Калевала

Калевала
Мы понимаем, как утекает время

09.02.2015

Архив интервью

Одна из самобытнейших команд отечественной фолк-металлической сцены справила в ушедшем году свое семилетие. С одной стороны, это не самый большой срок, но с другой, смотреть стоит не только на формальную продолжительность существования коллектива, а на то, сколько за это время сделано, и по этому критерию Калевала оставляет позади многих коллег, разменявших второй десяток лет. Сейчас на повестке дня группы – сочинение и запись нового альбома «Саамское солнце», но пока работа над ним еще ведется, Ксения (вокал) и Никита (гитара) рассказали нам о своих предыдущих релизах (альбоме «Луна и грош» (2013) и EP «Доху я купила» (2014)), а также о текущей ситуации в коллективе.

За семь лет существования Калевала выпустила четыре номерных альбома, акустический концертник и миньон. Как вам удаётся держать высокий темп без потери качества?

Ксения: Я не считаю, что четыре альбома за семь лет - это ударный темп. Это нормальный темп для группы, которая во главу угла ставит саморазвитие и профессионализм. Мы привыкли к вялотекущему черепашьему развитию событий у некоторых отечественных исполнителей, у нас в стране вообще с советских времен не принято особо баловать публику - хиты складываются в стол, альбомы пишутся по мере поступления денег от спонсоров. Калевале не приходится ждать подачек со стороны - поэтому мы должны выжать максимум из бегущего времени. Одно из качеств, которое объединяет участников группы - мы все очень хорошо понимаем, как утекает время.

Песни в группе традиционно пишут Никита и Ксения. Остальные ничего не предлагают?

Ксения: Проект Калевала изначально является творческим замыслом его создателей - Никиты и меня. Поэтому в плане концепции музыкальной и лирической - ответственность лежит только на нас двоих. Но остальные музыканты из группы привносят свое видение аранжировок песен, и это бесспорно является важнейшим качеством их работы!

В альбоме "Луна и грош" стало гораздо меньше аккордеона, но зато гораздо больше волынки. Почему?

Никита: Я бы так не сказал: в некоторых песнях – "Говори со мной", "Лучшую спою вам песню", "Где твоя ночевала печаль" - основная тема ведётся дабл-треком волынки и аккордеона, а где-то добавляется ещё и вистл, получается весьма своеобразно. Но в целом, мы просто расширяем диапазон различных фолк-инструментов, чтобы избежать однообразия, да и немного поэкспериментировать. Отмечу, что на альбоме также используются новые для нас инструменты - виолончель ("Снежный дом", "Нагрянули") и колесная лира ("Говори со мной", "Одевал в льняное платье", "Где твоя ночевала печаль"). Процент волынки возрос по сравнению с предыдущим альбомом "Ведьма" (2010), но ненамного.

Владимир Решетников сыграл на альбоме на галисийской волынке. Почему именно галисийская – не шотландская, не ирландская, не еще какая-то?

Никита: Мы хорошо дружим с Володей, и такие вещи я ему полностью доверяю. Видимо, на тот момент, да и сейчас, галисийская волынка - просто его основной инструмент. Но это лучше у него и спросить.

Как "Луна и грош" стала заглавной вещью альбома?

Ксения: Это достаточно стёбная песня "о наболевшем" в кругу всех творческих людей. Не помню, кто из восточных мудрецов сказал, что есть два показателя состоявшегося художника - это опыт и гонорар. Так вот, в этой стране с опытом у многих групп прекрасно, но это, увы, никак не отражается на гонораре. (Смеётся.) Поэтому, отыграв почти шесть лет успешных концертов по городам и весям бескрайнего Отечества, мы решили немного поглумимться над своими пустыми карманами. Лично у меня на гастролях никогда не бывает больше ста рублей железками. Но зато с нами всегда наше огромное сердце, ну, и Луна, которая освещает трассу в пути. И мы понимаем, что именно эту Луну невозможно променять ни на что на свете. И, конечно же, одноименный роман моего любимейшего Моэма добавил романтизма в сложившуюся специфическую ситуацию отечественного шоу-бизнеса XXI века.

В музыке Калевалы много аккордеона и народных духовых, но на концертах они звучат в записи. Так проще работать, или это вынужденная мера, поскольку подходящие музыканты не находятся?

Никита:
В Москве мы приглашаем музыкантов на большие концерты, но в других городах пока нет возможности. У нас в песнях очень сложные тональности для духовых, и порой некоторые ноты приходиться тюнить на записи. Например, в композиции "Улетай на крыльях ветра" - её практически невозможно сыграть вживую на волынке из-за одной ноты. Вообще пробовали брать постоянного аккордеониста пару раз, но не складывалось. Думаю, ещё попробуем. Саша Олейников, экс-участник группы, помогает нам только на московских концертах. Конечно, гораздо проще гастролировать меньшим составом, и на акустических концертах мы компенсировали отсутствие фолк-инструментов балалайкой нашего бывшего басиста, но сейчас всё-таки уже планируем расширять состав.

А что с Иваном? Как он стал бывшим?

Ксения: С Иваном всё в порядке. Он теперь играет только на балалайке.
Никита: Соответственно, он участвует только в акустических концертах. Или в больших концертах, как "Семь вёрст до небес".

С Иваном получилась та же история, что и с аккордеонистом?

Никита: Не совсем. Аккордеонист играет с нами только в Москве и на больших концертах. Играет металл. На концерте "Семь вёрст до небес" он играл с нами почти всю программу в 30 песен. А Иван - на акустических концертах. В Ставрополе на дне города была соответствующая публика, поэтому мы играли в акустике, и он с нами летал. Летом несколько раз с нами выступал.

Кстати, при принятии Ивана в группу его балалаечность рассматривалась как весомый плюс или как приятный бонус?

Никита: Сперва как приятный бонус, а потом как плюс.
Ксения: Ваня хороший музыкант, с хорошей базой, с образованием, у него очень хороший слух. Но жизнь идёт вперёд, он женился, у него родился ребёнок, и встал вопрос о том, что надо кормить семью.
Никита: В марте мы поехали в тур, и когда за два-три месяца стали всё это планировать, он сказал, что у него не получится. И мы взяли человека, который с нами уже ездил на фестиваль "Сорока". Лёша Митрофанов к нам очень органично влился.
Ксения: Это вполне понятная штатная ситуация. Теперь Лёша у нас постоянный басист, а Ваня присоединяется на акустические концерты. Эпизодический балалаечник.

Вот вы говорите, музыкант с образованием. А насколько оно нужно рок-музыканту? А то у рокеров к этому вопросу бывают диаметрально противоположные подходы…

Ксения: На сегодняшний день современному рок-музыканту нужно иметь образование. Без базового профессионализма сегодня никуда. Без поставленного вокала у слушателей уши вянут. А певцу кажется, что его мычание – хорошая подача. К тому же, вокалист – это текстовик. Значит, нужно читать, развиваться, анализировать тексты. Должна быть система в голове.
Никита: С образованием проще и быстрее. Оно ускоряет процесс написания и объяснения того, что ты хочешь. Надо учиться и теории музыки, и технике игры, и звукорежиссуре – сейчас развиваются домашние студии. И всё это надо уметь. Отдельно надо развивать слух. И отдельная школа – сочинение музыки. Здесь тоже должна быть база. И продвижение музыки – этому тоже надо учиться.

Альбом "Луна и грош" сводился и мастерился в Дании у Якоба Хансена. А миньон "Доху я купила" делался Никитой самостоятельно. Что изменилось за это время?

Никита: Мы изначально хотели записать каверы без особых финансовых затрат. Просто записать свои любимые песни и не запариваться со сведением и с супер-звуком на Западе.
Ксения: "Доха" задумывалась, как шуточный экспериментальный альбом. Мы записали те песни, которые мы поём в дороге, поём за столом. Я сейчас ищу ещё казачий материал. Хочется сделать то, что раньше не делали в рок-обработке. Казачья музыка бескрайняя, там очень много интересного. Я бы тему казачьей песни развивала и дальше.

Чем вызвана такая любовь к казачьим песням?

Ксения: А как можно их не любить? Поработав в студии над треком "Батька Атаман" в сопровождении казачьего хора "Казачий Спас Ярославль", мы многое узнали о специфике исполнения казачьих романсов, и у нас вспыхнул огромный интерес к казачьей песне. К тому же, мой муж Дмитрий Варг - сотник в Великом Братстве Казачьих Войск (ВБКВ), община "Дикая степь". Так что... я в какой-то степени тоже казачка. (Смеётся.)

Женское ли дело - петь казачьи песни?

Ксения: Конечно, казачья песня – в основном, мужская. Там тематика войны, там мужские песни о смерти. Но мне интересен женский взгляд на это. Есть мы, и есть наши мужики, которые уходят на войну. И мы тоже переживаем. Мы недавно были в Ставрополе на фестивале русской славянской культуры и познакомились там с Николаем Емелиным – а он большой знаток русской казачьей песни. И у нас с ним возник спор. Ему не нравится, что баба поёт казачьи песни. Понятно, что "Не для меня" – песня мужская, песня военного человека. Но я не вижу ни одной причины, почему бы мне её не исполнить. В событиях на Украине – очень не хочется эту тему затрагивать – я потеряла уже двоих друзей. И когда эти известия приходят, а люди не дожили до тридцати, это горе большое.

Ксения – казачка по мужу. Казачья культура, как она представляется большинству наших сограждан, сугубо православная. У вас же казачьи песни соседствуют с языческими образами в ряде текстов. Нет ли здесь противоречия?

Ксения: Изначально казачество не могло быть православным, поскольку появилось раньше, чем крестилась Русь. Святослав Хоробрый никогда в жизни не был христианином, говоря, что "христианская вера уродство есть". Был знаменитый казак Серко… Христианство было приделано позже. В Ставрополье казачество процветает, но там очень много людей родной веры, которые знают, что было раньше. Здесь даже вопрос не о религиозности, а о знании истории и символики народа. Там всё это очень развито. Там фестиваль проводился на очень смелых началах. Я вышла в поясе тканом, со свастиками. В Питере или Москве я бы не позволила себе в таком выйти – вопросов не оберёшься. Так что это очень спорно, что казачество христианской религии.

Тогда что для вас бог и боги, вера и верования? Что-то живое и незримо присутствующее или преданья старины глубокой?

Ксения: Природа - она сегодняшняя, значит, всё живое. Моя семья очень религиозная, но я не считаю, что надо бегать по капищам в лаптях и жрать репу с кашей, поскольку мы живём в современном мире. Мы в эти вещи не играемся. Это вера в природу, вера в силы природы. И опять же, определённые моральные качества.

Раз был упомянут муж… Он ведь в последнее время занимается оформлением ваших альбомов. Идеи оформления исходят от него или от вас?

Ксения: От него. Он, можно сказать, наш участник. Он постоянно вместе с нами, знает, что у нас происходит, первым слышит наши новые песни. У него есть своё мнение, он может что-то нам подсказать. Кстати, песня "Ты прости меня, родная" из его пьяного репертуара.

Название "Доху я купила" уж больно шкодное…

Ксения: Песня называется "Ольху я ломала". Но мы искали название для ЕР, и "Доху я купила" – яркое название, китч. Мне очень нравятся такие эпатажные вещи, я не боюсь их. Но есть эпатаж – голую жопу показать, а есть более интеллектуального плана.

В последнее время Калевала активно снимает клипы. Это навёрстывание упущенного или реализация внезапно появившихся новых возможностей?

Ксения: Скорее, это новая веха в нашем творчестве! Клипы - это совершенно новое для нас занятие, мы еще только учимся и набираем обороты! У нас есть ещё много идей о видеорядах на другие песни!

Недавно был объявлен конкурс идей для сюжета третьего по счёту клипа "Нагрянули". Чем он закончился?

Ксения: Он закончился тем, что приз мы присудили девушке, которая придумала самый смешной сюжет. Разумеется, к большинству предложенных вариантов нельзя было относиться серьезно. Мы сняли его у клипмейкера Сергея Шубина. Он очень грамотный парень, и работать с ним нам очень понравилось. Сейчас идёт монтаж. Надеемся, что мы не разочаруем наших фанов!

А чьи идеи были взяты за основу двух предыдущих видео? И кто их снимал?

Ксения: Видео на "Сон-реку" снималось минским клипмейкером Юрием Ереминым, я придумала тему с "веригами", чью роль исполняла купленная на стройдворе цепь. Далее съемки продолжились во Фроловском, в родных местах, где я родилась и выросла. Второй наш клип "Лучшую спою вам песню" снимался московской студией StrippedSquare Production в ресторане "Ермак", при поддержке Клубов Исторической Реконструкции "Варяжская Дружина" и "Sann Varing". Идея видео принадлежит мне и Денису Золотову. Собравшись у меня дома на кухне попить пивка, мы подумали, а почему бы не создать такую атмосферу кабака раннего Средневековья, сыграть перед ними, как инопланетяне из XXI века, и посмотреть, как нас примут. Собственно, такой сюжет и реализовался на съемках.

Сейчас покупка CD становится уделом коллекционеров. Но вот нынешний миньончик в отличие от предыдущих релизов – "жирных", диджибучных – в "стекле".

Никита: Ну, потому что это миньон на четыре трека. И как нам лейбл SoundAge советует, так мы и поступаем. Он решает, что и на чём издавать.

Вы уже много лет сотрудничаете с одним и тем же лейблом SoundAge. Чем он для вас так хорош? Сейчас ведь многие стремятся издавать диски сами и продавать их на концертах.

Ксения: Что?! Самиздат?! Это самый большой позор для артиста. Это означает, что ты никому не интересен, что ты лох. И что потом, возить чемодан дисков в багажнике машины и впаривать их? Самиздат даже не обсуждается!
Никита: Мы сработались с Пашей. У него есть дистрибьюция. Мы вместе выпускаем мерч. Нас всё устраивает. А цифровые продажи идут через iTunes. Мы сами не будем заниматься массовой рассылкой по почте, для этого нужен отдельный человек.

У вас ведь в последнее время и переиздания выходили…

Никита: Закончился тираж и у диджибука, и у джевела "Кукушкиных детей" (2009). И сейчас альбом перевыпущен в джевел-кейсе, но с оформлением диджибука. И кстати, мы наконец-то напечатали переиздание первого альбома "Кудель белоснежного льна" (2008) в диджибучном варианте. Наверное, многие об этом уже забыли, но мы сделали.

На "Кудели…" был "Пастушок", написанный на ахматовские стихи. На "Луне…" – рубцовские "Нагрянули". Как вообще создаются подобные песни?

Никита: Была изначально музыка. А Ксения потом как-то подобрала.
Ксения: У "Пастушка" очень музыкальный текст. Он сам туда просился. Потом я слышала вариант у какой-то бабы попсовой – Варвары, что ли. У неё на стихи "Пастушок" тоже есть трек. Я не согласна с её трактовкой. У неё там размер разбит, и музыкальности текста не чувствуется. Песня не качает. Перемудрила она. Вот почему много поют песен на стихи Есенина – музыкальные потому что. И у Рубцова на "Нагрянули" много песен, даже шансон есть. Этих поэтов музыкальных очень много поют, и в этом нет ничего удивительного.

Когда записывается альбом, есть чёткое представление, каким он должен быть, что на него войдёт?

Ксения: Я всегда заранее знаю, каким будет название, я выстраиваю в голове концепцию будущего релиза. Я считаю, что неконцептуальная музыка – это полное дерьмо и дрянь, которая просто ни о чём. Когда я знаю, что я хочу сказать людям этим альбомом, какое состояние я хочу передать – это называется концептуальностью. (Смеётся.) И песни по порядку расставляю тоже я. И никто не посмеет со мною спорить, потому что себе дороже.

Фолк-метал – один из немногих тяжёлых стилей, где для выхода на международную сцену не требуется петь на английском. Совершает ли Калевала какие-то движения в сторону Запада, или у группы пока и России дел хватает?

Ксения: Если честно, я вижу Калевалу в струе отечественного рок-мейнстрима. Я считаю, что, может быть, отчасти у нас музыка филологическая. Больше о чём, чем как. Я спокойно отношусь к западникам, но у них там и своих хватает.
Никита: Нас приглашают на фестивали и на Запад, и в России. Но… Если будем стремиться на Запад, будем меньше выступать здесь.
Ксения: Когда я вижу зал, вижу людей, поющих наши слова… А иметь международные амбиции на голом месте? Мне и здесь хорошо!

Но есть же пример Арконы…

Ксения: Машка – это абсолютное попадание в образ. В самое яблочко. Но это именно та цель, именно та концепция, ради которой команда создавалась и развивалась. Лазарь вёл команду именно в это коммерческое русло. Это пример абсолютно правильного и успешного проекта. Я же хочу попробовать себя на ниве отечественного рок-мейнстрима.

И как вам кажется, получается ли достичь этой цели на данный момент?

Ксения: На данный момент я абсолютно довольна. Не кривя душой. Мне очень нравится отдача. Для творческого человека очень важно жить в согласии с собой. Когда ты внутри считаешь, что ты достоин большего, “давайте мне большие гонорары, давайте мне большие залы”… А когда ты понимаешь ситуацию, посещаемость концертов, вкусы публики, и вдруг находится пласт аудитории, нашей аудитории, и нехилый пласт – я счастлива. Честно, счастлива.

А телевидение? Акустические программы у вас вполне форматные.

Ксения: На телевидение нас приглашали. Опять же, эта история с нашим выступлением на Красной площади под абсолютную фанеру. (Смеётся.) Это от Министерства культуры делалось. Нас пригласили. Конечно, мы согласились. Я там облажалась. Это видно, если внимательно смотреть. У меня папа с соседями были на даче, открыли бутылку водки и включили телевизор. Как в 50-е, всё дачное товарищество собралось перед телевизором.
Никита: У меня тоже все родственники смотрели и потом звонили. И даже на следующий день инструктор по вождению взял автограф.
Ксения: Всё потихонечку. У Тутты Ларсен мы были на передаче, но там скучновато получилось. Семён Чайка нас приглашал на эфир… Всё хорошо, всё идёт.

Группа названа по карело-финскому эпосу. Но тематика песен у вас сугубо русская, никак на финнов не завязанная. Нет ощущения диссонанса между названием группы и песнями?

Ксения: Во-первых, у нас есть две песни, основанные на карело-финском эпосе "Калевала". На одну из них – "Лучшую спою вам песню" - зимой 2013 был снят видеоклип. Своеобразной "визитной карточкой" Калевалы в свое время стала наша песня "Гой, Олень!", основанная на древней марийской легенде. Так же мы надеемся, что в скором времени увидит свет пластинка под названием "Саамское Солнце" - сборник лирических песен об одиночестве северного человека посреди дымящего мегаполиса. Да и вообще, я бы не назвала тематику песен "сугубо" русской. Я, конечно же, опираюсь на старинный русский фольклор и стилизацию под него, но в основном концепция лирики Калевалы - жизненные истории, рассказанные от женского лица и случавшиеся во многих судьбах. Возможно, что и в моей.

Каким будет альбом "Саамское солнце"?

Ксения: Это будет полу-акустический альбом. Мы и металл ещё поиграем. Но сейчас у нас такое настроение, такое состояние, что нам хочется работать над "Саамским солнцем".

Когда вы только начинали слушать рок, такого жанра, как фолк-метал, пожалуй, и не было. Как вы к такой музыке пришли?

Ксения: Через тернии пэган-метала. Лично я так начинала. У меня тематика эта давно сидела. Butterfly Temple, потом Невидь, которую мы делали. После этого выбирать жанр было уже поздно. В Butterfly Temple я оказалась году в 1995-м. Сначала дум играли, потом заиграли пэган.
Никита: Я пришёл через Korpiklaani. Слушая их второй альбом, я подумал, что это такой утяжелённый Король и Шут со скрипкой и такими ритмами. Я когда в Невидь пришёл, то вообще этой музыки не понимал. До этого слышал пару альбомов Butterfly Temple, а играл трэш.

Одно время казалось, что у Никиты на каждом питерском концерте другая гитара. И вдруг эта карусель завершилась. Нашёлся инструмент мечты?


Никита: На данный момент у меня две основных гитары, которые я использую в записи и на концертах. Это Framus Diablo Custom и Gibson Flying V 1989 года. Собственно, оба являются инструментами мечты, если можно так выразиться. Предпочтения больше отдаю Flying V, для меня идеальный вариант. И пока нет планов что-то ещё искать.

Почему именно Flying V – любимая гитара?

Никита: За полгода до этого я купил немецкую гитару Framus, которую очень долго выбирал. Целый месяц ездил, слушал разные гитары, купил, был доволен и счастлив. Но вдруг мне среди ночи "ВКонтакте" пришло сообщение "Продаю гитару". Обычно я такое не просматриваю, а тут решил посмотреть. Gibson Flying V 1989 года. Поинтересовался, почему продают. Человек решил с музыкой завязывать. Цена вполне себе была. Под сердцем застучало, и я с утра поехал к чуваку. Приезжаю – у чувака на стене плакат Калевалы. Послушал – всё отлично. А человек на следующий день передумал завязывать с музыкой. (Смеётся.) Но он доволен, что я играю на его бывшем инструменте. Я попробовал инструмент в записи и понял, что он убирает все остальные. Теперь и на концертах и в записи – я имею в виду запись тяжёлых риффов – будет эта гитара. Я на студии много работаю с записью гитар и даже ученикам выбираю инструмент. И для меня главный критерий – звук. Не удобство, не внешний вид… В студии для разных целей я беру у кого-то гитары для записи. Но в данный момент Framus и Flying V решают практически все вопросы.

Идея концертного альбома с полноценным видео отложена?

Ксения: Мы снимали большой концерт, всё отсняли, посмотрели – не понравились ни съёмки, ни монтаж. И мы от этой идеи временно отказались. Пока не найдём достойного оператора, с кем сделать. Я со многими общалась, но никто не может порекомендовать подходящего человека, который осуществит всё, что мы хотим. Как только найдём, так снимем.

А "Саамское солнце" когда ждать?

Ксения:
До весны не успеем. Будучи реалистом, скажу, что осенью. Сейчас самое первое – клип.

За семь прошедших лет есть что-то такое, что вы изначально планировали, но так и не успели?

Ксения: Мне кажется, когда ты выполнил все свои планы, надо по улицам ходить аккуратнее. Человек живёт, когда движется вперёд!

Официальный сайт группы Калевала: http://www.kalevala-folk.ru

Александр "Alexx-Off" Молодяков, Виталий Куликов
ноябрь 2014 - февраль 2015 гг.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker