Ария

Ария
Мы хотели, чтобы не было кривотолков

13.10.2011

Архив интервью

Смена фронтмена – всегда болезненный процесс, как для группы, так и для ее поклонников. Казалось бы, Арии к такому не привыкать – девять лет назад, когда на смену Валерию Кипелову пришел Артур Беркут, музыкальные форумы поначалу напоминали поле битвы, но потом страсти улеглись, и у новой Арии образовалась своя, ничуть не менее преданная аудитория. Тем не менее, когда летом этого года история повторилась, и уже Артур оказался в роли экс-вокалиста Арии, накал страстей был ничуть не меньшим. Как и в прошлый раз, имя нового фронтмена стало известно не сразу, что лишь подливало масла в огонь, а когда музыканты официально объявили, что место перед микрофоном займет Михаил Житняков из подмосковной группы Гран-Куражъ, основной мишенью для критики стал именно он. К счастью, новый альбом Арии под символическим названием «Феникс» не заставил себя ждать, и все желающие теперь могут сами оценить, как Михаил справился со столь серьезным испытанием. Ну а мы не смогли упустить возможность узнать все подробности о произошедших в группе переменах из первых уст – на вопросы HeadBanger.ru отвечают Виталий Дубинин и Михаил Житняков.

Несколько дней назад на сайте Нашего Радио появились фрагменты всех песен с альбома «Феникс». Вы уже успели почитать какие-то отзывы об альбоме? Насколько они совпадают с тем, что вы ожидали?

Виталий
: Я посмотрел, в каком формате Наше Радио выложило песни - какой они длины. Мы им давали кусочки чуть-чуть побольше, сначала хотели вообще целиком песни отдать, но выпускающая компания СОЮЗ сказала: «Нет уж, давайте по половинке». Я нарезал кусочки по четыре минуты, а когда послушал их на сайте, оказалось, что они гораздо меньше – в пределах трех минут. Я почитал комментарии, и мне кажется, что народ не понял. Я бы и сам, наверное, не понял… не то, о чем песня, а саму песню. Есть у нас коротенькие песни, например, «Дальний свет», они там более-менее представлены, и как раз на них реакция правильная. А те песни, которые по восемь минут, а их них выложены только короткие фрагменты, народ оценивает неправильно.

Музыканты часто говорят: «Я альбомом доволен полностью. Если бы не был доволен, то я бы его не выпустил». Но случается слышать и что-то типа: «Я не совсем доволен, но на тот момент диск надо было выпускать, а лучше сделать мы уже не могли». Насколько я понял из ряда интервью, диск «Крещение огнем» (2003), также записанный Арией после серьезных изменений в составе, относится как раз ко второй категории. А что Вы скажете про новый диск – полностью ли вы реализовали то, что задумано?

Виталий
: Я бы хотел сказать, что я всем доволен, но поскольку на альбоме большинство моих песен, это было бы нескромно. Если бы авторство было в таких же пропорциях, как раньше… Тем не менее, я скажу, что то, что получилось, меня устраивает. То, из-за чего мы затеяли весь сыр-бор со сменой вокалистов, то, что касается вокала, меня целиком и полностью устраивает. То, что касается музыки – я считаю, что мы сделали то, что хотели. По крайней мере, лично я.

Пауза между предыдущим диском «Армагеддон» (2006) и «Фениксом» составила пять лет – самый большой срок за всю историю Арии. С чем связана такая задержка?

Виталий
: Как-то так работалось. Работали и работали себе концерты, а желания записать альбом не было. Назревал какой-то нарыв… Я не видел в глазах Артура Беркута желания работать над новым альбомом, а соответственно, и у меня – я сейчас говорю за всех – не было особого желания записывать его быстрее. Песня пишется – пускай, торопиться некуда. Потом в прошлом году состоялся «Ария-фест», подготовку к нему мы начали задолго до самих концертов, и это тоже какое-то время отнимало. Одно наложилось на другое, но основная причина в том, что рвения что-то записать не было. Когда ситуация в группе поменялась, то, что получилось, вселяет надежду на то, что следующая студийная работа будет гораздо раньше. Во всяком случае, такое желание есть.

Насколько я понимаю, Михаила Житнякова присмотрели для Арии именно Вы. А почему именно Михаил? Чем он выделяется на фоне других вокалистов?

Виталий: Это вкусовщина, наверное. Я не могу сказать, что слушаю все молодые группы, но я в курсе ситуации. Я слышал людей, которые поют у Сережи Маврина – Андрей Лефлер, Артем Стыров, слышал Сергея Сергеева, Максима Самосвата. Но из всех перечисленных именно Михаил мне наиболее понравился. Понравился его тембр голоса, его диапазон, как он легко поет «верха», что необходимо во всех песнях Арии, понравилось даже то, как он выглядит. Это просто «нравится – не нравится».

Когда вы объявили о расставании с Артуром Беркутом, буквально на следующий день на одном из форумов появился пост: «Ждем Мишу Житнякова». Откуда ушла информация?

Виталий
: Я и сам до сих пор не понимаю, кто это мог быть. Я спрашивал Михаила: «Может быть, ты сам рассказал?» Он говорит: «Да нет». Так что для меня это загадка. Мы как раз не хотели раскрывать имя вокалиста.

Я впервые услышал Михаила в Династии Посвященных у Маргариты Пушкиной, и она предложила записать с ним сольный альбом. А я ляпнул: «Ну, давай попробуем!» Она меня давно подбивала: «Давай напишем какой-нибудь концептуальный альбом, что-нибудь про Египет». Потом эта идея была успешно похоронена, но, тем не менее, на концерт группы Гран-Куражъ мы сходили. Познакомились, правда, дальше это никуда не пошло. Возможно, информация о том, что «Дубинин приходил на концерт», просочилась – хоть и не от меня, но из окружения Михаила – пусть это было и довольно давно. Зачем он приходил? Ведь не просто так? Наверное, посмотреть на вокалиста! И когда все случилось, кто-то вспомнил об этой истории.

А другие вокалисты, фигурировавшие в обсуждениях на форумах, например, Михаил Серышев или Максим Самосват, вами как-то рассматривались? Или люди просто фантазировали?

Виталий: Конечно, фантазировали. Допустим, Максим очень хорошо спел «Игру с огнем». Он даже прислал нам эту запись перед тем, как отправлять ее для публикации на трибьюте. Я послушал, сделал ему комплимент, сказал: «Очень здорово, хорошо. Как ты там высоко поешь!». Он сказал: «На самом деле, я пою ниже, и, исполняя эту песню, я чуть не родил!» Я, к сожалению, плохо знаком с его творчеством в Эпидемии, но, наверное, он там поет чуть-чуть пониже, и если ему трудно петь «Игру с огнем» - а ведь это не самая «высокая» песня Арии, у нас есть и повыше – то, значит, ничего не получится.

А Мишу Серышева мы знаем очень давно, Сергей Попов с ним общается, и мы понимаем, что человек совершенно не хочет заниматься рок-музыкой. Он прекрасно себя чувствует в оперном жанре. Я понимаю, если бы Михаил работал бы в какой-то группе в рок-направлении, а так – все бросить? Соответственно, кандидатура Михаила никак не рассматривалась. Да и, по сути, не было у нас никакого кастинга. Первым, о ком мы вспомнили, был Михаил, я о нем заикнулся, и, слава богу, все получилось. Если бы не получилось, тогда был бы кастинг, и возможно, были бы и Самосват, и Серышев, и многие другие. А так получилось то, что получилось.

После сообщения об увольнении Артура Беркута Ария еще два месяца тянула с объявлением нового вокалиста, при этом еще какое-то время шли концерты с Беркутом. Я читал, что в это время происходило в Сети, и у многих была чуть ли не истерика от неизвестности. Такой двухмесячный переходный период – это был PR-ход, какие-то контрактные обязательства или что-то еще?

Виталий: У нас контракта как такового не существует. У нас есть письменное обязательство друг перед другом, но назвать это контрактом с каким-то концертным агентством нельзя. Мы поступили так, чтобы все выглядели в этой ситуации достойно. Записывать альбом за спиной у Артура было бы некрасиво по отношению к нему и также по отношению к Михаилу – получилось бы, что мы какие-то «серые кардиналы», которые втихую вершат свои дела. Конечно, ситуация была экстремальной, для Артура это было неожиданно, хотя он, в принципе, мог догадываться, что такая ситуация возможна. Мы сказали ему: «Мы готовы доработать столько, сколько ты считаешь нужным». У нас были «заряжены» концерты до конца августа, их мы и доработали. Никакого внимания мы привлечь не хотели, мы хотели, чтобы не было никаких кривотолков.

Михаил, Вы говорили, что студийная работа в Арии стала для Вас чем-то совершенно новым, что она в корне отличается от работы с группой Гран-Куражъ. Каковы главные различия?

Михаил: Во-первых, с группой Гран-Куражъ мы сначала очень долго репетировали материал и лишь потом приходили и записывали его. По большому счету, все вопросы снимались во время репетиций. Здесь же для меня было ново абсолютно все. Мне дали послушать новый материал и уже через какое-то время ждали в студии: «Все, приходи, начинай писать». Во-вторых, у меня никогда не было такого сильного вокального продюсирования. Помимо работы с Гран-Куражом я участвовал в других проектах, в основном, это проекты Маргариты Пушкиной, и там мне, конечно, помогали, но это не идет ни в какое сравнение с тем, как это сделал Виталий.

Вносились ли какие-то изменения в музыку под Ваш голос, или вокал писался, когда все остальные партии были уже полностью записаны?

Михаил: Действительно, когда я пришел, оставалось лишь записать вокал. Специально под меня ничего не меняли. Может быть, и были какие-то нюансы, но решения принимались не исходя из того, что в группе новый вокалист, а просто сами авторы что-то для себя во время записи находили и пытались экспериментировать. Если это получалось, то мы это так и записывали, если нет, то мы возвращались к варианту, который был на демо-записи.

В заглавном треке альбома часть интро поет Виталий Дубинин. Это уже не первый случай дуэтов в истории Арии, но все-таки чем вызвано разделение ролей в этой песне?

Михаил: Виталий сам прекрасно справляется с ролью вокалиста, музыкальное образование по классу вокала пошло ему на пользу. (Смеется). Если немного отмотать историю назад, то можно вспомнить такой проект, как «Авария», где ему пришлось спеть на целом альбоме, также он в качестве вокалиста поучаствовал в записи композиции «Кровь королей» на альбоме «Армагеддон». Я думаю, что многие из поклонников Арии ждали чего-то похожего и в этот раз. Это, как мне кажется, одна из основных причин.

«Феникс» выходит на лейбле СОЮЗ. В то же время не так давно музыканты группы говорили о том, что в индустрии упадок, что диски проще выпускать самим или вообще сразу выкладывать в Интернет. И сингл «Поле битвы» вы действительно выпускали своими силами. Чем вас все-таки привлек СОЮЗ?

Виталий: Наверное, ситуация меняется. Сингл «Поле битвы» выходил как раз в самый пост-кризисный период, и особо заморачиваться на том, чтобы ради сингла искать какую-то компанию, мы не стали. Мы знали, что не будем работать с CD-Maximum, потому что Юрий Богданов не мог выполнить ряд обязательств именно в силу этого разразившегося кризиса. Сейчас компании как-то оправились от этого, они трезво оценивают силы, и появились вполне реальные предложения. Предложение СОЮЗа было не единственным – во-первых, СОЮЗов два, и оба они делали нам предложения. Также нам поступало предложение от CD-Land, мы разговаривали с «Мистерией звука», с Classic Company, но в итоге выбрали СОЮЗ. Мы хотели выпустить альбом не позже первых чисел октября для того, чтобы поехать на гастроли, потому что они у нас были «заряжены» еще весной. Ехать на гастроли с новым вокалистом и со старой программой – это абсолютный моветон, так что одним из наших главных условий для лейбла был выпуск альбома не позднее первых чисел октября. При этом мы учитывали и сеть дистрибуции, и не в последнюю очередь и финансовый вопрос. СОЮЗ предложил нам лучшие условия по всем этим пунктом и согласился с нашими.

Есть ли теперь надежда на переиздание ваших старых альбомов, которые уже довольно сложно найти в продаже?

Виталий:
Многие компании хотят выпустить наш бэк-каталог в виде последовательных релизов или целой коробкой, и мы всегда только за. Однако история группы Ария насчитывает много лет, у нас переиграло много музыкантов, мы сотрудничали с разными рекорд-компаниями и подписывали разные контракты, порой кабальные для себя. Чтобы очистить права и подписать контракт на эту коробку, требуется колоссальная работа. Когда люди понимают, с чем придется столкнуться, они начинают над этим серьезно задумываться. Тем не менее, предложения поступают постоянно. С нашей стороны могу сказать, что мы мечтаем об этом.

Как будет построена ваша новая концертная программа? Сколько будет новых песен?

Виталий: В программу войдут как песни с нового альбома, так и старые песни. Сначала мы хотели ограничиться только теми старыми песнями, которые были записаны во времена Кипелова, и не трогать период Беркута, но потом попробовали «Колизей», «Последний закат» и поняли, что можем сыграть и их. Так что будут песни из предыдущих двух периодов, а в процентном соотношении – одна треть нового материала и две трети старого. Первый концерт пройдет уже 15 октября, а это практически сразу после выхода нового альбома, так что пока мы будем играть пять новых песен. По мере продвижения по гастрольному маршруту будем вводить какие-то другие новые песни или что-то менять.

Как Вы относитесь к тому, что Артур Беркут на своих сольных концертах поет такое количество «арийских» песен?

Виталий: Я считаю, что это неправильно. Артур в Арии не то, что не раскрылся, но это не совсем его. Если бы он спел больше песен периода Автографа или баллады с альбома, который он готовил перед тем, как прийти в Арию, это было бы гораздо лучше. Или что-то новое – вот он записал новый сингл, и медленные песни у него прекрасные. А то, что он поет «Волонтер» или «Тореро» - мы и в Арии-то их не играли. Не хочу сказать, что он не имеет к ним отношения – какое-то отношение он имеет, раз он играл в Арии, но я все равно считаю, что он избрал неправильный путь. Надо фильтровать репертуар. (Смеется).

С Артуром у вас была сделана англоязычная программа, которую вы в 2003 году исполняли на фестивале в Лужниках с Helloween. Почему после этого она не исполнялась и никогда не была записана?

Виталий: Потому что она никем не востребована. Она была сделана в виде эксперимента, и то его инициаторами были не мы, а организаторы «Роверфеста». Нам сказали: «Там будут одни «фирменные» команды, давайте, и вы тоже споете на английском». Программу мы сделали, но когда стали предлагать нашим промоутерам сыграть английскую программу, это вызывало некое недоумение. «Ну зачем? Вы поете на русском, вот и пойте». До ухода Кипелова, в конце 2001 года, Удо Диркшнайдер сказал нам: «Если вы запишете англоязычный альбом, перепоете свои песни на английском, я бы хотел его выпустить на своем лейбле». Но в новейшей истории Арии таких предложений не было.

Михаил, что теперь будет с Гран-Куражом? Вы говорили, что третий альбом с этой группой запишете, но что будет потом? Группа будет искать нового вокалиста или превратится в студийный проект?

Михаил:
Сейчас все мое внимание должно быть сосредоточено на Арии. Впереди большой гастрольный тур, промежутки между концертами минимальны, так что если говорить о концертной деятельности с группой Гран-Куражъ, я не вижу никакой ближайшей перспективы. Ребята это понимают. Просто в группе сейчас нет другого вокалиста. Мы разговаривали на эту тему с лидером группы Михаилом Бугаевым и со всеми ребятами. Так или иначе, материал к третьему альбому Гран-Куража репетировался весь 2010 год, в большей степени он написан, и я считаю своим долгом все-таки его записать, потому что он все равно у многих будет ассоциироваться со мной. Если ребята найдут в ближайшее время вокалиста, я буду только рад и с радостью продолжу с ними общение. Я думаю, нас также можно будет с ними многократно увидеть на концертах.

Будет ли в новом составе продолжена традиция новогодних концертов Арии?

Виталий:
Мы с уходом Беркута потеряли артиста оригинального жанра. (Смеется). Я не знаю, какие в этом плане возможности у Михаила - чего греха таить, мы пока с Михаилом знакомы мало - но я чувствую, что переплюнуть Беркута будет сложно. В этом году мы точно не хотим ничего такого делать. Когда будем понимать друг друга с полщелчка, тогда, может, придумаем что-нибудь оригинальное.

То есть, возможности увидеть Михаила в трусах пока у поклонниц не будет?

Михаил: Не в ближайшее время!
Виталий: Если только в гостиничном номере… (Дружный смех).

В продолжение несерьезной темы – Виталий, насколько мне известно, у Вас готова целая программа на стихи Маргариты Пушкиной, сильно отличающаяся от того, что Вы делаете в Арии. Будет ли она когда-либо издана?

Виталий: Эта программа написана, но не записана. Я написал музыку на готовые тексты Риты, чего со мной никогда раньше не было. Мы планируем уже пятый год это издать, но… Если это делать с музыкантами Арии, то это мне кажется не совсем правильным, а искать новых музыкантов или брать сессионных – все это достаточно хлопотное дело. А в связи с подготовкой нового альбома Арии в прошлом году и его записи в этом году времени у меня совершенно нет. Если появится возможность в плане свободного времени – мы, конечно, это запишем. Даже не для издания, чтобы просто было. Я готов это просто в Сеть выложить.

В конце прошлого года в нескольких городах прошли юбилейные концерты Арии, посвященные 25-летию основания коллектива. Почему на этих концертах не велась официальная видеосъемка? Многие считают, что такое историческое событие стоило бы запечатлеть…

Виталий: У нас была договоренность, чуть ли не письменная, что «Петербург Пятый Канал» будет снимать этот концерт. Они сами изъявили желание. Мы направили во многие средства массовой информации информацию о том, что будет такой концерт, и предложение его снять, «Петербург Пятый Канал» живо откликнулся, они сказали нам: «Ребята, мы все снимем, смонтируем, отдадим вам исходники». Было оговорено все вплоть до деталей, мы думали: «Как здорово – раньше мы все снимали в Москве, а теперь в Питере, в большом зале…» Но буквально за неделю до концерта у них поменялось какое-то руководство, и нам позвонили и сказали: «Ребята, извините, но нам не дают технику». Найти кого-то другого за этот короткий период просто было невозможно. Потом нам стали говорить: «А чего вы, у вас же через месяц концерт в Екатеринбурге!» Но брать местную бригаду в Екатеринбурге мы побоялись – это во-вторых. А во-первых, все уже все сняли в Москве и в Питере и сделали фанатский DVD. Актуальность официального диска, как нам казалось, пропала.

Вы, кстати, видели этот фанатский DVD?

Виталий: Да, видел, один раз посмотрел. У Риты Пушкиной он есть, причем не просто скачанный, а физический носитель. Она мне поставила, мы посмотрели несколько песен. Кстати, я ожидал худшего. Если бы звук был не с камеры, а с пульта, то было бы вполне себе ничего.

Говорят, что есть официальная запись 20-летия Арии…

Виталий: Да. К сожалению, мы не находим общий язык с человеком, который его снимал. Снимал он на свои деньги, поэтому собственников исходников является он. Однако и он не может что-либо сделать без нас, потому что нужно согласие авторов и исполнителей. Он приходил к нам на прощальный концерт с Беркутом, мы его спрашивали: «Ну что? Ну когда?» «Вот, я сейчас занимаюсь 3D, обещаю, что в будущем году мы подойдем вплотную и выпустим». Я ему говорю, что у нас сейчас такой период, когда Артур уходит, и такой релиз был бы очень кстати, там же Беркут. Но человек почему-то не мычит и не телится.

Ваши гастроли распланированы чуть ли не до конца года, но я не вижу среди дат Москвы. Почему? Когда вас все-таки можно будет увидеть в столице?

Виталий: Это закономерно, что мы не даем здесь концертов. Во-первых, мы в августе отыграли с Артуром, а сейчас у нас новый вокалист, и мы хотим даже не столько его обкатать, сколько почувствовать друг друга на сцене. Это не значит, что мы едем по какому-то захолустью, но Москва – это, можно сказать, как экзамен, так что должно пройти некоторое время. Так что мы считаем, что самое время для того, чтобы сыграть в Москве – это конец зимы или начало весны.

Ждем с большим нетерпением! Будет очень интересно послушать!

Виталий: Нам тоже интересно, что получится.

Официальный сайт группы Ария: http://www.aria.ru/ 

Выражаем благодарность Наталье Ступниковой (пресс-атташе группы Ария) за организацию этого интервью

Интервью - Роман Патрашов
Фото - официальный сайт группы Ария, Наталья "Snakeheart" Патрашова, Ольга Дорофеева
1 октября 2011 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker