Sabaton

Sabaton
Теперь ты в армии

13.06.2014

Архив интервью | English version

«Матушка-Россия, союз братских народов. Ещё одна славная победа Красной Армии!» - представьте, что песню с таким текстом (ну или примерно таким, перевод получился вольным) поёт группа из Швеции. А теперь добавьте к полученной картинке факт, что именно эту группу обвинили в симпатиях нацизму и запретили ей выступать в Волгограде. Абсурд? Тем не менее, всё это правда. Разумеется, я говорю о Sabaton, чьё творчество чуть менее чем полностью посвящено военной истории во всех её проявлениях. В их арсенале (это слово как нельзя лучше подходит именно для Sabaton) есть песни о, кажется, всех крупных вооружённых конфликтах в новейшей истории человечества: от Полтавской битвы до высадки союзников в Нормандии, от Вьетнама до Ирака, - и с каждым новым альбомом на карте мира остаётся всё меньше белых пятен. Как так получается, что одну и ту же группу называют то нацистами, то коммунистами, откуда берутся темы для новых песен и что заставило музыкантов отыграть целый концерт, сидя на велосипедах – в преддверии выхода нового альбома “Heroes” обо всём этом нам рассказал басист группы Пор Сундстрём.

Ну, как дела с новым альбомом?


Всё просто отлично, как раз сейчас мы поехали в промо-тур по Европе. Сегодня я, в основном, на телефоне, но уже успел побывать в нескольких странах, поговорить со многими людьми, и ещё мы включали альбом для журналистов и друзей группы, - и все были в восторге, так что теперь я могу расслабиться. Знаешь, пока записываешь альбом, всегда немного волнуешься, понравится он слушателям или нет, но теперь я спокоен. Вчера к альбому вышел ещё один трейлер, и реакция фанатов меня безумно радует. Так что прямо сейчас я, что называется, парю на крыльях счастья.

Ну а ты-то сам доволен результатом?

Да, абсолютно. Во всех смыслах. Знаешь, перед началом записи, мы ощущали огромное давление. Частично потому, что наш предыдущий альбом “Carolus Rex” (2012) получился очень хорошим, и этот успех поднял Sabaton на новый уровень. Но кроме этого, у нас ведь произошли изменения в составе, появились новые члены группы, и это, разумеется, увеличило давление. Ведь если бы этот альбом провалился, если бы мы не сумели сделать его достаточно хорошим, появилось бы много людей, которые бы решили, что это произошло из-за перемен в составе. И люди бы говорили: «Да ну, раньше было лучше…» или ещё что-то в этом роде. А теперь, я уверен, они просто не смогут этого сказать. Конечно, кто-то всё равно будет жаловаться, но большинство слушателей назовут этот альбом отличным, других мнений тут просто быть не может.

Йоаким (Броден, вокалист - прим.авт.) сказал, что в ноябре вам пришлось выбросить половину написанных песен. Это так?

Мы выбросили целую кучу идей. Во многом это произошло именно из-за напряжённой атмосферы, мы очень нервничали, и это заставило нас всё переосмыслить: «Так, мы не можем включать в альбом просто хорошие вещи. Они должны быть великолепными». К тому же, нам нужно было сделать альбом разнообразным, нужно было рассуждать примерно таким образом: «Ну да, это хорошая песня, но она похожа вот на ту». Мы хотели сохранить ощущение новизны на протяжении всего альбома. То есть, ты включаешь диск и думаешь: «О, классная песня!». А потом ты слышишь следующую вещь – и она совсем другая, и альбом как будто начинается заново с каждой песней, настолько они уникальны. Я этим очень доволен.

Расскажи, как проходила запись. Ты-то сам принимал участие в создании песен?

Лично я обычно песен не пишу. Большую часть музыки пишет Йоаким, хотя иногда он и прибегает к помощи других людей. Я пишу тексты и делаю кучу другой работы для группы. Но я всегда оказываюсь рядом, если нужно убедить Йоакима писать песни получше (дружный смех), или иначе вношу свою лепту, например: «Знаешь, этот момент как-то не очень, надо бы придумать что-то другое». Но главный композитор у нас Йоаким, а когда он приходит с готовыми идеями для песен, тут уже я начинаю собирать темы для текстов, а потом мы вместе садимся и сочиняем слова. Обычно мы уже вполне представляем, каким должен быть альбом, когда появляемся в студии. Продюсер может, конечно, добавить какие-то свои идеи, что-то где-то улучшить, но, в общем и целом, образ у нас уже сложился, потому что мы записываем демки и проделываем немало подготовительной работы ещё до того, как приходим в студию.

Вы всё ещё ищете клавишника?

Мы не ищем клавишника активно, потому что у нас и так есть клавишник. Йоаким раньше всегда писал музыку на синтезаторе, да и играл на нём часто, так что… Мы поняли, что, когда мы играем концерт с записанными заранее партиями клавишных, песни Sabaton звучат очень здорово. Это снимает рамки, которые неизбежно возникают, когда один человек пытается сыграть все эти партии, потому что для некоторых песен нужно больше одного синтезатора. Иногда, чтобы заставить песню звучать правильно, их нужно целых три, и один клавишник бы просто не справился. В общем, если нам вдруг встретится идеально подходящий человек… Тогда – может быть. Но тут даже будет недостаточно, если он окажется отличным клавишником, просто хорошим музыкантом. Мы ищем нечто гораздо большее. Если ищем. Ведь на самом деле, нет. У нас и так всё хорошо.

Откуда вы берёте идеи для ваших текстов?

На самом деле, много чего нам присылают фанаты. За последние годы фанаты прислали нам целую кучу разных идей. Иногда  это просто идеи,  а иногда нам приходят настоящие истории, какой-то материал, на основе которого можно сделать целое исследование. Ведь когда мы сидим дома в Швеции, то понятия не имеем, что в мире есть такого, о чём мы могли бы сделать песню. Так что вместе с идеями от фанатов мы получаем информацию со всех уголков планеты, и… иногда удаётся найти что-то по-настоящему интересное. Думаю, больше половины песен нового альбома появилось благодаря фанатам.

А откуда у вас вообще взялся интерес к военной истории? Швеция ведь уже очень давно не участвует в войнах.


Да, это правда. Но мы с Йоакимом давно интересуемся этой темой. И вот в 2005 году мы с ним задумались: «Так, нам нужны какие-то тексты для альбома». И мы оба решили, что хотим писать о чём-то, происходящем в реальном мире. Нам было неинтересно сочинять песни о каких-то выдуманных вещах, мы хотели чего-то настоящего. А историческая тема интересовала нас обоих довольно давно. Так что мы решили: «Ладно, об этом будет интересно писать, проводить всякие исследования», - и в этом мы, что называется, нашли себя. Наши поклонники могут углубляться в изучение текста песен, и мне это нравится. На мой взгляд, текст – это тоже важная часть песни, дело не только в музыке. Если уж мы берёмся рассказывать истории, то в реальности их гораздо больше и они увлекательнее, чем в выдуманных мирах.

А вы не чувствуете себя скованными? Теперь вам вроде как приходится писать о войне, потому что фанаты ждут этого от вас.

Нет, я не воспринимаю это так, словно мы обязаны что-то делать. Мы можем писать и о другом, если захотим. То есть, есть какие-то темы, которых Sabaton вряд ли когда-нибудь станет касаться. Например, фэнтези или что-то такое, потому что там для нас нет ровным счётом ничего интересного. Но если мы найдём другую тему и решим: «Так, это нам интересно», - в таком случае Sabaton вовсе не ограничены только историческими темами.  

Вообще войны – это очень противоречивая тема. Наверняка из-за ваших текстов случаются всякие недопонимания…

Конечно. Иногда существует две версии одной и той же истории. И обычно официальную пишет победившая сторона. Конечно, иногда Sabaton понимают неправильно. Так бывает. Но мы не хотим, чтобы в нас видели группу с какими-то политическими взглядами или группу, которая пытается изменить мир и заставить людей думать иначе. Мы пишем песни с разных точек зрения, но мы никогда не вкладываем в них свои собственные мысли. Мы не хотим, чтобы люди искали в наших песнях какие-то лозунги или что-то подобное. Мы здесь ради фанатов, вот и всё.

Вы выбираете, какие песни играть в какой стране? Например, разные песни для России и Германии, как–то так…

Ну, некоторые песни более популярны в определённых странах. Мы же не идиоты, и это всё зависит от фанатов. В конце концов, они для нас самое главное. Если они хотят услышать какую-то песню, мы не настолько самовлюблённые люди, чтобы отказывать фанатам в том, чего они хотят. Так что обычно мы играем самые популярные в этой конкретной стране песни. Мы очень гибкие в этом плане. Некоторые группы играют один и тот же набор песен по всему миру, но мы постоянно что-то меняем. Во время последнего тура, например, в нашем сет-листе было почти 30 песен. При этом за вечер мы играем, может быть, 15. Как видишь, изменений может быть много. Сейчас, когда есть Интернет, легко можно поискать информацию о том, какие песни больше популярны в какой стране. А потом ты берёшь этот список и используешь в качестве базы, добавив, может быть, парочку неожиданных вещей. В целом, мы прислушиваемся к поклонникам. Гораздо важнее, что они хотят услышать, чем то, что мы хотим сыграть. Потому что мы бы хотели сыграть абсолютно все свои песни. И если фэнам нравится одно, нет никакого смысла играть что-то другое, просто потому что «мы хотим сыграть эту песню, ведь её так весело играть» - и плевать, что зрители недовольны. Мы не такие эгоисты. В этом не было бы никакого смысла.

В прошлом году вы должны были сыграть концерт в Волгограде, но он так и не состоялся. Расскажи, что там произошло.

Там был какой-то местный политик, который посчитал Sabaton нео-нацистской группой. Он сделал всё, чтобы запретить концерт, и в итоге ему это удалось. Было очень печально, потому что это должно было быть… То есть, история занимает много места в песнях Sabaton, и сыграть этот концерт было бы очень здорово. Так что лично я был очень огорчён. Я поехал туда, без группы, поехал только я; я хотел встретиться со СМИ, поговорить со всеми, у кого возникли какие-то сомнения на наш счёт. Потому что я считал очень важным дать возможность людям услышать и нашу точку зрения, узнать, что мы думаем по этому поводу. Sabaton не занимает никакой политической позиции, и очень грустно, когда на нас навешивают ярлыки, не попытавшись разобраться. Это обидно.  

Жаль, что так вышло, потому что я очень хотела вас там увидеть.

Да уж. И само мероприятие получилось прекрасным, я же там был. Было очень интересно, отличная сцена, много людей, - в целом, великолепная атмосфера.

И часто вас называют нацистами или коммунистами?

Не часто. Раньше это случалось чаще, но с тех пор мы успели дать кучу интервью, сделать множество заявлений, и у нас появилось много фанатов, которые нас защищают. Всякого рода недоразумения стали происходить с нами гораздо реже, и я этому очень рад. За всё это нужно благодарить наших фанатов. Они заступаются за нас, и если кто-то говорит, например: «Sabaton – такие-сякие», они отвечают: «Нет, мы лучше знаем. Наша группа, Sabaton, к политике отношения не имеет». Я очень счастлив, что у нас есть такие фанаты. За эти годы у нас появилось множество преданных поклонников, они нам очень помогают. Они общаются с организаторами концертов, например: «Привезите Sabaton, это такая клёвая группа!». И если достаточное количество людей так делает, у нас появляется возможность приехать и сыграть концерт.  

Тебе не кажется, что было бы проще петь о чём-то, что случилось много лет назад – двести, триста? Такие темы безопаснее…

Этому мы посвятили наш предыдущий альбом “Carolus Rex”, там всё про историю Швеции. Это оказалось сложнее, потому что те события задокументированы не так хорошо, как Вторая мировая. Так что нам даже понадобилась помощь профессора истории. Но писать об этом было интересно, и если мы захотим поднять такую тему, мы можем это сделать снова. Проблема в том, что тогда нам придётся основываться на всякого рода мифах и легендах, а не на фактах. А мы любим факты. (Смеётся.) То есть, оба автора текстов, я и Йоаким, предпочитаем держаться как можно ближе к реальности.

Вам приходилось бывать в тех местах, о которых вы поёте?

Да, я был в Волгограде, или Сталинграде. Было здорово, я там провёл прекрасный день. Хотелось бы когда-нибудь привезти туда всю группу. Ещё мы бывали в Бельгии и Нидерландах, где происходили события многих наших песен. И, конечно, мы были в Польше. Нам даже довелось сыграть концерт на том самом поле, где разворачивалось действие песни “40 to 1”. Это было очень волнующе. Ещё я был в Галлиполи… Иногда во время гастролей у нас появляется немного свободного времени, и тогда мы стараемся посетить места, про которые поём. Некоторые из них я перечислил, и я хотел бы увидеть больше.

Сейчас многие группы жалуются на то, что рынок падает, диски продаются всё хуже с каждым годом. А Sabaton как будто становится только популярнее. Как вам это удаётся?

Мы много гастролируем. Мы стараемся завоёвывать новых поклонников. Многие группы, к примеру, считают себя слишком знаменитыми, чтобы выступать на разогреве у кого-то. Мы думаем, что это прекрасная возможность! Ключ к успеху многих знаменитых групп в том, что у них есть целые поколения фанатов: много молодёжи, много пожилых людей и много людей среднего возраста. Я хочу добиться чего-то подобного, хочу увлечь нашей музыкой как можно больше людей. Слишком много групп сейчас думают только о деньгах и о собственном эго, и я рад, что Sabaton не входит в их число. Мы – скромные ребята и понимаем, что и зачем делаем. К тому же, с самого начала у нас был свой собственный менеджмент, так что мы прекрасно знаем, что творится вокруг. Я знаю, что некоторые группы об этом и понятия не имеют: «Ну так что? Мы только что вернулись с гастролей и… Как оно? Фанатам понравилось или как?» Мы сами всем этим занимаемся, мы интересуемся мнением фанатов, много общаемся с ними. Так что мы ориентируемся в ситуации намного лучше некоторых групп. И это помогает.

Раз уж мы заговорили о других группах - в прошлом году вы гастролировали с Iron Maiden. Как всё прошло?

Тур с Iron Maiden был просто великолепным. Мы же все – горячие поклонники Iron Maiden, они всегда служили для меня источником вдохновения. И до сих пор им являются, чему я очень рад. Очень здорово видеть музыкантов, которые следят за собой, никаких пьянок и наркотиков, - и остаются в хорошей форме и отлично выступают. Остаётся только надеяться, что я так смогу в их возрасте. Сейчас так много групп балуются наркотиками, пьют и просто прожигают свою жизнь… А ещё до начала этого тура очень многие говорили нам,  что это не самая лучшая идея, что фанаты Iron Maiden очень требовательны и, может быть, мы им совсем не понравимся. Но всё сработало наилучшим образом, и, по-моему, причина в том, что Sabaton – очень искренняя группа. Все видят, что нам не скучно на сцене, что мы получаем кайф от выступлений, а в конечном итоге, именно это люди и хотят видеть.

Я знаю, вы тоже за собой следите. Я видела этот мастер-класс с велосипедами…

А, концерт в спортзале.

Было весело.

Не то слово. Это было своего рода обращением к фанатам. Должно звучать как-то так: я знаю, что большинство фанатов считает, что пьянки и наркотики – это круто, что рок-музыканты – такие крутые ребята, которые могут разнести номер в отеле и всё такое… Но, мне кажется, в конечном итоге большинство зрителей предпочли бы видеть свою любимую группу на сцене полной энергии, здоровой, а не жующей слова песни… То есть, я хочу быть в группе, которая каждый вечер с удовольствием поднимается на сцену и устраивает отличное шоу. Мы обещаем, что так будет и дальше, вот почему мы сыграли этот концерт. И вот почему мы постоянно ходим в спортзалы, много бегаем, держим себя в форме. Мы хотим, чтобы наши концерты всегда проходили на самом высоком уровне.

Как ты и говоришь, вы очень много гастролируете. Сложно бывает «не перегореть», когда играешь, скажем, двухсотый концерт за год?  

Мне – нет. Я очень счастлив. Но сейчас так много групп жалуется: «Вот, гастроли – это так скучно… Конечно, сами концерты – это круто, но эти переезды, такая скука…» Терпеть не могу слышать такое, мне кажется, так могут говорить только испорченные и глупые люди, которые просто не заслуживают места в музыкальном бизнесе. Ведь я знаю множество людей, которые занимаются чем-то другим, вкалывают целыми днями и были бы только рады провести несколько часов в аэропорту, слушая любимую музыку, мечтая или общаясь с друзьями. Такие группы оказались здесь по ошибке, они, видимо, просто не понимают, что к чему. Они жалуются: «Вот, нам пришлось ждать пять часов в аэропорту. Скукотища…» Когда я слышу такое, я думаю, что их карьера катится под гору, и они здесь не задержатся. За те же пять часов я успел бы выпить, подумать о чём-то, почитать книгу, послушать музыку… Это просто подарок!

Во время ваших концертов всегда задействовано много пиротехники. Никогда с этим проблем не возникало?

Нет, только не с пиротехникой. Никогда никаких проблем. Я сам не пиротехник, я уже много лет не отвечаю за пиротехнику Sabaton; сейчас этим занимаются наёмные компании, потому что там много возни с лицензиями для разных стран. Моя лицензия распространяется только на Швецию, но я и там уже этим не занимаюсь: слишком это трудоёмкое дело. Но это весело. И если у вас профессиональные пиротехники, то должно быть безопасно.

Мне нравятся ваши песни, так или иначе посвящённые хэви-металу. Например, “Metal Crue” или “Metal Machine”. Вы собираетесь записать ещё что-то в этом духе?

Да, мы как раз сделали песню “Man of War” для нового альбома. (Смеётся.) Это как раз такого рода песня. Весь текст состоит из названий песен Manowar.

Почему Manowar?

Просто потому, что, когда Йоаким и наш барабанщик Ханнес (ван Дал, - прим. авт.) написали эту песню, она получилась очень похожей на  Manowar. И тогда они подумали: «Ну ладно. Было бы странно ставить её на альбом, так что давайте сделаем бонус-трек и… что-то вроде трибьюта».

Круто. Надо будет обязательно купить издание с бонус-треками. Спасибо, хочешь что-то добавить для фанатов?

Я бы хотел сказать всем российским фанатам, что мы уже были в России со Scorpions, были с Iron Maiden, а теперь надеемся приехать сами и сыграть полноценный концерт Sabaton. Я этого жду с нетерпением.  

Надеюсь, на этот раз никакие политические факторы не вмешаются.

Да, я тоже на это надеюсь.

Официальный сайт Sabaton: http://www.sabaton.net

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Екатерина Акопова
22 марта 2014 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker