В данном разделе находятся интервью, взятые авторами нашего портала за период с октября 2006 г. Для навигации по разделу пользуйтесь поиском по интересующему вас периоду времени и по группам.

Хотите обсудить интересующее вас интервью? Посетите наше LJ-сообщество по этому адресу.

Оргия Праведников

Оргия Праведников
В музыке не должно быть ничего лишнего

31.10.2018

Архив интервью

Так уж исторически сложилось, что Оргия Праведников – редкий гость на нашем портале. Что в разделе новостей, что в разделе рецензий. А уж интервью с группой так и вообще никогда не было. И это, каемся, наш недочёт. Ведь как ни крути, а Оргия – одна из сильнейших групп на отечественной, что рок-, что прог-, что метал-сцене. Они играют изобретательную и великолепно аранжированную музыку, их тексты всегда сильны, что крайне важно в нашей литературоцентричной стране, а записи, сделанные на собственной студии, отличаются завидным качеством. Нынешний год принёс нам две долгожданных, хоть и неномерных работы коллектива – альбом инструментальных версий "Пламя изнутри" и акустический концертник "#juststudio". О создании этих дисков, гомофонно-полифоническом складе музыки и шахидах-неваляшках нам поведал Алексей Бурков – гитарист и продюсер Оргии Праведников.

В чью светлую голову первой пришлая идея инструментального альбома?


Она пришла сразу в несколько голов. Дело в том, что к нам неоднократно обращались с просьбами а-ля "у нас тут файер-шоу планируется, и мы хотели бы выступать под "Путь во льдах", но нам надо без текста, так как текст отвлекает от действа...". Ну, и приходилось самопальным образом, "на коленке" делать хоть какой-то микс, чтоб людей не обламывать. Для фильмов просили – там уж тем более вокал не уместен, поскольку есть другой текст поверх музыки… Вот, например, был такой замечательный путешественник Алексей Коровин, несколько лет назад погибший в одной из экспедиций, в сети есть его последний фильм о его мото-экспедициях и в нем звучит, если мне память не изменяет, "По тонкому льду" как раз в таком вот виде, без вокала. Реконструкторы обращались не раз с той же просьбой... То есть, первая причина выпустить альбом "минусов" была чисто практическая.

А есть и теоретическая?

Да. И для того, чтобы ее понять, необходим краткий экскурс в историю полифонии. (Смеётся). Что вообще такое полифония? Буквально – многоголосие. Полифония бывает разная: самый ее элементарный вариант – это когда пара подвыпивших чуваков решили «испеть Цойца» под гитарку в нестройный унисон на лавочке у подъезда. Голосов больше, чем один? Да! Ну, вот вам и полифония. (Смеётся). А если кроме шуток, то вариантов многоголосия существует огромное множество. Вот Бах, например, все же слышали его органные произведения – там сплошные имитации одного голоса другим во всех возможных позах. Такая полифония называется имитационной. Или вот представим себе бардов – там есть мелодическая линия, на которую распевается текст, и какой-то, причем не важно какой, аккомпанемент; и если убрать супер-вокал самодеятельного «афффтара», то волшебные три аккорда на плохо настроенной шестиструнке слушать никто не станет – такой склад музыкального полотна называется гомофонно-гармоническим.

Страшными терминами вы здесь разбрасываетесь, Алексей…

Это еще что…!!! Конец ХХ века породил новый склад музыки - так называемый гомофонно-полифонический. Я думаю, тут без влияния «Холлифууда» не обошлось. (Смеётся). Они ж на что нацелены? Чтоб всем можно было «Матрицу» втюхать, чтоб её и стар, и млад мог смотреть и что-то для себя новое находить. Вот и в музыку проник этот подход. Берем новый альбом Muse, слушаем с мобильника – просто вокал и какой-то аккомпанемент, НО если надеть наушники (желательно хорошие) и послушать на приличной громкости, то выяснится, что там просто океан звуков, тысячи партий, сонмы подголосков, сложнейшие взаимодействия тембров, фразировок и вертикаль, состоящая минимум из четырех ступеней, а то и из пяти-шести – то есть полифонический аккомпанемент!

Начиная с самого образования группы в 1999 году мы, сами того не подозревая, стали ваять музыку именно в таком складе и на первых порах столкнулись с волной лютого неприятия масс, привыкших к Окуджаве и "Солнышку лесному". Кто-то говорил, что слов не слышно, кто-то говорил, что в этом стиле так не поют, кто-то говорил: "Да это тупой металл какой-то...", кто-то обвинял нас в говнарстве, услышав русский текст. А причина была одна – в их бедный мозг просто не вмещалась вся эта конструкция: и текст сложный, и аккомпанемент не пустой, а осмысленно ведущий свое собственное повествование. С годами ситуация в головах у народа постепенно улучшалась, улучшалась... и на сегодняшний момент в стране есть огромное количество слушателей, имеющих этот особый слуховой опыт, и полифонией в аккомпанементе их не напугать! И теперь у нас появилась замечательная возможность им всю эту полифонию показать в чистом, так сказать, виде без доминирующего голоса. Просто-напросто без текста гораздо проще расслышать все эти подголоски, тембро-динамические решения и серии из смысловых линий, которые заложены в музыку.

То есть, с одной стороны, "Пламя изнутри" – это просто красивая музыка, которую можно слушать или же использовать фоном для различных задач - от прогноза погоды под "Белое на белом" до бугурта под "Рыцари Неба", а с другой, у вас есть замечательная возможность развить себя духовно и обогатить свой слуховой опыт. Попробуйте послушать "Шитрок", например, сначала с "Пламени...", а затем сразу с вокалом – много нового расслышите и потом всегда уже будете слышать!

Почему инструментальные версии были сделаны только из песен дилогии "Для тех, кто видит сны"?

Тут все просто! У Юрия Ивановича Богданова, того, кто сводил "Пламя изнутри", были мультитреки именно этих альбомов, и ему оставалось только убрать вокал, подправить микс и сбросить. Правда, работа эта все равно оказалась непростой и растянулась аж на полгода! Все по той же причине – аккомпанемент за отсутствием вокала потребовалось весь перестроить и переориентировать под уже чисто полифонический склад. Да и потом, если б мы взяли песни с "Уходящего солнца" или из "Оглашенных", вы представляете, как бы это все разношерстно звучало! А в случае с "ДТКВС" все звучит цельно – один же альбом, в конце концов!

Почему на диск попали именно эти композиции, и чем не подошли с инструментальной точки зрения остальные вещи со "Снов"?

Они наиболее полноценно звучат без текста. Выбор именно этим обстоятельством обусловлен и более ничем.

Дозапись отдельных партий не производилась?

Нет, все ограничилось только пересведением.

На чём пришлось акцентировать внимание слушателя, когда не стало вокала и текста?

На тех музыкальных событиях (это вовсе не обязательно мелодии), которые были контрапунктом к вокальной линии.

Можно ли рассматривать бессловесный альбом как запасной аэродром для инструменталистов?

Рассматривать, конечно, можно, но тут есть один момент, который вы явно не учитываете – текста хоть и физически нет, но он незримо присутствует в музыке! Если бы его изначально не было, то и музыка была бы другой. «Пламя изнутри» – это не чисто инструментальный альбом, а инструментальные версии песенного материала. А чисто инструментальные альбомы, изначально ориентированные на отсутствие текста, в этой литературоцентричной стране выпускать – гиблое дело.

Что символизирует шахид-неваляшка на обложке диска "Пламя изнутри"?

Этот шахид-неваляшка есть графическая иллюстрация еще одной фразы, помимо "Пламя изнутри", все из той же песни: "Падать и вновь подниматься – вот все, что могу!" Эта гениальная идея принадлежит нашему художнику Александру Уткину. Таким образом, получается, что в этом образе слились и бомба из "Вперед и вверх" (обратите внимание на фитилёк), и "Шитрок" незримо присутствует со своими балалайками (неваляшка же!), и "Муэртос" (рожа-то в виде черепа), и "Путь во льдах" со своим несгибаемым духом, да еще и самоирония над всем этим пафосом. (Смеётся).

В Европах инструментальные версии альбомов идут бонусными дисками к лимитированным изданиям. У нас этим занимались, к примеру, Ария и Эпидемия. Почему вы решили выпустить инструменталы отдельным релизом?


А вы послушайте, что там у Арии и Эпидемии в этих инструменталах – это же тот самый гомофонно-гармонический случай, о котором я уже говорил чуть раньше! По этой как раз причине Эпидемия в "Пройди свой путь" передела всю аранжировку чуть более, чем полностью, а Ария со своими "Химерой" и "Встань, страх преодолей" переделывать ничего не стали и в итоге превратились в автомат для караоке... (Смеется). В случае же с Оригей Праведников достаточно только убрать вокал, и обнажится полифоническая подоснова аккомпанемента.

При выпуске нового альбома (когда он будет) нет ли желания сразу снабдить его бонусным диском с инструментальными версиями?

Подумываю над этим...

Как продюсер? Кстати, в чём заключается роль продюсера Алексея Буркова в Оргии Праведников?

В любом коллективе, а особенно – в творческом, необходим человек, который, знаете, такую роль собачки выполняет, которая бегает вокруг стада овец и кусает всех за лодыжки, чтобы стадо не разбредалось, и, в итоге, стадо идет организованно в одном направлении. Ну вот, я и выполняю роль этой собачки, меня даже коллеги собакой Рекс прозвали... Помните одноименную песню группы ХЗ? (Смеётся).

Бытует мнение, что сперва музыкант играет сложно и плохо, потом сложно и хорошо, и лишь затем начинает играть хорошо и просто. И что простую музыку играть сложнее всего. Как вы к этому мнению относитесь?

Очень хорошо я отношусь к этому мнению, но хотел бы внести коррективы в эти формулировки. Была такая поэтесса Зинаида Гиппиус, которая вывела замечательную градацию относительно этапов творчества поэта: непонятно о понятном, понятно о понятном... и так далее, которые так или иначе проходит любой неофит, возжелавший осчастливить мир своими стишками. Я позволил себе транспонировать эту градацию на музыку. Для этого мне потребовалось изменить систему координат "понятно-непонятно" на "просто-сложно". Вот что у меня получилось:

Гиппиус (слова)                  Мое (музыка)
непонятно о понятном         просто о простом
понятно о понятном            сложно о простом
непонятно о непонятном     сложно о сложном
понятно о непонятном        просто о сложном

И действительно, на практике так всё и получается. По моим наблюдениям за коллегами и самим собой, сначала музыкант или будущий композитор, разбирая "Чижика-пыжика", пишет что-то схожее – очень простое по сути и по форме тоже весьма простое.

Затем, по мере технического развития, из человека начинают переть всевозможные интересности, но внутри все по-прежнему пустыня – пальцы "летают", а философия уровня кухонных бардов. Многие, кстати, так и остаются на этом уровне, примеров тьма! Вот "Ставь-ка, бабка, самовар, будем слушать Мановар!", например, тот самый случай – вроде взрослые дяди и играть умеют, а тащат в рот всякую бяку... (Смеётся).

99,9% всех попсарей (поющих ртом артистов можно не рассматривать – они ширма, за которой прячутся: талантливые композиторы, профессиональные аранжировщики с консерваторским образованием, высокопрофессиональные исполнители и звукорежиссеры) – это тот самый случай: форма сложна (пусть рефлексирующие педанты не покупаются на кажущуюся простоту каких-нибудь опусов Мадонны, там лютейший 3.14здец с точки зрения композиции, аранжировки и работы с тембрами, ну а уж исполнители там просто запредельного уровня), а внутри детство в попе, заигравшееся само с собой... И люди на ЭТО жизнь кладут... жесть ...

Дальнейшее продвижение по этой лестнице, когда уже все технические приемы и фишки освоены и применены, возможно только в паре с ростом ДУХОВНЫМ! Для этого чуваку придется пострадать или, наоборот, взлететь до Небес от какой-то нечаянной радости, прочесть много книг, затолкать все свои амбиции и гордыню в то место, где им и следует находиться по жизни, помедитировать... другими словами – остановить внутренний диалог, ибо только в полнейшей тишине произносится тайное слово. Даже какой-нибудь неожиданный шаг в сторону, который встряхнет всю твою жизнь и перевернет ее вверх тормашками, дико способствует переходу на новый творческий уровень. Правда, одной такой встряски, как правило, недостаточно, одно дело – найти, и совсем другое дело – не потерять! Необходимо закрепиться на этом уровне, и тогда тебе будет что сказать этому миру, и тогда в твоей музыке появится ОН или ОНО, кому как больше нравится... Одним словом – Слово!

Ну, и финальный уровень творческого Олимпа – это когда вся наносная сложность осыпается, и композитор начинает писать нисходящую минорную гамму – и она становится всемирно известным лейтмотивом (речь о "Щелкунчике" П.И. Чайковского). Это уже уровень "Я помню чудное мгновенье...". Помните, как поэт Иван Бездомный по дороге в дурку в кузове грузовика сокрушался по поводу этих строк? "Ну что тут такого особенного??? Любой же мог написать?!" Любой может, да не любой напишет! Для этого надо оооочень длинный путь пройти и оооочень много всего сделать для того, чтобы в итоге не делать ничего лишнего. Микеланджело сказал: "Хотите сделать скульптуру? Нет ничего проще - возьмите кусок мрамора и отделите от него лишнее!". Да!!! Но только как это сделать?!?!?! Вот и в музыке все именно так – не должно быть ничего лишнего! Можешь не писать – не пиши! Другими словами – писать надо только тогда, когда не писать уже не можешь, и, работая над музыкой, выкидывай все, что можно выкинуть, и тогда останется только то, что выкинуть ну никак нельзя.

Два года после выпуска вторых "Снов…" была тишина. Теперь за полгода вышло два отменных релиза – "Пламя изнутри" и "#juststudio". Почему у Оргии то густо, то пусто?


Ой... (Машет рукой). Ну, это как с погодой. Почему это лето было жарким, а прошлое дождливым? Ответьте на этот вопрос – и вам станет ясно, почему вдохновение так нестабильно.

Группа озвучивала идею записи "публичного" акустического концерта. В результате диск вышел в формате "live in studio". Что нарушило исходные планы?

В какой-то степени именно этот план и реализован, только в стенах нашей студии, где есть возможность и качественно записать аудио, и качественно отснять видеоматериал, причем ОДНОВРЕМЕННО! В условиях какого-нибудь клуба так качественно это не получилось бы! В итоге мы имеем отличную пластинку, с живым акустическим драйвом и прекрасной динамичной картинкой – разве это хуже обычного концертника? По мне, так это значительно лучше, да еще и реклама нашей офигенной студии! (Смеётся).

Понятно, когда глаза красные, а уши синие. На обложке же "#juststudio" всё наоборот – ухо красное, а глаз синий. Это отсылка к обоим частям "Снов" или простое совпадение?

Ага, именно отсылка, хотя глаза красные, а уши синие – это нам близко... (Смеётся).

Многое из репертуара Оргии Праведников играется в акустике. На этом релизе лишь часть из этих песен. Планируется ли продолжение?

Не вижу смысла в ближайшем будущем делать что-то подобное. Хотя вот в формате трио у нас нет ни одной студийной записи! А тем временем лежит уже много лет отснятый и даже смонтированный видеоматериал на пару песен в трио. Вот его и надо будет добить и выпустить-таки в свет.

Открывает концертник "Скульптор". Название это, насколько помнится, старое, сольно-калугинское, и на альбоме "Двери! Двери!" композиция уже называлась "Абраксасом". Что побудило вернуться к старому названию?

Вот не поверите! С этой песней какая-то мистика происходила и происходит до сих пор! Название просто тупо проглядели, можете себе это представить?! Промеж себя мы ее зовем по старинке "Скульптор", и при контрольной проверке обложки никому не бросилось в глаза, что название не альбомное. Но это еще не все! Уже после выхода релиза кто-то из поклонников обратил наше внимание на то, что в песне пропал куда-то один куплет!!! Это уже полнейший беспредел!!! При том, что мы ее в этом виде в акустике играем уже лет десять, и никто, НИКТО, включая всех слушателей и самого Калугина, который на каждом таком концерте ее поет, не заметил отсутствия этого куплета, а заметили это только уже после выхода диска!!! Ну как такие вещи вообще могут происходить?! Я не понимаю! Это явно неспроста! (Смеётся). И название явно само захотело измениться в итоге... Мы в таких случаях уже в который раз убеждаемся, что наши песни после их написания живут собственной жизнью, и главная наша задача - "не ставить преграды текущей воде".

Кажется, единственная претензия к релизу – отсутствие "Возвращения в Неаполь". Как получилось, что вы обошлись без него?


Все очень просто – в акустической программе ОП этой песни нет! Но она есть в трио!

В том смонтированном, но не выпущенном материале?

Неа, там ее нет, и ее там явно не хватает (Смеётся).

На DVD концерт в студии перебивается "закулисными" видео. Чья это была идея? Не сбивает ли это зрителя с настроя? Не нарушает ли целостность восприятия?

Может, и нарушает, но тогда надо просто нажать кнопочку "играть концерт" и смотреть все песни подряд. А для тех, кому интересно закулисье, есть замечательная возможность заглянуть внутрь процесса. Идея-то особо не нова, так многие делают, ну вот и мы не стали нарушать традиции

Песни писались целиком, или каждая собиралась из нескольких дублей?

Целиком, по два дубля на песню, и потом выбирали лучший.

Считается, что дискография заслуженной рок-группы должна включать акустический релиз, симфонический релиз и альбом каверов. Первый пункт у вас закрыт, второй требует солидного финансирования. А что с третьим пунктом? На концертах ведь исполнялось определённое количество чужих вещей.

Каверов и трибьютов у нас уже дофига скопилось, но, чтобы выпустить такую пластинку, надо решить вопрос с авторскими правами, и тут мы опять упираемся в солидное финансирование. (Разводит руками). Мы, может быть, и можем позволить себе купить права у всех тех, кого каверили, но выхлоп от такого диска, как мне кажется, не стоит этих вложений.

Оргия Праведников старается играть сольные сеты. И тут вдруг заявлены концерты в Москве и Питере с Pain of Salvation (к сожалению, приезд Pain Of Savlation отложен до марта 2019 года, и в Москве Оргия Праведников выступит сольно – прим. ред.). Почему именно с ними?


Наш директор лютый фанат Pain Of Salvation, вот и устроил нам разогрев. Надо его на Metallica подсадить, что ли... (Смеётся).

Как вы считаете, на этих концертах будет подготовленная "ваша" публика или неподготовленная "чужая"? И по какому принципу будет составляться сет-лист этих двух выступлений?

Будет и та, и эта. Сет-лист мы уже продумали, чтоб соответствовал обеим аудиториям.

Что нас ждёт дальше? Затяжная пауза? Короткая пауза и очередной неномерной релиз? Альбом?

Напоминаю про погоду... (Смеётся). Мы и сами не знаем. Как пойдет... Скажу только одно – мы никогда не сидим на месте и все время над чем-то работаем, просто иногда все быстро складывается, а иногда упрешься в какую-то неразрешимую проблему, и весь процесс тормозится до ее разрешения. Сейчас в работе у нас аж пять основных проектов, не считая побочных. Какой первый будет готов, тот и презентуем!

Официальный сайт группы Оргия Праведников: http://www.orgia.ru

Интервью: Александр "Alexx-Off" Молодяков, Виталий Куликов
Фото: Анна Орлова, Сергей Шандин (фотографии предоставлены группой Оргия Праведников)
октябрь 2018 г.
(с) HeadBanger.ru

(p)(с) 2007-2018 HeadBanger.ru, Программирование - vaneska, Monk. Дизайн - ^DiO^                                                                                                                                                                                                                                                                                       наверх

eXTReMe Tracker