02.05.2013
Архив интервьюВ Северной Европе групп с женским вокалом, играющих на стыке симфо-готики и симфонического же металла, пруд пруди. В России с такой музыкой дела обстоят гораздо хуже. Можно долго спорить, к какой Европе относится Санкт-Петербург - к Северной или Восточной, но факт остаётся фактом: и на берегах Невы есть весьма достойная команда, играющая в подобной стилистике. Имя ей – Silvercast! В конце прошлого года группа выпустила свой дебютный концептуальный альбом "Chaos Engines" и …
Мы встретились за чашкой кофе с основательницами группы - вокалисткой Вероникой Могилёв-Вольской и поэтессой Нелле и решили поинтересоваться, как они дошли до жизни такой.
Как девушек из приличных семей потянуло играть металл?
Вероника: (смеётся) Не вижу ничего неприличного в металле! Почему-то сложилось мнение, что в этой музыке есть что-то странное, непонятное, запрещённое…
Нелле: Мы познакомились лет пятнадцать назад под сосной в Шотландии и минут через 20 развернули активную совместную творческую деятельность.
Вероника: Тогда мы нашли общие интересы и начали что-то делать вместе – придумали фанфик по сериалу "Команда А". Это было очень весело. Потом выросла идея группы. Ведь каждый, кто занимается музыкой, хочет самовыражаться, самореализовываться, и не всегда в одиночку. В одиночку, в основном, не интересно, интересно с кем-то. Так и собираются команды.
Нелле: SilverCast - уже пятая наша с Никой группа.
А предыдущие четыре?
Вероника: Они плавно перетекали одна в другую. Самый первый проект появился у нас на заре первого курса, и тогда влиться в новую компанию означало попробовать для себя что-то новое. Например, поиграть песни, не обращая внимание на стиль – он был не важен. И там, конечно, играли друзья-соседи, собравшиеся в музыкальный проект.
Нелле: Была забавная ситуация: звукорежиссёр жил на 16-м этаже, вокалист и гитарист на 13-м, а басист на 14-м.
Вероника: Тогда все исходили из интересов поиграть именно с тобой. Постепенно занятия музыкой становились серьёзнее, и из этого выкристаллизовывалась мысль играть более профессионально.
То есть, SilverCast собирался как идея, а не как компания?
Нелле: Мы собрали команду под определённый статус. Нам хотелось написать концептуальный альбом. Для этого нужны были музыканты должного уровня. Мы не задумывали брать всех, кто был согласен с нами играть. Так что это именно проект, а не компашка.
Вероника: Всё началось с того, что мы сидели с нашим тогдашним барабанщиком Джимом, плакались друг другу, что нет чужого готового проекта, в который можно было бы вписаться, и хорошо бы сделать что-то своё. И тут вокалист Чёрного Кузнеца Миша Нахимович предложил нам поиграть с их бывшим гитаристом Ильёй Якуновым. Мы попробовали, и это вылилось в два года достаточно плодотворного сотрудничества.
Со стилистикой всё было ясно сразу?
Вероника: Нет. Мы меняли своё мировоззрение. На протяжении лет разные проекты задумывались в разном стиле, но изначально мы собрались играть готику. Потом подумали, что готика не складывается, и стоит играть дэт-метал или что-то в этом духе. А в конце концов всё это трансформировалось в нынешнее звучание.
Нелле: Например, после прихода Сергея Курнакина мы стали звучать легче.
Занятно, что с появлением в группе Сергея звук изменился именно в эту сторону, ведь барабанщик он довольно мощный.
Вероника: У каждого музыканта своё специфическое звучание. Особенно это слышно в барабанах. Одни любят наворачивать пожёстче, помощнее, чтобы искры сыпались от тарелок. А другие предпочитают более прозрачный саунд. Вот у нас предыдущий ударник привносил в музыку очень много железного звука, получалось быстро и жёстко. Сплошной металл в первозданном стихийном виде. А потом, когда у нас появился Сергей, привнёсший больше ясности и чёткости, звук преобразовался. И не только звук. Серёжа Курнакин – человек достаточно тонкой душевной организации. Ему важно, чтобы в SilverCast были очень хорошие отношения между всеми. Он сохраняет мир в нашем коллективе.
И когда SilverCast окончательно сформировался?
Вероника: Это было в начале 2009 года. От нас ушёл Илья Якунов, и вместо него появился Сергей Валерианов. С ним мы уже работали в одном из проектов, и я знала, кого позвать. Как раз тогда же с нами начал работать и Сергей Курнакин.
Если рассматривать SilverCast в первом приближении, то можно сказать, что группа играет классический северо-европейский симфо-метал с женским вокалом. Все признаки стиля налицо. Но, тем не менее, у вас есть весьма заметная особенность – флейта. И не классическая, не академическая, а, скорее, фолковая.
Нелле: Мы широко используем флейту, нам нравится этот инструмент, и эта штука особенная для SilverCast. Но мы стараемся уйти от фолкового звучания, что можно назвать главной заботой нашего флейтиста Ивана Бакулина. Однако, у публики есть строгие ассоциации блок-флейты и фолка.
Вероника: Мы стараемся придерживаться своего пути, чтобы у нас был не типичный фолк. Нам интересно смешивать, интересно брать элементы из разных жанров и аккуратненько их добавлять.
Как вообще появилась идея взять в группу флейтиста?
Вероника: Когда Нелле написала текст "Старой мелодии для флейты", я сразу поняла, кого надо позвать. С Ваней мы знакомы уже лет десять – с первого проекта. Он тогда ещё флейтой не занимался - закончил музыкальную школу по классу гобоя, но потом отошёл от этого. Так, поигрывал дома. А сейчас у него в коллекции уже, наверное, пара десятков различных духовых инструментов, и все они по-разному звучат. У Ивана всегда много идей. Конечно, когда он не загружен работой, что бывает редко. Он просто фонтанирует идеями. И вообще, Иван – человек-праздник.
Нелле: Кстати, "Старая мелодия для флейты" – первая песня SilverCast. И пока единственная, написанная на готовый текст.
А каким образом создаётся музыка? Приносится уже готовая вещь?
Вероника: Приносится задумка, записанная в нотах, которую можно и нужно как-то видоизменять и совершенствовать. Получается общая канва: мелодия, примерный темп, задействованные инструменты. Где-то есть флейта, где-то нет – аранжировка не везде её предполагает. Как правило, последней появляется вокальная партия, потому что у нас музыку придумывают инструменталисты. Раньше писал наш бывший басист Костя Шоршин, сейчас Серёжа Валерианов взял на себя функции главного автора. Все свежие задумки, которых ещё нет на альбоме, исходят от него.
Нелле: Но недавно Серёжа написал музыку, а я текст. И выяснилось, что одно другому идеально подходит. Не сговариваясь. Очень мило вышло.
Сергей довольно лаконичный музыкант. Нет у него этого размашистого: "все подвиньтесь – я с гитарой"…
Вероника: Это от природной скромности. У Серёжи в характере нет наглости и нахальства. Он очень скромный и хороший, няшечка. (Смеётся.) Для группы это хорошо. Когда никто не выпирает, оттягивая всё внимание на себя, получается более гармонично.
На миньоне "Танцующая с тишиной" половина вещей была на английском, половина на русском. На "Chaos Engines" эта пропорция изменилась.
Нелле: Да, сейчас большая часть на английском. У нас с Никой есть теория, что у музыки существует изначальная предрасположенность к той ли иной фонетике. Обычно, если я хочу, чтобы все выкладывались на концертах и прыгали, не думая, о чём песня, то пишу на английском. Если мне есть что сказать, я выдам русский текст. В "Chaos Engines" на английском прописаны те тексты, которые взаимосвязаны между собой по смыслу. На русском написаны песни, выпадающие из общей концепции сюжета альбома, но дополняющие его. На "Танцующей с тишиной" мы как раз реализовывали нашу мысль о предрасположенности. Если я слушала песню и говорила: "Здесь английская фонетика", а Ника со мной соглашалась, то мы писали "The Rise of Evil". А если я слышала русскую фонетику, и со мной соглашались Костя с Никой, то получалась "Танцующая с тишиной".
Вероника: А на альбоме есть песня "The Name of Chaos", над которой довольно долго думали, каким должен быть русский текст. В итоге Нелле плюнула и сделала на английском.
Нет ощущения, что русские вещи получились более яркими по мелодике, а английские вышли более ровными?
Нелле: Надо иметь в виду, что русские тексты понятны слушателю, ему не нужно напрягаться. Но даже если вы очень хорошо говорите на английском, вам нужно думать, о чём же поёт вокалист. Поэтому англоязычные более ровные и менее индивидуальные. Плюс к этому, как правило, русскоязычные песни у SilverCast – более медленные и проникновенные. Когда я хочу вынуть душу и завернуть её узлом, я пишу по-русски.
Почему русские тексты повествуют об одиночестве, о расставании? Так откуда в песнях такая грусть?
Вероника: Мы, затевая этот проект, думали, о чём же нам хочется петь. У группы должна быть тема, которую хочется выразить в текстах, в музыке, в исполнении. Это тоже некая часть концепции проекта. Про "солнышко в руках", радугу, зайчиков – не укладывается. Нам не интересно что-то слишком весёленькое.
Нелле: У текстов, в принципе, есть несколько слоёв восприятия. И первый слой – то, что услышал пьяный человек, проходя мимо сцены от бара к туалету. Он уловил какое-то слово и с ним будет ассоциировать песню в следующий раз. Второй слой – то, что вы слышите, не читая текст, не вдумываясь. Просто слышите. И третий – когда вы обдумываете то, что слышите. Если внимательно посмотреть на "Танцующую с тишиной" и на "Лабиринт", у них грустная верхняя часть, но нижняя очень сильная и жизнеутверждающая. Это песни о том, как люди выбирают свой путь и не разочаровываются в этом. Сначала грустно, тяжело, да. Но в итоге они это понимают и идут к чему-то большему. В "Лабиринте" в припеве речь идёт уже не о расставании – мы расстались в куплетах. И лирическая героиня уже забыла о том, кого она просила не забыть цвет её глаз. Она пошла вперёд. И "Танцующая с тишиной" пошла вперёд. Они поют о своём счастье. Просто оно выражается через грусть.
Помнится, года два назад группа говорила, что всё записанное на миньоне "Танцующая с тишиной" там же и останется, а на альбоме будут совсем другие песни. Но одна вещь на "Chaos Engines" всё же перекочевала.
Вероника: Дело в том, что "Alexandrite" - одна из основных песен в концепции. Поскольку мы ещё на заре группы хотели сделать концептуальный альбом, но к нему очень долго шли, то записали "Александрит" на миньоне. А потом он перекочевал на альбом, потому что он часть альбома, его сердцевина.
И в чём концепция альбома "Chaos Engines"?
Нелле: У нас там сюжет, сюжетище! Полную версию мы выкладываем у себя на сайте. Сейчас уже пошла четвёртая глава.
Вероника: У нас написан рассказ на шестьдесят с лишним страниц, где можно прочитать обо всех приключениях главного героя и нескольких второстепенных. На мой взгляд, очень неплохо написано.
Нелле: Это история Ювелира - демона, который живёт в неком придуманном мире. Его работа – ловить людей, у которых есть какой-то особый дар, талант, и убивать, когда они достигают пика этого таланта. Например, гениального скрипача в момент исполнения самой сложной пьесы. Так, чтобы весь зал плакал.
Вероника: С помощью заклинания Silver Cast он забирает их сердца…
Нелле: …превращённые в драгоценные камни. Камни он использует, чтобы создать машину, позволяющую творить свой мир. Далее с Ювелиром происходят всякие разные ситуации, в результате которых мир гибнет, и он вместе с ним. Это стимпанковская вещь.
Так вот поэтому у вас рычит Олег Соболевский! Он рычит демоном!
Нелле: И Миша Нахимович тоже рычит демоном.
Я бы не сказал, что Нахимович рычит. Михаил, скорее, трагически шепчет. А почему на роль Ювелира были приглашены именно Олег и Михаил?
Нелле: У нас не так много вокалистов, способных хорошо передать своим голосом актёрские нюансы. Поэтому с Михаилом всё понятно. Почему не везде именно он? Потому что в "Александрите" у нас гроул - он там изначально был прописан. А Олег Соболевский – это чудесный гроулер, очень мощный и яркий. И когда нам потребовался гроул, мы даже не задумывались, кого брать.
Вероника: К тому же песня эта скорее мелодик-дэтовая.
Нелле: Мы изначально думали брать на роль Ювелира какого-то одного вокалиста, но потом отказались от этой идеи. У нас есть разные средства выражения, мы можем их использовать, и мы не хотим загонять себя в рамки. Если нужен актерский талант – значит, лучше всех справится Михаил. Нужен гроул – будет рычать лучший гроулер Питера.
Вероника: И я на альбоме периодически пою от третьего лица или от лица других персонажей.
Оформление дисков у вас выдержано в едином духе. Это тоже часть концепции?
Вероника: Да. Обложки к миньону "Танцующая с тишиной", к альбому "Chaos Engines" и к интернет-синглу "На линии огня" нам нарисовал профессиональный иллюстратор Алексей Жижица. Он специализируется на фэнтези.
Вы брали какие-то готовые его работы, или он рисовал специально для вас?
Вероника: Мы хотели конкретных изображений. А готовые иллюстрации не всегда подходят.
Кстати, почему "На линия огня" выпускалась только в виде интернет-сингла?
Вероника: В 2010 году у нас просто не было денег, чтобы вложиться сразу в два физических издания. Поэтому "На линии огня" мы сделали интернет-синглом, а "Танцующую с тишиной" выпустили на дисках.
На этот раз вы записывались в студии "Восход". Почему именно там?
Вероника: Во-первых, мы выбирали студию по соотношению цена/качество. Во-вторых, там работает наш знакомый режиссёр. И нас вполне устраивало качество записи на "Восходе". В идеале, конечно, не только сводить, но и записывать всё надо было в Финляндии. Но это для нас слишком дорого. А мы нацелились на то, что у нас должен быть очень хороший звук. Поэтому в плане записи мы остановились на таком среднем варианте и дальше уже старались делать, что могли, в сотрудничестве с финским продюсером Ансси Киппо.
Большинство будет слушать музыку онлайн ВКонтакте или гонять в плеере скачанную откуда-то эмпэтришку. При этом раскладе нужно такое качество?
Вероника: Обязательно нужно!
Нелле: Мы уважаем себя. Мы уважаем своих слушателей. И мы надеемся, что наши слушатели уважают нас.
Вероника: Можно сравнить качество альбома "Chaos Engines" и миньона "Танцующая с тишиной". Разница налицо, даже если ВКконтакте слушать! Конечно, если взять lossless-формат и огромные колонки, будет припечатывать намного круче. Но и ВКонтакте это звучит очень неплохо!
Как вы относитесь к свободному распространению вашего альбома в Интернете?
Нелле: Мы его на скачивание не выкладывали. Все кто хочет помочь группе, могут приобрести диск за 250 рублей. Также наш кошелёк всегда открыт для добровольных пожертвований.
Вероника: С одной стороны, это печально, а с другой, нас хотя бы послушает большее количество народа. Поэтому отношение к скачиванию двойственное. С пиратством, к сожалению, мало что можно поделать. Но я понимаю тех, кто бесплатно качает для того, чтобы прислушаться и понять, а что же это такое.
Нелле: Тем не менее, продажи идут, мы не жалуемся.
Альбом вы издали самостоятельно, без помощи какого-либо лейбла, у которого могла быть хоть какая-то дистрибьюция…
Нелле: Физические издания покупают сейчас коллекционеры. Мы релизимся в Белоруссии на лейбле "Инструментал", мы ведём переговоры в отношении релиза в Европе. И у нас есть дистрибьюция на iTunes. Можно купить наши файлы онлайн – это дешевле. И это имеет смысл, если кто-то хочет дать денежку группе. В России мы пока не видим перспектив релиза через розничную сеть, однако, в Петербурге наши диски вы можете приобрести в сети магазинов "БЧ-7" и, конечно, на наших концертах. А розница по России, учитывая стоимость пересылки, не имеет коммерческого смысла.
Вероника: Сейчас действительно гораздо популярнее скачать музыку в интернете, чем идти в магазин. И у малоизвестных групп, как наша, - посмотрим правде в глаза – продажи не могут быть высокими.
Нелле: Всё, что можно было сделать для распространения своими силами, мы сделали. И всё, что можно будет сделать привлечёнными силами, если это будет иметь смысл, мы сделаем.
Получается, что диск – это забава для коллекционеров и сувенир для тех, кто пришёл на концерт?
Нелле: Да, очень многие маркетологи стоят на этих позициях. Но пока основной доход SilverCast идёт именно от распространения физических носителей. Не знаю, почему так. Но нас это устраивает. У нас уже окупилась печать.
Вероника: Мы сейчас не делали большого тиража дисков. А что будет дальше - зависит от ситуации. Но я думаю, всё будет сводиться к распространению интернет-товаров.
Нелле: Но те лейблы, с которыми мы ведём переговоры, говорят о производстве дисков и о рознице в Европе. В небольших количествах, но тем не менее.
Но чтобы активно продавать диски на концертах, группа должна как можно больше выступать. В Питере вы играете регулярно. А где ещё?
Нелле: Недавно мы выступали в Москве. Летом поедем в Минск. А потом, вероятно, отправимся в Нижний Новгород - там ведутся переговоры.
Группа на концертах периодически играет каверы…
Вероника: Мы долго друг с другом решаем, а что бы нам вместе такого чужого поиграть. И порой это принимает специфические формы. У нас большая часть группы с удовольствием слушает Dream Theater, поэтому мы его играем. Несколько лет назад вошёл в моду тренд на Within Temptation - мы поиграли несколько их песен, благо они подошли нам по стилю. В самом начале мы исполняли "I Want Out" Helloween, потом "Fullmoon" Sonata Arctica. А когда «Соната» собралась к нам в Питер, мы сыграли у них на разогреве.
Кто занимается костюмами группы?
Нелле: Концертные костюмы в их нынешнем варианте подготовлены ателье “TornHem Studio”. И нам очень понравилось сотрудничать с ними. Девчонки – большие молодцы, очень креативные, очень быстрые, прислушиваются к нашим пожеланиям: ты ещё не знаешь, как сказать, а они уже предлагают.
Вероника: Мы с Нелле давно подумывали, что должен быть единый стиль костюмов на сцене. Мужскую часть группы костюмы всегда интересовали мало, поэтому был долгий процесс надеть на мальчиков что-то интересненькое.
И в итоге на гитариста одели килт…
Вероника: (смеётся) Он сам захотел! Килт он захотел сам!
На кого в группе не посмотришь – все стриженные: гитарист, барабанщик, басист…
Нелле: Вот мы за них и отдуваемся!
Вероника: Это была очень нелёгкая работа, но если посмотреть на фотографии группы прежних лет, то можно выяснить, что мы вырастили волосы на нашем клавишнике Максе. Раньше он тоже был стриженный. Да и Ванечка у нас оброс.
Нелле: (смеётся) Они все такие лапочки! Я так люблю своих мальчиков!
Ну, раз уж зашла речь о мальчиках. Про стриженных Сергеев мы уже говорили. А чем интересен Максим Казунка?
Нелле: С Максом очень удобно делить ответственность.
Вероника: В течение лет, что мы сотрудничаем, он раскрылся как личность. Он полностью влился в процесс творчества и организации многих вещей. Без него SilverCast представить очень сложно. Если на первых этапах это было не так заметно, то сейчас он очень сильно влияет на всё происходящее в группе.
Почему из группы ушёл басист Константин Шоршин?
Нелле: Он решил жениться. Сказал: "Хочу быть нормальным человеком!" Костя хочет больше времени уделять своей будущей семье и своей работе, потому что то, как мы записывали альбом, было очень тяжело психологически и финансово. Мы все прекрасно понимаем его мотивы.
Вероника: Как объяснил сам Костя, он ощутил нехватку времени для личной жизни. И он жаловался на творческий кризис. Это важная причина, почему он ушёл. Костя захотел отдохнуть от всего этого, чтобы в дальнейшем, может быть, со свежими силами взяться за что-нибудь новое.
Кто пришёл ему на смену?
Нелле: Максим Юрзанов – добрый позитивный человек и хороший музыкант. Будущий педиатр.
Вероника: Очень странно, но за весь кастинг бас-гитаристов, который мы проводили, самый молодой кандидат оказался самым лучшим по технике игры. Макс представляет собой образец типичного басиста: высокий сутулящийся субъект, находящийся в себе большую часть времени. И при этом любит пошутить, но не всегда понятно. И, естественно, на репетициях он делает все те вещи, которые делают типичные басисты из анекдотов.
В истории, рассказанной на альбоме "Chaos Engines", поставлена точка?
Вероника: Эту концепцию можно дополнить ещё парой песен, потому что сюжет рассказа представлен на альбоме не полностью, а лишь отдельными кусками.
Нелле: Но в следующий раз будет другая история. На следующем альбоме.
Вероника: Мы сейчас пишем новый материал, придумываем его. Мы уже начали писать какие-то черновики. Задумок – миллион, но их ещё надо довести до ума. Пока мы планируем до следующего альбома выпустить миньон песни на четыре - их явно можно записать быстрее, чем целый альбом. Таким образом, что-то интересненькое послушать выйдет раньше следующего пришествия.
Нелле: И мы уговариваем Нику, что это должен быть именно русскоязычный EP-шник. Нам хочется, чтобы она спела "Имя хаоса" на русском. И, вероятно, мы сможем быстро это оформить. Мне уже хочется скорее что-нибудь написать, чтобы это начать петь. Но мальчики меня не поддерживают.
Перепеть "The Name of Chaos" на русском?..
Нелле: В настоящее время в группе SilverCast это широко обсуждается…
Вероника: Я бы сказала, что не широко, а бурно!
То есть, здесь ваши взгляды на русскую и английскую фонетику разошлись?
Нелле: Да, разошлись. Мы с Максом считаем, что перепевая песню с русским текстом, можно менять вокальную линию. Это теоретический спор, он ведётся в рамках интеллектуальной беседы за чашечкой чая…
Вероника: Нет, нет и нет! Для меня речь идёт не о том, чтобы перепеть "The Name of Chaos" с английского на русский, а о том, какую бы песню, которая сейчас на английском, перевести на русский. У нас есть положительные примеры: отличная группа Mechanical Poet с альбомом "Creepy Tales For Freaky Children", где три песни записаны как на английском, так и на русском. У них хорошо получилось всё это вписать. Но такое возможно далеко не с каждой песней. На мой взгляд, "The Name of Chaos" - песня очень английская, и ни разу не русская. Я пробовала петь её на русском, мне не понравилось.
Нелле: А мне понравилось! Особенно последний вариант из одиннадцати.
Получается, в группе нет железной руки? Некому стукнуть кулаком по столу и сказать: "Будет только так"?
Нелле: У нас принципиальная демократия. У SilverCast нет лидера. И никогда не было.
Вероника: С одной стороны, c демократией жить сложнее, а с другой – проще. Сложнее быстро принять какое-нибудь решение, но проще поддерживать отношения. Тирания – не для нас. Мы собрали тех музыкантов, которые не хотели бы находиться под чьим-то руководством.
Нелле: У нас иногда очень забавно принимаются решения. Почему, например, мы не выпустились на лейбле "Фоно"? А вот мы с Максом так посоветовались! (Cмеётся.)
Вероника: Так что, вполне возможно, что будет перепета какая-то другая песня.
Нелле: Не будет! У всех остальных чисто английская фонетика! Я не буду ничего переписывать, кроме "The Name of Chaos"! Там очень хороший русский текст. Он прекрасно ложится, и если бы Максу он изначально понравился, это была бы песня сразу на русском языке. Но Ника против! А уговорили мы Нику или нет, вы узнаете в момент релиза!
Официальный сайт SilverCast: http://www.silvercast.ru
Александр "Alexx-Off" Молодяков, Виталий Куликов
?? марта 2013 г.
(с) HeadBanger.ru