Almanac

Almanac
Без истории не бывает будущего

13.11.2017

Архив интервью

Гитарист Виктор Смольский – регулярный гость на страницах HeadBanger.ru: наше нынешнее интервью стало уже пятым за 10 лет существования портала. Но это не вкусовщина и не протекционизм – просто этому музыканту всегда есть, что рассказать об актуальных событиях в своей жизни и карьере. Очередным поводом пообщаться с Виктором стал новый альбом проекта Almanac, который он собрал после ухода из Rage, и в котором он сотрудничает с такими харизматичными вокалистами как Энди Франк (Brainstorm), Дэвид Ридман (Pink Cream 69) и Жанетт Марчевка (Lingua Mortis Orchestra). А также, разумеется, мы не могли обойти вниманием грядущий визит Almanac в Россию. Если в прошлый раз группе удалось отыграть лишь 45 минутный сет на фестивале «Ария-Фест», то в этот раз Almanac впервые будут давать у нас сольные концерты (17 ноября – Санкт-Петербург, 18 ноября – Москва). Ну а теперь слово Виктору, который в ходе разговора по Skype подробно прокомментировал все происходящее в коллективе.

Как я читал в одном из ваших интервью, "Kingslayer" является концептуальным продолжением дебютного альбома "Tsar". Тот альбом строился вокруг личности Ивана Грозного, а новый диск, судя по клипу, который вы недавно выпустили, лежит немного в другой плоскости...

В принципе, да. Концепция "Tsar" мне очень понравилась, исторические темы мне вообще больше подходят, чем выдумки или фантазии о каких-нибудь драконах. И обложка тоже очень хорошо нам подошла. Поэтому у меня была просьба к вокалистам, чтобы они, когда в этот раз будут писать тексты, сочиняли в том же направлении, и, может быть, дальше тему о власти, о королях развили. Мы искали по всему миру, какие сюжеты могут подойти. Полностью концептуальный альбом я не хотел делать, потому что если альбом полностью концептуальный, это значит, что должна быть определенная очередность песен, а это не всегда лучший вариант. Начали копаться по королям по всему миру, исторические книги копать, и ребята нашли очень интересные темы - и Генрих III из Франции, и Дхатусена I, король Шри-Ланки, и Карл II. Жанетт нашла не совсем ту же, но тоже очень интересную историческую тему - возможно, первая женщина-пират, китаянка Чжэн Ши. В то время - а мы говорим о XVIII-XIX веках - чтобы у женщины была такая огромная власть, и она годами терроризировала прибрежные поселения... На самом деле, очень-очень интересные истории ребята раскопали. Они поделили песни между собой, четыре текста написал Дэвид, четыре Энди, и одну Жанетт. И опять мы все это исторически закрепили очень красивой обложкой, которую сделал тот же дизайнер, Дьюла Хаванчак. Я думаю, что такой концепт прекрасно подходит нам и нашей музыке, очень стильный он получился.

Что вас больше всего привлекает в исторических темах? Может быть, реальность происходящего? Или то, что творилось в головах у людей?

Я думаю, что история всегда очень интересна, потому что без истории не бывает будущего, и на исторических примерах можно хорошо учиться. К сожалению, мы очень часто на этих примерах не учимся и сделанные ошибки повторяем, а эмоции, что тогда, что сейчас, одинаковые. Но, возможно, некоторые, перечитывая историю, задумаются и смогут эти ошибки не повторять. А так как время у нас опять начинается тяжелое, со всеми этими войнами и заселением Европы, я больше чем уверен, что спокойно жить нам будет не долго.

А спокойно ли живется в группе с тремя вокалистами? Как с ними работается? Вы сказали, что тексты каждый их них писал – как они делят песни?

Я всегда считал, что тексты должны писать вокалисты. Я отвечаю за музыку, а они – за тексты. Думаю, что вокалистам всегда удобнее петь свои тексты, это какой-то концепт, который им близок, а не то, что им навязывают. Поэтому я тексты всегда отдаю вокалистам, а мои три вокалиста между собой очень хорошо ладят – не только на сцене, но и за сценой. У нас очень простой рабочий процесс, и очень быстрый. На самом деле, у нас уже огромный опыт, мы дали больше 50 концертов в поддержку первого альбома, и это были и маленькие клубы, и огромные площадки, и фестивали. На удивление, таким большим составом нам всегда было очень легко работать на сцене – прекрасная атмосфера, большое уважение у всех ко всем.

А не бывает каких-то проявлений ревности, когда двое, например, хотели себе одну и ту же песню взять? Или каких-то комических ситуаций? Ведь когда столько людей в одной группе, и все творят, такие вещи должны случаться…

Кайф работать с тремя вокалистами для меня в том, что когда я пишу, для меня нет никаких рамок, никаких ограничений. Сочинять музыку для трех вокалистов – это просто сплошной праздник. Диапазон огромнейший, динамика в голосах разная, всегда можно найти подходящего вокалиста для любой партии. Потом, когда я приблизительно определился, кто чего петь будет, мы делаем очень много экспериментов в студии. Иногда бывает так, что какое-то место, запланированное для Дэвида, в студии записывает Энди, и мы берем его вариант. А бывает и наоборот – я думал, что Энди может лучше, а в студии попробовали, и вроде Дэвид интереснее. Мы все встречаемся в студии, импровизируем, записываем много разных вариантов, а потом выбираем, какой вариант лучше для альбома – а не из тех соображений, кто больше спел, а кто меньше спел. Всем хватает места, где попеть и что попеть (смеется), поэтому конфликтов таких нет. Цель одна у всех – сделать максимально хороший альбом. Я думаю, что на “Kingslayer” мы нашли баланс намного лучше, чем на “Tsar” – три вокалиста слились на этом альбоме более интересно. На мой взгляд, это получилось благодаря огромному опыту живых концертов, которые мы отыграли. Мы уже посмотрели на сцене, что лучше кому подходит, и поэтому процесс сведения был сейчас намного легче.

Значит, когда вы пишете музыку, вы заранее рассчитываете, кто какую песню будет петь?

Приблизительно. Практически всегда у нас все трое в каждой песне присутствуют. Я им предлагаю тот вариант, который мне кажется подходящим, а потом они разбирают партии, как им нравится. В большинстве случаев у нас мнения совпадают.

Расскажите, пожалуйста, о видеоклипе “Losing My Mind”. Он построен вокруг дуэльной сцены, а в Советские времена, насколько я понимаю, каждый мальчишка мечтал стать мушкетером и биться на шпагах. Как вам этот мушкетерский опыт? Похож на вашу детскую мечту?

Мне клип очень нравится. Почему я выбрал именно этих ребят его снимать – во-первых, я знаю эту компанию очень хорошо. Я с ними очень много сделал работ, они снимали, допустим, клип “21” с одноименного альбома Rage, где действие происходит в казино. Так что у нас уже есть опыт сотрудничества, и это действительно профессионалы своего дела. Мне нравится их стиль, потому что это не просто какие-то клипмейкеры, которые умеют «нарезать» быстро, а компания, которая снимает фильмы. У них видение чуть-чуть другое, они всегда стараются сделать из клипа коротенький фильм, а мне это больше нравится. Я им предложил эту песню, а они предложили сюжет, который нам всем понравился. Они нашли прекрасное место – замок Холесов (правильно произносится по-русски «Голешов» - прим. ред.), с профессиональными декорациями, одеждой, актерами, которые на самом деле умеют устраивать красивые драки (смеется), фехтовать и все остальное. У них все на очень высоком уровне, и сняли мы все очень быстро, практически за два дня. И режиссеры очень профессионально работали, и операторы ловили очень красивые сюжеты, и с такой скоростью… В общем, было очень весело, плюс мы хорошо погуляли. Мы объединили эти съемки с поездкой на “Masters Of Rock” – задержались в Чехии на пару дней после “Masters Of Rock”, сделали себе пару выходных, сняли клип, так что очень приятные воспоминания остались.

А вам самому не хотелось взять в руки рапиру и поучаствовать в боевых сценах?

Ну, этому же учиться надо! Я всегда предпочитаю, чтобы каждый занимался своим делом, а там были профессиональные актеры, которые прекрасно этим владеют. Побаловаться, конечно, можно было бы (смеется), но я не думаю, что это выглядело бы так правильно, как сейчас.

Кстати, по поводу выступления на “Masters Of Rock” – я читал, что вы собирались записать его для DVD, но потом отказались от этой идеи: то ли погода не позволила, то ли технические неполадки. Что там произошло?

Нет, мы не отказались, мы записали все, что смогли. Когда перед нами выступала группа, начался страшный, зверский дождь, и некоторые камеры прекратили работать, а также возникли другие технические проблемы. Мы проверили технику во время лайн-чека, и поняли, что не все работает. Пару песен мы пытались все это завести, первую песню вообще пришлось играть без мониторов, и это было довольно тяжело, но, в принципе, мы спасли примерно полконцерта, и эти полконцерта можно будет увидеть на бонус-DVD к изданию “Kingslayer” в формате дигибука. Также там будет такой маленький “medley” с московского «Ария-фест», пара студийных съемок, так что материал хороший.

Как Almanac принимают ваши поклонники? Думаю, многие из тех, кто собрался сейчас под вашими знаменами, раньше слушал альбомы Rage и Lingua Mortis Orchesra – как они реагируют?

На самом деле, на первый альбом был очень хороший фидбэк. В “Kingslayer” я вложил много сил и времени, потому что когда от второго альбома ожидания такие серьезные, нужно постараться сделать его как минимум таким же, а я постарался сделать и лучше. Конечно, номинация журнала “Metal Hammer” на лучший дебют года и реакция на концертах – все это очень здорово было, и это дало нам энергию для работы над вторым альбомом. Поэтому были поиски – мы пробовали и звук сделать еще интереснее, нашли прекрасную студию Heyday, одну из лучших студий, в которых я вообще работал. Там есть возможность сделать все, что угодно. В ней есть разная акустика, разные комнаты, большие и маленькие, есть аппаратура от самых древних огромных аналоговых ламповых усилителей и компрессоров, огромнейшего великолепнейшего пульта в отличном состоянии, до самого современного хай-тека. В общем, делай, что хочешь. Я засел туда и три месяца экспериментировал, не вылезая. Думаю, что второй альбом получился мощнее, компактнее, жестче, и опыт, который мы набрали за последний год, мы реализовали очень хорошо. Думаю, всем фэнам, которым “Tsar” понравился, понравится и “Kingslayer”. Возможно, мы даже завоюем много новых фэнов.

Я тоже читал много положительных отзывов на “Tsar” в СМИ, и многие мои знакомые очень его хвалили. Это тот случай, когда из одной хорошей группы получились две хороших группы.


Да, в конечном итоге, все выиграли.

Вы, хоть и гитарист разноплановый, с Almanac продолжили играть тяжелую музыку. Популярность тяжелой музыки вроде бы идет на спад, но ни вы, ни другие не сдаются. Что, по вашему, должно произойти в тяжелой музыке, чтобы она снова обрела былую популярность?

Я думаю, что те хорошие времена уже не вернешь. Не вернешь нормальные продажи, какие раньше были. Современный мир развивается в совершенно другую сторону. Можно долго плакать о тех хороших временах (смеется), кто пожил в них, кто попробовал – прекрасно, думаю, у всех остались хорошие воспоминания, но нужно жить будущим и понимать, что мир будет совершенно другим. Я думаю, что музыка и инструменты, к сожалению, слегка вышли из моды. У детей сейчас мода другая, десятый iPhone или что-то в этом роде. За модой гнаться смысла нет, надо делать то, что нравится, что в кайф, поэтому мне совершенно все равно, как развивается музыка, я буду продолжать делать то, что мне нравится, что всегда и делал. Я получаю от этого удовольствие, а что модно и что не модно – это проходит мимо меня стороной. Последний альбом я написал с точно таким же ощущением, с каким писал и первый. А зарабатывается с этого больше или меньше – это совершенно другая тема. Хуже или лучше проходят гастроли – это тоже не в наших силах изменить. Можно, конечно, предлагать какие-то коммерческие проекты, которые будут лучше продаваться, или с которых будут лучше сборы. Но будет ли это в кайф музыкантам? Думаю, что нет. Каждый выбирает, как ему приятнее.

Насколько я знаю, вы нередко даете гитарные мастер-классы. Много ли на них приходит молодежи, тем, кому меньше лет, чем вашему первому альбому?

Молодежь, слава богу, приходит, но это чуть-чуть другая молодежь. Если раньше народ хотел просто хорошо играть и научиться, как это делать, то сейчас молодежь думает чуть-чуть по-другому – кому это надо, как это продать. У них очень много таких «упаковочных» мыслей и нет усидчивости, какая у нас была. Перспективы, наверное, другие. Раньше мы сидели днями, неделями, месяцами и занимались, чтобы добиться какого-то результата, а современная молодежь привыкла все очень быстро получать. Они хотят тут же всему резко научиться – и не дай бог тратить много времени на что-то. Методы обучения тоже стали другие-  я часто смотрю на обучение в обычных школах, в университетах, и все очень изменилось. Меньше усидчивости у молодежи. Естественно, появилось больше возможностей, обмен стал лучше благодаря интернету, но иногда из-за этой скорости пропадают какие-то ощущения. Скорострельное обучение с максимально быстрым результатом, как мне кажется, ведет к утрате части кайфа.

Может быть, это и хорошо? Пусть 90 процентов обучающихся не будет достаточно усидчивыми, а остальные 10 процентов продолжат обучение по вашей схеме – вкладывать, вкалывать и вкалывать – разве это не скажется позитивно на качестве музыки?

Дело в том, что у меня несколько другое ощущение процесса. Я в своей жизни получал больше кайфа именно от процесса, а не от результата. Порой бывает грустно, когда запись заканчивается. У тебя готов материал, альбом – да, это здорово, подержал его в руке, это приятно, но для меня всегда был намного приятнее процесс. От этого я получал огромное удовольствие, а не от достижения каких-то целей. Получить «золотой» альбом, достичь каких-то мест в чартах, какой-то кубок домой принести – это, конечно, приятно. Но процесс обучения, репетиций, записей всегда был для меня намного важнее. Поэтому я этим и занимаюсь, что сам процесс доставляет мне удовольствие. Так же и в гонках –бывают очень тяжелые гонки, 24-часовые, и ты выигрываешь и получаешь кубок, в принципе, радуешься, но потом понимаешь, что весь кайф был как раз в самой гонке, и вот тогда я был самый счастливый. Многие гонятся за результатом, стараются максимально быстро его получить и теряют как раз вот этот процесс. Особенно группы, которые не репетируют вместе, а посылают через компьютер дорожки туда-сюда и вообще не встречаются, каждый что-то дома наигрывает, и кто-то это сводит. Теряется из-за этого кайф общения и вообще занятия музыкой.

Возвращаясь к теме трех вокалистов – в таком составе Almanac звучит уже как нечто оперное, а вы не планируете сделать настоящую рок-оперу с участием большого количества гостей, типа того, что делают Арьен Люкассен или Trans-Siberian Orchestra?

Как какой-нибудь сайд-проект – очень даже может быть, что я такое когда-нибудь сделаю, потому что это тоже интересно. Но это чисто студийная работа, а мне огромное удовольствие доставляет составом, которым мы все записали, ездить и по гастролям. Концерты играть – это свой кайф, и делать это именно группой намного интереснее. Но у меня есть предложение сделать такую звуковую книжку, и я думаю, что когда-нибудь руки дойдут и до этого. (Смеется). Есть много вариантов того, что это может быть – мне приносят и переведенные книги, и уже изданные книги, которые они хотели бы выпустить, и новые книги пишутся. Я пока все это пересматриваю, перечитываю и думаю, к чему сердце лежит. Когда время будет, думаю, я этим займусь. Но все же это чисто студийная работа, а я хочу и выступать живьем. Кататься годами по гастролям, как я это раньше делал, я особо больше тоже не хочу, потому что это превращается в рутинную работу, и она не всегда в кайф. Я пытаюсь найти такой приятный, спокойный баланс в жизни.

А саундтреки к фильмам вас не приглашали писать? Например, те же люди, которые помогали вам клипы снимать?

У меня есть работы к документальным фильмам, к короткометражным фильмам. Я практически постоянно эти занимаюсь здесь в Германии. Это тоже очень интересная студийная работа, но ее очень сложно объединить с нормальной работой, потому что для этого нужно очень много времени, а отказываться от всего остального не хочется. Так что на какую-то серьезную работу в этой области у меня пока нет времени.

Теперь давайте немного поговорим о ваших предстоящих концертах в России. С каких альбомов вы будете играть больше песен – с “Tsar”? Или новый материал вы тоже будете представлять?

Думаю, что буду делать какой-то интересный микс из старого и нового. Программу мы еще полностью точно не определили. Будем, я думаю, решать в ближайшие недели, когда серьезные репетиции пойдут. Будем переигрывать сет-лист и смотреть, что подходит. Думаю, что пройдемся и по новому материалу, и по старому, и даже из старого Rage что-нибудь сыграем. Будет интересный «салат» такой из всего.

А вас в Almanac фэны не просят сыграть что-то из творчества других участников? Дэвид, например, поет в Pink Cream 69, Энди – в Brainstorm…

Нет, их песни мы не играли. А из Rage и Lingua Mortis Orchestra мы в прошлом туре довольно много материала переиграли.

Кстати, о Rage. Вы слышали, что в России энтузиасты с крупного интернет-портала Mastersland.com сделали трибьют Rage? Собрали довольно много групп, а тексты перевели, и все это звучит на русском.

Да-да, я знаю, ребята были со мной на связи, и материал я слышал. Здорово, здорово очень.

Вы в принципе поддерживаете идею таких трибьютов?

Конечно, это очень интересно. Здорово послушать, как ребята какие-то изменения вносят, какие-то вариации интересные делают. Всегда приятно, когда кто-то хочет поиграть твои песни.

Перед тем, как попрощаться, что вы можете пожелать читателям нашего портала, потенциальным посетителям своих концертов и просто молодым музыкантам?

Во-первых, спасибо за поддержку. На прошлом выступлении на «Ария-Фесте» была прекрасная атмосфера, мы там повеселились и после концерта с фэнами очень хорошо, и я думаю, что на этих концертах мы тоже будем делать встречи. В Питере, насколько я знаю, за день перед концертом запланирована встреча, в Москве тоже будем делать обязательно какую-то встречу. Мне очень приятна такая реакция на мою новую группу, и я очень надеюсь, что все и в этот раз придут на концерты. А что я пожелаю молодым музыкантам? Трудно сказать. Я думаю, что самая главная задача музыканта – это найти себя. Так что я желаю всем ребятам найти свой стиль, найти себя. Бескомпромиссная работа по жизни очень важна, чтобы оставаться довольным, веселым и получать удовольствие от этого долгое время. Компромиссы всегда потом больно дают о себе знать. Желаю наслаждаться, делать, что нравится, что хочется, и не обламываться в связи с этой тяжелой ситуацией с концертами и продажами. Дальше, может быть, будет еще хуже, никто не знает, поэтому делайте, что нравится, и получайте от этого удовольствие.

Официальный сайт Almanac: http://www.almanac.band

Выражаем благодарность Евгению Силину (Alive Concerts) за организацию этого интервью

Интервью – Петр Фатеев
Вступление и расшифровка – Роман Патрашов
Фотографии предоставлены Nuclear Blast Records
19 октября 2017 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker