Очень яркий момент – во второй куплет "Выше облаков" Сашка придумал засадить две бочки на достаточно лёгкий бит. Зак играл это по-другому, и песня не работала, а с Сашкой – побежала.

Александр уходил в 2016 году из-за накладок с основной работой. И перед его уходом группа много выступала с сессионщиками. Есть ли сейчас подобная проблема?


К сожалению, да. Московскую презентацию мы играли с другим барабанщиком. У Саши случился тур с Хором Турецкого, и он уехал, а мы играли с Пашей Пугачёвым. Но – Саша в группе, Саша с нами. У Саши семья, трое детей, поэтому деньги нужны, но мы надеемся, что Оргия Праведников для него приоритет.

Юрий, в одном старом интервью вы говорили, что "можете себе позволить играть другими музыкантами: что-то сыграть трубой, а не флейтой, и струнным квартетом, а не клавишнными…" Какой у вас на сегодняшний день любимый набор "игрушек"?

Стандартный набор остался прежним: академические голоса – в первых рядах наша бессменная сопрано Алёна Юркина, трубач Саша Миткевич, виолончелистка Наташа Хмелевская. На второй части "Снов…" к этому списку добавился живой орган, а на "Времени будить королей" появились ситар, таблы, тампура, клавесин, бит-бокс. С нами теперь работает струнная скрипично-альтовая группа, по большей части состоящая из студентов-скрипачей, вместе со старшим сыном Лёши Буркова Матвеем. Я и сам добавил в свой арсенал флейту-пикколо и даже обычную стеклянную баночку из-под лекарства, которую приспособил для игры – на ней играется композиция "Солнце из небытия".

Ваш коллега Алексей Бурков пару лет назад объяснял, что в Оргии Праведников выполняет функцию "собачки, которая бегает вокруг стада овец и кусает всех за лодыжки, чтобы стадо не разбредалось, и, в итоге, стадо идет организованно в одном направлении". А как вы описали бы свою роль в группе?

Да, у меня, естественно, совершенно другая функция. Точнее, функции. Ну, помимо непосредственного музыкального участия – игры на флейте, клавишных и пения, я пишу много музыки и для Оргии, и помимо неё. Так исторически сложилось, что весь творческий процесс сочинения музыки, наши "творческие мастерские" проходят у меня. Несколько лет назад я построил студию, она была у меня дома, потом перебралась в соседний подвал, сейчас вернулась опять в мою домашнюю комнату. Только теперь это уже полностью звукоизолированная и оборудованная студия, в которой мы всю пандемию записывали наш альбом "Время будить королей". Поэтому на мне сейчас обеспечение нашего творческого процесса по крайней мере с ее технической стороны.

Это YUR studio. Но ведь у группы есть ещё и основная студия - JustStudio. И альбом "Время будить королей" писался в обеих. Какая у каждой студии специализация?

JustStudio – наша основная студия. Она большая, прекрасно оборудованная, с кучей всего и всякого. В ней всего хватает и всё есть! Моя же домашняя студия YUR studio тоже прекрасно оборудована как технически, так и по звуку, но она маленькая, всего 22 м2. В ней, конечно же, невозможно записывать барабанную установку или полный гитарный стек со всеми микрофонами - они сюда просто не поместятся. Потому все громкие инструменты – барабаны, бас, электрогитары – мы записывали на Just-е. У меня же очень уютная домашняя атмосфера, в которой можно очень классно и комфортно писать все остальное: вокалы, акустические гитары, флейту, клавишные, перкуссию, струнные и так далее. К тому же, она совершенно бесплатная для группы. Ведь, несмотря, на то, что JustStudio наша, 300 м2 очень хорошо "кушают" аренду, которую никто не отменял! К тому же при записи альбома возникло обстоятельство непреодолимой силы в виде пандемии и карантина. Вот этакого подвоха вообще никто не ожидал! И как же мы все выдохнули, когда поняли, что Электрозавод, на котором находится JustStudio, закрывшийся вместе со всеми предприятиями в марте 2020 года, не остановит запись альбома, которая тогда была в полном разгаре. Нам страшно повезло, что мы успели закончить запись "громких" инструментов как раз в последние дни перед объявленным карантином. А в последние часы смогли забрать всё самое дорогое и необходимое с Электрозавода и перевезти ко мне! Я, конечно же, знал, что запись будет продолжаться у меня, – для того я YUR studio и строил! – но никак не думал, что это будет настолько важно. И мы "самоизолировались" у меня и продолжали запись!

Но техническая и музыкальная сторона – не единственное, что лежит на вас?

Да, второе направление, которое я взял на себя – наши видеоролики. Я некоторое время назад понял, что у меня есть чутьё на видео. Не могу сказать, что я отвечаю за всё "оргиевское" видео, но многие ролики, которые вы видите, прошли через мои руки или были мной спродюсированы. По большей части это наши новогодние поздравления, но также и видеоконцерт "JustStudio".

Кажется, новогодние песни – основной и самый регулярный видео-продукт Оргии Праведников.


Так исторически сложилось, что новогодние аранжировки и клипы делаем мы с Тёмой. Единственный ролик, который делали не мы, это был "Салат оливье". Это была наша песня, а режиссировала и снимала её Хельга Патаки. Всё остальное делали мы с Тёмой. Обычно мы выбираем песню, и, если это кавер, то, соответственно, или я, или Тёма делаем аранжировку, а потом фигачим клип.

В Англии, в Штатах у рок-музыкантов, у джазовых музыкантов есть традиции выпускать рождественские альбомы. Для них это нормально. В России Рождество ушло куда-то в тень Нового года. Но ведь и новогодние записи у нас никто, кроме вас, не делает.

Регулярно, наверное, нет. У нас сложилась эта традиция, нам понравилось, мы так и делаем каждый год. И сейчас из колеи уже не выскочишь. Я всё уговариваю ребят выпустить альбом новогодних вещей. Но, опять-таки, сейчас хочется заниматься новым материалом. Когда будет нечего делать – соберём и выпустим. Есть ещё один момент – это ведь кавера, там же ещё и авторские права подразумеваются.

При нынешней системе краудфандинга собрать можно на всё, включая авторские права.

Главное – договориться. У нас был подобный печальный опыт: возникла идея выпустить кавера Егора Летова, и Сергей Летов был за, а Наташа почему-то не захотела. Не я с ней общался, но она нам отказала. Не знаю, по какой причине.

И с Рыбниковым ведь в своё время были проблемы из-за "Королевской свадьбы"?

Были, но там мы ушли от проблемы авторских прав. У нас на тот момент лежала готовая "монументальщина" с рыбниковскими мелодиями и гармониями из фильма "Тот самый Мюнхгаузен". Но из-за тёрок с его менеджерами мы поняли, что выпустить это в таком виде мы не сможем – нас прижмут. И пришли ко мне ребята, Лёха с Серёгой, и сказали: "Юра, ты у нас за мелодии отвечаешь? Надо сделать такие же крутые мелодии, как у Рыбникова, но другие!". Буду гладить себя по головке и бить себя в грудь – я с этой задачей справился. Для этого мне пришлось пережить кучу проблем по жизни и даже съездить в Индию, но за полгода я эти проблему решил, просто перевернув мелодию. Пять нот подряд не совпадают, законы соблюдены, с РАО проблемы нету. Этим мы и спасли материал.

Кстати, о "Свадьбе". Вы ведь достаточно редко играете ее на концертах, а ведь это же знаковая вещь.

Потому что без сопрано там делать нечего.

Но и когда сопрано на сцене, например, на презентациях, вы играете её не каждый раз.

Исполнение "Королевской свадьбы" – событие и для нас тоже. Там мощнейшая "монументальщина"! А нам хочется, чтобы на презентациях были альбом и дискотека.

У Оргии Праведников шесть студийных альбомов. Как составляются сет-листы живых выступлений? Есть ли песни, без которых концерт невозможен?

Для нас каждый концерт – это законченное продуманное по программе событие. В Москве, к примеру, мы играем не так часто – два-три раза в год, потому детально продумываем и составляем сет-лист для каждого из них. Да, конечно, есть песни, без которых Оргия – не Оргия, такие как "Путь во льдах", "Последний воин…", "Catcher in the rye", "Убить свою мать". Без них не обходится практически ни один концерт. Нам самим на концерте хочется "рубить металл", дать возможность слушателям попрыгать и поколбаситься под "Женя, стоп!" и "Сицилийский виноград", разомлеть от "красотулек" в "Синей воде". Потому выбираются вещи беспроигрышные. Мы пока не знаем, какие песни с нового альбома добавятся к этому списку, но однозначно они там будут!

Наверняка есть композиции, услышать которые вживую в обозримом будущем вряд ли доведётся?

Их довольно много. Это "Начало века", "Млечный путь", "Дорога ворона". Мы не играем их по разным причинам. Чтобы исполнять "Rex", например, нужен хор. А есть вещи, которые мы просто не играем, поскольку не хочется. (Смеётся). Трудно до конца понять, почему. Видимо, тут и какая-то степень несовершенности аранжировки, и холодный приём публики.

Оргия Праведников любит давать концерты в одиночку. Но если предположить тур на две команды, кто лучше всего смотрелся бы на одной с вами сцене?

Оргия всю жизнь была особняком – нас не принимали ни в одну тусовку: для металлюг мы слишком сложные, для этников мы слишком тяжёлые. Всегда есть те, кого мы не устраиваем. И играть с нами не очень любят, хотя мы люди открытые, с удовольствием со всеми общаемся. Но вот не случается этих взаимодействий почему-то… А если брать гипотетически – тут можно перечислять и фантазировать. (Смеётся). Ну, с Pink Floyd поехать, например, с King Crimson, Rammstein... Muse вполне подойдут. (Смеётся). Да, с “Мьюзами” с удовольствием съездили бы!


Часть вторая, индивидуалистская.
В ней Юрий Русланов уже в роли вольного художника делится с нами своими планами на будущее.

При нашем прошлом общении вы были полны оптимизма: выпущен отличный альбом, у группы есть большие планы на будущее… Что изменилось за эту весну?

Изменилось моё отношение к миру. Точнее, я вдруг понял, что уже очень давно живу в мире, который мне не нравится. Есть привычные устои, есть выработанные годами и десятилетиями отношения, причем не только с людьми, но и к себе. И в какой-то миг ты понимаешь, что все это не твоё. Да, оно было твоим еще пару лет назад. Но с тех пор много воды утекло, ты изменился, люди изменились, мир изменился. И ты понимаешь, что дороги назад уже нет. Весь мир, который еще вечера был для тебя родным и знакомым, теперь чужой тебе. И ты просто открываешь дверь и делаешь первый шаг, а дальше уже идёшь не оборачиваясь, свободный и лёгкий.

Вы 20 лет отдали группе, где постоянно подчёркивался коллективистский подход к творчеству. Не страшно ли уходить в одиночное плавание, где вся ответственность ляжет только на вас?

Нет, конечно. (Улыбается). Ну, во-первых, самой ответственности я никогда не боялся. Проработав 10 лет проект-менеджером в крупной рекламно-производственной конторе, где на мне висели миллионные проекты, я отлично знаю, как ведутся большие серьёзные дела, и какая за них бывает ответственность. А во-вторых, и в самой Оргии мне часто приходилось решать непростые вопросы самостоятельно, практически без помощи коллег. Это и постройка YUR Studio, и организации записей, концертов, съёмки клипов. Потому, меня "одиночное плавание" не тяготит, а скорее наоборот – даёт возможности расправить крылья всюду, куда бы я хотел лететь. Ко всему прочему – я не один! Вокруг меня много друзей и коллег, которые уже выразили желание со мной работать. Уже за этот месяц я получил несколько интересных предложений для сотрудничества, которые мы непременно реализуем.

Что станет вашим основным приоритетом на ближайшее обозримое будущее: сольный альбом, музыка для кино и телевидения, музыка для заказчиков?

На заказ я пишу крайне редко. Это, как правило, некие разовые проекты, без серьёзной пролонгации. Но это не исключает возможность их появления в будущем. А вот что касается приоритета в моей предстоящей работе, то это два основных направления: реализация собственной музыки, это и сольные альбомы, коих планируется… не один, и концерты. А второе направление – преподавательское. Оба направления для меня сейчас равноценны, и заниматься ими я буду параллельно.

Сольное творчество пойдёт в привычном русле, или впереди резкие повороты?

У меня никогда не было стилистического мейнстрима в творчестве. Да, я, конечно же, рокер, в первую очередь. Но в моей коллекции десятки наработанных музыкальных эскизов (зафиксированных музыкальных идей для композиций), лежащих в компьютере, – и рок, и электронная музыка, и акустическое этно, и вокальная музыка, и даже псевдо-классика. Я практически всеяден по стилистикам той музыки, которую слушаю и люблю, потому и пишу очень разную музыку. Потому, отвечая на ваш вопрос прямо – у меня нет "привычного русла" в классическом понимании, у меня сплошные "резкие повороты". (Смеётся).

Каким может быть сольный концерт Юрия Русланова?

Этот вопрос пока занимает меня самого. (Смеётся). Одно могу сказать точно, скучно не будет! Я думаю, что мой слушатель – это человек разносторонних музыкальных вкусов, как и я сам. А те, кто хочет чистого стиля – это точно не ко мне. И формат, конечно, хочется максимальный – стадионы и концертные залы!

Вы уже рассказывали о YUR Studio. А что такое YUR School? Как вы пришли к идее школы, а не частных уроков? Кого и чему вы учите / будете учить?

Дело в том, что за мой многолетний музыкантский и преподавательский стаж у меня собралось такое значительное количество знаний и "скилов": композитор, исполнитель-инструменталист, вокалист, аранжировщик, звукорежиссёр, техник, проектировщик и строитель студий, менеджер проектов… и еще море всякого разного. Но, ко всему прочему, я утвердился в мысли, что у меня есть и недюжинный преподавательский талант, за который я регулярно получаю респекты от своих учеников и коллег. Вот я и решил объединить это всё, так сказать, "под одной крышей" и начать всем этим делиться. Тем более, что меня об этом регулярно спрашивают и просят. А сделать это в рамках частного преподавания нереально.
Одним из немаловажных факторов, повлиявших на появление идеи именно школы, стало моё осознание, что у меня сложилась очень стройная вокальная методика преподавания, которая вполне претендует на авторскую. В связи с чем я уже пару лет собираюсь с силами начать писать учебник по вокалу, в котором хочу изложить эту методику. Он и станет основой для школы.
Сам проект YUR School пока на этапе развития. Определяем направления обучения, подбираем преподавателей, разбираемся со стратегией. Направления планируются следующие: 1. Вокал. Всё про него, начиная от самых азов и заканчивая профессиональной работой на сцене и в студии. 2. Аранжировка и композиция. Опять-таки, полный спектр вопросов. 3. Работа группы. Всё, начиная от подбора музыкантов и до репетиций и концертов. 4. Студийная работа. Если вы работаете как музыкант, придя в студию, или если вы хотите собрать и построить свою. Всё то, в чём я разбираюсь и готов рассказывать и учить.

Мы помним на концертах Юрия без бороды и Юрия с бородой. И вот на свежих фотографиях в Facebook мы видим Юрия с усами. Новый жизненный этап – новый имидж?

Так исторически сложилось, что каждый раз, когда у меня в жизни происходило что-то переломное, у меня в имидже тоже что-то менялось. Это вы верно подметили. (Смеётся). Сначала одна серьга, потом вторая, борода такая, борода этакая… Теперь да, усы. Посмотрим, приживутся ли? Пока непривычно.

Официальная страничка Юрия Русланова в ВК: https://vk.com/yuriiruslanov

Интервью: Александр "Alexx-Off" Молодяков, Виталий Куликов
Весна-лето 2021 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker