В данном разделе находятся интервью, взятые авторами нашего портала за период с октября 2006 г. Для навигации по разделу пользуйтесь поиском по интересующему вас периоду времени и по группам.

Хотите обсудить интересующее вас интервью? Посетите наше LJ-сообщество по этому адресу.

Чернышев / Булгаков

Чернышев / Булгаков
Наше дело – сочинять музыку

24.02.2020

Архив интервью

Зачастую музыкантов, начинающих свой творческий путь в одном коллективе, судьба разводит не только по разным музыкальным жанрам, а даже и по разные стороны «музыкальных баррикад». Но все-таки во Вселенной еще действуют законы притяжения людей, обладающих неуемной творческой энергией, и, несмотря на постоянную занятость в своих основных проектах, они объединяются, чтобы явить миру совершенно новую музыку. Так и произошло с Алексеем Булгаковым и Алексеем Чернышевым – бывшим коллегам по небезызвестной группе Легион. Спустя почти три десятилетия старые друзья решили объединить свой творческий потенциал в проекте с незамысловатым названием Чернышев / Булгаков, и записали уже три полноценных разноплановых альбома. Останавливаться на достигнутом талантливые тезки не планируют. Наш портал встретился с музыкантами, чтобы разузнать о становлении проекта, сложностях его реализации и дальнейших планах этого творческого тандема.

Ваше знакомство тянется еще из начала 80-х, когда вы были участниками команды Легион. И вот спустя 30 лет вы решили скооперироваться и создать совершенно новый проект Чернышев / Булгаков. Кому первому и при каких обстоятельствах пришла такая идея?

Алексей Ч.: Это случилось еще в 90-х. Я тогда купил себе портастудию, и предложил Алексею записать на ней что-нибудь из старого. Мы попробовали сделать первую запись. А уж потом, спустя пару-тройку лет, когда стали появляться новые музыкальные идеи, я принял решение собрать студию и стал учиться профессии звукорежиссера и аранжировщика. И как результат этой работы, в 1997 году вышел альбом группы Легион «1980-1987», в который вошли песни группы, написанные в период с 1980 по 1987 года. Далее был перерыв, а уж потом наше сотрудничество вновь возобновилось и уже пошло по накатанной.

А не было ли идеи «обозвать» этот проект, дополнить его наименованием?

Алексей Ч.: А какое наименование? «Дед Мазай и Заяц»? (Общий смех). На самом деле, мы об этом и не задумывались. У нас есть координатор нашего проекта, Виталий Куликов. Он и связал все эти ниточки, благодаря чему и появился этот проект в том виде, в котором он действует сейчас. Именно он занимается выпуском альбомов и руководит всем рабочим процессом. И текущее наименование Чернышев / Булгаков это его идея.
Алексей Б.: Мы всего лишь музыканты. Наше дело – сочинять музыку и записывать! Сейчас об этом думать уже поздно: фишка уже так легла, так повелось в 2013 года. Мы записали уже три альбома как Чернышев / Булгаков, поэтому пускай так и остается.

Стоит ли утверждать, что к становлению этого проекта послужил некий творческий кризис или невозможность реализовать идеи в основных / других проектах?

Алексей Б.: Нет, это вряд ли.
Алексей Ч.: Никаких кризисов! Наш проект появился при весьма обычных обстоятельствах: по пьянке под бутылку вискаря.

А вот с этого места поподробнее! (Общий смех).

Алексей Ч.: Это было в Питере, в январе 2012 года. На тот момент я уже был знаком с Виталием Куликовым. Я работал концерты с симфоническим оркестром у Стаса Михайлова. Был какой-то банкет, на котором я спер литровую бутылку вискаря. Позвонил Виталику, позвал его к себе в номер. В итоге мы с ним напоролись этим вискарем. И по пьянке он и говорит, мол, слушай, а давай попробуем сделать проект совместно в Алексеем Булгаковым. Я говорю – давай, если сумеешь договориться и решить организационные вопросы. Но в итоге все решилось! Виталий смог все это связать и организовать. Хотя на следующее утро у меня был дикий бодунище, было тяжело работать тот концерт: я играл на акустической гитаре, а там все по нотам же. И телевидение снимает. В общем, запомнилось надолго!

Итак, в 2013 году вышел первый релиз проекта, «Океан Фантазий», который был достаточно тепло принят поклонниками и музыкальными критиками. Давайте вспомним, как проходила работа над этим альбомом?

Алексей Ч.: Основной материал для альбома уже был готов: еще в 1997 году мы начали писать какие-то демо, которые и легли в основу этого альбома. Исходники этих песен были еще на ленте, которая со временем вся осыпалась. Пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить эти записи. Часть текстов мы так и не смогли найти. Исходники остались только в плане голоса в песнях «Третья Мировая», «Листопад» и «Белый Глас». В итоге мы эти песни переаранжировали, перезаписали, а также добавили несколько новых.
Алексей Б.: Да, все так и было. Как сейчас помню, записывались мы в далеком 1997 году, у Алексея дома, в Перово, на ленточные кассеты. Хотели в ближайшем будущем доделать эти песни. Но потом все это отложилось на неопределенный срок. А когда мы вспомнили про эти записи, время сделало свое дело, лента осыпалась. И мы снова у Алексея дома, уже на новой студии, по частям восстанавливали эти песни, что-то вспоминали, что-то добавляли, разбавив альбом несколькими новыми песнями. Но в основном альбом состоит из тех самых песен, которые в свое время уже существовали. Мы просто их реанимировали.

А как на тот момент проходила работа над материалом?

Алексей Ч.: Это была совершенно другая музыка по сравнению с песнями Легиона. Алексей приносил какие-то свои наработки, так называемые «рыбы», ну а я уже потом с ними работал. Либо наоборот – как в песне «Океан вернется» - я показывал Алексею «рыбу», а он уже доводил ее до ума. То есть, была некая взаимосвязь. Взаимодополняемое сотрудничество. Во всяком случае, с таким подходом результат получается значительно лучше, нежели когда над композицией работает только один музыкант.

Оправдал ли ваши ожидания этот дебютник?

Алексей Ч.: А никакого ожидания и не было! Никто не собирался зарабатывать на этом денег.

То есть, альбом, в первую очередь, вы выпустили для себя?

Алексей Ч.:
Мне кажется, мы сейчас все выпускаем только для себя! (Общий смех). У нас нет ничего такого для какой-то коммерческой основы. На этой музыке невозможно заработать. Зарабатывают совершенно на другой музыке.

Спустя два года ваш проект выпускает второй релиз, «Плач Оборванной Струны». Альбом продолжает линию дебютника, но его появление прошло как-то незаметно по сравнению с его предшественником. Как считаете, почему так произошло?


Алексей Б.:
«Океан Фантазий», как и «Плач Оборванной Струны», выходил на Metallism Records. Александр Пастухов, владелец лейбла, на тот момент сделал нам рекламную компанию, распространял диски, помогал с промоушеном. Поэтому нам удалось привлечь внимание слушателей к альбому. А вот уже у второго релиза не было такой рекламной компании, как хотелось бы. Хотя музыкальный материал на альбоме и ряд стихов к песням очень хорошие получились. Например, заглавная песня «Плач оборванной струны» - получилась такая душераздирающая баллада, мне она очень нравится.
Алексей Ч.: На самом деле, настоящего промоушена нашим альбомам никто никогда не делал по одной простой причине – в нашей стране его просто не существует! (Общий смех).

В основу этого альбома легли как новые музыкальные идеи, так и старые песни периода Легиона…

Алексей Ч.: Да, все верно. Из старых песен это, к примеру, «19 лет» - она была так плохо записана… И я решил ее доработать в том варианте, в котором вижу ее я. И, на мой взгляд, она получилась гораздо лучше, чем была изначально. Аналогично и с «Гладиатором». Но в основном это были наши новые песни, написанные после выхода «Океана Фантазий».

В конце 2019 года вы снова радуете поклонников новым релизом под названием «Память». Но на этот раз альбом пришлось ждать уже четыре года. Наверняка на то были свои причины?

Алексей Б.:
Помимо нашего проекта, Алексей работает еще и с Андреем Кустаревым, и у них также свой собственный проект. А я, кроме нашего проекта и группы Легион, еще работаю в цирке. А это плотные гастроли, постоянные разъезды. Поэтому времени на совместную работу остается не так уж и много. Алексей же не терял времени и копил материал, писал песни. Поэтому на альбоме практически все песни написаны Алексеем. Причем вся музыка уже была записана, аранжировки сделаны, мне оставалось только все это исполнить. И лишь только одна композиция – «Как в первый раз», написана мной.
Алексей Ч.: Да, основная причина – это наша занятость. Материал был давно уже готов, но из-за гастролей и разъездов очень сложно состыковаться в Москве. Но альбом выпущен, его можно послушать. Он есть, пока мы живы! (Смеется). Жизнь скоротечна, и все может в жизни случиться.

Все ли наработки и задумки удалось ли воплотить в этом релизе?

Алексей Ч.: Не совсем. Из-за нехватки времени нам удалось воплотить в жизнь только процентов 60-70 из того, что мы бы могли сделать. По-хорошему, над альбомом нужно было работать полгода, может даже и год: проводить встречи, обсуждения. То есть, нужен сам творческий процесс. Но так как времени было банально мало, работа проходила в таком ускоренном режиме. К примеру, вокал мы записали где-то за неделю или две. И здесь уже мало от нас что-то зависело. Зависело, скорее, от стечения обстоятельств. К сожалению, времени нет. И с каждым разом его остается все меньше и меньше… Но, слава богу, хоть что-то выходит! (Смеется). Как говорит Виталий Дубинин: «Хоть чёй-то!» (Общий смех).

В песне «Укрощение Огня» гитарное соло записал Вячеслав Молчанов, гитарист группы Кипелов. Вячеслав – единственный приглашенный музыкант, и он уже принимал участие в записи «Океана Фантазий». Почему именно он?

Алексей Ч.: Мы со Славой давно общаемся и дружим. Он очень хороший человек и музыкант. Я почти всегда со своей семьей хожу на концерты группы Кипелов. В песне «Укрощение Огня» было две таких «черных дыры», которые я никак не мог заполнить. Мы даже три раза голос переписывали. Я позвонил Славе, предложил ему помочь закрыть эти самые дыры. И он уже на следующий день прислал два соло, которые идеально подошли к этой песне. Красота!

А вот как вы сами оцениваете альбом? Получился ли он таким, каким вы хотели его видеть в самом начале работы над ним?

Алексей Б.: На мой взгляд, этот альбом отличается от предыдущих двух альбомов. Он выполнен несколько в другом ключе, а это шаг вперед в творческом плане. То есть, мы не повторяли какие-то предыдущие идеи. Конечно, некоторые песни стилистически выдержаны в нашем общем звучании. Но я считаю, что «Память» получился тяжелее своих предшественников, а это, несомненно, хороший показатель. Нет такого застоя. Бывает, что пишешь один альбом, потом второй, третий, четвертый, а они все получаются как братья-близнецы. Вот у нас такого нет.
Алексей Ч.: В какое-то время мне стало не интересно слушать простой хэви-метал. Я начал слушать более сложную музыку. К примеру, Dream Theater. Мы дядьки уже взрослые, и прямолинейная музыка нам уже не интересна. С каждым альбомом любой музыкальный проект должен расти, музыка должна усложняться. Тем более, наша музыка не несет никакой коммерческой основы, мы этим не зарабатываем денег. Поэтому «Память» получился таким более разнообразным.
Еще один важный момент – во время записи музыкальных партий я принципиально оставлял первые дубли записей, так как они были сыграны с наибольшими эмоциями. Когда партию переигрываешь, значительная часть эмоций пропадает. Вроде и ноты те же играешь, а эмоций нет ни хрена, музыка не цепляет абсолютно. И я специально оставлял какие-то черновые партии, так как они звучали эмоционально. Соло само должно идти откуда-то извне.
Мне никогда не нравились гитаристы, которые специально заучивают соло и на концерте играют уже на автомате, как обычные упражнения на сольфеджио, гаммы и так далее. А это уже не эмоции, а какая-то нотная нагрузка. Музыка должна идти изнутри! Ты должен импровизировать! Да, у тебя есть какие-то заученные фрагменты, но эти фрагменты должны выниматься опять же из души.

Давайте вспомним авторов текстов песен на ваших альбомах. У вас уже сложился костяк авторов, тексты которых легли на вашу музыку.

Алексей Ч.: Все эти люди – наши друзья. К примеру, с Александром Афанасьевым мы уже лет сто знакомы. Он близок мне по духу как человек и как автор текстов. Тематика тех текстов, которые он мне предлагал, практически всегда совпадала с моими переживаниями и мыслями.
Алексей Б.: Да, Александр написал где-то половину текстов для альбома «Память». Также это Павел Алиев, с которым мы сотрудничаем с альбома «Плач Оборванной Струны». Это и Александр Кидалов, и Джамлат Миканба, который также пишет тексты и для Легиона.

А как у вас происходит работа над новыми песнями? Как я понял, сначала пишется текст на конкретную тематику, а затем он уже «обрастает» мелодией.

Алексей Б.: Совершенно по-разному. К примеру, у меня сначала рождается мелодия, где-то в голове. И затем я ее перекладываю на гитару, подбираю гармонию, темп. Планирую расположение куплетов, припевов и проигрышей. То есть, пока без риффов и соло, только мелодия. А уж затем эта мелодия с подачи Алексея трансформируется в полноценную песню, на которую впоследствии пишется текст.
Алексей Ч.: В последнее время моя работа над песней начинается с барабанов. Я слушаю записи какого-нибудь крутого барабанщика и начинаю «дергать» для себя какие-то сбивки, понравившиеся ритмы. Из этих кусочков строю у себя в голове какую-то общую мелодию, потом добавляю новые мелодии голосом или на клавишах. И все это в конечном итоге превращается в «рыбу». И здесь основная проблема – найти хорошего барабанщика. Сейчас у многих групп на записях играют «машинки». И даже если лупит живой барабанщик, то в большинстве своем они скудные все...

Вместе с релизом был выпущен никогда не издававшийся альбом группы Легион, «Апокалипсис». Кому принадлежит идея запечатлеть этот альбом на физических носителях? Не скрою, для меня это событие стало настоящим сюрпризом!

Алексей Б.: Эта идея принадлежит Виталию Куликову, это он у нас массовик-затейник! (Смеется). Еще в 1986 году мы пробовали распространять этот альбом: тогда же все это на катушках было. Пробовали через студии звукозаписи, а также и через друзей. Я уже и не помню, что из этого получилось. Но мы эти песни часто играли на концертах, поэтому народ успел их выучить, и проблем с узнаваемостью песен не было.
Алексей Ч.: Качество записи оставляло желать лучшего. Тогда не было хорошей аппаратуры.
Алексей Б.: Зато играли все живьем, от начала до конца! (Смеется).
Алексей Ч.: Сейчас смешно все это вспоминать. Помню, как в ДК «Серп и молот» всю ночь писали одну песню и не смогли до конца ее сыграть! (Смеется).
Да, ранее этот альбом еще не выходил официально, а просто валялся где-то на просторах интернета. Я оцифровал его с кассеты, насколько тогда позволяло качество самой кассеты. Каким-то чудом эта кассета сохранилась: если бы ее не было, эти песни можно было разве что из головы достать. Пришлось где-то что-то «подрулить», чтобы худо-бедно запись зазвучала. Например, пришлось повозиться с барабанами: барабанщик Сергей Комаров, который тогда участвовал в записи, погиб. И я нотка в нотку восстанавливал партию: как он сыграл, так я и сделал. Это же, в первую очередь, память о тех людях, которые приложили руку к этому альбому.

А не было ли проблем с авторскими правами на издание альбома на CD? Ведь, к примеру, пара песен полностью принадлежит перу бывшего участника Легиона Александра Цветкова.


Алексей Ч.: Я думаю, Виталий Куликов уладил все эти дела. Честно говоря, я никогда не любил заниматься административными делами. Каждый должен заниматься своим делом: вокалист – петь, гитарист – играть на гитаре, а администратор – администрировать.

Давайте поговорим про оформление «Памяти» и «Апокалипсиса». Обложка последнего, к примеру, мне понравилась.

Алексей Б.: Это нужно спрашивать Виталия Куликова. Вопросами оформления и обложек занимался он. Мы не знаем, чья это работа, но результат нам понравился, что-то в этом есть.

«Память» и «Апокалипсис» были выпущены с помощью краудфандинг-проекта на Planeta.ru. Как вы считаете, успешно ли завершился этот проект? И каким вы видите будущее рок-музыки в целом?


Алексей Б.: Проект завершился более чем удачно: нам удалось собрать сумму выше заявленной. Это хороший результат! Что касается рок-музыки… Хочется всю музыку как-то упорядочить в интернете. Чтобы музыканты наконец-то начали зарабатывать какие-то деньги за свою работу. То, что сейчас происходит – это какой-то беспредел. Все творческие люди – они в пролете. И это не только музыканты, а также и писатели, и киношники. В связи с интернетом творческим людям сейчас стало тяжело выживать.
Алексей Ч.: Ничего хорошего нет. И не видно того самого лучика света в темном царстве. Ничего не делается, чтобы как-то это все изменить. Боюсь, что дальше будет только хуже. Каждый раз все больше задумываешься, стоит ли выпускать очередной альбом на каком-то носителе. Как только альбом выходит – он тут же появляется в интернете, и никто после этого альбом уже не купит. А ресурс тратится серьезный: это, в первую очередь, время и деньги. Это серьезная работа – выпустить альбом. И куда потом все это? Выстрел по воробьям получается.

А есть ли надежда, что физические носители музыки не канут в Лету?

Алексей Ч.: Так они уже канули. Это просто мы уже дожимаем эти остатки. И слава богу, что нам удалось что-то собрать и выпустить диск. Ведь никто не знает, что будет через два года. А лет нам уже много, и хотелось бы жить по-человечески. И уже начинаешь призадумываться, как именно выпускать следующий альбом.

Ну хотя бы задумка по поводу нового альбома у вас уже есть, это не может не радовать!

Алексей Ч.: Ну а что сидеть-то? (Смеется). Понятно, что раз в два года нужно что-то выпускать, чтобы люди не забыли о тебе. И с каждым разом все сложнее и сложнее это сделать. Да, у нас есть студия и возможность записать. Но выпустить и продать это все…

В каком-то пессимистичном ключе мы подходим к финалу нашей беседы…

Алексей Ч.: Это жизнь такая! (Смеется). Это реалии нашей жизни.

Давайте поговорим о ваших основных проектах. Может, помимо основной занятности, у вас есть еще и другие сторонние проекты, либо сотрудничаете с другими музыкантами.


Алексей Ч.: С 18 февраля у меня запланирован тур с музыкальной программой «Дискотека СОЮЗ». Это проект Андрея Разина, в который входит основной костяк групп, и в зависимости от городов и площадок добавляются и другие попсовые коллективы – Мираж, Комбинация и так далее. Я являюсь сессионным музыкантом, аккомпанирую группам Ласковый Май, ex-Фристайл, Божья Коровка, Мечтать. Концерты проходят в основном во Дворцах спорта, плотный график. То есть, серьезные гастроли. Затем летом будет небольшая передышка, а с конца августа в расписании Испания, 18 концертов в Германии, потом Америка и Прибалтика. Темп бешеный, постоянные перелеты – выдержать все это физически тяжело. Но будем стараться!
Алексей Б.: Помимо Легиона, я работаю с цирком-шапито «Империал». Основная нагрузка приходится на лето, а зимой наблюдается некий спад. Календарный сезон длится ровно год. В цирке я пою. У нас проходят примерно 4 шоу в неделю, то есть 16-18 представлений в месяц. В основном это четверг, пятница, суббота и воскресенье. По выходным проходит по 2-3 представления в день. И так на протяжении всего года. Отпуск обычно в январе и феврале, затем начинается следующий сезон. Цирковое шоу идет 2 часа, между ними перерыв в 20 минут. Во втором отделении акцент поставлен на дрессуру. Цирк рассчитан на 800 с лишним мест, хороший звук и свет. Все серьезно и профессионально. Работают артисты из Бразилии, Колумбии, Италии и всей России. Как-то так.
Что касается Легиона – если вдруг случается концерт, я приезжаю в день концерта, отыгрываю концерт и сразу обратно на шоу. Практически все шоу и концерты проходят в выходные дни. Поэтому приходится стараться все это совмещать. Пока удается! (Смеется).
Недавно у Легиона прошел большой концерт в Санкт-Петербурге, и вот совсем скоро, 28 февраля, пройдет концерт уже в московском клубе “Glastonberry”. Затем 4 июля мы выступаем на международном фестивале “Big Gun” под Переславлем-Залесским. Также есть ряд летних фестивалей, которые пока еще не подтверждены. А с цирком уже расписан весь новый сезон, так что скучать не придется. Будем работать!

И, напоследок, пару слов нашим читателям.

Алексей Б.: Любите и слушайте тяжелую музыку. И не забывайте ее поддерживать, так как без вашей поддержки этой музыки просто не будет. Мы должны быть вместе!
Алексей Ч.: Ребята, давайте разбираться в музыке. Не слушайте вы эту шнягу. Слушайте хорошую музыку, разбирайтесь в гармониях и мелодии. Я не понимаю, как эти рэперы собирают стадионы, как все это говно лезет на экраны и радио. Я пытался это послушать, но там же нет ничего! Нет никакого зерна! Нет даже самой музыки! Может, все дело в текстах, но музыка там отсутствует напрочь. Но ведь музыка в этом продукте обязана присутствовать. Надеюсь, мы хоть как-то приучаем этих товарищей хоть немного это понять. Кто понимает – тот слушает правильную музыку. А кто не может понять – пускай тогда рэп слушает. Здесь мы уже бессильны.

Официальная страничка проекта Чернышев / Булгаков: https://vk.com/chernyshev_bulgakov

Интервью – Александр “SUMRAK” Нефедов
Фотографии предоставлены Виталием Куликовым
Февраль 2020 г.
(с) HeadBanger.ru
 

(p)(с) 2007-2020 HeadBanger.ru, Программирование - vaneska, Monk. Дизайн - ^DiO^                                                                                                                                                                                                                                                                                       наверх

eXTReMe Tracker