Скорая Помощь

Скорая Помощь
Ад пуст, черти все здесь

05.09.2015

Архив интервью

Новость о реюнионе группы Скорая Помощь, гремевшей на питерской, да и не только питерской, тяжелой сцене в конце 80-х и начале 90-х, принесла немало радости поклонникам классического хэви-метала. Несмотря на то, что музыканты не работали вместе больше 10 лет, нашлось немало фэнов, которые помнят и любят классические работы коллектива. Однако новость о реюнионе датируется концом 2006 года, а первый полноформатный альбом «новой» Скорой Помощи увидел свет только летом года нынешнего, что для нашего быстротечного времени просто огромный срок. За этот период группа пережила немало пертурбаций, смен состава, и даже само название «Скорая Помощь» становилось предметом спора. Не говоря уж о том, что сам материал нового альбома "Детерminizm" трудно назвать следованием в струе старых работ типа “Hellraiser” или «Реаниматор». А поскольку история классического периода группы достаточно хорошо задокументирована, в этом интервью мы сконцентрировались именно на бурных событиях последних лет.

Лейбл Metalism позиционирует новый альбом Скорой Помощи "Детерminizm", как "возвращение хэви-метал ветеранов с новым альбомом спустя 23 года". А что в данном случае берёте за точку отсчёта вы сами?


Алексей "Краб" Поляков (вокал): Я считаю, что надо отсчитывать четыре года с выхода "Зомбилэнда" (сингл 2011 года – прим. ред.).
Александр Воропай (гитара, бас): "Зомбилэнд" был переходным между старым и новым. В "Детерминизме" музыка была сознательно повёрнута в сторону современных реалий.
Алексей: Когда я собирал Скорую Помощь, и мы хотели играть старый материал, буквально в течение полугода пришло понимание, что "по-старому" ничего уже не получится. Всё будет меняться. Это зависит от музыкантов, и от ведущего музыканта в первую очередь. А в том стиле, который был, ловить уже нечего.

В том стиле, который можно назвать чистым хэви, действительно, ловить уже нечего. Но ведь стилей много – можно было повернуть туда, повернуть сюда. Почему пошло движение именно в сторону утяжеления и усложнения материала?


Алексей: Здесь нет пафоса. У Серёги Горголы (предыдущего лидер-гитариста - прим. ред.) мне тоже нравилась музыка, но не нравился этот пауэрский дух. Нельзя сказать, что там был пауэр в музыке, но присутствовал пафос. А здесь как раз в плане музыки стало более сложно, но с точки зрения моего восприятия – ближе. Я чувствую, где в этой музыке злость, где расслабуха, где агрессия. А в серёгиной музыке всё было очень возвышенным. Я так не могу.

Александр, а насколько ты был знаком с материалом Скорой Помощи до прихода в группу?

Александр: Не слишком. Слышал какие-то отдельные песни. Собственно, когда я увидел, что они ищут гитариста, я залез в группу "ВКонтакте", послушал. Что-то понравилось, что-то нет.

Тебе предложили обратить внимание на группу, или ты сам её нашёл?

Александр: Кто-то мне посоветовал. Я на тот момент просто искал группу, чтобы плесенью не зарости.
Алексей: Когда он пришёл к нам на репетицию – а мы тогда сидели на точке на Васильевском острове – сразу предупредил: "На меня не рассчитывайте. Но если понравится, я останусь". А потом мы вместе поиграли, и всем понравилось.

Саша, в Абордаже ты играл пауэр. В Кронверке – что-то злое и техничное. Скорая Помощь в то время играла классический хэви. Тебе в принципе было всё едино, что играть?

Александр: Не то чтобы всё едино… Просто мне разные стили музыки нравятся. Мне было бы интересно много чего поиграть. И альбом "Детерminizm" показывает, что мне нравится, что я пишу. Материал – сплав разных стилей. Где-то больше такого… Трэшем это не назовёшь, но нотки проскальзывают местами. Трэш бы мы не стали играть – это слишком агрессивно для Скорой Помощи. (Смеётся.)

При сочинении нового материала ты ориентировался на прежнюю стилистику группы, или всё начиналось с чистого листа?

Александр: Мыслей начинать с чистого листа не было. Материал писался постепенно, в течение долгого периода. И я вообще ни на что не оглядывался, стараясь просто делать интересную музыку. Все наработки я показывал ребятам. Всё, что одобрялось, то и делалось. Главным критерием было, чтобы всем нам, кто будет заниматься альбомом, нравилось.

Это уже второй диск Скорой Помощи с твоим участием. И первый авторский альбом, как композитора. Каково это ощущать?

Александр: Ощущать это круто! Всё, что мы хотели получить от альбома, мы получили. Почти так, как хотели.
Алексей: Главное, что альбом реализован. Столько всяких препятствий было. Столько лет прошло…
Александр: Музыкант никогда не будет доволен на 100%, везде найдёт косяки. Учитывая, что перфекционизм всегда сыграет свою роль… Лично для себя я оцениваю его на четвёрку с плюсом. Там есть технические минусы, но слушатель их не точно заметит.

Материал начал создаваться, когда группа ещё была концертным составом. Ты приносил уже готовые и аранжированные вещи, или остальные тоже принимали участие в доведении песен до ума?

Александр: Обычно, когда я пишу музыку, я сам всё делаю. Гитары и бас я могу сделать досконально. В барабаны я тоже нормально врубаюсь. Но предпочитаю, чтобы барабанщики занимались своими партиями сами.
Алексей: Если это плохо, если это не слушается, мы говорим об этом все.
Александр: У нас в этом плане демократия. Если не нравится – я обижаться не буду. Просто возьму и переделаю, сделаю это по-другому. Даже если мне самому нравится этот кусок.
Алексей: И это неоднократно было.

Саша, ты сейчас сказал, что гитару и бас пишешь сам. Но есть же и другой подход. Кто-то из великих, кажется, Крис Поланд из Megadeth, утверждал, что гитаристу ни в коем случае не стоит записывать бас, поскольку басист – это определённый, совсем иной склад мозгов. И туда не надо влезать.

Александр: Это всё от нужды. Я бы не писал бас сам, если бы на этот момент был активно играющий басист. Но у нас не было музыканта, соответствующего уровню материала, который был придуман. Получилось так: надо писать бас – бас писать некому – кто будет писать бас? – тот, кто знает все партии.

В какой момент, когда было принято решение, что не надо комплектовать концертный состав, а сосредоточиться на студийной работе вдвоём?

Александр: Вопрос не в том, что мы не хотели комплектовать концертный состав. Просто нам было не найти подходящих людей, которые хотели бы играть в группе. До сих пор мы не можем найти постоянного барабанщика. Сесcионных – хоть завались. Только плати деньги, и люди будут играть. Презентацию, скорее всего, процентов на 90, мы будем играть с сессионным барабанщиком. Так что, это не наше желание, а суровая реальность.

И какие у вас были требования к музыкантам?

Александр: Уже и в "Зомбилэнде" было, что поиграть на басу. Новый материал ещё сложнее. Там есть такие вещи, которые далеко не каждый басист осилит. Человек должен обладать хорошим уровнем игры, а такого музыканта найти сложно. Тут должно совпасть несколько факторов. Во-первых, хороший музыкант, который осилит материал. Во-вторых, он должен хотеть. В-третьих, он должен иметь хороший инструмент, быть платёжеспособным – мы все платим за себя, арендуем репетиционную точку. И четвёртый фактор – он менее важный, но и его исключать не стоит – человек должен выглядеть, как музыкант, играющий тяжёлую музыку.

Человек в пиджаке вам не нужен?

Алексей: (осуждающе) У нас же не Аукцыон…
Александр: (смеётся) Офисный персонаж, если он будет выходить на концерты в той же одежде, в которой работает… Это да! Но главное, чтобы сошлись хотя бы два пункта – желание и умение.
Алексей: И готовность к тому, что за это не будешь получать деньги.
Александр: Сессионные басисты есть. Которые осилят материал – есть. Вопрос в финансах: надо платить сессионщику за репетиции и концерты. Будь мы олигархами, я бы так бы и делал.

Но, тем не менее, барабанщики были сессионными.

Алексей: Если говорить об Игоре Чериднике, то он в давнем прошлом бывший барабанщик Скорой Помощи. Вова Исаев – тоже. Я считаю, что это нормально.

Скорая Помощь на протяжении большей части своей истории – группа двухгитарная. Последнее время вы играли в одну гитару. А что будет дальше?


Александр: Дальше снова будут две. Репетирую сейчас с одним парнишкой, так что на презентации по любому будет две гитары. Альбом очень насыщенный, его не получится сыграть в полном объёме с теми же аранжировками, как на записи. Для этого нужны подложки – две гитары вживую, а остальные из «минуса». Мы ещё подумаем, как это лучше сделать, чтобы получилось максимально живьём. Опять же, на песню «Голоса» я бы ещё и третьего гитариста взял сыграть на акустической гитаре. Чисто в живом исполнении в две гитары она потеряет свой шарм. На альбоме она очень объёмная, за счёт того, что на ней много гитар.

Опять же, традиционно было разделение гитаристов по функциям – один играл соло, другой ритм. В восьмидесятые, похоже, это сложилось потому, что Валерий Петров умел играть соло, а Сергей Титов – нет, что, правда, никогда и не скрывал.

Алексей: До Серёги Титова мы брали играющих соло вторых гитаристов. Того же Сашу Борисова. Из-за этого произошёл конфликт, ушёл Валера Петров, и остался один Борисов. Потом вернувшийся Петров решил, что Титов играет ритм – и нормально. Конкурента у него нету.

А сейчас будет новый второй гитарист, играющий только ритм-партии?

Александр: У меня такая позиция, что гитаристы не должны делиться на ритм и соло. Гитарист должен уметь играть всё. Поэтому я от нашего, я надеюсь, нового гитариста требую, чтобы он и соляки играл. На альбоме много мест, где две гитары играют соло в интервалы. И он будет играть.

Саша, вот ты говорил, что материал писался постепенно, в течение долгого периода. А с какой песни этот альбом начался?


Александр: Одной из первых была написана "Выбирай". Потом "Involutio" – мы её играли на презентации ещё с Вовой Исаевым. Это песня Егора Фёдорова, но не полностью. Он придумывал куплеты, припевы, риффы. А я добавил акустическую середину, вступление, написал аранжировку. После неё были "Игра" и "Свежая кровь". Самые бодрые песни, которые писались в начале, лучше всего и получились. Последними были написаны "Месть", "Голоса" и "Дежа вю".

Многие группы бездумно забивают диск песнями под завязку. Но не вы.

Алексей: На опыте других команд видно, что даже хороший длинный альбом трудно выслушать полностью, чтобы он въехал в мозг. Поэтому много песен не хотелось.
Александр: Мы опирались в первую очередь на хронометраж. Изначально мы задумали песен 8-9, поскольку было понятно, что песни будут большие, длинные. Хронометраж больше часа не хотелось делать. Альбом должен прослушиваться на одном дыхании. У нас он вышел на 45 с чем-то минут. А расстановка была сделана без концепции, исключительно в динамическом плане. То есть, альбом должен держать слушателя. Мы постарались сделать так, чтобы человек не уставал, чтобы ему было интересно.

А как вообще у Скорой Помощи сочиняются песни?


Александр: Когда я берусь за какую-то песню, я пишу её от начала и до конца. Изначально я могу придумать какие-то куски, фрагменты. И понимаю, что это у нас будет припев, это – куплет, а это проигрыш в средней части. И когда намёточки у меня формируются, я сажусь и начинаю собирать это всё в целую песню. Начинаю со вступления, продолжаю, прикидываю структуру… На тот момент, когда мы начали запись, все песни были уже написаны, и все аранжировки сделаны, потому что я их сразу пишу. Другое дело, что в процессе записи появлялись кое-какие идеи, и аранжировки менялись. За счёт этого альбом очень сильно освежился, поскольку мы в процессе записи кое-что поменяли. Свежие идеи – это всегда хорошо. Допустим, в "Дежа вю" появились совсем небольшие изменения в плане звука, мы убрали в конце эпизод с "бандерлогами", сделали соло и по мелочи ещё кое-какие штучки добавили.

Александр, сочиняя песни, ты намечаешь вокальную партию, или это задача Краба?

Александр: По-разному. Если у меня есть, что сказать, я придумываю вокальную партию и показываю её Крабу. Он может её изменить или написать свою. Всё равно он сделает это под текст, под слова. Понятно, что я учитываю его диапазон, я знаю, что мне писать. Мы так сработались, нас обоих так устраивает.

Алексей, а рассказать про концепцию текстов ты не хочешь?

Алексей: Нет. Это пусть каждый для себя решает. Тем более, я всегда пишу песни так, чтобы у них было несколько…
Александр: Вариантов толкования?..

Или слоёв восприятия?..

Алексей: Даже если я пишу о чём-то конкретном, я всегда размазываю это в глобальное. Если я пишу о конкретном человеке и вижу перед собой его образ, то у других перед глазами могут мыть иные люди из прошлых веков. Я в этом плане защищаюсь.

Алексей, у тебя в текстах регулярно появляется всякая чертовщина, но стоит её копнуть поглубже – вылезает политика.

Алексей: Понятное дело! (Смеётся.) Я пишу о том, что меня волнует.

Социальный рок?

Алексей: Да. Мне кажется, изначально – в 50-х, в 60-х он задумывался таким. А потом всё превратилось в коммерцию. А петь про всяких гномов и драконов мне совершенно не интересно. Когда ты поёшь, ты должен испытывать эмоции. А когда поёшь о том, что тебе не интересно, никаких эмоций не будет. И в этом смысле многие поносят мой голос. Но я считаю, что в нём есть что-то из фильмов ужасов, какие-то дьявольские голоса, и это очень подходит к музыке. Ад пуст, черти все здесь.

Кстати, а почему "Детерminizm"?

Алексей: Детерминизм, по сути – это танец на граблях. Стремление предугадать, что будет, по событиям, которые происходят. Достаточно заглянуть в прошлое – там всё это уже было. Грабли все расставлены, и мы по ним опять ходим. Я так вижу, мне так кажется. Дай бог, чтобы я был не прав. Но что-то сомневаюсь я, чтобы я был не прав.

Какая песня на альбоме главная?

Алексей: "Истерия".
Александр: Она в полной мере отражает настроение альбома.
Алексей: И настроение времени.

Альбом долго писался ведь не только из-за перипетий с составом…

Александр:
Самое сложное было начать. Сначала нам пришлось переезжать с точки на точку. Нашли помещение, привели его в порядок чисто под запись – репетировать там можно было только без барабанщика, докупили аппарат. Поскольку точка была своя, во времени мы были не ограничены, начали выстраивать звук и экспериментировать с ним. Хотели добиться максимального результата из того, что у нас было. Всё делали сами с нашим незаменимым звукорежиссёром Алексеем Качаловым. Долго искали микрофон для вокала. Потом пришлось писать очень много гитар, поскольку решили писать всё вживую, а не делать ре-амп. Одних ритм-гитар было четыре – по две на каждый канал. Эта работа заняла очень много времени. Мы же работаем все. И не всегда есть возможность придти на студию. И как показывает практика, всё-таки писать альбомы лучше в отпуске. У меня максимальная работоспособность утром. А запись гитар вечером после работы… Какие-то песни попроще мы писали в будние дни, сложные – в выходные, на свежую голову. Сначала записали бас, пока точка ещё достраивалась. Потом ритм-гитары, потом начали писать вокал. На него тоже много времени ушло, поскольку писали его дабл-треками. Это была уже весна-лето прошлого года. Считайте, всё лето на него ушло.
Алексей: Некоторые песни мы не репетировали с вокалом, а при записи выяснилось, что некоторые ноты – не те. Пришлось вносить изменения в партии.
Александр: После вокала настало время соло и акустических гитар. Отпусков у нас в то время не было, я приходил на запись, играл что-то… Мы с Качаловым сидели в студии по три-четыре часа и многое потом просто удалялось.
Алексей: После нескольких часов ты уже не понимаешь, плохо это или хорошо.
Александр: Саму запись мы закончили осенью. И пошёл процесс сведения. Качалов работал сам, звал нас, только когда надо было оценить результат работы. Образцом всего альбома была песня "Involutio", потому что в ней присутствуют как жёсткие агрессивные риффы, так и спокойные акустические вставки. Её он сводил и пересводил раз двадцать. А потом, когда альбом был полностью сведён, мы отправили его на мастеринг в Финляндию. Не сразу, с третьего захода – первая версия была слишком закомпрессированой, "альтернативной", но результат нам всем понравился. А в следующий раз мы постараемся упростить и ускорить процесс записи в разы с помощью ре-ампа.

А в следующий раз это будет что?

Александр:
Следующий альбом Скорой Помощи. Мы подумывали о том, чтобы записать летом сингл, но передумали. Хотелось записать пару новых песен и переписать "Последний шанс" – мы эту вещь играли на концертах и глобально переделали.
Алексей: Нам сейчас интереснее делать новое. И у меня, и у Сани есть кое-какие задумки. А если в голове не останется никаких мыслей, и нам будет нечего делать, тогда можно будет переписать "Монстр СПИД".

Это первый альбом, к которому рисовал обложку не звукорежиссёр Алексей Качалов.

Александр: В этот раз он всё время занимался только звуком, на оформление у него времени не осталось.
Алексей: Всё время записи мы обговаривали оформление. У меня были идеи, но как их выразить, я не знал. Нашли художника с характером. Он классно рисует, но не приемлет корректировок. Вообще.
Александр: Из серии "я так вижу". Он прислал очень неплохой эскиз, и мы бы продолжили с ним сотрудничество, если бы он внёс изменения.
Алексей: Племянница моя нарисовала новый эскиз, но потом по молодости загуляла, и ей стало не до того. А потом появилась Маша Семёнова, которая сразу нарисовала практически так, как нам надо. Поправляли в основном толпу. Переодели её в рубища. Изначально она была в цивильных одеждах, а мы пытались уйти от конкретики и современности.
Александр: Картинки в буклете не имеют непосредственной связи с песнями. Они просто хронологически расставлены по жизни человека от начала к концу. Хотя, некоторые ассоциации при желании можно найти. Центральный разворот на основе рисунков Марии делала Аня Серебрякова. Она же занималась и вёрсткой, и наполнением текстами.
Алексей: Мария отказалась рисовать на религиозные темы, по каким-то своим причинам. И мы тоже решили убрать конкретную религиозную атрибутику. Но совсем без неё не обойтись, потому что это одно из самых сильных влияний на мозг человека. То, что изображено на развороте, не относится к какой-либо конкретной конфессии.

Весной, за несколько месяцев до официального релиза на дисках, вы опубликовали альбом в Сети.

Александр: Какое-то время заняла вёрстка буклета. Плюс согласование рабочих нюансов с Metalism Records. Мы себе никаких сроков не ставили и спешить не хотели. В наш цифровой век выход CD уже не настолько важен.

Какие отзывы были на альбом в Cети?

Алексей: Положительных отзывов больше.

А что не устраивает авторов отрицательных отзывов?

Алексей: Либо то, что мы изменили стиль в ту или иную сторону, причём, на разных форумах одни говорят, что мы стали слишком современными, а другие, что мы наоборот, «восьмидесятники». Это уже смешно. Ну, и вокал, естественно.
Александр: Вокал у Алексея своеобразный. Не всем он может понравиться.
Алексей: О вокале пишут те, кто фирменную музыку практически не слушает. У них герои - Эпидемия, Кипелов…

Людям привычен лирический тенор в металле…

Александр: Претензии, почему Краб не поёт как Кипелов – это уже клиника! (Смеётся.) Просто люди не понимают музыку.

Набран ли состав, планируются ли концерты?

Александр: Полноценный состав набран, за исключением постоянного барабанщика.

Когда будет презентация?

Александр: Постараемся успеть провести её в конце октября. Альбом есть, всё готово, осталось лишь отрепетировать всё с музыкантами. Я готов сыграть хоть завтра!

Официальный сайт группы Скорая Помощь: http://skorpom.com/

Александр "Alexx-Off" Молодяков и Виталий Куликов.
10 июля 2015 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker