Pain

Pain
Отличная музыка для вечеринок

07.06.2011

Архив интервью | English version

Спокойный и доброжелательный, хотя и немного усталый голос, сдержанный, хрипловатый смех – на проводе Петер Тагтгрен, бессменный лидер культовой шведской группы Hypocrisy, единоличный и полновластный творец не менее культового проекта Pain, блестящий продюсер, мастер по созданию хитов и просто любимец публики. Незадолго до своего очередного приезда в Россию, приуроченного к выходу нового альбома Pain “You Only Live Twice”, Петер подарил мне полчаса своего драгоценного времени и, несмотря на то, что до этого он уже несколько часов давал интервью, охотно ответил на мои нехитрые вопросы.

Совсем скоро, еще до официального релиза альбома “You Only Live Twice”, состоятся выступления Pain в России. Чем российские поклонники заслужили право быть первыми, кто услышит твои новые песни?

Даже не знаю… Мы просто любим Россию! По-моему, мы и в прошлый раз начали свой тур именно с России. Точно не помню, но, вроде бы, да. Нам всегда так хорошо у вас. Я до сих пор не могу забыть наш первый большой тур по России, когда мы добрались аж до Иркутска, - мы смогли забраться вглубь страны, а не только проехаться по ее западной части и посмотреть Санкт-Петербург и Москву. Это было очень круто, и я думаю, что мало какие другие европейские метал-группы видели так много российских городов, как мы.

Чем же тебя так очаровала наша страна?

О, да всем! Мне просто очень приятно к вам приезжать. Вообще-то, Москва и Санкт-Петербург мало чем отличаются от крупных скандинавских городов, но чем дальше ты заезжаешь, тем больше… собственно России ты видишь вокруг. Когда я впервые оказался в Москве, я подумал: «О, ну здесь прямо как в Стокгольме», - и с Санкт-Петербургом было то же самое, он показался мне похожим на Хельсинки. Но потом, когда мы проехались по другим, менее крупным, городам, стало понятно, что это какая-та совершенно другая культура. Так и с другими странами бывает. Поедешь ты … ну, не знаю… в Америку, например, - и тебе там тоже все будет странно и непривычно. Или в Южную Америку – то же самое будет. Очень круто, если у тебя есть возможность посмотреть мир, посетить места, где раньше не был.

Судя по названию, альбом “You Only Live Twice” («Ты живешь только дважды») может быть посвящен человеку, который всю жизнь прятал в долгий ящик все свои мечты и чаяния, но в какой-то момент все-таки собрался с силами и одержал верх над своей унылой судьбой…

Хммм… Ну, нет, не совсем. Вообще-то речь о зависти и о тех людях, которые недовольны собой и своей жизнью, и надеются на «второй шанс». Вот как-то так.

Почему ты обратился к этой теме и настолько ею увлекся, что аж целый альбом ей посвятил?

Не знаю… Вообще-то этой теме посвящена только одна песня, а альбому я дал такое же название просто потому, что оно хорошо звучит. Но для многих такое пожизненное недовольство собой реально становится большой проблемой. Да и все остальное, о чем я пою на этом альбоме, не какие-то выдумки и фантазии – все эти темы взяты из реальной жизни, а жизнь прожить, как известно, не поле перейти, она может и больно ранить. Все песни альбома совершенно не обязательно притягивать за уши к его названию. Как правило, когда группа дает диску название, она не подразумевает, что все песни на нем посвящены только одной тематике. Но, по большому счету, альбом “You Only Live Twice” посвящен жизни вообще – точнее, ее темной стороне. Поэтому можно сказать, что в какой-то степени каждая песня по-своему отражает это название.

Ваш первый сингл “Dirty Woman” не похож на типичную песню Pain – он удивил ваших фанатов, многие из них сочли, что эта песня больше подходит группе AC/DC. Вы нарочно так шокировали своих поклонников?

Да. (Смеется). Да. Зачем появляться с чем-то, чего от тебя все ожидают? Гораздо интереснее вызвать споры в сети, «разбудить» людей, показать всем, что Pain вернулись. Второй сингл, который вот-вот выйдет, будет очень типичной для  Pain песней. Но начинать с нее нам не захотелось – по-моему, это скучно. Уж такой я человек – терпеть не могу делать одно и то же по нескольку раз, лучше я сделаю несколько шажочков вперед, постараюсь как-то развить звучание и стилистику Pain. Я все время в поиске – ведь совершенству нет предела. Мой первый альбом звучал так, второй иначе, третий вообще совсем по-другому – и так должно быть и дальше, я эволюционирую и как человек, и как автор песен, музыкант… Пока живешь, надо двигаться вперед.

Но вообще ты согласен, что получилось похоже на AC/DC?

Я бы не сказал, разве что вокалом. Поначалу я записал вокал в обычной для Pain манере, но получилось не очень, - я решил его переписать, столько всяких стилей перепробовал… Подбирал подходящий вариант недели две, не меньше. Вообще не только с этой песней так было – почти каждая песня на альбоме состоит из стилистически разных частей, и мне все время приходилось подыскивать новый стиль исполнения, который бы гармонично сочетался с той или иной музыкальной вставкой. Это всегда что-то вроде большого приключения. Я не знаю, что у меня получится, до тех пор, пока не найду «правильное» звучание – пока не почувствую, что уже ничего не надо менять. Вот для этой конкретной песни подошел такой вокал, но это совсем не значит, что я так же пою на всем альбоме.

Ты сказал, что этой песней хотел «разбудить людей». Но ты же знаешь, стоит только сделать что-нибудь неожиданное и из ряда вон выходящее, как потом от критиков не отобьешься. Тебя не задевают недоброжелательные отзывы на твое творчество?

Нет. Всегда найдутся какие-то узколобые, ограниченные личности, но нормальных людей все-таки больше. Да и вообще у Pain никогда не было строгих рамок, которых мне бы приходилось придерживаться. Все альбомы Pain и все отдельно взятые песни могут быть очень разными, это никого не должно удивлять. Важна только суть… Суть всегда останется одна и та же: Pain - это отличная музыка для вечеринок.

Pain – твой сольный проект, и ты работаешь над ним по большей части в гордом одиночестве, запершись в своей студии. У тебя не возникает порой чувство, что тебе не помешала бы чья-то помощь – чтобы кто-то посмотрел со стороны на то, что ты делаешь, и подкинул бы какие-то свежие идеи? Или ты полагаешься только на свой вкус и собственные силы?

Да, альбомы Pain даются мне нелегко, потому что я один должен заниматься работой минимум четырех человек. Сначала надо написать песни, потом исполнить их, а потом я еще должен сам продюсировать и микшировать альбом. У меня на все это уходит уйма времени, но… Понимаешь, каждый альбом Pain для меня – это вызов самому себе, проверка себя на прочность, и потом, когда альбом готов, я испытываю неимоверную гордость, вспоминая, сколько сил я на него угробил.

А тебе не скучно по 24 часа в сутки торчать одному в студии?

Неа, для меня это, скорее, что-то вроде терапии. Я не могу целыми днями болтать без умолку, как некоторые… Я лучше тихо сам с собой о чем-нибудь подумаю. Я вообще много думаю. И мне нравится быть одному, - пусть этот безумный мир вращается вокруг меня, а я посижу спокойно в одиночестве.

В одном интервью ты признался, что написание текстов песен для тебя проблема, – ты пишешь их в последнюю очередь, и тебе не всегда хватает времени на то, чтобы тщательно их продумать. Как обстояло дело с текстами на этот раз?

На самом деле, обдумать тексты до того, как выпустить альбом, вполне возможно – на это всегда находится время. Но проблема в том, что в первую очередь я все-таки композитор, а не автор текстов, поэтому я часто зависаю над чистым листом бумаги и долго-долго смотрю в стену, прежде чем придумаю, о чем же мне стоит спеть. Когда музыка уже готова, и надо записывать вокал, я сижу и думаю: «Так, ну и о чем мне петь?» И тут начинается: «А важно ли это для меня? А для других? И как вообще это можно выразить?» Замучаешься.

Когда-то ты говорил, что для Pain ты пишешь более личные тексты, чем для Hypocrisy. Это и по сей день так?

Думаю, да. То, что описано в этих текстах, знакомо каждому. Я не пою о том, что считаю себя богом, или еще что-то в таком духе. Мои песни рассказывают о том, что я чувствую, о чем думаю, что со мной происходит, - и мне кажется, что нечто подобное испытывает каждый. Поэтому тексты Pain такие доходчивые.

А для текстов Hypocrisy ты придумываешь нереальные истории и нереальных персонажей, да?

Да, там может быть все, что угодно, от сюжета ужастика до религиозной притчи, от фэнтези до научной фантастики. Все, что придет мне в голову.

Сингл “Dirty Woman” ты сам выложил в сеть для бесплатного скачивания. Как считаешь, в ближайшем будущем музыка будет распространяться исключительно посредством Интернета?

Да, возможно. Думаю, единственное, что мода на скачивание никак не затронет, это рок-шоу - оно навсегда останется таким, какое есть. Бороться с будущим бесполезно, надо идти в ногу со временем – чему быть, того не миновать, нужно только как-то подстроиться, придумать что-то новенькое. И лично меня это абсолютно не напрягает, я не стану говорить: «Эй, нечего скачивать мою музыку». Но я уверен, что смотреть в Интернете живой концерт никто не захочет. Ведь гораздо интереснее оказаться там, в толпе, и побеситься. И так будет всегда. Ну и потом фанаты могут поддержать нас и каким-нибудь другим образом – футболки купить, например.

То есть ты считаешь, что главное для музыканта – выступать живьем?

Для начала надо написать хорошие песни. (Смеется). Нет, конечно, альбомы тоже хотелось бы продавать. Все звукозаписывающие компании разорятся, если никто не будет покупать диски. И группам станет очень сложно записать свою музыку в хорошем качестве. Вот они, негативные последствия прогресса.

Ты знаешь, что тебя назвали «королем рингтонов»?

Да, я слышал. Но, по-моему, это только русские до такого додумались.

У тебя самого какая мелодия на телефоне стоит?

Понятия не имею… По-моему, у меня просто какой-то обычный, старый телефонный звонок. Но вообще да, рингтоны с “Shut Your Mouth” тут в Швеции, да и в других странах, много у кого услышать можно.

Но тебе самому такой «высокий титул» льстит?

Я как-то об этом не задумывался. Мне все равно, как меня называют. У меня есть дела поважнее, чем выяснять, кто как меня называет. Если меня считают человеком, который пишет рингтоны, - мне плевать. Хотя, наверное, это хорошо – значит, я пишу хорошие мелодии.

Думаю, все дело в том, что они очень запоминающиеся…

Да, я тоже так думаю… Во всяком случае, надеюсь! (Cмеется).

Ты говорил, что на обложке своего нового альбома ты хотел бы увидеть нечто среднее между «Кошмаром перед Рождеством» и «Алисой в Стране Чудес»…

Не совсем уж «нечто среднее», но что-то в такой же мрачноватой, причудливой стилистике.

То есть тебе нравятся мрачноватые сказки в духе Тима Бертона?

Не то, чтобы очень уж нравятся… Но визуальные образы там отличные. И, конечно, такие фэнтези-истории иногда очень помогают отключиться от повседневных проблем, расслабить мозг и отдохнуть от бесконечного стресса.

А книжки в жанре фэнтези ты читаешь?

Нет, честно говоря, я вообще не читаю. Мне никогда не хватает… терпения, наверное, чтобы вот так сесть и почитать книгу, потому что у меня мысли носятся со скоростью 120 км/ч. Я вообще не могу сидеть спокойно, это совершенно невозможно.

Ничего себе! Но в продолжение темы фэнтези, я все-таки спрошу еще вот что: почему в твоем творчестве так часто фигурируют инопланетяне?

Раньше, в детстве, я увлекался фантастическими историями, с удовольствием смотрел фантастические фильмы – мне казалось, что это все очень круто. И, став старше, я стал писать об этом песни – где-то уже в 90-х. И, должен сказать, я действительно верю в то, что где-то на просторах вселенной живут другие разумные существа – ведь космос безграничен, и в нем безусловно должны быть какие-то другие формы жизни. Я не говорю, что инопланетяне раз в неделю прилетают навестить нас, это было бы как-то глупо, - но я уверен, что где-то должны быть либо более разумные, чем мы, существа, либо, наоборот, менее разумные, но развивающиеся. Во вселенной бесконечное множество других солнц, а там, где есть солнце, может быть и жизнь.

Ты говорил, что не веришь ни в Бога, ни в судьбу. Неужели нет никаких «высших сил», существование которых ты бы не подвергал сомнению?

Я верю только в себя. И я считаю, что всем остальным тоже нужно верить только в себя. По-моему, религия не должна указывать людям, как им жить. Любому из нас хватит сил взять свою жизнь в свои руки и прожить ее так, как нужно, вместо того, чтобы придумывать какие-то там сказки. Глупо верить в истории, правдивость которых никто не может доказать.

Ну, если я правильно тебя поняла, твоя «жизненная установка» звучит довольно позитивно: верь в себя, стремись к достижению цели, и ты всего добьешься.

Да… Конечно, у каждого из нас разная «стартовая площадка», разные условия, и некоторым по жизни приходится тяжелее, чем другим. Но все равно, если у тебя есть талант и изобретательность, нужно слушать свое сердце и двигаться вперед.

Я знаю, что ты с большим интересом относишься к актерскому ремеслу и даже как-то снимался в одном фильме. Можно ли ожидать в скором времени появления Петера Тагтгрена-актера?

Пока никаких планов у меня нет, но, будь у меня такая возможность, я бы от нее не отказался. Я снимался в фильме “Exit” с Мэдсом Миккельсеном в главной роли – и это было очень увлекательно. Мне и в клипах нравится сниматься, мне вообще нравится играть на камеру. Я бы с удовольствием делал это почаще.

Чем тебя привлекает актерство? Возможностью на время перевоплотиться в другого человека?

Да, меня всегда завораживает процесс создания в кадре какого-то определенного чувства, определенной эмоции из ничего, просто «из воздуха». В музыке тоже так – ты создаешь нечто из ничего. А потом, когда слушаешь альбом, тебе это «нечто», этот драйв передается, ты чувствуешь его, - то же самое, когда смотришь фильм.

Уверена, что ты не только снимаешься в своих клипах, но и придумываешь их концепции…

Отчасти, да. Для нашего последнего видео “Dirty Woman” я придумал эту фишку с уничтожением барабанной установки и предложил, чтобы в фокусе чаще был барабанщик, а не вокалист.

Сегодня мы как-то больше разговариваем о Pain, но, может, расскажешь, как дела у Hypocrisy?

Ну, у нас пока перерыв. Мы ждем, пока нас что-нибудь «сподвигнет», если можно так сказать, на написание нового материала. Мы не хотим торопить события: если нам потребуется год на запись нового альбома, хорошо, если два или пять – тоже нормально. Поживем-увидим. Мы просто не хотим выпускать хреновую музыку. А потому пока мы не выжмем из себя все, на что будем способны, мы не выпустим новый альбом. Мы двадцать лет горбатились не для того, чтобы сейчас, достигнув своего нынешнего уровня, выпускать скроенные на скорую руку альбомы.

Тебя давно прозвали «трудоголиком» - кажется, что ты сочиняешь или записываешь 24 часа в сутки. Ты вообще что-то другое в жизни делать успеваешь?

Делать детей. (пауза) Но вообще я очень люблю готовить.

Да ладно! И как, можешь похвастаться выдающимся талантом кулинара?

Говорят, что да, мне самому сложно судить.

И что же ты готовишь?

Да всякое-разное. Я люблю готовить такую еду, на которую уходит много времени, часа два-три, - меня это успокаивает.

Ого! А вообще случается ли с тобой такое, чтобы ты так уставал от музыки, что не мог бы даже думать о ней?

Да, бывают такие моменты, когда вдруг закрадывается мысль: а не запрыгнуть бы в первый попавшийся самолет, улететь в пустыню или на необитаемый остров и затаится там лет на 20? Музыку-то я писать люблю, но вот музыкальный бизнес терпеть не могу, он меня выводит из себя.

Ну а если не в пустыню, ты вообще куда-нибудь ездить любишь?

Путешествовать я люблю, мне нравится ездить в разные страны, встречаться с разными людьми, с фанатами…

Я вообще-то имела в виду не туры и деловые поездки, а банальный туризм.

Ну, могу съездить на недельку, но потом меня начнет все бесить, и я захочу домой.

То есть валяться на пляже ты не любитель?

Нет, если уж очень сильно захочется, съезжу максимум на неделю – и то, если будет время. Но обычно, как только у меня выдается хоть один свободный денек, я запираюсь в студии и пишу музыку.

Ты продюсировал много других групп. Как ты считаешь, хороший продюсер может «наколдовать» группе гораздо лучшее звучание в записи, чем на самом деле? Или это все-таки от самой группы зависит, от того, насколько хорошо они играют?

Думаю, что может, но это не поможет им, когда придется выступать живьем. Конечно, есть куча всяких хитростей, как сделать звучание в разы лучше, но когда-нибудь все равно придется играть свои песни вживую, и тогда всем станет ясно, что на самом деле вы играете какое-то дерьмо, которое в студии превратили в искусственную конфетку.

Тебя самого все еще привлекает работа продюсера?

Да, очень. Мне это правда нравится. Съездить в тур всегда приятно, но когда он заканчиваются (а вместе с ним и твои силы), хочется вернуться домой, засесть в студии и заняться продюсированием других групп.

Но тебе не кажется, что продюсирование других команд отнимает у тебя слишком много энергии, которую ты мог бы потратить на собственную музыку?

Ну, активно я этим занимался последние года три-четыре или, может быть, пять, а теперь я сосредоточился на собственной музыке и продюсирую не больше двух-трех групп. Когда у меня всего две-три команды, я вполне успеваю отслеживать, что они там делают, и держать под контролем процесс записи.

Что бы ты сделал, если бы тебе выпала возможность прожить жизнь дважды? Ты бы что-то в ней изменил?

Да, я не стал бы жениться два раза. Тогда мне бы не пришлось дважды разводиться. Хотя, наверное, надо делать подобные ошибки, чтобы учиться на них.

То есть ты бы женился только один раз?

Или вообще бы не женился.

Ты так разочаровался в браке?

Да. Люди почему-то очень меняются после свадьбы.

И что, даже большая любовь не поможет?

Не знаю. Я не романтик. Для меня любовь - только лишняя головная боль.

Поэтому лучше быть одному?

Нет, одному быть не обязательно. Просто лучше не жениться.

Ни в чем себя не ограничивать и заводить девушек по всему свету…

Да, миллионы девушек! (Смеется).

Хорошо, с самым большим разочарованием в твоей жизни мы разобрались, а что же для тебя самая большая гордость и отрада?

Моя музыкальная карьера. Я смог так долго держаться на плаву, меня это очень радует. А еще у меня есть сын, которым я тоже очень горжусь.

Официальный сайт Pain: http://www.painworldwide.com  

Выражаем благодарность Алексею Кузовлеву (The Motley Concerts) за организацию этого интервью

Интервью и перевод с английского - Ксения Артамонова
Фото - Хелле, Денис Гориа
19 мая 2011 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker