22.09.2017
Архив интервьюКультовый немецкий дарквэйв-акт Goethes Erben – настоящая легенда темной сцены, однако за более чем четверть века они ни разу не приезжали в Россию. Поэтому сольный визит Освальда Хенке, основателя и лидера этого коллектива, стал для отечественных готов событием поистине космического масштаба. В Москве Освальд выступал в несколько необычном амплуа диджея, прокрутив на ночной вечеринке в клубе “China-Town-Café” как чужие записи, так и номера многочисленных собственных проектов, в число которых, помимо Goethes Erben, входят Artwork, Erdblast, fetisch:Mensch и сольный Henke. Разумеется, пропустить такой случай (для музыканта это всего вторая поездка в Россию) мы не могли и побеседовали с легендой готики перед саундчеком.
Ваш первый визит в Россию состоялся почти 6 лет назад – вы были в Питере с концертом своей группы fetisch:Mensch. Расскажите о ваших впечатлениях о первой поездке в нашу страну. Понравился ли вам Санкт-Петербург?
Это была краткосрочная поездка. Первое, что мы увидели, был аэропорт. Мы долго ехали по городу, потом добрались до центра, который оказался очень красивым. И это было первым впечатлением… В Германии я проезжал по местам, где располагалась граница между бывшими ГДР и ФРГ, коммунизмом и социализмом, и то, что я увидел в Санкт-Петербурге, было очень похоже на те места. Санкт-Петербург - очень красиво отстроенный город. И сегодня я был очень приятно удивлен Москвой, потому что представлял ее себе гораздо темнее, с мрачными фасадами, но она оказалась хорошо ухоженной, очень чистой. И, к тому же, когда вокруг столько сотрудников органов безопасности, должно возникать чувство защищенности. (Улыбается).
А что вы ожидаете от этого приезда, и часто ли вам пишут поклонники из России?
Фанаты из России пишут не часто, так как они не особенно охотно пользуются Facebook, где я постоянно присутствую. С августа 2016 года, когда я опубликовал пост с новостью о поездке в Москву, я заметил, что интерес возрос. Но возникли проблемы с языковым барьером: мне писали по-немецки или по-английски, но очень осторожно, потому что, возможно, не знали, как правильно выразить ту или иную мысль, и для меня было так же сложно им отвечать, ведь надо было ответить именно так, чтобы люди меня поняли. Я буду очень рад познакомиться с российскими фанатами, и мне очень любопытно, кто же придет.
В России заказать компакт-диски и прочую продукцию Goethes Erben очень сложно – официальный магазин группы не работает с Россией. Каким же образом тогда можно заказать мерч Goethes Erben в Россию?
Это можно сделать, связавшись с администратором нашего официального сообщества в социальной сети vk.com Катериной Брейди. Адрес сообщества: https://vk.com/goetheserben Катерина живет в Германии, но примерно раз в полгода она приезжает в Россию. Высылать товары из Германии в Россию довольно дорого, поэтому я отправляю заказы в Россию вместе с ней, и уже в России она сама или ее друзья рассылают посылки по городам. Время ожидания заказа составляет около 3 месяцев или чуть больше. Но зато это полностью официальная продукция напрямую от меня.
На сей раз вы приехали в Россию с диджей-сетом. Что он собой представляет? Какова его программа?
Первые шаги в качестве ди-джея я делал в городе Байройт, в клубе “Etage“. Сегодня, кстати, его уже больше не существует, но это был очень известный клуб. Он был довольно мал, но многие люди приезжали туда специально, потому что там была особенная музыка. Мы практически не танцевали там, мы ставили очень спокойную музыку. Этой музыкой я старался передавать эмоции. То же самое я буду делать сегодня.
А песни ваших проектов будут звучать?
Я иногда их ставлю, но сегодня они обязательно будут! (Улыбается).
Знаете ли вы какие-либо готические группы из России? Нравятся ли они вам?
Я знаю Otto Dix. Я большой фанат Клауса Номи, мне очень нравится его голос. И голос вокалиста группы Otto Dix Михаэля Драу мне напоминает этот его особенный голос. Это то, что я люблю в музыке – необычные голоса. Необязательно это должна быть готика - мне, например, очень нравится исландская группа Sigur Rós. Многие готические группы из-за их низкого мужского вокала кажутся мне скучными, потому что, на мой взгляд, звучат одинаково, а Otto Dix звучат своеобразно. Goethes Erben тоже звучат своеобразно, потому что мы создаем музыкальный театр, и для нас очень важны постановка и визуальная составляющая.
А нравятся ли вам готические группы с женским вокалом?
Мне очень нравится голос Сони Краусхофер, с которой мы вместе работаем. И еще мне нравится группа Grausame Töchter и их необычные голоса. Это относительно новая группа, они выступают с фетиш-шоу. И хоть это не то, что я хотел бы видеть, но вокалистка – это человек, на которого смотришь, и понимаешь, что это девушка с харизмой. А вот метал-группы наподобие Within Temptation мне не нравятся.
Как вы познакомились с Соней Краусхофер?
Я знаю Соню уже много лет, мы раньше нередко встречались на фестивалях. Однажды, когда я услышал на фестивале “M`era Luna“ ее группу Coma Divine, у меня возникла идея сделать совместный тур группы Henke с Coma Divine. В этом туре я спел с Соней дуэтом песню Дэвида Боуи “Helden“ (Heroes). Потом Соня спросила, не хочу ли я возродить Goethes Erben, а на юбилейном концерте Goethes Erben она захотела стать частью группы и уже выступала с нами.
В 2007 году было объявлено о том, что Goethes Erben прекращают свое существование, но семь лет спустя группа снова возрождается. Что послужило причиной?
Организатор наших самых первых концертов, Майк Шорлер, он же сейчас один из организаторов фестиваля “Wave Gotik Treffen“ в Лейпциге, спросил меня как-то, смогу ли я устроить хотя бы один юбилейный концерт Goethes Erben. Я ему ответил, что это возможно, но только без Минди Кумбалек, потому что Минди больше не занималась музыкой. Мне нужно было собрать новую группу и найти помещение с хорошей акустикой, где можно было бы работать со свечами и акустическими инструментами без электроники, где могли бы разместиться музыканты, играющие на струнных, рояль, оркестр и было бы пространство для танца. Это было условием. Также мне нужно было изменить аранжировки песен Goethes Erben под акустические инструменты. Концерт был назван “Rückkehr ins Niemandsland“, и было проведено два таких шоу в 2014 году. Стоит отметить также, что звук на сцене был прекрасно настроен, и мы попросили зрителей убрать все видеокамеры, телефоны, так как артистам хотелось видеть лица людей и их реакцию на выступление. Шоу было очень масштабным: на сцене было 44 микрофона, очень много артистов и 300 свечей.
А была ли у этого выступления какая-то концепция?
Я хотел представить Goethes Erben с другой, акустической стороны. Концертный альбом “Leben im Niemandsland“ (“Жизнь в Ничьей стране”) 1993 года был также акустическим, и реюнион-концерт под названием “Rückkehr ins Niemandsland” (“Возвращение в Ничью страну”) отправлял нас к тому альбому, где не было электрических инструментов.
А внутри-песенная концепция? Ведь все песни и их тексты в рамках шоу были тесно связаны между собой текстовыми вставками и элементами шоу.
Тем вечером я хотел рассказывать сказки. Концерт состоял из двух актов. Первый акт был посвящен сказкам, и я был их рассказчиком. Туда входили такие песни, как “Marchenprinzen”, “Der Spiegel”, “Vermisster Traum” и другие. А второй акт концентрировался на мне, где я играл сумасшедшего человека, который слышал голоса в своей голове, шепоты…
Идея постановки новой музыкально-театральной пьесы “Menschenstille“ пришла к вам до или после юбилейного концерта?
Когда я работал над юбилейным концертом, один мой очень хороший друг покончил жизнь самоубийством, и после этого мне пришла в голову идея создать пьесу “Menschenstille“. Основой ее стала моя книга стихов “Narbenverse“. Тема для меня была очень важна, и мне захотелось реализовать тексты из “Narbenverse“ на сцене. Это и произошло два года спустя.
О чем же идет речь в “Menschenstille“?
В общем, о смерти, в частности - о самоубийстве. Для меня было очень важно понять, почему люди заканчивают жизнь самоубийством. В связи со смертью моего друга мне было, о чем поговорить на эту тему. Мне захотелось самому разобраться и объяснить другим, почему люди совершают самоубийства. Об этом я рассказал в этой истории. Однако в “Menschenstille“ есть и души, которые ушли из жизни не по собственному желанию, которые, конечно же, хотели бы продолжать жить, но не могут. Например, композиция “Musenkuss“ из этой постановки экстремально мрачна, мне было очень тяжело играть это на сцене. В итоге я пришел к заключению, что если ты выбираешь жизнь, то вместе с ней и все тяготы и радости, но только если хочешь. То есть, жить или умереть - личный выбор каждого. Вот суть. Только задумайтесь: смерть – это конец жизни, мы живем лишь раз, но если жизнь складывается плохо, мы не знаем, когда все наладится - через месяц или год, а когда она заканчивается, все это остается навсегда в прошлом.
Как подбирались актеры и голоса для постановки?
У всех актеров должно было быть музыкальное образование. Мы вместе выбирали, кому какая роль больше подходит. Соня Краусхофер преподавала в музыкальной академии в Майнце, и в пьесе участвовали ее бывшие ученики – весь танцевальный ансамбль.
Сейчас Goethes Erben – ваш личный проект или группа с постоянными участниками?
Сейчас у Goethes Erben нет устойчивого состава, Goethes Erben – это только я. Раньше это были Минди и я. Музыкантов, с которыми я пишу музыку, работаю в студии, выступаю на сцене в музыкальных постановках, я подбираю каждый раз заново. Есть люди, которыми мы вновь и вновь сотрудничаем, например, Маркус Кёстлер. Соня Краусхофер тоже почти всегда со мной. Происходит постоянная смена гитаристов, клавишников – со мной сотрудничают люди, у кого есть время и возможность выходить со мной на сцену.
После возрождения Goethes Erben вышли три DVD - “Rückkehr ins Niemandsland“, “Menschenstille“ и “Warum weiterleben?” - но ни одного альбома. Отказ от записи новых альбомов – это принципиальная позиция?
Нет, просто на данный момент у меня нет необходимости записывать новый альбом. Мне сейчас важнее музыкальные постановки. У меня нет времени на запись альбома, потому что уже через два года должна выйти новая пьеса. Мне сейчас важнее визуальное воплощение, и именно поэтому “Menschenstille“ на CD отдельно от видео-изображения не может существовать.
В связи с возрождением группы не планируется ли переиздание старых альбомов? Ведь многих уже давно не найти в продаже.
Планируется. Для осенних концертов мы хотим выпустить трилогию первых альбомов вместе с “Leben im Niemandsland” на виниле. Это будет лимитированное издание в коробке.
После закрытия других своих проектов - Henke, fetisch:Mensch - вы видите себя только в рамках Goethes Erben? Или могут появиться какие-то иные музыкальные проекты?
С возрождением Goethes Erben все остальные мои проекты должны были умереть, потому что у меня нет на них времени. Не исключено, что они могут появиться снова, но сейчас я этого не планирую. На одну пьесу мне необходимо 3-4 года, и, помня, сколько мне уже лет, я хотел бы за свою жизнь реализовать, по крайней мере, еще две большие музыкально-театральные постановки. Я полностью обдумал то, что я делаю.
Помимо музыкальной деятельности Освальд Хенке еще выпускает книги своих стихов и прозы и выступает на чтениях. Что представляет собой Освальд Хенке как писатель? Какие темы затрагивает?
Я пишу о тех темах, которые меня напрямую затрагивают: личные переживания или политические события в Германии, вообще в мире или только в Европе. Об этом также повествует новая музыкальная постановка “Meinungsstörungen“. В ней идет речь о «повреждении» мнений СМИ социальными сетями… Мы с вами живем в очень отличающихся друг от друга странах. Я сегодня сидел в кафе и видел, как молодые люди пили кофе, как они общались, как они смеялись. Также я был сегодня в торговом центре, на Красной площади, на рождественской ярмарке, пил глинтвейн, и все это, то, что я делал здесь в Москве, делают люди по всему миру. Однако наши политики постоянно нас сталкивают лбами, чтобы мы были недовольны друг другом. Политики и предприниматели, хотят постоянно показать, какие мы все разные. Очень жаль, что нашими мнениями постоянно манипулируют.
А как обычно проходят чтения?
Чтения я провожу по своим текстам, например, из книги Narbenverse. Я не концентрируюсь только на чтении, я стараюсь свободно говорить. Местами тексты очень мрачны, поэтому я добавляю шуточные моменты, например, пробую сладости. В апреле у нас буду проходить чтения, и я собираюсь исполнить на них некоторые песни Goethes Erben и Henke – “Schwarzes Wesen“, “Nur ein Narr“, “Lilien“, “Blaues Wasser“ - вместе с пианисткой, интегрируя их в процесс чтений.
Наше интервью будут читать не знакомые с вашим творчеством люди. С какого альбома вы бы посоветовали им начать слушать Goethes Erben?
С “Nichts bleibt wie es war“. Потому что он содержит различные стороны Goethes Erben: от очень спокойных до мощных гитарных композиций.
Считаете ли Вы себя готическим артистом? И что для вас готика?
Я считаю себя прежде всего человеком. Готика – это жизненная позиция и жизневосприятие. Для меня это не музыка в первую очередь. Например, во многих песнях Дэвида Боуи или Sigur Rós больше готики, чем, например, у тех же Blutengel. Готика для меня – это все, что выходит за рамки жизни.
И в завершение нашей беседы - какие пожелания у вас есть для российских фанатов?
Я бы пожелал им однажды посетить концерт Goethes Erben! И я надеюсь, что сегодня их придет достаточно много, чтобы этого могло случиться!
Официальный сайт Goethes Erben: http://www.goetheserben.de/
Выражаем благодарность Катерине Брейди за помощь в организации интервью
Интервью: Виталий Куликов, Елена Денисова
Перевод с немецкого: Елена Денисова
13 января 2017 г.
(с) HeadBanger.ru