Dream Theater

Dream Theater
Я принес в группу стабильность

08.04.2014

Архив интервью | English version

Музыка лидеров мировой прог-металлической сцены Dream Theater никогда не отличалась простотой. Группа любит размах и с самого начала своей карьеры делала упор на сложно закрученные и очень длинные песни. Даже слушая их в сотый раз, можно с удивлением обнаружить незамеченные раньше детали. Неудивительно, что тур в поддержку альбома, носящего имя группы, проходит в формате “An evening with…” — а это три часа на сцене! Подобный подход требует от самих музыкантов высочайшего уровня мастерства и выносливости. Как его достичь хорошо знает Майк Манджини. В список его регалий, помимо участия в Dream Theater (что само по себе немало), входит пятикратный титул самого быстрого барабанщика в мире и звание профессора Беркли — самого престижного музыкального колледжа США. Майк не только хорошо знает, как стать мастером, но и умеет помогать другим на этом нелегком пути. В преддверии московского концерта Dream Theater нам удалось лично встретиться с ним и поговорить о текущем туре и о премудростях игры на барабанах. Конечно, отведенных нам на интервью 15 минут отчаянно мало, чтобы обсудить все желаемые темы, но мы надеемся, что нам удалось выжать максимум из выделенного времени.

Как дела, Майк?

Отлично, в полном порядке.

Тебе понравился ваш вчерашний концерт в Санкт-Петербурге? Как ощущения?

Прекрасно! Мы отыграли отличное шоу.

А каково общее впечатление от тура? Не тяжело ли играть трехчасовые концерты?

За много лет моё тело привыкло к этому. Многие годы, когда я был моложе, я играл по шесть или даже восемь часов в день, с перерывами на еду, само собой. Так что мне не впервой. Это довольно длинный сет, особенно в плане умственных нагрузок (смеется), но это очень весело. Мне нравится.

А что для тебя более интересно — играть двухчасовые концерты с постоянно меняющимся сет-листом, как это было в прошлом туре, или трехчасовые, но с постоянным сет-листом, как сейчас?

Играть без изменений в сет-листе лучше, потому что можно более детально проработать постановку. Очень, очень тщательно отточить её до совершенства. Если песни меняются — это затрагивает всю нашу техническую команду. Сейчас у нас есть возможность делать все вещи на совершенном уровне. Конечно, идеальных концертов не бывает, и поэтому постоянный сет лучше. Сейчас мне нравится играть по три часа.

В каждом туре ваш сет-лист полностью меняется. То есть, у Dream Theater практически нет «классических» песен, исполняемых на каждом концерте, как, например “The Trooper” у Iron Maiden…

Потому что у нас есть так много альбомов и много музыки. А Dream Theater всегда хотят дать фанатом каждый раз новое шоу, всё лучше и лучше с каждым новым туром. Когда вы увидите сегодняшний концерт — если вы его увидите — вы поймете, насколько мы улучшили постановку. Она экстраординарна, невероятна! Поэтому мы делаем разное шоу в каждом туре.

К слову о постановке — я видел, что в анимации, которая демонстрируется на экранах, вы используете ваши прозвища из Интернет-форумов, например ты — Джинни, Джеймс (ЛаБри, вокал)— Пират. Кто пенренес эту идею на экран?

Парень по имени Мика. Он делает для нас эти мультики. Он из Финляндии и давно знаком с Джорданом (Рудессом, клавишные).
 
Тебя не задевает это прозвище?

Нет, я спокойно отношусь к этому.

А вы не думали отснять фотосессию в таких костюмах? Или может быть даже клип?

(Смеется.) Нет, у меня лично таких мыслей не было.

Ты не мог бы рассказать нам об особом концерте в Бостоне, который вы планируете отыграть в этом году?


Я сам о нем мало знаю. Думаю, что мы сыграем с оркестром или хором Беркли, или с обоими — эти вопросы пока решаются. Я не участвую в подготовке, поэтому я совершенно не в курсе подробностей.

Будет ли там играть кто-то из твоих студентов?

Я не знаю. Я сам из Бостона, так что мое внимание будет поглощено моей семьей, и я не смогу отвлекаться на кого-то ещё. У меня большая семья (смеется), и все хотят прийти на концерт — так что я буду должен позаботиться о них.

И ещё вопрос о туре — можем ли мы надеяться увидеть Dream Theater на летних фестивалях в Европе?

Да. Опять-таки, работа над этим пока в процессе. Я думаю, что первые анонсы появятся уже совсем скоро, может быть, даже сегодня или завтра (на момент публикации материала летний тур по Европе уже объявлен, но из фестивалей там только чешский “Masters Of Rock” - прим. ред.).

Ты не возражаешь, если мы немного поговорим о твоей технике игры? Я хотела бы узнать насчет твоих книг — с какого уровня можно читать их и пользоваться такой техникой?

С любого. В этих книгах я даю информацию для тотальной перенастройки сознания, и она подойдет для всех уровней, начиная с самого низкого. О чем мои книги? О том, как работает мозг. Как память сохраняет информацию. Большинству моих студентов, когда они начинают заниматься по моим книгам, приходится начинать думать немного по-другому, да и в отношении меня это тоже справедливо. В книгах говорится о том, что нужно быть внимательным, изучая что-либо. Нужно использовать глаза и мозг. Нужно думать и изучать свое тело. Большинство из нас имеет многолетние вредные привычки, а мои книги о том, как сформировать новые привычки. Занимаясь по ним, ты все равно начинаешь с нуля. Даже если ты играешь на барабанах 12 лет, все равно ты можешь сесть и изучить новые комбинации.

Я играю на барабанах два года не слишком ли рано мне браться за них?

Нет, чем раньше, тем лучше. Знаешь почему? Потому что у тебя могут сформироваться вредные привычки. Моя система, например, тренирует все четыре конечности и голос — чтобы самому считать ритм.

Да, это самое сложное.

Я знаю, но лучше начинать учиться этому раньше. А затем ты можешь следовать велению сердца и играть такую музыку, какую хочешь. Я не учу какому-то стилю музыки. Я позволяю людям любить то, что они любят. Всё, что я хочу сказать — твои пристрастия это хорошо, но если ты хочешь улучшить свою координацию, то тебе нужно правильно использовать глаза и думать определенным образом. И тогда координация начнет улучшаться очень быстро.

Насколько я могу судить, самое сложное в игре на барабанах — это развить внутреннее чувство ритма.

Да, нужно научиться этому, очень четко проговаривая вслух или мысленно  «пап-пап-па-па-да». Когда я занимаюсь с метрономом, я слышу «тик-тик-тик» (стучит пальцами по столу). Можно использовать свое воображение и представлять себе эти щелчки. Но суть в том, что руки и ноги должны чётко попадать в щелчок. Ты же не хочешь играть только по ощущениям, потому что тогда нельзя быть уверенным, попадаешь ли ты в размер. Большинство людей играет только по ощущениям. Но при этом у них плавает темп. Это как раз то, что я сделал для Dream Theater — теперь у нас стабильные темпы на каждом концерте. Они не меняются. Не бывает такого, что в один день мы играем быстрее, в другой медленнее. Я принес в группу стабильность. Вот что изменилось. Майк Портной так не делал. Он любил всё менять. Но остальным это не нравилось. Они хотели стабильности.

Да, я видел уже три концерта с твоим участием и заметил это.

Конечно, ты сам подумай. На гитаре есть дилей, правильно? Дилей используется с расчетом на определенный ритмический рисунок. Никто не хочет, и Джон (Петруччи) в первую очередь не хочет, чтобы гитара и ритм разъехались. Кроме того, играя песни в том же темпе, что и на альбоме, группа более спокойна и может играть лучше. Могу вас заверить, что когда мы записываем альбом — ну, по крайней мере, с тех пор как я в группе, я не могу сказать, как было раньше — мы играем на высшем уровне. И я пробую на барабанах фишки, которые мне не так просто сыграть. Я должен их репетировать, чтобы потом правильно воспроизвести на концертах. И так делают все, Джон Петруччи в особенности. Он выжимает из себя максимум. Поэтому, если я начну играть песню слишком быстро — мы не сможем исполнить её правильно. Внутреннее чувство ритма должно быть очень чётким. А не что-то вроде: «Окей, мы сейчас что-нибудь сбацаем». Я должен слышать отсчет в своей голове, считать вслух, или мысленно; или даже завести в мониторы «клик», чтобы быть уверенным.

Как можно развить это внутреннее чувство?

Тренируясь, с отсчетом громко и вслух — четко просчитывать «па-па-па-па» и под этот отсчет играть на барабанах. Это нужно делать, поскольку если не тренировать это умение, оно уходит. Это очень сложно при живом выступлении. Даже если музыкант имеет большой опыт, всё равно это сложно, так что лучше тренировать такой подход с самого начала.

Вопрос о твоих одиночных и двойных ударах - каким упражнением лучше всего развивать такую скорость? Использовать подушки или что-то в таком духе?

Да, использовать подушки, но играть на разных скоростях. Например – и это вполне нормально — практиковаться не очень «чисто», но быстро. Поэтому что это совсем другое чувство, нежели при медленной игре. Но нужно также играть медленно и чисто — тренировать оба варианта. Я знаю, что практически все во всём мире говорят: «Практикуйся медленно. Медленно, медленно, медленно». Но тогда твое тело знает только медленный темп! Оно не знает этого чувства — тррр! (очень быстро стучит пальцами по столу) — игры на большой скорости. Так что такие удары я отрабатываю неаккуратно и быстро, чтобы мои мускулы знали это чувство. А затем я замедляюсь. Понимаешь? Нужны оба способа.

К вопросу о книгах нет ли у тебя планов написать ещё одну или две? Может, на основе твоего опыта игры с Dream Theater?

Ну, я уже наработал новый материал, но он очень-очень насыщенный и сложный. Однако сложность не в том, чтобы сесть и что-то разучить. Сложность в том, чтобы считать. Мне все говорят: «Ты сказал, что нужно считать, думать во время игры, но от этого натурально взрывается мозг». Дело в том, что большинство из нас не хотят вкалывать. Когда ты садишься за установку, ты хочешь наслаждаться игрой, правильно? Это нормально, но при этом нужно усердно работать, заниматься внимательно — а это тяжело! Знаешь, когда я публикую посты об игре на барабанах на своей страничке в Facebook, некоторые говорят, что я даю слишком сложные вещи. «Ты так сможешь, Майк, но больше никто так не сможет». Но это не правда! Правда в том, что большинство людей не хочет прилагать никаких усилий. Я это понимаю. Можно выделить себе день на то, чтобы играть музыку — просто играть, в своё удовольствие. Не просто можно, а даже нужно. Но в остальные дни надо усердно практиковаться. Нужно принять это решение.

Ты веришь в талант?

Да.

Или ты веришь в труд?

Существуют и то, и другое. На определенный уровень можно выйти чисто за счет таланта. Понимаете, я уверен, что у каждого есть своё призвание. Возьмем, например, спортсменов на Олимпиаде — некоторые женщины хотят заниматься гимнастикой и тренируются с раннего детства. А некоторые не тренируются с детства, но в какой-то момент у них появляется такое желание. И тогда им нужно усердно работать. Кто-то более талантлив, чем остальные, но, в конце концов, если у нас есть десять талантливых гимнасток, золотую медаль получит та, кто больше всех тренируется.

Есть ли у нас шанс увидеть тебя в России с мастер-классами?

Я бы с удовольствием. Но мне для этого нужен спонсор, который предоставил бы оборудование — например, барабаны Pearl.

Тебе нужна вся твоя установка?

Нет-нет, она не нужна целиком. Я могу проводить мастер-классы и с меньшим комплектом.

Получается, единственный вопрос в том, что тебе нужно приглашение или что-то подобное?

Да, мне нужно время, нужна виза. К тому же, проводить мастер-классы параллельно с туром — это чересчур. Шоу Dream Theater требует очень много работы, поэтому я никогда не провожу мастер-классы  во время тура.

А может, ты будешь проводить мастер-классы в Европе, и трасса пройдет недалеко от России?

Когда я узнаю расписание гастролей Dream Theater по Европе, может быть, я смогу приехать пораньше и дать несколько мастер-классов. Посмотрим.

Что ж, нам пора заканчивать, спасибо большое за интервью!

Не за что!

Официальный сайт Dream Theater: http://www.dreamtheater.net
Официальный сайт Майка Манджини: http://www.mikemangini.com

Выражаем благодарность Владимиру Юрченко (Warner Music Russia) за организацию этого интервью

Интервью – Екатерина Акопова, Илья  “MuumiPeikko” Гутин
Перевод с английского Илья  “MuumiPeikko” Гутин
28 февраля 2014 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker