Dennis Stratton

Dennis Stratton
Я всегда лучше ладил со звукорежиссерами

20.10.2011

Архив интервью | English version

Интервью с Деннисом Стрэттоном, которому довелось поиграть в Iron Maiden, Praying Mantis и Lionheart, для ценителя британской рок-музыки – большая удача. Скажу больше – именно присутствие Дэнниса в программе болгарского фестиваля “Aero Rock Starz” стало для меня главным стимулом для поездки на это мероприятие. После ухода из Praying Mantis в 2005 году Дэннис как-то потерялся из вида, и было очень интересно расспросить его о том, что же происходило в его жизни в эти годы, равно как и поговорить о его деятельности в рамках группы Lionheart. Мистер Стрэттон оказался человеком весьма приятным, но при этом не стеснялся называть вещи своими именами, на что имеет полное право.

Деннис, почему ты снова решил обратиться к песням Iron Maiden?

Где-то четыре или пять лет назад мне поступило предложение из Италии выступить там в качестве специального гостя на конвенции Iron Maiden, и я не стал отказываться. Там было много поклонников, которые никогда не видели оригинальный состав группы, потому что были слишком молоды – это новое поколение фанатов. В Италии шоу оказалось превосходным. И я стал выступать на подобных конвенциях в Италии, Франции, Германии, прежде всего для нового поколения фэнов – они никогда не видели оригинальных участников Iron Maiden, и им определенно есть на что посмотреть. После концертов в Италии и Европе меня пригласили в Южную Африку. Изначально я хотел взять с собой итальянскую группу The Clairvoyants – они отличные музыканты, прекрасно исполняют песни Iron Maiden, но это оказалось невозможно. В Лондоне у меня есть группа, которой я сказал: «Сможете выучить сет из песен Maiden, если мы поедем в Южную Африку?» Они разучили 50-минутный сет, составленный из ранних песен Iron Maiden, в основном с первого альбома. В Южной Африке все прошло отлично, а когда мы вернулись, то все заговорили о том, что мы там выступали. Вот тут с нами связались промоутеры из Болгарии и сказали: «Не хотите ли приехать к нам и исполнить этот сет?» Вот поэтому мы здесь.

А тебе не хочется выпустить сольный альбом с новым материалом?

Проблема в том, что после ухода из Iron Maiden я 6 лет отыграл в Lionheart – с этой группой я выпустил альбом со своими собственными песнями. После Lionheart я провел 15 лет в составе Praying Mantis, с которыми выпустил 8 альбомов. Я ушел из Praying Mantis в 2005 году, потому что я не был полноценным участником группы в полном смысле этого слова. В 2005 году я впервые оказался предоставлен сам себе. Но даже если у меня и есть возможность сочинять песни, то в Лондоне у меня есть целых три группы, с которыми я очень плотно занят. После ухода из Praying Mantis я не был участником какой-то серьезной группы, и только сейчас ситуация изменилась, но и то мы здесь лишь потому, что нас пригласили. Если бы у меня появилась возможность записать сольный альбом, если бы какой-то лейбл захотел его выпустить, то это не было бы проблемой. Но пока меня об этом никто не просил, так что я лучше сконцентрируюсь на концертных выступлениях.

Не мог бы ты вкратце рассказать о своем DVD “The Maiden Years”?

Майк де Ягер, основатель Guitarist TV, отправился с нами в Южную Африку в турне “The Maiden Years”. Он хотел снять фильм о моем пребывании в Iron Maiden. Он, собственно, это и сделал – я дал несколько интервью, а Мик все это показал на своем канале Guitarist TV. Изначально этот проект не предназначался для продажи или чего-то такого, просто Мик хотел снять этот фильм.

Я бы хотел задать несколько вопросов о твоих прошлых проектах. Не мог бы ты рассказать о своем сотрудничестве с Ли Хартом на его сольных альбомах? Ты ведь записал для него несколько песен…

Да, было такое, но Ли Харт – мошенник и вор. Он дурной человек. Он попросил меня поучаствовать в записи кое-каких треков в студии, у него уже были готовы базовые дорожки. Я отправился в студию, записал партии бэк-вокала, в нескольких песнях я сыграл на гитаре, но я не знал, что он собирается все это выпускать. Выход этих записей осложнил мои отношения с японским лейблом Pony Canyon, потому что в то время я был участником Praying Mantis. Он выпустил те записи без моего согласия, даже не предупредив меня. Я даже не получил за эту работу никаких денег, так что этот человек обманщик.

Полагаю, схожая ситуация произошла и с полумифическим проектом True Brits, так?

Да, это все звенья одной цепи: English Steel, True Brits, NWOBHM All Stars.Ли Харт выпускал песни с участием тех людей, которых он привлекал к записи. Но он никогда и никому не платил, так что он самый настоящий вор.

Следующий вопрос – о Поле Ди’Анно…

(перебивает) Я не хочу говорить о нем. Он сейчас в правильном месте – в тюрьме, это лучшее место для него.

Жаль, ведь вы с ним были отличным композиторским тандемом, создав отличные песни для альбома “Made In Iron”.

Ну да, хотя это случилось до того, как он начал вести себя по-дурацки. Позволь мне кое-что рассказать: мы (Praying Mantis) взяли Пола Ди’Анно в Японию в 1990 году, потому что он сидел без работы – он ничем не занимался, нигде не пел. Мы взяли его в Японию и записали концертный альбом “Live At Last”. Когда мы вернулись из Японии, он поносил нас на чем свет стоит, обзывал разными ругательствами, потом он использовал Интернет, чтобы оскорбить нас последними словами, хотя для этого не было никаких причин. Мы брали его с собой в Японию как нашего друга, а он принялся оскорблять нас. Не хочу иметь с ним ничего общего.

Хорошо, оставим эту тему. Давай поговорим о твоей группе Lionheart, которая мне очень нравится. Ты создал ее в 1981 году, но альбом “Hot Tonight” вышел только три года спустя. Почему на выпуск альбома потребовалось столько времени?

Это произошло, потому что мы, к сожалению, не могли подписать контракт с лейблом. Четыре года мы торчали в студии, работая над песнями, мы выступали на фестивале в Ридинге, гастролировали вместе с Whitesnake и Def Leppard, но не могли найти подходящую компанию. Кончилось все тем, что мы оказались в студии с Def Leppard и Girl в качестве сессионщиков – мы записывали бэк-вокал для многих команд, у которых был контракт, но у нас самих по-прежнему не было поддержки лейблов. Наконец наши демо-пленки попали в Америку на лейбл CBS, и у нас появился контракт в США, но не в Англии. Это отняло у нас четыре года. Мы записали альбом в Лос-Анджелесе, потом мы вернулись из Америки, но никакого продолжения не последовало. Предполагалось, что мы поедем в тур с REO Speedwagon, Kansas и Foreigner, но этого так и не случилось. О группе просто забыли.

Как ты познакомился с вокалистом Чедом Брауном, который проделал на альбоме “Hot Tonight” прекрасную работу?

Да. у него великолепный голос, но продюсирование альбома получилось не ахти, вокал звучит слишком громко, а это так старомодно. Мне довелось выступать с ним на концерте то ли в то время, когда он пел в Sweet, то ли уже после – не помню. Мы притащили его в студию и попросили спеть несколько треков, и все получилось настолько блестяще, что мы решили приберечь парня для нашей группы. (Смеется).

Поддерживаешь ли ты контакты с Чедом?

Нет. Думаю, с ним по-прежнему общается Стив Мэнн (гитара), и я не уверен, общается ли с ним Рокки (Ньютон, бас). Роки сейчас находится здесь в составе X-UFO. Клайв Эдвардс, который был барабанщиком Lionheart, - тоже. Единственный человек, которого не хватает – Стив Мэнн, сейчас он живет в Германии.

Стив Мэнн играет в группе ELOY, и сейчас он порядком растолстел…

В самом деле? Он есть у меня в списке друзей на Facebook. Надо взглянуть на его фотографии. Стив был фантастическим музыкантом, он бесподобно играл и на гитаре, и на клавишных. В Lionheart мы с Роки и Стивом были как братья, а позднее точно так же мы с Тино и Крисом (братья Трой) стали братьями в Praying Mantis, мы всегда были заодно.

В продолжение темы Lionheart: приглашение продюсера Кевина Бимиша было твоей идеей или идеей лейбла?

Не уверен на этот счет. Парня, который организовал сделку с CBS, звали Найджел Томас, именно он финансировал запись первого альбома Foreigner, и у него были связи в Лос-Анджелесе, да и вообще по всей Америке. А поскольку Кевин Бимиш спродюсировал альбом REO Speedwagon 1984 года, он считался хорошим продюсером, способным вытянуть группу подобного сорта. Но это было решение лейбла.

“Hot Tonight” демонстрирует твое увлечение мелодик-роком, совсем непохожим на то, что делали Iron Maiden. В то время ты был любителем мелодичной музыки?

Да, и остаюсь им до сих пор. До того, как я присоединился к Iron Maiden, я играл в группе RDB - Remous Down Boulevard. У нас был контракт с тем же лейблом и с тем же менеджментом, что и у Status Quo, и в течение четырех месяцев мы гастролировали со Status Quo по всей Европе, включая Скандинавию. RDB не были хэви-роковой командой, мы больше походили на Wishbone Ash…

Играли блюз-рок?

Немного приблюзованный рок, но у нас было больше гитарных гармоний в духе Wishbone Ash и Thin Lizzy. И когда я перешел в Maiden, я принес и этот стиль игры – техничные гитарные гармонии – это прекрасно сработало при записи первого альбома! Но моими любимыми группами всегда были команды вроде Whitesnake, Foreigner, Journey, Toto, Eagles. В рок-группах мне нравится сильный вокал, нравятся гитарные гармонии, мелодии. А Maiden – да, это была очень тяжелая музыка. И мне было трудно адоптироваться к такой тяжести.

“Hot Tonight” вышел в один год с дебютным альбомом Bon Jovi. Но если Bon Jovi стали мега-популярной группой, то Lionheart так и не добились ничего похожего. Как ты думаешь, почему все сложилось именно так?

Если бы я знал ответ, я бы стал миллионером. Мне кажется, Bon Jovi просто бесподобны. Думаю, они превосходно сочиняют поп-роковые песни, у них всегда были цепляющие синглы. Каждая их песня запоминается, у них есть дар сочинения хитовых вещей. Может, на альбоме Lionheart у нас не оказалось настоящих хитов.

Совершенно не согласен!

Спасибо за такие слова, но, возможно, слушатели и лейблы сочли, что у нас не было таких талантов, как у Bon Jovi. Как видишь, они и дальше сочиняли первоклассные песни и синглы, и мы слушаем их до сих пор.

Давай немного поговорим о твоем пребывании в Praying Mantis. В 1998 году ты отправился в промо-тур с вокалистом Тони О’Хора, исполняя акустические сеты…

Нет, нет, нет. (Тут, видимо, Дэннис неправильно меня понял, либо решил на всякий случай провести краткий экскурс в историю Praying Mantis). Я присоединился к Praying Mantis в 1990 году, а Тони О’Хора в то время еще не был нашим вокалистом. В 1991 году мы выпустили альбом “Predator In Disguise”, на котором за партии вокала отвечали я и Крис Трой. На альбоме “Cry For A New World” (1993) появился новый вокалист – я не помню его имени, ты сам посмотришь в буклете (им оказался Колин Пил). Он присоединился к группе, но решил, что не сможет поехать с нами в турне, потому что был занят съемками в кино, так что нам пришлось искать другого вокалиста. У нас было три разных певца, и в итоге к нам присоединился Тони, но это случилось лишь в 1994 или 1995 году. А что касается акустического сета, то в Японии, то прежде чем отправляться в нормальные гастроли по этой стране, нужно провести промо-тур, давая акустические концерты в музыкальных магазинах вроде HMV или Virgin, выступать на телевидении, так что это не был настоящий тур, это такая рекламная фишка.

Тебе понравилось выступать с акустической гитарой?

Да! Позже, когда к нам присоединился вокалист Гари Барден, мы стали использовать акустические гитары на обычных концертах. Песню “Lovers To The Grave” мы начинали на двух акустических гитарах и басу, играли трехчастную гармонию до середины песни (напевает мелодию), а в быстром фрагменте меняли акустические гитары на электрические и завершали композицию.

И в Iron Maiden, и в Praying Mantis тебе доводилось играть с барабанщиком Клайвом Берром.

Да, я знал Клайва еще до Maiden, мы уже в то время были приятелями и жили по соседству. Я помог ему попасть в состав Maiden, я привел его на репетицию. Praying Mantis попросили Клайва поехать в Японию в 1996 или 1997 году, чтобы записать двойной концертный альбом “Captured Live In Tokyo City”, потому что Брюс Бисленд упал с мотоцикла и сломал руку, а посему не мог гастролировать с нами. Мы попросили Клайва помочь нам с гастролями, и его игру можно услышать на концертном альбоме.

Не мог бы ты рассказать о Клайве как о человеке и барабанщике?

Клайв всегда был хорошим другом. По сравнению с Брюсом он играл совсем по-другому – Брюс был более техничным, а Клайв играл тяжелее. Когда я ушел из Maiden в 1981 году, я потерял связь с Клайвом, потому что он еще какое-то время оставался в группе. Мы долгое время не виделись с ним, а потом он серьезно заболел.

Я хотел бы задать несколько вопросов о твоем участии в Iron Maiden, если ты не против. Первый альбом группы продюсировал Уилл Мэлоун. Насколько хорошо те ладил с ним?

У меня с ним были нормальные отношения, хотя я и нечасто его видел. Ты не помнишь, как звали звукоинженера на том альбоме? (Сразу мне вспомнить не удалось, но после проверки буклета альбома выяснилось, что его имя Мартин Ливен – прим. авт.) Я всегда лучше ладил именно со звукоинженером. Причина в том, что когда ты сидишь с гитарой в студии, с тобой рядом сидит звукоинженер. Продюсер может сидеть в другой комнате и слушать твою игру, но всю основную работу выполняет звукоинженер. Так что с тем парнем у меня сложились дружеские отношения, ведь именно он сидит и отматывает пленку, когда группа играет, а затем нажимает на стоп, и так повторяется до тех пор, пока все не получится как надо. Именно из-за этой кропотливой работы у нас и сложились приятельские отношения. Что касается продюсера, то его выбирал не я, а Род (Смоллвуд, менеджер) и Стив (Харрис, бас-гитарист и лидер Iron Maiden), как и всегда. Род и Стив принимали все решения, да и сейчас они там главные. Они всегда все делают неправильно. (Смеется).

После выпуска первого альбома Iron Maiden гастролировали по Британии вместе с Kiss. Говорят, у тебя с американцами сложились куда более теплые отношения, чем с товарищами по команде.

Очень может быть. Род Смоллвуд нам сказал, что единственный, кому можно общаться с Kiss – это Стив. К несчастью для меня, мы прекрасно поладили с Джином Симмонсом и Полом Стэнли. А тут как раз случился мой день рождения. Поскольку я жил в одном номере с Дэйвом Лайтсом (пиротехник Iron Maiden) – мы с ним были и остаемся хорошими друзьями – они пригласили меня и Дэйва на ужин в честь моего дня рождения, Iron Maiden тут были вообще не при чем. Все это очень разозлило Рода Смоллвуда. У меня есть фотография, на которой Джин Симмонс и остальные «киссы» дарят мне подарки на день рождения. Пол Стэнли, например, подарил мне пожарный шлем с автографами. Род Смоллвуд был просто вне себя. Но этот случай не был исключением, ведь у меня были хорошие отношения и с Гленном Типтоном из Judas Priest, я вообще легко сходился с музыкантами других групп. Когда Пол Ди’Анно делает заявление в газете и наезжает на Judas Priest и Кей Кей Даунинга, кто-то должен устранить это недоразумение. Так что я пошел к ним, ведь я старше остальных музыкантов Iron Maiden. Мы пожали друг другу руки, все правильно поняли и стали приятелями. Иногда я одалживал у Гленна Типтона его тюнер, потому что своего у меня не было.

Помнишь ли ты выступление Iron Maiden в передаче “Top Of The Pops”?

Да, прекрасно.

Iron Maiden были второй и последней группой, которые выступали на этой передаче без фонограммы.

Я прекрасно помню это событие, потому что когда мы настраивали усилители, пришел звукоинженер и сказал: «Это очень громко!» У нас были усилители H&H с регулятором громкости и гейном, так что мы с Дэйвом Мюрреем убрали громкость, а гейн вывернули на максимум, и все звучало так, словно мы играем на репетиции. Клайву сказали заглушить звук барабанов, и мы звучали так (изображает пыхтение). Вот так мы и выступили.

Поступали ли тебе предложения от других групп после твоего ухода из Maiden?

Нет, потому что сразу после ухода из Iron Maiden я собрал Lionheart, которые стали моей жизнью на последующие шесть лет. То же самое касается и Mantis, где я пробыл 15 лет. (В это время подходит Тино Трой, и Деннис представляет его мне). Знакомься – Тино Трой из Praying Mantis, мой брат. Когда ты проводишь в группе столько лет, она становится твоей жизнью. Одна группа предлагала мне присоединиться к ней, но я был настроен на работу с Lionheart, где мы все были заодно, равно как мы были заодно с Крисом и Тино – мы словно одна семья.

И напоследок твои пожелания российским поклонникам.

Последний раз, когда мы были в России – я и Тино – мы были с этим мошенником Ли Хартом, и если я его еще когда-нибудь увижу, я прибью его (Тино Трой хохочет). Но я бы хотел снова вернуться в Россию, думаю, что и Тино был бы не прочь, и выступить на нескольких фестивалях на крупных площадках. Но нам потребуется группа и потребуются промоутеры, которые скажут: «Эй, приезжайте к нам, мы хотим, чтобы вы отыграли программу Mantis и сет из песен Iron Maiden». И мы обязательно приедем к вам и выступим.

Официальный сайт Денниса Стрэттона: http://www.dennisstratton.co.uk/

Выражаем благодарность Шону Фетцеру и Genesis Events за организацию этого интервью

Константин “Hirax” Чиликин
9 июля 2011 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker