10.04.2007
Архив интервьюМузыканты казахстанской группы Holy Dragons из тех собеседников, поговорить с которыми интересно всегда. Вроде уже все обсудили, все вопросы задали, все нюансы обговорили, а все равно – находятся какие-то новые темы, и беседа продолжается… Творческий путь этой спид-пауэр-группы похож на судьбу сурового альпиниста, упорно и упрямо штурмующего непокорный горный кряж и приходящего, в итоге, к вершине-цели. Пройдя через обилие серьезных кадровых перестановок, всевозможных обломов и обидного равнодушия со стороны избалованного слушателя, «Драконы» не только не развалились, но лишь окрепли и закалились, регулярно выпуская альбомы – один сильнее и интереснее другого, - и завоевывая новых поклонников драйвового тру-метал. На вопросы отвечал семейный тандем группы – гитарист и главный мастермайнд Holy Dragons Юрген Тандерсон и очаровательная гитаристка Крис Кэйн.
Какова, на ваш взгляд, современная аудитория у тяжелой музыки? Пожалуй, она сильно отличается от той, что была десять и, тем более, двадцать лет назад… Кто эти люди?
Юрген: Интересный вопрос. Я бы даже сказал, сложный. У меня создается впечатление, что современная публика похожа на «слоенный пирог», где представлены люди с едва ли не диаметрально противоположными жизненными взглядами, разного возраста и уклада жизни. Что общего между сорокапятилетним бизнесменом, четырнадцатилетним оболтусом-прогульщиком и двадцатидвухлетней гламурной барышней (кроме того, что они могут носить одну фамилию и жить в одной квартире)? Они все могут любить тяжелую музыку, но «папина» тяжелая музыка вряд ли придется по вкусу сыну, а музыка сына – дочке. Музыка стала разнообразней, но – почти исчез тот общий «элемент», объединяющий поколения. Хотя – есть и приятные исключения из этого правила, равно как и есть безумные меломаны, слушающие весь спектр музыки.
Честно говоря, с тем, что было десять лет назад, особой разницы я не ощущаю. Как был, так и есть определенный процент фэнов одного какого-либо направления, определенный процент любителей «классики», и небольшая группка меломанов, слушающая весь спектр тяжелой музыки. Разве что сейчас доступ к информации намного лучше, люди слушают, допустим, какой-нибудь бразильский андерграунд, но вместе с тем у меня складывается впечатление, не знаю, насколько оно соответствует действительности, что массовый слушатель стал менее требователен к качеству исполняемой музыки. Я не имею в виду запись, а именно саму музыку, это очень напоминает мне слушателей поп-музыки, для которых важно только то, насколько модна та или иная группа. А вот по части того, что было 15-20 лет назад... За это время много что изменилось, музыкальные новинки стали гораздо доступней, количество направлений – увеличилось в арифметической прогрессии, все совсем по другому. «Металлисты 80-х» чувствовали себя меломанской элитой (смеется), сейчас это, наверное, странно прозвучит. Еще один нюанс – в 80-е годы (и в самом начале 90-х), по крайней мере, в Совке было ОЧЕНЬ МАЛО девушек, которые бы слушали «тяжесть», если не считать поверхностное увлечение группами типа Europe, Bon Jovi или Cinderella.
Ну, а сейчас, ты думаешь, стало много девушек, слушающих тяжелую музыку? Разумеется, чтобы всерьез слушающих. И, уж если мы заговорили о прекрасной половине человечества, - как относишься к женщинам-музыкантам в тяжмет-сегменте?
Юрген: По сравнению с тем, что я наблюдал в конце 80-х – очень много! Сейчас, в общем-то, эмансипация или как ее там (хе-хе) - добралась и до тяжмета. Если году эдак в 1990 на девушку, играющую, скажем, на бас-гитаре, приходили смотреть, как на медведя, играющего на балалайке – да простят меня милые дамы за такое тяжеловесное сравнение, но все именно так и было - то теперь этим уже никого не удивишь. Мне противен «половой шовинизм», и я искренне считаю его приверженцев, бормочущих что-то в духе Викторианской Англии «о месте женщины в этом мире» (или вспомните пресловутые старогерманские «три Ка») - латентными гомосексуалистами, не иначе! (Смеется). Кроме того, я считаю, что девушки не уступают в талантливости молодым людям, да и деление на «женские» и «мужские» занятия после того факта, что профессия «шпалоукладчица» в Совке считалась женской – как-то, знаете, не убедительно выглядит. Но, в то же время, я вижу во многих девушках (впрочем, как и в молодых людях тоже) прежде всего желание выделится любой ценой, показать свою «особенность». Это в общем-то свойственно человеческой природе, но мне не нравится, когда оно превалирует над музыкой! Если честно, меня приводят в восторг девушки с гитарами в руках или за барабанной установкой, Girls Power и все такое – но с одним условием. Если они действительно умеют играть. Без скидок на пол и внешность.
Пару слов о нынешнем составе группы? Насколько я знаю, у вас долгожданное пополнение…
Юрген: Да, есть такое. У нас новый ударник Антон Репало и бас-гитарист Андрей Евсеенко, сейчас мы репетируем «сборную» программу из материала разных альбомов, и уже есть конкретные концертные приглашения. С технической точки зрения они сильнее своих предшественников, правда, ребята молодые, кроме того, они заняты еще и в собственном проекте Отражение и все это вместе взятое вызывает у меня некоторые опасения... Как говорится, посмотрим, что и как будет дальше – впереди освоение обширного репертуара группы и работа над новыми песнями.
Крис: Меня сейчас очень радует работа с новым составом, пока что они справляются со своими обязанностями. И справляются неплохо, надеюсь, что так будет продолжаться и дальше.
Юрген, я смотрю, более скептически настроен. Ну, мне все-таки хочется верить, что все будет не столь печально, как с их предшественниками… Кстати, а ритм-секция на данный момент – это только музыканты, или же их вклад в творчество Holy Dragons более весомый?
Крис: Да, я тоже на это надеюсь. Но пока что они только музыканты. Пока что ребята осваиваются в новой для них обстановке, ну скажем как в «новой квартире», и находятся в слегка обалделом состоянии: «КАК??? Неужели мы в Holy Dragons???!!! Вот это да!!! Круто!»
Юрген: Ну, я вообще по жизни большой скептик. Просто еще свежи воспоминания о предыдущих составах, когда до последнего казалось, что человек – «в команде», а потом оказывалось – что нам с ним, в общем-то, и не по дороге.
Расскажите немного про новый, не записанный еще альбом – что это будет, на что похоже? Концептуальное полотно или тематически разрозненные композиции? Что насчет экспериментов? Насчет последнего – я знаю, что вы поклонники «старого-доброго», но – а вдруг?..
Юрген: Да, этот альбом тоже концептуален и как бы служит продолжением концепции предыдущего альбома «Восход Черной Луны» (2006). Лирика тут сконцентрирована вокруг мировоззренческих проблем, места человека в постоянно меняющемся современном мире и осознания этого места и своей роли в обществе. Когда религиозное мракобесье рядится в одежды духовности, первобытный эгоизм – в одежды интеллектуальности, а тупая самонадеянность – в одежды решимости. Но в отличие от «Восхода...» в этом альбоме нет сплошной нити повествования, в этом плане он более разнороден. По музыке – главным образом это скоростной классический спид-хэви, хотя нашлось место и хард-року, мало того – один трек полностью выдержан в стилистике презираемого сейчас многими пауэр-метала, я думаю, для них это будет хорошим «подарком», хе-хе. Для нашей «мега-консервативной» группы некоторые треки можно назвать вопиющим экспериментом! Например, песню в стиле фанк-метал. Или попытки смешать арт-рок 70-х с хэви, минуя то, что принято называть прогрессив-метал. Протоптанная тропа – это конечно хорошо, но есть и другие пути развития арт-музыки в тяжелом звуке, кроме того, которым пошел современный метал-мейнстрим, обидно, что мало кто пытается экспериментировать в данном направлении.
И, кстати, как, нет у вас порочного желания сделать лимитированные издания ваших старых работ? С бонусами всякими, в дигипаках или еще как?
Юрген: Да мы не против. Если найдется желающий этим делом заняться – подобное только приветствуется!
А в связи с десятилетием группы какие-нибудь сюрпризы поклонников ожидают?
Крис: Обязательно ожидают! Но сюрпризы они на то и сюрпризы, чтобы о них никто не знал. Поэтому пока – молчок! (Смеется).
Что вы думаете об очередном модном поветрии – когда группа записывает целый кавер-альбом со своими версиями песен известных групп? Не возникало у вас такого желания – переиграть любимые хиты других групп, но в интерпретации Holy Dragons? Что-нибудь типа “Black Night” от Deep Purple в этакой speed-версии…
Юрген: Желание возникло давно, но, к сожалению, все упирается в проблему со временем и те же самые общие для всех финансовые проблемы. При сегодняшней организации работы группы времени хватает только на «номерные» альбомы и основную программу. Для того, чтобы сделать какие-то проекты сверх этого, необходимо поставить группу на рельсы профессионального самофинансирования, когда все участники группы заняты главным образом именно работой в группе, а не зарабатыванием на жизнь и творчество на дневных работах. Сейчас у нас идет структурная перестановка внутри группы – не секрет, что ранее ударные и бас-гитару прописывал я сам, и это занимало очень много времени – особенно первое. Сейчас мы перестраиваем работу так, чтобы каждый отвечал за свой инструмент, что называется, «от и до».
Теперь поговорим немного о вашем последнем вышедшем альбоме. На «Восходе Черной луны» есть классный и совершенно нехарактерный для Holy Dragons трек «Тенгри» с партиями варгана и отчетливо восточной мелодикой. Не планируете ли вы в дальнейшем развивать фольклорные темы в своем творчестве?
Юрген: Да, это направление мы планируем развивать и дальше. Это не значит, что на каждом альбоме в дальнейшем обязательно будет подобный трек, вовсе нет. Но по моему мнению, подобная стилистика имеет большие перспективы для ее развития. Во многом, песня «Тенгри» послужила развитием стиля старейшей казахстанской рок-группы Триумвират (существовавшей с первой половины 70-х годов по первую половину 90-х), с поправками на каноны стилистики Holy Dragons и современные реалии. Это не значит, что песня – кавер, или имеет какие либо мелодические параллели с Триумвиратом, но так или иначе, подобная стилистика была навеяна творчеством именно этой команды.
А, скажем, кельтский или славянский фольклор в песнях Holy Dragons у нас есть шанс услышать?
Крис: Ну, элементы кельтского и скандинавского фольклора у нас всегда прослеживались достаточно ярко в мелодической линии. В заглавной песне нового альбома мелодическая линия очень славянская по своей сути.
Что несет в себе это название – «Восход Черной луны»? Я понимаю, что каждый трактует эти слова по-своему, строит свои образы и свои ассоциации, но было бы интересно узнать, что вкладываете в них вы?
Юрген: Для меня лично это название было скомпилировано из названий двух моих любимейших альбомов – “Dark Side Of The Moon” и “Rainbow Rising”, в англоязычном эквиваленте оно звучит как Black Moon Rising. Я считаю, что это название очень хорошо подходит лирике альбома – достаточно мрачной, посвященной Темной Стороне Реальности. Никакого оккультизма! Черная Луна – это то, что восходит вместо солнца, если человек считает, что “tomorrow never comes”. Она – в мыслях, в нашем сознании. Стоит человеку один раз оступиться в этой жизни, сбиться с «правильного», проторенного пути – и он может забыть о пресловутом «месте под солнцем», в его личной вселенной правит только Черная Луна. Она не дает света, она поглощает все тепло и свет, подобно черной дыре, оставляя человека в мире, лишенном теплоты. Вообще, Луну издревле называли «звезда поэтов и самоубийц», и по моему мнению, в этом всем что-то есть.
То есть, второго шанса нет? Единственная ошибка – и того, кто ошибся, можно смело списывать со счетов?
Юрген: Большая часть современных так называемых «демократических» систем не оставляют человеку права на эту ошибку, кроме, разве что, нескольких социально развитых государств, типа Швеции, Норвегии и, может быть, Германии. Оступившись один раз, даже не совершив преступления, просто сделав что-то в своей жизни «не как все» – не получив какого-то сертификата или документа, не сумев оплатить по недомыслию взятый кредит, не поставив нужную печать, человек может стать парией, неприкасаемым, «лишней деталью» общества. Эта проблема больше, чем о ней принято думать. Конечно, есть шанс подняться даже с самого дна, когда уже не верится, что что-то в жизни еще может быть, но для этого придется преодолевать гигантское сопротивления механизма социума. Быть личностью. Сильным человеком. Есть люди, которые любят сравнивать общественные законы с «законами джунглей». Сейчас они остаются таковыми только в наиболее слаборазвитых странах типа Афганистана. Современное общество – это не наивные меховые хищники. Это – чугунный пресс, штампующий болванки, который ломает всех, кто не желает принимать «необходимую форму», даже не замечая этого.
На чем базируется лирика Holy Dragons? Книги? Фильмы? Реальность за окном? Телепрограммы новостей? Может быть, мысли? Что помогает вашим текстам появляться на свет?
Юрген: Книги, мысли, раздумья, реальность, все вместе. Я стараюсь быть свободным от влияния новостей, так как не очень хочется писать «сиюминутные» тексты, хочется, чтобы лирика была понятна и через много лет. Но бывает как – придумали в тексте песни: «Где-то волна… С земли смывает города…» - совершенно абстрагировано, тут такой чистый символизм, скажем так – отождествление «достижений» нашей цивилизации с замками из песка, намек на бренность бытия такой довольно «толстый»… И тут – раз – Индонезия. Записали – пожалуйста вам, «Ново-орлеанский Блюз».
А вообще – у меня закрадывается подозрение, что для того, чтобы писать хорошую лирику и остро чувствовать «нерв», нельзя быть счастливым человеком… Самодостаточным – пожалуй, счастливым – вряд ли. Увы. Либо то – либо это. Может быть, есть исключения, я не знаю. Тексты – это все-таки не поэзия, тексты – это голый ритм. Я иногда пишу тексты, но не считаю себя «поэтом», поэт не может не писать стихов – я могу. Я не могу не писать музыку, так что, возможно, для меня в этом мире еще не все потерянно!
Крис: Когда-то мы использовали принцип Дядюшки Х (более известного как Стив Харрис): «Прочитал хорошую книгу - написал хорошую песню». Так появились песни «Меч предназначения», «Кровь Эльфов», «Чернокнижник» (по книге Л. У. Эванса), «Тамплиеры», «Песнь Странника» (по книге М. Уэйс и Трейси Хикман «Драконы Осенних Сумерек»). Впечатления от фильмов тоже влияют на наши песни. Так появился «Робин Гуд» - по культовому английскому сериалу 1984-86 гг., который еще помнят люди нашего возраста и чуть помладше. Легенды, мифы тоже играют не последнюю роль в нашем творчестве. Да и жизнь за окном не менее интересна, чем эти самые легенды.
Кстати, а что читают музыканты Holy Dragons? Какие книги любите, какие жанры, каких писателей?
Юрген: В ранней юности я читал «правильную» литературу – Бодлер, Ницше, Гегель, философия всевозможная, поэзия – «Серебряный Век», акмеисты всяческие, декаданс… Потом перекинулся на «классику» фантастики – Лем, Азимов, Герберт, Стругацкие и так далее, видать, повзрослел чуть-чуть, перестал быть идеалистом и видеть все в упрощенных схемах, вписывающихся в так называемую «философию»… Толкиен – в свое время, естественно. Сейчас читаю Терри Пратчета. Сейчас все читают Пратчетта! (Смеется). А что, мне нравится. А вот Хольгер Комарофф (вокалист) – он у нас все больше Библию и Коран изучает, богослов-любитель, понимаешь! Местный представитель учения суфиев, вот как.
Крис: Наш барабанщик сейчас просто взахлеб зачитывается Пратчеттом. Каюсь, не без моего влияния и с моей тяжелой руки. Так же как и басист. (Смеется). Ну и я, как и все мои товарищи – тоже. Пратчеттом были заражены все без исключения мои друзья. Ну и куда же без Профессора Толкиена? Люблю Булгакова. «Мастер и Маргарита» был сначала прочитан в детстве, мне тогда было лет 9, в основном в таком возрасте меня интересовали похождения Кота-Бегемота, но потом я его постоянно перечитывала в более зрелом возрасте. Для меня вообще лучший отдых – это на диване с книжкой. Люблю хорошие детективы, очень люблю польскую писательницу Иоанну Хмелевскую, море позитива и хороших эмоций после прочтения ее книг.
Хольгер, случайно, не призывает вас покаяться и писать тексты, основанные исключительно на библейских книгах и сурах Корана?
Крис: Да нет. Он у нас все больше клоунствует. Как по жизни, так и по работе. Кстати, любимой его книгой является все-таки не религиозная литература, а «Дюна» Фрэнка Герберта. (Смеется).
Традиционный вопрос относительно «ареала обитания» - как обстоят на данный момент дела в Казахстане с метал-сценой, как мейнстримом, так и андерграундом? Есть группы, о которых бы вы хотели упомянуть или порекомендовать к прослушиванию?
Юрген: Тяжелый вопрос, если честно. В прошлом, года три назад, я упоминал о некоторых группах, но на сегодняшний момент их либо уже не существует, либо они так и ничего путного не сделали. Так что... Нельзя сказать, что сцены тут совсем нет – постоянно появляются какие-то молодые группы, потом распадаются, появляются новые... И так постоянно. Есть «легендарные» в городе личности – такие, к примеру, как Андрюха «Иисус» из распавшейся уже группы Неформат, которые пытаются что-то делать, какие-то новые проекты.
Развитию сцены мешают главным образом финансовые проблемы. Читатель скажет – «а у кого их нет?» – на что я резонно возражу. Как вы считаете, ситуация при которой молодые музыканты платят ЗА ПРАВО ИГРАТЬ (не за аренду аппаратуры, а именно ЗА ПРАВО ВЫСТУПЛЕНИЯ) в районе 450-500$ - при том, что сборы с билетов забирают т.н. “организаторы”, – нормальная? У нас подобное сплошь и рядом. Организаторы могут «кинуть» им с барского плеча часть денег, могут ничего не кинуть, такова реальность, все работает по принципу «не хочешь – не играй». Я хотел сделать репетиционную студию, и выяснил что средняя цена на месячную аренду 20-30-метровой «производственной» площади в нашем городе – 2000$ в месяц, за «штуку» можно снять вонючий подвал с земляным полом из серии «сделай сам». Есть, конечно, и площади в индустриальных отдаленных районах по 7-10$ за квадрат, но минимальная площадь там чудовищна – 2500-3000 кв. метров.
Также – отсутствие нормальных «легальных» площадок и жесткое силовое пресечение «нелегальных» концертов, отсутствие заинтересованности со стороны владельцев клубов, специфические отношения с арендодателями концертной аппаратуры. Безусловно, деньги способны решить все проблемы, но цены на подобные «услуги» тут по карману лишь подпольным «корейко», но никак не обычному человеку, даже «достойно» зарабатывающему.
Из этого всего и складывается текущая ситуация – плохо играющие группы, ужасающие в своей убогости концерты, не обремененная знанием норм общественного поведения, не требовательная и не слушающая музыку публика, для которой главное – пьяный «оттяг».
Это при всем при том, что в 80-х у нас были действительно сильные группы, достойные стоять в одном ряду с общеизвестными группами, ни в чем не уступающие им ни по исполнительскому мастерству, ни по звучанию – арт-роковый Вист, хард-рокеры Форпос» и Терминал и многие другие, уровень местной сцены был тогда невероятно высок. К сожалению, традиции были утеряны. От этого мира не осталось почти ничего, и уже не верится, что это все когда-то было.
Какую-то невеселую картину ты нарисовал… Совсем не веселую… А если как-то скооперироваться, создать что-то типа независимого сообщества, рок-клуба – да как ни обзови, суть-то, я думаю, ты уловил? Сделать ставку на магическое «вместе». Неужели не преодолеть сложившуюся ситуацию?
Юрген: Наш «большой» рок-клуб «РУХ», просуществовавший с 1988 по 1993 годы, развалился именно из-за малодушия и самонадеянности его участников. Было все – люксовый 700-местный ДК в центре города с 20-метровой сценой, американский качественный аппарат, вспомогательные помещения, освещение концертов массовой республиканской прессой… А развалилось все это из-за того, что музыкантам предложили скидываться по 50 рублей в месяц с носа «за оплату тепла и электричества» в клубе, большое здание – большие расходы, хотя о чем я говорю, по ценам того времени те 50 рублей примерно соответствовали сумме в 100-150 современных российских рублей. Взносы сдали 3 или 4 человека, остальные сказали «нам этого не нужно». И через год их группы пожелали долго жить – без помещений и концертных площадок, тогда все еще привыкли к так называемому «коммунизму» и дармовщине…
С того времени практически каждый год предпринимаются попытки воссоздания «рок-клуба». Проблема в том, что каждый такой «возрождатель» хочет либо неограниченной личной власти, либо легких дармовых денег, а делать что-то реальное – почему-то нет желающих! Ситуация осложняется еще и тем, что сцена тут – «клановая», в городе существует около десяти музыкальных «кланов», участники которых настолько не выносят друга, что зачастую угрожают друг другу физической расправой, массированные драки – тоже не редкость… «Мэд Макс» какой-то… Сделали вот местный интернет-портал – культурное общение продолжалось на нем недели две, не больше. Потом начались «выяснения отношений». Пауки в стеклянной банке, закрытой крышкой… Мы стараемся быть вне этой всей клановости, тошнит от нее – и в итоге получается, что у нас – тоже некий свой клан… Были, конечно и честные, искренние люди, наподобие Юлии «Пантеры», пытавшиеся сделать что-то для местного рок-движения, но все их начинания вязли в болоте взаимного неуважения, завышенной самооценки и дешевых понтов со стороны местных музыкальных формаций.
Как вы относитесь к проблеме mp3 – или для вас это не проблема? Ведь это так просто – взять да и скачать целиком альбом в Интернете, и никаких дисков покупать не надо… Но не обидно ли это для музыканта, вложившего столько души и трудов в свою музыку?
Юрген: Неоднозначное, скажем так, отношение. С одной стороны, странно наблюдать наезды какой-нибудь крупной корпорации на небольшой «пиратский» сайт с 15-ю посещениями в день. Я понимаю, «дело принципа» и все такое. С другой стороны – дальнейшая «эмпетризация» способна разорить в недалеком будущем большую часть мелких и средних лейблов, на которых базируется бОльшая часть команд, скажем так – все метал-группы, кроме, пожалуй, мирового Топ-100. Да, многие UG и инди-лейблы (так же, как и некоторые нечистые на руку крупные «национальные» корпорации и отделения лейблов) вообще ничего не платят музыкантам. Музыкант – существо духовное, питается – как фея, росой и солнечным светом, не стоит опошлять Светлое Дело Музыки какими-то приземленными денежными отношениями, ведь правда? Не будет музыкантов – улицы останутся не выметены, а вагоны – не разгружены! (Смеется). Но даже если лейбл не считает необходимым платить своим музыкантам, оставим это на совести подобных лейблов – в случае повсеместного разорения группа теряет не только роялти или целевые выплаты на запись альбомов, она теряет саму возможность печатать и распространять по сети магазинов свои альбомы. Все отбрасывается на какой-то пещерный уровень, и я не думаю, что Интернет - адекватная замена этому. Дело тут не в качестве мп3 звучания. Можно записать шикарнейший альбом, выложить его в Интернет для бесплатного скачивания, но он останется мало кому известен. Ни один уважающий журнал не станет делать ревью по Интернет-ссылке, да и реклама в Интернете – дело дорогое. Получается что группа не только сама проплачивает запись, сведение, мастеринг и дизайн альбома, она сама еще вынуждена платить за то, чтобы ее записи нашли путь к слушателю… Это очень порочная система. И если пару лет назад мп3 только злили «быка шоу-бизнеса» своими укусами, то теперь ситуация изменилось. Удар приходится на андерграунд, независимые группы и весь сегмент «некоммерческой» музыки. В плюсах, как всегда, остаются барыги, только не от лейблов, а от интернет-бизнеса.
Ну, а как тогда быть? Возопить громко и истошно – а давайте все, мол, перестанем выкачивать мп3 и ринемся покупать оригинальные диски? Я-то, скажем, поддержал бы сей почин, но ведь таких, как я – единицы. Я просто к чему… часто встречаю на форумах негодования музыкантов – люди, мол, не покупают наши диски, денег жалеют, а мп3, на халяву скачанные, слушают! Но ведь сами-то музыканты тоже не чураются качнуть альбом-другой из сети… Двойные стандарты?
Юрген: Тут проблема серьезная, и голословно ее не решить. Возможно, что уже в течении ближайших десяти лет мы увидим такую картину, что СД, как правило, будут раздаваться на концертах бесплатно – в качестве «рекламных материалов» для промоушна группы, как раздаются сейчас рекламные флаера или буклеты. На самом деле, все мы прекрасно понимаем, что стоимость диска будет входить в стоимость билета. Поэтому – даже мелкие студии начнут плотнее смыкаться с «концертными агентствами». Это один из путей развития, прогноз, посмотрим, сбудется он или нет. Мне кажется, он касается в основном «массового» продукта. Но в любом случае, будут магазины, где любители смогут выбрать из широкого спектра дисков какие-либо коллекционные записи, хотя, возможно, тиражи станут гораздо меньше.
Музыканты и пиратство. Я не думаю, что состоявшиеся «зубры» рок-н-ролла качают что-то из сети, может быть просто потому, что винил по Интернету не скачивается! (Смеется). А вот то, что касается молодых групп – можно ли ждать, что человек, записавший все за свои деньги и не получивший от издателя ни копейки выплат, будет платить деньги за какой-нибудь официальный релиз «этим барыгам из мира звукозаписи»? Ответ очевиден. Мировой Змей Уроборос опять кусает свой хвост и, похоже, получает от этого оргазматическое удовольствие…
Юрген, вопрос к тебе. Расскажи про свою – как бы это обозвать –студию твоей мечты. Какая там была бы аппаратура? Какие инструменты? Нужен ли персонал? Звукач с громким именем – или справишься сам?
Юрген: Очень интересный для меня вопрос. Сейчас я понимаю, что главное в профессиональной студии – акустически спроектированное помещение, трех-объемное – аппаратная, зал для ударной установки и инструментов и вокальная кабинка, тогда можно добиться наиболее естественного, фирменного звучания, используя минимум электроники. Так сложилась жизнь, что хотя я полностью не принимал компьютерных технологий в музыке энное количество лет назад, сейчас не мыслю работы над записью без «компьютерного» интерфейса. Привычка, наработанная за много лет… Я был одним из первых людей в своем городе, начавших использовать компьютерные технологии в звукозаписи, это было еще в эпоху компьютеров «Pentium-1» и хард-дисков размером 3.2 гб. Поэтому сейчас бы для меня было бы неплохим вариантом сделать студию на полном интерфейсе фирмы «Roland», когда не приходится «гонять звук» через ЦАП-АЦП преобразователи туда-сюда, минимум оцифровок и падения качества соответственно. В общем, мне нравится сегодняшняя «общеупотребительная» концепция «лампа+цифра». Естественно, мне хотелось бы большой профессиональный аналоговый пульт тоже – для записи акустических ударных, приятно работать настоящими, а не виртуальными регуляторами, хотя «цифра» менее зависима от перепадов температуры и влажности. Соответственно – хороший выбор различных высококачественных микрофонов «на все случаи жизни», от дорогостоящих Newman до демократичных 57х Shure, высококачественные акустические приборы – мониторы ближнего/дальнего поля, секция пред- компрессии – к примеру, пол дюжины presonic, ламповый компрессор-мастеринговочник, много различной периферийной аппаратуры, ударная установка «студийного» класса… На самом деле, барабаны студийного класса с «кастомовским» железом – это очень дорого, но именно их звучание составляет фундамент будущей фонограммы и во многом влияет на ее конечный саунд. По части гитарной аппаратуры – это ламповые преампы Rocktron, преампы-«головы» и кабинеты Engl и кое-какие навороты от Roland, в том числе – ныне не производящиеся. Гитары – однозначно – Fender, тут я однолюб, хотя мне нравятся многие инструменты и других фирм. Хотелось бы еще орган Hammond III, обожаю звучание электромеханических инструменов.
Самую интересную работу – по отстройке и продюсированию саунда – я вряд ли кому отдам. (Смеется). Тем более, уверен, что используя аппаратуру сходной ценовой категории, дам фору большинству «звезд» звукозаписи - такой вот я самоуверенный. А вот на рутинную работу, которой порой бывает очень много – гораздо больше, чем придумывание песен, репетиции, запись и отстройка саунда – тут бы я с удовольствием взял бы одного-двух помощников, при таком раскладе я мог бы продюсировать как минимум несколько альбомов за год.
В этом году группе – 10 лет. Срок немалый. Многие коллективы за столь внушительный отрезок времени словно надрываются, «перегорают», в погоне за современностью метаются из одного стиля в другой, и как итог – исчезают со сцены, и не помогают даже былые заслуги. Что помогает вам оставаться на выбранном пути, не утратив интереса к музыке?
Юрген: Да, с момента выпуска первого альбома и обретения названия прошло уже десять лет. Пролетело, как один день. Хотя начало создания группы можно датировать еще 1992 годом, датой организации команды Эксцесс, в которой, кроме меня, участвовал сегодняшний вокалист Хольгер, и были впервые исполнены песни, позже ставшие песнями Holy Dragons и известные по альбомам «Обитель Ветров», «Полуночный Гром» и «Судный День». В те времена нас тоже метало из стиля в стиль – был и хард-рок, и трэш-метал, и даже психоделия. По-моему, поиск своего направления и своего пути в музыке – это достаточно частый путь развития молодых команд. К 1995 году стилистические рамки будущего проекта были уже четко очерчены, но первые студийные записи и первые концертные выступления из за проблем с подбором квалифицированных кадров удалось осуществить только в 1997 году.
По части «моды» и всего остального. Мое мнение таково. Когда несколько молодых людей сколачивают группу, они прежде всего должны четко определится, чего они хотят, найти ту музыку, которая не только «устраивала» бы всех, а которая бы вдохновляла всех участников коллектива. Выбрать свой путь. Вихлять по нему в угоде моде вместо поступательного движения вперед – плохой выбор. Это шанс всю жизнь оставаться «сто вторым», ведь мода зачастую формируется большими корпорациями искусственно, исходя из имеющегося у них готового продукта. Это то, чем лидеры «модного» стиля жили 5-6 лет назад. Имеет ли смысл повторять их продукт спустя 5-6 лет, зачастую – на куда как более скромном уровне? Я считаю, ответ логичен - нет, нет и нет! Поэтому я считаю, что для группы гораздо важнее индивидуальность, способность идти своими путем, собственные, а не названные кем-то «актуальными» чужие идеи. Важно, чтобы тем людям, которые играют музыку, самим нравилось то, что они играют, иначе как можно заставить полюбить других то, что не нравится самому себе?! Публика очень точно чувствует, искренне это или нет. Не отвлекаться на мельтешащий метроном моды, всегда думать о том, как будет восприниматься какая то «модная» фишка через 5-6 лет, не станет ли она «старомодной», а держать в уме все новации, знать все, что происходит в мировой музыке, но идти своим путем, чтобы в один прекрасный день самим формировать так называемую «моду», - вот, в общем-то, и все.
Крис: Очень помогает держаться на плаву и идти вперед природное упрямство и вредность. И, в конце концов, кураж рок-н-ролльный. Конечно, сейчас очень тяжело играть музыку, да и всегда было тяжело, честно говоря, но это не повод опускать руки, хотя иногда так хочется послать все к чертям… А вот тут-то и влезает упрямство на пару с вредностью и хорошо вытягивают тебя из такой вот депрессии, как Мюнхгаузена из болота. (Смеется).
Большое спасибо за столь подробные ответы! Что-нибудь пожелаете напоследок читающим это интервью?
Крис: Хочется пожелать побольше здорового рок-н-ролльного драйва в жизни и побольше положительных эмоций!!!
Юрген: Верить в свои силы. Оставаться самим собой. Больше куража, драйва, пива, секса и рок-н-ролла!
Официальный сайт Holy Dragons: http://www.truemetal.org/holydragons
Алексей “Panzer” Арбузов
Февраль 2007 г.
(с) HeadBanger.ru