12.01.2013
Архив интервьюНа счету украинской блэк-металлической сцены немало достижений, поэтому даже контрактом с западным лейблом здесь никого не удивишь. Однако когда речь идет о таком серьезном лейбле, как британский Candlelight, невольно приходится снять шляпу – находиться в одной компании с Obituary, Emperor и Limbonic Art престижно и почетно. Но в случае с Khors никак нельзя ограничиваться лишь достижениями этой команды в области такого относительного и условного понятия, как музыкальный бизнес – они еще и делают интереснейшую музыку, и каждый из их пяти альбомов заслуживает всяческого внимания со стороны любителей черного искусства. Поэтому среди тем нашего разговора с Хорусом (Khorus), басистом и лидером коллектива – и последний альбом Khors «Мудрiсть столiть», и перспективы распространения дисков на территории СНГ, и эволюция взглядов украинской сцены, и даже особенности концертного райдера…
Поговорим о вашем последнем творении – альбоме «Мудрiсть столiть». Прежде всего, почему было принято решение записать его на родном, украинском языке?
Это связано в первую очередь с тематикой альбома, которая посвящена Холодноярскому освободительному движению 20-х годов прошлого века.
Сами эти исторические события в текстах альбома ни разу не упоминаются. В чем тогда можно проследить связь между материалом альбома и этой темой?
Людям, не понимающим суть событий, возможно, сложно уловить эту связь. Те же, кто в теме, это сделали без труда, что подтвердила реакция на альбом у украинских слушателей. В текстах не упоминаются имена атаманов, названия городов и сёл, а также даты различных событий, но мы изначально строили информативность лирики на ассоциациях. Те, кто заинтересуется, узнают всю необходимую информацию из Интернета, кто захочет копнуть глубже – почитают документальную литературу авторства Юрия Горлиса-Горского, Романа Коваля и других. В любом случае, цель - обратить внимание слушателя на малоизвестные страницы украинской истории, будет достигнута.
Альбом вышел на Candlelight Records, и хотя это не первый западный лейбл, с которым вы сотрудничаете, он, пожалуй, самый крупный. Какие условия они вам предложили? Обещают ли какую-то поддержку в организации концертов за пределами СНГ?
Условия они нам предложили хорошие. Соответствующие своему статусу. (Смеется.) Что касается концертов, то нам часто задают подобные вопросы в проекции на лейбл. Они были и после подписания контрактов с Paragon и Osmose. Но дело в том, что бытующее мнение о том, что лейбл занимается организацией концертов, ошибочно. Лейбл может этому поспособствовать своей работой или обратить на группу внимание букинг–агенств, не более того. Что-то подобное имело место быть с нами. Летом мы получили несколько хороших предложений, но не по всем удалось достигнуть взаимопонимания с организаторами, и в конечном итоге, мы ограничились несколькими концертами и фестивалями в Румынии и Словакии. Возможно, весной ситуация будет лучше, но всё достаточно сложно, учитывая наше местоположение, визы и прочие негативные нюансы стран, находящихся за пределами Евросоюза.
Будет ли «Мудрiсть столiть» выпущен в России и СНГ? Или, на ваш взгляд, локальный релиз не имеет смысла с учетом текущей ситуации с продажами физических носителей?
Пока не могу сказать ничего определённого, Candlelight ранее продавали лицензию на свою продукцию нескольким российским лейблам, возможно, это будет и с нашим альбомом. Но, отвечая на вторую часть вопроса, да, я не вижу в этом издании особого смысла. Единственный момент - это более приемлемая цена для покупателей.
Альбомы Khors издавались на всех видах физических носителей – CD, виниле, кассетах. Какой носитель больше всего нравится тебе лично? Или же iPod удобнее их всех?
У меня нет айпода. Как-то вот так сложилось, что нет у меня острой необходимости в этой штуке. (Смеется.) Музыку чаще всего слушаю на CD, реже в mp3 на компьютере.
Размещение креста (не перевернутого) на обложке альбома наверняка воспринимается определенной частью вашей аудитории как вызов - хотя вы никогда не декларировали антихристианских воззрений, вы все-таки играете блэк-метал, жанр, изначально находящийся в оппозиции к церкви. Не содержит ли такой шаг элемента провокации? И в целом, на ваш взгляд, насколько то, что вы хотите сказать своим творчеством, находит понимание среди аудитории?
Забавный вопрос. Подобную провокацию мы однозначно не планировали, если и есть на альбоме элемент провокационности, то он определённо другого смысла. Мы вкладываем в наше творчество душу и много сил, но насколько аудитория понимает суть альбомов, нас интересует в последнюю очередь. Главное - наше собственное удовлетворение процессом. И в данном случае ещё необходимо учитывать, что у каждого слушателя своё восприятие нашей музыки, и они чувствуют её по-своему.
Как в случае с Khors, так и со множеством других украинских команд, прослеживается тенденция пересечения составов и взаимопомощи при записи альбомов. Можно ли в связи с этим назвать украинскую сцену дружной и сплоченной?
Вряд ли. Есть группы и участники групп, с которыми мы дружны. Но этих людей немного. В остальном, нас мало интересует украинская сцена.
На мой взгляд, в звучании многих украинских групп, играющих блэк/пэган-метал, есть много общего. Так сказать, фирменный украинский саунд, позволяющий в определенной степени географически распознать группу при прослушивании. Согласен ли ты с подобным утверждением?
Возможно. Тут вам судить легче, чем мне, ведь я нахожусь внутри этого, так сказать множества. К слову о множестве, оно не подразумевает качество в проекции на большинство групп этого множества.
Еще одна тенденция украинской блэковой сцены – ряд музыкантов, в прошлом игравших весьма, скажем так, радикальную музыку, в последние лет десять создают проекты, работающие с менее взрывоопасными темами. Среди таких проектов – и Drudkh, и Viter, и Khors. Как ты считаешь, есть ли у такой тенденции какая-то общая причина, или в каждом случае у музыкантов были свои мотивы? Каковы были твои мотивы, когда ты уходил из Astrofaes и создавал Khors?
Мотивы, я думаю, всегда у каждого свои. Из Astrofaes я уходил, чтобы создать свою группу, которая соответствовала бы моим идеям и мыслям в первую очередь. Что касается взрывоопасности и меньшей либо большей радикальности тем, то тут всегда нужно понимать и воспринимать суть образности и конкретности передачи информации. Она ведь с годами может лишь изменить форму.
Можно ли выделить в Khors однозначного лидера? Если говорить об авторстве материала, то все расписано в буклетах, но как и кем принимаются решения в вопросах саунда, выбора концепции альбомов, имиджа?
Как правило, мы принимаем решение сообща, то есть информация в буклетах в целом соответствует действительности. Группа – это ведь командный вид спорта. (Смеется.)
Всегда ли творческий процесс в группе протекает слаженно и гладко? Имеют ли место разногласия и конфликты между музыкантами? Можно ли назвать вас единомышленниками, друзьями?
Мы часто спорим по различным вопросам, но пока, как видите, находим общие знаменатели. Мы знакомы уже много лет, ещё до появления Khors,и давно поддерживаем дружеские отношения. В последние годы большинство из нас обременены семьями, более того, мы уже не все живём в одном городе, поэтому группа является тем объединяющим фактором, где есть возможность отвести душу.
Что входит в ваш стандартный концертный райдер? И чтобы вы хотели, что бы туда входило? Насколько удовлетворяют пожеланиям группы те условия, которые обычно вам выдвигаются?
В нашем стандартном концертном райдере всё достаточно стандартно. (Смеется.) Это касается и технического, и бытового райдера, мы достаточно скромны. (Смеется.) К тому же, мы не корчим из себя рок-звёзд, и с нами всегда можно нормально договориться – ну, если организатор в адеквате, естественно.
Играет ли для тебя большое значение количество присутствующих на ваших выступлениях зрителей и их реакция на вашу музыку? Влияет ли это, в конечном счете, на вашу отдачу?
Влияет, тут не буду кривить душой, но в любом случае, ниже определённого уровня мы никогда не выступим, даже при очень низкой посещаемости. Реакция фанов, к слову, играет роль бОльшую. чем их количество. Бывают шоу, которые запоминаются именно благодаря отдаче людей.
У тебя есть свои музыкальные кумиры? С каким из групп ты бы очень хотел выступить на одной сцене, в том числе из ныне уже не существующих?
У меня есть, конечно, группы, которые я слушаю с детства, и которые по сей день присутствуют в моей музыкальной коллекции. Но выступать приятнее всего с друзьями. А своих кумиров я лучше в роли зрителя посмотрю из зала - к слову, уже почти всех увидел.
Чем вообще является для тебя музыка в жизни? Какие цели ты преследуешь, играя в Khors?
Я часто слушаю музыку, и она является очень важной составляющей частью моей жизни. Что касается Khors, то в ответе не обойтись без банальных фраз о самовыражении и самореализации. Группа на хорошем ходу, мы постоянно в работе над альбомами, они несут в себе определённую идею, и я просто получаю удовольствие от нашего развития.
Что тебя больше всего не устраивает и что больше всего нравится в твоей стране?
В моей стране меня устраивает всё. Украина – моя родина, а в родине не может что-то не нравиться. Не устраивать может правительство, которое в нашем случае имеет очень далёкую от патриотизма политику и министров низкого уровня. Может не устраивать общий интеллектуальный уровень и уровень самосознания населения, но сложно желать большего, ведь мы только в начале пути после многих лет коммунистической деградации и саморазрушения.
Каковы планы Khors на 2013 год? Вы собираетесь активно поддерживать «Мудрiсть столiть» концертами, или же планируется работа над новым материалом?
Над новым материалом мы уже работаем примерно около года, периодически прерываясь на концертную деятельность. Думаю, в 2013 году мы продолжим работу над альбомом, и если будут концерты, то сделаем соответствующую паузу.
Официальный сайт Khors: http://www.khors.info
Выражаем благодарность Alias за организацию этого интервью
7492 (при участии Романа Патрашова)
1 января 2013 г.
(с) HeadBanger.ru