Ария

Ария
Счастливое число

30.11.2018

Архив интервью

Выход нового альбома группы Ария – это всегда событие в российской тяжелой музыке, даже для той части публики, которая этот альбом принимает в штыки. Не избежал участи быть разруганным и их 13-й полноформатник «Проклятье морей», что, впрочем, совершенно не помешало ему занять первое место в чартах российского iTunes, а самой группе – анонсировать масштабный тур в поддержку альбома, кульминацией которого станет концерт в масштабном столичном дворце спорта «Мегаспорт». Релиз, конечно, не из простых, масштабный и необычный, так что для того, чтобы более-менее разобраться в 11 новых песнях, потребуется немало прослушиваний. Чтобы помочь слушателям и журналистам сориентироваться, музыканты представили «Проклятие морей» на пресс-конференции в информационном агентстве ИТАР-ТАСС, где вместе с пятерыми музыкантами приняла участие Маргарита Пушкина, сочинившая для альбома половину текстов. Представляем вашему вниманию наиболее интересные моменты из почти часового общения группы с прессой.

Расскажите, пожалуйста, каким получился новый альбом? Какие композиции в него вошли? Тяжело ли было над ним работать?

Михаил Житняков: Альбом «Проклятье морей», 13-й по счету, включает в себя 11 треков общим звучанием более 75 минут. В этом его особенность – он является рекордным по продолжительности звучания.

Как долго вы работали над альбомом?

Михаил Житняков: Вообще работа над новым альбомом начинается, как только выходит предыдущий. Сразу же какие-то мысли начинают реализовываться. А активная фаза происходила в течение этого года.

Группа Ария, с одной стороны, по-хорошему консервативна, работает с проверенными людьми, и это оправдывает себя в плане текстов и не только, но с другой стороны, вводит и новых людей. Вопрос Владимиру Холстинину – что за человек Владислав Тарасов, с которым вы написали композицию «Дым без огня»? Не тот ли это человек, который в соавторстве с Кириллом Немоляевым написал книгу «Истерия СССР»? Как родилось сотрудничество с ним? Что нового он привнес в идеологию Арии?

Владимир Холстинин: С Владом я познакомился совсем недавно, где-то полгода назад, как раз во время работы над альбомом. Дело в том, что у моего обычного соавтора Игоря Лобанова было много работы со своей группой, и он не успевал, было тяжело, поэтому неожиданно появился Владислав Тарасов. Работать с ним было очень здорово, очень интересно. Он терпеливый человек, сносил все мои придирки и поправки, а потом неожиданно оказалось, что он работает корректором, то есть это человек с абсолютной грамотностью. Представляете себе, как приятно было с ним переписываться - он никогда не допускает никаких ошибок, что сейчас большая редкость! Сказать, что он привнес что-то новое, наверное, нельзя, потому что у нас уже настолько сложившаяся история, что отступать от нее очень проблематично и, может, даже опасно. Но он, мне кажется, не уронил планку, и я надеюсь, что это его не последняя работа с нами. И да, это тот самый человек, который написал «Истерию СССР».

Следующий вопрос к Маргарите Анатольевне, непосредственно вытекающий из предыдущего: как вы восприняли этот текст с профессиональной точки зрения и с точки зрения человека, причастного к Арии не один год? Нет ли у вас какой-то ревности, соперничества с другими текстовиками? У вас были какие-то пикировки с Александром Елиным, если не ошибаюсь…

Маргарита Пушкина: Я человек очень спокойный, и к появлению новых людей я отношусь очень спокойно. Я знаю свой уровень, и, думаю, ниже своего уровня я на этом альбоме не опустилась. Если судить по реакции людей и по реакции музыкантов, то, что я сделала, им понравилось. Конечно, я бы хотела сделать больше, но, как говорится, мы свою жизнь не выбираем. На этот раз не получилось. Владислава Тарасова я знаю очень давно, еще до того, как он написал «Истерию…» Он написал очень большую статью для моего рок-альманаха «Забриски Rider», статья была посвящена творчеству Стивена Кинга, иллюстрации делала его жена. Прекрасная статья! Потом, поскольку я знаю Кирилла Немоляева, мы и с Владиславом общались. Ну, появился человек, написал. Честно говоря, у меня было одно опасение после «Истерии» и рок-оперы «Мавзолей», где он, кажется, весь текст написал – что появятся такие шуточки в духе Немоляева, а это несколько идет вразрез с идеологией Арии. (Смеется). Но все обошлось, под жестким контролем Владимира Петровича все удалось. Никакой ревности к другим авторам я не испытываю, потому что я понимаю ситуацию, я понимаю, что в силу различных жизненных обстоятельств я не смогу написать столько текстов, сколько было написано раньше. Поэтому Владимир Петрович работает с Лобановым, с Лобановым я в прекрасных отношениях, обмениваемся мнениями, обмениваемся письмами. Саша Елин – большой молодец, выручил на этот раз. Я не согласна с его концепцией, выраженной в нескольких песнях – «Эра Люцифера», «От заката до рассвета», но это мое личное дело. Я бы написала по-другому, но, наверное, когда Саша смотрит мои тексты, он тоже думает: «Я бы написал по-другому», это чисто субъективно. Так что никакой вражды, ревности или желания кого-то топором по башке стукнуть у нас совершенно нет. Мы, авторы – нормальные люди, адекватные.

(*) Сведением вашего прошлого альбома «Через все времена» занимался финн Хиили Хиилесмаа, а новый диск сводил американец Рой Зет. Чем обусловлен выбор именно Роя? Довольны ли вы тем, что он сделал со звуком?

Виталий Дубинин: Это была моя идея. В прошлом году мы с Максимом сотрудничали с норвежской группой Tomorrow’s Outlook, записали с ними две песни, и продюсером этого альбома как раз и был Рой Зет. И сами норвеги предложили: «А вы не хотите, чтобы он вам свел альбом?» Я донес эту идею до остальных, и мы сошлись, что неплохо бы попробовать. Рой Зет – фигура в металле мирового уровня, мы, конечно, знали его работы как продюсера и как гитариста с Брюсом Дикинсоном и Halford - этим и был обусловлен выбор. Что получилось? Наверное, у каждого из нас есть свои замечания или, наоборот, моменты, которые кажутся нам наиболее яркими, по поводу сведения этого альбома. Я считаю, что получилось интересно и очень для нас необычно.

Заглавный трек альбома «Проклятие морей» стал самым длинным в истории группы – более 12 минут. Нет ли у вас планов записать еще более длинную балладу?


Виталий Дубинин: Так получилось случайно. Думаю, никто из нас не ставит себе целью написать песню длиннее, чем были до этого. Просто так случилось, что такой хронометраж у песни. Планов записать что-то еще длиннее у нас нет, но и сложностей больших сделать длинную песню нет. Гораздо сложнее сделать короткую песню.

Виталий, в своем блоге ваш сын написал, что принял небольшое участие в песне «Проклятье морей», и что некоторые его идеи отразились на альбоме. Планируете ли вы в дальнейшем сотрудничать с Александром? Или, может, он сыграет вместе с группой?

Виталий Дубинин (смеется): Его участие было таким – обычно я сам пишу «рыбу» на псевдо-английском языке, а он подрос и достаточно хорошо знает язык. Я ему изложил, что должно быть в каком куплете и какой его части, и дал прочесть историю Летучего Голландца. Он все это воплотил в той или иной степени готовности – мне кажется, получилось достаточно складно, и я это спел для «рыбы». Потом я его попросил сыграть небольшое соло – опять же, для демо. Я дома делал в компьютере демо, а сам я не большой мастер, точнее, совсем не умею играть соло, а он что-то там такое напиликал, и я это вставил. Вот таким было его участие. Планирую ли я в дальнейшем привлекать его? Вполне возможно.

Чем руководствуются музыканты, когда выбирают, какие песни войдут в грядущий релиз? Доходит ли до споров, голосований, жребия? Участвуют ли в выборе люди, близкие к группе?

Виталий Дубинин: У нас не так много песен, чтобы что-то отбрасывали или спорить из-за того, войдет ли та или иная песня в альбом. Конечно, есть внутренняя цензура, но мне помнится, что все песни, которые тот или иной участник принес на этот альбом, мы записали. Мы может спорить насчет порядка песен, а насчет самих песен – если песня всем нравится, то мы ее берем. Потому что если кому-то что-то неинтересно, и он делает что-то из-под палки, то ничего хорошего из этого не получится.

(*) А как в группе происходит выбор художника, который оформляет альбом? В этот раз он у вас тоже новый – Эд Юницкий.

Виталий Дубинин: В этот раз нам посоветовала художника Маргарита Анатольевна Пушкина, с которой он сотрудничал на ее предыдущем релизе. По-моему, очень хорошо у него получилось в плане артворка, лично я очень доволен, остальные, думаю, тоже. А дальше Маргарита расскажет, где она его нашла.
Маргарита Пушкина: Нашла я его в Facebook, когда искала серьезного человека для оформления рок-оперы «Окситания». Копалась-копалась, и вдруг – портфолио Эдуарда Юницкого, город Могилев, Белоруссия. В основном, он оформляет прог-рок, очень много работает с фирменными командами. Как раз в это время готовился альбом Валерия Александровича Кипелова «Звезды и кресты», и я попыталась привлечь Юницкого к его оформлению, но менеджмент группы Кипелов мне заявил, что у него чересчур веселые картинки, и они не отвечают концепции альбома. На мои возражения, что художники прислушиваются к заказчикам, кому-то нужны веселые картинки, кому-то - грустные, люди не отреагировали. Потом вышла «Окситания», прекрасная совершенно, и ее Миша Житняков вспомнил, когда зашел разговор о том, кому поручить оформление альбома. Хотя были определенные опасения, сможет он или нет, потому что человек никогда не работал с такими тяжелыми командами – во всяком случае, тяжелыми для Юницкого. Дальнейшие контакты с ними поддерживал Виталий, и я не знаю, рубились они или не рубились, но сам Эдуард очень доволен. Он прислал мне эту замечательную обложку, я вставлю ее в рамочку, потому что, на мой взгляд, оформление прекрасное. Юницкий победил сам себя н наметил какой-то новый стиль в оформлении альбомов Арии.

Верите ли вы в магию чисел? 13-й студийный альбом все-таки…

Маргарита Пушкина: Самое расхожее мнение, что число 13 – это ай-ай-ай, какое-то нехорошее число и так далее. Это уже традиция так думать. На самом деле, открою ли я вам тайну или нет, число 13 – это замечательное число, число нелогичных людей. Это значит, что это число любит тех, кто занимается творчеством, кто способен на самые непредсказуемые поступки, кто не вписывается в общепринятые нормы и стандарты. То есть, число 13 относится к творческим людям, коими мы все и являемся, и здесь нумерология очень угадала: 13-й альбом несколько отличается по музыкальной концепции, там очень много интересных находок, небольших экспериментов, каждый выложился по-своему. И номер этого альбома очень даже этому соответствует – это число нелогичных творческих людей, которые «идут к своей цели, руководствуясь всеобъемлющей любовью», как это пишут исследователи различных чисел. Ну, насчет всеобъемлющей любви я бы сомневалась, но то, что 13 - это число нелогичных творческих людей, мне кажется, полностью соответствует.
Сергей Попов: Может быть, для кого-то это несчастливое число, но для нас оно счастливое, потому что мы считаем, что альбом удался. Во всяком случае, нам он нравится.

Все мы помним такие альбомы Арии, как «Герой асфальта» (1987) или «Кровь за кровь» (1991), и сейчас можно с уверенностью сказать, что эти альбомы и их тексты прошли проверку временем. Сегодня на слуху тексты других исполнителей – рэп-исполнителей, панк-исполнителей. Не выходит ли так, что тяжелый рок сегодня утратил свойство пророка?

Маргарита Пушкина: Если я начну, то это будет на час или два. Я хочу сказать, что никто никогда себя не ставил в позу пророка. Мы писали то, что мы чувствовали, и сейчас мы пишем – по крайней мере, я так думаю – то, что нам хотелось бы сказать. Я не могу согласиться с тем, что на последнем альбоме мы какие-то беззубые или няшные и занимаемся сказками. Там есть несколько текстов, которые нормально вписываются в сегодняшнюю ситуацию. Мне часто задают вопрос, например, недавно спрашивал замечательный китаист-профессор из Новосибирска, который, несмотря на свой статус и возраст, очень любит Арию и все время ее слушает: вы не побоялись на этом альбоме разместить такую песню, как «Убить дракона»? В обществе существует вот этот страх. То нам говорят: «Ой, социальщина, вот этот «Черный квадрат», зачем он нужен? Рассказывайте нам сказки!». А потом поклонники говорят: «Не надо нам сказок! Давайте нам…» А потом: «А вы не боитесь?» Не знаю, как музыканты, а лично я внимательно слежу за рэпом, но я их не слушаю, я их читаю, потому что слушать это невозможно. Если слушать – то американцев, потому что у них это гораздо органичнее выходит; допустим, Body Count мне нравится – старенький, но очень мощный товарищ, чернокожий. Много дабстеповых групп с интересными текстами – но это у них. У нас мне лично нравится по посылу 25/17, прекрасная группа, последнее время нравятся тексты – именно тексты – Оксимирона. Сначала он мне, как сейчас говорят, не зашел, а сейчас я его с удовольствием читаю. По поводу Фэйса и Фараона не знаю, хотя они тоже шумят.
Виталий Дубинин: А Гнойный нравится?
Маргарита Пушкина: Гнойный – нет, КПСС мне не нравится. Мне кажется, что мы если говорим, то говорим, а если молчим, то молчим, мы рассказываем сказки, но вот совсем обвинять группу Ария в том, что мы не затрагиваем никаких социальных тем и все передали в руки рэпперов – это неправомочно. Я сейчас хочу провести такой эксперимент, готовлю кое-что со своим проектом Margenta. Это будет тяжелая альтернатива, тяжелые гитары и речитативы на социальные темы. Мне интересно бросить этот проект нашей публике, которая привыкла к «тан-тага-дан» и прочее – как они на это отреагируют? Там только социальные, только злобные рэперские тексты с хорошей подачей. Вот и проверим, что говорят один и что думают другие, а потом говорят.

Сергей, а «Эра Люцифера» - это не о нынешней ситуации в стране песня?

Сергей Попов: Изначально я хотел просто прямую песню, которая бы, что называется, качала. Для меня главное в ней – драйв. Потом Саша Елин уже внес свое видение. Хотите – называйте ее социальной. В принципе, это продолжение темы нашей с Сашей Елиным песни «Будь самим собой» с прошлого альбома. Пусть каждый для себя этого Люцифера обозначит. Хотите – воспринимайте это как песню про нашу страну, хотите – более широко, ведь эра потребления, эра двойных стандартов – это тоже эра Люцифера.

Виталий, приятно удивило ваше участие в проекте группы БИ-2 Куртки Кобейна. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом проекте в целом и конкретно о песне и клипе.

Виталий Дубинин: Клип я не видел. И вообще мое участие получилось довольно спонтанным. Мы были в городе Новосибирске, играли концерт с симфоническим оркестром, и БИ-2 пришли к нам на концерт. Шура подошел ко мне и сказал: «У тебя есть Rickenbacker?» «Да, есть у меня такая бас-гитара.» « Ты не мог бы нам помочь, сыграть песню – не в группе БИ-2, а для стороннего проекта?» Я говорю: «Я не знаю, смогу ли я, я не в курсе, что вы собираетесь делать». Он говорит: «Там достаточно все просто, именно вот прямой рисунок…» Отказывать я не умею, так что я сказал: «Хорошо, сыграю». Пришел на студию, сыграл буквально за час, и на этом мое участие закончилось. Потом они мне вдруг сказали: «Мы будем снимать клип». Я говорю: «И я должен тоже сниматься?» «Ну, ты же там играл…» Я же не мог сказать, что я на это не подписывался! Ну, сыграл и сыграл. А что получилось…. Я видел какое-то lyric-видео, себя я там не обнаружил и ничего не понял в плане видеоряда. Что же касается самой песни, то я не понял, зачем они делали сторонний проект; по-моему, это типичное БИ-2.

В 2019 году будет 30-летие альбома «Игра с огнем». Планируется ли по этому поводу что-нибудь масштабное, как это было с «Героем асфальта»? Альбом ведь тоже знаковый.

Владимир Холстинин: В 2019-м – нет, потому что этот год посвящен у нас туру «Проклятье морей», мы одновременно и то, и другое не сможем сделать, к сожалению.

(*) Песни Арии несколько раз звучали в телеконкурсе «Голос. Дети». Как вы к этому относитесь? На ваш взгляд, имеет ли право на существование «Штиль» в детском исполнении?

Виталий Дубинин: Я знаю, что многие мои коллеги относятся к этому отрицательно. Но я не вижу ничего плохого в том, что дети исполняют эти песни. Не настолько страшный там текст, и не настолько он недоступен для детского понимания. Поэтому я считаю, что это все вполне имеет право на существование.
Маргарита Пушкина: Я категорически против, чтобы дети пели про людоедство. Это совершенно не соответствует детскому восприятию. Вообще мне кажется, что это спекуляция определенная. Они хорошо пели, у Пелагеи, по-моему, были ребята, но это совершенно не песня для детских умов, даже для акселератов.
Виталий Дубинин: Они поют музыку, и оценивают их голос. Может быть, они не вникают до конца в текст, но ничего плохого, повторюсь, я в этом не вижу.

Сейчас многие фанаты смотрят YouTube, и там есть такой блогер Грибановский. Виталий, я знаю, что вы смотрели его блоги, которые он делает по вашим альбомам. Скажите, есть ли правда в его историях? Он по пять-шесть часов уделяет каждому вашему альбому. Есть даже мнение, что он имеет какое-то отношение к вашей группе.

Виталий Дубинин: Я, честно говоря, не знаю такую фамилию. Все, что о нас говорят блогеры или поклонники, тролли или хейтеры – все это мне докладывают мои сыновья. Я уже стараюсь на это никак не реагировать, поэтому фамилии тех, кто что-то пишет про группу Ария, я не запоминаю. Так что толком не могу сказать, что это за человек, извините.

(*) В апреле следующего года вы заявлены в числе участников немецкого фестиваля “Keep It True”. Это не очень большой фестиваль, но достаточно престижный. Как вы там оказались? И если ли у вас какие-то дальнейшие планы по завоеванию Европы?

Виталий Дубинин: Все фестивали, в которых мы принимали участие за рубежом, мы рассматриваем не как наши этапы покорения Европы, а скорее как туризм. Мы отдаем себе отчет, что никаких серьезных туров мы там провести не сможем, пока не сделаем релиз на Западе, то есть, не выпустим пластинку на английском языке для западных слушателей. Поскольку у нас этого нет, мы все это рассматриваем, повторюсь, больше как туризм. Как мы туда попали? Очень просто, сейчас развит Facebook, они пишут нам на официальную страницу. Организаторы этого фестиваля нам написали, возможно ли пригласить группу, наш менеджмент связался с ними, обменялись райдерами, как это сейчас называется. Как только всех все устроило, сложилось предложение. Возможно, у нас будут еще какие-то фестивали в Европе в будущем году. Во всяком случае, переговоры такие мы ведем, а уж что там получился, не знаю.

(*) В России у вас был свой фестиваль – «Ария-Фест». К сожалению, ни в этом году, ни в прошлом он не состоялся, а планируются ли в будущем подобные мероприятия?

Виталий Дубинин: Да, конечно, планируются. Почему его не было ни в прошлом, ни в нынешнем году? Это связано с работой над альбомом. Миша сказал, что мы начали плотно работать в этом году – нет, мы начали работать над альбомом достаточно плотно прошлым летом. Уже тогда мы подготовили шесть песен и записали барабаны и бас к ним, поэтому заниматься всем одновременно было тяжело, а доверить кому-то, дать на откуп у нас не получалось – все равно приходилось контролировать какие-то административные, организационные моменты. Просто мы решили, что надо заняться чем-то одним, а в дальнейшем мы планируем, что как минимум на 35-летие группы будет «Ария-Фест». В 2019 году мы планируем провести тур, посвященный альбому «Проклятие морей», а осенью очень даже возможно, что мы вас еще чем-то удивим… или не удивим.

Официальный сайт группы Ария: http://www.aria.ru

Выражаем благодарность Наталье Ступниковой (пресс-атташе группы Ария) за аккредитацию на пресс-конференцию

Вопросы, помеченные (*), заданы представителем HeadBanger.ru

Обработка материала – Роман Патрашов
Фото – Наталья “Snakeheart” Патрашова
30 ноября 2018 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker